ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-38848/2018
28 марта 2019 года 15АП-1412/2019
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ильиной М.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости «Новые Черемушки»
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 14.12.2018 (резолютивная часть) по делу № А32-38848/2018 ,
принятое в составе судьи Хмелевцевой А.С.,
по заявлению товарищества собственников недвижимости «Новые Черемушки»(ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников недвижимости «Новые Черемушки» (далее – товарищество, ТСН «Новые Черемушки») обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене решения Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее – инспекция) от 14.08.2018 N 000027 по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
В соответствии со статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.12.2018, изготовленным в виде резолютивной части, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСН «Новые Черемушки» обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что в протокол по делу об административном правонарушении составлен с нарушениями требований закона, а именно: отсутствие или неверное указание данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ (не зафиксировано время совершения события правонарушения, не раскрыто содержание события правонарушения (т.е. каким образом нарушен нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами, имевший место с 10 часов 06.06.2018 до 12 часов 06.06.2018). Данные нарушения в соответствии с положениями п. 4 Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» являются существенными и влекут за собой возврат материалов дела с протоколом об административном правонарушении лицу, его составившему. Из ч. 1 и ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ следует обязанность лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, создать привлекаемому к административной ответственности условия, необходимые для реализации им права на защиту, в том числе посредством его своевременного извещения о месте и времени рассмотрения дела и предоставить ему возможность участвовать в судебном заседании. 03.08.2018 ТСН «Новые Черемушки» подана жалоба на постановление руководителю ГЖИ Краснодарского края
ФИО1, извещениями №№ 1472/2018,1473/2018 от 08.08.2018 ее рассмотрение назначено на 12 часов 14.08.2018. В тоже время, представителю ТСН «Новые Черемушки» ФИО2, прибывшей 14.08.2018 в 12 часов в ГЖИ Краснодарского края, сообщили, что руководитель ГЖИ Краснодарского края ФИО1 занята и необходимо подождать. Представителем ТСН «Новые Черемушки» ФИО2 подано ходатайство о переносе заседания ввиду того, что руководитель ГЖИ Краснодарского края ФИО1 в назначенное время для рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не явилась. Таким образом, решение вынесено с нарушением законного права представителя юридического лица присутствовать при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. Учитывая тот факт, что отсутствие горячей воды в многоквартирном доме имело место с 10 часов 06.06.2018 до 12 часов 06.06.2018, т.е. 3 часа, что подтверждается документом о почасовых параметрах теплоснабжения за 06.06.2018, приобщенным к материалам дела, в действиях юридического лица ТСН «Новые Черемушки» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ. В тоже время, должностными лицами Государственной жилищной инспекции Краснодарского края в качестве объективной стороны правонарушения неверно вменяется непринятие организационно-технических мер по недопущению ограничения коммунальной услуги по горячему водоснабжению потребителям, не имеющим задолженность за коммунальную услугу. Действующее законодательство в области жилищного права не содержит понятия «организационно-технические меры по недопущению ограничения коммунальной услуги». Поставку коммунальной услуги горячего водоснабжения в дом № 4/4 по ул. им. Селезнева в г. Краснодаре заявитель осуществляет на основании заключенного между АО «АТЭК» и ТСН «Новые Черемушки» договора № 9494 снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению (УК, ТСЖ, ЖСК) от 13.11.2017, в соответствии с которым АО «АТЭК» поставляет ТСН «Новые Черемушки» теплоноситель, при помощи которого ТСН «Новые Черемушки» подогревает холодную воду. Никаким иным техническим способом обеспечить дом горячей водой потребителей, проживающих в доме № 4/4 по ул. им. Селезнева в
г. Краснодаре, невозможно. Заявитель неоднократно обращался в Государственную жилищную инспекцию по Краснодарскому краю, в АО «АТЭК» (претензии по договору) и в другие контролирующие и надзорные органы (в прокуратуру, к мэру г. Краснодара) с заявлениями, в которых указывал на нарушения действующего законодательства ресурсоснабжающей организацией, выражающееся в выставлении завышенных расценок по оплате за теплоноситель. Однако мер по устранению нарушений не принято, обращения фактически проигнорированы. При таких обстоятельствах заявителем приняты все зависящие от него меры к недопущению нарушения требований закона в области предоставления гражданам коммунальной услуги горячего водоснабжения надлежащего качества. Аналогичные доводы содержит протест прокуратуры Карасунского административного округа города Краснодара от 06.08.2018.
В отзыве на апелляционную жалобу Государственная жилищная инспекция Краснодарского края указала на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В силу статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 62 «О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства» разъяснено, что апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судьей единолично по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 27.06.20118 инспекцией принято участие в совместной проверке, проводимой прокуратурой Карасунского административного округа города Краснодара, в целях рассмотрения обращения ФИО2 о нарушениях жилищного законодательства Российской Федерации в многоквартирном доме № 4/4 по улице Селезнева в городе Краснодаре (далее - МКД).
В ходе проверки было установлено, что поставщиком коммунальных ресурсов для целей предоставления коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению собственникам и пользователям помещений в МКД № 4/4 по ул.Селезнева в г.Краснодаре является АО «АТЭК».
Исполнителем коммунальных услуг по отоплению, горячему водоснабжению в МКД является ТСН «Новые Черемушки».
По причине образовавшейся задолженности (по состоянию на 13.04.2018 составляла 1 687 130,17) за потребленный коммунальный ресурс 13.04.2018
АО «АТЭК» в адрес ТСН «Новые Черемушки» направило уведомление о необходимости оплаты задолженности и ограничении режима потребления тепловой энергии. Ввиду того, что ТСН «Новые Черемушки» в указанный в уведомлении срок не оплатило задолженность, ресурсоснабжающей организацией АО «АТЭК» была прекращена подача теплоносителя в МКД с 06.06.2018.
ТСН «Новые Черемушки» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению нормативного уровня и режима обеспечения жителей дома коммунальной услугой по горячему водоснабжению, доказательств принятия мер по погашению задолженности перед АО «АТЭК» с целью выполнения договорных обязательств, недопущения прекращения горячего водоснабжения ТСН «Новые Черемушки» не представлено.
Постановлением жилищной инспекции от 26.07.2018 N 000398 (т. 1 л.д. 32-33) товарищество привлечено к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей. Товариществу вменено нарушение требований пункта 121 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
03.08.2018 в адрес инспекции от председателя ТСН «Новые Черемушки» поступила жалоба на постановление № 000398 от 26.07.2018, в которой последний просил отменить вынесенное ранее постановление по делу об административном правонарушении, производство по указанному делу прекратить.
06.08.2018 в адрес инспекции поступил протест прокуратуры Карасунского административного округа города Краснодара на постановление № 000398 от 26.07.2018, в котором прокуратура просит отменить вынесенные постановления о привлечении ТСН «Новые Черемушки» и ФИО2 к административной ответственности.
В ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении № 000398 от 26.07.2018 и протеста прокурора Карасунского административного округа города Краснодара инспекцией было установлено отсутствие в деле доказательств пренебрежительного отношения председателя ТСН «Новые Черемушки» ФИО2 к требованиям закона.
Решением по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении от 14.08.2018 № 000027 постановление № 000398 от 26.07.2018 в отношении ТСН «Новые Черемушки» было отменено, ТСН «Новые Черемушки» объявлено устное замечание.
Не согласившись с указанным решением, товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Статья 7.23 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в виде административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются права потребителей, а непосредственным предметом посягательства - установленные нормативы, в соответствии с которыми исполнитель обязан предоставить потребителю услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора, а также информации об услугах, предоставляемых исполнителем.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии), вызвавших нарушение установленных нормативов или режимов обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами правонарушения в данной статье признаются должностные лица и юридические лица, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с пунктами 121 и 122 Правил N 354 ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах «а», «б» и «д» пункта 115 и пункте «б» пункта 117 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 4 Приложения N 1 «Требования к качеству коммунальных услуг» к Правилам N 354 допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд, продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Согласно подпункту «б» пункта 122 Правил N 354 действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Как следует из материалов дела, письмом от 13.04.2018 № 7954/09С
АО «АТЭК» уведомило ТСН «Новые Черемушки» о необходимости погашения образовавшейся задолженности в размере 1 687 130, 17 руб. в течение 20 дней с момента получения настоящего уведомления. АО «АТЭК» также указало на необходимость принятия мер для обеспечения подачи коммунального ресурса по горячему водоснабжению (теплоносителя для нужд ГВС) потребителям, своевременно оплачивающим тепловую энергию, теплоноситель ГВС. При непогашении задолженности в течение 30 дней отпуск коммунального ресурса по горячему водоснабжению будет полностью приостановлена (т.д. 1 л.д. 132).
Письмом от 13.04.2018 № 7955/09С АО «АТЭК» уведомило ТСН «Новые Черемушки» о необходимости для недопущения отключения (ограничения) добросовестных плательщиков указать адреса домов должников и процент неплательщиков по каждому дому для введения ограничения на указанный процент (т.д. 1 л.д. 135).
В рамках дела № А32-32617/2018 рассматривалась законность постановления Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
от 31.07.2018 № 000408 о привлечении АО «АТЭК» к административной ответственности по статье 7.23 Кодека Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного по результатам проведения 27.06.2018 административным органом совместно с прокуратурой Карасунского административного округа г. Краснодара проверки в целях рассмотрения обращения ФИО2 о нарушениях жилищного законодательства Российской Федерации в многоквартирном доме № 4/4 по улице Селезнева в городе Краснодаре.
Судом в рамках указанного дела установлено, что между АО «АТЭК» и ТСН «Новые Черемушки» заключен договор снабжения коммунальными ресурсами от 13.11.2017 № 9494, в соответствии с которым АО «АТЭК» поставляет коммунальный ресурс, а ТСН «Новые Черемушки» обязано его оплачивать. В соответствии с указанным договором дом 4/4 по ул. Селезнева подключен к котельной по адресу: <...>. Приготовление горячей воды осуществляется самостоятельно ТСН «Новые Черемушки» в ЦТП, находящемся на его балансе, что подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности и границ эксплуатационной ответственности за состояние участка тепловой сети. Согласно вышеуказанному акту поставка коммунального ресурса от котельной до ЦТ1/1 осуществляется АО «АТЭК» по тепловой сети в двухтрубном исчислении (подающий и обратный трубопровод). От ЦТП до жилого дома 4/4 по ул. Селезнева проложены 4 трубы, две (подающая и обратная труба), из которых являются водопроводной сетью горячего водоснабжения. Таким образом, АО «АТЭК» не поставляет коммунальный ресурс «горячая вода» в указанный многоквартирный дом в связи с самостоятельным приготовлением ТСН «Новые Черемушки» коммунальной услуги горячего водоснабжения в ЦТП, которое общество не обслуживает. Во исполнение условий договора ТСН «Новые Черемушки» предоставило отчет о суточных параметрах теплоснабжения с 24.05.2018 по 23.06.2018 для начисления платы за потребленный коммунальный ресурс. Согласно указанному отчету в период с 24.05.2018 по 17.06.2018 в многоквартирный дом 4/4 по ул. Селезнева подавалась тепловая энергия температурой от 63 до 65 градусов, с 18.06.2018 по 23.06.2018 подача теплоносителя прекращена в связи с началом планово-предупредительного ремонта по котельной по адресу: ул. Таманская, 174 в г. Краснодаре. Согласно графику начала и окончания остановки основного оборудования котельных, ЦТП и тепловых сетей на текущий ремонт в 2018 году для подготовки к осенне-зимнему периоду 2018-2019 г.г. в период с 18.06.2018 по 01.07.2018 на котельной по ул. Таманская, 174 в г. Краснодаре проводился планово-предупредительный ремонт для подготовки объектов теплоснабжения к работе в осенне-зимний период 2018-2019. Т.о., перерыв в подаче тепловой энергии в период с 18.06.2018 по день проведения проверки – 27.06.2018 не является нарушением порядка предоставления коммунальных услуг. Документальных доказательств прекращения АО «АТЭК» подачи ресурса с 06.06.2018 административным органом суду не представлено.
Согласно пункту 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
В материалы настоящего дела представлен отчет о суточных параметрах теплоснабжения за 06.06.2018, согласно которому подача теплоносителя для подогрева горячей воды была ограничена с 10 до 12 часов, средняя температура за сутки составила 64,35 градусов, что соответствует требованиям (л.д. 111).
Таким образом, 06.06.2018 полного прекращения подачи теплоносителя
АО «АТЭК» допущено не было.
Следовательно, ТСН «Новые Черемушки» не было допущено нарушение установленных нормативов или режимов обеспечения населения коммунальными услугами.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях ТСН «Новые Черемушки» события административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие, а равно недоказанность события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов товарищества при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Согласно части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В соответствии с частью 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с указанным Кодексом.
В силу части 2 статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Из анализа указанных норм следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица протокол может быть составлен лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени его составления и если от него не поступило ходатайство об отложении данного процессуального действия либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола.
В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 указано, что положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Более того, названным пунктом Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указывалось, что суду при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 № 46 «О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как видно из материалов дела, уведомлением от 17.07.2018 законный представитель товарищества был извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении на 20.07.2018. Указанное уведомление получено товариществом 18.07.2018, что подтверждается штампом входящей корреспонденции.
Протокол об административном правонарушении от 20.07.2017 составлен в присутствии представителя товарищества ФИО2
Указанным протоколом назначена дата и время рассмотрения материалов проверки на 26.07.2018. Данный протокол получен ФИО2 20.07.2018, что подтверждается ее подписью.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении товарищества от 26.07.2018 № 000398 вынесено в отсутствии представителя товарищества, извещенного надлежащим образом о рассмотрении дела об административном правонарушении.
Извещением от 08.08.2018 законный представитель товарищества был извещен о времени и месте рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей на 14.08.2018. Указанное извещение получено товариществом 08.08.2018, что подтверждается штампом входящей корреспонденции.
Определением от 14.08.2018 отказано в удовлетворении ходатайства товарищества об отложении рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях.
Решение от 14.08.2018 N 000027 по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении в отношении товарищества от 26.07.2018
№ 000398 вынесено в отсутствии представителя товарищества, извещенного надлежащим образом о рассмотрении дела об административном правонарушении.
Таким образом, административным органом соблюден порядок привлечения товарищества к административной ответственности и порядок рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах решение административного органа по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении подлежит признанию незаконным ввиду отсутствия в действиях товарищества события административного правонарушения.
В силу пункта 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с пунктом 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
На основании вышеизложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене.
В соответствии с частью 5 статьи 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Товариществом при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению от 28.12.2018 N 149 ошибочно была уплачена государственная пошлина в размере 3 000 руб.
Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 29.01.2019 товариществу возвращена ошибочно уплаченная по платежному поручению от 28.12.2018 N 149 государственная пошлина в сумме 1 500 рублей.
В связи с изложенным государственная пошлина в сумме 1 500 рублей также подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.12.2018 (резолютивная часть) по делу № А32-38848/2018 отменить.
Признать незаконным и отменить решение Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 14.08.2018 N 000027 по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Возвратить товариществу собственников недвижимости «Новые Черемушки» (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета ошибочно уплаченную по платежному поручению от 28.12.2018 N 149 государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 500 рублей.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья М.В. Ильина