ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-14817/2022 от 21.09.2022 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                            дело № А32-51782/2021

23 сентября 2022 года                                                                           15АП-14817/2022

Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2022 года .

Полный текст постановления изготовлен 23

 сентября 2022 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Соловьевой М.В.,

судей Глазуновой И.Н., Ефимовой О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания
ФИО1,

при участии:

от ООО «Боспорэкосервис»: представитель ФИО2 по доверенности от 10.01.2022, диплом, паспорт;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Боспорэкосервис»

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 06.07.2022 по делу № А32-51782/2021

по иску Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью «Боспорэкосервис»
(ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду,

УСТАНОВИЛ:

Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Южное межрегиональное управление Росприроднадзора, управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Боспорэкосервис» (далее – ООО «Боспорэкосервис», общество) задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 2 468 440 рублей 39 копеек.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.07.2022 с
ООО «Боспорэкосервис» в пользу Южного межрегионального управления Росприроднадзора взыскана сумма задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 2 468 440 рублей 39 копеек.

ООО «Боспорэкосервис» обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что ООО «Боспорэкосервис» не включен в перечень, указанный в ч. 6 ст. 11 Федерального закона № 219. Законодательно для МСП не предусмотрено утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в период с 01.01.2019 по 06.06.2020, то есть до момента утверждения приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 17.04.2020
№ 437, который вступил в силу 06 июня 2020 года.Утвердить до 06 июня 2020 года нормативы образования отходов и лимитов наих размещение предприятием
ООО«Боспорэкосервис» непредставлялось возможным. Применение коэффициента, равного 25, возможно только с момента вступления всилу Административного регламента, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 17.04.2020 № 437, то есть с 06.06.2020 ООО «Боспорэкосервис» подало заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель ООО «Боспорэкосервис» поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя Южного межрегионального управления Росприроднадзора.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.

Как установлено судом первой инстанции, управлением в рамках проведения проверки рассмотрена Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год, а также своевременность внесения в бюджет бюджетной системы Российской Федерацию платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В ходе проверки Декларации, а также имеющихся у Южного межрегионального управления Росприроднадзора документов, в том числе представленных
ООО «Боспорэкосервис», выявлена недостоверность задекларированных сведений, повлекшая за собой занижение исчисленной суммы платы за размещение отходов производства и потребления (Акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 22.07.2021 № 10-24/04/21).

Сумма платы, исчисленная ООО «Боспорэкосервис», за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов за отчетный 2020 год, составляет 102 851, 69 руб.

Сумма внесенных ООО «Боспорэкосервис» за отчетный 2020 год платежей за размещение отходов производства и потребления составляет 102 851, 69 руб. (согласно платежному поручению от 25.02.2021 №51).

Сумма платы, исчисленная Южным межрегиональным управлением Росприроднадзора с применением повышающего коэффициента, равного 25 составляет
2 468 440,39 руб.

Таким образом, сумма платы, подлежащая доначислению и довнесению в бюджет за отчетный 2020 год, составляет 2 468 440,39 рублей.

В адрес ООО «Боспорэкосервис», управлением направлено требование о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду от 27.07.2021 № 10-25/05/221, в соответствии с которым за ООО «Боспорэкосервис» числится (выявлена) задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 2 468 440,39 рублей.

Однако, ООО «Боспорэкосервис» не внесена задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Неисполнение обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в полном объеме послужило основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Согласно Положению о Южном межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденном Приказом Росприроднадзора от 27.08.2019 № 476, Управление осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);

сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее – сбросы загрязняющих веществ);

хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

В соответствии со ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность. оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

В соответствии со ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.

В соответствии с ч. 1 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.

В соответствии с ч. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода.

Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» определены правила, устанавливающие порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения.

В соответствии с ч. 7 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, в том числе квартальных авансовых платежей, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе квартальных авансовых платежей, начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» определены правила устанавливающие порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения.

В соответствии с п.4 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду», контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (далее также - администратор платы).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 995 «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду является источником формирования неналоговых доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администрируемым Росприроднадзором в рамках осуществления бюджетных полномочий главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно Положению о Южном межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденном Приказом Росприроднадзора от 27.08.2019 № 476, Управление осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду», а также в виду отсутствия у Общества для объекта негативного воздействия I категории, утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение или комплексного экологического разрешения, расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления должен производиться с применением повышающего коэффициента, равного 25.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе проверки Декларации, а также имеющихся у Южного межрегионального управления Росприроднадзора документов, в том числе представленных ООО «Боспорэкосервис», была выявлена недостоверность задекларированных сведений, повлекшая за собой занижение исчисленной суммы платы за размещение отходов производства и потребления (Акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 22.07.2021 №.10-24/04/21). Выявленное нарушение, заключается в указании в строке «разрешительные документы» раздела 3 «Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления» Декларации проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного директором
ООО «Боспорэкосервис» ФИО3

При этом согласно статье 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разрабатывается юридическими лицами и индивидуальным предпринимателями, осуществляющими деятельность по обращению с отходами и согласовывается в территориальном отделении Росприроднадзора либо в местном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере охраны окружающей среды.

Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Довод ответчика о том, что общество относится к субъектам малого или среднего предпринимательства с категорией «микропредприятие» в связи с чем, не требовалось утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, судом первой  инстанции правомерно не принят ввиду следующего.

Судом первой инстанции установлено, что ответчик ссылается на недействующую редакцию от 31.12.2017 ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ.

Тогда как Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ в статью 18 Федерального закона № 89-ФЗ внесены изменения, исключающие оговорки, касающиеся отнесения предприятия к субъектам малого или среднего предпринимательства.

Апелляционной коллегией не принимается довод общества о том, что до 06.06.2020 года ООО «Боспорэкосервис» не имело возможности утвердить нормативы образования отходов и лимитов на их размещение в связи с тем, что только 06.06.2020 вступил в силу Приказ Росприроднадзора от 17.04.2020 № 437 об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Так,  как  до 31.12.2020 действовал Приказ МПР России от 25.02.2010 № 50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

Апелляционной коллегией также отклоняется довод общества о том, что срок получения КЭР для ООО «Боспорэкосервис» - до 01 января 2025 года.

В соответствии со ч. 1.1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи. Разрешениями устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ (далее - нормативы допустимых выбросов), нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ (далее - нормативы допустимых сбросов) для стационарных источников загрязнения окружающей среды, при соблюдении которых обеспечиваются требования в области охраны окружающей среды. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов устанавливаются лимиты на выбросы загрязняющих веществ и лимиты на сбросы загрязняющих веществ (далее - лимиты на выбросы и сбросы), действующие в период реализации планов снижения выбросов загрязняющих веществ и планов снижения сбросов загрязняющих веществ (далее - планы снижения выбросов и сбросов), с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Судом первой инстанции установлено, что предоставленный обществом, в ответ на требование управления от 11.06.2021 № 10-26/07/21 о даче пояснений и (или) внесении исправлений в декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду, а также представленный в суд проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение уполномоченным органом исполнительной власти не согласовывался и решение об утверждении Обществу нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не принималось, комплексное экологическое разрешение, предусмотренное для объектов негативного воздействия I категории также не выдавалось.

Апелляционная коллегия полагает, что судом первой инстанции правомерно не принята ссылка общества на письмо Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 28.03.2022 № 8385/1, от 03.06.2022 № 8385/1/1/1 об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, так как управлением доначислена сумма платы за отчетный 2020 год.

Ответчик не представил в материалы дела доказательства, свидетельствующие о полном выполнении обязательств по уплате за негативное воздействие на окружающую среду за указанный спорный период, а имеющимися в деле документами доказан факт наличия задолженности у общества.

На основании изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что требование управления о взыскании с ответчика задолженности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 2 468 440 рублей 39 копеек является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.

Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, имеющихся в материалах дела, но не подтверждающих позицию заявителя жалобы, не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.

Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.07.2022 по делу
№ А32-51782/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                               М.В. Соловьева

Судьи                                                                                             И.Н. Глазунова

                                                                                                        О.Ю. Ефимова