ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-13394/20 от 28.10.2020 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-1521/2020

05 ноября 2020 года                                                                          15АП-13394/2020

Резолютивная часть постановления объявлена октября 2020 года .

Полный текст постановления изготовлен 05 ноября 2020 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьиСоловьевой М.В.,

судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,

при участии:

от ООО «ЕвроСибОйл»: представитель ФИО1, по доверенности от 01.04.2019, паспорт;

от Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия: представитель ФИО2, по доверенности от 27.12.2019, паспорт,

рассмотрев в онлайн-заседании в режиме веб-конференции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЕвроСибОйл»

на решение Арбитражного суда Ростовской области

от 16.07.2020 по делу № А53-1521/2020

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЕвроСибОйл»

(ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия

(ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании недействительным предписания; акта проверки,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "ЕвроСибОйл" (далее -заявитель, ООО "ЕвроСибОйл", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и республике Калмыкия (далее - заинтересованные лица) об отмене предписания №В27/11 -2019 от 04.12.2019 об устранении выявленных нарушений; отмене акта проверки № В27/11-2019 от 04.12.2019.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 16.07.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "ЕвроСибОйл" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении требований заявителя.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что проверка проведена с нарушением норм, установленных ФЗ № 294.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В отзыве на апелляционную жалобу управление просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судебное заседание проводилось с использованием веб-конференции.

Представитель ООО «ЕвроСибОйл» в судебном заседании заявил ходатайство об отложении судебного разбирательства.

В судебном заседании представитель ООО «ЕвроСибОйл» доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить. Представитель Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.

Представитель ООО «ЕвроСибОйл» отказался от ранее заявленного ходатайства об отложении судебного заседания.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в Межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и республике Калмыкия (далее - управление) поступило письмо Прокуратуры республики Калмыкия от 07.05.2019 № 7-24-2019/140дсп о выявлении в ходе оперативно-розыскных мероприятий фактов добычи нефти обществом с ограниченной ответственностью "ЕвроСибОйл" в 2016-2018 с нарушением законодательства. На основании письма Управления Федеральной службы безопасности РФ по республике Калмыкия от 12.04.2019 № 63/5003, а также мотивированного представления от 20.05.2019 о назначении внеплановой выездной проверки Управлением издан приказ от 20.05.2019 № 109 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО "ЕвроСибОйл" в период с 03.06.2019 по 01.07.2019 по месту фактического осуществления деятельности, который согласован с Прокуратурой республики Калмыкия.

Уведомление от 23.05.2019 № 10-2/1179 о проведении проверки, а также копия приказа направлены в адрес ООО "ЕвроСибОйл", которое получено обществом 03.06.2019, согласно почтовому идентификатору №35800035036212. Также Управлением было направлена телеграмма в адрес ООО "ЕвроСибОйл" от 30.05.2019 №10-2/1271, которая не получена.

01.07.2019 в 17.00 должностными лицами Управления был составлен акт о невозможности проведения проверки юридического лица - ООО "ЕвроСибОйл" №В-18/06-2019 ввиду отсутствия законного представителя и уполномоченных лиц ООО "ЕвроСибОйл", а также не допуска на территорию по месту фактического осуществления деятельности - 359250, Республика Калмыкия, <...>.

В связи с чем, управлением издан приказ от 30.09.2019 №220 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО "ЕвроСибОйл" в период с 05.11.2019 по 02.12.2019 по месту фактического осуществления деятельности ООО "ЕвроСибОйл". Уведомление от 02.10.2019 №10-2/2347 о проведении проверки, а также копия приказа были направлены в адрес ООО "ЕвроСибОйл", которое получено обществом 04.10.2019, согласно почтовому идентификатору №35800040002547, вх. №3682 от 07.10.2019).

В соответствии с приказом управления от 30.09.2019 №220, приказом Управления от 28.10.2019 №421/КНД в период с 05.11.2019 по 02.12.2019 в отношении ООО "ЕвроСибОйл" по месту фактического осуществления деятельности - 359250, Республика Калмыкия, <...> была проведена внеплановая выездная проверка по соблюдению обществом обязательных требований законодательства РФ в сфере недропользования и охраны окружающей среды.

В присутствии законного представителя общества ФИО3, действующего на основании доверенности № 63 от 04.12.2019 в период с 05.11.2019 по 02.12.2019 должностными лицами Управления в отношении
ООО "ЕвроСибОйл" была проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено, что ООО «ЕвроСибОйл» были допущены нарушения, а именно:

Лицензия ЭЛИ 00366 НЭ (Восточно-Камышанский участок недр): ввод в эксплуатацию 4 неработающих скважин - № 103, № 113, № 112 и № 5 не осуществлен; эксплуатационный фонд скважин по состоянию на 31.12.2018 составляет 14 скважин, бездействующий фонд составляет 6 скважин или 57% от эксплуатационного, что превышает допустимую величину; проектная система сбора, транспорта продукции скважин и подготовки нефти не соответствует существующей системе разработке месторождения. Оперативный учет добытой нефти проводится в отсутствии замерного устройства и без применения сертифицированного оборудования; документы, подтверждающие научное сопровождение разработки Восточно-Камышанского месторождения, не представлены; утвержденный технологический регламент по эксплуатации установки подготовки нефти и газа Восточно-Камышанского месторождения не представлен; утвержденный график замеров газовых факторов и объемов сепарированного газа на всех ступенях сепарации, дебитов газа не представлен; первичная документация (журналы замеров продукции скважин, суточные рапорты или отчеты по эксплуатации скважин и т.д.) не ведется.

Лицензия ЭЛИ 00367 НЭ (Дорожный участок недр): добыча нефти за 2018 год не соответствует проектному показателю и превышает допустимое отклонение фактической годовой добычи от проектной (-95%); ввод новых добывающих скважин за 2018 год требованиям Проекта не соответствует и считается невыполненным; ввод в эксплуатацию неработающих скважин № 137 (под добычу) и № 135 (под ППД) не осуществлен; закачка подтоварной воды в скважину № 135 в целях поддержания пластового давления (ППД) не проводится; проектная система сбора, транспорта продукции скважин и подготовки нефти не соответствует существующей системе разработке месторождения; оперативный учет добытой нефти проводится в отсутствии замерного устройства и без применения сертифицированного оборудования; документы, подтверждающие научное сопровождение Дорожного месторождения, не представлены; утвержденный технологический регламент по эксплуатации установки подготовки нефти и газа Дорожного месторождения не представлен; утвержденный график замеров газовых факторов и объемов сепарированного газа на всех ступенях сепарации, дебитов газа не представлен; первичная документация (журналы замеров продукции скважин, суточные рапорты или отчеты по эксплуатации скважин и т.д.) не ведется.

Лицензия ЭЛИ 00369 НЭ (Красно-Камышанский участок недр): добыча нефти за 2018 год не соответствует проектному показателю и превышает допустимое отклонение фактической годовой добычи от проектной (-94%); ввод новых добывающих скважин за 2018 год требованиям Проекта не соответствует и считается невыполненным; ввод в эксплуатацию неработающих скважин под добычу нефти (№ 104, №110, № 124, № 132, № 29, № 123) и под ППД (№ 120 и № 103) не проведен; закачка подтоварной воды в скважины № 120 и № 103 в целях поддержания пластового давления (ППД) не проводится; эксплуатационный фонд скважин по состоянию на 31.12.2018 составляет 9 скважин, бездействующий фонд составляет 5 скважин или 56% от эксплуатационного, что превышает допустимую величин; проектная система сбора, транспорта продукции скважин и подготовки нефти не соответствует существующей системе разработке месторождения; оперативный учет добытой нефти проводится в отсутствии замерного устройства и без применения сертифицированного оборудования; документы, подтверждающие научное сопровождение разработки Красно-Камышанского месторождения не представлены; утвержденный технологический регламент по эксплуатации установки подготовки нефти и газа Красно-Камышанского месторождения не представлен; утвержденный график замеров газовых факторов и объемов сепарированного газа на всех ступенях сепарации, дебитов газа не представлен; первичная документация (журналы замеров продукции скважин, суточные рапорты или отчеты по эксплуатации скважин и т.д.) не ведется.

Лицензия ЭЛИ 003 70 НЭ (Майли-Харанский участок недр): добыча нефти за 2018 год не соответствует проектному показателю и превышает допустимое отклонение фактической годовой добычи от проектной (-68,24%); действующий фонд добывающих скважин на коней 2018 года составляет 2 скважины, что не соответствует проектному показателю и превышает допустимые отклонения; документы, подтверждающие научное сопровождение Майли-Харанского месторождения, не представлены; эксплуатационный фонд скважин по состоянию на 31.12.2018 составляет 14 скважин, бездействующий фонд составляет 11 скважин или 79% от эксплуатационного, что превышает допустимую величину; утвержденный технологический регламент по эксплуатации установки подготовки нефти, газа Майли-Харанского месторождения не представлен; проектная система сбора, транспорта продукции скважин и подготовки нефти не соответствует существующей системе разработке месторождения; оперативный учет добытой нефти проводится в отсутствии замерного устройства и без применения сертифицированного оборудования; утвержденный график замеров газовых факторов и объемов сепарированного газа на всех ступенях сепарации, дебитов газа не представлен; первичная документация (журналы замеров продукции скважин, суточные рапорты или отчеты по эксплуатации скважин и т.д.) не ведется.

Лицензия ЭЛИ 00371 НЭ (Надеждинский участок недр): добыча нефти за 2018 год не соответствует проектному показателю и превышает допустимое отклонение фактической годовой добычи от проектной (-88,0%); действующий фонд добывающих скважин на конец 2018 года составляет 3 скважины, что не соответствует проектному показателю и превышает допустимые отклонения; документы, подтверждающие научное изучение и сопровождение Надеждинского месторождения, не представлены. утвержденный технологический регламент по эксплуатации установки подготовки нефти, газа Надеждинского месторождения не представлен; проектная система сбора, транспорта продукции скважин и подготовки нефти не соответствует существующей системе разработке месторождения; оперативный учет добытой нефти проводится в отсутствии замерного устройства и без применения сертифицированного оборудования; утвержденный график замеров газовых факторов и объемов сепарированного газа на всех ступенях сепарации, дебитов газа ООО «ЕвроСибОйл» не представлен; первичная документация (журналы замеров продукции скважин, суточные рапорты или отчеты по эксплуатации скважин и т.д.) не ведется.

Лицензия ЭЛИ 00372 НЭ (Северо-Камышанский участок недр) ввод в эксплуатацию 3 скважин № 10, № 17, № 19 не осуществлен; документы, подтверждающие научное изучение и сопровождение Северо-Камышанского месторождения, не представлены; утвержденный технологический регламент по эксплуатации установки подготовки нефти, газа Северо-Камышанского месторождения не представлен; проектная система сбора, транспорта продукции скважин и подготовки нефти не соответствует существующей системе разработке месторождения; оперативный учет добытой нефти проводится в отсутствии замерного устройства и без применения сертифицированного оборудования; утвержденный график замеров газовых факторов и объемов сепарированного газа на всех ступенях сепарации, дебитов газа не представлен; первичная документация (журналы замеров продукции скважин, суточные рапорты или отчеты по эксплуатации скважин и т.д.) не ведется.

Лицензия ЭЛИ 00373 НЭ (ФИО4 участок недр"): добыча нефти за 2018 год не соответствует проектному показателю и превышает допустимое отклонение фактической годовой добычи от проектной (-97,0%); ввод новых добывающих скважин за 2018 год требованиям Проекта не соответствует и считается невыполненными; ввод а эксплуатацию неработающих скважин под добычу нефти (№ 57) и под ППД (№ 60) не осуществлен; закачка подтоварной воды в скважину № 60 в целях поддержания пластового давления (ППД) не проводится; документы, подтверждающие научное изучение и сопровождение Солянкового месторождения, не представлены; утвержденный технологический регламент по эксплуатации установки подготовки нефти и газа Солянкового месторождения не представлен; проектная система сбора, транспорта продукции скважин и подготовки нефти не соответствует существующей системе разработке месторождения; оперативный учет добытой нефти проводится в отсутствии замерного устройства и без применения сертифицированного оборудования; утвержденный график замеров газовых факторов и объемов сепарированного газа на всех ступенях сепарации, дебитов газа не представлен; первичная документация (журналы замеров продукции скважин, суточные рапорты или отчеты по эксплуатации скважин и т.д.) не ведется.

Лицензия ЭЛИ 00374 НЭ (Тенгутинский участок недр): добыча нефти за 2018 год не соответствует проектному показателю и превышает допустимое отклонение фактической годовой добычи от проектной (-76%); действующий фонд добывающих скважин на конец 2018 года составляет 2 скважины, что не соответствует проектному показателю и превышает допустимые отклонения; эксплуатационный фонд скважин по состоянию на 31.12.2018 составляет 27 скважин, бездействующий фонд составляет 19 скважин или 70% от эксплуатационного, что превышает допустимую величину; документы, подтверждающие научное изучение и сопровождение Тенгутинского месторождения, не представлены; утвержденный технологический регламент по эксплуатации установки подготовки нефти, газа Тенгутинского месторождения не представлен; проектная система сбора, транспорта продукции скважин и подготовки нефти не соответствует существующей системе разработке месторождения; оперативный учет добытой нефти проводится в отсутствии замерного устройства и без применения сертифицированного оборудования; утвержденный график замеров газовых факторов и объемов сепарированного газа на всех ступенях сепарации, дебитов газа не представлен; первичная документация (журналы замеров продукции скважин, суточные рапорты или отчеты по эксплуатации скважин и т.д.) не ведется.

Лицензия ЭЛИ 00375 НЭ (участок недр Чуду-га): разработка месторождения Чулута не ведется; ввод новых добывающих скважин за 2018 год требованиям Проекта не соответствует и считается невыполненными; ввод в эксплуатацию неработающей скважины № 82 не осуществлен. Лицензия ЭЛИ 00376 НЭ (Шахметский участок недр) разработка Шахметского месторождения не ведется; ввод новых добывающих скважин за 2018 год требованиям Проекта не соответствует и считается невыполненными; ввод в эксплуатацию неработающей скважины № 53 не проведен. Лицензия ЭЛИ 00377 НЭ (Курганный участок недр); добыча нефти за 2018 год не соответствует проектному показателю и превышает допустимое отклонение фактической годовой добычи от проектной (-78%); ввод новых добывающих скважин за 2018 год требованиям Проекта не соответствует и считается невыполненными; действующий фонд добывающих скважин на конец 2018 года составляет 12 скважин, что не соответствует проектному показателю и превышает допустимые отклонения; эксплуатационный фонд скважин по состоянию на 31.12.2018 составляет 43 скважины, бездействующий фонд составляет 31 скважин или 72% от эксплуатационного, что превышает допустимую величину; документы, подтверждающие научное изучение и сопровождение Курганного месторождения, не представлены; утвержденный технологический регламент по эксплуатации установки подготовки нефти, газа Курганного месторождения не представлен; проектная система сбора, транспорта продукции скважин и подготовки нефти не соответствует существующей системе разработке месторождения; оперативный учет добытой нефти проводится в отсутствии замерного устройства и без применения сертифицированного оборудования; утвержденный график замеров газовых факторов и объемов сепарированного газа на всех ступенях сепарации, дебитов газа не представлен; документы из перечня первичной документации (журналы замеров продукции скважин; суточные рапорты или отчеты по эксплуатации скважин; результаты гидродинамических, газоконденсатных, геохимических и промыслово-геофизических и сейсмических исследований (включая пластовое и забойное давление, профили притока, поглощения, температуры); акты о выполненных работах по ТРС и КРС, а также материалы по проведенным в стволе скважин воздействиям на призабойную зону пласта (включая возврат, дострел, воздействие на призабойную зону пласта) без подъема (допуска) подземного оборудования, очистка обсадных и насосно-компрессорных труб мероприятиях не представлены.

Таким образом, управлением установлено, что ООО «ЕвроСибОйл» не соблюдаются основные требования по рациональному использованию и охране недр, а именно: обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых.

Проверкой также установлено, что на участках недр учет добытой нефти по скважинам в отсутствии замерных устройств и сертифицированного оборудования приводит к не достоверному учету извлекаемых и оставляемых в недрах запасов полезных ископаемых. Первичная документация не ведется. Добытые полезные ископаемые из недр подлежат уплате в соответствии с Налоговым законодательством Российской Федерации. Соответственно уплата налога на добычу полезных ископаемых в федеральный бюджет производится не в полном объеме, что привлекло к причинению ущерба государству. Не извлечение запасов полезных ископаемых при разработке месторождения из недр, которые состоят на государственном балансе, влечет утрату запасов полезных ископаемых. В соответствии с пунктом 14.9. Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденного приказом Минприроды России от 14.06.2016 № 356, пользователь недр обеспечивает достоверность данных учета добычи УВС и воды, а также закачки рабочих агентов.

Кроме этого, при проведении проверки установлены факты причинения вреда окружающей среде (почвам) при эксплуатации производственных объектов:

1.         На Курганном нефтяном месторождении допущен факт загрязнения почвы нефтепродуктами, в результате чего произошла порча земель.

2.         На Майли-Харанском нефтяном месторождении допущен факт загрязнения почвы нефтепродуктами, в результате чего произошла порча земель.

3. На Надеждинском нефтяном месторождении допущен факт загрязнения почвы нефтепродуктами, в результате чего произошла порча земель.

4. На Северо-Камышанском нефтяном месторождении допущен факт загрязнения почвы нефтепродуктами, в результате чего произошла порча земель.

Данные правонарушения подтверждаются протоколами измерений почвы Филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Астраханской области (от 26.11.2019 № 734гк, № 743гк, № 744гк; от 27.11.2019 № 745гк, № 746гк) и экспертными заключениями ФИО5 (от 28.11.2019 № 764).

В связи, с чем должностными лицами Управления был составлен акт проверки от 04.12.2019 №В-27/11-2019, выдано предписание от 04.12.2019 J№B-27/11-2019 об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, сроком устранения нарушений до 06.05.2020. Копия акта проверки и предписания получены представителем ООО "ЕвроСибОйл" ФИО3 04.12.2019 лично.

Решением арбитражного суда Ростовской области от 17.06.2020 по делу №А53-1055/2020 в требованиях ООО "ЕвроСибОйл" о признании незаконным и отмене постановления №В-27.11/11-2019 от 24.12.2019 о привлечении к административной ответственности ООО "ЕвроСибОйл" по ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 руб. было отказано в полном объеме.

ООО "ЕвроСибОйл", полагая, что предписание 04.12.2019 № В-27/11-2019 об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является незаконным и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным, а также акта проверки №В-27/11-2019.

  В соответствии со ст. 198 Арбитражного Кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункта 4 статьи 200 Арбитражного процессуального Кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьёй 2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (далее - Закон №2395-1) государственный фонд недр составляют как используемые участки недр, так и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и её континентального шельфа.

Участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, относятся к участкам недр местного значения (пункт 1 статьи 2.3 Закона №2395-1).

Согласно статье 9 Закона №2395-1 права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.

В силу статьи 11 Закона №2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии, определяющие основные условия пользования недрами.  Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченным на то органом государственной власти и пользователем недр может быть заключён договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства стороны по выполнению указанного договора.

Согласно статье 12 Закона №2395-1 лицензия и её неотъемлемые составные части должны содержать данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье; условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ и другие данные.

В соответствии со статьёй 22 Закона №2395-1 пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение требований законодательства, а также утверждённых в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами; представление геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации; представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики; безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами; соблюдение утверждённых в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами; приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования; сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами; сохранность ценных и опасных грузов, геологической, маркшейдерской и иной документации, специальной корреспонденции, а также грузов, содержащих носители сведений, отнесённых к государственной тайне.

В силу статьи 23 Закона №2395-1 основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются: 1) соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами; 2) обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр; 3) проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; 4) проведение государственной экспертизы и государственный   учет   запасов   полезных   ископаемых,   а   также   участков   недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; 5) обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; 6) достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых; 7) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; 8) предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод; 9) соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; 10) предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях; 11) предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или промышленного водоснабжения либо резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В соответствии с абзацем 1 статьи 23.2 Закона №2395-1 разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утверждёнными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.

Как следует из материалов дела, ООО «ЕвроСибОйл» является пользователем недр по лицензий: ЭЛИ 00366 НЭ (Восточно-Камышанский участок недр), ЭЛИ 00367 НЭ (Дорожный участок недр), ЭЛИ 00369 НЭ (Красно-Камышанский участок недр), ЭЛИ 003 70 НЭ (Майли-Харанский участок недр), ЭЛИ 00371 НЭ (Надеждинский участок недр), ЭЛИ 00372 НЭ (Северо-Камышанский участок недр), ЭЛИ 00373 НЭ (ФИО4 участок недр), ЭЛИ 00374 НЭ (Тенгутинский участок недр), ЭЛИ 00375 НЭ (участок недр Чуду-га), ЭЛИ 00376 НЭ (Шахметский участок недр), ЭЛИ 00377 НЭ (Курганный участок недр).

В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с частью 2 статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В соответствии с п. 5.15 Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утверждённого приказом Министерства природных ресурсов РФ от 14.06.2016 № 356 (далее - Правила), пользователь недр обеспечивает научное изучение и сопровождение разработки месторождения (ЭО), осуществляет самостоятельный анализ разработки месторождения (ЭО) и выполнения проектных решений, технологических показателей разработки месторождения (ЭО) и рациональной выработки (использованию) запасов углеводородов.

В соответствии с п. 13.8 Правил, эксплуатация установок подготовки нефти, газа и конденсата проводится в строгом соответствии с утвержденными технологическими регламентами.

В соответствии с п. 14.1 Правил, оперативный учет добытой нефти по скважинам осуществляют на основании данных замера дебита скважин по жидкости с помощью замерных устройств с учетом отработанного скважинами времени и процентного содержания попутно добываемой воды с применением сертифицированного оборудования.

В соответствии с пп. 14.3, 14.4, 14.5 Правил, оперативный учет добычи газа и конденсата, добываемых попутно с нефтью, осуществляют на основании учета добычи нефти и суммы замеров газа и конденсата на газовых линиях всех ступеней сепарации с учетом объема газа, оставшегося в нефти после последней ступени сепарации. Замеры газовых факторов и объемов сепарированного газа на всех ступенях сепарации, дебитов газа производят по графику, составленному в соответствии с комплексом промысловых гидродинамических исследований, предусмотренных в техническом проекте разработки месторождения. График замеров утверждается пользователем недр.

В соответствии с п. 15.1, 15.2, 15.3, 15.4, 15.5 Правил, установлен перечень документации по разработке месторождения и эксплуатации скважин. Документация, ведущаяся пользователем недр, должна соответствовать установленным единым формам и храниться на бумажных, магнитных, электронных или оптических носителях. По видам документация подразделяется на первичную, сводную и обобщающую. Первичная документация включает данные различных измерений и исследований, имеющих отношение к технологическим процессам добычи УВС и воды, закачки агентов вытеснения и ППД, акты о проведении различных видов работ в скважинах и на других нефте- и газопромысловых объектах. Первичная документация ведется недропользователем. К основным первичным документам относятся: акты опробования и испытания скважин; описание кернового материала; отчеты по результатам лабораторного исследования керна (стандартные и специальные методы); результаты ГИС (в том числе: определения коллекторских свойств и параметров пластов); результаты лабораторных исследований нефти, конденсата, газа и воды; данные литолого-фациальных исследований пластов; журнал замеров продукции скважин и закачки вытесняющих агентов; суточные рапорты или отчеты по эксплуатации скважин, полученные по системе телемеханики; результаты гидродинамических, газоконденсатных, геохимических и промыслово-геофизических и сейсмических исследований (включая пластовое и забойное давление, профили притока, поглощения, температуры); акты о перфорации скважин; акты о выполненных работах по ТРС и КРС, а также материалы по проведенным в стволе скважин воздействиям на призабойную зону пласта (включая возврат, дострел, воздействие на призабойную зону пласта) без подъема (допуска) подземного оборудования, очистка обсадных и насосно-компрессорных труб.

Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 №118 утверждено Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (далее - Положение). В соответствии с пунктом 2 Положения «Подготовка проектной документации заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации о недрах».

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 Правил охраны недр, утверждённых постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.06.2003 № 71, пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утверждённых в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья.

Подпунктом 2 пункта 3 названных Правил охраны недр, установлено, что пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 названных Правил охраны недр, пользователь недр обязан обеспечить соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрам.

Согласно подпункту 8 пункта 3 Правил охраны недр, пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.

Таким образом, ООО «ЕвроСибОйл» не соблюдаются основные требования по рациональному использованию и охране недр, обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых, при осуществлении деятельности причиняет вред окружающей среде (почвам) при эксплуатации производственных объектов:

1.         На Курганном нефтяном месторождении допущен факт загрязнения почвы нефтепродуктами, в результате чего произошла порча земель.

2.         На Майли-Харанском нефтяном месторождении допущен факт загрязнения почвы нефтепродуктами, в результате чего произошла порча земель.

3.         На Надеждинском нефтяном месторождении допущен факт загрязнения почвы нефтепродуктами, в результате чего произошла порча земель.

4.         На Северо-Камышанском нефтяном месторождении допущен факт загрязнения почвы нефтепродуктами, в результате чего произошла порча земель.

Кроме того, ООО «ЕвроСибОйл» на участках недр учет добытой нефти по скважинам в отсутствии замерных устройств и сертифицированного оборудования приводит к не достоверному учету извлекаемых и оставляемых в недрах запасов полезных ископаемых. Первичная документация не ведется. Добытые полезные ископаемые из недр подлежат уплате в соответствии с Налоговым законодательством Российской Федерации. Соответственно уплата налога на добычу полезных ископаемых в федеральный бюджет производится не в полном объеме, что привлекло к причинению ущерба государству. Не извлечение запасов полезных ископаемых при разработке месторождения из недр, которые состоят на государственном балансе, влечет утрату запасов полезных ископаемых. В соответствии с пунктом 14.9. Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденного приказом Минприроды России от 14.06.2016 № 356, пользователь недр обеспечивает достоверность данных учета добычи УВС и воды, а также закачки рабочих агентов.

Данные нарушения подтверждаются актом проверки №В-27/11-2019, протоколами измерений почвы Филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Астраханской области (от 26.11.2019 № 734гк, № 743гк, № 744гк; от 27.11.2019
№ 745гк, № 746гк) и экспертными заключениями ФИО5 (от 28.11.2019
№ 764).

Апелляционной коллегией не принимаются доводы ООО «ЕвроСибОйл» о незаконности проведения проверки.

В соответствии с ч. 7 ст. 12 Федерального закона № 294-ФЗ, а также ранее выданного Акта о невозможности проведения проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от 01.07.2019 № В-18/06-2019, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении таких юридического лица, индивидуального предпринимателя плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Судом установлено, что уведомление о проведении внеплановой выездной проверки от 02.10.2019 № 10-2/2347 и копия приказа о проведении проверки от 30.09.2019 № 220 направлены почтовой корреспонденцией на юридический адрес ООО «ЕвроСибОйл» - 359240, Республика Калмыкия, <...>. Уведомление о проведении проверки было вручено 04.10.2019, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении заказного письма (вход. №3682 от 07.10.2019).

Следовательно, требования Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части уведомления о предстоящей проверки Управлением соблюдены.

Довод ООО «ЕвроСибОйл» об отсутствии мотивированного представления в акте от 01.07.2019 № В-18/06-2019 судом  первой инстанции правомерно отклонен.

Основанием для проведения внеплановой выездной проверки являлись обращение Управления ФСБ России по Республике Калмыкия (от 12.04.2019 № 63/5003) и мотивированное представление о назначении внеплановой проверки от 20.05.2019. Предварительно Управлением проведен анализ информации Управления ФСБ России по Республике Калмыкия на основании следующих документов, находящихся в распоряжении Управления: копия отчета по геологическому изучению недр, разработке месторождений углеводородного сырья на лицензионных площадях и месторождениях за 2018 год; копии сведений о выполнении условий пользования недрами при поисках, разведке и добыче углеводородного сырья по форме федерального статистического наблюдения № 1 -ЛС за 2018 год; копии отчетов о работе добывающих скважин за 2018 год и 10 месяцев 2019 года; копии справок о состоянии фонда скважин за 2018 год и 10 месяцев 2019 года; лицензии ЭЛИ 00366 НЭ (Восточно-Камышанский участок недр), ЭЛИ 00367 НЭ (Дорожный участок недр), ЭЛИ 00369 НЭ (Красно-Камышанский участок недр), ЭЛИ 00370 НЭ (Майли-Харанский участок недр), ЭЛИ 00371 НЭ (Надеждинский участок недр), ЭЛИ 00372 НЭ (Северо-Камышанский участок недр), ЭЛИ 00373 НЭ (ФИО4 участок недр), ЭЛИ 00374 НЭ (Тенгутинский участок недр), ЭЛИ 00375 НЭ (участок недр Чулута), ЭЛИ 00376 НЭ (Шахметский участок недр), ЭЛИ 00377 НЭ (Курганный участок недр) с приложениями.

По итогам анализа информации Управления ФСБ России по Республике Калмыкия и документов, находящихся в распоряжении Управления, Управлением составлено мотивированное заключение от 20.05.2019 с выводом о наличии угрозы причинения вреда окружающей среде. Мотивированное представление о назначении внеплановой проверки от 20.05.2019, копия приказа на проведение внеплановой проверки от 20.05.2019 № 109 и другие документы были направлены в Прокуратуру Республики Калмыкия для согласования, что подтверждается заявлением о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 20.05.2019 № 09-2/1131. Решением Прокуратуры Республики Калмыкия от 21.05.2019 внеплановая выездная проверка была согласована. В случае отсутствия мотивированного представления о назначении внеплановой проверки Прокуратура Республики Калмыкия внеплановую выездную проверку не согласовала бы.

Ссылка ООО «ЕвроСибОйл» на решение Черноземельского районного суда Республики Калмыкии по делу №12-28/2019 от 31.10.2019  обоснованно  отклонено  судом первой  инстанции, так как предметом  рассмотрения  указанного  дела  было привлечение  общества  к административной  ответственности   по ч.2 ст.19.4.1 КоАП РФ.

В рамках настоящего спора мотивированное представление имеется в приложениях к акту о невозможности проведения проверки от 01.07.2019 № В-18/06-2019 и к акту внеплановой выездной проверки от 04.12.2019 № В-27/11-2019, а также в материалах дела № В-27.11/11-2019.

Апелляционной коллегией не принимается довод ООО «ЕвроСибОйл» о том, что управление не имело права проверять выполнение обязательных требований, возложенных на общество, и результаты проверки должны быть признаны недействительными ввиду следующего.

Положение о Межрегиональном Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ростовской области и Республике Калмыкия (далее - Положение) утверждено приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) от 27.08.2019 № 478. В соответствии с Положением Управление является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования регионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории Ростовской области и Республике Калмыкия, а также в Каспийском море. Согласно пункту 4.1.1. Положения Управление осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя федеральный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

Приказом Минприроды России от 29.06.2012 № 196 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (далее - Административный регламент).

В соответствии с пунктом 2 Административного регламента исполнение государственной функции по проведению в установленном порядке государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами. Территориальными органами Росприроднадзора являются управления в соответствующих субъектах Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Административного регламента Росприроднадзор и территориальные органы Росприроднадзора обеспечивают предупреждение, выявление и пресечение нарушений всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пользование недрами (далее - пользователи недр) требований международных договоров Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о недрах и утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр, а также обеспечивают предотвращение самовольного пользования недрами и самовольной застройки месторождений полезных ископаемых (включая участки недр местного значения).

В соответствии с пунктом 4 Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.05.2005 № 293, (далее - Положение) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет государственный геологический надзор по следующим вопросам: а) соблюдение недропользователями требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, в том числе на континентальном шельфе Российской Федерации; б) выполнение условий недропользования, содержащихся в лицензиях на пользование недрами, технических проектах и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами; в) наличие утвержденных технических проектов и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами; г)достоверность содержания геологической и иной первичной документации о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых; д) соблюдение установленного порядка представления государственной отчетности, а также геологической и иной информации о недрах в фонды геологической информации; е) достоверность данных, необходимых для расчета платежей за пользование недрами при поиске, оценке, разведке и добыче полезных ископаемых; ж) сохранность разведочных горных выработок и скважин, геологической и технической документации, образцов руд и горных пород, керна, дубликатов проб полезных ископаемых, которые могут быть использованы при дальнейшем изучении недр, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, а также при пользовании недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; и) выполнение установленных в соответствующих разрешениях условий создания, эксплуатации  и  использования  искусственных  островов,  сооружений  и установок, проведения буровых работ, связанных с геологическим изучением, поиском, разведкой и разработкой минеральных ресурсов, а также прокладки подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации (в пределах своей компетенции); к) достоверность и обоснованность представляемых недропользователями материалов для постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс запасов полезных ископаемых и списания их с государственного баланса; л) предотвращение самовольного пользования недрами; м) предотвращение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых; н) достоверность данных, включаемых в государственную статистическую отчетность организациями, осуществляющими поиск, оценку и разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу.

В соответствии с пунктом 6 Положения Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет государственный геологический надзор по следующим вопросам: а) безопасное состояние горных выработок, скважин и иных подземных сооружений; б) соблюдение требований законодательства Российской Федерации и утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) при ликвидации и консервации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Таким образом, апелляционная коллегия полагает, что Управление является уполномоченным органом для осуществления проверки по выполнению обязательных требований, возложенных на ООО «ЕвроСибОйл».

Апелляционной коллегией также отклоняется довод ООО «ЕвроСибОйл» о том, что акт проверки от 04.12.2019 № В-27/11-2019 Управлением предоставлен не в полном объеме и акт о невозможности проведения проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от 01.07.2019 № В-18/06-2019 не предоставлен ООО «ЕвроСибОйл».

Акт внеплановой выездной проверки от 04.12.2019 № В-27/11-2019 вместе с приложением к акту проверки вручен доверенному представителю
ООО «ЕвроСибОйл» ФИО3, что подтверждается подписью ФИО3 в акте проверки. Предписание об устранении выявленных нарушений от 04.12.2019 № В-27/11-2019 также вручено доверенному представителю ООО «ЕвроСибОйл» ФИО3, что подтверждается подписью ФИО3 в предписании.

Учитывая вышеизложенное, суд  первой инстанции правомерно пришёл к выводу о том, что Управлением доказаны обстоятельства, послужившие основанием для выдачи ООО «ЕвроСибОйл» предписания от 04.12.2019 № В-27/11-2019 об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, сроком устранения нарушений до 06.05.2020.

Доказательств, подтверждающих отсутствие у ООО «ЕвроСибОйл» реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства, а также принятия всех мер направленных на предупреждение совершения выявленных нарушений обществом  не представлено.

Апелляционной коллегией не принимаются доводы общества о неясности и неисполнимости пунктов 8, 18, 29, 39, 47, 54, 64, 73, 89, 90-93. Указанные пункты содержат указание на допущенные нарушения, в связи с чем, совершение действий по приведению документооборота в соответствие с требованиями законодательства, устранения негативных последствий нарушения экологического законодательства зависит непосредственно от воли самого общества, направленной на исполнение действующего законодательства в указанной области, регламентирующего нарушенные отношения.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что оспариваемое предписание от 04.12.2019 №В-27/11-2019 соответствует критериям ясности и исполнимости, выдано Управлением в пределах своих полномочий, прав и законных интересов заявителя и третьих лиц не нарушает.

В части требований ООО «ЕвроСибОйл» о признании недействительным акта проверки от 04.12.2019 № В-24/11/2019 суд первой инстанции  правомерно указал следующее.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономический деятельности.

Под ненормативным актом, который может быть оспорен в арбитражном суде, понимается индивидуальный акт, адресованный одному или нескольким лицам, содержащий обязательные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия, а также действия (бездействие), нарушающие права и охраняемые законом интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, носит властно-распорядительный характер.

Акты проверки не устанавливают, не изменяют и не отменяют права и обязанности общества, не влекут правовых последствий, не затрагивают права и законные интересы общества, а оформляют в предусмотренном законом порядке начало проведения процессуальных действий по установлению и выявлению всех обстоятельств по возбужденному делу, являются промежуточным документом для принятия государственными органами в дальнейшем итоговых решений.

Акт проверки носит информационный характер, не устанавливает для заявителя обязательных для исполнения предписаний, не содержит указаний на совершение каких-11 либо действий, не препятствуют осуществлению предпринимательской или иной экономической деятельности. В связи с тем, что акт проверки не является ненормативным правовым актом, так как в нем зафиксированы только выявленные в ходе проверки обстоятельства, акт и протокол не содержат властных предписаний, обязательных для исполнения, то акт и протокол не являются ненормативными правовыми актами и не подлежат обжалованию в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Учитывая изложенное, производство по делу в части требования о признании незаконным акта проверки № В 27/11-2019 от 04.12.2019 было  прекращено.

При этом право заявителя на судебную защиту не нарушено, поскольку общество обратилось в суд с настоящим заявлением по оспариванию предписания от 04.12.2019 № В-27/11-2019, вынесенного Управлением на основании акта проверки № В 27/11 -2019 от 04.12.2019.

Суд  первой инстанции пришел  к обоснованному  выводу, что оспариваемое предписание от 04.12.2019 №В-27/11-2019, соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.

Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.07.2020 по делу
№ А53-1521/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                              М.В. Соловьева

Судьи                                                                                                               С.В. Пименов

                                                                                                               С.С. Филимонова