ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-1181/2021 от 10.03.2021 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-45968/2020

17 марта 2021 года                                                                             15АП-1181/2021

Резолютивная часть постановления объявлена марта 2021 года .

Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2021 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Соловьевой М.В.,

судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,

при участии:

от ГУП Краснодарского края «Кубаньводкомплекс»: представители

ФИО1, по доверенности от 11.01.2021, паспорт; ФИО2, по доверенности от 11.01.2021, паспорт;

рассмотрев апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Краснодарского края «Кубаньводкомплекс»

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 23.12.2020 по делу № А32-45968/2020

по заявлению Государственного унитарного предприятия Краснодарского края «Кубаньводкомплекс» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю

(ИНН <***>, ОГРН <***>)

при участии третьего лица: Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края

о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

государственное унитарное предприятие Краснодарского края «Кубаньводкомплекс» (далее – заявитель, ГУП КК «Кубаньводкомплекс», предприятие) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому Краю (далее – административный орган, управление) 23.09.2020 № 023/04/7.32.3-3881/2020 о привлечении к административной ответственности по ч. 5 ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100 000 (Сто тысяч) рублей.

Определением от 23.10.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (далее – министерство).

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2020 ходатайство УФАС Краснодарского края о рассмотрении дела в его отсутствие удовлетворено. Ходатайство третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края о рассмотрении дела в его отсутствие удовлетворено. В удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано наличием в действиях предприятия состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, привлечением в пределах срока, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.

Не согласившись с принятым судебным актом, ГУП КК «Кубаньводкомплекс» обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на отсутствие состава правонарушения в действиях предприятия.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В отзыве на апелляционную жалобу министерство просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представители ГУП Краснодарского края «Кубаньводкомплекс» доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступили материалы проверки № 8-223ФЗ-2020, проведенной Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, по соблюдению ГУП КК «Кубаньводкомплекс» требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - № 223-ФЗ).

В ходе проведенной проверки установлено, что Заказчиком нарушены требования в отношении плана закупки товаров, работ, услуг, установленные в пункте 7 постановления № 932.

Программой деятельности Заказчика на 2020 год определено, что расходы на производство продукции, работ, услуг должны составить 93 6 221,0 тысяч рублей. В то же время, в плане закупок на 2020 год (версия 1, размещенный в ЕИС 20 декабря 2019 года), совокупный годовой объем планируемых закупок товаров, работ, услуг установлен в размере 59 216,2 тысяч рублей, что составляет 6,33 % от запланированных затрат Заказчика. Дата планируемых закупок ограничивается только январем 2020 года и не соответствует объемам закупок, определенных Программой деятельности Заказчика.

В проверяемом периоде по состоянию на 30.04.2020 Заказчиком размещено 79 версий редакции плана закупки товаров, работ, услуг на 2020 год (далее - план закупки).

В соответствии с 79 версией плана закупок совокупный годовой объем планируемых закупок товаров, работ, услуг установлен в размере 109 096,8 тысяч рублей (11,65 % от общего объема запланированных закупок).

Таким образом, проверкой установлено, что фактически корректировки в план не вносились как таковые, а размещался каждый раз новый план, что противоречит пункту 2 статьи 4 Федерального закона № 223-ФЗ, пунктам 7, 8 постановления № 932 и пунктам 6.1, 6.4 Положения о закупке, утвержденного приказом Заказчика от 23.03.2020 № 25-Д «Об утверждении Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГУП КК «Кубаньводкомплекс». Заказчиком в нарушение нормы закона, план закупки не размещен в ЕИС.

На основании вышеизложенного, проверкой в действиях
ГУП КК «Кубаньводкомплекс» установлено событие административного правонарушения - не размещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

23.09.2020 управлением вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 023/04/7.32.3-3881/2020 о привлечении к административной ответственности по ч. 5 ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением,
ГУП КК «Кубаньводкомплекс» обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании его незаконным и отмене.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Субъектами правонарушения являются лица, ответственные за размещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг.

Объектом правонарушения является установленный Федеральным законом № 223-ФЗ, иными нормативно-правовыми актами, не противоречащими названному Закону, порядок осуществления закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Объективную сторону составляют противоправные действия, бездействие, выражающиеся в неразмещении в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом № 223-ФЗ.

На основании части 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 названной статьи положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Федеральным законом № 223-ФЗ установлено, что в соответствии с:

- пунктом 2 статьи 4 заказчик размещает в ЕИС план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год;

- пунктом 3 статьи 4 план закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств размещается заказчиком в ЕИС на период от пяти до семи лет.

План закупки товаров, работ, услуг на очередной год размещается в течение 10 календарных дней со дня утверждения, но не позднее 31 декабря.

Изменения в план закупки в течение года размещаются также в течение 10 календарных дней со дня внесения изменений (пункт 14 раздела 3 Постановления Правительства РФ от 10.09.2012 №908 «Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке» (далее - Постановление № 908)).

План закупок в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона
№ 223-ФЗ должен разрабатываться сроком на один год, на основании Программы деятельности Заказчика, утвержденной протоколом комиссии по оценке эффективности деятельности государственных унитарных предприятий Краснодарского края и хозяйственных обществ, более 50 процентов акций (долей) которых находится в государственной собственности Краснодарского края, подведомственных министерству.

Пунктом 7 постановления Правительства РФ от 17.09.2012 № 932 (ред. от 27.12.2019) «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана» (далее - постановление № 932) установлено, что план закупки должен иметь помесячную или поквартальную разбивку.

Судом первой инстанции установлено, что программой деятельности Заказчика на 2020 год определено, что расходы на производство продукции, работ, услуг должны составить 93 6 221,0 тысяч рублей. В то же время, в плане закупок на 2020 год (версия 1, размещенный в ЕИС 20 декабря 2019 года), совокупный годовой объем планируемых закупок товаров, работ, услуг установлен в размере 59 216,2 тысяч рублей, что составляет 6,33 % от запланированных затрат Заказчика. В соответствии с 79 версией плана закупок совокупный годовой объем планируемых закупок товаров, работ, услуг установлен в размере 109 096,8 тысяч рублей (11,65 % от общего объема запланированных закупок).

На рассмотрении дела об административном правонарушении ГУП КК «Кубаньводкомплекс» пояснило, что в составе расходов на производство продукции работ услуг в Плане финансово-хозяйственной деятельности запланированы следующие расходы, не подпадающие под регулирование федеральным законом 223-ФЗ:

-          электроэнергия на сумму 693 168,97 тыс. руб.;

-          газ природный 1 999,87 тыс. руб.;

-          теплоэнергия 1 280,86 тыс. руб.;

-          амортизация основных средств на сумму 43 982,45 тыс. руб.;

-          расходы аренде объектов ВКХ г. Ейска и Ейского района 19 760,49 тыс. руб.

Общая сумма которых составляет 760 192,64 тыс. руб.

Из запланированных в 2020 году расходов, расходы на товары, работы и услуги, которые должны быть закуплены в соответствии с положениями 223-ФЗ составят 176 028,42 тыс. руб. Таким образом, общие расходы на производство продукции, работ, услуг в 2020 году должны составить 936 221,0 тысяч рублей.

В 2019 году проведено закупок товаров, работ, услуг со сроком поставки и исполнения в 2020 году на сумму 43 354,92 тыс. руб., что составило 25% от запланированных расходов. В плане закупок на 2020 год запланировано закупок товаров, работ, услуг на сумму 59 216,20 тыс. руб., что составляет 34% от запланированных в программе расходов. Соответственно, в целом проведено закупочных процедур по товарам, работам, услугам в 2019 году со сроком исполнения в 2020 году и учтено в плане закупок на 2020 год 59% от запланированных в программе расходов.

В то же время, в плане закупок на 2020 год, который размещен в ЕИС 20 декабря 2019 года, совокупный годовой объем планируемых закупок товаров, работ, услуг установлен в размере 59 216,2 тысяч рублей, так как план закупок от 20.12.2019 разработан только на январь 2020 года.

С последующими внесенными изменениями в действующий план закупок сумма планируемых закупок изменяется в соответствии с количеством планируемых закупок в конкретном месяце. Так в соответствии с изменениями
№ 79, внесенными в план закупок совокупный годовой объем планируемых закупок товаров, работ, услуг установлен в размере 109 096,8 тысяч рублей.

ГУП КК «Кубаньводкомплекс» при планировании плана закупок на 2020 год использовало помесячную разбивку в соответствии Постановления Правительства РФ от 17.09.2012 № 932.

Вместе с тем, управлением установлено, что на официальном сайте
ГУП КК «Кубаньводкомплекс» и в единой информационной системе, в соблюдении требований п. 10 Постановления правительства РФ от 11.12.2014
№ 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», размещен План закупок на 2020 год с перечнем товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляется у субъектов малого и среднего предпринимательства.

При этом, ГУП КК «Кубаньводкомплекс» в своем плане закупок на 2020 год № 2190392886, размещенном в ЕИС 20.12.2019, установило дату планируемых закупок только на январь 2020 года. В течение следующих месяцев в данный план закупок № 2190392886 Заказчиком вносились изменения в части планирования закупок на каждый последующий месяц.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда  первой  инстанции  о том, что на 20.12.2019 ГУП КК «Кубаньводкомплекс» размещена часть от общего плана закупок на 2020 год.

Довод апелляционной жалобы о том, что действующее законодательство не содержит ограничений по конкретному месяцу исполнения плана закупки, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона № 223-ФЗ заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. При этом, план закупки товаров, работ, услуг на очередной год размещается в течение 10 календарных дней со дня утверждения, но не позднее 31 декабря.

Довод апелляционной жалобы об отсутствии в действиях предприятия состава административного правонарушения, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку План закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств (далее - план закупки инновационной продукции) с 1 ноября 2015 года заказчиком должен размещаться в ЕИС на период от 5 до 7 лет (пункт 3 статьи 4 Федерального закона № 223-ФЗ).

На момент проведения проверки, Заказчиком размещен план закупки инновационной продукции на 2019 - 2025 годы (версия 2 размещена 30 декабря 2019 года).

Вместе с тем, Заказчик обязан публиковать утвержденный перечень товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у субъектов малого и среднего предпринимательства не только в единой информационной системе (ЕИС), но и на своем сайте в Интернете (пункт 10 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, утвержденного Постановлением Правительства РФ 11.12.2014 № 1352 (ред. от 18.09.2019) «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»)).

Соответственно, опубликование перечня товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у субъектов малого и среднего предпринимательства, исключительно в ЕИС образует признаки состава административного правонарушения ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 5
ст. 7.32.3 КоАП РФ.

Таким образом, в действиях ГУП КК «Кубаньводкомплекс» проверкой министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края установлен состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 7.32.3 Кодекса об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о том, что предприятием приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения административного правонарушения, равно как и доказательств того, что неисполнение установленных законом требований связано с обстоятельствами, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, материалы дела не содержат.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, действия Учреждения образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ, что доказано административным органом.

Нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения предприятия от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.

Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности совершенного предприятием правонарушения и наличии оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ, не установлены, учитывая, что допущенные заявителем нарушения при осуществлении закупок товаров, работ, услуг противоречат целям, установленным частью 1 статьи 1 Закона о закупках.

При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.

Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2020 по делу
№ А32-45968/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                              М.В. Соловьева

Судьи                                                                                                               С.В. Пименов

                                                                                                               С.С. Филимонова