ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-14305/2021 от 14.09.2021 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: i№fo@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-13332/2021

28 сентября 2021 года                                                                       15АП-14305/2021

Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2021 года .

Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2021 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,

судей Пименова С.В., Соловьевой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания

ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Кубань Импорт»

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 07.07.2021 по делу № А32-13332/2021 (резолютивная часть от 30.06.2021)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Кубань Импорт»

к Краснодарской таможне

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Кубань Импорт" (далее - заявитель, ООО "Кубань Импорт", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 12.03.2021 № 10309000-556/2021 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.07.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано. 
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Кубань Импорт" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.

В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на возможность применения положений статей 3.4 и 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и на возможность заменить административный штраф на предупреждение, в виду того, что является микропредприятием, правонарушение совершено впервые, отсутствует угроза причинения вреда охраняемым общественным отношениям.

От Краснодарской таможни поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие лица, участвующего в деле. Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.

Из материалов дела следует, что 07.12.2020 ООО "Кубань Импорт" несвоевременно заполнило и зарегистрировало на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" статистические формы учета перемещения товаров № ED20201207112336719 (регистрационный № 10309204/071220/С458925), № ED20210226124521567 (регистрационный № 10309204/260221/С236148, поданной вместо № 0309204/071220/С458878), № ED20210226124638465 (регистрационный № 10309204/260221/С236156, поданной вместо № 10309204/071220/С458803) за февраль 2020 года.

Из статистической формы учета перемещения товаров следует, что товары "мука пшенично-ржаная", "прочие макаронные изделия", "прочие злаки" были отправлены ООО "Кубань Импорт" в феврале 2020 года в адрес благотворительного фонда "Диакония", 0097, <...> "поселок Надежды", согласно товаросопроводительным документам (инвойс № 1 от 06.02.2020, товарная накладная (ТОРГ-12) № 2 от 19.02.2020, инвойс № 2 от 06.02.2020, товарная накладная (ТОРГ-12) № 1 от 12.02.2020, инвойс № 3 от 06.02.2020, товарная накладная (ТОРГ-12) № 3 от 19.02.2020).

03.03.2021 на Прикубанский таможенный пост поступили письменные пояснения директора ООО "Кубань Импорт" ФИО2, согласно которым в феврале 2020 года общество вывезло в Республику Армения в адрес благотворительного фонда "Диакония" товар согласно договору поставки № 1
от 06 февраля 2020 года.

Обязанность по организации ведения статистической отчетности по взаимной торговле РФ с государствами-членами ЕАС и необходимость предоставления статистических форм к установленному Правилами сроку возложена руководителем общества на бухгалтера ФИО3

Общество признает, что бухгалтер предоставлял отчетность лишь по импортным операциям, а по экспортным не предоставлял. После полученной информации о необходимости регистрации и сдаче статистических форм по экспортным операциям, обществом были заполнены и отправлены статистические формы в Прикубанский таможенный пост.

Таможней 03.03.2021 составлен протокол об административном правонарушении № 10309000-556/2021 по признакам административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением от 13.03.2021 № 10309000-556/2021 ООО "Кубань Импорт" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 20 000 руб.

Считая незаконными постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения является порядок ведения статистики взаимной торговли РФ с государствами - членами ЕАЭС в отношении товаров, ввозимых в РФ с территории государств-членов ЕАЭС или вывозимых из РФ на территории государств-членов ЕАЭС.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров.

Субъектом административного правонарушения является лицо, на которое возложена обязанность по предоставлению в таможенный орган статистических форм.

Согласно постановлению Правительства РФ от 07.12.2015 № 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза" источником формирования статистики взаимной торговли являются сведения, изложенные участниками внешнеэкономической деятельности в статистической форме учета перемещения товаров.

Информация, изложенная в статистической форме учета перемещения товаров, имеет важное значение для формирования статистики внешней торговли РФ в целом, так как является первичным источником при формировании статистики взаимной торговли с государствами - членами Евразийского экономического союза.

Пунктом 2 статьи 278 Федерального закона № 289-ФЗ от 03.08.2018 "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
Аналогичная обязанность указанных лиц закреплена в постановлении Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 № 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза", (Правила ведения статистики взаимной торговли РФ с государствами - членами ЕАЭС), в соответствии с которыми определены порядок ведения статистики взаимной торговли РФ с государствами - членами ЕАЭС, статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения (далее по тексту - Правила).
В соответствии с пунктом 7 указанных Правил статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
Датой представления статистической формы считается, либо дата отправки электронного документа (статистической формы) посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", либо дата отправки почтового отправления, либо дата фактической передачи статистической формы в таможенный орган.

В пункте 10 Правил № 1329 определено, что непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статистические формы учета перемещения товаров, представленные за отчетный период февраль 2020 года, должны были быть представлены обществом в таможенный орган не позднее 12.03.2020. Фактическое время представления статистических форм учета перемещения товаров - 07.12.2020. Задержка установленного срока составила свыше 9 месяцев.
Факт нарушения установленного срока представления статистических форм учета перемещения товаров за отчетный период февраль 2020 года подтверждается материалами дела и обществом не оспаривается, в связи с чем наличие в деянии ООО "Кубань Импорт" объективной стороны вмененного правонарушения является доказанным.

ООО "Кубань Импорт" как лицо, которое заключило сделку, в соответствии с которой товары вывозились с территории РФ на территорию государства - члена ЕАЭС (Республика Армения), является надлежащим субъектом вмененного ему правонарушения.

Имея реальную возможность для соблюдения правил и норм, определяющих установленный порядок представления в таможенный орган статистической формы учета перемещаемых товаров, ООО "Кубань Импорт" не проявило должной степени заботливости и осмотрительности и не предприняло всех мер по исполнению возложенной на него действующим таможенным законодательством обязанности по своевременному представлению статистической отчетности, в связи с чем было допущено нарушение пресекательных сроков предоставления в таможенный орган статистической формы учета перемещаемых товаров.

Совокупность перечисленных выше элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.

Дата совершения административного правонарушения - 12.03.2020.
Срок давности привлечения общества к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения постановления не истек.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делам об административных правонарушениях административным органом не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делам об административных правонарушениях, судом не выявлено.

На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу о наличии у таможенного органа правовых оснований для привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод апелляционной жалобы о возможности применения положений статей 3.4 и 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и на возможность заменить административный штраф на предупреждение, в виду того, что является микропредприятием, правонарушение совершено впервые, отсутствует угроза причинения вреда охраняемым общественным отношениям, не принимается апелляционным судом по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться административные наказания, в том числе предупреждение.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2 статьи 3.4 КоАП РФ).
Согласно части 3 статьи 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предусмотрено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Вместе с тем назначенное обществу административное наказание в данной ситуации согласуется с его предупредительными целями (статьей 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, является формальным, то есть не требующим в качестве обязательного условия привлечения к административной ответственности наступление определенных общественно опасных последствий, причинения вреда или имущественного ущерба.

В данном случае несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров оказывает негативное влияние на достоверность формируемых данных официального статистического наблюдения, что создает косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере и представляет угрозу экономической безопасности государства.

Апелляционным судом установлено, что согласно картотеке арбитражных дел, общество было совершено более одного аналогичного правонарушения (дело № А32-13640/2021, № А32-13638/2021, № А32-13637/2021, № А32-13636/2021, № А32-13613/2021).

По делу № А32-13636/2021 обществу было изменено назначенное наказание в виде административного штрафа на предупреждение, суд мотивировал принятое решение тем, что обществом правонарушение совершено впервые. Последующие эпизоды несоблюдения обществом закона, не позволяют квалифицировать данное правонарушение как впервые совершенное, так как каждый эпизод непредставления статистических форм в установленный законом срок образует самостоятельный состав административного правонарушения.

Таким образом, из обстоятельств совершения правонарушения апелляционным судом не установлено, что в рассматриваемом случае имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ.

Сами по себе факты отсутствия негативных материальных последствий и не привлечения лица ранее к административной ответственности за совершение аналогичного административного правонарушения, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о наличии оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены административного штрафа на предупреждение.

Факт включения организации в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства также не может служить основанием для изменения меры административной ответственности с административного штрафа на предупреждение.

Оценив конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, принимая во внимание характер и степень общественной опасности административного правонарушения, суд первой инстанции обоснованно назначил административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ, в размере 20 000 рублей.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебной коллегией рассмотрены и отклоняются, поскольку не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.

Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.

Согласно пункту 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.

В соответствии со статьей 208 АПК РФ государственная пошлина не уплачивается, в связи с чем суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.07.2021 по делу
№ А32-13332/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                           О.Ю. Ефимова

Судьи                                                                                             С.В. Пименов

М.В. Соловьева