ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-14867/2022 от 08.09.2022 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                                         дело № А32-6970/2022

08 сентября 2022 года                                                                                   15АП-14867/2022

Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2022 года .

Полный текст постановления изготовлен 08 сентября 2022 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,

судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания Струкачевой Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

общества с ограниченной ответственностью «Квант»

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 26.07.2022 по делу № А32-6970/2022

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Квант»

к инспекции Федеральной налоговой службы по городу Новороссийску

Краснодарского края

об оспаривании постановления о назначении административного наказания,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Квант» (далее - заявитель, общество, ООО «Квант») обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края (далее - заинтересованное лицо, инспекция, административный орган, ИФНС по
г. Новороссийску Краснодарского края) об оспаривании постановления о назначении административного наказания № 23152201100043000004 от 20.01.2022; о прекращении производства по делу о привлечении к административной ответственности.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.07.2022 в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления ИФНС России по г. Новороссийску Краснодарского края о назначении административного наказания № 23152201100043000004 от 20.01.2022 - отказано.
В остальной части заявленных требований - производство по делу прекращено.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Квант» обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В обоснование апелляционной жалобы ООО «Квант» ссылается на то, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ. Проведение расчетов при осуществлении валютной операции, не запрещенной законодательством, равно как и операции, не регламентированной требованиями об использовании специального счета и о резервировании, не образует объективной стороны состава вменяемого обществу административного правонарушения. При вынесении обжалуемого решения судом не учтены смягчающие по делу обстоятельства, а именно: ООО «Квант» не скрывало от контролирующих органов факт начисления и выплаты заработной платы нерезидентам, отражая данные операции в установленном порядке; своими действиями общество не создало существенной угрозы общественным отношениям и не причинило вред государству; действия заявителя не привели к негативным последствиям. Заявитель жалобы полагает о наличии оснований для применения в отношении ООО «Квант» штрафной санкции в виде предупреждения ввиду того, что правонарушение совершено им впервые, общество относится к субъектам малого и среднего предпринимательства.

В материалы дела от ИФНС по г. Новороссийску поступили отзыв и дополнения к отзыву на апелляционную жалобу. Отзыв и дополнения приобщены к материалам дела.

В отзыве на апелляционную жалобу ИФНС по г. Новороссийску просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу и дополнений к нему, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, должностными лицами ИФНС России по
г. Новороссийску Краснодарского края на основании поручения на проведение проверки соблюдения валютного законодательства № 231520210158004 от 29.12.2021 проведена документарная проверка соблюдения валютного законодательства в отношении ООО «Квант» на предмет соблюдения порядка проведения валютных операций за период
с 01.01.2020 по 31.12.2020.

По результатам проверочных мероприятий административным органом составлены акт проверки соблюдения валютного законодательства № 231520210158006 от 29.12.2021, справка № 231520210158005 от 29.12.2021 о проведенной проверке соблюдения валютного законодательства, которыми зафиксировано нарушение обществом ч. 2 ст. 14 Закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», а именно: общество производило расчеты при осуществлении валютных операций с физическими лицами нерезидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках.

19.01.2022 по факту выявленных нарушений ИФНС по г. Новороссийску Краснодарского края в отношении ООО «Квант» составлен протокол об административном правонарушении № 23152201100043000002 по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
(т. 1, л.д. 63-65).

20.01.2022 ИФНС по г. Новороссийску Краснодарского края в отношении ООО «Квант» вынесено постановление № 23152201100043000004 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 11 651 руб.
77 коп. (т. 1, л.д. 68-71).

Несогласие с вынесенным постановлением послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.

Согласно части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции.

Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются отношения в области законодательства Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.

Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образует осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

Субъективная сторона данного административного правонарушения выражается в вине, которая заключается в том, что у заявителя имелась возможность для соблюдения правил и норм валютного законодательства, но им не были предприняты все зависящие от него меры для исполнения требований валютного законодательства Российской Федерации.

Следовательно, под незаконными валютными операциями следует понимать как валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации, так и валютные операции, осуществленные с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, в том числе валютные операции, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов
и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования
и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля установлены в Федеральном законе от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ).

В соответствии с положениями статьи 1 Закона № 173-ФЗ резидентами признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане
и лица без гражданства; нерезидентами - не являющиеся резидентами в соответствии
с подпунктами «а» и «б» пункта 6 части 1 настоящей статьи.

Согласно подпункту «а» пункта 7 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ нерезидентами признаются иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации.

Валютные операции - это отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использованные валюты Российской Федерации в качестве средства платежа, согласно подпункту «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ.

Уполномоченные банки - это кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте (пункт 8 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ).

Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены статьей 14 Закона № 173-ФЗ, в соответствии с частью 2 которой, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета
в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком РФ, а также переводами электронных денежных средств. Перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен частью 2 статьи 14 Закона
№ 173-ФЗ. Возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством РФ не предусмотрена, в перечень исключений такая выплата не входит.

Порядок открытия и ведения банковских счетов нерезидентов, открываемых на территории Российской Федерации, устанавливает Центральный Банк Российской Федерации. Такой порядок определен Инструкцией Банка России от 30.05.2014 № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов» (далее - Инструкция).

Как установлено пунктом 2.2 Инструкции физическим лицам для совершения операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой, открываются текущие счета.

В силу пункта 3.2 указанной Инструкции для открытия текущего счета физическому лицу - иностранному гражданину или лицу без гражданства помимо иных документов, указанных в пункте 3.1 Инструкции, представляется миграционная карта и (или) документ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, в случае если их наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации. Таким образом, возможность выплаты юридическим лицом - резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы в наличной валюте Российской Федерации, минуя счет
в уполномоченном банке, открытый в указанном порядке, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена.

Таким образом, возможность выплаты юридическим лицом - резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы в наличной валюте Российской Федерации, минуя счет в уполномоченном банке, открытый в указанном порядке, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена.

Согласно статье 25 Закона № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Судом первой инстанции верно установлено, что ООО «Квант» в соответствии
с вышеуказанным положением Закона № 173-ФЗ является резидентом.

Из материалов дела следует, что ООО «Квант» произведена выплата заработной платы иностранным гражданам - работникам из кассы предприятия в наличной форме
в общей сумме, что подтверждено платежной ведомостью.

В частности, во исполнение обязательств по трудовым договорам, заключенным с иностранными гражданами, общество (резидент) 06.04.2020 произвело выплату заработной платы (аванса) за март 2021 в общей сумме 15 535 руб. 70 коп. из кассы предприятия в наличной форме в валюте Российской Федерации, в том числе иностранным гражданам: Джуманиязову Г.Б. (3 107 руб. 14 коп.), Жураеву Р.А. (3 107 руб. 14 коп.), Маматову Ф.А. (3 107 руб. 14 коп.), Машалову А.Д. (3 107 руб. 14 коп.), Назарову К.Х. (3 107 руб. 14 коп.).

Названное обстоятельство подтверждается справками 2-НДФЛ от 01.03.2021 № 10, № 16, № 27, № 29, № 31, декларацией 6НДФЛ за 6 месяцев 2020, трудовым договорам, заключенным с работниками.

Таким образом, ООО «Квант» (работодатель-резидент) 06.04.2020, производя выплату заработной платы работникам-нерезидентам наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации, осуществляет валютные операции.

В ходе проверки установлено, что ООО «Квант» нарушены требования статьи 14 Закона № 173-ФЗ, а именно: 06.04.2020 при осуществлении валютных операций произведен расчет с физическими лицами-нерезидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках на сумму 15 535 руб. 70 коп.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным Банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

Кроме того, частью 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ установлен закрытый перечень случаев, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты
с физическими лицами - нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках.

Расчеты по выплате работодателем-резидентом работнику-нерезиденту заработной платы в наличной форме не входят в разрешенный частью 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ перечень операций, осуществление которых разрешено без использования банковских счетов в уполномоченных банках.

В связи с чем, работодатель-резидент обязан выплачивать заработную плату работнику-нерезиденту в безналичной форме.

Выплата заработной платы работнику-иностранцу, не имеющему вида на жительство в России, временно пребывающему в РФ, признается валютной операцией
(п. п. «а» п. 7, п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ, абз. 13 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25,07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»). В этом случае расчеты с таким работником-нерезидентом необходимо производить только
в безналичном порядке, то есть через банковские счета в уполномоченных банках.

Поскольку в случае выплаты резидентом физическому лицу-нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами в валюте РФ, работник является гражданином иностранного государства - нерезидентом, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм валютного законодательства. Соответственно, локальные нормативные акты работодателя (приказы, соглашения, договоры) не должны противоречить положениям указанного Закона. При этом в данном случае нормы Закона № 173-ФЗ имеют приоритет над положениями Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ).

Иностранным работникам, имеющим статус временно проживающих или временно пребывающих, заработная плата может выплачиваться только в безналичном порядке, со счета открытого в уполномоченном банке.

Кроме того, требования к способу выплаты заработной платы иностранным работникам, помимо статьи 136 ТК РФ, установлены также Законом № 173-ФЗ.

Требования валютного законодательства РФ о проведении расчетов при осуществлении валютных операций юридическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, в том числе в части порядка выплаты юридическими лицами-резидентами физическим лицам-нерезидентам заработной платы, не противоречат ТК РФ.

Как следует из статьи 11 ТК РФ на территории РФ правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено Кодексом, другими федеральными законами или международным договором РФ.

Анализ указанной нормы позволяет сделать вывод, что реализация норм трудового права должна осуществляться в соответствии не только с ТК РФ, но и с другими нормативно-правовыми актами, в том числе положениями Закона № 173-ФЗ и локальными ненормативными актами общества. Приказы, соглашения, договоры не должны противоречить требованиям указанного Закона.

Материалами дела подтверждается, что ООО «Квант» допустило нарушение действующего законодательства, а именно: части 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ, выразившееся в выдаче работникам-нерезидентам заработной платы из кассы предприятия в наличной форме, что свидетельствует о совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1
ст. 15.25 КоАП РФ.

Вина ООО «Квант» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами: трудовыми договорами, платежной ведомостью, справкам 2-НДФЛ, декларациями 6-НДФЛ, паспортами иностранных граждан.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

По смыслу пункта 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно данной формулировке вины субъекты административного производства не лишены возможности доказывать, что нарушение обязательных правил и норм вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для соответствующих отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том, что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения законодательно установленных правил (норм), и что с их стороны к этому были приняты все меры.

Таким образом, материалами дела подтверждено наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Исследовав и оценив материалы дела с учетом положений статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции не установил объективных причин, препятствовавших соблюдению обществом требований Закона № 173-ФЗ, за нарушение которых оно было привлечено к административной ответственности.

Доказательств невозможности исполнения обществом требований указанных норм в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.

Исключительных оснований для признания совершенного обществом административного правонарушения малозначительным судом не установлено.

Одновременно суд первой инстанции не усмотрел оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ,
а равно для применения в рассматриваемом случае положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, поскольку совершение незаконных валютных операций угрожает экономической безопасности государства.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении налоговым органом не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.

Срок давности привлечения общества к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, налоговым органом соблюден.

Вместе с тем суд апелляционной инстанции исходит из того, что 24.07.2022 вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2022 № 235-ФЗ «О внесении изменений
в статью 15.25 КоАП РФ», согласно которому правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 20 до 40 процентов суммы незаконной валютной операции либо суммы денежных средств, переведенных без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг.

В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

При таких обстоятельствах подлежат применению положения Федерального закона от 13.07.2022 № 235-ФЗ, поскольку санкция части 1 статьи 15.25 КоАП РФ смягчает ответственность за данное правонарушение.

Таким образом, размер штрафа по данному правонарушению должен составлять
3 107 руб. 14 коп. (
15 535 руб. 70 коп. (общая сумма выплат) x 20% (минимальный размер, как и ранее установленный три четверти)).

В суд апелляционной инстанции от ИФНС по г. Новороссийску поступило постановление от 02.09.2022 № 23152201100043000005 о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания в части, вынесенное на основании вступивших в силу изменений в статью 15.25 КоАП РФ. Согласно указанному постановлению, размер штрафа за совершенное обществом правонарушение установлен
в размере 3 107, 14 руб. Исполнение постановления о назначении административного наказания от 20.01.2022 № 23152201100043000004 в размере 11 651, 77 руб. прекращено
в части 8 544, 63 руб.

Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что в данном случае обществу назначен минимальный штраф в размере 3 107, 14 руб.,
с учетом постановления о прекращении исполнения, который составляет 20% суммы незаконной валютной операции и соответствует ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, а также критериям неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, справедливости и соразмерности наказания, законности, и согласуется с его предупредительными целями. (3 107, 14 руб. (размер выплаченной заработной платы) х 20%).

С учетом изложенного основания для отмены решения суда от 26.07.2022 и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, Арбитражным судом Краснодарского края не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.07.2022 по делу № А32-6970/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                             И.Н. Глазунова

Судьи                                                                                                           О.Ю. Ефимова

              М.В. Соловьева