ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-13026/2022 от 07.09.2022 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-55878/2021

08 сентября 2022 года                                                                       15АП-13026/2022

Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2022 года .

Полный текст постановления изготовлен 08 сентября 2022 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Соловьевой М.В.,

судей Глазуновой И.Н., Ефимовой О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания
ФИО1,

при участии:

от АО «КТК - Р»: адвокат Молдованова Т.В. по доверенности от 13.12.2019, удостоверение № 499,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р»

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 20.06.2022 по делу № А32-55878/2021

по заявлению акционерного общества «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Лесничему Верхне-Баканского участкового лесничества Новороссийского лесничества филиала ГКУ КК «Комитет по лесу» ФИО2, Министерству природных ресурсов Краснодарского края

(ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании недействительным предписания,

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р» (далее - заявитель, АО «КТК - Р», общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Министерства природных ресурсов Краснодарского края (далее -министерство) от 13.09.2021 № 01 об устранении нарушений лесного законодательства путем установления и укомплектования пункта сосредоточения пожарного инвентаря согласно проекту освоения лесов.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.06.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, акционерное общество «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р» обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт.

В апелляционной жалобе общество указывает об отсутствии нарушений в действиях АО «КТК - Р» каких-либо норм пожарной безопасности в лесах, и наоборот, о наличии усиленных мер пожарной безопасности; о неправомерности и неисполнимости предписания об установлении и укомплектовании пункта сосредоточения пожарного инвентаря согласно проекту освоения лесов. Общество указывает о нарушении прав и законных интересов Компании в сфере предпринимательской деятельности, о незаконном возложении на заявителя обязанности по установке и укомплектации пункта сосредоточения противопожарного инвентаря.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель АО «КТК - Р» поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.

Как установлено судом первой инстанции, Государственными лесными инспекторами Новороссийского лесничества ГКУ КК «Комитет по лесу» в рамках осуществления федерального государственного лесного надзора на основании приказа министерства от 29.06.2021 № 1101 «О проведении плановой, документарной и выездной проверки юридического лица АО «Каспийский Трубопроводный Консорциум - Р» и решения от 25.08.2021 № 1341 «О внесении изменений в приказ министерства природных ресурсов Краснодарского края от 29.06.2021 № 1101 «О проведении плановой, документарной и выездной проверки юридического лица АО «Каспийский Трубопроводный Консорциум - Р»« проведена плановая выездная проверка общества.

В ходе проверки выявлено невыполнение обязательных требований, предусмотренных проектом освоения лесов, имеющего положительное заключение экспертизы, в части содержания средств предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования, а именно: отсутствие пункта сосредоточения противопожарного инвентаря на арендованном участке. Результаты проверки зафиксированы в акте от 10.09.2021 № 1.

По результатам проверки обществу выдано предписание от 13.09.2021 об устранении выявленных нарушений «Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020
№ 1614, а также пункта 3.4.6 договора аренды лесного участка от 10.04.2010 № 24/10:

1. установить и укомплектовать пункт сосредоточения пожарного инвентаря согласно проекту освоения лесов, в срок до 13.10.2021.

Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок организации и проведения проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентирован Федеральным законом от 26.12.2008 № 294 -ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 10 Закона № 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

В силу части 1 статьи 11 Закона № 294-ФЗ предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Частью 1 статьи 17 Закона № 294-ФЗ установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного надзора, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии со статьей 1 Лесного кодекса Российской  Федерации лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения, нормативные правовые акты основываются на принципах сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, обеспечение охраны и защиты лесов, использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека, использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

В части 1 статьи 52, пункте 1 части 1 статьи 53 ЛК РФ предусмотрено, что охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности и тушение пожаров в лесах; меры пожарной безопасности в лесах включают предупреждение лесных пожаров.

Правила пожарной безопасности в лесах утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614 «Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах».

Правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Противопожарное обустройство лесов - это система организационно-технических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения, развития лесных пожаров и создание условий для их тушения на ограниченной площади с минимальными затратами сил и средств.

Система мероприятий должна основываться на данных о степени пожарной опасности в зависимости от породного состава и других особенностей насаждений, погодных условий, а также наличия источников огня.

Противопожарное обустройство лесов согласно Правилам пожарной безопасности в лесах, в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.

Согласно подпункту «а» пункта 3 Правил пожарной безопасности в лесах, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

В соответствии с пунктом 5 Правил пожарной безопасности в лесах, мера пожарной безопасности в лесах, предусмотренная подпунктом «а» пункта 3 Правил пожарной безопасности в лесах, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

Апелляционной коллегией не принимается довод общества об отсутствии нарушений в действиях АО «КТК - Р» каких-либо норм пожарной безопасности в лесах.

Из материалов дела следует, что между Департаментом лесного хозяйства Краснодарского края (арендодатель) и закрытым акционерным обществом «Каспийский Трубопроводный Консорциум - Р» (арендатор) заключен договор аренды лесного участка площадью 0,4277 га, местоположение: - Краснодарский край, муниципальный район город Новороссийск, Шесхарисское участковое лесничество Новороссийского лесничества квартал 4А, части выделов 15, 16, 18, 29, 32, 48, 47, 57.

На основании приказа департамента лесного хозяйства Краснодарского края от 10.02.2010 № 66 обществу предоставлен сроком на 49 лет во временное пользование лесной участок из состава земель лесного фонда, находящийся в государственной собственности.

В материалы дела представлен проект освоения лесов на указанный земельный участок, имеющий положительное заключение экспертизы.

В разделе 5 «Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов» предусмотрен пункт 5.2 «Обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), и их территориальное размещение», согласно которому юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.

На территории арендованного лесного участка должны быть средства пожаротушения, указанные в таблице 5.3.1.

В таблице 5.2.1 к проекту освоения лесов предусмотрена организация пункта сосредоточения противопожарного инвентаря по одному на добровольную пожарную дружину. Всего проектом предусмотрено установление одного пункта.

В таблице 5.3.1 к проекту освоению лесов установлен перечень снаряжения и инвентаря на лесном участке, в том числе перечень пожарных инструментов: бензопилы -1 ед., ранцевые лесные опрыскиватели (ранцы противопожарные) - 5 ед., топоры - 5 ед., лопаты - 10 ед., емкости для доставки воды объемом 10-15 л. - 3 ед.

Согласно тематических лесных карт 5.2, 5.3, 7.5 являющихся приложениями к проекту освоения лесов указано на размещение щита и навеса для размещения противопожарного инвентаря.

Материалами дела подтверждается, что на момент проведения проверки на лесном участке, предоставленном обществу в аренду, отсутствовал пункт сосредоточения противопожарного инвентаря.

Выявленное нарушение подтверждается актом проверки от 10.09.2021 № 1, а также фотоматериалами.

Довод общества о том, что пункты 5.2.1 и 5.3 проекта освоения лесов являются взаимоисключающими, суд первой инстанции правомерно признал ошибочным, ввиду того, что пункт 5.3 проекта подлежит исполнению с учетом перечня, предусмотренного в таблице 5.3.1.

Таким образом, Правилами пожарной безопасности в лесах предусмотрено принятие арендаторами лесных участков мер пожарной безопасности в лесах, включающих в себя предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров), однако на момент проверки и выдачи оспариваемого обществом предписания, данные требования не выполнялись.

Следовательно, обществом не были приняты исчерпывающие меры, направленные на соблюдение Правил пожарной безопасности в лесах, а также условий договора аренды лесного участка.

Апелляционная   коллегия поддерживает  вывод  суда  первой  инстанции о  том что  доводы о неисполнимости и незаконности основаны на неверном толковании норм законодательства и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Судом   первой  инстанции обоснованно  не приняты доводы общества о том, что оспариваемое предписание является неисполнимым, поскольку проектом освоения лесов предусмотрены необходимые условия для соблюдения правил пожарной безопасности, в том числе путем размещения пункта сосредоточения противопожарного инвентаря по одному на добровольную пожарную дружину.

Требования об исполнимости предписания заложены в ст. 17 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», по смыслу которой предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы. В данном случае оспариваемое предписание содержит требования о совершении действий или возможных мер, которые необходимо предпринять обществу во исполнение проектов освоения лесов.

Как разъяснено Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 09.07.2013 № 2423/13 исполнимость предписания является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать, как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.

Оспариваемое предписание содержит конкретные властные требования, которые с учетом предоставленного срока для устранения нарушений являются фактически исполнимыми. Доводы, изложенные заявителем, не свидетельствуют о неисполнимости предписания.

Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что договоры аренды лесных участков являются действующими, заявителем подаются лесные декларации, согласовываются проекты освоения лесов, заявитель является законным пользователем лесных участков, следовательно, АО «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р» обязано выполнять требования, установленные, в том числе договорами аренды и проектами освоения, связанные с защитой лесов от пожара, а также обязано представлять отчетность в установленные сроки.

Апелляционной коллегией не принимается довод общества о нарушении прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, поскольку общество не обосновало, каким образом законные требования предписания о выполнении норм действующего законодательства в области охраны окружающей среды и атмосферного воздуха нарушают права и интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

На основании изложенного судом первой инстанции обоснованно сделан вывод, что предписание от 13.09.2021 № 01 является законным и исполнимым, выдано уполномоченным должностным лицом в целях устранения выявленных нарушений законодательства, в связи с чем, в удовлетворении требований правомерно отказано.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебной коллегией рассмотрены и отклоняются, поскольку не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.

Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.06.2022 по делу
№ А32-55878/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                           М.В. Соловьева

Судьи                                                                                             И.Н. Глазунова

                                                                                                        О.Ю. Ефимова