ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-9915/2019
25 сентября 2019 года 15АП-12778/2019
Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2019 года .
Полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заявителя - Павловой М.С. на основании выписки из ЕГРЮЛ, Плужной М.В. по доверенности от 02.07.2019,
от заинтересованного лица - Воробьевой Е.Ю. по доверенности от 09.01.2019, Нечесова Ю.В. по доверенности от 22.04.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Трансэнергосеть»
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.06.2019 по делу № А32-9915/2019 (судья Купреев Д.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Трансэнергосеть» (ИНН 2365021532, ОГРН 1132365000888)
к Региональной энергетической комиссии – Департаменту цен и тарифов Краснодарского края
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Трансэнергосеть» (далее – ООО «Трансэнергосеть», общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Региональной энергетической комиссии – Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 11.12.2018 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.06.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Трансэнергосеть» обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что обществом представлен договор с ПАО «ТНС энерго Кубань» (ранее - ОАО «Кубаньэнергосбыт») от 26.11.2015 № 1/2015 по отдельным точкам отпуска из сети (в данном договоре указаны только точки присоединения потребителей
ПАО «ТНС энерго Кубань», подключенные непосредственно к сетям общества, в свою очередь, сети ООО «Трансэнергосеть» непосредственно присоединены к центру питания ПС 220кВ Шепси (сети ПАО «ФСК ЕЭС»)), а также договор с
ПАО «Кубаньэнерго» (ранее - ОАО «Кубаньэнерго») от 19.03.2014 № 407-30/453 по иным точкам отпуска, кроме учтенных договором от 26.11.2015 № 1/2015. Таким образом, несмотря на представленные в материалы дела неоспоримые доказательства, игнорируя постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, суд первой инстанции посчитал, что общество не имело права заключать договор с ПАО «ТНС энерго Кубань». Тарифы (цены) по договору применяются в соответствии с решениями регулирующего органа, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами электроэнергетики (п.35 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178). Гарантирующий поставщик не имеет права применять иной тариф, кроме единого (котлового) тарифа независимо от того, с какой сетевой организацией у него заключен договор, так как единый (котловой) тариф устанавливается для конечных групп потребителей, а не для применения определенной сетевой организацией. Судом первой инстанции не учтено, что договор между обществом и ПАО «ТНС энерго Кубань» является договором присоединения и обязателен для заключения ООО «Трансэнергосеть». РЭК-Департамент, привлекая общество к административной ответственности и приводя доводы о том, что потребитель заключает договор на оказание услуг по передаче электроэнергии с той сетевой организацией, которую регулирующий орган определил держателем котла в регионе, фактически диктует обществу невыполнимые условия. Реализация такой схемы заключения договора с потребителем, которую требует РЭК - только через ПАО «Кубаньэнерго» - означает, что общество должно было отказать потребителю в присоединении, тем самым нарушив основополагающие нормы права, закрепляющие недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии. Общество, действуя добросовестно, ежегодно и своевременно предоставляет в РЭК исчерпывающий перечень информации, необходимой для правильного формирования единых (котловых) тарифов по расчетам за оказанные услуги с гарантирующим поставщиком ПАО «ТНС энерго Кубань». В материалы дела не представлено доказательств того, что обществом получена, но в дальнейшем не изъята РЭК завышенная выручка, так как единые (котловые) тарифы содержат затраты всех сетевых организаций, участвующих в процессе передачи электрической энергии конечным потребителям. Применение единых (котловых) тарифов по схеме, предлагаемой РЭК (через региональную сетевую организацию путем установления тарифов исключительно на услуги этой организации), возможно лишь при наличии договоров на оказание услуг по передаче электрической энергии, заключенных каждой из сетевых организаций региона с региональной сетевой организацией (в данном случае - с ПАО «Кубаньэнерго»), то есть при наличии согласия всех сетевых организаций на установление договорных отношений именно с данным лицом - с ПАО «Кубаньэнерго». Такого согласия всех сетевых организаций Краснодарского края и Республики Адыгея РЭК не предоставила. В материалы дела не представлено доказательств подтверждающих, что ПАО «Кубаньэнерго» может фактически осуществить отпуск электроэнергии потребителям, учтенным в спорном договоре от 26.11.2015 № 1/2015.
В отзыве на апелляционную жалобу Региональная энергетическая комиссия - Департамент цен и тарифов Краснодарского края просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, указала, что информационное письмо Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 04.09.2007 № ЕЯ-5133/12 «О введении котлового метода расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии» содержит разъяснения о том, что согласно Приказу Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 06.08.2004 № 20-э/2 «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке» на 2008 год и последующие годы во всех субъектах Российской Федерации должен быть рассчитан и утвержден единый (котловой) тариф на услуги по передаче электрической энергии. Все сетевые организации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обязаны произвести расчеты строго в соответствии с утвержденными Методическими рекомендациями. Так называемая котловая схема взаиморасчетов между сетевыми организациями предусматривает оплату гарантирующим поставщиком услуг по передаче электрической энергии по единому (котловому) тарифу лишь одной сетевой организации - «держателю котла». В свою очередь, данная сетевая организация осуществляет взаиморасчеты по индивидуальным тарифам с остальными сетевыми организациями, участвовавшими в процессе передачи электрической энергии. В рассматриваемом случае ПАО «Кубаньэнерго» является «котлодержателем» на территории Краснодарского края, получает денежные средства от гарантирующих поставщиков, действующих на территории Краснодарского края (ПАО «ТНС энерго Кубань»), и сбытовых компаний на основании единых (котловых) тарифов и производит расчеты со смежными сетевыми организациями на основании индивидуальных тарифов. Из пункта 42 Правил № 861 следует, что при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность). Согласно пункту 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными Приказом ФСТ России от 06.08.2004
№ 20-э/2 (далее - Методические указания № 20-э/2), расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым пунктом 27 названных Методических указаний предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность). В этом же пункте определен порядок расчета единых на территории субъекта Российской Федерации тарифов (котловых) на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированных по уровням напряжения, для потребителей услуг по передаче электрической энергии (кроме сетевых организаций), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены, а также установлен порядок расчета индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии, используемого только для взаиморасчетов между сетевыми организациями за оказанные услуги. Котловой метод формирования тарифа на услуги по передаче электрической энергии предусматривает расчет ставок тарифов на каждом уровне напряжения на основе суммы необходимой валовой выручки всех сетевых организаций, находящихся в соответствующем субъекте Российской Федерации (пункт 49 Методических указаний № 20-э/2). Суммарная НВВ всех сетевых организаций является делимым в формуле расчета ставки на содержание электрических сетей. Данная ставка входит в состав двухставочных единых (котловых) тарифов и используется при расчете одноставочных единых (котловых) тарифов на передачу электрической энергии (пункты 50, 51 Методических указаний № 20-э/2). Таким образом, необходимая валовая выручка каждой территориальной сетевой организации является одной из базовых величин для расчета единых (котловых) тарифов на передачу электроэнергии и непосредственно влияет на конечный размер соответствующих тарифных ставок. Изменение стороны по договору оказания услуг по передаче электрической энергии с «котлодержателя» на сетевую организацию влияет на изменение направления денежных средств, их получателем вместо «котлодержателя» становится сетевая организация, что фактически влечет перераспределение финансовых потоков, смены режима тарифного регулирования, переворота котла, который функционировал на территории Краснодарского края на протяжении многих лет, и предполагает причинение убытков существующему «котлодержателю». Вместе с тем, сетевая организация, которая действует добросовестно и следует утвержденной регулирующим органом модели расчетов, вправе претендовать на получение платы за услуги лишь в том размере, который учтен регулирующим органом при утверждении индивидуального тарифа (в объеме ее НВВ).
В судебном заседании представители ООО «Трансэнергосеть» поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представители Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края не согласились с доводами апелляционной жалобы, просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в связи с рассмотрением обращения
ПАО «Кубаньэнерго» (от 16.07.2018 вх. N КЭ/1200/272) Региональной энергетической комиссией - Департаментом цен и тарифов Краснодарского края в отношении ООО «Трансэнергосеть» проведена проверка на наличие признаков совершения административного правонарушения по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе проверки установлено, что ООО «Трансэнергосеть» при осуществлении расчетов с потребителями за услуги по передаче электрической энергии применяет единый (котловой) тариф, что является нарушением установленного на территории Краснодарского края порядка ценообразования и «котловой» модели тарифного регулирования.
По результатам проверки контролирующим органом в отношении общества 21.09.2018 составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление от 11.12.2018, которым ООО «Трансэнергосеть» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Заявителю назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Субъектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса, является лицо, осуществляющее регулируемый государством вид деятельности и виновное в нарушении государственной дисциплины цен.
Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, является посягательство на установленный государством порядок ценообразования.
Объективная сторона правонарушения состоит в совершении противоправных деяний, в частности, иных нарушений установленного порядка ценообразования.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии регулирует Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 35-ФЗ).
Статьей 3 Закона № 35-ФЗ услуги по передаче электрической энергии определены как комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями и совершение которых может осуществляться с учетом особенностей, установленных пунктом 11 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Согласно части 4 статьи 23.1 Закона № 35-ФЗ государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат, в том числе, цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
Пунктом 35 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», установлено, что цены (тарифы) и (или) их предельные уровни подлежат применению в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики.
В соответствии с пунктом 3 Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.
В силу пункта 42 Правил N 861 при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
Пунктом 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2, также установлено, что расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым пунктом 27 настоящих Методических указаний предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
Расчет единых на территории субъекта Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированных по уровням напряжения, для потребителей услуг по передаче электрической энергии (кроме сетевых организаций), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены (далее - единые (котловые) тарифы), производится на основе необходимой валовой выручки, рассчитанной в соответствии с пунктом 47 Методических указаний для каждой сетевой организации, расположенной на территории субъекта Российской Федерации.
Из изложенного следует, что основным принципом расчета цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии является обеспечение равенства тарифов для всех потребителей услуг на территории субъекта Российской Федерации, независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены, для чего устанавливаются единые тарифы на услуги по передаче электрической энергии в целях обеспечения принципа равенства тарифов.
Сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии (мощности) по заключенным с потребителями и действующими в их интересах энергосбытовыми организациями договорам с применением единых (котловых) тарифов, на территории Краснодарского края является
ПАО «Кубаньэнерго» (держатель котла).
Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Краснодарского края рассчитаны исходя из поступлений платежей потребителей по заключенным договорам только в одну сетевую организацию - ПАО «Кубаньэнерго», и применяются для расчетов за услуги по передаче электрической энергии между ПАО «Кубаньэнерго» и гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и иными покупателями электрической энергии, являющимися участниками оптового рынка или заключившими договоры купли-продажи электрической энергии с производителями или иными покупателями электрической энергии, являющимися участниками оптового рынка или заключившими договоры купли-продажи электрической энергии с производителями или иными поставщиками электрической энергии, расположенными на территории Краснодарского края, независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены.
В соответствии с указанной «котловой» схемой гарантирующий поставщик либо иная сбытовая компания оплачивает услуги «котлодержателю» по единому (котловому) тарифу, а «котлодержатель» рассчитывается за услуги территориальных сетевых организаций, сети которых участвовали в передаче электрической энергии до конечного потребителя, по индивидуальным тарифам. При этом индивидуальные тарифы для расчета «котложержателя» и территориальной сетевой организации утверждаются Региональной энергетической комиссией - Департаментом цен и тарифов Краснодарского края и представляют собой отношение необходимой валовой выручки и объема отпущенной электрической энергии.
Применение территориально сетевой организацией иного тарифа, чем утверждено для данной организации в тарифно-балансовом решении приводит к необоснованному получению завышенной выручки, так как единые (котловые) тарифы содержат затраты всех сетевых организаций, участвующих в процессе передачи электрической энергии конченым потребителям.
Из материалов дела следует, что на основании договора оказания услуг по передаче электрической энергии по сетям ООО «Трансэнергосеть» от 26.11.2015
N 1/2015, дополнительных соглашений от 19.12.2016 N 1, от 01.05.2017 N 1/2017, от 31.08.207 N 1/2017, от 08.02.2018 N 3, от 16.07.2018 N 4
ООО «Трансэнергосеть» осуществляет комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих подачу электрической энергии в точки поставки потребителей ПАО «Кубаньэнергосбыт» согласно приложению N 1 к договору через технические устройства электрических сетей.
Факт оказания услуг заявителем по передаче электрической энергии и взимания платы за оказанные услуги подтверждается выручкой общества «за услуги по передаче электрической энергии на 2017 год по схеме «Котел снизу», актами об оказании услуг по передаче электрической энергии с ПАО «ТНС энерго Кубань» (ранее - ОАО «Кубаньэнергосбыт»).
В целях обеспечения равенства тарифов приказом Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 15.07.2017 N 4/2017-э «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Краснодарского края и Республики Адыгея» установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Краснодарского края на 2017 год.
Приказом Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 26.12.2016 N 52/2016-э также установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ПАО «Кубаньэнерго» и ООО «Трансэнергосеть» на 2017 год.
Таким образом, ООО «Трансэнергосеть» не вправе применять в расчетах единые (котловые) тарифы, содержащие затраты всех сетевых организаций, участвующих в процессе передачи электрической энергии для взаиморасчетов между ПАО «Кубаньэнерго» и ООО «Трансэнергосеть» на 2017 год.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения обращения ПАО «Кубаньэнерго» (от 16.07.2018 вх. N КЭ/1200/272) Региональной энергетической комиссией - Департаментом цен и тарифов Краснодарского края установлено, что
ООО «Трансэнергосеть» в период с января по декабрь 2017 года на территории Туапсинского района Краснодарского края при осуществлении расчетов с потребителями за услуги по передаче электрической энергии применяло единые (котловые) тарифы, установленные для расчетов с потребителями сетевой организации (ПАО «Кубаньэнерго»).
В соответствии с информационным письмом ФСТ от 04.09.2007 N ЕЯ-5133/12 «О введении котлового метода расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии» в целях обеспечения каждой сетевой организации средствами в размере ее необходимой валовой выручки необходимо обеспечить перераспределение полученных по единому (котловому) тарифу средств между сетевыми организациями в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными Приказом ФСТ России от 06.08.2004
N 20-э/2. Все сетевые организации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обязаны провести расчеты строго в соответствии с утвержденными Методическими указаниями N 20-э/2.
Кроме того, в письме Министерства энергетики Российской Федерации от 18.07.2016 N АН-7580/09 указано на недопущение изменений действующей договорной схемы взаиморасчетов между территориальными сетевыми организациями на территории Краснодарского края.
Таким образом, РЭК - департамент установила тарифы с учетом необходимости определения единого лица, осуществляющего функции централизованных расчетов с сетевыми организациями на территории Краснодарского края, и в соответствии с действующим законодательством, что отвечает принципам формирования и назначения единого (котлового) тарифа.
То есть, в объем электроэнергии, учтенной при установлении котлового тарифа для ПАО «Кубаньэнерго», входит объем электроэнергии, отпущенной потребителям общества, опосредованно присоединенным к сетям ПАО «ФСК ЕЭС» через сети компании.
При осуществлении государственного регулирования в части установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ПАО «Кубаньэнерго» и обществом РЭК - департаментом также учитывались все объемы передачи электрической энергии и мощности потребителям, присоединенным к сетям общества.
Договор оказания услуг по передаче электроэнергии от 26.11.2015 N 1/2015, заключенный напрямую с ПАО «ТНС энерго Кубань», фактически направлен на перераспределение финансовых потоков, смены режима тарифного регулирования, переворота котла, который функционировал на территории Краснодарского края на протяжении многих лет, и предполагает причинение убытков существующему «котлодержателю», и не может быть защищен по правилам статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации. Распределение денежных средств должно осуществляться законным способом, с учетом тарифно-балансовых решений регулирующего органа, а не путем заключения договора, направленного на ухудшение положения одного из участников правоотношений в сфере электроэнергетики.
Заключая договор с ПАО «ТНС энерго Кубань» от 26.11.2015 N 1/2015, общество должно было осознавать риск наступления для себя неблагоприятных последствий в виде применения наступления административного наказания за применение тарифа, не подлежащего применению.
Довод об отсутствии у гарантирующего поставщика права применять иной тариф кроме единого (котлового) тарифа независимо от того с какой сетевой организацией у него заключен договор, в связи с чем, единый (котловой) тариф устанавливается для конечных групп потребителей, а не для применения определенной сетевой организацией, правомерно отклонен судом первой инстанции ввиду следующего.
В соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), стоимость услуг по передаче единицы электрической энергии учитывается в ценах (тарифах) на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям. То есть единый (котловой) тариф не является конечным тарифом для потребителей, а является лишь одной из составных частей тарифа, предназначенного для взаиморасчетов между гарантирующим поставщиком и «держателем котла».
Приводя в качестве примера взаимоотношения с ООО «Майкопская ТЭЦ», общество не учитывает, что тарифно-балансовое решение сформировано с учетом нахождения ООО «Майкопская ТЭЦ» на территории иного субъекта Российской Федерации - Республики Адыгея и особенностей правоотношений, сформированных на территории иного субъекта.
По взаимоотношениям с ПАО «ФСК ЕЭС»-Сочинское ПМЭС общество не учитывает тот факт, что тарифно-балансовое решение сформировано с учетом зоны ответственности ПАО «ФСК ЕЭС», которое обеспечивает управление всех объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть (ЕНЭС), а также объектов электросетевого хозяйства, имеющих особый статус и возведенных в рамках подготовки и проведения олимпийских игр с учетом недопущения резкого роста тарифов в регионе.
Доводу о том, что сетевая организация может получать доходы не только от сетевой организации, но и от иных потребителей услуг по передаче электрической энергии, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.
Указывая на то, что с 10.07.2015 ООО «Трансэнергосеть» ежегодно предоставляло исчерпывающий перечень документов для правильного установления единого (котлового) тарифа и индивидуального тарифа с учетом имеющихся договоров с ПАО «ТНС энерго Кубань» и ПАО «Кубаньэнерго», общество фактически выражает свое несогласие с установленными РЭК - департаментом тарифами.
Между тем установленные уполномоченным органом тарифы на услуги по передаче электрической энергии в установленном порядке не оспорены.
Доказательств того, что ООО «Трансэнергосеть» своевременно предпринимались меры, направленные на соблюдение требований действующего законодательства о регулируемых государством ценах (тарифах), а также доказательств отсутствия у заявителя возможности соблюдения требований законодательства о порядке ценообразования в материалах дела не имеется.
Имея возможность для применения утвержденных в установленном порядке тарифов на услуги по передаче электрической энергии, общество надлежащих мер, направленных на их соблюдение не предпринимало, что свидетельствует о наличии вины заявителя в совершении вменяемого административного правонарушения.
С учетом представленных в материалы дела доказательств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что административным органом доказан факт наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 02.02.2017 N 305-АД16-19502 по делу N А41-3502/16.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении управлением не допущено и обществом не оспаривается, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Административный штраф назначен в пределах санкции вмененной статьи.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам ст. 71 АПК РФ с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Суд апелляционной инстанции, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, также не усматривает оснований для применения положений 3.4, 4.1.1 КоАП РФ. Общество не представило в материалы дела доказательства о своем тяжелом финансовом положении, об исключительности случая совершенного им правонарушения.
Кроме того, применение положений статей 2.9, 3.4, 4.1.1 КоАП РФ является правом суда с учетом конкретных обстоятельств дела, а не обязанностью.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.06.2019 по делу №А32-9915/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий М.В. Ильина
Судьи О.Ю. Ефимова
С.С. Филимонова