ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-13315/2019
30 августа 2019 года 15АП-11846/2019
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ильиной М.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 28.05.2019 по делу № А32-13315/2019 (судья Пристяжнюк А.Г.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ФИРМА «САГ»
(ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу
об отмене постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «ФИРМА «САГ» (далее -
ООО «ФИРМА «САГ», общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее - заинтересованное лицо, управление, административный орган) об отмене постановления N 09-16-19/184 от 12.03.2019 о назначении административного наказания, в соответствии с которым общество было привлечено к административной ответственности по ст. 14.19 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде предупреждения.
В соответствии со статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.05.2019 отменено постановление N 09-16-19/184 от 12.03.2019, вынесенное Межрегиональным управлением Федеральной службы по урегулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу, о назначении ООО «ФИРМА «САГ» административного наказания по ст. 14.19 КоАП РФ в виде предупреждения в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ.
В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что ООО «ФИРМА «САГ», не оспаривая сам факт недостоверной фиксации в ЕГАИС, представило пояснения, согласно которым информация о цене товара вносится автоматически, данные несоответствия возникли вследствие технического сбоя при выгрузке информации из внутренней системы учета алкогольной продукции организации в систему ЕГАИС. В соответствии с п. 5.1.1 Приказа Росалкогольрегулирования № 149 заявка о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции (в том числе на экспорт и возврат) представляется организациями, осуществляющими поставку продукции (далее - организации - поставщики продукции), по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 1 и пунктом 2.1 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ, до выезда транспортного средства с продукцией с территории организации - поставщика продукции. До создания заявки о фиксации в ЕГАИС сведений об отгрузке продукции заполняются признаки сведений об отгрузке. В полях «12. Цена с НДС, руб. коп.» и «23. Цена с НДС, руб. коп.» указывается раздельно по каждому наименованию продукции, поставляемой в соответствии с ТТН, цена за единицу продукции (штуку, декалитр), включая налог на добавленную стоимость и акциз в рублях и копейках, - заполняется оператором организации - поставщика продукции. Таким образом, информация о цене продукции вносится оператором организации вручную в соответствии с товаросопроводительными документами. Обществу вменяется нарушение порядка учета, выразившегося в недостоверной фиксации информации об обороте в части цены продукции: цена, отраженная в сопроводительных документах, по которой фактически осуществлена поставка, не соответствует цене, зафиксированной в ЕГАИС по данным поставкам. Правовая оценка судом общей юрисдикции действий должностного лица общества и примененные им положения закона, на которых основан вывод об отсутствии состава административного правонарушения, не может рассматриваться в качестве обстоятельства, имеющего преюдициальное значение для арбитражного суда, рассматривающего дело. Аналогичная правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда РФ от 14.06.2016 по делу N 309-ЭС16-1553, N А50-4727/2012. Более того, арбитражный суд не связан выводами других судов о правовой квалификации рассматриваемых отношений и толковании правовых норм. Данная позиция согласуется с правовой позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 17.07.2007 N 11974/06 по делу N А12-2463/06-с42. Кроме этого, суду апелляционной инстанции, прежде всего, необходимо принять во внимание тот факт, что судебный акт суда общей юрисдикции в отношении должностного лица организации на день принятия решения по данному делу не вступил в законную силу.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО «ФИРМА «САГ» указало на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В силу статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 62 «О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства» разъяснено, что апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судьей единолично по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО «Фирма «САГ» (ИНН <***>) имеет лицензию на осуществление деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции от 20.04.2016 № 233АП0005416, выданной Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (срок действия лицензии с 20.04.2018 до 15.06.2021).
Место фактического осуществления деятельности (нахождения обособленного подразделения организации, осуществляющего лицензируемый вид деятельности), указанное в лицензии: Россия, 350059, Краснодарский край, г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Старокубанская, 141, литер Ш-Ч, нежилое здание-склад: на первом этаже, номер по плану здания 1 склад (S=931, 9 кв.м); на втором этаже, номер по плану здания 3 склад (S=885, 8 кв.м).
В отношении ООО «Фирма «САГ» на основании приказа Межрегионального управления по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу «О проведении внеплановой документарной проверки юридического лица» N 33 от 14.01.2019 в период с 16.01.2019 по 06.02.2019 была проведена внеплановая документарная проверка, по итогам которой составлен акт проверки № у3-а119/09 от 06.02.2019.
В ходе внеплановой документарной проверки установлено, что ООО «Фирма «САГ» зафиксировало в ЕГАИС информацию о поставках алкогольной продукции с указанием неверной цены алкогольной продукции (цена алкогольной продукции, указанная в ТТН, не соответствует цене алкогольной продукции, зафиксированной в ЕГАИС), а именно:
N п/п | ИНН организации грузополучателя | КПП организации грузополучателя | Наименование организации грузополучателя | Дата ТТН | Номер ТТН | Наименование продукции | Емкость (л) | Цена (руб) ТТН | Цена (руб), ЕГАИС | |||||||||||||||||||
1. | 2309063289 | 230901001 | Общество с ограниченной ответственностью «Магазин - 25» | 24.10.2018 | КР-007990 9 | Водка «Belovkaoriginal (Беловка оригинальная) 38.000% | 0,5 | 178,35 | 176,00 | |||||||||||||||||||
2. | 2349033033 | 237045001 | Общество с ограниченной ответственностью «Прайд 1» | 26.10.2018 | КР- 008009 5 | Водка «Belovka original (Беловка оригинальная) « 38.000% | 0,5 | 178,35 | 174,87 | |||||||||||||||||||
3. | 7703270067 | 231232001 | Общество с ограниченной ответственностью «АШАН» | 10.07.2018 | КР-006883 3 | Российский коньяк трехлетний «ЦАРСКИЙ ЗАМОК» 40.000% | 0,5 | 323,00 | 321,38 | |||||||||||||||||||
4. | 7703270067 | 610232001 | Общество с ограниченной ответственностью «АШАН» | 24.07.2018 | КР- 007026 6 | Российский коньяк трехлетний «ЦАРСКИЙ ЗАМОК» 40.000% | 0,5 | 323,00 | 321,38 | |||||||||||||||||||
5. | 7703270067 | 610245001 | Общество с ограниченной ответственностью «АШАН» | 24.07.2018 | КР-007027 4 | Российский коньяк пятилетний «ЦАРСКИЙ ЗАМОК» 40.000% | 0,5 | 323,00 | 321,38 | |||||||||||||||||||
6. | 7703270067 | 616145001 | Общество с ограниченной ответственностью «АШАН» | 24.07.2018 | КР-007026 3 | Российский коньяк трехлетний «ЦАРСКИЙ ЗАМОК» 40.000% | 0,5 | 323,00 | 321,38 | |||||||||||||||||||
7. | 7703270067 | 231232001 | Общество с ограниченной ответственностью «АШАН» | 31.07.2018 | КР-007102 5 | Российский коньяк пятилетний «ЦАРСКИЙ ЗАМОК» 40.000% | 0,5 | 323,00 | 321,38 | |||||||||||||||||||
8. | 7703270067 | 010732001 | Общество с ограниченной ответственностью «АШАН» | 01.08.2018 | КР-007125 2 | Российский коньяк трехлетний «ЦАРСКИЙ ЗАМОК» 40.000% | 0,5 | 323,00 | 321,38 | |||||||||||||||||||
9. | 7703270067 | 616145001 | Общество с ограниченной ответственностью «АШАН» | 07.08.2018 | КР-007179 1 | Российский коньяк пятилетний «ЦАРСКИЙ ЗАМОК» 40.000% | 0,5 | 323,00 | 321,38 | |||||||||||||||||||
10. | 7703270067 | 610232001 | Общество с ограниченной ответственностью «АШАН» | 07.08.2018 | КР-007179 7 | Российский коньяк пятилетний «ЦАРСКИЙ ЗАМОК» 40.000% | 0,5 | 323,00 | 321,38 | |||||||||||||||||||
11. | 7703270067 | 610245001 | Общество с ограниченной ответственностью «АШАН» | 07.08.2018 | КР-007180 0 | Российский коньяк пятилетний «ЦАРСКИЙ ЗАМОК» 40.000% | 0,5 | 323,00 | 321,38 | |||||||||||||||||||
12. | 7703270067 | 610245001 | Общество с ограниченной ответственностью «АШАН» | 07.08.2018 | КР-007180 0 | Российский коньяк трехлетний «ЦАРСКИЙ ЗАМОК» 40.000% | 0,5 | 323,00 | 321,38 | |||||||||||||||||||
13. | 7703270067 | 231232001 | Общество с ограниченной ответственностью «АШАН» | 21.08.2018 | КР- 007330 2 | Российский коньяк пятилетний «ЦАРСКИЙ ЗАМОК» 40.000% | 0,5 | 323,00 | 321,38 | |||||||||||||||||||
14. | 7703270067 | 231232001 | Общество с ограниченной ответственностью «АШАН» | 21.08.2018 | КР-007330 2 | Российский коньяк трехлетний «ЦАРСКИЙ ЗАМОК» 40.000% | 0,5 | 323,00 | 321,38 | |||||||||||||||||||
15. | 7703270067 | 616145001 | Общество с ограниченной ответственностью «АШАН» | 28.08.2018 | КР-007410 4 | Российский коньяк трехлетний «ЦАРСКИЙ ЗАМОК» 40.000% | 0,5 | 323,00 | 321,38 | |||||||||||||||||||
16. | 7703270067 | 610232001 | Общество с ограниченной ответственностью «АШАН» | 28.08.2018 | КР-007410 7 | Российский коньяк трехлетний «ЦАРСКИЙ ЗАМОК» 40.000% | 0,5 | 323,00 | 321,38 | |||||||||||||||||||
17. | 7703270067 | 610232001 | Общество с ограниченной ответственностью «АШАН» | 28.08.2018 | КР-007410 9 | Российский коньяк трехлетний «ЦАРСКИЙ ЗАМОК» 40.000% | 0,5 | 323,00 | 321,38 | |||||||||||||||||||
18. | 7703270067 | 616145001 | Общество с ограниченной ответственностью «АШАН» | 11.09.2018 | КР-007548 6 | Российский коньяк пятилетний «ЦАРСКИЙ ЗАМОК» 40.000% | 0,5 | 323,00 | 321,38 | |||||||||||||||||||
19. | 7703270067 | 616445001 | Общество с ограниченной ответственностью «АШАН» | 11.09.2018 | КР-007549 1 | Российский коньяк трехлетний «ЦАРСКИЙ ЗАМОК» 40.000% | 0,5 | 323,00 | 321,38 | |||||||||||||||||||
20. | 7703270067 | 616145001 | Общество с ограниченной ответственностью «АШАН» | 11.09.2018 | КР-007548 9 | Российский коньяк пятилетний «ЦАРСКИЙ ЗАМОК» 40.000% | 0,5 | 323,00 | 321,38 | |||||||||||||||||||
21. | 7703270067 | 610232001 | Общество с ограниченной ответственностью «АШАН» | 11.09.2018 | КР-007548 3 | Российский коньяк пятилетний «ЦАРСКИЙ ЗАМОК» 40.000% | 0,5 | 323,00 | 321,38 | |||||||||||||||||||
22. | 7703270067 | 610232001 | Общество с ограниченной ответственностью «АШАН» | 11.09.2018 | КР-007548 3 | Российский коньяк трехлетний «ЦАРСКИЙ ЗАМОК» 40.000% | 0,5 | 323,00 | 321,38 | |||||||||||||||||||
23. | 7703270067 | 231232001 | Общество с ограниченной ответственностью «АШАН» | 02.10.2018 | КР-007758 1 | Российский коньяк пятилетний «ЦАРСКИЙ ЗАМОК» 40.000% | 0,5 | 323,00 | 321,38 | |||||||||||||||||||
24. | 7703270067 | 610245001 | Общество с ограниченной ответственностью «АШАН» | 09.10.2018 | КР-007830 2 | Российский коньяк пятилетний «ЦАРСКИЙ ЗАМОК» 40.000% | 0,5 | 323,00 | 321,38 | |||||||||||||||||||
25 | 7703270067 | 616145001 | Общество с ограниченной ответственностью «АШАН» | 09.10.2018 | КР-007828 9 | Российский коньяк трехлетний «ЦАРСКИЙ ЗАМОК» 40.000% | 0,5 | 323,00 | 321,38 | |||||||||||||||||||
26. | 7703270067 | 610245001 | Общество с ограниченной ответственностью «АШАН» | 09.10.2018 | КР-007829 9 | Российский коньяк пятилетний «ЦАРСКИЙ ЗАМОК» 40.000% | 0,5 | 323,00 | 321,38 | |||||||||||||||||||
27. | 7703270067 | 010732001 | Общество с ограниченной ответственностью «АШАН» | 17.10.2018 | КР-007909 0 | Российский коньяк пятилетний «ЦАРСКИЙ ЗАМОК» 40.000% | 0,5 | 323,00 | 321,38 | |||||||||||||||||||
28. | 7703270067 | 010732001 | Общество с ограниченной ответственностью «АШАН» | 17.10.2018 | КР-007909 0 | Российский коньяк трехлетний «ЦАРСКИЙ ЗАМОК» 40.000% | 0,5 | 323,00 | 321,38 | |||||||||||||||||||
29. | 7703270067 | 616145001 | Общество с ограниченной ответственностью «АШАН» | 23.10.2018 | КР-007967 6 | Российский коньяк трехлетний «ЦАРСКИЙ ЗАМОК» 40.000% | 0,5 | 323,00 | 321,38 | |||||||||||||||||||
30. | 7703270067 | 610245001 | Общество с ограниченной ответственностью «АШАН» | 23.10.2018 | КР-007967 8 | Российский коньяк пятилетний «ЦАРСКИЙ ЗАМОК» 40.000% | 0,5 | 323,00 | 321,38 | |||||||||||||||||||
31. | 7703270067 | 010732001 | Общество с ограниченной ответственностью «АШАН» | 02.11.2018 | КР-008082 6 | Российский коньяк пятилетний «ЦАРСКИЙ ЗАМОК» 40.000% | 0,5 | 323,00 | 321,38 | |||||||||||||||||||
32. | 7703270067 | 010732001 | Общество с ограниченной ответственностью «АШАН» | 02.11.2018 | КР-008082 6 | Российский коньяк трехлетний «ЦАРСКИЙ ЗАМОК» 40.000% | 0,5 | 323,00 | 321,38 | |||||||||||||||||||
33. | 7703270067 | 231232001 | Общество с ограниченной ответственностью «АШАН» | 13.11.2018 | КР-008169 4 | Российский коньяк пятилетний «ЦАРСКИЙ ЗАМОК» 40.000% | 0,5 | 323,00 | 321,38 | |||||||||||||||||||
34. | 7703270067 | 610245001 | Общество с ограниченной ответственностью «АШАН» | 20.11.2018 | КР-008239 3 | Российский коньяк пятилетний «ЦАРСКИЙ ЗАМОК» 40.000% | 0,5 | 323,00 | 321,38 | |||||||||||||||||||
35. | 7703270067 | 610245001 | Общество с ограниченной ответственностью «АШАН» | 20.11.2018 | КР-008239 6 | Российский коньяк пятилетний «ЦАРСКИЙ ЗАМОК» 40.000% | 0,5 | 323,00 | 321,38 | |||||||||||||||||||
36. | 7703270067 | 616145001 | Общество с ограниченной ответственностью «АШАН» | 20.11.2018 | КР- 008238 2 | Российский коньяк пятилетний «ЦАРСКИЙ ЗАМОК» 40.000% | 0,5 | 323,00 | 321,38 | |||||||||||||||||||
37. | 7703270067 | 610245001 | Общество с ограниченной ответственностью «АШАН» | 20.11.2018 | КР-008239 5 | Российский коньяк пятилетний «ЦАРСКИЙ ЗАМОК» 40.000% | 0,5 | 323,00 | 321,38 | |||||||||||||||||||
38. | 7703270067 | 616445001 | Общество с ограниченной ответственностью «АШАН» | 20.11.2018 | КР-008237 9 | Российский коньяк трехлетний «ЦАРСКИЙ ЗАМОК» 40.000% | 0,5 | 323,00 | 321,38 | |||||||||||||||||||
39. | 7703270067 | 610232001 | Общество с ограниченной ответственностью «АШАН» | 20.11.2018 | КР-008238 8 | Российский коньяк трехлетний «ЦАРСКИЙ ЗАМОК» 40.000% | 0,5 | 323,00 | 321,38 | |||||||||||||||||||
40. | 7703270067 | 616145001 | Общество с ограниченной ответственностью «АШАН» | 20.11.2018 | KP-008238 4 | Российский коньяк пятилетний «ЦАРСКИЙ ЗАМОК» 40.000% | 0,5 | 323,00 | 321,38 | |||||||||||||||||||
41. | 7703270067 | 010732001 | Общество с ограниченной ответственностью «АШАН» | 28.11.2018 | КР-008338 4 | Российский коньяк пятилетний «ЦАРСКИЙ ЗАМОК» 40.000% | 0,5 | 323,00 | 321,38 | |||||||||||||||||||
42. | 7703270067 | 010732001 | Общество с ограниченной ответственностью «АШАН» | 28.11.2018 | КР-008338 4 | Российский коньяк трехлетний «ЦАРСКИЙ ЗАМОК» 40.000% | 0,5 | 323,00 | 321,38 | |||||||||||||||||||
43. | 7703270067 | 616145001 | Общество с ограниченной ответственностью «АШАН» | 11.12.2018 | КР-008464 4 | Российский коньяк пятилетний «ЦАРСКИЙ ЗАМОК» 40.000% | 0,5 | 323,00 | 321,38 | |||||||||||||||||||
44. | 7703270067 | 610245001 | Общество с ограниченной ответственностью «АШАН» | 18.12.2018 | КР-008531 9 | Российский коньяк пятилетний «ЦАРСКИЙ ЗАМОК» 40.000% | 0,5 | 323,00 | 321,38 | |||||||||||||||||||
На основании вышеизложенного управление пришло к выводу о нарушении обществом положений части 4 статьи 14, пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, подпункта 18 пункта 6 Правил, пункта 5.1.1. Приложения N 5 к Приказу Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149, в период с 01.08.2018 по 28.11.2018, т.е. в период действия лицензии на осуществление деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции 20.04.2016 N 233АП0005416, выданной Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (действия лицензии с 20.04.2016 до 15.06.2021), осуществляло фиксацию в ЕГАИС информации о поставках алкогольной продукции с указанием неверной цены алкогольной продукции.
По признакам состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, должностным лицом Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу в отношении общества 25.02.2019 составлен протокол об административном правонарушении N 09-16-19/184.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу вынесено постановление от 12.03.2019 по делу об административном правонарушении N 09-16-19/184 о привлечении ООО «Фирма «САГ» к административной ответственности в виде предупреждения.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии со статьей 14.19 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения по порядку учета объема производства, оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективная сторона правонарушения состоит в ведении деятельности с нарушением порядка учета объема производства, оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995
N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон N 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Учет объема производства и оборота спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ (п. 2 ст. 14 Закона N 171-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 14 Закона N 171-ФЗ порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда и форма этих деклараций определяются Правительством Российской Федерации.
Правила функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) утверждены Постановлением Постановление Правительства РФ от 29.12.2015 N 1459 «О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 21 Правил направление информации об объеме производства и (или) оборота продукции в единую информационную систему осуществляется организацией, сельскохозяйственным товаропроизводителем или индивидуальным предпринимателем с использованием программно-аппаратных средств в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи путем представления заявки о фиксации по форме, в формате и в сроки, которые утверждаются уполномоченным органом.
Формы, порядок заполнения и сроки представления заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об объеме производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утверждены приказом Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149.
Согласно пп. 18 п. 6 Правил организации, использующие оборудование для учета закупки хранения и поставки продукции, помимо информации, указанной в п. 7 настоящих Правил, представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств сведения, содержащиеся в товарно-транспортной накладной и (или) международной транспортной накладной, справке, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для продукции, производство которой осуществляется в Российской Федерации, а также для импортированной продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза), справке, прилагаемой к таможенной декларации (для импортированной продукции, за исключением продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза).
В соответствии с абзацем первым пункта 5.3.1 Приложения N 5 к приказу Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149, Порядок функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, определен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ «О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» N 1459 от 29.12.2015 года.
Порядок и сроки представления в электронном виде заявок о фиксации в ЕГАИС учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации о продукции, об объеме производства и оборота продукции утвержден Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 21.05.2014 N 149.
Пунктом 5.1.1 Приложения N 5 Приказа Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149 «Об утверждении форм заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации, а также формы и порядка заполнения запросов организаций о предоставлении информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и справок, предоставляемых территориальными органами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на основании этих запросов» закреплено, что в полях «12. Цена с НДС, руб. коп.» и «23. Цена с НДС, руб. коп.» указывается раздельно по каждому наименованию продукции, поставляемой в соответствии с ТТН, цена за единицу продукции (штуку, декалитр), включая налог на добавленную стоимость и акциз в рублях и копейках, - заполняется оператором организации - поставщика продукции.
В соответствии с п. 5.3.1 Порядка заполнения и сроки представления сведений, передаваемых автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, которыми оснащается основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» Приложения N 5 к Приказу Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149 сведения о производстве и обороте продукции, зафиксированные в суточных файлах АСИиУ, представляются организациями не позднее 24 часов рабочего дня, следующего за каждыми сутками измерения, по каждому наименованию производимой продукции, раздельно по каждой точке контроля.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения материалов дела об административном правонарушении установлено, что ООО «Фирма «САГ» допущено нарушение установленного порядка учета в ЕГАИС алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции при ее производстве и обороте.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Данные нарушения допущены организацией вследствие непринятия мер по контролю за своевременной, достоверной фиксацией поставок (отгрузке) алкогольной продукции.
Таким образом, ООО «Фирма «САГ» нарушены положения части 4 статьи 14, пункта 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ, подпункта 18 пункта 6 Правил, пункта 5.1.1 Приложения N 5 к Приказу Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149.
ООО «Фирма «САГ» имело возможность для соблюдения вышеуказанных положений, так как обладало первичными документами, однако общество не предприняло всех необходимых мер, в результате чего, им недостоверно зафиксированы сведения о поставках алкогольной продукции.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В обоснование заявленного требования заявитель ссылается на то, что при выгрузке информации из внутренней системы учета алкогольной продукции в ЕГАИС произошел технический сбой, следствием которого стало внесение в ЕГАИС некорректных данных.
Вместе с тем, неисполнение обществом требований законодательства, регламентирующего порядок учета в ЕГАИС этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции вследствие технического сбоя не является основанием для освобождения от административной ответственности.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с абзацем 3 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
При этом при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что ст. 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий (пункт 18.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10).
Совершенное обществом правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере оборота алкогольной продукции. Государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и на обеспечение качества алкогольной продукции.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества к соблюдению законодательства об обороте алкогольной продукции. При этом отсутствие последствий допущенного нарушения указанного законодательства само по себе не является основанием для вывода о малозначительности правонарушения.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам ст. 71 АПК РФ с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ.
Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности, учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Установление обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения, в соответствии со статьей 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации отнесено к компетенции суда, который при вынесении решения о привлечении к административной ответственности последние обязан учитывать.
Вместе с тем, административный орган применил положения части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, согласно которой являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Согласно сведениям сайта Федеральной налоговой службы ООО «Фирма «САГ» включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Учитывая, что ООО «Фирма «САГ» выявленное нарушение не повлекло за собой причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, отсутствие в материалах дела доказательств того, что общество ранее привлекалось к административной ответственности за совершение однородного правонарушения, административный орган счел возможным назначить обществу административное наказание в виде предупреждения.
Ссылка на решение Советского районного суда г. Краснодара от 11.04.2019 по делу № 12-220/19, которым отменено постановление о назначении административного наказания N 09-16-19/185 от 12.03.2019, в соответствии с которым должностное лицо общества было привлечено к административной ответственности по ст. 14.19 КоАП РФ, ввиду отсутствия состава административного правонарушения, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку правовая квалификации судом общей юрисдикции обстоятельств совершения правонарушения должностным лицом, не имеет обязательной силы для арбитражного суда.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.05.2019 по делу
№ А32-13315/2019 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья М.В. Ильина