ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-15438/20 от 18.11.2020 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-20471/2018

25 ноября 2020 года                                                                          15АП-15438/2020

Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2020 года .

Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2020 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ереминой О.А.,

судей Величко М.Г., Шапкина П.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коноплевым И.А.

при участии:

от ООО «Водоканал» - ФИО1, доверенность от 19.10.2020, удостоверение;

от муниципального предприятия «Водоканал» муниципального образования Гулькевичский район – представитель Вчерашний Р.В., доверенность от 17.02.2020,

остальные лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили, извещены,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО «Водоканал»

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 30.07.2020 по делу № А32-20471/2018
по иску администрации Николенского сельского поселения Гулькевичского района
к ответчикам - ООО «Водоканал», ООО Агрофирма «Победа»
при участии третьих лиц - Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, МП «Водоканал» муниципального образования Гулькевичский район
о признании сделки недействительной,

УСТАНОВИЛ:

администрация Николенского сельского поселения Гулькевичского района (далее – истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал» (далее -
ООО «Водоканал»), общество с ограниченной ответственностью Агрофирма «Победа» (далее – ООО Агрофирма «Победа») о признании недействительным договор купли-продажи объектов недвижимости от 01.08.2010, заключенный между ООО Агрофирма «Победа» и ООО «Водоканал», применении  последствия недействительности ничтожной сделки посредством аннулирования в Едином государственном реестре недвижимости регистрационных записей о праве собственности ООО «Водоканал» (ИНН <***>) в отношении следующего имущества:

- в отношении скважины N 2813, кадастровый номер 23:06:0000000:927, инвентарный номер 00000930, глубина 536 м, год завершения строительства 1966, расположенной по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский р-н, с. Николенское (регистрационная запись N 23-23/015-23/015/014/2016-085/2 от 29.04.2016);

- в отношении скважины N 3217, кадастровый номер 23:06:1001008:21, инвентарный номер 00000932, глубина 500 м, год завершения строительства 1969, расположенной по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский р-н, с. Николенское (регистрационная запись N 23-23/015-23/015/014/2016-065/2 от 29.04.2016);

- в отношении скважины N 4457, кадастровый номер 23:06:1001000:368, инвентарный номер 00001292, глубина 502 м, год завершения строительства 1974, расположенной по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский р-н, с. Николенское (регистрационная запись N 23-23/015-23/015/014/2016-067/2 от 29.04.2016);

- в отношении скважины N 1764, кадастровый номер 23:06:1002001:516, инвентарный номер 00001473, глубина 430 м, год завершения строительства 1961, расположенной по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский р-н, с. Николенское (регистрационная запись N 23-23/015-23/015/014/2016-069/2 от 29.04.2016);

- в отношении скважины N 6374, кадастровый номер 23:06:1001000:367, инвентарный номер 00000936, глубина 481 м, год завершения строительства 1982, расположенной по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский р-н, с. Николенское (регистрационная запись N 23-23/015-23/015/014/2016-071/2 от 29.04.2016);

- в отношении скважины N 4994, кадастровый номер 23:06:1001000:371, инвентарный номер 00001468, глубина 439 м, год завершения строительства 1976, расположенной по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, с. Николенское (регистрационная запись N 23-23/015-23/015/014/2016-073/2 от 29.04.2016);

- в отношении скважины N 1890, кадастровый номер 23:06:1001000:369, инвентарный номер 00000931, глубина 528 м, год завершения строительства 1963, расположенной по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский р-н, х. ФИО2 (регистрационная запись N 23-23/015-23/015/014/2016-083/2 от 29.04.2016);

- в отношении скважины N 4402, кадастровый номер 23:06:1001000:370, инвентарный номер 00001103, глубина 512 м, год завершения строительства 1973, расположенной по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский р-н, х. Вербовый (регистрационная запись N 23-23/015-23/015/014/2016-081/2 от 29.04.2016);

- в отношении скважины N 4980, кадастровый номер 23:06:1001012:26, инвентарный номер 00000931, глубина 450 м, год завершения строительства 1976, расположенной по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский р-н, х. ФИО3 (регистрационная запись N 23-23/015-23/015/014/2016-079/2 от 29.04.2016);

- в отношении скважины N 1880, кадастровый номер 23:06:1001001:106, инвентарный номер 00001104, глубина 529 м, год завершения строительства 1963, расположенной по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский р-н, х. Орлов (регистрационная запись N 23-23/015-23/015/014/2016-077/2 от 29.04.2016);

- в отношении здания очистных сооружений, кадастровый номер 23:06:1002015:325, инвентарный номер 00000965, площадь 43 кв. м, год ввода в эксплуатацию 1971, год завершения строительства 1971, расположенного по адресу: Краснодарский край, р-н Гулькевичский, с/п Николенское, <...> (регистрационная запись N 23-23/015-23/015/014/2016-075/2 от 29.04.2016) (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.07.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с указанным судебным актом, ООО «Водоканал» обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает следующее. ООО Агрофирма «Победа» является универсальным правопреемником коллективного хозяйства «Победа»; спорные объекты были построены за сет средств предприятия и при его реорганизации в муниципальную собственность не передавались. С учетом постановления № 86 и положения о реорганизации колхозов о предприятия отсутствовала обязанность по передачи в муниципальную собственность принадлежащих ему объектов социальной сферы. Спорный договор заключен сторонами 01.08.2010, фактически исполнен в части оплаты 21.02.2012; право собственности ООО «Водоканал» зарегистрировано в апреле 2016 года. Кроме того, по мнению заявителя, истцом пропущен срок исковой давности, с учетом осведомленности о переходе права собственности на спорные объекты водоснабжения с 2010 года.

В отзыве на апелляционную жалобу администрация просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В отзыве на апелляционную жалобу МП «Водоканал» муниципального образования Гулькевичский район просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представитель ООО «Водоканал» доводы жалобы поддержал.

Представитель муниципального предприятия «Водоканал» муниципального образования Гулькевичский район отклонил доводы жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.

Остальные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 20.02.1992 принято постановление главы администрации Гулькевичского района Краснодарского края N 139 «О регистрации акционерного общества закрытого типа «Победа».

14.07.1993 принято постановление главы администрации Гулькевичского района Краснодарского края N 562 «О перерегистрации АО «Победа» в колхоз «Победа».

15.05.1995 принято постановление главы администрации Гулькевичского района Краснодарского края N 318 «О перерегистрации колхоза «Победа» в сельскохозяйственный производственный кооператив «Победа».

01.11.2002 зарегистрирована организация сельскохозяйственный производственный кооператив «Победа» и внесена в Единый государственный реестр юридических лиц запись сведений о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, сельскохозяйственному производственному кооперативу «Победа» присвоен ОГРН <***>.

01.09.2006 произошло прекращение деятельности юридического лица (СПК «Победа») путем реорганизации в форме преобразования в ООО Агрофирма «Победа» (ОГРН <***>).

01.08.2010 между ООО Агрофирма «Победа» (продавец) и ООО «Водоканал» (покупатель) был заключен договор купли-продажи объектов недвижимости (далее - договор).

Согласно условиям договора, продавец обязуется передать в собственность покупателя, а покупатель принять и оплатить в соответствии с условиями настоящего договора недвижимое имущество, именуемое в дальнейшем «объекты»:

1) объекты, расположенные по адресу: <...>: скважина разведочно-эксплуатационная (Артскважина) N 2813, год ввода в эксплуатацию 1966, инвентарный номер 00000930, общей глубиной 536,0 м; стальная водонапорная башня Рожновского, общей глубиной 15 м (пункт 1.1.1 договора);

2) объекты, расположенные по адресу: <...>: скважина разведочно-эксплуатационная (Артскважина) N 3217, год ввода в эксплуатацию 1969, инвентарный помер 00000932, общей глубиной 500,0 м; стальная водонапорная башня Рожновского, общей глубиной 18 м; нежилое здание служебного павильона литер «В» общей площадью 33,2 кв.м (пункт 1.1.2 договора);

3) объекты, расположенные по адресу: <...>: скважина разведочно-эксплуатационная (Артскважина) N 4457, год ввода в эксплуатацию 1974 инвентарный номер 00001292, общей глубиной 502,0 м; стальная водонапорная башня Рожновского, общей глубиной 12 м (пункт 1.1.3 договора);

4) объекты, расположенные по адресу: <...>: скважина разведочно-эксплуатационная (Артскважина) N 1764, год ввода в эксплуатацию 1961, инвентарный номер 00001473, общей глубиной 430,0 м; стальная водонапорная башни Рожновского, общей глубиной 15 м (пункт 1.1.4 договора);

5) объекты, расположенные по адресу: <...>: скважина разведочно-эксплуатационная (Артскважина) N 6374, год ввода в эксплуатацию 1982, инвентарный помер 00000936, общей глубиной 481,0 м; стальная водонапорная башня Рожновского, общей глубиной 18 м, инвентарный номер 00000936, год ввода в эксплуатацию 2001 (пункт 1.1.5 договора);

6) объекты, расположенные по адресу: <...>: скважина разведочно-эксплуатационная (Артскважина) N 3823, год ввода в эксплуатацию 1971, инвентарный номер 00001372, общей глубиной 550,0 м; стальная водонапорная башня Рожновского, общей глубиной 10 м, инвентарный номер 00001373, год ввода в эксплуатацию 1970; нежилое здание служебного павильона литер «В» общей площадью 21,2 кв.м (пункт 1.1.6 договора);

7) объекты, расположенные по адресу: <...>: скважина разведочно-эксплуатационная (Артскважина) N 4994, год ввода в эксплуатацию 1976, инвентарный номер 00001468, общей глубиной 439,0 м; стальная водонапорная башня Рожновского, общей глубиной 18 м, инвентарный номер 00001107, год ввода в эксплуатацию 1986; нежилое здание служебного павильона литер «В» общей площадью 24,0 кв. м (пункт 1.1.7 договора);

8) объекты, расположенные по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, х. ФИО2, ул. Степная, 10 «А»: скважина разведочно-эксплуатационная (Артскважина) N 1890, год ввода в эксплуатацию 1963, инвентарный номер 00000931, общей глубиной 528,0 м; стальная водонапорная башня Рожновского, общей глубиной 12 м, инвентарный номер 00001470, год ввода в эксплуатацию 1973 (пункт 1.1.8 договора);

9) объекты, расположенные по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, х. Вербовый, ул. Заречная, 417 «А»: скважина разведочно-эксплуатационная (Артскважина) N 4402, год ввода в эксплуатацию 1973, инвентарный помер 00001103, общей глубиной 512,0 м; стальная водонапорная башня Рожновского, общей глубиной 8 м, инвентарный номер 00000935, год ввода в эксплуатацию 1988 (пункт 1.1.9 договора);

10) объекты, расположенные по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, х. ФИО3, ул. Советская, 17 «А»: скважина разведочно-эксплуатационная (Артскважина) N 4980, год ввода в эксплуатацию 1976, инвентарный номер 00000931, общей глубиной 528,0 м; стальная водонапорная башня Рожновского, общей глубиной 12 м, инвентарный номер 00001470, год ввода в эксплуатацию 1973 (пункт 1.1.10 договора);

11) объекты, расположенные по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, х. Орлов, ул. Октябрьская, 306 «А»: скважина разведочно-эксплуатационная (Артскважина) N 1880, год ввода в эксплуатацию 1963, инвентарный номер 00001104, общей глубиной 529,0 м; стальная водонапорная башня Рожновского, общей глубиной 12 м, инвентарный номер 00001106, год ввода в эксплуатацию 1985; нежилое здание служебный павильон литер «В» общей площадью 46,8 кв. м (пункт 1.1.11 договора);

12) объекты, расположенные по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, с. Николенское: артезианская скважина СТФ N 4455, год ввода в эксплуатацию 1967; стальная водонапорная башня Рожновского (СТФ), год ввода в эксплуатацию 1985 (пункт 1.1.12 договора);

13) объекты, расположенные по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, с. Николенское: артезианская скважина химсклад N 5932, год ввода в эксплуатацию 1974 (пункт 1.1.13 договора);

14) объекты, расположенные по адресу: <...>, здание очистных сооружений, год ввода в эксплуатацию 1981, инвентарный номер 00000965 (пункт 1.1.14 договора);

15) объекты, расположенные по адресу: <...> ЗОА, здание очистных сооружений, год ввода в эксплуатацию 1982 (пункт 1.1.15 договора);

16) объекты, расположенные по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, с. Николенское, водопроводные сети протяженностью 35000 м и канализационные сети протяженностью 30000 м (пункт 1.1.16 договора).

Согласно пункту 1.2 договора, отчуждаемые объекты расположены на земельном участке из земель поселений, с разрешенным использованием для эксплуатации и обслуживания зданий и сооружений системы водоснабжения и канализации, находящемся в постоянном (бессрочном) пользовании продавца на основании Государственного акта на право пользования землей A-I N 247851, выданного 12.05.1982 Исполнительным комитетом Гулькевичского районного Совета народных депутатов.

В соответствии с пунктом 1.3 договора, отчуждаемые объекты принадлежат продавцу на основании: свидетельства о государственной регистрации юридического лица, выданное 01.09.2006 Инспекцией ФНС России по Гулькевичскому району Краснодарского края, серии 23 N 006045423, устава ООО Агрофирма «Победа», передаточного акта от 03.07.2006.

Указанные в пункте 1.1 настоящего договора объекты проданы по договоренности между продавцом и покупателем по цене 730 216 руб., уплачиваемых покупателем продавцу в порядке, предусмотренном соглашением о порядке расчетов за приобретенные объекты недвижимости по договору купли-продажи от 01.08.2010 (пункт 3 договора).

Актом приема-передачи от 01.08.2010 спорные объекты были переданы
ООО «Водоканал».

Договор был зарегистрирован Управлением Росреестра по Краснодарскому краю 29.04.2016.

Письмом от 26.05.2017 N 1188 МП «Водоканал» уведомило администрацию о том, что МП «Водоканал» являлось арендатором сетей водоснабжения и водоотведения в соответствии с договором аренды и в настоящее время договор аренды расторгнут, в связи с чем, необходимо определить новую гарантирующую организацию.

Таким образом, администрации стало известно, что собственником сетей водоснабжения и водоотведения на территории Николенского сельского поселения Гулькевичского района является ООО «Водоканал», которое стало собственником сетей посредством заключения договора от 01.08.2010.

Как указывает истец, спорное имущество не могло поступить в собственность ООО «Агрофирма «Победа» в порядке приватизации государственного предприятия в силу положений постановления Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991, согласно которым объекты водопроводно-канализационного хозяйства были отнесены к собственности соответствующего муниципального образования, следовательно, ООО «Агрофирма «Победа» не могло распоряжаться спорным имуществом, производя его отчуждение ООО «Водоканал».

Полагая, что договор купли-продажи является недействительной (ничтожной) сделкой, администрация обратились с настоящим иском в арбитражный суд.

Суд апелляционной инстанции соглашается с доводом истца о том, что в соответствии с законодательством, действовавшим на момент реорганизации СПК колхоз «Тысячный», не предусматривалось отчуждение из публичной собственности объектов водопроводно-канализационного хозяйства.

Постановлением Правительства Российской Федерации N 708 от 04.09.1992 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» (далее - постановление N 708) предусматривалось, что при приватизации сельскохозяйственных предприятий по желанию членов трудовых коллективов этих хозяйств могут быть образованы, в том числе, СПК. Объекты социальной сферы и инженерной инфраструктуры колхозов и совхозов могут передаваться в собственность соответствующим местным органам власти (пункты 5, 6 постановления N 708).

Пунктом 13 постановления N 708 закреплялось, что определение размера индивидуальных имущественных паев определяется на основании оценки стоимости всего имущества реорганизуемого предприятия. Общий паевой фонд определяется как разница между активами и пассивами баланса предприятия. При этом из стоимости имущества исключаются стоимость объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, передаваемых бесплатно, других объектов, для которых действующим законодательством установлен особый режим приватизации (жилищный фонд совхоза, объекты образования и здравоохранения и др.), а также стоимость неделимого фонда, если таковой создается.

Пунктами 5, 6 постановления Правительства Российской Федерации N 86 от 29.12.1991 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» закреплялось, что колхозы и совхозы могут передавать в собственность сельских (поселковых) Советов народных депутатов объекты социальной сферы, жилой фонд, внутрихозяйственные дороги, системы энергообеспечения, водоснабжения, газоснабжения, телефонизации и другие объекты. При этом обязательства по государственным кредитам, использованным на строительство перечисленных объектов, переходят сельским (поселковым) Советам народных депутатов. Колхозы и совхозы имеют право продать или сдать в аренду жилой фонд и некоторые другие объекты социальной сферы (кроме объектов образования).

Во исполнение постановления N 86 министром Минсельхоз Российской Федерации и председателем Госкомитета по управлению госимуществом 10.02.1992 была утверждена Инструкция о порядке передачи, продажи и сдачи в аренду имущества колхозов и совхозов муниципальным органам.

Пунктами 2, 3 раздела «общие положения» Инструкции закреплялось, что в состав имущества, передаваемого (продаваемого) колхозами и совхозами муниципальным органам, включаются:

- объекты социальной сферы (школы, дома культуры, быта, детсады, медпункты и др.);

- жилой фонд;

- имущество общего пользования (внутрихозяйственные дороги, системы энергообеспечения, водоснабжения, газоснабжения, телефонизации и др.).

Право выбора способов передачи имущества принадлежит трудовому коллективу. В интересах коллектива ряд объектов социальной инфраструктуры может оставаться на балансе предприятий, создаваемых на основе реорганизации колхозов и совхозов. Решение трудового коллектива, колхоза, совхоза о безвозмездной передаче социальной инфраструктуры в собственность сельских (поселковых) Советов народных депутатов согласовывается с сельским (поселковым) Советом, которому передаются указанные объекты. В случае несогласия сельского (поселкового) Совета народных депутатов решение об указанной передаче принимает районный Совет народных депутатов.

Пунктами 1, 3, 4 раздела «Порядок передачи, продажи и сдачи в аренду имущества» закреплялось, что В колхозах и совхозах по данным материалов инвентаризации составляется перечень объектов социальной сферы, жилого фонда, объектов общего пользования с указанием их остаточной стоимости, которые подлежат передаче, продаже или сдаче в аренду муниципальным органам.

Безвозмездная передача объектов социальной сферы общего пользования оформляется актом передачи - приема имущества. При этом указывается в акте пообъектно непогашенная задолженность по долгосрочным кредитам, затраченным на их строительство На объекты социальной сферы и жилые дома, продаваемые сельским (поселковым) Советам народных депутатов, составляется договор купли-продажи, а при сдаче их в аренду - договор аренды с приложением к ним перечня продаваемых и сдаваемых в аренду объектов.

Из выше приведенных норм права следует, что все имущество, подлежащее передаче колхозами в собственность муниципалитета подразделялась законодателем на 3 группы: объекты социальной сферы, жилой фонд и имущество общего пользования, к которой относились системы энергообеспечения, водоснабжения, газоснабжения, телефонизации и др.

При этом в собственность муниципалитета на основании договора купли-продажи колхозы могли отчуждать только объекты социальной сферы и жилой фонд, данные объекты также могли быть переданы на праве аренды, в связи с чем именно трудовой коллектив мог определять способ распоряжения данными видами имущества. Все имущество общего пользования подлежало передаче колхозом в собственность соответствующего муниципалитета безвозмездно, в данной части трудовой коллектив фактически не имел права выбора способа передачи данного имущества муниципалитету.

Постановлением Правительства Российской Федерации N 724 от 17.07.1995 «О передаче объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную собственность» (далее - постановление N 724) одобрены разработанные Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации рекомендации о передаче объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную собственность.

В пункте 2 постановления N 724 закреплено, что передача объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную собственность осуществляется на основании решений трудовых коллективов указанных организаций, утвердивших перечни передаваемых объектов.

Согласно пункту 3 постановления N 724 в перечень объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций, подлежащих передаче в муниципальную собственность, могут включаться:

1) объекты социальной сферы (общеобразовательные школы, детские дошкольные учреждения, клубы и дома культуры, лагеря труда и отдыха, кинотеатры, библиотеки, больницы, амбулатории, поликлиники и фельдшерско-акушерские пункты, аптеки, физкультурно-оздоровительные учреждения, санатории, профилактории, плавательные бассейны, стадионы);

2) обобществленный жилищный фонд;

3) объекты бытового обслуживания (комбинаты, дома и комнаты быта, комплексные приемные пункты, ателье, гостиницы);

4) объекты торговли и общественного питания (магазины, кафе. столовые, рестораны);

5) объекты коммунального хозяйства (внутрипоселковые сети канализации, водопроводы, тепловые сети, котельные, сети газоснабжения, автомобильные дороги, водозаборные сооружения, сооружения по очистке питьевой воды и канализационных стоков, объекты благоустройства и озеленения, бани и прачечные);

6) объекты инженерной инфраструктуры (внешние сети водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, телефонизации, межпоселковые автомобильные дороги);

7) другие объекты общего пользования на селе.

Объекты социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций передаются в муниципальную собственность безвозмездно вместе с технической документацией, необходимой для их эксплуатации, и без дополнительных условий по ремонту (пункт 4 постановления N 724).

В соответствии с пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - постановление N 3020-1), объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

В соответствии с пунктом 1 приложения N 3 «Объекты, относящиеся к муниципальной собственности» постановления N 3020-1 от 27.12.1991 объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов:

1) жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения;

2) жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты, перечисленные в данном приложении;

3) объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов;

4) другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных (в городах) Советов народных депутатов (местной администрации).

Таким образом, приложением N 3 объекты инженерной инфраструктуры отнесены к объектам муниципальной собственности.

Пунктом 5 постановления N 3020-1 установлено, что оформление передачи объектов, указанных в пункте 2 постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп утвержден Порядок составления и утверждения перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах), согласно которого в перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность, могут быть включены только объекты, относящиеся к муниципальной собственности, в соответствии с приложением N 3 к постановлению N 3020-1.

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» (далее - постановление N 235), с целью освобождения предприятий от несвойственных им функций по содержанию объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 2027 от 28.10.1994 «О полномочиях Правительства Российской Федерации по осуществлению передачи объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» утверждено Положение о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность (далее - Положение).

Пунктом 2 постановления N 235 установлено, что для передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность: 1) предприятия, находящиеся в стадии приватизации, вносят перечни таких объектов в планы приватизации отдельным разделом; 2) предприятия, планы приватизации которых утверждены, вносят в установленном порядке изменения в планы приватизации, включая в них перечни передаваемых объектов.

Согласно пункту 1 названного Положения оно определяет условия и порядок передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность и распространяется на приватизированные, находящиеся в стадии приватизация и неприватизированные предприятия.

Пунктом 2 Положения установлено, что передаче в муниципальную собственность подлежат объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 N 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», в том числе:

1) сооружения и сети водопровода и канализации, котельные, тепловые сети, электрические сети, объекты благоустройства, другие сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры (за исключением находящихся на территории предприятий);

2) эксплуатационно-ремонтные организации, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов коммунального хозяйства (за исключением находящихся на территории предприятий);

3) машины и механизмы (транспортные средства, землеройная, уборочная техника и другое оборудование), предназначенные исключительно для эксплуатации и технического обслуживания передаваемых объектов, по нормам, действующим в жилищно-коммунальном хозяйстве. По договоренности сторон возможна замена указанных технических средств на другие или передача финансовых средств на приобретение машин и механизмов.

Суд первой инстанции обоснованно указал, что в приведенный перечень имущества, подлежащего передаче муниципалитету, в том числе включены сооружения и сети водопровода и канализации. Объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения не подлежали включению в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ (производственных кооперативов) при приватизации (реорганизации).

Постановлением N 235 был установлен порядок передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежащих приватизации и переданных акционерному обществу на баланс по договору, из федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.

На основании указанных положений норм действовавшего законодательства предприятия, планы приватизации которых на момент принятия постановления N 235 были утверждены, должны были внести соответствующие изменения в планы приватизации, указав, что имеющиеся в их владении объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не вошедшие в состав приватизируемого имущества данного предприятия, передаются в государственную собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность.

Таким образом, объекты коммунально-бытового и социально-культурного назначения (имущество общего пользования колхозов) не подлежали включению в уставные капиталы обществ (складочные капиталы СПК) при реорганизации или приватизации, право собственности на такие объекты у созданных в процессе реорганизации обществ (СПУ) не возникало. Объекты социальной и инженерной инфраструктуры организаций (колхозов) передавались в муниципальную собственность безвозмездно вместе с технической документацией, необходимой для их эксплуатации, и без дополнительных условий по ремонту.

Необходимо отметить, что нормами выше приведенных нормативно-правовых актов закреплялось, что данные объекты не подлежали приватизации (реорганизации), их стоимость не включалась в формируемый уставный (складочный) капитал создаваемого общества (СПК).

Суд апелляционной инстанции отмечает, что положения постановлений N 86 от 29.12.1991 и N 724 от 17.07.1995 не могли вступать в противоречие и отменять положения выше приведенных норм постановления N 3020-1, Указов Президента Российской Федерации. Фактически постановления N 86 и N 724 устанавливало лишь процедуру передачи объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную собственность. В то время как нормами выше приведенных нормативно-правовых актов закреплялось, что данные объекты не подлежали приватизации, их стоимость не включалась в формируемый уставный (складочный) капитал создаваемого общества (СПК).

Кооператив вправе иметь в собственности любое имущество, за исключением имущества, отнесенного законодательством Российской Федерации к федеральной, иной государственной или муниципальной собственности (пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 08.05.1996 N 41-ФЗ «О производственных кооперативах»).

С учетом изложенного, в порядке реорганизации агрофирма не могла приобрести право собственности на объекты коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры. Следовательно, не могла и распоряжаться данными объектами посредством их отчуждения третьим лицам.

Аналогичный правовой подход изложен в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2019 по делу N А32-20445/2018, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.01.2020 N Ф08-3195/2019.

Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением N 3 к постановлению N 3020-1.

Поскольку соответствующие объекты являются объектами муниципальной собственности в силу положений названного выше постановления N 3020-1, спорные объекты должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. Отсутствие акта передачи спорного имущества от колхоза муниципалитету, как и утвержденного перечня объектов муниципальной собственности, само по себе не свидетельствует о том, что спорные объекты не являются объектами муниципальной собственности.

В соответствии с частью 2 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (редакция от 06.12.2011) (далее - Закон N 131-ФЗ) в собственности поселений могут находиться: имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона N 131-ФЗ (действующая редакция) в собственности муниципальных образований может находиться: имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения (глава 3 данного Закона).

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся:

1) составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;

4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Согласно абзацу 4 пункта 1 приложения N 3 к постановлению N 3020-1 спорные объекты, которые на момент разграничения государственной собственности располагались на территории, находящейся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, отнесены к объектам муниципальной собственности как объекты инженерной инфраструктуры.

Как разъяснено в пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 15 от 11.06.1997 «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий», объекты, указанные в приложении N 3 к постановлению N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что право муниципальной собственности на спорное имущество возникает в силу прямого указания закона.

Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент заключения договора) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка) (пункт 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (подпункт 1, 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривалось, что срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

Федеральным законом Российской Федерации N 100-ФЗ от 07.05.2013 были внесены изменения в содержание выше указанных статей Гражданского кодекса Российской Федерации.

В новой редакции статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Пунктом 1 статьи 181 Кодекса предусмотрено, что срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки.

В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 43 от 29.09.2015 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что положения ГК РФ о сроках исковой давности и правилах их исчисления в редакции Федерального закона N 100-ФЗ от 07.05.2013 применяются к требованиям, возникшим после вступления в силу указанного закона, а также к требованиям, сроки предъявления которых были предусмотрены ранее действовавшим законодательством и не истекли до 1 сентября 2013 года (пункт 9 статьи 3 Закона N 100-ФЗ).

В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ответчики заявили о применении последствий пропуска срока исковой давности по заявленным требованиям.

Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Пунктами 1, 2 статьи 199 Кодекса закреплено, что требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Пунктами 1, 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения (пункт 1 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Поскольку истцы не являются стороной оспариваемой сделки, срок исковой давности следует исчислять не с начала ее исполнения, а с даты государственной регистрации прав в отношении спорного недвижимого имущества за обществом (со дня, когда третьи лица узнали или должны были узнать о начале исполнения сделки). Для третьих лиц (истца) видимость собственника на недвижимое имущество возникает с момента внесения в ЕГРН записи о правообладателе.

Поскольку договор купли-продажи спорного имущества был зарегистрирован в ЕГРН 29.04.2016, с исковым заявлением по настоящему делу истец обратился 29.05.2018, истцом не пропущен срок исковой давности, установленный нормами пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Судом первой инстанции принято во внимание, что истец не является и не являлся учредителем МП «Водоканал», которое фактически с 2009 года эксплуатирует спорные объекты коммунальной инфраструктуры населенных пунктов, в связи с чем суд не усмотрел оснований полагать, что истцу на момент заключения спорного договора было доподлинно известно об основаниях владения спорным имуществом иными третьими лицами. В связи с этим, утверждение администрацией истца МП «Водоканал» в качестве гарантирующего поставщика в 2013 году само по себе не предоставляло администрациям право вмешиваться в хозяйственную деятельность МП «Водоканал», проверяя основания владения им тем или иным имуществом.

Суд пришел к выводу о том, что для истца информированность о собственнике на недвижимое имущество возникает с момента получения письма от 26.05.2017 за N 1188 от МП «Водоканал», в котором общество уведомило администрацию о том, что МП «Водоканал» являлось арендатором сетей водоснабжения и водоотведения в соответствии с договором аренды и в настоящее время договор аренды расторгнут, в связи с чем, необходимо определить новую гарантирующую организацию. В свою очередь, администрации также стало известно, что собственником сетей водоснабжения и водоотведения является ООО «Водоканал», которое получило данный статус посредством заключения договора купли-продажи не позднее 26.05.2017.

Таким образом, в нарушение установленного законом порядка реорганизации предприятия ООО «Агрофирма «Победа» осуществила распоряжение спорным имуществом, производя его отчуждение ООО «Водоканал», в нарушение требований законодательства.

Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы ответчиков о том, что объекты недвижимого имущества, выступающие предметом оспариваемого договора, были возведены за счет собственных средств агрофирмы, на основании следующего.

Прежде всего, указанные в договоре купли-продажи объекты недвижимости были введены в эксплуатацию в период с 1961 по 1988 годы. Следовательно, оснований полагать, что вышеуказанные объекты были возведены за счет средств агрофирмы, не имеется. Соответственно, согласно приложению N 3 к постановлению N 3020-1 данные объекты подлежали отнесению к муниципальной собственности.

Годы строительства выше указанных объектов недвижимости со стороны
ООО «Агрофирма «Победа» и ООО «Водоканал» не подтверждены первичными учетными документами, как и тот факт, что данные объекты были начаты строительством и были возведены исключительно за счет собственных средств. Вместе с тем, заключая оспариваемую сделку, ООО «Агрофирма «Победа» в отсутствие к тому правовых оснований стремилось передать в собственность ООО «Водоканал» не отдельные участки водопроводно-канализационной системы населенных пунктов, а инженерную инфраструктуру водопроводно-канализационной системы в целом (сложная вещь).

Согласно статье 134 Гражданского кодекса Российской Федерации, действовавшей в редакции на момент заключения договора, если разнородные вещи образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, они рассматриваются как одна вещь (сложная вещь). Действие сделки, заключенной по поводу сложной вещи, распространяется на все ее составные части, если договором не предусмотрено иное.

Таким образом, ООО «Агрофирма «Победа» фактически создало улучшения чужого имущества - инженерной инфраструктуры водопроводно-канализационной системы (сложной вещи), что влечет для ответчика возникновение соответствующих рисков. В том числе ООО «Агрофирма «Победа», будучи поставленным в известность о выше приведенном факте, не могло не понимать, что оно в последующем будет не вправе противопоставлять собственнику сложной вещи довод об улучшении данного имущества как основание для отказа в судебной защите права последнего в судебном порядке.

При таких обстоятельствах, улучшение (увеличение) ООО «Агрофирма «Победа» чужой сложной вещи (водопроводно-канализационных сетей посредством строительства и прочее), которые не могут быть использованными в отрыве от данных сетей, не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленного иска, так как не устраняет существенный порок сделки - отчуждение сложной вещи неуполномоченным лицом.

При таких обстоятельствах, усматривается, что спорный договор купли-продажи объектов недвижимости является недействительной (ничтожной) сделкой в силу положений статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи, с чем иск администраций удовлетворен правомерно.

Согласно пункту 4 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе, если это необходимо для защиты публичных интересов, и в иных предусмотренных законом случаях.

Как указывалось ранее, все спорное имущество, выступавшее предметом договора купли-продажи, в настоящее время находится в фактическом владении МП «Водоканал». Вместе с тем, в результате совершения данной сделки в ЕГРН были необоснованно внесены регистрационные записи о праве собственности
ООО «Водоканал» на объекты недвижимого имущества, входящие в сложную вещь. В данном случае истец, являясь невладеющим собственником, избрал надлежащий способ защиты права путем аннулирования в ЕГРН записей о праве собственности ООО «Водоканал» на спорное имущество. Правомерность нахождения спорного имущества в фактическом владении МП «Водоканал» признается администрацией, как его собственником, в том числе по мотиву того, что предприятие выступает гарантирующим поставщиком коммунальных услуг. Следовательно, у администрации отсутствует необходимость в восстановлении владения своим имуществом посредством его истребования из чужого незаконного владения ответчиков, нарушение прав истца заключается исключительно в наличии неправомерно внесенных в ЕГРН регистрационных записей о права собственности
ООО «Водоканал» в отношении спорного имущества. При таких обстоятельствах, в целях восстановления нарушенных субъективных прав муниципального образования суд первой инстанции правомерно в качестве применения последствий недействительности ничтожной сделки аннулировал данные записи, как внесенные в государственный реестр в отсутствие к тому законного основания, что в полной мере восстанавливает нарушенный законный интерес администрации.

Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.

Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.

При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.

Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.07.2020 по делу
№ А32-20471/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                                         О.А. Еремина

Судьи                                                                                                           М.Г. Величко

              П.В. Шапкин