2374/2022-95307(2)
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-14008/2022 15 сентября 2022 года 15АП-15188/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 08.08.2022 по делу № А32-14008/2022
по заявлению акционерного общества «Российские железные дороги» к Краснодарской таможне
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии (до перерыва):
от ОАО «Российские железные дороги»: представитель ФИО1 по доверенности от 18.12.2020,
от Краснодарской таможни посредством системы веб-конференции ИС «Картотека
арбитражных дел»: представитель ФИО2 от 28.06.2022,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее - заявитель, общество, ОАО «Российские железные дороги») обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Краснодарской таможни (далее – заинтересованное лицо, административный орган) от 09.03.2022 № 10309000-725/2022 о привлечении к административной ответственности по статье 16.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 8 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.08.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО «Российские железные дороги» обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что административным органом не установлена и не доказана субъективная сторона административного правонарушения в виде вины общества в форме умысла либо неосторожности. Заявитель жалобы обращает внимание, что на территорию Российской Федерации прибыл уже с истекшим сроком таможенного транзита, в связи с чем ОАО
[A1] «РЖД» не имело возможности обратиться с заявлением о продлении срока таможенного транзита.
В отзыве на апелляционную жалобу Краснодарская таможня просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои правовые позиции по рассматриваемому спору.
Судебное заседание проведено с объявлением перерыва в порядке, предусмотренном статьей 163 АПК РФ.
После перерыва лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 16.11.2021 таможенным постом «Бейнеу» (код таможенного органа -39850715) Департамента государственных доходов Республики Казахстан (таможенный орган отправления) при помещении товара - сера комовая, отправленного АО «Узбекнефтегаз» Мубарейский ГПЗ (Республика Узбекистан) в адрес получателя ООО «Верп» (Россия, Краснодарский край, п. Чушка), перевозимого в железнодорожном вагоне № 63392178, под таможенную процедуру таможенного транзита был установлен срок 15.01.2022, в течение которого товар должен был быть доставлен перевозчиком до таможенного органа назначения - таможенный пост Морской порт Кавказ Краснодарской таможни.
Административный орган установил, что железнодорожным перевозчиком - ОАО «РЖД», принятый к перевозке по территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита товар и документы на него не доставлены в течение срока, установленного таможенным органом отправления - таможенный пост «Бейнеу» Департамента государственных доходов Республики Казахстан, до таможенного органа назначения - таможенный пост Морской порт Кавказ Краснодарской таможни, фактически поступили 04.02.2022.
Несогласие с принятым постановлением послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции с учетом положений статьи 16.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 142, пункта 4 статьи 143, пункта 3 статьи 144, пункта 1 статьи 150, пункта 2 статьи 154 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, пункта 2 Порядка совершения таможенных операций, связанных с продлением срока таможенного транзита, утвержден решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.12.2017 № 170, пришел к выводу о том, что материалами дела подтверждается факт нарушения обществом срока таможенного транзита на 20 дней, что свидетельствует о доказанности таможенным органом состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
[A2] В рассматриваемом случае суд первой инстанции исходил из того, что в строке «Срок транзита (дата)» графы «D» (Отметки органа отправления) ТД № 39850715/161121/0010278 указан срок – 15.01.22, код и наименование таможенного органа назначения - 10309140, т/п Морской порт Кавказ. Суд первой инстанции указал, что таможенным органом действие процедуры таможенного транзита было завершено оформлением подтверждения о прибытии транспортного средства (вагон № 63339378) № 10309140/040222/0000024, которое было зарегистрировано 04.02.2022 в 11 часов 25 минут, выдано перевозчику в 11 часов 35 минут. Проставлением в графе «Контроль органа назначения» транзитной декларации № 39850715/161121/0010278, описи документов, составляющих ТД, накладной № Г-73 569587 штампа «Товар поступил» с записью должностного лица поста о дате и времени поступления товара - 04.02.2022, 11 часов 50 минут, заверенной личной номерной печатью 531.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции заключил, что ОАО «РЖД», принятый к перевозке по территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита товар и документы на него не доставлены в течение срока, установленного таможенным органом отправления - таможенный пост «Бейнеу» Департамента государственных доходов Республики Казахстан, до таможенного органа назначения - таможенный пост Морской порт Кавказ Краснодарской таможни.
Между тем, указанные выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с пунктом 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу пункта 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно положениям статьи 16.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, несоблюдение перевозчиком установленного таможенным органом срока таможенного транзита или определенного таможенным органом маршрута перевозки товаров либо доставка товаров в зону таможенного контроля, отличную от определенной таможенным органом в качестве места доставки, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения является установленный порядок таможенного оформления и таможенного контроля, связанный с соблюдением перевозчиком порядка таможенного транзита.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 16.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выражается в совершении следующих действий (бездействия): несоблюдение установленного таможенным органом срока внутреннего таможенного транзита или международного таможенного транзита; несоблюдение определенного таможенным органом маршрута перевозки товаров; доставка товаров в зону таможенного контроля, отличную от определенной таможенным органом в качестве места доставки.
[A3] В соответствии со статьей 142 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) таможенная процедура таможенного транзита, это процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.
Таможенная процедура таможенного транзита применяется при перевозке (транспортировке) по таможенной территории Союза иностранных товаров, не помещенных под иные таможенные процедуры, от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия.
При помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенный орган отправления устанавливает срок таможенного транзита в соответствии со статьей 144 ТК ЕАЭС, определяет место доставки товаров в соответствии со статьями 145, 263 и 304 ТК ЕАЭС, осуществляет идентификацию товаров, документов на них в соответствии со статьей 341 ТК ЕАЭС (пункт 4 статьи 143 ТК ЕАЭС).
В соответствии с положениями статьи 144 ТК ЕАЭС при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенный орган отправления устанавливает срок, в течение которого товары должны быть доставлены от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения.
Установленный таможенным органом срок таможенного транзита по мотивированному обращению декларанта или перевозчика может быть продлен в пределах срока, установленного пунктом 3 статьи 144 ТК ЕАЭС.
Предельный срок таможенного транзита не может превышать срок, определяемый из расчета 2 тысячи километров за 1 месяц, либо срок, определяемый Комиссией исходя из особенностей перевозки товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита (пункт 3 статьи 144 ТК ЕАЭС).
Порядок совершения таможенных операций, связанных с продлением срока таможенного транзита, определяется Евразийской экономической комиссией.
В соответствии с пунктом 2 Порядка совершения таможенных операций, связанных с продлением срока таможенного транзита, утвержден решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.12.2017 № 170, для продления срока таможенного транзита при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита декларант или перевозчик направляет до истечения установленного таможенным органом отправления срока таможенного транзита мотивированное обращение (в виде электронного документа, составленного в произвольной форме документа на бумажном носителе или электронной копии документа на бумажном носителе) о продлении установленного срока таможенного транзита в таможенный орган отправления или таможенный орган, который уполномочен на совершение таможенных операций и в регионе деятельности которого находятся товары и транспортное средство, - при перевозке (транспортировке) товаров по таможенной территории Евразийского экономического союза
При направлении обращения фактическое прибытие в таможенный орган лица и (или) предъявление таможенному органу транспортного средства и (или) товаров не требуются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 150, пунктом 2 статьи 154 ТК ЕАЭС при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик, независимо от того, является ли он декларантом товаров, помещенных под такую таможенную процедуру, обязан:
[A4] 2) обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они применялись;
Ответственность за неисполнение обязанностей перевозчика при перевозке товаров железнодорожным транспортом в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита несет железнодорожный перевозчик, принявший товары к перевозке по территории одного из государств-членов в порядке, установленном международными договорами в области железнодорожного транспорта и актами Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества Независимых Государств.
За неисполнение обязанностей при перевозке товаров железнодорожным транспортом в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита указанный железнодорожный перевозчик несет ответственность в соответствии с законодательством того государства-члена, к перевозке по территории которого приняты товары.
Судом апелляционной инстанции по материалам административного дела установлено, что при помещении товара - сера комовая, отправленного АО «Узбекнефтегаз» Мубарейский ГПЗ (Республика Узбекистан) в адрес получателя ООО «Верп» (Россия, Краснодарский край, п. Чушка) под таможенную процедуру таможенного транзита был установлен срок, в течение которого товар должен был быть доставлен перевозчиком - ОАО «РЖД» до таможенного органа назначения - таможенный пост Морской порт Кавказ Краснодарской таможни.
При перемещении товара по таможенной процедуре таможенного транзита перевозка товара была осуществлена по территории Республики Казахстан от железнодорожной станции Оазис-экспорт до станции ФИО3 «КТЖ- Грузовые перевозки», дочерней организацией АО «Национальная компания «Казахстан темир жолы», по территории Российской Федерации от железнодорожной станции Кигаш до станции «Кавказ-экспорт», принявшим товар ОАО «РЖД».
Согласно штампу таможенного органа отправления (таможенный пост «Бейнеу») на товаротранспортной накладной № Г-73 569587 - «50715 товар находится под таможенным контролем» с записью должностного лица поста, сделанной 16.11.2021, о коде таможенного органа назначения (10309140) и сроке транзита, заверенной номерной печатью 203, а также отметки в графе 15 накладной, заверенной номерной печатью 014, установленный срок транзита до 25.01.2022.
В строке «Срок транзита (дата)» графы «D» (Отметки органа отправления) ТД № 39850715/161121/0010278 указан срок – 15.01.22, код и наименование таможенного органа назначения - 10309140, т/п Морской порт Кавказ (МД л.д. 16).
Согласно штампу таможенного органа отправления в накладной отправителя АО «Узбекнефтегаз» Мубарейский ГПЗ (Республика Узбекистан) в графе «15» - Наименование груза указан срок транзита до 25.01.22 (МД л.д. 20).
Таможенный орган, установив, что фактически, согласно подтверждению о прибытии № 10309140/040222/0000024, в зону таможенного контроля ОАО «РЖД» железнодорожный вагон № ПВ/63339378/20 прибыл только 04.02.2022, пришел к выводу, что груз доставлен с нарушением срока на 20 дней.
[A5] Вместе с тем, таможенным органом не учтено, что вагон № 63339378, следовавший по транзитной декларации № 10607090/120921/0000544, на момент истечения срока, указанного как срок таможенного транзита, то есть на 15.01.2022 находился на территории республики Казахстан и был принят ОАО «РЖД» к перевозке лишь 20.01.2022, по станции Аксарайская-2 Приволжской железной дороги, что подтверждается штампом в листе выдачи груза в графе 33.1 (т. 1, л.д. 18).
Указанное обстоятельство также не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Таким образом, вменяя обществу нарушение срока таможенного транзита с 16.01.2022, административный орган не проанализировал вину общества в просрочке. Апелляционный суд не принимает позицию таможенного органа, что общество могло обратиться с заявлением о продлении срока таможенного транзита, поскольку сам таможенный орган указывает на истечение данного срока на момент получения обществом груза к перевозке.
Более того, событие правонарушения описано в протоколе и соответствующем постановлении, как нарушение срока таможенного транзита, указанного в таможенной декларации как 15.01.2022.
В тоже время из штампа компетентного таможенного органа отправления (Республика Узбекистан) следует, что срок транзита до 25.01.22.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что изложение в протоколе об административном правонарушении событие правонарушения (деяния) не давало таможенному органу оснований для вынесения оспариваемого постановления.
Отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Заявитель не нарушил срок доставки груза, принимая во внимание тот факт, что на территорию Российской Федерации груз прибыл уже с истекшим сроком таможенного транзита, а таможенный орган не мог не знать о фактическом прибытии груза за пределами установленного таможней срока транзита (20.01.2022).
Таким образом, таможенный орган в нарушение статей 1.5, 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не определил надлежащего субъекта административной ответственности.
При этом нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов ОАО «РЖД» при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, что в силу пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения Арбитражного суда Краснодарского края от 08.08.2022 по делу № А32-14008/2022 и отмене постановления Краснодарской таможни от 09.03.2022 № 10309000-725/2022.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.08.2022 по делу № А32-14008/2022 отменить. Принять новый судебный акт.
Признать незаконным и отменить постановление Краснодарской таможни от 09.03.2022 № 10309000-725/2022 о привлечении открытого акционерного общества «Российские железные дороги» к административной ответственности по статье 16.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 8 000 рублей.
[A6] Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий И.Н. Глазунова
Судьи О.Ю. Ефимова
М.В. Соловьева