ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-15413/2013 от 21.11.2013 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-35829/2012

25 ноября 2013 года                                                                          15АП-15413/2013

Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2013 года .

Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2013 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Еремина О.А.

судей И.В. Пономарева, Б.Т. Чотчаев

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Косеевой М.С.

при участии:

от истца - представитель ФИО1 по доверенности от 23.05.2012;

представитель ФИО2 по доверенности от 18.01.2013;

от Министерства природных ресурсов Краснодарского края - представитель ФИО3 по доверенности от 07.02.2013;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.07.2013 по делу № А32-35829/2012

по иску индивидуального предпринимателя ФИО4                                       

к ответчикам - Министерству природных ресурсов Краснодарского края, ГКУ Краснодарского края "Комитет по лесу"

о взыскании задолженности и внесении изменений в договора аренды лесного участка

принятое в составе судьи Левченко О.С.

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель ФИО4 обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Департаменту лесного хозяйства Краснодарского края, государственному казенному учреждению Краснодарского края "Комитет по лесу" о взыскании неосновательного обогащения в размере 1043079 рублей, внесении изменений в раздел второй и приложение № 4 к договору аренды лесного участка от 31.07.2009 № 09-03а-009.

Определением от 28.03.2013 произведена процессуальная замена Департамента лесного хозяйства Краснодарского края на его правопреемника - Министерство природных ресурсов Краснодарского края.

Решением от 31.07.2013 иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу истца взыскано 730156 рублей неосновательного обогащения, в договор аренды лесного участка от 31.07.2009 № 09-03а-009, заключенный между ГУ Краснодарского края "Комитет по лесу" и индивидуальным предпринимателем ФИО4 внесены изменения. Раздел второй договора в изложен следующей редакции:

«2.1. Арендная плата по настоящему договору составляет 173845 руб. 98 коп. в год.

2.2. Арендная плата зачисляется в федеральный бюджет на код дохода 05311204012010000120. Размер арендной платы, перечисляемый в федеральный бюджет, подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации. Изменение размера арендной платы оформляется дополнительным соглашением к договору.

2.3. Арендатор вносит арендную плату согласно приложению № 4 и представляет в течение 1 месяца со дня оплаты арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату. Объем арендной платы определяется помесячно, пропорционально сроку использования участка, начиная с даты государственной регистрации договора.

2.4. Внесение арендной платы производится за каждый месяц до 15 числа оплачиваемого месяца.

2.5. Первое внесение арендной платы производится до 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором вступил в силу настоящий договор. Задаток, внесенный по настоящему договору в размере 486769 рублей, засчитывается в счет арендной платы по настоящему договору».

Приложение № 4 к договору аренды лесного участка от 31.07.2009 № 09-03а-009 изложено в следующей редакции: «Сроки внесения арендной платы. Местоположение участка: Геленджикское лесничество, Кабардинское участковое лесничество, квартал 55А, выдела 1, 2. Площадь = 1,1 га. Номер учетной записи в государственном лесном реестре: 23-05-01-08-00310. Арендная плата - 173845 руб. 98 коп. в год. Задаток - 486769 рублей. Помесячное внесение арендной платы согласно ниже приведенной таблицы после государственной регистрации настоящего договора: 1-й месяц - по договору аренды лесного участка 14487,17, в федеральный бюджет 14487,17; 2-й месяц - по договору аренды лесного участка 14487,17, в федеральный бюджет 14487,17; 3-й месяц - по договору аренды лесного участка 14487,17, в федеральный бюджет 14487,17; 4-й месяц - по договору аренды лесного участка 14487,17, в федеральный бюджет 14487,17; 5-й месяц - по договору аренды лесного участка 14487,17, в федеральный бюджет 14487,17; 6-й месяц - по договору аренды лесного участка 14487,17, в федеральный бюджет 14487,17; 7-й месяц - по договору аренды лесного участка 14487,17, в федеральный бюджет 14487,17; 8-й месяц - по договору аренды лесного участка 14487,17, в федеральный бюджет 14487,17; 9-й месяц - по договору аренды лесного участка 14487,17, в федеральный бюджет 14487,17; 10-й месяц - по договору аренды лесного участка 14487,17, в федеральный бюджет 14487,17; 11-й месяц - по договору аренды лесного участка 14487,17, в федеральный бюджет 14487,17; 12-й месяц - по договору аренды лесного участка 14487,17, в федеральный бюджет 14487,17; Итого: по договору аренды лесного участка 173845,98, в федеральный бюджет 173845,98».

Решение мотивировано тем, что спорный договор аренды лесного участка заключен после вступления в действие Лесного кодекса Российской Федерации. Нормами Лесного кодекса Российской Федерации и иными федеральными законами не предусмотрена возможность применения при определении размера арендной платы территориального коэффициента, установленного приказом исполнительного органа субъекта Российской Федерации. Приказ, устанавливающий территориальный коэффициент, в соответствии со статьей 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признан несоответствующим требованиям действующего законодательства, а именно Лесному кодексу Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации № 310 от 22.05.2007. Поскольку оплата по договору производилась с учетом повышающего коэффициента, полученная сумма коэффициента является неосновательным обогащением и полежит взысканию с ответчика. Размер неосновательного обогащения определен с учетом пропуска исковой давности в отношении оплаты по платежному поручению от 06.07.2009 № 53. В связи с тем, что условия спорного договора аренды лесного участка являются ничтожными в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации как противоречащие пункту 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, в договор внесены соответствующие изменения.

Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик – министерство природных ресурсов Краснодарского края обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что цена договора определена по результатам аукциона и не может быть изменена, в том числе в судебном порядке.  По мнению заявителя жалобы, судом не исследована процедура проведения аукциона и условия аукциона, заключение договора на иных условиях невозможно и противоречит действующему законодательству.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель министерства природных ресурсов Краснодарского края жалобу поддержал.

Представитель индивидуального предпринимателя ФИО4 доводы жалобы отклонил как несостоятельные по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Представитель ГКУ «Краснодарского края «Комитет по лесу» в судебное заседание не явился. Учреждение о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом.

Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 31.07.2009 ГУ Краснодарского края "Комитет по лесу" (арендодатель) и индивидуальный предприниматель ФИО4 (арендатор) заключили на основании протокола аукциона от 21.07.2009 № 09-03а-009 договор аренды лесного участка № 09-03а-009 (т. 1 л.д. 41-48), согласно которому арендодатель обязался предоставить, а арендатор обязался принять во временное пользование лесной участок в составе земель лесного фонда, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 1.2 настоящего договора. Лесной участок площадью 1,1 га с местоположением: Краснодарский край, лесничество Геленджикское, участковое лесничество Кабардинское, квартал 55А, выдела 1, 2 (пункт 1.2). Номер учетной записи в государственном лесном реестре 23-05-01-08-00310 (пункт 1.3).

Срок действия договора установлен на 49 лет - с 31.07.2009 по 31.07.2058 (пункт 7 договора).

В соответствии с пунктом 2.1 договора арендная плата по договору согласована сторонами в размере 486769 рублей в год, из которых 173846 рублей зачисляется в федеральный бюджет, 312923 рублей - в бюджет субъекта края. При этом размер арендной платы, перечисляемый в федеральный бюджет, подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации. Изменение размера арендной платы оформляется дополнительным соглашением к договору (пункт 2.3 договора).

В пункте 2.7 договора установлено, что первое внесение арендной платы производится до 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором вступил в силу договор. Задаток, внесенный по настоящему договору в размере 486769 рублей, засчитывается в счет арендной платы по договору.

В приложении № 4 к договору стороны согласовали сроки и размер арендной платы с разбивкой по месяцам: ежемесячная арендная плата составляет 40564 рубля, в том числе 26077 рублей в бюджет субъекта, 14488 рублей - в федеральный бюджет (т. 1 л.д. 52).

Полагая, что размер арендной платы определен с применением коэффициента 1,4, установленного приказом Департамента лесного хозяйства Краснодарского края от 22.04.2009 № 201, неправомерно, уплаченные платежи в размере указанного коэффициента являются неосновательным обогащением ответчика, индивидуальный предприниматель ФИО4 обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

 В силу статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным.

Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на того государственными органами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.

Спорный лесной участок находится в федеральной собственности, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (т. 1 л.д. 106).

В силу пункта 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации после введения в действие данного Кодекса органом, уполномоченным устанавливать ставки платы за использование участков лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, является Правительство Российской Федерации.

Ставки арендной платы утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».

В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" выражена правовая позиция, в соответствии с которой при рассмотрении споров, связанных со взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее.

В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.

Если федеральный закон, предусматривающий необходимость такого регулирования (пункт 3 статьи 65 ЗК РФ, статья 73 Лесного кодекса Российской Федерации), вступил в силу после заключения договора аренды, то согласно пункту 2 статьи 422 ГК РФ условия этого договора об арендной плате сохраняют силу, поскольку в законе не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.

Лесным кодексом Российской Федерации, иными федеральными нормативными правовыми актами на момент заключения спорного договора не была предусмотрена возможность применения при определении размера арендной платы территориального коэффициента, который в данном случае установлен приказом Департамента лесного хозяйства Краснодарского края от 22.04.2009 № 201.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 № 15837/11 применительно к статье 12 ГК РФ и статье 13 АПК РФ суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим порядок исчисления арендной платы за соответствующие лесные участки, с точки зрения их соответствия федеральному законодательству и при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков.

В связи с этим, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что приказ Департамента лесного хозяйства Краснодарского края от 22.04.2009 № 201, устанавливающий повышающий коэффициент для определения начального размера арендной платы за лесные участки не подлежат применению в силу части 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как противоречащие статье 8 Конституции Российской Федерации, Лесному кодексу Российской Федерации (статья 73), а также основным принципам определения арендной платы при аренде лесных участков, находящихся в федеральной собственности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310.

С учетом изложенного, установленный приказом департамента от 22.04.2009 № 201 повышающий коэффициент в составе арендной платы не подлежит применению при заключении спорного договора как не соответствующий требованиям действующего законодательства, установленным положениями Лесного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации № 310 от 22.05.2007.

Размер арендной платы за лесной участок относится к категории регулируемых цен, в связи с чем подлежит применению ставка арендной платы, установленная действующим законодательством.

В силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при взыскании неосновательного обогащения истец должен доказать наличие факта сбережения ответчиком имущества (денежных средств) за счет истца, а также размер такого сбережения.

В этой связи увеличение минимальных размеров арендной платы на сумму территориального (повышающего) коэффициента в отсутствие должного правового обоснования их взимания неправомерно, что свидетельствует о возникновении на стороне арендодателя неосновательного обогащения.

Во исполнение условий договора аренды истец за период август 2010 года - октябрь 2012 года перечислил 1477710 рублей, в том числе в федеральный бюджет 434631 рубль арендной платы, в бюджет субъекта - 1043079 рублей.

Размер неосновательного обогащения правомерно исчислен как разница между арендной платой, неправомерно исчисленной с применением повышающего коэффициента, и арендной платой, рассчитанной по ставкам, установленным Правительством Российской Федерации в постановлении № 310 от 22.05.2007.

Судом первой инстанции подлежащая взысканию сумма неосновательного обогащения определена в размере 730156 рублей с учетом пропуска срока исковой давности по требованию о взыскании неосновательного обогащения в размере 312923 рубля по платежному поручению от 06.07.2009 № 53, а также с учетом зачета суммы задатка в размере 486312 рублей по платежному поручению от 06.07.2009 № 53.

В апелляционной жалобе заявитель методику расчета неосновательного обогащения не оспаривает, контррасчет не представляет.

В соответствии с абзацем 6 статьи 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации плата за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы, является неналоговым доходом бюджета субъекта Российской Федерации.

При таких обстоятельствах взыскание обоснованно произведено с публично-правового образования Краснодарский край в лице Министерства природных ресурсов Краснодарского края за счет средств казны публично-правового образования.

Ссылка заявителя жалобы на то, что размер арендной платы определен по результатам торгов  не подлежит изменению, признается судом апелляционной инстанции несостоятельным ввиду следующего.

Размер ежегодной арендной платы определен на условиях начальной цены предмета аукциона с применением коэффициента 1,4, установленного приказом Департамента от 22.04.2009 № 201 «Об утверждении административного регламента подготовки, организации и проведения аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, либо права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78 - 80 Лесного кодекса Российской Федерации».

В целях приведения нормативного правового акта в соответствие с действующим законодательством названный  приказ отменен приказом Департамента лесного хозяйства Краснодарского края от 22.03.2011 № 194.

В соответствии с пунктом 8 статьи 80 Лесного кодекса Российской Федерации в случае, если аукцион признан несостоявшимся по причине, указанной в пункте 1 части 7 настоящей статьи, единственный участник аукциона не позднее чем через двадцать дней после дня проведения аукциона обязан заключить договор купли-продажи лесных насаждений или договор аренды лесного участка, а орган государственной власти или орган местного самоуправления, по решению которых проводился аукцион, не вправе отказаться от заключения с единственным участником аукциона соответствующего договора по начальной цене предмета аукциона (начальному размеру арендной платы или начальной цене заготавливаемой древесины).

Из названной нормы следует, что при признании торгов несостоявшимися договор подлежит заключению с единственным участником по начальной цене аукциона, принципы определения которой (в отношении лесного участка, находящего в федеральной собственности) изложены в подпункте 4 пункте 4 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно подпункту 4 пункта 4 статьи 79 Кодекса извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о начальной цене предмета аукциона (начальном размере арендной платы или начальной цене заготавливаемой древесины), определяемой в соответствии со статьями 73 и 76 настоящего Кодекса, но не ниже минимального размера арендной платы или минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений.

Следовательно, цена договора должна быть определена в соответствии с пунктом 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, которая не предусматривает применение региональных коэффициентов.

В пункте 2.8 спорного договора определено, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.

По требованию одной из сторон настоящий договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в порядке, установленном гражданским законодательством, а также в случаях указанных в разделе шестом договора.

Арендатор 16.10.2012 направил арендодателю требование о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 31.07.2009 № 09-03а-009 в части изменения размера ежегодной арендной платы.

Соглашение об изменении договора арендодателем не подписано.

В соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной либо в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Поскольку приказ Департамента лесного хозяйства Краснодарского края № 201 от 22.04.2009 отменен, арендатором правомерно потребовано внесение изменение в договор в части определения размера арендной платы в соответствии с пунктом 2.8 договора заявлено правомерно.

При таких условиях, суд апелляционной инстанции оснований для отмены или изменения обжалуемого решения не усматривает.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.07.2013 по делу № А32-35829/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий                                                                             Еремина О.А.

Судьи                                                                                                               Пономарева И.В.

                                                                                                                  ФИО5