ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-12907/2022 от 31.08.2022 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

2270/2022-87099(3)



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений) 

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А32-14458/2022  31 августа 2022 года 15АП-12907/2022 

Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2022 года. 

Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания
ФИО1,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с
ограниченной ответственностью «Сатос»
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 27.05.2022 по делу № А32-14458/2022

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сатос»  (ОГРН <***>, ИНН <***>) 

к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Новороссийску Краснодарского
края (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной
ответственности,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Сатос» (далее – заявитель,  ООО «Сатос», общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с  заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной  налоговой службы по городу Новороссийску Краснодарского края (далее – ИФНС России  по г. Новороссийску Краснодарского края, инспекция) от 22.02.2022   № 23152201800030100004 о привлечении к административной ответственности по ч. 1  ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде  административного штрафа в размере 7 575 рублей. 

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.05.2022в удовлетворении  заявленных требований отказано. 

ООО «Сатос» обжаловало решение суда первой инстанции в порядке,  предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  и просило отменить решение суда и постановление о привлечении к административной  ответственности. 


[A1] В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на положения ч. 5  ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и  указывает на то, что в рамках единой проводимой проверки, по требованию № 1774 от  19.02.2021 по постановлению № 23152121600118500004 от 07.09.2022 уже назначено  административное наказание, в связи с чем, в данном случае подлежат применению  положения Федерального закона от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесение изменений в Кодекс  Российской Федерации об административных правонарушениях». 

В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просит в удовлетворении  апелляционной жалобы отказать. 

Определением председателя четвертого судебного состава от 29.08.2022 в связи с  отсутствием судьи Пименова С.В. ввиду нахождения в отпуске, в составе суда  произведена замена на судью Глазунову И.Н., в связи с чем, рассмотрение дела  начинается с самого начала в порядке статьи 18 АПК РФ

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, представителей не  направили, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим  образом. 

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд  апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены  обжалуемого судебного акта. 

Как следует из материалов дела, при осуществлении проверки соблюдения  валютного законодательства инспекцией установлено, что между ООО «Сатос»  (работодатель) и ФИО2 ИНН <***>,  ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт иностранного гражданина АА3258272 (работник) заключен  трудовой договор. 

Заработная плата иностранному работнику ФИО3  ИНН <***>, выплачена наличными денежными средствами из кассы предприятия  в сумме 10 100 рублей, что подтверждается платёжной ведомостью № 000000000021 от  10.12.2020. 

Согласно представленных налогоплательщиком документов по требованию № 1774  от 19.02.2021 и сведений ФМС о постановке на миграционный учет иностранных граждан  и лиц без гражданства, данный иностранный гражданин вид на жительство не получал, в  связи с чем, на основании п.п. «а» п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ признается  нерезидентом. 

Таким образом, работодателем-резидентом ООО «Сатос» произведена валютная  операция, в виде выплаты заработной платы из кассы в общей сумме 10 100 рублей  нерезиденту – ФИО2, в связи с чем, нарушен порядок произведения расчета при  осуществлении валютных операций юридическим лицом - резидентом через банковские  счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств, в  соответствии п. 2 ст. 14 ФЗ № 173-ФЗ от 10.12.2003. 

Не согласившись с постановлением, используя право на обжалование,  предусмотренное статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, ООО «Сатос» обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с  заявлением о признании его незаконным и отмене. 

Согласно части 1 статьи 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных  операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством  Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства 


[A2] Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том  числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте,  минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по  которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках  и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории  Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством  Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым  произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных  организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской  Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской  Федерации, либо осуществление перевода денежных средств без открытия банковского  счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными  поставщиками платежных услуг, в случаях, не предусмотренных валютным  законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного  штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без  образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 20 до 40 процентов  суммы незаконной валютной операции либо суммы денежных средств, переведенных без  открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа,  предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг; на должностных лиц -  от 20 до 40 процентов суммы незаконной валютной операции либо суммы денежных  средств, переведенных без открытия банковского счета с использованием электронных  средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, но не  более тридцати тысяч рублей. 

Объектом правонарушения являются отношения в области законодательства  Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле. 

Объективную сторону правонарушения образует осуществление валютных  операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или  счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской  Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской  Федерации. 

Субъективная сторона правонарушения выражается в вине, которая заключается в  том, что у заявителя имелась возможность для соблюдения правил и норм валютного  законодательства, но им не были предприняты все зависящие от него меры для  исполнения требований валютного законодательства Российской Федерации. 

В соответствии с положениями статьи 1 Закона № 173-ФЗ резидентами признаются  юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской  Федерации; физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; постоянно  проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство,  предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и  лица без гражданства; нерезидентами - не являющиеся резидентами в соответствии с  подпунктами «а» и «б» пункта 6 части 1 настоящей статьи. 

Согласно подп. «а» п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ нерезидентами признаются  иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим на  территории Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного  законодательством Российской Федерации. 

К валютным операциям относится, в том числе, отчуждение резидентом в пользу  нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также  использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа, согласно  подпункту «б» п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ. 

Выплата заработной платы работнику-иностранцу, не имеющему вида на  жительство в России, временно пребывающему в Российской Федерации, признается  валютной операцией (подпункт «а» пункт 7, пункт 9 части 1 статьи 1 Закона о валютном 


[A3] регулировании, абзац 14 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ  «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). В этом случае  расчеты с таким работником-нерезидентом необходимо производить только в  безналичном порядке (часть 2 статьи 14 Закона о валютном регулировании). 

Судом первой инстанции установлено, что ФИО2 является гражданином  иностранного государства – нерезидентом. 

Доказательств наличия у ФИО2 гражданства Российской Федерации или  вида на жительство обществом не представлено. 

Таким образом, материалами дела подтверждено наличие в действиях общества  состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ

Судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что заработная плата  иностранному работнику может выдаваться только путем перечисления денежных средств  через банковский счет, открытый в уполномоченном банке, а выплата же зарплаты  наличными денежными средствами из кассы является незаконной валютной операцией. 

Доказательств наличия объективных препятствий для надлежащего исполнения  обществом возложенной на него обязанности, а также доказательств совершения  обществом действий, направленных на надлежащее исполнение требования  действующего законодательства, обществом не представлено. 

Заключая с иностранным гражданином трудовые договоры и выплачивая ему  заработную плату наличными денежными средствами, общество осознанно приняло на  себя все риски, связанные с использованием труда наемных работников-нерезидентов, не  имеющих открытых счетов в банке. 

Общество, как участник внешнеэкономической деятельности, обязано не только  знать о действующем валютном законодательстве РФ, но и обеспечивать его исполнение.  Проявляя необходимую и достаточную степень заботливости и осмотрительности, какая  требуется для надлежащего исполнения своих публично-правовых обязанностей. 

Нарушений административного законодательства при производстве по делу об  административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено,  равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном  правонарушении. 

Судом первой инстанции правомерно отклонены ссылки общества на нарушение  налоговым органом пункта 3 - 4 ст. 93.1 НК РФ

Требование о представлении документов (информации) от 19.02.2021 № 1774  направлено в рамках мероприятия налогового контроля вне рамок налоговой проверки. 

Двухлетний срок давности привлечения к административной ответственности на  момент вынесения оспариваемого постановления не истек. 

В данном случае срок давности составляет 2 года и подлежит исчислению с даты  фактической выплаты заработной платы. Данный вывод соответствует позиции  Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 17.05.2022 № 19-П. 

Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности  по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с  учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии  оснований для освобождения общества от административной ответственности на  основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда  апелляционной инстанции не имеется. 

Оценив представленные по делу доказательства, обстоятельства совершения  обществом вмененного ему административного правонарушения, учитывая, что целью  валютного контроля, изложенной в преамбуле Закона № 171-ФЗ, является обеспечение  реализации единой государственной валютной политики, обеспечение устойчивости  валюты Российской Федерации, обеспечение стабильности внутреннего валютного рынка 


[A4] Российской Федерации, суд первой инстанции обосновано не нашел оснований для  признания правонарушения малозначительным. 

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о  том, что с учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность  замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при  наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях. 

В данном случае, общество привлечено к административной ответственности за  совершение незаконных валютных операций. 

В пункте 2 статьи 7 Указа Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии  экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» под  экономической безопасностью понимается состояние защищенности национальной  экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический  суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации  стратегических национальных приоритетов Российской Федерации. 

Довод апелляционной жалобы общества о том, что в рамках одной проверки по  постановлению инспекции от 07.09.2022 № 23152121600118500004 уже назначено  административное наказание, не принимается судом апелляционной инстанции, так как в  материалах дела указанное обществом постановление № 23152121600118500004  отсутствует, кроме того, обществом неверно указана дата постановления. 

Судом апелляционной инстанции из сведений, размещенных в информационном  ресурсе Картотека арбитражных дел установлено, что постановление   № 23152121600118500004 не было предметом обжалования в арбитражном суде. 

При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют  основания для применения положений ч. 5 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

Довод Общества о возможности применения положений Федерального закон от  26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об  административных правонарушениях» в виду ранее привлечения к административной  ответственности по результатам одной проверки Инспекции, апелляционный суд находит  основанным на неверном толковании норм права. 

Санкция части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (в редакции на дату рассмотрения Инспекцией  материалов административного дела) предусматривала административную  ответственность на юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной  валютной операции либо суммы денежных средств, переведённых без открытия  банковского счёта с использованием электронных средств платежа, предоставленных  иностранными поставщиками платежных услуг. 

В данном случае, факт выплаты обществом заработной платы иностранному лицу в  наличной форме минуя счёт в уполномоченном банке, будет подтверждаться каждой  платёжной ведомостью. Следовательно, каждая из выплат по соответствующей платежной  ведомости является самостоятельной незаконной валютной операцией, а не единым  длящимся действием, состоящим из тождественных эпизодов, образующих одну единую  выплату. 

Таким образом, доводы общества о том, что по аналогичным обстоятельствам, но  за другие периоды совершения валютных нарушений, выявленных Инспекцией по  требованию от 19.02.2021 № 1774 вынесены иные постановления о привлечении Общества  к административной ответственности по той же норме, сами по себе не могут служить  основанием для отмены судебных актов с учётом разъяснений, изложенных в пункте 4  Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О  некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской 


[A5] Федерации об административных правонарушениях», и положений частей 1 и 5 статьи 4.4  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции  Федерального закона от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской  Федерации об административных правонарушениях»). 

Данный вывод подтверждается в определении Верховного суда Российской  Федерации от 25.05.2022 № 304-ЭС22-6624 по делу № А27-27562/2020. 

Вместе с тем, суд апелляционной инстанции, исходя из части 2 статьи 1.7, пункта 2  статьи 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  пункта 33.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от  24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях», пункта 1 постановления  Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 37 «О  некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение  публично-правового правонарушения», после принятия закона, исключающего  административную ответственность за содеянное, неисполненное (полностью или в части)  к моменту устранения ответственности постановление о назначении административного  наказания исполнению не подлежит. 

С 24.07.2022 вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2022 № 235-ФЗ,  изменивший размер санкции по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, согласно которому за осуществление валютных  операций, расчёты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках,  размер санкции стал составлять от 20 до 40 процентов суммы незаконной валютной  операции либо суммы денежных средств, переведенных без открытия банковского счёта с  использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными  поставщиками платежных услуг, но не более тридцати тысяч рублей. 

Согласно оспариваемому постановлению, инспекцией 22.02.2022 правомерно  применён размер административного наказания в минимальном размере,  предусмотренном санкций части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, в размере 75%, что составило 7 575 рублей. 

Судом первой инстанции в указанной части сделан верный вывод о законности  оспариваемого постановления инспекции и отказе в удовлетворении требований  общества. 

При этом, в силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях закон, смягчающий административную  ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий  положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу  в случае, если постановление о назначении административного наказания не исполнено. 

Доказательства исполнения обществом постановления от 22.02.2022   № 23152201800030100004 о назначении административного наказания, в материал дела не  представлены. 

Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о том, что постановление  инспекции от 22.02.2022 № 23152201800030100004 о назначении административного  наказания не подлежит исполнению в части размера штрафа превышающего 20 % (2 020  рублей) от суммы незаконной валютной операции (10 100 рублей). 

С учётом изложенного апелляционный суд пришёл к выводу о том, что решение  Арбитражного суда Краснодарского края от 27.05.2022 по делу № А32-14458/2022  является законным и не подлежит отмене. 

Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность  обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции,  сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств  по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве  основания для отмены судебного акта. 


[A6] При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы  суд апелляционной инстанции не усматривает. 

Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения  настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и  всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств. 

Нарушений или неправильного применения норм процессуального права,  являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения,  апелляционной инстанцией не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.05.2022 по делу   № А32-14458/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. 

Признать постановление Инспекции Федеральной налоговой службы по городу  Новороссийску Краснодарского края от 22.02.2022 № 23152201800030100004 о  привлечении ООО «Сатос» к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях в виде  административного штрафа в размере 7 575 рублей не подлежащим исполнению в части  размера административного штрафа, превышающего 2 020 рублей. 

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление  арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его  принятия. 

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35  Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с  даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через  арбитражный суд первой инстанции. 

Председательствующий М.В. Соловьева 

Судьи О.Ю. Ефимова 

 И.Н. Глазунова