ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-14016/19 от 05.09.2019 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-17340/2019

11 сентября 2019 года                                                                       15АП-14016/2019

Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2019 года .

Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2019 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Ильиной М.В.,

судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,

в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Наш Дом Горячеключевской»

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.06.2019 по делу № А32-17340/2019 (судья Хмелевцева А.С.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Наш Дом Горячеключевской» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)

об оспаривании предписания,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Наш Дом Горячеключевской» (далее - заявитель, общество, ООО «УК «Наш Дом Горячеключевской») обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об оспаривании предписания Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - заинтересованное лицо, административный орган) от 28.03.2019 N 000907.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.06.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «УК «Наш Дом Горячеключевской» обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы. Обязанность по доказыванию того, что предписание исполнимо, возлагается на орган, его принявший. Предписание должно быть выдано именно тому лицу, которое вправе и в состоянии принять меры, которые в нем указаны и которым допущены нарушения, на устранение которых предписание направлено. Как видно из оспариваемого ненормативного акта, предписанное мероприятие принять исчерпывающие меры по обеспечению свободного доступа к - внутридомовому газовому оборудованию (газопроводу) адресовано только обществу. Выполнение его посредством одностороннего сноса имущества (остекление лоджий) собственников квартир, нарушивших законодательство, приведет к нарушению прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме. Исполнение оспариваемого предписания причинит вред имущественным правам собственников квартир, что влечет для заявителя ответственность, предусмотренную статьей 1064 ГК РФ. Предписание может вменять в обязанность совершение только тех действий, возможность совершения которых предусмотрена законом либо допустима с точки зрения законодательства, и не должно возлагать обязательств, приводящих к нарушению закона. Предписание должно содержать указание на конкретные нарушения, которые должны быть устранены. Недопустимо указание на необходимость принятия каких-либо мер, если не указано, какие нарушения будут устранены в результате их принятия. Обратное допущение может привести к ситуации, когда, выявив одни нарушения, орган обяжет лицо принимать иные меры, с нарушениями не связанные. В таком случае не ясны критерии оценки исполнения предписания. Не может быть признано исполнимым предписание, исполнение которого поставлено в зависимость от воли третьих лиц или предположительно могущих наступить событий. Общество предприняло исчерпывающие меры по исполнению ранее выданного предписания.

Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

В судебное заседание стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили.

От Государственной жилищной инспекции Краснодарского края поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 12.03.2019
N 1226Л административный орган в период с 12.03.2019 по 29.03.20019 провел в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Наш Дом Горячеключевской» проверку с целью исполнения приказа руководителя Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 25.01.2019 N 12 «О проведении проверок использования и содержания внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах, а также организации технического обслуживания дымовых и вентиляционных каналов в многоквартирных домах», изданного на основании поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Мутко В.Л. от 16.01.2019
N ВМ-П9-148, приказа главного государственного жилищного инспектора
ФИО1 от 23.01.2019 N 27/пр «О проведении органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственный жилищный надзор, проверок безопасности использования и содержания внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах», а также рассмотрения обращения от 11.2.2019 N 75-2077-п/19.

В ходе проверки сотрудники административного органа произвели визуальный осмотр многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет общество, в том числе многоквартирного дома N 59 корпусы 1, 3, 5, 6 по ул. Герцена в г. Горячий Ключ (далее - МКД), а также рассмотрели представленные обществом документы, о чем составлен акт проверки от 28.03.2019 N 001453.

Контролирующий орган установил нарушение обществом требований Приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования», а также Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, а именно: в МКД не обеспечен свободный доступ к внутридомовому газовому оборудованию (газопроводу) (трубы проходят внутри лоджий, перепланированных из балконов).

По результатам проведения проверки обществу выдано предписание от 28.03.2019 N 000907 для устранения выявленного нарушения.

Согласно предписанию от 28.03.2019 N 000907 контролирующий орган обязал общество устранить выявленное нарушение и принять исчерпывающие меры по обеспечению свободного доступа к внутридомовому газовому оборудованию (газопроводу) в срок до 03.06.2019.

Не согласившись с вынесенным предписанием от 28.03.2019 N 000907, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля надзора регулируются, в том числе, Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении Государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон N 294-ФЗ).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

В части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Согласно пункту 2 Приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» управляющая организация в рамках выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования обязана осуществлять визуальную проверку наличия свободного доступа (осмотр) к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию.

Согласно пункту 21 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме:

- организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов;

- организация технического обслуживания и ремонта систем контроля загазованности помещений;

- при выявлении нарушений и неисправностей внутридомового газового оборудования, систем дымоудаления и вентиляции, способных повлечь скопление газа в помещениях, - организация проведения работ по их устранению.

Приказом Минстроя России от 05.12.2017 N 1614/пр утверждена Инструкция по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд (далее - Инструкция).

В соответствии с пунктом 1.2 Инструкции лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являются ответственными за безопасное использование и содержание внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования.

Кроме того, пунктом 3.1.17 Инструкции установлено, что лицам, осуществляющим управление многоквартирными домами, оказывающим услуги и (или) выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, необходимо в любое время суток обеспечивать беспрепятственный доступ в помещения, в которых размещено внутридомовое газовое оборудование, а также оказывать содействие в обеспечении доступа к внутриквартирному газовому оборудованию работникам аварийно-диспетчерской службы газораспределительной организации, а также иных экстренных оперативных служб в целях предупреждения, локализации и ликвидации аварий, связанных с использованием и содержанием внутридомового газового оборудования и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также на основании договора о техническом обслуживании и ремонте такого оборудования и договора о техническом диагностировании внутридомового газового оборудования и (или) внутриквартирного газового оборудования обеспечивать представителям специализированной организации доступ к внутридомовому газовому оборудованию, а также содействовать обеспечению им доступа к внутриквартирному газовому оборудованию в целях: проведения работ по техническому обслуживанию, ремонту, установке, замене, техническому диагностированию такого оборудования; проведения профилактических и внеплановых работ, направленных на безопасное использование оборудования; приостановления, возобновления подачи газа в случаях, предусмотренных Правилами N 410, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549.

Таким образом, обязанность по обеспечению доступа к внутридомовому газовому оборудованию возложена на лицо, осуществляющее деятельность по управлению многоквартирным домом.

Из материалов дела следует, что в ходе проведения проверки административный орган выявил нарушения обязательных требований Приложения к постановлению N 410, а также Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, выразившиеся в том, что в МКД не обеспечен свободный доступ к внутридомовому газовому оборудованию (газопроводу) (трубы проходят внутри лоджий, перепланированных из балконов). Данный факт подтвержден имеющимися в деле фотоматериалами и не оспаривается заявителем.

Согласно пояснениям ООО «УК «Наш Дом Горячеключевской» проектной документацией на дом ряд балконов не предусматривает их остекление с целью обеспечения доступа к газовым трубам. Собственники квартир в отсутствие согласования администрации муниципального образования город Горячий Ключ на изменение проектов (в виде остекления балконов) застеклили балконы, закрыв тем самым доступ к газовым трубам.

Доводы общества о том, что выполнение требований оспариваемого предписания путем одностороннего сноса имущества (остекление лоджий) собственников квартир, нарушивших законодательство, приведет к нарушению прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме и тем самым причинит вред имущественным правам собственников квартир, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку формулировка предписания «принять исчерпывающие меры по обеспечению доступа к газопроводу» направлена на конечный результат - обеспечить доступ к газопроводу, в выборе мероприятий для достижения результата общество руководствуется поставленной задачей.

Представитель общества указывал на принятие мер к устранению выявленных нарушений, в связи с чем ходатайствовал об объявлении перерыва для мирного урегулирования спора.

Кроме того, представитель контролирующего органа представил в материалы дела предоставленные обществом в подтверждение исполнения требований предписания документы, а именно: уведомление об исполнении предписания, письмо собственнику от 11.04.2019 о предоставлении разрешающих документов на реконструкцию балкона во исполнение требований законодательства, перечень квартир МКД с выявленными нарушениями жилищного законодательства, а также квитанции об отправке собственникам писем.

Таким образом, доводы общества относительно неисполнимости оспариваемого предписания направлены не на защиту нарушенного права, а на уклонение от ответственности.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии у контролирующего органа достаточных правовых оснований для выдачи обществу оспариваемого предписания от 28.03.2019 N 000907, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.

Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.

Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.

Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.06.2019 по делу №А32-17340/2019  оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий                                                           М.В. Ильина

Судьи                                                                                             О.Ю. Ефимова

                                                                                                        С.С. Филимонова