ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-32320/2012
13 октября 2014 года 15АП-15414/2014
Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2014 года .
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Николаева Д.В.
судей Н.В. Сулименко, Н.В. Шимбаревой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Костенко М.А.
при участии:
от Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Краснодарскому краю: представитель ФИО1 по доверенности от 21.01.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 30.06.2014 по делу № А32-32320/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Терминал Транзит Сервис» ИНН <***>, ОГРН 1092361000522
к заинтересованному лицу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Краснодарскому краю
о признании недействительным решения
принятое в составе судьи Погорелова И.А.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Терминал Транзит Сервис», ст. Новоминская (далее также - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Краснодарскому краю, ст. Каневская (далее также - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решение налоговой инспекции от 18.06.2012 № 24385 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления суммы налога па добавленную стоимость по услугам экспедирования, оказанных ООО «Терминал Транзит Сервис» за 4 кв. 2011г., начисленной соответствующей суммы пени и штрафа по оказанным услугам экспедирования (с учетом уточнений).
Решением суда от 30.06.2014ходатайство заявителя об уточнении заявленных требований удовлетворено. Заявленными требованиями суд указал счиать требования о признании недействительным решение Межрайонной инспекции ФНС России № 4 по Краснодарскому краю от 18.06.2012 № 24385 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения общества с ограниченной ответственностью «Терминал Транзит Сервис» в части доначисления суммы налога па добавленную стоимость по услугам экспедирования, оказанных ООО «Терминал Транзит Сервис» за 4 кв. 2011г., начисленной соответствующей суммы пени и штрафа по оказанным услугам экспедирования. Отказ заявителя от остальной части ранее заявленных требований, принят. Производство по делу в данной части прекращено. Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Краснодарскому краю, ст. Каневская от 18.06.2012 № 24385 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения признано незаконным и отменено в части доначисления суммы налога на добавленную стоимость по услугам экспедирования в сумме 1 275 921,35 руб., оказанных ООО «Терминал Транзит Сервис» за 4 квартал 2011г., а так же соответствующих сумм пени и штрафов, как несоответствующие положениям Налогового кодекса Российской Федерации. Суд взыскал с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Краснодарскому краю, ст. Каневская в пользу общества с ограниченной ответственностью «Терминал Транзит Сервис» (ИНН <***>, ОГРН <***>) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб. уплаченной согласно платежного поручения от 05.09.2012 № 2265.
Инспекция обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила отменить судебный акт, принять новый.
В судебном заседании ходатайств не поступало.
Представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя участвующего в деле лица, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 20.01.2012 обществом в налоговый орган представлена уточненная налоговая декларация по НДС за 3 квартал 2011 года.
Налоговым органом в период с 20.01.2012 по 20.04.2012 проведена камеральная налоговая проверка представленной декларации, по результатам которой составлен акт камеральной налоговой проверки от 05.05.2012 № 24653 и вынесено решение о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения от 18.06.2012 № 24385, которым организации доначислено к уплате в бюджет 539 149 рублей НДС, 16 583,69 рубля пени по НДС, 215 659,60 рублей штрафных санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату НДС.
Не согласившись с указанным выше решением налоговой инспекции, общество обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю с апелляционной жалобой.
Управление решением от 13.08.2012 № 20-12-827 оставило апелляционную жалобу общества без удовлетворения и утвердило решение налоговой инспекции.
Общество, не согласившись с решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Краснодарскому краю от 18.06.2012 № 24385 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления НДС по услугам экспедирования, оказанным заявителем в 4 квартале 2011 года, соответствующих сумм пени и штрафных санкций, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия)государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что рассмотрение акта проверки и других материалов налоговой проверки, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленных проверяемым лицом письменных возражений по указанному акту, завершается вынесением решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности.
В соответствии с пунктом 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может служить основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Судебной коллегией установлено, что инспекцией соблюдена процедура рассмотрения материалов налоговой проверки, предусмотренная статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьями 23, 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом в силу пункта 1 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары одним лицом другому лицу.
До 01.01.2011 в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации содержалось положение о применении ставки 0% в отношении работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны.
Положение данного подпункта распространялось на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
С 01.01.2011 подпункт 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации утратил силу, и вместо него установлен перечень работ (услуг), связанных с экспортом, облагаемых по ставке НДС 0%, разделенный на несколько подгрупп, для каждой из которых предусмотрен подробный перечень документов, обосновывающих право применение ставки 0%.
В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации к таким услугам отнесены услуги по международной перевозке товаров.
Согласно абзацу 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, положения указанного подпункта распространяются, в частности, и на транспортно-экспедиционные услуги (далее по тексту - ТЭУ), оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
Таким образом, буквальное толкование нормы, содержащейся в абзаце 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, позволяет сделать вывод об установлении законодателем условия применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при оказании транспортно-экспедиционных услуг, связанных с организацией международной перевозки, то есть налогоплательщик-экспедитор в данном случае не обязан сам организовывать международную перевозку, но оказываемая им услуга должна быть непосредственно связана с организацией международной перевозки.
Подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогообложение налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов производится, в том числе при реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. В целях настоящего подпункта к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, таможенного оформления грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора.
В соответствии пунктом 3.1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 30.09.2011, при реализации услуг, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов налогоплательщиками представляются в налоговые органы следующие документы:
-контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг;
-выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных услуг на счет налогоплательщика в российском банке;
-копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации).
В силу прямого указания в подпункте 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.
Положения вышеуказанного подпункта распространяются также на услуги по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок и на ТЭУ, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. При этом в целях указанного подпункта к ТЭУ относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, таможенного оформления грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора.
Таким образом, в подпункте 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации в спорном периоде (3 квартал 2011 года) помимо услуг по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок было закреплено еще два вида услуг в качестве основания для применения налоговой ставки 0% по НДС - это непосредственно услуги по международной перевозке товаров и ТЭУ, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. Соответственно, и в первом, и во втором случаях основанием для оказания данных услуг являются отдельные договоры - перевозки и транспортной экспедиции.
В первом случае - договор перевозки, на основании которого перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (статья 785 Гражданского кодекса Российской Федерации). Однако Налоговый кодекс Российской Федерации в статье 164 ограничивает возможность применения налоговой ставки 0 процентов только случаями международной перевозки, как указано выше.
Во втором случае - договор транспортной экспедиции, на основании которого одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
В Правилах транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 № 554 (далее по тексту - Правила), используются термины "договор транспортной экспедиции", "транспортно-экспедиционная деятельность" и "транспортно-экспедиционные услуги".
Представляется, что первые два термина используются в тех же значениях, которые придаются им главой 41 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», соответственно. Термин "транспортно-экспедиционные услуги" определен как услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза, что соответствует определениям первых двух названных выше терминов. Из пункта 4 Правил следует, что оказание транспортно-экспедиционных услуг является предметом договора транспортной экспедиции.
Таким образом, из совокупного толкования главы 41 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона и Правил следует, что они регулируют одни и те же отношения, которые могут обозначаться терминами "транспортно-экспедиционные услуги" (в значении конкретных услуг) или "транспортно-экспедиционная деятельность" (в значении процесса оказания услуг) и которые в соответствии с системой отдельных видов обязательств, предусмотренной второй частью Гражданского кодекса Российской Федерации, опосредуются договором транспортной экспедиции.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
При этом, согласно пункту 1 статьи 805 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц.
Однако Налоговый кодекс Российской Федерации также ограничивает возможность применения налоговой ставки 0% по НДС только к ТЭУ, оказываемым на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
Пункт 1 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит открытый перечень услуг, которые могут являться предметом договора транспортной экспедиции. Квалифицирующем признаком этих услуг является их взаимосвязь с перевозкой. Второй абзац названного пункта содержит некоторые примеры обязанностей, которые могут составить предмет договора транспортной экспедиции. К ним относятся: организация перевозки совместно с консультированием клиента о наиболее приемлемом виде транспорта и маршруте или без такового консультирования; заключение договора перевозки экспедитором от своего имени или от имени клиента; обеспечение отправки, получения груза. С учетом того, что перечень услуг является открытым, а соответствующие нормы -диспозитивными, предметом договора транспортной экспедиции могут быть и иные услуги, связанные с перевозкой.
В обоснование своей правовой позиции Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Краснодарскому краю указывает, что применение ставки НДС 0% при оказании транспортно-экспедиционных услуг возможно только при непосредственной организации экспедитором международной перевозки. Доводы налогового органа сводятся к следующему. Из представленных налогоплательщиком документов нельзя сделать вывод об участии ООО «ТТС» в организации самой международной перевозки. Инспекция отмечает, что организацией международной перевозки может быть либо самостоятельное оказание услуги перевозки товара между пунктами отправления и назначения, один из которых находится на территории Российской Федерации, а другой за ее пределами, либо заключение соответствующего договора с перевозчиком.
Налоговый орган приходит к выводу, что если организация не организует перевозку груза, то, несмотря на выполнение ей действий указанных в абзаце 3 пункта 1 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации, специальных положений, применяемых в целях налогообложения, предусмотренных абзацем 4 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, она не может быть признана экспедитором и, как следствие, применять налоговую ставку 0%.
Кроме того, налоговая инспекция отмечает, что ООО «ТТС» в ходе камеральной проверки не представило доказательств организации обществом международной перевозки, следовательно, не подтвердило право на применение ставки 0 процентов в отношении реализованных транс-портно-экспедиционных услуг.
Вместе с тем, в материалы дела представлены договоры экспедирования экспортных грузов, заключенные ООО «ТТС» с заказчиками услуг:
-фирмой «TELFAG» (от 31.05.2010 № YEISK-01/2010);
-ООО «Бунге СНГ» (от 30.06.2011 № Т03/03-11);
-ООО «Краснодарзернопродукт-Экспо» (от 01.07.2011 № ТС06/06-11).
В рамках судебного разбирательства по настоящему делу суд исследовал указанные договоры и установил следующее.
По договору экспедирования экспортных грузов от 31.05.2010 № YEISK-01/2010, заключенному между ООО «ТТС» (Экспедитор) и фирмой «TELFAG» (Клиент), заявитель за вознаграждение и за счет клиента оказывает услуги по организации перегрузки, экспедированию и оформлению экспортных документов на вывоз угля каменного через причалы ОАО «Ейский морской порт». Срок действия договора - до 31.08.2010. Приложением от 30.08.2010 № 3 к договору от 31.05.2010 № YEISK-01/2010, действие договора пролонгировано до 31.12.2011.
За оказанные услуги клиент оплачивает экспедитору комплексную ставку в размере 8 долларов США за 1 тонну угля каменного. В состав услуг входят: погрузочно-разгрузочные работы, зачистка вагонов от остатков угля, сборы железной дороги, ТЭО (от раскредитования груза на станции Ейск до оформления грузовых документов на погруженную на судно партию груза).
Завоз груза в порт осуществлялся железнодорожным транспортом (в полувагонах). Перевалка осуществлялась по варианту «полувагоны - склад - судно» и по прямому варианту «полувагоны - судно».
В рамках камеральной налоговой проверки ООО «ТТС» представлены выставленные в адрес фирмы «TELFAG» счета-фактуры со ставкой НДС 0%. ООО «ТТС» представлены поручения на отгрузку грузов с отметками таможенного органа «Погрузка разрешена», и указанием портов разгрузки, находящихся за пределами территории Российской Федерации, коносаменты с указанием соответствующего количества груза, принятого на борт корабля, на коносаментах имеются подписи капитанов теплоходов и печати; манифесты на экспортные грузы с отметками таможенного органа «Выпуск разрешен».
Судом первой инстанции верно установлено и не оспаривается налоговым органом, что оплата от покупателя, поступила на расчетный счет ООО «ТТС» своевременно и в полном объеме, в подтверждение чего предоставлены копии выписок банка и платежные поручения.
По договору экспедирования экспортных грузов от 30.06.2011 № Т03/03-11, заключенному обществом с ООО «Бунге СНГ», заявитель при наличии технической возможности и соответствующего подтверждения ОАО «Ейский морской порт» и/или ООО «Директория - НМП», за вознаграждение и за счет клиента оказывает услуги по организации перегрузки, перевозки, экспедированию и оформлению экспортных документов на вывоз зерновых грузов, семян, жмыхов, шротов и отрубей через причалы ОАО «Ейский морской порт». Погрузка судов осуществляется через зерновую эстакаду по прямому варианту «автомашины-судно». Срок действия договора -до 31.12.2011.
Согласно приложения от 30.06.2011 № 1 к вышеуказанному договору клиент оплачивает экспедитору за перегрузку по прямому варианту «автомашина - судно» зерна, зерновых и зернобобовых культур, семян льна, а также жмыхов, отрубей, жомов и шротов гранулированных по тарифу в размере - 407,50 рубля за 1 тонну груза; семян подсолнечника, овса, а также жмыхов, отрубей, жомов шротов негранулированных - 497,50 рубля за 1 тонну груза.
По условиям приложения от 12.07.2011 № 3 к вышеуказанному договору клиент оплачивает экспедитору за перегрузку по прямому варианту «автомашина - судно» зерна, зерновых и зернобобовых культур, семян льна, а также жмыхов, отрубей, жомов и шротов гранулированных по тарифу в размере - 270 рублей за 1 тонну груза; семян подсолнечника, овса, а также жмыхов, отрубей, жомов шротов негранулированных - 360 рублей за 1 тонну груза.
На основании приложения от 21.09.2011 № 4 к вышеуказанному договору клиент оплачивает экспедитору услуги по следующим ставкам: для зерна, зерновых и зернобобовых культур, семян льна, а также жмыхов, отрубей, жомов и шротов гранулированных по тарифу в размере -360 рублей за 1 тонну груза; семян подсолнечника, овса, а также жмыхов, отрубей, жомов шротов негранулированных - 450 рублей за 1 тонну груза.
Приложением от 12.06.2011 № 2 к договору определено, что при наличии технической возможности экспедитор по заявке клиента предоставляет крытый склад в целях накопления партии груза общим весом не более 1 500 тонн на срок не более 20 дней с даты накопления груза. Стоимость хранения груза на крытом складе составляет 200 рублей за 1 тонну груза.
Заявителем в рамках камеральной налоговой проверки в инспекцию представлены выставленные в адрес ООО «Бунге СНГ» счета-фактуры со ставкой НДС 0%.
Кроме того, налоговым органом не оспаривается, что ООО «ТТС» представлены поручения на отгрузку грузов с отметками таможенного органа «Погрузка разрешена», и указанием портов разгрузки, находящихся за пределами территории Российской Федерации, коносаменты с указанием соответствующего количества груза, принятого на борт корабля, на коносаментах имеются подписи капитанов теплоходов и печати; манифесты на экспортные грузы с отметками таможенного органа «Выпуск разрешен».
Судом верно установлено, что оплата от покупателя, поступила на расчетный счет ООО «ТТС» в полном объеме, в подтверждение чего предоставлены копии выписок банка и платежные поручения.
По договору экспедирования экспортных грузов от 01.07.2012 № ТС06/06-11 с ООО «Краснодарзернопродукт-Экспо» (клиент), ООО «ТТС» (экспедитор) при наличии технической возможности и соответствующего подтверждения ОАО «Ейский морской порт» за вознаграждение и за счет клиента оказывает услуги по организации перегрузки, перевозки, экспедированию и оформлению экспортных документов на вывоз зерновых грузов, семян, жмыхов, шротов и отрубей. Погрузка судов осуществляется через зерновую эстакаду по прямому варианту «автома-шины-судно». Срок действия договора - до 31.05.2012.
Согласно приложения от 01.07.2011 № 1 к вышеуказанному договору клиент оплачивает услуги экспедитора по прямому варианту «автомашина - судно» по следующим ставкам: для зерна, зерновых и зернобобовых культур, семян льна, а также жмыхов, отрубей, жомов и шротов гранулированных - 407,50 рубля за 1 тонну груза; для семян подсолнечника, овса, а также жмыхов, отрубей, жомов шротов негранулированных - 497,50 рубля за 1 тонну груза. ООО «ТТС» в рамках камеральной налоговой проверки в инспекцию представлены выставленные в адрес ООО «Краснодарзернопродукт-Экспо» счета-фактуры со ставкой НДС 0%.
ООО «ТТС» представлены поручения на отгрузку грузов с отметками таможенного органа «Погрузка разрешена», и указанием портов разгрузки, находящихся за пределами территории Российской Федерации, коносаменты с указанием соответствующего количества груза, принятой на борт корабля, на коносаментах имеются подписи капитанов теплоходов и печати; манифесты на экспортные грузы с отметками таможенного органа «Выпуск разрешен».
Судом верно установлено, что оплата от покупателя, поступила на расчетный счет ООО «ТТС» в полном объеме, в подтверждение чего предоставлены копии выписок банка и платежные поручения.
В письме Министерства финансов Российской Федерации от 02.08.2011 № 03-07-15/72 (которым должны руководствоваться налоговые органы в своей деятельности) указано, что в соответствии с положениями подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации нулевая ставка применяется также в отношении оказываемых российскими организациями и индивидуальными предпринимателями транспортно-экспедиционных услуг, перечень которых установлен данным пунктом, на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки морскими, речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автомобильными средствами между пунктами отправления и назначения товаров, один из которых расположен на территории Российской Федерации, а другой - за пределами территории Российской Федерации. При этом договор транспортной экспедиции должен соответствовать положениям главы 41 «Транспортная экспедиция» Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», а услуги, включенные в указанный перечень, - Национальному стандарту ГОСТ Р 52298-2004 «Услуги транспорт-но-экспедиторские. Общие требования», утвержденному приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2004 № 148-ст.
Согласно пункту 3.1 ГОСТ Р 52298-2004 «Услуги транспортно-экспедиционные. Общие требования» услуги, оказываемые грузоотправителю и грузополучателю экспедитором, подразделяют следующим образом:
-участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров;
-оформление документов, прием и выдача грузов;
-завоз-вывоз грузов;
-погрузочно-разгрузочные и складские услуги;
-информационные услуги;
-подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств;
-страхование грузов;
-платежно-финансовые услуги;
-таможенное оформление грузов и транспортных средств;
-прочие транспортно-экспедиторские услуги.
Представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о том, что общество в рамках вышеуказанных договоров оказало услуги по организации хранения груза и погрузочно-разгрузочных работ (которые в соответствии с пунктом 3.1.4 указанного выше ГОСТа отнесены к погрузочно-разгрузочным и складским услугам).
Как правомерно установлено судом первой инстанции и не оспаривается налоговым органом, оказанные обществом по вышеперечисленным договорам услуги по транспортно-экспедиционному обслуживанию в порту Ейск соответствуют перечню услуг, поименованных в пункте 3.1.4 ГОСТ Р 52298-2004. Следовательно, по настоящему договору Обществом фактически оказаны транспортно-экспедиционные услуги, соответствующие услугам, указанным в подпункте 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, при организации международной перевозки товаров.
Все перечисленные услуги оказаны ООО «ТТС» в отношении товара, транспортировка которого осуществлялась между двумя пунктами, один из которых находится на территории Российской Федерации, другой - за ее пределами, что подтверждается представленными документами.
Кроме того, сам факт международной перевозки грузов, экспедируемых ООО «ТТС», подтверждается материалами дела и налоговым органом не оспаривается.
Подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогообложение налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов производится, в том числе при реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. Каких-либо дополнительных требований, связанных с транспортно-экспедиционными услугами, в частности, непосредственно сама организация международной перевозки, законодательством не предусмотрена.
Отношения между экспедитором и клиентом регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 № 554 «Об утверждении правил транспортно-экспедиционной деятельности».
Согласно пункту 4 указанных Правил транспортно-экспедиционные услуги представляют собой услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза.
Осуществление непосредственно самой перевозки груза является правом, а не обязанностью экспедитора, в подпункте 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации не указано, что экспедитор должен выступать организатором перевозки.
Согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» перевалка грузов - это комплексный вид услуг и (или) работ по перегрузке грузов с одного вида транспорта на другой вид транспорта при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, в том числе перемещение грузов в границах морского порта и их технологическое накопление, или по перегрузке грузов без их технологического накопления с одного вида транспорта на другой вид транспорта.
Таким образом, ТЭУ, оказанные ООО «ТТС», по своему факту не могут быть фактически оказаны вне рамок международной перевозки. Следует также отметить, что в соответствии со статьей 17 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, пунктом 1 статьи 94 Конвенции от 10.12.1982 ООН по морскому праву территория иностранного судна является территорией иностранного государства, под флагом которого оно ходит.
Непосредственно осуществление или организация международной перевозки есть право, а не обязанность экспедитора. Это прямо указано в статье 801 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно положениям которой договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод налогового органа о том, что без организации перевозки ООО «ТТС» не может являться экспедитором, а взаимоотношения ООО «ТТС» с заказчиками не подлежат регулированию по статье 801 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку статья 801 Кодекса имеет диспозитивный характер, содержит оговорку: "а также другие обязанности, связанные с перевозкой", то есть позволяет расширительное толкование. Договор транспортной экспедиции неразрывно связан с перевозкой груза (часть 1 статьи 801 ГК РФ). Кроме того, общество лишь выполняет условия договора - оказывает услуги при организации международной перевозки товара третьим лицом.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 16.01.2013 по делу № А75-1873/2012, в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 16.05.2013г. по делу № А32-43736/2011.
Судом первой инстанции правомерно приняты во внимание разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в определении от 25.06.2012 № ВАС-4665/12, в которых указано, что согласно статье 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
Следовательно, договор транспортной экспедиции может предусматривать оказание экспедитором как фактических, так и юридических значимых услуг. Содержание фактических услуг составляют, например, проверка количества и состояния груза, подготовка груза к перевозке, упаковка, пакетирование, нанесение транспортной маркировки на груз, погрузка и выгрузка груза, организация доставки груза на станцию или в порт либо со станции получателю. Наряду с фактическими услугами, экспедитору приходится выполнять также юридические действия. Таково согласование с перевозчиком условий перевозки, заключение договоров перевозки от своего имени или от имени клиента, организация перевалки груза на другие виды транспорта, оформление документов на отправление и прием груза от перевозчика, прохождение таможенных процедур, участие в составлении коммерческих актов и другое.
Таким образом, договоры транспортной экспедиции могут принципиально отличатся содержанием обязанностей экспедитора друг от друга. Число разновидностей договора об отдельных транспортно-экспедиционных операциях и услугах не имеет законченного перечня. Но во всех подобных случаях договоры, заключаемые между экспедиторскими организациями и клиентами, признаются договорами транспортной экспедиции, регулирующими оказание клиенту со стороны экспедитора услуг, связанных с перевозкой груза.
В статье 164 Налогового кодекса Российской Федерации при перечислении видов транс-портно-экспедиционных услуг для целей применения данной статьи, также не установлено никаких оговорок о необходимости оказывать все из обозначенных услуг в качестве условия применения налоговой ставки по НДС 0%.
В свою очередь налогоплательщик вправе претендовать на применение налоговой ставки 0% по НДС в рамках подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации и, не оказывая всех услуг, перечисленных в абзаце 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, при условии оказания их в отношении товаров на основании договора транспортной экспедиции в связи с международной перевозкой таких товаров. Данный вывод подтверждается рядом писем Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации, в частности: от 20.01.2011 № 03-0708/16, от 17.02.2011 № 03-07-08/54, от 18.04.2011 № 03-07-08/114, от 13.05.2011 № 03-07-08/148, от 25.06.2011 № 03-07-08/240, от 29.06.2011 № 03-07-08/244.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка доводам инспекции о том, что действия по организации международной перевозки являются определяющим критерием для отнесения услуг исполнителя к транспортно-экспедиционным.
Глава 41 Гражданского кодекса Российской Федерации использует термин "договор транспортной экспедиции", определяя его предмет как выполнение или организацию выполнения услуг, связанных с перевозкой груза, а сопоставление этого термина с иными терминами, содержащимися, в частности, в вышеуказанном Законе и в иных нормативно-правовых актах, необходимо производить с учетом общего принципа, предусмотренного пунктом 2 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ.
Закон оперирует понятием "транспортно-экспедиционная деятельность", определяя его как оказание услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта, а совокупное толкование различных норм Закона (например, пункта 1 статьи 1, пунктов 4-6 статьи 3, пунктов 1, 5 статьи 4 и других) позволяет установить, что термин "транспортно-экспедиционная деятельность" по смыслу Закона обозначает деятельность, осуществляемую на основании договора транспортной экспедиции. При этом, как следует из содержания статьи 1 Закона, конкретные услуги, оказываемые в рамках транспортно-экспедиционной деятельности, обозначаются в Законе как "экспедиционные услуги".
В Правилах транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 № 554, используются термины "договор транспортной экспедиции", "транспортно-экспедиционная деятельность" и "транспортно-экспедиционные услуги". Представляется, что первые два термина используются в тех же значениях, которые придаются им главой 41 Гражданского кодекса Российской Федерации и Законом, соответственно. Термин "транспортно-экспедиционные услуги" определен как "услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза", что соответствует определениям первых двух названных выше терминов. Из пункта 4 Правил следует, что оказание транс-портно-экспедиционных услуг является предметом договора транспортной экспедиции.
Пункт 1 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит открытый перечень услуг, которые могут являться предметом договора транспортной экспедиции. Квалифицирующим признаком этих услуг является их взаимосвязь с договором перевозки. Второй абзац названного пункта содержит некоторые примеры обязанностей, которые могут составить предмет договора транспортной экспедиции. К ним относятся: организация перевозки совместно с консультированием клиента о наиболее приемлемом виде транспорта и маршруте или без такого консультирования; заключение договора(ов) перевозки экспедитором от своего имени или от имени клиента; обеспечение отправки, получения груза.
С учетом того, что перечень услуг является открытым, а соответствующие нормы - диспози-тивными, предметом договора транспортной экспедиции могут быть и иные услуги, связанные с перевозкой. В российской юридической литературе отмечается: "число различных вариантов договора об отдельных транспортно-экспедиционных операциях и услугах не поддается определению, впрочем так же, как и число различных возможных сочетаний самих транспортно-экспедиционных услуг. Во всех подобных случаях договоры, заключаемые между экспедиторскими организациями и клиентами, столь разные по своему предмету и содержанию, должны признаваться договорами транспортной экспедиции, так как предмет всех указанных договоров составляет оказание клиенту со стороны экспедитора услуг, связанных с перевозкой груза".
Таким образом, законодательство не позволяет очертить закрытый круг действий, которые могут стать предметом договора транспортной экспедиции. Необходимо в каждом конкретном случае определять, оказываются ли услуги в связи с перевозкой груза и с целью организации (обеспечения, реализации) такой перевозки, т.е. квалифицирующим признаком транспортной экспедиции является связь оказанных услуг с перевозкой груза.
Из содержания статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что договор транспортной экспедиции может содержать или не содержать обязанность экспедитора заключить договор перевозки. В любом случае, для квалификации услуг как транспортно-экспедиционных необходима их нацеленность на обеспечение перевозки. Как указывается в научной литературе, для других, схожих договоров оказания услуг "характерны либо иная специальная цель, либо отсутствие такой специальной цели".
Указанная правовая позиция согласуется с выводами Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, изложенными в постановлении от 15.02.2013 по делу № А32-43736/2011.
Суд первой инстанции правомерно признал ссылку налогового органа о наличии у заявителя заключенных договоров с ОАО «Ейский морской порт» и с ООО «Директория - Новый морской порт» на оказание аналогичных услуг необоснованной, поскольку действующее налоговое законодательство Российской Федерации не запрещает экспедитору привлекать для оказания части своих услуг третьих лиц.
Суд первой инстанции, учитывая совокупность изложенных выше обстоятельств, пришел к обоснованному выводу о том, что по услугам, оказанным по договорам с фирмой «TELFAG» (от 31.05.2010 № YEISK-01/2010), ООО «Бунге СНГ» (от 30.06.2011 № Т03/03-11), ООО «Краснодарзернопродукт-Экспо» (от 01.07.2011 № ТС06/06-11) у общества имелись достаточные правовые основания для применения 0% ставки НДС.
Из текста оспариваемого решения налоговой инспекции следует, что в налоговой декларации за 4 квартал 2011 года обществом отражен оборот по ставке 0% НДС в сумме 7 642 863,00 рублей, в том числе:
-по услугам экспедирования и хранения угля, организации перевозки и экспедирования зерновых грузов - 7 088 451,95 рубель;
-по агентскому вознаграждению - 554 891,06 рубель;
-по услугам по снабжению водой - 52 213,30 рубля.
По результатам проверки налоговый орган признал необоснованным применение 0% ставки НДС в части транспортно-экспедиционных услуг и агентского вознаграждения.
Согласно уточненным требованиям, общество оспаривает доначисления недоимки, пени и штрафа только в части транспортно-экспедиционных услуг.
В дополнении к отзыву налогового органа от 05.06.2014 инспекцией приведен расчет доначисленных в оспариваемом решении сумм по агентскому вознаграждению, из которого следует, что подлежащий уплате в бюджет по результатам проверки НДС по агентскому вознаграждению в размере 99 880, 39 рублей, пени в сумме 16 583,69 рубля, штрафа в сумме 215 659 рублей.
Суд исходя из положений статей 41, 801, 805 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 № 554, и применительно к установленным по делу обстоятельствам пришел правильному выводу о том, что в 4 квартале 2011 года общество правомерно применило ставку 0% по НДС при реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договоров транспортной экспедиции при организации международной перевозки, следовательно, доначисление НДС, пени и привлечение к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа, неправомерно.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в дело доказательства согласно требованиям ст. 162 АПК РФ и оценив их в совокупности и взаимосвязи с учетом положений ст. 71 АПК РФ, считает, что суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что требования общества подлежат удовлетворению.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.03.2014 г. по делу № А32-28915/2012.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
В целом, отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что общество документально подтвердило правомерность применения ставки «0» процентов, представило полный пакет документов, позволяющий идентифицировать конкретный перечень оказываемых услуг.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.06.2014 по делу
№ А32-32320/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий Д.В. Николаев
Судьи Н.В. Сулименко
ФИО2