ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-18976/2019
08 октября 2019 года 15АП-13936/2019
Резолютивная часть постановления объявлена октября 2019 года .
Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ильиной М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заявителя - ФИО1 по доверенности от 23.08.2019, ФИО2 по доверенности от 30.08.2019,
от заинтересованного лица - ФИО3 по доверенности от 26.12.2018, ФИО4 по доверенности от 31.01.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Галан»
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 11.07.2019 по делу № А32-18976/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Галан»
(ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН <***>, ОГРН <***>) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Галан» (далее – заявитель, общество, ООО «Галан») обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об оспаривании постановления Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – заинтересованное лицо, административный орган) от 12.04.2019 № 23-23/09-003-19 по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по части 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде административного штрафа в сумме 400 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.07.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Галан» обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что в пункте 7 Федеральных нормам и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538, установлено, что экспертиза зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, проводится при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружениям. В настоящее время требования промышленной безопасности к дымовым трубам котельных не установлены нормативными правовыми актами, указанными в пункте 1 статьи 3 Закона № 116-ФЗ, поэтому основание для проведения экспертизы промышленной безопасности дымовых труб отсутствует. Кроме того, проведение такой экспертизы невозможно по причине отсутствия правового механизма ее проведения. Ранее обязанность проведения экспертизы промышленной безопасности дымовых труб котельных была установлена «Правилами безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб», утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 03.12.2001 № 56. Однако эти Правила утратили силу в соответствии с приказом Ростехнадзора от 01.07.2014 № 287 «О признании не подлежащими применению отдельных актов Федерального горного и промышленного надзора России». Для разъяснения вопроса о необходимости проведения экспертизы промышленной безопасности дымовых труб котельных ООО «Галан» обратилось с запросом в Северо-Кавказское управление Ростехнадзора, согласно ответу на который в настоящее время правовое основание для проведения экспертизы промышленной безопасности дымовых труб отсутствует. Вопросы поддержания надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) регулируются в соответствии с пунктом 4 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. С учетом полученных разъяснений Северо-Кавказского управления Ростехнадзора ООО «Галан» провело не экспертизу промышленной безопасности дымовой трубы, а с привлечением специализированной организации провело исследование на предмет безопасности ее эксплуатации. Государственный инспектор при проведении внеплановой проверки в ООО «Галан» был ознакомлен с содержанием разъяснения Северо-Кавказского управления Ростехнадзора об отсутствии правовых оснований для проведения экспертизы промышленной безопасности дымовой трубы, однако вынес постановление о привлечении ООО «Галан» к административной ответственности за непроведение данной экспертизы. После этого ООО «Галан» обратилось за разъяснением по данному вопросу непосредственно в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), откуда получен ответ со ссылкой на нормативные акты о том, что дымовая труба, представляющая собой сооружение, не может являться опасным производственным объектом и не подлежит регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов. В настоящее время требования к дымовым трубам не установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности, поэтому основание для проведения экспертизы промышленной безопасности дымовых труб отсутствует. Требования к дымовым промышленным трубам, а также к процессу их эксплуатации установлены Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ и Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Таким образом, пункт 8 предписания государственного инспектора Ростехнадзора № 147-138-19 от 16.08.2018, которым на ООО «Галан» возложена обязанность проведения экспертизы промышленной безопасности дымовой трубы котла, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Невыполнение предписания, не основанного на законе, не может являться основанием для привлечения ООО «Галан» к административной ответственности по части 11 статьи 19.5 КоАП РФ.
В дополнении к апелляционной жалобе общество указало, что как следует из пункта 1.1 Методических указаний по обследованию дымовых и вентиляционных промышленных труб данные методические указания разработаны в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 28.03.2001 № 241 «О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов», «Правилами безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб», утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 03.12.2001 № 56. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ носит основополагающий общий характер, в нем не содержится требования об обязательном проведении экспертизы промышленной безопасности дымовых труб. Постановление Правительства РФ от 28.03.2001 № 241 «О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов» в пункте 2 устанавливает, что продление срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений, эксплуатируемых на опасных производственных объектах (определение остаточного ресурса) на территории Российской Федерации, осуществляется в порядке, определяемом Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Такой порядок в отношении дымовых труб определен «Правилами безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб», утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 03.12.2001 № 56. Согласно пункту 3 «Правил безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб», утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 03.12.2001
№ 56, трубы, а также проектная документация на реконструкцию, консервацию, ликвидацию и иные документы, связанные с эксплуатацией труб на опасном производственном объекте, подлежат обязательной экспертизе промышленной безопасности. Таким образом, Методические указания по обследованию дымовых и вентиляционных промышленных труб, утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 18.06.2003 № 95, приняты на основании требований Правил безопасности эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 03.12.2001 № 56, являются производным документом от указанных Правил и устанавливают порядок и последовательность выполнения комплекса работ по определению технического состояния эксплуатируемых дымовых труб. Требование об обязательной экспертизе промышленной безопасности дымовых труб установлено не Методическими указаниями по обследованию дымовых и вентиляционных промышленных труб, а Правилами безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб, утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 03.12.2001 № 56. Между тем, данные Правила признаны не подлежащими применению в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 01.07.2014 № 287 «О признании не подлежащими применению отдельных актов Федерального горного и промышленного надзора России». Таким образом, с 01.07.2014 по настоящее время нормативными актами не установлено обязательное требование о проведении экспертизы промышленной безопасности дымовых труб. Кроме того, согласно пункту 1.2 Методических указаний методика распространяется на порядок и последовательность выполнения комплекса работ по определению технического состояния эксплуатируемых дымовых и вентиляционных труб высотой более 20 м и объем технической документации, выдаваемой специализированной организацией, выполнившей обследование. Высота дымовой трубы, эксплуатируемой ООО «Галан» составляет 18 метров, в связи с чем требования Методических указаний по обследованию дымовых и вентиляционных промышленных труб, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 18.06.2003 № 95, на данную дымовую трубу не распространяются. Таким образом, судом применен закон, не подлежащий в данном случае применению. Ранее, до 2014 года ООО «Галан» проводило экспертизу промышленной безопасности дымовой трубы, но в связи с отменой с 01.07.2014 Правил безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб, которыми установлена обязательность проведения такой экспертизы, отпала необходимость в проведении экспертизы и после истечения сроков безопасной эксплуатации, установленных предыдущим заключением экспертизы. Кроме того, ссылаясь в обоснование своей позиции на пункт 7 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденных приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538, суд не принял во внимание, что в последнем абзаце данного пункта содержится условие, определяющее необходимость и возможность проведения экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений на опасном производственном объекте: экспертиза зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, проводится при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружениям. Суд не учел то обстоятельство, что действующими нормативными актами требования промышленной безопасности при эксплуатации дымовых промышленных труб не установлены, соответственно, отсутствуют правовые основания для проведения экспертизы промышленной безопасности дымовых промышленных труб. Именно об этом правовое управление Ростехнадзора сообщает в своем письме № 11-00-15/6226 от 26.06.2019 на запрос ООО «Галан» о необходимости проведения экспертизы промышленной безопасности дымовой трубы. Нельзя признать обоснованной ссылку суда в обоснование своей позиции на подпункт «о» пункта 218 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116. Федеральные нормы и правила не устанавливают необходимость проведения экспертизы промышленной безопасности дымовой трубы. Согласно разъяснению Правового управления Ростехнадзора, содержащемуся в письме № 11-00-15/6226 от 26.06.2019, дымовая труба, представляющая собой сооружение, не может являться опасным производственным объектом и не подлежит регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов. Требования к дымовым промышленным трубам, а также к процессу их эксплуатации установлены Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ и Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Является необоснованной и ссылка суда на подпункт «г» пункта 410 Правил о том, что здания и сооружения на опасных производственных объектах, предназначенные для осуществления технологических процессов с использованием оборудования под давлением, подлежат экспертизе промышленной безопасности по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы. Более того, дымовая промышленная труба вообще не является сооружением, работающим под избыточным давлением.
В отзыве на апелляционную жалобу административный орган указал на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представители административного органа не согласились с доводами апелляционной жалобы, просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 05.03.2019
N 1171-Р административный орган 26.03.2019 с 09.00 по 17.00 часов, 28.03.2019 с 09.00 по 17.00 часов, 03.04.2019 с 09.00 по 12.00 часов провел внеплановую проверку в отношении общества с ограниченной ответственностью «Галан» на предмет контроля выполнения пунктов 7, 8, 9, 14, 16, 21, 23, 24, 25, 26, 28, 29, 30, 31, 33, 34, 35, 36 ранее выданного предписания от 16.08.2018 N 147-138-19.
В ходе проверки административный орган установил нарушение требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, выразившееся в невыполнении в установленный срок пункта 8 ранее выданного предписания от 16.08.2018 N 147-138-19 (не проведена экспертиза промышленной безопасности дымовой трубы котла в связи с истечением сроков безопасной эксплуатации), что отразил в акте проверки от 03.04.2019 N 44/19.
На основании выявленных нарушений административный орган составил протокол об административном правонарушении от 03.04.2019 N 23-23/09-003-19.
Административный орган вынес постановление о назначении административного наказания от 12.04.2019 N 23-23/09-003-19, которым общество привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 400 000 рублей.
Общество, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу части 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения в сфере управления и государственного контроля (надзора), обеспечивающие осуществление соответствующего вида деятельности в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Объективная сторона состоит в невыполнении или в ненадлежащем выполнении в установленный срок законного предписания уполномоченного органа или должностного лица об устранении нарушений законодательства.
Субъектом данного правонарушения может быть юридическое лицо, которому выдано законное предписание.
Правовое регулирование отношений, возникающих в процессе деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, осуществляется Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон N 116-ФЗ).
В соответствии с абзацем 14 пункта 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.
Согласно абзацу 5 пункта 1 статьи 13 Закона N 116-ФЗ экспертизе промышленной безопасности подлежат здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.
Приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 N 538 утверждены федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» (далее - Правила проведения экспертизы промышленной безопасности).
Пунктом 5 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности установлено, что основанием проведения экспертизы являются положения нормативных правовых актов Российской Федерации в области промышленной безопасности, устанавливающих требования по проведению экспертизы и к объекту экспертизы.
В силу пункта 21 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности оценка фактического состояния технических устройств осуществляется по результатам технического диагностирования, а оценка фактического состояния зданий и сооружений - по результатам обследований.
Согласно подпункту 8 пункта 26 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности заключение экспертизы должно содержать результаты проведенной экспертизы со ссылками на положения нормативных правовых актов в области промышленной безопасности, на соответствие которым проводилась оценка соответствия объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности.
На основании пункта 7 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе в случае в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией; в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения; после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений; по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы. Экспертиза зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, проводится при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружениям.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 116-ФЗ требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Правила безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб. ПБ 03-445-02, утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 03.12.2001 N 56, признаны утратившими силу в связи с принятием Приказа Ростехнадзора от 01.07.2014 N 287 «О признании не подлежащими применению отдельных актов Федерального горного и промышленного надзора России».
В настоящее время требования промышленной безопасности к дымовым трубам котельных не установлены нормативными правовыми актами, указанными в пункте 1 статьи 3 Закона N 116-ФЗ, в связи с чем основание для проведения экспертизы промышленной безопасности дымовых труб отсутствует.
Требования к дымовым промышленным трубам, а также к процессу их эксплуатации установлены Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
В соответствии с пунктом 4 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации. Таким образом, результаты ранее проведенных экспертиз, обследований, наблюдений могут использоваться для определения периодичности и состава работ по техническому обслуживанию зданий и сооружений.
Пунктом 1 части 1 статьи 42 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон N 384-ФЗ) предусмотрено, что требования к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные Федеральным законом N 384-ФЗ, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения. Таким образом, в целях поддержания надлежащего технического состояния зданий и сооружений до проведения реконструкции или капитального ремонта при определении сроков, объемов работ, критериев работоспособности и т.п. следует руководствоваться в части, не противоречащей требованиям законодательства Российской Федерации, нормативными правовыми актами и нормативными техническими документами, действовавшими до вступления в силу Федерального закона N 384-ФЗ.
Пункт 1 ст. 13 Закона N 116-ФЗ устанавливает, что экспертизе промышленной безопасности подлежат:
документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта;
документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;
технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона;
здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий;
декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности;
обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта.
Т.о., ч. 1 ст. 13 Закона N 116-ФЗ не устанавливает случаи, при которых необходимо провести экспертизу промышленной безопасности зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, в отличие от случаев, установленных в отношении технических устройств (ст. 7 Закона N 116-ФЗ).
С учетом изложенного проведение экспертизы промышленной безопасности дымовой трубы котла не требуется.
Доводы жалобы о том, что Методические указания по обследованию дымовых и вентиляционных промышленных труб, утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 18.06.2003 № 95, на спорную дымовую трубу не распространяются, не имеют правового значения для рассмотрения настоящего спора.
Указанные Методические указания по обследованию дымовых и вентиляционных промышленных труб разработаны в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 N 116-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2001 N 241 «О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов», Правилами безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб, утвержденными Постановлением Госгортехнадзора России от 03.12.2001 N 56, зарегистрированными Минюстом России 05.06.2002, рег. N 3500.
Однако, как указано выше, Правила безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб утратили силу в связи изданием Приказа Ростехнадзора от 01.07.2014 N 287.
Следовательно, пунктом 8 предписания от 16.08.2018 № 147-138-19 на общество незаконно возложена обязанность проведения экспертизы промышленной безопасности дымовой трубы котла E-1.0-0.9 в связи с истечением сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы (не определены условия и сроки безопасной эксплуатации)
Разрешение вопроса о привлечении общества к административной ответственности по ч. 11 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях зависит от доказанности факта нарушения заявителем требований промышленной безопасности, установленных в ходе проверки и зафиксированных в предписании от 16.08.2018 № 147-138-19, то есть от законности предписания.
Признание незаконным предписания, за неисполнение которого общество привлечено к административной ответственности в рамках настоящего дела, исключает наличие в деянии общества состава указанного административного правонарушения.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При изложенных обстоятельствах у административного органа не имелось оснований для привлечения общества к административной ответственности по части 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи чем решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований подлежит отмене, а оспариваемое постановление – признанию незаконным.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.07.2019 по делу
№ А32-18976/2019 в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить.
Признать незаконным постановление Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 23-23/09-003-19 от 12.04.2019 о привлечении ООО «Галан» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности по части 11 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 400 000 руб. и отменить его полностью.
В остальной части решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.07.2019 по делу № А32-18976/2019 оставить без изменения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Председательствующий М.В. Ильина
Судьи О.Ю. Ефимова
С.С. Филимонова