ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А53-11873/2022
23 сентября 2022 года 15АП-14890/2022
Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2022 года .
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания
ФИО1,
при участии:
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области: представитель ФИО2 по доверенности от 07.04.2022, диплом, удостоверение;
от главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3: представитель ФИО4 по доверенности от 16.05.2022, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 11.07.2022 по делу № А53-11873/2022
по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области
(ОГРН <***>, ИНН <***>)
к главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3
(ОГРНИП <***>, ИНН <***>)
о взыскании субсидии,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3 субсидии в размере 1 527 524 руб.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 11.07.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования в полном объёме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что отчет о движении скота и птицы на ферме (форма № СП-51) за июль 2019 года представлен только лишь 28.06.2022. Ранее данной формой министерство не располагало. Министерство в рамках рассмотрения настоящего дела было лишено возможности подтвердить или опровергнуть достоверность сведений, содержащихся в отчетах о движении скота и птицы на ферме (форма № СП-51) за июль 2019 года, июль 2020 года. Ответчиком в разные периоды были представлены противоречивые сведения относительно понесенный им затрат на содержание товарного маточного поголовья.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Представитель главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3 не согласился с доводами апелляционной жалобы, в удовлетворении жалобы просит отказать.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции, в августе 2020 года индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3 обратился в министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области с заявлением о предоставлении субсидии.
26.08.2020 года между министерством сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области и главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3 (получатель) в соответствии с Постановлением Правительства Ростовской области от 17.03.2020 №158 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства» заключено соглашение на возмещение затрат на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства в целях возмещения части затрат на развитие мясного животноводства №380 (далее - Соглашение).
В соответствии с п. 1. Соглашения предметом Соглашения является предоставление из областного бюджета в 2020 году субсидии получателю в целях возмещения понесенных затрат получателя, связанных с развитием мясного животноводства.
Согласно п. 2 Соглашения субсидия предоставляется получателю на цели, указанные в разделе 1 соглашения, в общем размере 1 527 524 руб.
В соответствии с п. 4.1. Соглашения министерство обязуется:
обеспечить предоставление субсидии путем ее перечисления на расчетный счет получателя;
осуществлять проверку предоставляемых получателем документов, в том числе на соответствие их Положению о порядке предоставления субсидии, в течение 10 рабочих дней со дня их получения от получателя согласно Положению о порядке предоставления субсидии;
устанавливать показатель предоставления субсидии согласно приложению №1 к соглашению;
осуществлять контроль за соблюдением получателем условий, целей и порядка предоставления субсидии, установленных Положением о порядке предоставления субсидии, в том числе в части достоверности представляемых получателем сведений в документах, предусмотренных п. 2.2. раздела 2 Положения о порядке предоставления субсидии, путем проведения плановых (или) внеплановых проверок на основании документов, представленных получателем в Министерство с соответствии с Положением о порядке предоставления субсидии;
осуществлять оценку достижения получателем значения показателя предоставления субсидии, установленного Положением о порядке предоставления субсидии в соответствии с подпунктом 4.1.3. пункта 4.1. Соглашения, на основании отчетов о достижении значения, показателя предоставления субсидии по форме, установленной в приложении №2 к Соглашению;
в случае установления Министерством и (или) получения от органа государственного финансового контроля информации о факте (ах) нарушения Получателем условий, целей и порядка предоставления субсидии, предусмотренных Положением о порядке предоставления субсидии, в том числе указания в документах, предоставленных получателем в соответствии с соглашением, недостоверных сведений, невыполнения получателем субсидии обязательств, предусмотренных соглашением, а также в случае если получателем не достигнут установленный показатель предоставления субсидии, установленный Положением о предоставлении субсидии и Соглашением, направлять получателю в течение 10 рабочих дней со дня установления указанных фактов требование о возврате субсидии в областной бюджет в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
В соответствии с п. 4.3. Соглашения получатель обязуется:
представлять в министерство документы, предусмотренные Положением о порядке предоставления субсидии;
обеспечить достижение значения показателя предоставления субсидии и соблюдение сроков его достижения, устанавливаемых в соответствии с подпунктом 4.1.3 пункта 4.1. Соглашения;
предоставлять в министерство отчет о достижении значения показателя предоставления субсидии в соответствии с подпунктом 4.1.5 пункта 4.1 соглашения не позднее 15 рабочего дня, следующего за отчетным;
представлять в министерство промежуточную (квартальную) и годовую отчетность о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителя агропромышленного комплекса Ростовской области по формам, утвержденным Министерством сельского хозяйства РФ и в сроки, установленные министерством: для промежуточной (квартальной) отчетности - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным; для годовой отчетности - не позднее 24 февраля года, следующего за отчетным;
в случае получения от министерства требования в соответствии с подпунктом 4.1.6 пункта 4.1 соглашения возвратить в областной бюджет субсидию в размере и сроки, установленные в указанном требовании;
обеспечить полноту и достоверность сведений, представляемых в министерство в соответствии с соглашением.
Согласно п. 5.1. Соглашения в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с приложением №1 к Соглашению плановое значение численности товарного поголовья коров специализированных мясных пород на запланированный 2020 год составляет 398.
Министерство перечислило на расчетный счет главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3 субсидию в размере 1 527 524 руб., что подтверждается платежным поручением №781782 от 31.08.2020.
На основании подпункта 1.9 пункта 1 Плана аудиторских мероприятий министерства на 2021 год, утвержденного приказом от 29.12.2020 № 103 «Об утверждении Плана аудиторских мероприятий министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области на 2021 год», приказа министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области от 06.10.2021 № 137 «О проведении аудиторского мероприятия» в период с 11.10.2021 по 23.12.2021 проведено аудиторское мероприятие по проверке соблюдения ответчиком условий, целей и порядка предоставления субсидии, предусмотренных Положение и Соглашением.
В соответствии с абзацем тринадцатым пункта 2.16 раздела 2 Положения о порядке предоставления субсидии, сельскохозяйственный товаропроизводитель при получении субсидии обязан соблюдать специальное условие - соответствие и (или) увеличение объемов производства животноводческой продукции за месяц, предшествующий месяцу подачи документов для получения субсидии, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
В соответствии с пунктом 2.2. раздела 2 Положения о порядке предоставления субсидии сельскохозяйственный товаропроизводитель представляет в министерство или подает через МФЦ заявку на предоставление субсидии, содержащую необходимые документы, в том числе копии (ю) отчета (ов) о движении скота и птицы на ферме (форма №СП-51) за январь текущего финансового года, на 1-е июля текущего года и на 1 число месяца подачи заявки в текущем финансовом году, заверенные (ую) сельскохозяйственным товаропроизводителем.
В рамках проверки проведен анализ выполнения получателями субсидий условия по увеличению объема производства животноводческой продукции за месяц, предшествующий месяцу подачи документов для получения субсидии, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на основании документов, входящих в состав заявки (форма № СП-51).
В соответствии с пунктом 4.2 «Определение объемов производства (выращивания) скота и птицы» раздела IV Приказа Федеральной службы государственной статистики от 31.07.2019 № 429 «Об утверждении методических указаний по проведению годовых расчетов объемов производства продукции растениеводства и животноводства (в натуральном выражении) в хозяйствах всех категорий» объем производства продуктивного скота складывается из веса полученного приплода, веса прироста молодняка и привеса скота (взрослых и молодняка) в результате их откорма и нагула за минусом падежа молодняка скота и скота на откорме.
Истец указывает, что ответчик включил в объем производства животноводческой продукций привесы коров и быков производителей (массой 8,24ц), что привело к необоснованному завышению объема произведенной продукции. Так, в отчете о движении срока и птицы на ферме за июль 2020 года (форма №СП-51) по строке «Итого КРС» в графе 12 «привес» указано 4823 кг (48,23ц). Согласно данным по строке «коровы» в графе 12 «привес» указано 802 кг (8,02ц), по строке «Быки производители» 22 кг (0,22ц). Соответственно с учетом необоснованного включения ответчиком в объем производства животноводческой продукции привес коров массой 8,02 ц и привес быков производителей массой 0,22 реальный объем производства животноводческой продукции составляет: 48,23 ц – 8,02 ц – 0,22 ц = 39,99 ц.
В результате пересчета показателей формы № СП-51 проверкой установлено, что ответчик не выполнил условие по увеличению объема производства животноводческой продукции за месяц, предшествующий месяцу подачи документов для получения субсидии, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года
Таким образом, истец пришел к выводу о том, что ответчик представил недостоверные сведения в справке об объеме производства животноводческой продукции и наличии маточного поголовья за июль (месяц, предшествующий месяцу подачи заявки на субсидию, и за аналогичный период).
Кроме того, истцом выявлены нарушения при сверке показателей формы № 1-КФХ «Информация о производственной деятельности глав крестьянских (фермерских) хозяйств - индивидуальных предпринимателей» годового отчета о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей АПК за 2020 год с данными, указанными получателями субсидии в расшифровке фактически понесенных в 2020 году затрат.
В расшифровке фактически понесенных затрат за первое полугодие 2020 года расходы на корма составили 1 110 000 рублей. Однако на основании годового отчета о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей АПК за 2020 год, расходы на корма составили 800 000 рублей, то есть на 310 000 рублей меньше, чем в представленных сведений за полугодие 2020 года.
На основании вышеизложенного, истец пришел к выводу о том, что ответчик представил также недостоверные сведения в расшифровке фактических затрат на содержание товарного маточного поголовья крупного рогатого скота мясных пород и их помесей за первое полугодие 2020 года.
С учетом изложенного, истец полагает, что ответчиком нарушена обязанность, предусмотренная подпунктом 4.3.6 пункта 4.3 раздела 4 Соглашения, об обеспечении полноты и достоверности сведений, представляемых в министерство.
18.01.2022 года министерство вручило ответчику претензию от 14.01.2022 №24.7-43 в которой потребовало возвратить субсидию в сумме 1 527 524 руб. в течение 20 рабочих дней с даты получения уведомления о возврате субсидии.
Поскольку претензия истца о возврате денежных средств оставлена без удовлетворения, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статьей 28 и статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ).
Таким образом, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Обращаясь с исковым заявлением, требования истца мотивированы тем, что порядок предоставления предпринимателю государственной поддержки регламентирован Положением о порядке предоставления субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства в целях возмещения части затрат на развитие мясного животноводства, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 17.03.2020 №158 (ред. от 21.07.2020), действующим на момент предоставления ответчику средств государственной поддержки.
В соответствии с абзацем тринадцатым пункта 2.16 раздела 2 Положения о порядке предоставления субсидии, сельскохозяйственный товаропроизводитель при получении субсидии обязан соблюдать специальное условие - соответствие и (или) увеличение объемов производства животноводческой продукции за месяц, предшествующий месяцу подачи документов для получения субсидии, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
Исковые требования мотивированы тем, что ответчик представил недостоверные сведения в справке об объеме производства животноводческой продукции и наличии маточного поголовья за июль (месяц, предшествующий месяцу подачи заявки на субсидию, и за аналогичный период) и представил также недостоверные сведения в расшифровке фактических затрат на содержание товарного маточного поголовья крупного рогатого скота мясных пород и их помесей за первое полугодие 2020 года.
В связи с этим, истец пришел к выводу о том, что ответчиком нарушена обязанность, предусмотренная подпунктом 4.3.6 пункта 4.3 раздела 4 Соглашения, об обеспечении полноты и достоверности сведений, представляемых в министерство, и обратился в суд с исковым заявлением к главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3 о возврате полученной субсидии.
Предприниматель пояснил, что согласно отчету о движении скота и птицы на ферме за июль 2020 (форма СП-51) численность коров составляет 398, что свидетельствует о достижении установленного приложением №1 к Соглашению показателя предоставления субсидии на 2020 год в виде численности товарного поголовья коров специализированных мясных пород в количестве 398 голов.
Также ответчик пояснил, что при предоставлении информации о производственной деятельности за 2020 год в результате технической ошибки было указано в расшифровке фактически понесенных затрат на корма в размере 800 000 руб., тогда как фактические затраты на приобретение корма составили 1 365 000 руб., что подтверждается платежным поручением №9 от 22.06.2020, товарной накладной №1 от 22.06.2020, приходным ордером №1 от 22.06.2020.
Ответчик ссылается на приказ Минсельхоза РФ от 19.06.2002 №559 «Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств сельскохозяйственных организаций» в соответствии с п. 136 которого до перевода молодняка скота в основное стадо он учитывается на счете 11 «Животные на выращивании и откорме» по следующим возвратным группам: коровы-первотелки для продажи, телки старше двух лет, телки до двух лет (по годам рождения), бычки (по годам рождения), свиноматки проверяемые, молодняк овец и коз рождения прошлого года и ярки, лошади и другие виды рабочего скота (по годам рождения и полу), покупной племенной молодняк животных (по породам).
Апелляционной коллегией не принимается довод истца о том, что ответчик представил недостоверные сведения в справке об объеме производства животноводческой продукции и наличии маточного поголовья за июль (месяц, предшествующий месяцу подачи заявки на субсидию, и за аналогичный период), ответчик включил в объем производства животноводческой продукции привесы коров и быков производителей (массой 8,24 ц), что привело к необоснованному завышению объема произведенной продукции.
Из представленных сторонами документов следует, что в отчете о движении скота и птицы на ферме за июль 2020 года (форма №СП-51) по строке «Итого КРС» в графе 12 «привес» указано 4823 кг. В графе 1 «группа животных» указаны коровы, телочки до года, бычки до года, бычки старше года, быки производители. По строке «коровы» в графе 12 «привес» указано 802 кг, по строке «телочки до года» в графе 12 «привес» указано 1256 кг, по строке «бычки до года» в графе 12 «привес» указано 1682 кг, по строке «бычки старше года» в графе 12 «привес» указано 1061 кг, по строке «быки производители» в графе 12 «привес» указано 22 кг.
В отчете о движении скота и птицы на ферме за июль 2019 года (форма №СП-51) по строке «Итого КРС» в графе 12 «привес» указано 4400 кг. В графе 1 «группа животных» указаны коровы, телочки до года, бычки до года, бычки старше года, быки производители. По строке «коровы» в графе 12 «привес» указано 967 кг, по строке «телочки до года» в графе 12 «привес» указано 1165 кг, по строке «бычки до года» в графе 12 «привес» указано 1580 кг, по строке «бычки старше года» в графе 12 «привес» указано 682 кг, по строке «быки производители» в графе 12 «привес» указано 6 кг.
Таким образом, в отчете о движении скота и птицы на ферме за июль 2020 года (форма №СП-51), равно как и в отчете о движении скота и птицы на ферме за июль 2019 года (форма №СП-51), ответчиком приводились одинаковые показатели по группе животных.
Истцом не было заявлено замечаний в адрес ответчика относительно отчета о движении скота и птицы на ферме за июль 2019 года (форма №СП-51) по поводу показателя «Итого КРС».
При этом, при исключении из отчета о движении скота и птицы на ферме за июль 2020 года (форма №СП-51) показателей «коровы» и «быки производители» показатель привеса составит 3999 кг. При исключении из отчета о движении скота и птицы на ферме за июль 2019 года (форма №СП-51) показателей «коровы» и «быки производители» показатель привеса составит 3427 кг. Таким образом, показатель привеса без учета групп животных «коровы» и «быки производители» наблюдается в прогрессии.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что предпринимателем выполнено условие по увеличению объема производства животноводческой продукции.
Из отчетов формы №СП-51 следует, что предпринимателем использовалась одинаковая методология расчета показателей.
Суд первой инстанции установил, что при предоставлении субсидии министерством приняты документы без замечания, в связи с чем, предприниматель обоснованно полагал, что расчет произведен верно.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод истца о том, что ответчик представил недостоверные сведения в расшифровке фактических затрат на содержание товарного маточного поголовья крупного рогатого скота мясных пород и их помесей за первое полугодие 2020 года ввиду представления ответчиком в материалы дела опровергающих довод истца доказательств, а именно представлением товарной накладной № 1 от 22.06.2020 года.
Апелляционная коллегия полагает, что истец в обоснование доводов апелляционной жалобы не представил относимые и допустимые доказательства, свидетельствующие о недостоверности документов, представленных ответчиком в обоснование своей позиции.
Доводы о необходимости истребования сведений о сборе урожая судом первой инстанции правомерно отклонены, поскольку данные сведения могут быть получены, в том числе, при повторной проверке предпринимателя.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что неточности в представлении документов, не свидетельствуют о необходимости возврата субсидии, которая получена в установленном порядке и израсходована на полученные цели, в том числе с учетом результативности работы предпринимателя и развития сельского хозяйства.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, имеющихся в материалах дела, но не подтверждающих позицию заявителя жалобы, не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.07.2022 по делу
№ А53-11873/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий М.В. Соловьева
Судьи И.Н. Глазунова
О.Ю. Ефимова