ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-11785/2021 от 03.08.2021 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-255/2021

05 августа 2021 года                                                                          15АП-11785/2021

Резолютивная часть постановления объявлена августа 2021 года .

Полный текст постановления изготовлен 05 августа 2021 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,

судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рымарь Р.В.,

от МКУ «Приморье»: ФИО1 по доверенности от 11.01.2021 № 1,

от УФК по Ростовской области: ФИО2 по доверенности от 28.06.2019
№ 58-14-13/14-7175,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

муниципального казенного учреждения «Приморье»

на решение Арбитражного суда Ростовской области

от 21.05.2021 по делу № А53-255/2021

по исковому заявлению Управления Федерального казначейства по Ростовской области

к муниципальному казенному учреждению «Приморье»

(ИНН <***>, ОГРН <***>)

при участии третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации; администрации города Таганрога

о возмещении ущерба,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федерального казначейства по Ростовской области (далее – управление, УФК по Ростовской области) обратилось с исковым заявлением в Арбитражный суд Ростовской области к муниципальному казенному учреждению «Приморье» (далее – учреждение, МКУ «Приморье») о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации в размере 11 110 720,77 руб.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации; администрация города Таганрога.

Решением суда первой инстанции от 21.05.2021 с МКУ «Приморье» взыскано в доход федерального бюджета ущерб в размере 11 110 720, 77 руб., государственная пошлина в размере 114 107 руб.

Не согласившись с принятым судебным актом, МКУ «Приморье» обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.

В обоснование апелляционной жалобы учреждение ссылается на то, что предписание управления было заведомо не исполнимо. МКУ «Приморье» не могло исполнить предписание самостоятельно за счет собственных денежных средств, поэтому учреждение подало исковое заявление в Арбитражный суд Ростовской области к ООО «Панорама-Юг» о взыскании неосновательного обогащения в размере 21 002 306, 01 руб. (в том числе 11 110 720,77 руб. из федерального бюджета). Результаты проверки учреждения сами по себе не могут служить доказательством получения неосновательного обогащения, сам по себе акт не является обоснованным возражением по объему и стоимости работ. Целевое назначение предоставленной субсидии является благоустройство общественных территорий по кодам классификации расходов бюджетных обязательств. Вывод об их нецелевом использовании не может быть признан правомерным, пусть даже при их использовании и были допущены какие либо нарушения. Отсутствие в исполнительных документах сертификатов на установленные материалы (оборудование) не является безусловным подтверждением того, что МКУ «Приморье» приняты и оплачены иные материалы (оборудование), не предусмотренные контрактом. Отсутствие исполнительной документации на данные работы также не подтверждает факт завышения объема выполненных работ; акт основан на визуальном осмотре и выборочных обмерах, которые осуществляли контролеры-ревизоры УФК по Ростовской области, не обладающие специальными знаниями, позволяющими сделать достоверные выводы. Достаточных, документально обоснованных возражений по объему и стоимости работ, предоставленных УФК по Ростовской области, материалы дела не содержат, как и не содержат доказательств того, что выполнение работ в сложившейся ситуации иным лицом было бы возможно за меньшую цену. Судом не приняты во внимание возражения МКУ «Приморье» о том, что стоимость работ определена в соответствии со сметной документацией, прошедшей государственную экспертизу, по результатам которой выдано положительное заключение; не приведено обоснований отличия стоимости фактически оплаченных подрядчику работ и стоимости, установленной в контракте, со ссылкой на доказательства, которыми бы подтверждалось указанное обстоятельство. УФК по Ростовской области не доказало, что МКУ «Приморье» является лицом, в результате действий (бездействий) которого возник ущерб, а также не доказал факты нарушения обязательств или причинение вреда, наличие убытков. Наличие неисполненного и неоспоренного предписания УФК по Ростовской области само по себе не является неопровержимым доказательством наличия в действиях МКУ «Приморье» факта правонарушения и соответственно, основанием для взыскания с него убытков. Судом необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства МКУ «Приморье».о привлечении к делу ООО «Панорама-Юг» в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно спора, которое являлось подрядчиком по контракту и ходатайства о назначении судебной экспертизы. Акт проверки УФК по Ростовской области сам по себе не является подтверждением завышения оплаты МКУ «Приморье» по муниципальному контракту в размере 11 110 720, 77 руб. и не подтверждают выполнение работ в меньшем объеме.

Общество в апелляционной жалобе заявило ходатайство о проведении судебной строительно-технической экспертизы.

В отзыве на апелляционную жалобу Управление Федерального казначейства по Ростовской области просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представитель МКУ «Приморье» доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.

Представитель Управления Федерального казначейства по Ростовской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.

В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Суд апелляционной инстанции отказал в проведении судебной экспертизы.

В соответствии с частью 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации экспертиза назначается судом в случаях, когда вопросы, возникающие в ходе судебного разбирательства, нельзя разрешить без оценки фактов лицом, обладающим специальными познаниями. Само по себе заявление лицом, участвующим в деле, ходатайства о назначении экспертизы не создает обязанности суда провести ее. В данном случае суд счел возможным рассмотреть спор с учетом самостоятельной оценки имеющихся в деле доказательств.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.

Как следует из материалов дела, в рамках государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и на основании соглашения от 09.02.2018 № 069-08-2018-045 из федерального бюджета бюджету Ростовской области предоставлены средства в виде субсидии на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды.

Средства из бюджета Ростовской области предоставлены муниципальному образованию «Город Таганрог» для реализации вышеназванного мероприятия (Соглашение от 17.04.2018 № 60737000-1-2018-005) (т. 6 л.д. 137).

МКУ «Приморье» 24.07.2018 заключило с подрядной организацией обществом с ограниченной ответственностью «Панорама-Юг» (далее - ООО «Панорама-Юг») муниципальный контракт № 0158300007818000450-0225026-01 на благоустройство общественной территории парка Приморский (II этап), расположенного по адресу: <...> на общую сумму 112 138 173,68 руб.
(т. 2 л.д. 134).

В соответствии с приказом Управления Федерального казначейства по Ростовской области от 02.04.2019 № 339 «О назначении (проведении) плановой выездной проверки в муниципальном казенном учреждении «Приморье»» в МКУ «Приморье» проведена проверка предоставления и использования субсидий из федерального бюджета на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды.

В ходе проверки, с целью установления соответствия фактически примененных на объекте материалов и оборудования, принятым и оплаченным на основании приказа МКУ «Приморье» от 15.04.2019 № 12-ОД «О создании комиссии для выполнения контрольных замеров» создана комиссия (т. 6 л.д. 9) для проведения выборочных контрольных обмеров и визуального осмотра выполненных видов и объемов работ по благоустройству общественной территории парка Приморский и в период с 17.04.2019 по 18.04.2019 с участием представителей учреждения, управления, подрядчика, строительного контроля проведены выборочные контрольные обмеры и визуальный осмотр выполненных видов и объемов работ по объекту (т. 6 л.д. 10).

По итогам проверки 08.05.2019 составлен акт, согласно которому в действиях учреждения выявлены нарушения бюджетного законодательства (т. 1 л.д. 114).

В ходе проверки выявлены следующие нарушения:

1. МКУ «Приморье» неправомерно приняты и оплачены подрядной организации ООО «Панорама-ЮГ» фактически не использованные при выполнении работ материалы и фактически не установленные в ходе благоустройства парка Приморский (II этап) элементы освещения и малые архитектурные формы, в том числе неправомерно приняты и оплачены:

- 288 Панелей PREMUM-perimetr 2030x2500 д. 4 (RAL 6005 (зеленый) яч. 50x200) из горячеоцинкованного прутка диаметр 4 мм. 4 гибов по высоте карты с нанокерамическим покрытием + полимерным порошковым покрытием RAL 6005 (зеленый). Толщиной проволоки с учетом покрытия -4,2 мм, ячейки 50мм х 200мм (производство ООО «Простор Групп»), вместо которых фактически установлены более дешевые Панели GrandLine@ Medium с полимерным покрытием, размером секции 203мм х 251мм, размером основной ячейки 200мм х 55мм, диаметром прутка с учетом покрытия 4 мм, цвет зеленый RAL 6005 (производство ООО «Производственное объединение «Металлист»);

- 215,05 погонных метра Ограждения из нержавеющий стали AISI201 Prima с двойным поручнем для взрослых и детей, вместо которого фактически установлено более дешевое ограждение из нержавеющей стали AISD04 с двойным поручнем для взрослых и детей (производство MidsonInternationalCo., Ltd, Тайвань);

- 340 саженцев Бирючины овальнолистной (лат. LigustrumovalifoliumAureum), вместо которого фактически высажены более дешевые саженцами Бирючины обыкновенной Auria (лат. LigustrumvulgareAurea) высотой 30 - 50 см;

- 115 Урн У1/УН1, У-1, объем 50 л, вместо которых фактически установлены более дешевые Урны 11 - RAL 7016 OZC2358050 (габаритами 1000x370x370) (производство ООО «Алюдэко-К»);

- 213 Опор освещения декоративных с полимерным покрытием, Н=6 м, с в комплекте с фундаментом, кронштейном и анкерной системой, торговой марки ДИАС (производства ООО «ДИАС» г. Краснодар), вместо которых фактически установлены более дешевые Опоры освещения декоративные с полимерным покрытием ОС-6 с закладной деталью ФМ 0,108-1,25 и Кронштейном К1-1,0-1,0 оц (изготовитель ООО «Энерго-Монтаж»).

2. МКУ «Приморье» неправомерно приняты и оплачены подрядной организации ООО «Панорама-Юг» работы и материалы, в том числе:

- работы при подключении модульной туалетной кабинки к водопроводу по расценке ТЕР06-01-041-01 «Устройство перекрытий безбалочных толщиной: до 200 мм на высоте от опорной площади до 6 м», не соответствующей фактически выполненным работам (устройству фундаментной железобетонной плиты), так как следовало применить расценку ТЕР06-01-001-16 «Устройство фундаментных плит железобетонных: плоских», что привело к завышению стоимости работ;

- фактически не выполненный объем работ по установке металлических столбов высотой до 4 м: с погружением в бетонное основание для установки скамеек по расценке ТЕР09-08-001-01, а также фактически не использованный Бетон тяжелый, крупность заполнителя 10 мм, класс В15 (М200) по расценке ТССЦ-401-0086 (согласно Акта контрольных обмеров крепление скамеек выполнена без бетонирования на анкерных болтах);

- работы по установке бортовых камней бетонных: при других видах покрытий без применения обязательных понижающих коэффициентов к объёму бетона к=0,86 и к объёму раствора к=0,33 согласно Приложения 27.3 пункта 3.8 технической части ТЕР27, что привело к необоснованному завышению сметной стоимости и неправомерной оплате;

- фактически не выполненный объем работ по установке стальных опор с закладными деталями в количестве 213 шт. по расценкам ТЕРОб-01-015-06 «Установка стальных конструкций, остающихся в теле бетона» в объеме 1,917 Тонн ((213 шт.*15кг)/1000==4,758тн-2,841тн) и ТЕРЗЗ-01-016-01 «Установка стальных опор промежуточных: свободностоящих, одностоечных массой до 2 т» в объеме 8,4774 тонн ((213шт.*29,8кг)/1000=14824,8тн -6347,4тн);

- фактически не выполненные и не подтвержденные исполнительной документацией работы по разработке и транспортировке земельных масс, принятых по расценке ТССЦпг-03-21-01-100 «Перевозке грузов автомобилями-самосвалами грузоподъемностью Ют, работающих вне карьера, на расстояние: до 100 км I класс груза» в объеме 772,2 тонны и работ по расценке ТЕРО1-01-014-0 4 «Разработка грунта с погрузкой на автомобили-самосвалы экскаваторами с ковшом вместимостью: 0,25 мЗ, группа грунтов 1» в объеме 26,447 мЗ.

По результатам рассмотрения акта 10.06.2019 вынесено предписание № 58-23-12/23-6483 с требованием возвратить в срок до 24.04.2020 в доход федерального бюджета 11 110 720,77 руб.

Поскольку МКУ «Приморье» не исполнило требования предписания от 10.06.2019, Управление Федерального казначейства по Ростовской области обратилось в суд с заявлением о возмещении ущерба.

Полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля по составлению представлений и (или) предписаний установлены статьей 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 68 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092, Федеральное казначейство направляет предписания, содержащие обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из Федерального бюджета, государственных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, целей, порядка и условий размещения средств федерального бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации.

Неисполнение представлений органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию (пункт 4 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 5.2.2 Муниципального контракта от 24.07.2018 заказчик – учреждение, обязано осуществлять контроль за соответствием выполненного подрядчиком объема, стоимости и качества работ локальной сметы № 02-01-01, настоящему контракту, нормативным актам, техническим условиям, действующим в РФ, а также за соответствием применяемых материалов, изделий, конструкций государственным стандартам и техническим условиям.

ООО «Панорама-Юг» работы по контракту выполнены и сданы по актам формы КС-2, подписанными в двустороннем порядке, что сторонами не оспаривается.

МКУ «Приморье» произведена оплата выполненных ответчиком работ в сумме 112 138 173 руб. 68 коп., что подтверждается платежными поручениями.

В ходе проведения контрольных обмеров и визуального смотра выполненных работ, а также в ходе анализа дизайн-проекта (т. 2 л.д. 25), сметной документации, исполнительной документации выявлены факты несоответствия фактически выполненных подрядчиком ООО «Панорама-Юг» работ, примененных материалов и оборудования, работам, материалам и оборудованию, принятых и оплаченных ответчиком согласно актам о приемке выполненных работ формы КС-2 и справкам о стоимости работ (т. 4 л.д. 36) и затрат формы КС-3, в том числе установлено следующее.

Согласно Ведомости расчета сумм завышения по следующим материалам (т. 5 л.д. 121): панели ограждения, ограждения лестниц, саженцы, урны и опоры освещения и установлено, что согласно актам о приемке выполненных работ формы КС-2 (т. 4 л.д. 37, т. 5 л.д. 1-120) и справкам о стоимости работ и затрат формы КС-3, приняты и оплачены материалы по цене значительно выше фактической:

1.1. Устройство ограждений периметра парка и внутриплощадочных ограждений, находящихся на территории парка, фактически выполнено с использованием Панелей Grand Line@ Medium с полимерным покрытием, размером секции 203мм х 251мм, размером основной ячейки 200мм х 55мм, диаметром прутка с учетом покрытия 4 мм, цвет зеленый RAL 6005 (производство ООО «Производственное объединение «Металлист»),

вместо оплаченных МКУ «Приморье» по актам о приемке выполненных работ формы КС-2 Панелей PREMIUM-perimetr 2030х2500 д. 4 (RAL 6005 (зеленый) яч. 50х200) из горячеоцинкованного прутка диаметр 4 мм. 4 гибов по высоте карты с нанокерамическим покрытием + полимерным порошковым покрытием RAL 6005 (зеленый). Толщиной проволоки с учетом покрытия - 4,2 мм, ячейки 50мм х 200мм (производство ООО «Простор Групп»)

Вышеуказанное подтверждается:

- копией Сертификата соответствия № РОСС RU.АГ81.Н06223 (т. 5 л.д. 148) на сварные ограждения, торговой марки Grand Line (ТУ 9693-011-75483238-2012 (пункт 174 Реестра паспортов и сертификатов) (т. 5 л.д. 129),

- проведенными в ходе комиссионного обследования выборочного замера толщины прутка и замера ширины и высоты основной ячейки у нескольких сварных панелей ограждения (согласно пунктов 2, 5, 8, 21, 50, 56, 69, 75 и 78 Акта контрольных обмеров, а также пунктов 11, 41 и 134 Акта о приемке выполненных работ КС-2 от 13.09.2018 № 2 (т. 4 л.д. 37); пункта 32 Акта о приемке выполненных работ КС-2 от 23.10.2018 № 4 (т. 4 л.д. 79); пунктов 113 и 191 Акта о приемке выполненных работ КС-2 от 19.11.2018 № 6 (т. 4 л.д. 145); пункта 59 Акта о приемке выполненных работ КС-2 от 30.11.2018 № 8 (т. 5 л.д. 51); пунктов 6 и 32 Акта о приемке выполненных работ КС-2 от 30.11.2018 № 10 (т. 5 л.д. 71).

Замененные подрядчиком ООО «Панорама-Юг» материалы, принятые и оплаченные МКУ «Приморье», отсутствуют в сборниках территориальных единичных расценок и сметных цен (ТССЦ-2001), приняты в утвержденных директором МКУ «Приморье» локальных сметных расчетах на основании прайс-листов, полученных обществом с ограниченной ответственностью «ДСК» (далее –ООО «ДСК»), являющимся разработчиком локальных сметных расчетов для благоустройства парка Приморский (II этап).

Для определения действительной стоимости фактически использованных на объекте Панелей Grand Line@ Medium с полимерным покрытием, управлением были сделаны запросы о стоимости производителям и поставщикам данных материалов. Письмами управления от 24.04.2019 № 58-23-25/23-4934 и от 24.04.2019 № 58-23-25/23-4937 к ООО «АМИТЕГ СтройОптТорг» и ООО «Веста» - запрошена информация о стоимости панелей Grand Line@ Medium с полимерным покрытием, размером секции 203мм х 251мм, размером основной ячейки 200мм х 55мм, диаметром прутка с учетом покрытия 4 мм, цвет зеленый RAL 6005 (производство ООО «Производственное объединение «Металлист») (т. 6 л.д. 43).

Согласно полученным ответам отпускная стоимость данных панелей на момент проведения проверки (1 штуки) составляет согласно письму ООО «Веста» от 25.04.2019 – 2 126,00 руб. с НДС 20 % (1 771,67 руб. без НДС) и согласно письму ООО «ПО Металлист» от 25.04.2019 - 2 169,00 руб. с НДС 20 % (1807,50 руб. без НДС) (т. 6 л.д. 45, 47).

Кроме того, сделан запрос на предоставление информации о стоимости данных панелей в ООО «Фасады и заборы», на который от ООО «Фасады и заборы» поступил счет на оплату № ЦБ-520 от 19.04.2019, где действительная отпускная стоимость данных панелей на момент проведения проверки составляет – 2 163,82 руб. с НДС 20 % (1 803,18 руб. без НДС).

Стоимость фактически установленных при благоустройстве парка Приморский (II этап) 1 единицы Панели Grand Line@ Medium с полимерным покрытием, размером секции 203мм х 251мм, размером основной ячейки 200мм х 55мм, диаметром прутка с учетом покрытия 4 мм, цвет зеленый RAL 6005 (производство ООО «Производственное объединение «Металлист») определена управлением без НДС, как средняя стоимость цен из 3-х вышеуказанных источников информации, а именно, путем сложения всех трех цен на единицу данных панелей и деления полученной суммы на 3 – количество источников информации с ценами (1 771,67+1807,50+1 803,18)/3=1 794,12).

Таким образом, средняя стоимость 1 Панели Grand Line@ Medium с полимерным покрытием по вышеназванным параметрам составляет 1 794,12 руб. (без учета НДС), вместо 4 483,73 руб. (без учета НДС), принятым по актам о приемке выполненных работ формы КС-2.

Таким образом, фактически установлены более дешевые панели на общую сумму 900 326,11 руб. с НДС 18 % ((1794,12- 5290,8/1,18)*1,18*288*0,985=-900 326,109312) (разница в стоимости панелей), из них за счет средств субсидии из федерального бюджета 782 602,84 руб. (доля 86,924375 %), за счет средств областного бюджета и бюджета муниципального образования «Город Таганрог» 117 723,27 руб. (доля 13,075625 %)

1.2. Устройство ограждений лестниц, находящихся на территории парка, фактически выполнено с использованием нержавеющей стали AISI304 с двойным поручнем для взрослых и детей (производство Midson International Co., Ltd, Тайвань), вместо оплаченного МКУ «Приморье» по актам о приемке выполненных работ формы КС-2 ограждения из нержавеющий стали AISI201 Prima с двойным поручнем для взрослых и детей.

Ограждение лестниц фактически выполнено на объекте из нержавеющей стали, марка которой не соответствует марке нержавеющей стали, принятой и оплаченной МКУ «Приморье» согласно актам о приемке выполненных работ формы КС-2.

Вышеуказанное подтверждается:

- копиями Сертификатов Midson International Co., Ltd от 25.07.2017 и от 15.06.2018 (пункты 218 и 219 Реестра паспортов и сертификатов (т. 5 л.д. 131) (согласно пунктов 52, 53, 54, 62, 67, 68, 74, 82, 83, 84 и 85 Акта контрольных обмеров, а также пунктов 123, 143 и 167 Акта о приемке выполненных работ КС-2 от 19.11.2018 № 6 (т. 4 л.д. 145); пункта 66 Акта о приемке выполненных работ КС-2 от 19.11.2018 № 7 (т. 5 л.д. 31); пунктов 32 и 41 Акта о приемке выполненных работ КС-2 от 30.11.2018 № 8 (т. 5 л.д. 51); пункта 4 Акта о приемке выполненных работ КС-2 от 30.11.2018 № 9 (т. 5 л.д. 66); пунктов 112, 139, 163 и 183 Акта о приемке выполненных работ КС-2 от 30.11.2018 № 10 (т. 5 л.д. 71).

Подрядчиком ООО «Панорама-Юг» материалы, принятые и оплаченные МКУ «Приморье», отсутствуют в сборниках территориальных единичных расценок и сметных цен (ТССЦ-2001) и приняты в утвержденных директором МКУ «Приморье» локальных сметных расчетах на основании прайс-листов, полученных ООО «ДСК».

Для определения действительной стоимости ограждения из нержавеющей стали AISI304 с двойным поручнем для взрослых и детей, фактически установленного на объекте, управлением была запрошена у индивидуального предпринимателя ФИО3 (далее – ИП ФИО3) информация о стоимости изготовления ограждений лестниц с использованием нержавеющей стали AISI304 с двойным поручнем для взрослых и детей (производитель нержавеющий стали Midson International Co., Ltd, Тайвань), аналогичных ограждениям, находящимся на территории парка.

Согласно полученному от ИП ФИО3 коммерческому предложению от 07.05.2019 отпускная стоимость изготовления данного ограждения из нержавеющей стали AISI304 за 1 погонный метр составляет – 4 500,00 руб. с НДС 20 % (т. 6 л.д. 48).

Рыночная стоимость 1 погонного метра ограждений лестниц, выполненных на территории парка с использованием нержавеющей стали AISI304 с двойным поручнем для взрослых и детей (производитель нержавеющий стали Midson International Co., Ltd, Тайвань) составляет 3 600,00 руб. без учета НДС, вместо 12 923,73 руб. без учета НДС, принятым по актам о приемке выполненных работ формы КС-2.

Таким образом, фактически установлено более дешевое ограждение из нержавеющей стали на общую сумму 2 330 490,40 руб. ((3600-15250/1,18)*1,18*215,05*0,985=- 2330490,3985) (разница в стоимости ограждения), из них за счет средств субсидии из федерального бюджета 2 025 764,21 руб. (доля 86,924375 %), за счет средств областного бюджета и бюджета муниципального образования «Город Таганрог» 304 726,19 руб. (доля 13,075625 %);

1.3. Озеленение территории парка фактически выполнено саженцами Бирючины обыкновенной Auria (лат. Ligustrum vulgare Aurea) высотой 30 - 50 см, вместо оплаченных МКУ «Приморье» по актам о приемке выполненных работ формы КС-2 саженцев Бирючины овальнолистной (лат. Ligustrum ovalifolium Aureum), то есть озеленение фактически выполнено на объекте саженцами бирючины, сорт которой не соответствует сорту бирючины, принятого и оплаченного МКУ «Приморье» согласно акту о приемке выполненных работ формы КС-2.

Вышеуказанное подтверждается:

- копией акта сдачи-приемки работы от 06.11.2018 (т. 6 л.д. 2) (приложение к договору подряда № 15- 10/2018 ШГТ-П от 15.10.2018) (пункт 300 Реестра паспортов и сертификатов (т. 5 л.д. 134),

- произведенными в ходе комиссионного обследования выборочными контрольными обмерами и визуальным осмотром (согласно пункту 73 Акта контрольных обмеров и пункту 72 Акта о приемке выполненных работ КС-2 от 30.11.2018 № 8 (т. 5 л.д. 51).

Вышеуказанные, замененные подрядчиком ООО «Панорама-Юг», зеленые насаждения, принятые и оплаченные МКУ «Приморье», отсутствуют в сборниках территориальных единичных расценок и сметных цен (ТССЦ-2001), приняты в утвержденных директором МКУ «Приморье» локальных сметных расчетах на основании прайс-листов, полученных ООО «ДСК».

Для определения действительной стоимости фактически посаженной на объекте Бирючины обыкновенной Auria высотой 30 - 50 см, управлением письмом от 29.04.2019 был сделан запрос о стоимости данных саженцев кустарника у индивидуального предпринимателя ФИО4 (далее – ИП ФИО4), то есть непосредственно у поставщика, который поставлял данные растения в ходе благоустройства парка (т. 6 л.д. 53).

Согласно полученному письму от ИП ФИО4 от 07.05.2019 (т. 6 л.д. 54) отпускная стоимость 1 саженца декоративного кустарника Бирючины обыкновенной «Aurea» (лат. Ligistrum vulgar Aurea) с закрытой корневой системой, высотой саженца от 40 до 50 см составляет 700,00 руб. без учета НДС, вместо 1 669,28 руб. без учета НДС, принятым по Актам о приемке выполненных работ формы КС-2.

Таким образом, фактически высажены более дешевые саженцами Бирючины обыкновенной Auria (лат. Ligustrum vulgare Aurea) высотой 30 - 50 см на общую сумму 383 041,88 руб. ((700- 1969,75/1,18)*1,18*340*0,985=-383041,875) (разница в стоимости саженцев), из них за счет средств субсидии из федерального бюджета 332 956,76 руб. (доля 86,924375 %), за счет средств областного бюджета и бюджета муниципального образования «Город Таганрог» 50 085,12 руб. (доля 13,075625 %)

1.4. Подрядчиком ООО «Панорама-Юг» фактически установлены урны 11 - RAL 7016 OZC2358050 (габаритами 1000x370x370) (производство ООО «Алюдэко-К»), вместо оплаченных МКУ «Приморье» по актам о приемке выполненных работ формы КС-2 урн У1.УН1, У-1, объем 50 л, то есть наименование и артикул фактически установленных на объекте урн не соответствует наименованию и артикулу урн принятых и оплаченных МКУ «Приморье» согласно актам о приемке выполненных работ формы КС-2.

Вышеуказанное подтверждается:

- копией паспорта ООО «Алюдэко-К» на партию Урн 11 - RAL 7016 OZC2358050 (габаритами 1000x370x370) (т. 5 л.д. 147) в количестве 101 шт. (пункт 145 Реестра паспортов и сертификатов (т. 5 л.д. 128) (согласно пунктов 30, 48 и 81 Акта контрольных обмеров, а также пунктов 144 Акта о приемке выполненных работ КС-2 от 23.10.2018 № 4; пункта 96 Акта о приемке выполненных работ КС-2 от 19.11.2018 № 6; пункта 86 Акта о приемке выполненных работ КС-2 от 30.11.2018 № 10).

Замененные подрядчиком ООО «Панорама-Юг», малые архитектурные формы (далее – МАФ), принятые и оплаченные МКУ «Приморье», отсутствуют в сборниках территориальных единичных расценок и сметных цен (ТССЦ2001) и приняты в утвержденных директором МКУ «Приморье» локальных сметных расчетах на основании прайс-листов, полученных ООО «ДСК».

Для определения действительной стоимости фактически установленных на объекте Урн 11 - RAL 7016 OZC2358050, управлением были сделаны запросы стоимости производителям и поставщикам данных МАФов.

Участником проверочной группы ФИО5 был сделан запрос на предоставление информации о стоимости урн дилеру продукции Punto Design ООО «КАЗА ВЕРДЕ», на который от ООО «КАЗА ВЕРДЕ» поступило коммерческое предложение от 19.04.2019, согласно которому отпускная стоимость данных урн на момент проведения проверки составляет 18 700,00 руб. с НДС 20 % (15 583,33 руб. без НДС) (т. 6 л.д. 25).

Также на сайте производителя продукции Punto Design ООО «Алюдэко-К» в разделе «Дополнительная информация» размещен прайс-лист на данную продукцию с ценами на 2019 год, согласно которому стоимость за 1 урну 11 - RAL 7016 OZC2358050 (габаритами 1000x370x370) (производство ООО «Алюдэко-К») составляет 18 700,00 руб. с НДС 20 % (15 583,33 руб. без НДС) (т. 6 л.д. 37).

В ходе анализа предложений данной продукции было установлено, что ее стоимость зафиксирована производителем по всей дилерской сети Punto Design.

Следовательно, стоимость одной Урны 11 - RAL 7016 OZC2358050 (габаритами 1000x370x370) является фиксированной для всей дилерской сети продукции Punto Design и составляет 15 583,33 руб. без учета НДС, вместо 34 809,32 руб. без учета НДС, принятым по Актам о приемке выполненных работ формы КС-2.

Таким образом, фактически установлены более дешевые Урны 11 - RAL 7016 OZC2358050 (габаритами 1000x370x370) (производство ООО «Алюдэко-К») на общую сумму 2 569 832,61 руб. ((15583,33-41075/1,18)*1,18*115*0,985=-2569832,612215) (разница в стоимости урн), из них за счет средств субсидии из федерального бюджета 2 233 810,94 руб. (доля 86,924375 %), за счет средств областного бюджета и бюджета муниципального образования «Город Таганрог» 336 021,67 руб. (доля 13,075625 %).

1.5. Подрядчиком ООО «Панорама-Юг» фактически установлены Опоры освещения декоративные с полимерным покрытием ОС-6 (т. 6 л.д. 7) с закладной деталью ФМ 0,108-1,25 и кронштейном К1-1,0-1,0оц (изготовитель ООО «ЭнергоМонтаж») (т. 6 л.д. 3-6), вместо оплаченных МКУ «Приморье» по актам о приемке выполненных работ формы КС-2 Опор освещения декоративных с полимерным покрытием, H=6 м, с в комплекте с фундаментом, кронштейном и анкерной системой, торговой марки ДИАС (производства ООО «ДИАС»), то есть в ходе благоустройства парка Приморский (II этап) подрядчиком ООО «Панорама-Юг» были установлены другие опоры освещения, не соответствующие по наименованию и артикулу опорам освещения, принятым и оплаченным МКУ «Приморье» согласно актам о приемке выполненных работ формы КС-2.

Вышеуказанное подтверждается:

- копиями паспортов ООО «Энерго-Монтаж» № 09042018, № 09052018 и 09062018 на партию комплектов, состоящих из Опоры освещения декоративной с полимерным покрытием ОС-6, Кронштейна К1-1,0-1,0оц и Закладной детали ФМ 0,108-1,25 (пункты 303, 311 и 312 Реестра паспортов и сертификатов (т. 5 л.д. 134) (согласно пунктов 34 и 86 Акта контрольных обмеров, а также пункта 293 Акта о приемке выполненных работ КС-2 от 23.10.2018 № 4; пункта 10 Акта о приемке выполненных работ КС-2 от 30.11.2018 № 11.

Замененные подрядчиком ООО «Панорама-Юг» опоры освещения, принятые и оплаченные МКУ «Приморье», отсутствуют в сборниках территориальных единичных расценок и сметных цен (ТССЦ-2001), приняты в утвержденных директором МКУ «Приморье» локальных сметных расчетах на основании прайс-листов, полученных ООО «ДСК».

Для определения действительной стоимости фактически установленных на объекте опор освещения, управлением письмом от 24.04.2019 у ООО «Регионпромкомплект» (производитель опор освещения ОС-6) была запрошена информация о стоимости комплектов опор освещения ОС-6 (т. 96 л.д. 50).

Согласно полученному ответу от 25.04.2019 отпускная стоимость комплекта данных опор на момент проведения проверки (за 1 штуку) составляет - 13 287,50 руб. с НДС 20 % (11 072,92 руб. без НДС) (т. 96 л.д. 52).

Рыночная стоимость 1 комплекта Опоры освещения декоративной с полимерным покрытием ОС-6 с закладной деталью ФМ 0,108-1,25 и Кронштейном К1- 1,0-1,0 оц составляет 11 072,92 руб. без учета НДС, вместо 30 932,20 руб. без учета НДС, принятым по актам о приемке выполненных работ формы КС-2.

Таким образом, фактически установлены более дешевые Опоры освещения декоративные с полимерным покрытием ОС-6 с закладной деталью ФМ 0,108-1,25 и Кранштейном К1-1,0-1,0 оц (изготовитель ООО «Энерго-Монтаж») на общую сумму 4 916 560,80 руб. ((11072,92-36 500/1,18)*1,18*213*0,985=-4432798,476276) (разница в стоимости опор освещения), из них за счет средств субсидии из федерального бюджета 4 273 689,75 руб. (доля 86,924375 %), за счет средств областного бюджета и бюджета муниципального образования «Город Таганрог» 642 871,05 руб. (доля 13,075625 %).

В связи с чем, управлением установлено, что, в нарушение статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статей 711 и 720 Гражданского кодекса Российской Федерации, частей 1 и 3 статьи 9 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пунктов 5.2.2. и 5.2.4. Муниципального контракта № 0158300007818000450-0225026-01 от 24.07.2018 (с учетом дополнительных соглашений) МКУ «Приморье» неправомерно приняты и оплачены подрядной организации обществу с ограниченной ответственностью «Панорама-Юг» (далее – ООО «Панорама-Юг») фактически не использованные при выполнении работ материалы и фактически не установленные в ходе благоустройства парка Приморский (II этап) элементы освещения и малые архитектурные формы на общую сумму 11 100 251,80 руб. (разница в стоимости материалов, элементов освещения и малых архитектурных форм), из них за счет средств субсидии из федерального бюджета 9 648 824,50 руб. (доля 86,924375 %), в том числе неправомерно приняты и оплачены:

В нарушение статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 711, 720 Гражданского кодекса Российской Федерации, частей 1 и 3 статьи 9 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пунктов 5.2.2. и 5.2.4. Муниципального контракта № 0158300007818000450-0225026-01 от 24.07.2018 (с учетом дополнительных соглашений) МКУ «Приморье» неправомерно приняты и оплачены подрядной организации ООО «Панорама-Юг» работы и материалы на общую сумму
1 681 802,45 руб., из них за счет средств субсидии из федерального бюджета 1 461 896,27 руб. (доля 86,924375 %), в том числе, согласно:

- при подключении модульной туалетной кабинки к водопроводу работы по расценке ТЕР06-01-041-01 «Устройство перекрытий безбалочных толщиной: до 200 мм на высоте от опорной площади до 6 м», не соответствующей фактически выполненным работам (устройству фундаментной железобетонной плиты), так как следовало применить расценку ТЕР06-01-001-16 «Устройство фундаментных плит железобетонных: плоских», что привело к завышению стоимости работ на общую сумму 11 610,19 руб., из них за счет средств субсидии из федерального бюджета
10 092,08 руб. (доля 86,924375 %).

Вышеуказанное подтверждается: п. 58, 59 и 60 акта о приемке выполненных работ форма КС-2 от 13.09.2018 № 2 (т. 4 л.д. 49), справками о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 от 13.09.2018 № 2 (т. 4 л.д. 48), платежными поручениями от 02.11.2018 № 867446 и № 867445 (т. 2 л.д. 124-125), п. 11, 12 и 13 акта о приемке выполненных работ форма № КС-2 от 03.09.2018 № 3 (т. 4 л.д. 68), справкой о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 от 03.09.2018 № 3 (т. 4 л.д. 69), платежными поручениями от 02.11.2018 № 867444 и № 867447 МКУ «Приморье» (т. 2 л.д. 123);

- неправомерно приняты и оплачены подрядной организации ООО «Панорама-Юг» фактически не выполненный объем работ по установке металлических столбов высотой до 4 м: с погружением в бетонное основание для установки скамеек по расценке ТЕР09-08-001-01, а также фактически не использованный Бетон тяжелый, крупность заполнителя 10 мм, класс В15 (М200) по расценке ТССЦ-401-0086 (согласно Акту контрольных обмеров крепление скамеек выполнена без бетонирования на анкерных болтах), что привело к завышению принятых работ на 260 242,00 руб., из них за счет средств субсидии из федерального бюджета 226 213,73 руб. (доля 86,924375 %).

Вышеуказанное подтверждается: п. 132 и 136 акта о приемке выполненных работ КС-2 от 23.10.2018 № 4 (т. 4 л.д. 79), справками о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 от 23.10.2018 № 4 (т. 4 л.д. 78), платежными поручениями от 23.11.2018 № 518305 и № 518304 (т. 2 л.д. 126-127), п. 86 и 90 акта о приемке выполненных работ формы КС-2 от 19.11.2018 № 6 (т. 4 л.д. 145), справкой о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 от 19.11.2018 № 6 (т. 4 л.д. 144), платежными поручениями от 06.12.2018 № 882234 и № 882235 (т. 2 л.д. 130-131), п. 12 акта о приемке выполненных работ КС-2 от 30.11.2018 № 8 (т. 5 л.д. 51); п. 81 акта о приемке выполненных работ КС-2 от 30.11.2018 № 10 (т. 5 л.д. 71), справкой о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 от 30.11.2018 № 8 (т. 5 л.д. 50), платежными поручениями от 21.12.2018 № 550502 (т. 2 л.д. 112), от 14.12.2018 № 288372 (т. 2 л.д. 114), № 288370 (т. 2 л.д. 115), № 288369 (т. 2 л.д. 116), № 288373 (т. 2 л.д. 117), № 288371 (т. 2 л.д. 118), № 288374 (т. 2 л.д. 119) и № 288375 (т. 2 л.д. 120) МКУ «Приморье»;

- неправомерно приняты и оплачены подрядной организации ООО «Панорама-Юг» работы по установке бортовых камней бетонных: при других видах покрытий без применения обязательных понижающих коэффициентов к объёму бетона к=0,86 и к объёму раствора к=0,33 согласно Приложения 27.3 пункта 3.8 технической части ТЕР27, что привело к необоснованному завышению сметной стоимости и неправомерной оплате на сумму 40 412,17 руб., из них за счет средств субсидии из федерального бюджета 35 128,03 руб. (доля 86,924375 %).

Вышеуказанное подтверждается: п. 35 акта о приемке выполненных работ КС-2 от 30.08.2018 № 1 (т. 4 л.д. 37), справкой о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 от 30.08.2018 № 1 (т. 4 л.д. 36), платежным поручением от 02.11.2018 № 867443 (т. 2 л.д. 122), п. 91 акта о приемке выполненных работ форма КС-2 от 13.09.2018 № 2 (т. 4 л.д. 60), справкой о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 от 13.09.2018 № 2 (т. 4 л.д. 48), платежными поручениями от 02.11.2018 № 867446 и № 867445 (т. 2 л.д. 124-125), п. 102 акта о приемке выполненных работ КС-2 от 23.10.2018 № 4 (т. 4 л.д. 94), справкой о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 от 23.10.2018 № 4 (т. 4 л.д. 78), платежными поручениями от 23.11.2018 № 518305 и № 518304 (т. 2 л.д. 126-127), п.25 акта о приемке выполненных работ формы КС-2 от 23.10.2018 № 5 (т. 4 л.д. 132), справкой о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 от 23.10.2018 № 5 (т. 4 л.д. 126), платежными поручениями от 23.11.2018 № 518302 и № 518303 (т. 2 л.д. 128-129), п. 20 акта о приемке выполненных работ формы КС-2 от 19.11.2018 № 7 (т. 5 л.д. 34), справкой о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 от 19.11.2018 № 7 (т. 5 л.д. 30), платежными поручениями от 06.12.2018 № 882237 и № 882236 МКУ «Приморье» (т. 2 л.д. 132-133).

- принят и оплачен подрядной организации ООО «Панорама-Юг» фактически не выполненный объем работ по установке стальных опор с закладными деталями в количестве 213 шт. по расценкам ТЕР06-01-015-06 «Установка стальных конструкций, остающихся в теле бетона» в объеме 1,917 тонн ((213 шт.*15кг)/1000=4,758тн–2,841тн) и ТЕР33-01-016-01 «Установка стальных опор промежуточных: свободностоящих, одностоечных массой до 2 т» в объеме 8,4774 тонн ((213шт.*29,8кг)/1000=14824,8тн–6347,4тн), что привело к необоснованному завышению вышеуказанных работ на 1 072 570,44 руб. из них за счет средств субсидии из федерального бюджета 932 325,15 руб. (доля 86,924375 %).

Вышеуказанное подтверждается: п. 289 и 291 акта о приемке выполненных работ КС-2 от 23.10.2018 № 4 (т. 4 л.д. 121), справкой о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 от 23.10.2018 № 4 (т. 4 л.д. 78), платежными поручениями от 23.11.2018 № 518305 и № 518304 (т. 2 л.д. 126-127), п. 6 и 8 акта о приемке выполненных работ КС-2 от 30.11.2018 № 11 (т. 5 л.д. 105), справкой о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 от 30.11.2018 № 8 (т. 5 л.д. 50), платежными поручениями от 21.12.2018 № 550502, от 14.12.2018 № 288372 (т. 2 л.д. 114), № 288370 (т. 2 л.д. 115), № 288369(т. 2 л.д. 116), № 288373(т. 2 л.д. 117), № 288371(т. 2 л.д. 118), № 288374 (т. 2 л.д. 119) и № 288375 (т. 2 л.д. 120) МКУ «Приморье»;

- приняты и оплачены подрядной организации ООО «Панорама-Юг» фактически не выполненные и не подтвержденные исполнительной документацией работы по разработке и транспортировке земельных масс, принятых по расценке ТССЦпг-03-21-01-100 «Перевозке грузов автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10 т, работающих вне карьера, на расстояние: до 100 км I класс груза» в объеме 772,2 тонны и работ по расценке ТЕР01-01-014-04 «Разработка грунта с погрузкой на автомобили-самосвалы экскаваторами с ковшом вместимостью: 0,25 м3, группа грунтов 1» в объеме 26,447 м3, что привело к необоснованному завышению сметной стоимости и неправомерной оплате на сумму 296 967,65 руб., из них за счет средств субсидии из федерального бюджета 258 137,27 руб. (доля 86,924375 %).

Вышеуказанное подтверждается: п. 14 и 15 акта о приемке выполненных работ КС-2 от 30.11.2018 № 9 (т. 5 л.д. 69), пунктов 193 и 194 акта о приемке выполненных работ КС-2 от 30.11.2018 № 10 (т. 5 л.д. 101), справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 от 30.11.2018 № 8 (т. 5 л.д. 50), платежных поручений от 21.12.2018 № 550502, от 14.12.2018 № 288372, № 288370, № 288369, № 288373, № 288371, № 288374 и № 288375 МКУ «Приморье».

На основании изложенного, наличие причинно-следственной связи между нарушениями бюджетного законодательства МКУ «Приморье», установленными в акте выездной проверки от 08.05.2019 и в предписании от 10.06.2021, является подтвержденной.

Довод учреждения о том, что предписание не является неопровержимым доказательством наличия в действиях МКУ «Приморье» правонарушения и соответственно, основанием для взыскания с него убытков, отклоняется судом, поскольку оно является одним из доказательств, позволяющим установить причинно-следственную связь, наряду с другими, указанными выше, доказательствами, между зафиксированными в документах обстоятельствами, в том числе актах о приемке выполненных работ, и фактическими обстоятельствами дела.

Кроме того, рассматриваемое предписание от 10.06.2021 не оспаривалось обществом в установленном порядке.

Ссылка общества на заведомую неисполнимость предписания управления не принимается апелляционной коллегией, поскольку является установленной МКУ «Приморье» самостоятельно и не является обстоятельством непреодолимой силы, освобождающей от ответственности (п. 1 ст. 1079 Гражданского Кодекса Российской Федерации). МКУ «Приморье», являясь юридическим лицом, заключая муниципальный контракт от 24.07.2018, приняло на себя все риски возникновения возможных неблагоприятных последствий.

Доводы учреждения о том, что результаты проверки не могут служить доказательством получения неосновательного обогащения; сам по себе акт не является обоснованным возражением по объему и стоимости работ, отклоняются апелляционной коллегией, поскольку факт неосновательного обогащения не может быть рассмотрен в рамках настоящего дела; акт выездной проверки в настоящем случае фиксирует нарушения, установленные уполномоченным органом в установленном порядке, что допускает его в качестве одного из доказательств причинения ущерба Российской Федерации наряду с актом выездной проверки, визуальном осмотре.

Рассмотрение указанных документов в судебном порядке подтверждает факт обоснованности заявленных УФК по Ростовской области требований. Приведенная управлением в акте сравнительная стоимость фактически использованных материалов и аналогичных материалов, которые можно закупить у иных или тех же лицах по меньшей стоимости, подтверждается вышеперечисленными ответами и предложениями, поступившими в адрес управления, а также фиксированной стоимостью, указанной на сайтах организаций. Указанное опровергает доводы МКУ «Приморье» о недостаточных документально обоснованных возражениях и о невозможности выполнить работы за меньшую цену.

Ущерб, взыскиваемый управлением, может характеризоваться наличием потерь в виде утраты имущества или денежных средств, например, вследствие нецелевого использования средств федерального бюджета или иного использования средств, предоставленных из федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), с нарушениями бюджетного законодательства РФ, поскольку в настоящем случае для подрядчика была установлена локальная смета (т. 2 л.д. 148, т. 3) и конкретные характеристики используемых материалов, являющиеся неотъемлемой частью муниципального контракта. На основании изложенного, отклоняется довод учреждения о целевом использовании средств.

Ссылка МКУ «Приморье» на отсутствие в исполнительных документах сертификатов на установленные материалы (оборудование) не является безусловным подтверждением того, что МКУ «Приморье» приняты и оплачены иные материалы (оборудование), не предусмотренные контрактом, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку принятие и оплата не предусмотренных работ и материалов доказана материалами дела.

Доводы учреждения о том, что стоимость работ определена в соответствии со сметной документацией, прошедшей государственную экспертизу, по результатам которой выдано положительное заключение; отсутствуют обоснования отличия стоимости фактически оплаченных подрядчику работ и стоимости, установленной в контракте, со ссылкой на доказательства, которыми бы подтверждалось указанное обстоятельство, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку установленные в названных документах конкретные материалы не были использованы учреждением, при этом стоимость данных материалов ниже, чем предписано проектной документацией.

Заявленное учреждением ходатайство о привлечении ООО «Панорама-Юг», МКУ «ОДСО ЖКХ г. Таганрог» в качестве третьих лиц в первой инстанции правомерно отклонено судом на основании следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.

Согласно части 2 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности стороны, за исключением права на изменение основания или предмета иска, увеличение или уменьшение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска или заключение мирового соглашения, предъявление встречного иска, требование принудительного исполнения судебного акта.

С учетом изложенного, критерием привлечения к участию в деле третьих лиц является прямой юридический интерес, выражающийся в том, что решение по делу может создать, изменить или прекратить субъективные права или обязанности третьего лица по отношению к одной из сторон в споре или повлечь факт нарушения лично принадлежащих ему прав или возложения на него обязанностей вынесенным решением.

В обоснование заявленного ходатайства МКУ «Приморье» указало, что ООО «Панорама-Юг» является подрядчиком по контракту, МКУ «ОДСО ЖКХ г. Таганрог» выполняло функции технического заказчика.

Как следует из обстоятельств спора, по настоящему делу предметом требований является взыскание ущерба, причиненного Российской Федерации, в связи с действиями учреждения.

ООО «Панорама-Юг», МКУ «ОДСО ЖКХ г. Таганрог» не участвуют в материальных правоотношениях между МКУ «Приморье» и УФК по Ростовской области, в связи с которыми возник спор в суде и возбуждено настоящее дело.

Доводы апелляционной жалобы учреждения, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.

Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.05.2021 по делу
№ А53-255/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд
Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                           О.Ю. Ефимова

Судьи                                                                                             С.В. Пименов

С.С. Филимонова