ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-25795/2019
09 октября 2020 года 15АП-13895/2020
Резолютивная часть постановления объявлена октября 2020 года
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2020 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Величко М.Г.
судей Барановой Ю.И., Ереминой О.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурженко Т.М.
при участии:
от истца: представитель ФИО1 по доверенности от 09.01.2020 № 34, паспорт;
от ответчиков: представители не явились, извещены;
от третьих лиц: представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.07.2020 по делу № А32-25795/2019
по иску ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации
к ответчикам: Управлению Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю и к администрации муниципального образования Апшеронский район
при участии третьих лиц: межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республики Адыгея и ОАО «Российские железные дороги»
об обязании исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к администрации муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края, к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконными действий муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 23:02:0102001:1594 площадью 6 000 кв. м, расположенного по адресу: <...> г. с исключения из ЕГРН сведений о данном земельном участке (с учетом уточнений исковых требований, определение от 23.03.2020).
Определением от 06.08.2019 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
Определением от 19.11.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея.
Решением от 20.07.2020 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 20.07.2020, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель указывает, что использование иного способа защиты, кроме исключения из ЕГРН сведений о спорном земельном участке, отсутствуют. В связи с изложенным, ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России с учетом уточнений обратилось в суд с требованиями о признании незаконными действий муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 23:02:0102001:1594 и указании в решении суда, что указанное решение является основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о данном земельном участке. В адрес администрации муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края направлялась претензия от 13.08.2018
№ 141/3/9-11353 о принятии мер к исключению записи об аренде и исключению сведений о земельном участке с кадастровым номером 23:02:0102001:1594 из Единого государственного реестра недвижимости. В отношении земельного участка с кадастровым номером 23:02:0102001:1594 в настоящее время сведения о зарегистрированных правах и ограничениях в реестре отсутствуют, однако сведения о земельном участке с кадастровым номером 23:02:0102001:1594 из Единого государственного реестра недвижимости не исключены, так как действующее законодательство не предусматривает такие действия в заявительном порядке, в связи с чем ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России вынуждено было обратиться в суд.
В судебное заседание ответчики и третьи лица явку представителя не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом согласно части 6 статьи 121, части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», пунктов 16, 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов». В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В материалы дела от управления Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю поступил отзыв на апелляционную жалобу. В отзыве регистрационная служба считает решение суда правильным, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
От администрации муниципального образования Апшеронский район поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя. Ходатайство рассмотрено судом и удовлетворено.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, земельный участок полосы отвода в границах Апшеронского района с кадастровым номером 23:02:0000000:3 площадью 9880000 кв. м является собственностью Российской Федерации. Территориальным управлением Росимущества в Краснодарском крае данный земельный участок предоставлен открытому акционерному обществу «РЖД» в аренду по договору от 03.10.2005 N 7700000202 сроком на 49 лет.
При проведении кадастровых работ по уточнению местоположения границ вышеуказанного земельного участка установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами: 23:02:0102001:1658, 23:02:0102001:1594 включают в себя часть земельного участка полосы отвода железной дороги с кадастровым номером 23:02:0000000:3.
При этом, кадастровым инженером сделано предположение о наличии кадастровой ошибки у смежного земельного участка с кадастровым номером 23:02:0102001:1658, а также земельного участка с кадастровым номером 23:02:0102001:1594, укладывающегося в границах земельного участка с кадастровым номером 23:02:0102001:1658.
На основании выше установленного, филиал открытого акционерного общества «РЖД» Северо-Кавказская железная дорога обратился к Федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации с письмом от 02.07.2015 N 481/НРИтер-2 о рассмотрении вопроса о корректировке границ земельного участка с кадастровым номером 23:02:0102001:1658.
Вместе с тем, в адрес Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации от Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра по Краснодарскому краю» поступила информация за исх. N 02151/01-10 от 26.02.2018, согласно которой границы земельного участка с кадастровым номером 23:02:0102001:1658 пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 23:02:0102001:1594, что по предположению регистрирующего органа возникло в результате наличия реестровой ошибки.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 23:02:0102001:1658, площадью 12 000 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, ст. Тверская, вид разрешенного использования: для строительства разгрузочного пути и тупиков для объекта ДМ-8 принадлежит на праве собственности Российской Федерации и зарегистрирован на праве постоянного (бессрочного) пользования за Федеральным государственным казенным учреждением «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны России, что подтверждает государственный акт на право пользования землей от 03.01.1977 А-I N 179251.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости границы земельного участка с кадастровым номером 23:02:0102001:1658 действительно пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 23:02:0102001:1594.
Земельный участок с кадастровым номером 23:02:0102001:1594 расположенный по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, ст. Тверская, ул. Ленинградская, 20-г, площадью 6 000 кв. м, вид разрешенного использования: для строительства временной производственной базы образован из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности и поставлен на государственный кадастровый учет 24.07.2008 г. в результате рассмотрения заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 10.07.2008 г. N 02/08-1797 и представленных документов: постановление главы администрации муниципального образования Апшеронский район от 17.06.2008 N 1524 «Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: Апшеронский район, ст. Тверская,
ул. Ленинградская, 20г» описание земельных участков, подготовленное МП МО Апшеронский район «Архитектурно-градостроительный центр».
Право аренды на земельный участок с кадастровым номером 23:02:0102001:1594 прекращено 05.10.2018.
В настоящее время в отношении указанного земельного участка сведения о зарегистрированных правах и ограничениях в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Истец, ссылаясь на то, что ни Министерством обороны Российской Федерации как правообладателем земельного участка с кадастровым номером 23:02:0102001:1658, ни уполномоченными им органами какие-либо разрешения на строительство на территории указанного земельного участка не выдавались, обратился в суд с требованиями, уточненными в процессе рассмотрения спора, о признании незаконными действий муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 23:02:0102001:1594.
В обоснование исковых требований истец указал, что наличие в кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером 23:02:0102001:1594 нарушает права Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны России как правообладателя земельного участка с кадастровым номером 23:02:0102001:1658.
Вместе с тем, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Росреестра по Краснодарскому краю» в ходе рассмотрения спора указало на наличие реестровой ошибки, указав в подтверждение своих доводов на следующие обстоятельства.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 23:02:0102001:1658 внесены в Единый государственный реестр недвижимости 05.04.2010 в результате рассмотрения заявления о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости от 30.03.2010 N 2343/1/10-12782 и представленного государственного акта на право пользования землей N 179251.
В дальнейшем, в результате рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 18.05.2010 N 2343/1/10-19850 и представленных документов, в том числе межевого плана от 12.05.2010, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером 23:02:0102001:1658, 25.05.2010 в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о местоположении границ и уточненной площади земельного участка с кадастровым номером 23:02:0102001:1658.
При этом, на момент рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 18.05.2010 N 234/1/10-19850 в автоматизированной информационной системе государственного кадастра недвижимости отсутствовали сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:02:0102001:1594 вследствие некорректного переноса сведений о координатах характерных точек границ данного земельного участка из программного комплекса, предназначенного для ведения Единого государственного реестра земель в автоматизированную информационную систему государственного кадастра недвижимости.
Пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 23:02:0102001:1658 с границами земельного участка с кадастровым номером 23:02:0102001:1594 выявлено 07.07.2010 при переносе сведений о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 23:02:0102001:1594 из Единого государственного реестра земель в автоматизированную информационную систему государственного кадастра недвижимости.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в ходе рассмотрения спора поддержало позицию Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра по Краснодарскому краю» о возможности наличия реестровой ошибки.
Определением от 19.11.2019 суд первой инстанции предложил заявителю обосновать выбранный способ защиты путем признания действий незаконными с учетом пояснений регистрирующих органов о наличии реестровой ошибки.
Представитель истца продолжил настаивать на заявленных требованиях.
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», возражая против исковых требований, пояснило, что в случае исключения из ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым номером 23:02:0102001:1594 возможно изменение площади или границ земельного участка с кадастровым номером 23:02:0000000:003.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Земельным кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2017) государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Согласно ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно п. 3 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.
Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков (п. 6 ст. 61 вышеуказанного закона).
Споры, возникающие в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в части 7 настоящей статьи, рассматриваются в судебном порядке (п. 9 ст. 61 вышеуказанного Закона).
Согласно ч. 4 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник вправе требовать всяких устранений нарушения своих прав, хотя бы эти нарушения и не были связаны с лишением владения.
Таким образом, при установлении факта наличия реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами: 23:02:0102001:1658 и 23:02:0102001:1594 Федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в целях восстановления своих прав на земельный участок с кадастровым номером 23:02:0102001:1658 не лишено права на исправление выявленной реестровой ошибки.
При этом, учитывая возможное наличие реестровой ошибки требование о признании незаконными действий муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 23:02:0102001:1594 является ненадлежащим способом защиты.
Более того, в соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что о пересечении границ земельных участков с кадастровыми номерами: 23:02:0102001:1658 и 23:02:0102001:1594 Федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации стало известно из письменного ответа Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра по Краснодарскому краю» от 26.02.2018 N 02151/01-10.
Таким образом, требование о признании незаконными действий муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 23:02:0102001:1594 заявлено с нарушением предусмотренного законодательством процессуального срока.
Кроме того, требование заявителя о возложении обязанности устранить допущенные нарушения его прав путем исключения из ЕГРН записи об указанном земельном участке фактически ведет к снятия данного участка с кадастрового учета.
Исходя из положений Закона N 218-ФЗ снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (части 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (часть 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
Верховным Судом Российской Федерации неоднократно указывалось, что в отсутствие установленных в законе оснований для снятия земельного участка с кадастрового учета, суд не может принимать решение о таком снятии (пункт 21 Обзора от 30.11.2016, пункт 22 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 17.07.2019, определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2018 N 306-КГ18-16823).
Верховный Суд Российской Федерации в определении от 27.12.2018 N 306-КГ18-16823 также указал, что снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться также следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с пунктом 56 (абзацы 2, 3) постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Таким образом, если установленных в законе оснований для снятия земельных участков с кадастрового учета не имеется, суд в отсутствие таковых не может принимать решение о снятии земельных участков с кадастрового учета.
При этом в ситуации, когда со стороны регистратора отсутствует факт совершения незаконных действий (бездействия) по осуществлению государственного кадастрового учета, возложение на ответчика обязанности по снятию с кадастрового учета земельного участка противоречит нормам процессуального законодательства и приводит к нарушению баланса прав и законных интересов сторон.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Апеллянт не представил в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции; доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется. Апелляционная жалоба признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Предусмотренные статьей 270 АПК РФ основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.07.2020 по делу
№ А32-25795/2019 оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий М.Г. Величко
Судьи Ю.И. Баранова
О.А. Еремина