ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-12113/2021 от 28.07.2021 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-48363/2020

04 августа 2021 года                                                                          15АП-12113/2021

Резолютивная часть постановления объявлена июля 2021 года .

Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2021 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ереминой О.А.

судей  Величко М.Г., Шапкина П.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сурженко Т.М.

при участии:

от ответчика - представитель Назаренко О.А. по доверенности от 01.06.2021 № 37, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.05.2021 по делу № А32-48363/2020

по иску ОАО "Российские железные дороги"

к ответчику - ООО "Новороссийский зерновой терминал"

о взыскании платы за нахождение состава на путях общего пользования, процентов за пользование чужими денежными средствами

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Новороссийский зерновой терминал" о взыскании платы за время нахождения на путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в размере 82611 руб. 60 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 3031 руб. 34 коп. за период с 13.02.2020 по 05.11.2020, а также процентов за пользование чужими денежными средствами с 06.11.2020 по день фактического исполнения обязательств.

Решением от 19.05.2021 в иске отказано.

Решение мотивировано тем, что оснований для вывода о том, что ответчиком нарушен технологический срок обработки вагонов и что станционные пути или пути станции назначения в спорный период были заняты по причине, зависящей от ответчика, не имеется.

Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность и необоснованность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что судом первой инстанции не установлены фактические обстоятельства по делу. Факт нарушения ответчиком технологических сроков оборота вагонов подтвержден ведомостью подачи и уборки вагонов. Нарушение технологических сроков оборота вагонов являлось основанием для остановки в пути следования спорных вагонов. Груз доставлен с нарушением срока. Вывод суда первой инстанции о том, что акты общей формы не являются надлежащими доказательствами, подтверждающими простой вагонов на путях общего пользования в пути следования по причинам, зависящим от грузополучателя, необоснован. Акты общей формы подписаны ответчиком с возражениями, наличие возражений не освобождает от исполнения обязательств по оплате простоя. Ответчиком не представлено доказательств того, что имеется причинная связь между несвоевременной уборкой вагонов с выставочных путей и нахождением вагонов на путях общего пользования.

В судебное заседание апелляционной инстанции представитель ОАО "Российские железные дороги" не явился. Общество о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом.

Представитель ответчика в заседании доводы жалобы не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителя ответчика, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 21.08.2017 между ОАО "Российские железные дороги" (перевозчик) и ООО "Новороссийский зерновой терминал" (владелец) заключен договор № 529/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Новороссийский зерновой терминал" при станции Новороссийск СКЖД.

В соответствии с пунктом 13 договора на железнодорожном пути необщего пользования установлен технологический срок оборота вагонов 3 часа 36 минут на группу из 27 вагонов. Срок оборота для маршрута в количестве 54 вагонов - 7 часов.

Согласно подпункту "г" пункта 16 договора владелец уплачивает перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, независимо от его принадлежности, по причинам, зависящим от владельца, в соответствии с Тарифным руководством "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 № 127-т/1.

Со станции Удобрительная Московской железной дороги 17.11.2019 на станцию Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги в адрес грузополучателя ООО "Новороссийский зерновой терминал" отправлено 43 вагона по дорожной ведомости ЭУ 846594.

На железнодорожной станции Деревянковка СКАВ 21.11.2019 в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от ООО "Новороссийский зерновой терминал" - нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, что подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов № 11507 (время нахождения вагонов под выгрузкой - 33-50 час, 35-40 час, 37-20 час), № 1150142 (время нахождения вагонов под выгрузкой - 13-10 час), № 115015 (время нахождения вагонов под выгрузкой - 09-10 час), № 115016 (время нахождения вагонов под выгрузкой - 09-35 час), № 115018 (время нахождения вагонов под выгрузкой - 13-50 час), № 115022 (время нахождения вагонов под выгрузкой - 14-15 час), № 116004 (время нахождения вагонов под выгрузкой - 03-55 час), № 116005 (время нахождения вагонов под выгрузкой - 04-55 час), № 116009 (время нахождения вагонов под выгрузкой - 05-30), № 116012 (время нахождения вагонов под выгрузкой - 05-50 час), № 116026 (время нахождения вагонов под выгрузкой - 04-55 час), № 116027 (05-30), № 11628 (время нахождения вагонов под выгрузкой - 07-40 час).

Поезд индексом 2091-649-5210 27.11.2019 отправлен на станцию назначения Новороссийск.

По данному факту составлены акты общей формы от 21.11.2019 № 1114, от 27.11.2019 № 1157 о простое вагонов с 20-22 час. 21.11.2019 по 10-30 час. 27.11.2019.

По прибытии поезда на станцию назначения Новороссийск составлен акт общей формы от 28.11.2019 № 15/7457. Акт общей формы подписан ООО "Новороссийский зерновой терминал" с возражениями.

О задержки и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя направлены уведомления от 21.11.2019 № 6975, от 27.11.2019 № 7134.

В связи с неисполнением ООО "Новороссийский зерновой терминал" обязательств по оплате задолженности в виде платы за время нахождения на путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, ОАО "Российские железные дороги" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Согласно части 12 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.

В статье 39 Устава железнодорожного транспорта предусмотрено, что размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 № 127-т/1 утверждена Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения (Тарифное руководство). Ставки платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, контейнеров приведены в таблицах №№ 1-4 Тарифного руководства.

Согласно части 5 статьи 39 Устава размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что судом первой инстанции не установлены фактические обстоятельства по делу. Факт нарушения ответчиком технологических сроков оборота вагонов подтвержден ведомостью подачи и уборки вагонов.

В пункте 7 спорного договора установлено, что сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на один из свободных железнодорожных выставочных путей владельца № 23, № 24, № 25.

Ведомости подачи и уборки подтверждают дату и время подачи перевозчиком груженых вагонов на один из путей необщего пользования владельца, либо дату и время возврата порожних вагонов на один из выставочных путей владельца.

Доказательства, свидетельствующие о невозможности принятия спорных вагонов на пути станции назначения и подаче их на пути необщего пользования владельца не представлены.

В деле также отсутствуют доказательства одновременного занятия всех путей необщего пользования владельца поступившими вагонами в результате нарушения ООО "Новороссийский зерновой терминал" норм разгрузки данных вагонов (например, графики занятости ж.д. путей, построенные в соотношении со сведениями ж.д. накладных о сроках доставки вагонов, что реально препятствовало истцу осуществить доставку вагонов на пути необщего пользования), а также графики подвода вагонов на станцию назначения, в которых ОАО "Российские железные дороги" учло периоды нарушения им сроков доставки вагонов.

Из материалов дела следует, что спорные вагоны в составе с индексом 2091-649-5210 отставлены от движения на станции Деревянковка в период с 20 час. 22 мин. 21.11.2019 по 10 час. 30 мин. 27.11.2019.

В период задержки ОАО "Российские железные дороги"  груженых вагонов на путях общего пользования станции Новороссийск действовали форс-мажорные обстоятельства, что подтверждается справкой Гидрометеорологического бюро г. Новороссийска № 709 от 25.11.2019, согласно которой скорость ветра 21.11.2019 с 18 час. 00 мин по 24 час. 00 мин. была 25-30 м/с, порывы 31-33 м/с, а 22.11.2019 с 00 час. 00 мин до 10 час. 00 мин. - 20-25 м/с, порывы 30-32 м/с, с 10 час. 00 мин по 21 час. 00 мин. - 18-23 м/с, порывы 27 м/с.

ООО "Новороссийский зерновой терминал" сообщило ОАО "Российские железные дороги"  о невозможности принятия вагонов, что подтверждается представленной в дело телефонограммой № 1026 от 21.11.2019 в 16 час. 11 мин.

Телефонограммой № 1027 от 22.11.2019 в 21 час. 00 мин. ООО "Новороссийский зерновой терминал" просило возобновить подачу груженых вагонов на подъездные пути и вывести 27 порожних вагонов.

Факт того, что в период с 18 час.00 мин. 21.11.2019 до 21 час. 00 мин. 22.11.2019 на путях необщего пользования не производились выгрузочные работы по форс-мажорным обстоятельствам (порывы ветра), подтвержден справкой Гидрометеорологического бюро г. Новороссийска № 709 от 25.11.2019 и актом общей формы № 77 ЦД от 26.11.201, выданным станцией Новороссийск.

Согласно пункту 19.6 договора стороны освобождаются от своих обязательств от платы за пользование вагонами при наступлении форс-мажорных обстоятельств.

В соответствии с пунктом 19.7 договора владелец освобождается от платы за пользование вагонами (из-за недопущения работы на высоте) при скорости ветра 15 м/с и более.

Согласно части 18 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в следующих случаях:

вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов;

обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, блокада, эпидемия вызвали перерыв движения на железнодорожном пути необщего пользования, а также возникли иные обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов.

Таким образом, вагоны отставлены от движения на станции Деревянковка в период форс-мажорных обстоятельств.

В апелляционной жалобе заявитель также указывает на то, что вывод суда первой инстанции о том, что акты общей формы не являются надлежащими доказательствами, подтверждающими простой вагонов на путях общего пользования в пути следования по причинам, зависящим от грузополучателя, необоснован, наличие возражений при подписании актов не освобождает от исполнения обязательств по оплате простоя.

Для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных статьей 39 Устава железнодорожного транспорта, оформляется акт общей формы.

Согласно пункту 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утверждены приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 26) при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.

Акт подписывается уполномоченными представителями перевозчика, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя, грузополучателя. В акте указываются:

а) причина задержки в подаче вагонов;

б) количество всех задержанных вагонов, готовых к подаче на железнодорожный путь необщего пользования, а также их номера, дата и время прибытия на железнодорожную станцию;

в) время начала и окончания задержки вагонов;

г) другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Согласно пункту 3.2.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 № 45 при несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: "С разногласиями" или "С возражением".

Имеющиеся разногласия или возражения должны быть направлены перевозчику в день составления акта общей формы, либо не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.

Как отмечено выше, по прибытии поезда на станцию назначения Новороссийск составлен акт общей формы от 28.11.2019 № 15/7457. Акт общей формы подписан ООО "Новороссийский зерновой терминал" с возражениями.

При этом, сам по себе акт общей формы не является достаточным доказательством подтверждающим факт простоя вагонов на ж/д путях общего пользования по вине грузополучателя (пользователя).

Истцом не представлено доказательств правомерности составления акта общей формы (оснований его составления) в период форс-мажора, а также в период, когда ООО "Новороссийский зерновой терминал" осуществляло работу в штатном режиме, принимало вагоны со станционных путей на свои пути необщего пользования.

Доказательства, подтверждающие невозможность принятия вагонов на пути необщего пользования по вине ООО "Новороссийский зерновой терминал" в заявленный период, в деле отсутствуют.

При этом, ООО "Новороссийский зерновой терминал" в материалы дела представлены памятки подачи, подтверждающие работу общества в спорный период после окончания форс-мажорных обстоятельств в обычном штатном режиме, в связи с чем, оснований для задержки вагонов на промежуточной станции у ОАО "Российские железные дороги"  не имелось.

Судом первой инстанции установлено, что ООО "Новороссийский зерновой терминал" по прибытию груженых вагонов, следующих в свой адрес, на станцию Новороссийск своевременно уведомляло перевозчика о готовности их приема на свои пути необщего пользования. Отказов от подачи груженых вагонов на свои пути необщего пользования ООО "Новороссийский зерновой терминал" не заявляло, что подтверждается представленными в дело телефонограммами.

Факт принятия ООО "Новороссийский зерновой терминал" на пути необщего пользования груженых вагонов с путей станции подтвержден ведомостями подачи и уборки. ООО "Новороссийский зерновой терминал" отказов от приема груженых вагонов на пути необщего пользования не заявляло.

Готовность ООО "Новороссийский зерновой терминал" принимать вагоны на свои пути необщего пользования также подтверждается представленными в дело телефонограммами.

В свою очередь, ОАО "Российские железные дороги" не представлены доказательства, свидетельствующие о невозможности принятия спорных вагонов на пути станции назначения и подачи их на пути необщего пользования ООО "Новороссийский зерновой терминал" после окончания форс-мажорных обстоятельств.

В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.05.2021 по делу № А32-48363/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                                             Еремина О.А.

Судьи                                                                                                               Величко М.Г.

                                                                                                                  Шапкин П.В.