ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-20491/2021
27 сентября 2022 года 15АП-13958/2022
Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2022 года .
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей И.Н. Глазуновой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от индивидуального предпринимателя ФИО1: лично ФИО1, паспорт; адвокат Антонова Е.Н. по доверенности от 25.09.2022, удостоверении № 7125;
от Департамента образования администрации муниципального образования город Краснодар: представители ФИО2 по доверенности от 11.01.2022, диплом, паспорт; ФИО3 по доверенности от 25.01.2022, диплом, паспорт; ФИО4 по доверенности от 11.01.2022, диплом, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.06.2022 по делу № А32-20491/2021
по иску индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>)
к Департаменту образования администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о взыскании субсидии,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о взыскании с Департамента образования администрации муниципального образования город Краснодар (далее - Департамент) невыплаченной субсидии из местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар), в целях возмещения затрат частных дошкольных образовательных организаций, частных общеобразовательных организаций, осуществляющих деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих общеобразовательную деятельность, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) за 2018 год в размере 6229347 руб. 33 копейки.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.06.2022 в удовлетворении требований Предпринимателя было отказано. Решение мотивировано тем, что порядком предоставления субсидий не предусмотрено право обращения получателей субсидий за увеличением объёма субсидии. У Департамента отсутствует обязанность в перерасчёте денежных средств в случае перевыполнения значения показателя эффективности, предусмотренного отчётом о достижении значения показателя результативности предоставления субсидий из местного бюджета.
Не согласившись с принятым судебным актом, Предприниматель обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы Предприниматель указывает, что суд первой инстанции неправомерно проигнорировал его доводы о неисполнении Департаментом Закона Краснодарского края от 03.03.2010 №1911-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края государственными полномочиями в области образования».
Предприниматель ссылается на электронную переписку с Департаментом, которая свидетельствует о том, что истец регулярно направлял в контролирующий орган отчеты о достижении показателя результативности предоставления субсидий из местного бюджета с превышением значения показателя эффективности и равным 158,6 % (44,41). Таким образом, Департамент был уведомлен о необходимости корректировки размера субсидии и возражений от ответчика не поступало.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании Предприниматель и его представитель поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объёме, поддержали ходатайство о назначении бухгалтерской, финансово-экономической экспертизы судебной.
Представители Департамента просили решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по доводам изложенным в отзыве. Апелляционный суд приобщил отзыв к материалам дела.
Представители Департамента возражали против удовлетворения ходатайства Предпринимателя о назначении экспертизы. Апелляционный суд приобщил возражения к материалам дела.
Рассмотрев ходатайство Предпринимателя о назначении экспертизы, апелляционный суд находит его не подлежащим удовлетворению.
Вопрос о правомерности расчёта субсидии, является правовым вопросом, разрешение которого путём толкования условий Соглашения и норм права не относится к компетенции эксперта, а является прерогативой арбитражного суда.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
16.04.2018 Предприниматель обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении субсидий в соответствии с Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 16.02.2018 №601 «Об утверждении порядков предоставления субсидий из местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) в целях возмещения затрат частных дошкольных образовательных организаций, частных общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности (нормативами подушевого финансирования расходов)».
Согласно письму Департамента от 25.04.2018 №30-2800-08, заявление Предпринимателя о предоставлении субсидий рассмотрено и Предприниматель была уведомлена о том, что расчёт объёма субсидии будет произведён с даты предоставления заявления.
Согласно расчёту субсидии за счёт средств краевого бюджета в 2018 году, изготовленного ЦБМКУ МО г. Краснодар «ЦБ ДО АМО Краснодар», объём субсидии по нормативу с учётом индивидуального коэффициента составил 7467500 руб. из расчёта числа средней посещаемости воспитанников 28 человек.
В соответствии с соглашением №37, заключённым 27.04.2018 между Департаментом и Предпринимателем, размер субсидии из местного бюджета на 2018 год составил 10046594 рублей. Департаментом образования администрации муниципального образования город Краснодар указанные денежные средства были перечислены на счет Предпринимателя.
В соответствии с пунктом 11 Порядка, расчёт размера выплаченной в 2018 году Предпринимателю субсидии из бюджета муниципального образования город Краснодар производился из расчета среднегодовой численности воспитанников в группах компенсирующей направленности на 2018 год, посещающих группу полного дня (13-14 часов) в количестве 28, из них: до 1 года - 2 ребенка, от 1 до 3 лет - 10 детей, от 3 до 5 лет - 9 детей, старше 5 лет - 7 детей.
Согласно отчёту о достижении значения показателя результативности предоставления субсидий из местного бюджета в 2018 году Предпринимателю составила 158,6 % (среднеарифметическая величина воспитанников составила 44,41), а не 28, как указано в соглашении.
В соответствии с возрастной категорией воспитанников на 2018 год, посещающих группу полного дня (13-14 часов), фактически составила в количестве 44,41, из них: до 1 года - 6,25 ребенка, от 1 до 3 лет - 15,5 детей, от 3 до 5 лет - 13 детей, старше 5 лет - 9,66 детей.
Посчитав, что при условии применения среднеарифметического значения, сумма субсидии, подлежащая выплате, составляет 16473686 руб. 20 коп., Предприниматель обратилась в Департамент с заявлением об уточнении среднегодовой численности воспитанников в 2018 году и увеличении объёма и размера предоставляемой субсидии.
Департамент письмом от 16.08.2018 №6114/30 отказал Предпринимателю в корректировке предоставляемой субсидии с указанием на то, что лимиты бюджетных обязательств, доведённые в 2018 году Департаменту как главному распорядителю средств местного бюджета, в пределах которых предоставляются субсидии из местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) на возмещение затрат частных дошкольных образовательных организаций, частных общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), распределены между всеми заявителями, подавшими заявления в установленные сроки, в полном объёме.
Дополнительно Предпринимателю было сообщено, что пункты 7.2 и 7.5 соглашения №12 от 28.02.2018 о предоставлении субсидии, заключённого Предпринимателем с Департаментом, не содержат требований о предоставлении указанной информации.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентирован статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
По правилам частей 2 и 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с Порядком предоставления субсидий из местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) в целях возмещения затрат индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования на основании лицензии, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности (нормативами подушевого финансирования расходов), утвержденным Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 16.02.2018 №601 (далее - Порядок), в редакции Постановлений администрации муниципального образования город Краснодар от 25.06.2018 №2576, от 16.10.2018 №4412, субсидии из местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) предоставляются индивидуальным предпринимателям, соответствующим установленным Порядком требованиям в целях возмещения затрат, связанных с получением гражданами дошкольного образования, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).
В соответствии с Порядком, лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год и плановый период доводятся в установленном порядке Департаменту как главному распорядителю средств местного бюджета.
В соответствии с пунктом 9 раздела II Порядка предоставление субсидии осуществляется в соответствии с Порядком и на основании Соглашения о предоставлении субсидии из местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар), заключённого по типовой форме соглашения о предоставлении субсидии из местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденной приказом директора департамента финансов администрации муниципального образования город Краснодар.
В соответствии с абзацем 3 пункта 9 раздела II Порядка предоставления субсидий в целях возмещения затрат индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности (нормативами подушевого финансирования расходов), утверждёнными Законом Краснодарского края о краевом бюджете, утверждённого постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 16.02.2018 № 601, предоставление субсидии осуществляется в соответствии с Порядком и на основании соглашения.
В 2018 году объём субсидии определялся:
- исходя из нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности (нормативы подушевого финансирования расходов), утвержденных статьёй 19 Закона Краснодарского края от 20.12.2017 № 3722-КЗ «О краевом бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»;
- применением адаптационных коэффициентов, учитывающих возраст детей, специфику воспитания детей в дошкольных группах, а также деятельность по квалификационной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, количеств групп в организации. Адаптационные коэффициенты утверждены приказами министерства образования и науки Краснодарского края (до 29.12.2018 применялись адаптационные коэффициенты согласно приказам № 531 от 11.02.2014, № 1597 от 14.04.2014 , после 29.12.2018 согласно приказу от 24.12.2018 № 4720);
- применением поправочного коэффициента, утвержденного приказом Департамента (приказ от 19.02.2018 № 231 (в редакциях от 19.04.2018 № 522, от 09.07.2018 № 1057,от 11.11.2018 № 1923,от 18.12.2018 № 2220).
Из материалов дела следует, что согласно соглашению о предоставлении субсидий из местного бюджета от 27.04.2018 №37, заключённому между департаментом и Предпринимателем в 2018 году, размер субсидии составил 7467500 руб. с применением поправочного коэффициента 0,7204.
По дополнительному соглашению от 11.07.2018 №37/1(794/1) был увеличен объём субсидии с применением поправочного коэффициента 0,7874 и составил 8161900 рублей.
По дополнительному соглашению от 15.11.2018 №37/2 объём субсидии был увеличен с применением поправочного коэффициента 0,9401 и составил 9745000 рублей. По дополнительному соглашению от 19.12.2018 №37/3 (974/3) с применением поправочного коэффициента 0,969232614 в сумме 10046594 рублей.
Вышеуказанные соглашение, дополнительные соглашения были заключены с обеспечением достижения показателя результативности (с 16.04.2018 по 51.12.2018): обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования для 100% получателей услуг: среднегодовое количество воспитанников - 28 (далее - Показатель).
Согласно пункту 10 Порядка объём и размер субсидии на текущий финансовый год может корректироваться с учётом фактического контингента воспитанников и поправочного коэффициента.
Порядком предусмотрено, что в случае недостижения показателя результативности предоставления субсидии главный распорядитель уменьшает размер субсидии при перечислении за декабрь текущего финансового года пропорционально коэффициенту невыполнения показателя. Обязанность по увеличению объёма субсидии, в связи с перевыполнением показателя, Порядком не предусмотрена.
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с требованиями пункта 10 Порядка объём субсидии для Предпринимателя рассчитан на плановую среднегодовую численность 28 воспитанников с 16.04.2018 с применением адаптационных коэффициентов, учитывающих специфику воспитания детей в дошкольных группах, утверждённых приказом министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края от 24.12.2018 №4579 «Об утверждении Адаптационного коэффициента, учитывающего специфику воспитания детей в дошкольных группах в общем объёме субвенций муниципальным образованиям Краснодарского края на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, и о признании утратившими силу некоторых приказов министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края», по справке о плановой среднегодовой численности воспитанников, предоставленной истцом, отражающей информацию о направленности группы воспитанников, времени пребывания в ней, возраста воспитанника, наличия потребности в квалификационной коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии, количества групп в детском саду.
При расчёте применялся поправочный коэффициент, учитывающий объём лимитов бюджетных обязательств, доведенный главному распорядителю в размере 0,7204, утверждённый приказом Департамента от 19.04.2018 №522.
В связи с доведением Департаменту дополнительных объёмов лимитов бюджетных обязательств, департаментом применялась норма, установленная пунктом 10 раздела II Порядка, в части права изменения поправочного коэффициента.
По дополнительному соглашению к соглашению от 19.12.2018 № 37/3 объём субсидии истцу составил 10046594 руб. с применением поправочного коэффициента 0,969232614 (приказ Департамента от 18.12.2018 №2220).
Материалами дела подтверждается, что в связи с изменением поправочного коэффициента, корректировался объём субсидии в сторону увеличения, о чём с Предпринимателем заключены дополнительные соглашения № 37/1 от 11.07.2018, №37/2 от 15.11.2018, №37/3 от 19.12.2018 к Соглашению, и перечислены в полном объёме Предпринимателю.
Стороны не оспаривают, что названный выше поправочный коэффициент применялся как единый, для всех получателей аналогичных субсидий в соответствии с Порядком.
Довод Предпринимателя о том, что Департаментом не исполняются требования Закона Краснодарского края от 03.03.2010 №1911-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края государственными полномочиями в области образования», апелляционный суд находит необоснованным.
Закон Краснодарского края от 03.03.2010 №1911-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края государственными полномочиями в области образования» регулирует механизм доведения средств бюджета из одного уровня (краевого бюджета) в другой (местный бюджет) в целях дальнейшего предоставления субсидии частным образовательным учреждениям.
Приложением №4 к Закону № 1911-КЗ утверждён порядок определения объёма субвенции на осуществление государственных полномочий в области образования по финансовому обеспечению частных дошкольных учреждений, распределяемой между бюджетами муниципальных образований Краснодарского края.
Пункты 14 и 10 приложения №2 Порядка предусматривают, что фактический контингент воспитанников (фактическая среднегодовая численность) рассчитывается, как и плановая среднегодовая численность воспитанников.
Плановая среднегодовая численность воспитанников рассчитывается на 1 число каждого месяца соответствующего финансового года. Таким образом, фактический контингент обучающихся (фактическая среднегодовая численность) определяется по факту в конце финансового года.
Таким образом, фактическая среднегодовая численность воспитанников могла сложиться только в конце 2018 года при итоговом предоставлении документов и писем, направляемых Предпринимателем в Департамент образования.
Довод Предпринимателя о том, что ею на электронную почту Департамента были направлены письма и отчёты о достижении показателя результативности предоставления субсидий из местного бюджета с превышением значения показателя эффективности и равным 158,6 % (44,41), что указывает об информированности Департамента о фактической численности воспитанников, апелляционный суд находи необоснованным.
Доказательства того, что Предприниматель в декабре 2018 года обращалась в Департамент с заявлением о корректировке субсидии с учётом сложившегося на конец 2018 года фактического среднегодового контингента воспитанников в порядке предусмотренном Соглашением, в материалы дела не представлены.
Приложением № 2 Порядка утверждена форма отчёта о достижении значения показателя результативности предоставления субсидий из местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар).Отчёт предназначен для подтверждения достижения значения показателя эффективности по соглашению о предоставлении субсидии в срок до 5 декабря текущего финансового года.
Согласно пункту 15 Порядка, Предприниматель представляет отчёт о достижении результатов предоставления субсидии и значений показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, по форме согласно приложению №2 к Порядку.
Обязанность в перерасчёте денежных средств в случае перевыполнения значения показателя эффективности (по Соглашению это достижение показателя плановой среднегодовой численности - 28), предусмотренного отчётом о достижении значения показателя результативности предоставления субсидий из местного бюджета (приложение № 2 к Порядку) у Департамента отсутствует.
Таким образом, Отчёт достижении результатов предоставления субсидии и значений показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии предназначен для подтверждения достижения значения показателя эффективности согласно соглашению о предоставлении субсидии в 2018 году, а не для обязательного перерасчёта субсидии по фактической среднегодовой численности воспитанников в сторону увеличения субсидии.
Материалами дела установлено, что Департаментом в 2018 году не был скорректирован и увеличен Предпринимателю размер субсидии по фактическому контингенту воспитанников ни одному индивидуальному предпринимателю и частному детскому саду.
Согласно представленным значениям показателей эффективности предоставления субсидии, у части получателей субсидии фактическая среднегодовая численность воспитанников оказалась выше плановой среднегодовой численности воспитанников в 2018 году.
В связи с доведением Департаменту объёмов лимитов бюджетных обязательств, Департаментом применялась норма, установленная пунктом 10 раздела II Порядка, в части права изменения поправочного коэффициента.
Материалами дела подтверждается и не отрицается Предпринимателем, что Департамент трижды заключал дополнительные соглашения в части увеличения объёма субсидии в связи с увеличением поправочного коэффициента.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно установлено, что Департамент действовал в рамках доведенных лимитов денежных средств субъектом Российской Федерации в лице Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края. Доказательством доведения до получателей денежных средств на предоставление субсидий в 2018 является выписка из бюджетной росписи на 2018, которая свидетельствует о нулевом остатке годовых ассигнований.
Порядком не предусмотрено право обращения получателей субсидий за увеличением объема субсидии. Обязанность в перерасчете денежных средств в случае перевыполнения значения показателя эффективности (по Соглашению это достижение показателя плановой среднегодовой численности - 28), предусмотренного отчетом о достижении значения показателя результативности предоставления субсидий из местного бюджета (приложение № 2 к Порядку), у департамента отсутствует.
Доказательств, свидетельствующих о нарушении Департаментом порядка предоставления субсидии, в материалы дела не представлено.
С учётом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Предпринимателя.
Доводы апелляционной жалобы Предпринимателя, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб. подлежат отнесению на индивидуального предпринимателя ФИО1.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.06.2022 по делу №А32-20491/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья С.В. Пименов
Судьи И.Н. Глазунова
ФИО6