ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А53-17135/2020
11 декабря 2020 года 15АП-15576/2020
Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2020 года .
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
при участии:
от ИП ФИО1 а: представитель ФИО2, по доверенности от 18.01.2019, паспорт;
от Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону: представитель ФИО3, по доверенности от 27.11.2019, удостоверение,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 19.08.2020 по делу № А53-17135/2020
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***> ОГРНИП <***>)
к Департаменту имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону
(ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным отказа в заключении договора о размещении нестационарного торгового объекта,
по встречному иску Департамента имущественно-земельных отношений города Ростована-Дону (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к индивидуальному предпринимателю ФИО1
(ИНН <***> ОГРНИП <***>)
об освобождении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, ИП ФИО1, предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону (далее – департамент) в заключении договора о размещении нестационарного торгового объекта по адресу: <...>, 12А-12/1, площадью
8 кв.м., без проведения конкурса.
Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону обратился со встречным иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 об освобождении земельного участка с кадастровым номером 61:44:0011122:1980, площадью 8 кв.м., расположенный по адресу:
г. Ростов – на - Дону, пр.. М. Нагибина, дом 12, 12-а-12/1.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 19.08.2020 в удовлетворении заявления ИП ФИО1 отказано. Исковые требования Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону удовлетворены. Суд возложил обязанность на ИП ФИО1 в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу освободить, привести в первоначальное состояние и передать по акту приема - передачи Департаменту имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону земельный участок с кадастровым номером 61:44:0011122:1980, площадью 8 кв.м., расположенный по адресу: г. Ростов- на- Дону, пр.. М. Нагибина, дом 12, 12-а-12/1. С
ИП ФИО1 в доход федерального бюджета взыскано 6 000 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП ФИО1 обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об обязании департамента заключить с предпринимателем договор о размещении нестационарного торгового объекта.
Апелляционная жалоба и дополнение мотивированы тем, что отказ ДИЗО ИП ФИО1 в переоформлении договора без проведения конкурса являются незаконным. Суд незаконно признал первичным малозначительный и несостоятельный факт наличия Уведомления ДИЗО о расторжении договора. При решении этого вопроса суд обязан был руководствоваться значимыми фактами для дела и основывать выводы по представленным в материалы дела доказательствам.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону указал на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Определением председателя судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений от 30.11.2020 в связи с нахождением судьи Пименова С.В. в отпуске, в составе суда произведена замена на судью Ефимову О.Ю., в связи с чем, рассмотрение дела начинается с самого начала в порядке статьи 18 АПК РФ.
В судебном заседании представитель индивидуального предпринимателя ФИО1 в судебном заседании заявил ходатайство о приобщении пояснений к апелляционной жалобе с приложением к материалам дела.
Представитель Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону возражал в удовлетворении заявленного ходатайства о приобщении пояснений к апелляционной жалобе с приложением к материалам дела.
Суд удовлетворил ходатайство о приобщении пояснений к апелляционной жалобе с приложением к материалам дела.
Представитель индивидуального предпринимателя ФИО1 доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ИП ФИО1 и департаментом имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону был заключен договор аренды № 35464 от 22.07.2014 земельного участка с кадастровым номером 61:44:0011122:1980, площадью 8 кв.м., по адресу: <...> 12,12а-12/1, для использования в целях эксплуатации временного размещения нестационарного объекта - павильона для реализации продовольственных товаров (цветы), в границах, указанных в кадастровым паспорте участка, прилагаемом к договору и являющимся неотъемлемой частью.
Срок аренды установлен по 31 декабря 2015 года.
01.11.2019 департаментом имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону в адрес заявителя направлено уведомление (исх.№ 59-30-164/14) о прекращении договора аренды.
20.02.2020 заявитель обратилась в департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону с заявлением о заключении договора о размещении нестационарного торгового объекта без проведения конкурса.
18.03.2020 департаментом имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону в адрес заявителя направлено уведомление (исх. № 59-30-5453/14) об отказе в заключении договора о размещении нестационарного торгового объекта без проведения конкурса.
Обращаясь с настоящим требованием в суд, предприниматель указал, что полагает себя лицом, сохранившим право пользования земельным участком, претендующим на внеконкурсное размещение нестационарного торгового объекта.
В свою очередь, департамент, указывая, что земельный участок после прекращения действия договора аренды не был возвращен, обратился в суд с иском об освобождении земельного участка.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства: нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности; несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту.
В силу пункта 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским и земельным законодательством.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса закреплено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса следует, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании Схемы в соответствии с Законом № 381-ФЗ.
В силу части 1 статьи 10 Закона № 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов, разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона № 381 - ФЗ).
Часть 6 статьи 10 Закона № 381 -ФЗ определяет, что утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно, как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Названная норма закрепляет право пользователей нестационарных торговых объектов на осуществление предпринимательской деятельности по ранее согласованным местам размещения объектов вплоть до окончания срока предоставления земельного участка под нестационарные объекты торговли и (или) права на ведение торговли в указанном месте.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, действующей с 01.03.2015, размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381 -ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Постановлением Правительства Ростовской области от 18.09.2015 № 583 «О некоторых вопросах, связанных с размещением нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена» (в редакции от 28.08.2019) регламентирует процедуру оформления прав на размещение нестационарных торговых объектов после прекращения действия ранее заключенных договоров аренды земельных участков, закрепляя, что договоры о размещении нестационарных торговых объектов могут заключаться без проведения торгов в случае размещения нестационарного торгового объекта, ранее размещенного на том же месте, предусмотренном схемой размещения нестационарных торговых объектов, хозяйствующим субъектом, надлежащим образом исполнявшим свои обязательства по договору аренды земельного участка, заключенному до 1 марта 2015 года и действующему на день подачи хозяйствующим субъектом заявления о заключении договора о размещении нестационарного торгового объекта без проведения торгов.
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 N 225-О, осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер. Положение части 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой. Органы местного самоуправления не лишены возможности решать вопросы размещения нестационарных торговых объектов в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем, чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.
Подпунктом 2 пункта 1, пунктом 2 статьи 6 Закона N 381-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесены разработка и принятие нормативных правовых актов в области государственного регулирования торговой деятельности, а органов местного самоуправления - создание условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
Правовые отношения по заключению и исполнению договоров на размещение нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Ростов-на-Дону» урегулированы постановлением от 30.12.2015 № 1351, в соответствии с пунктом 1.1 которого нестационарные торговые объекты, представляющие собой объекты торгового назначения, бытового обслуживания, общественного питания, расположенные во временных сооружениях или временных конструкциях, не связанных прочно с землей, вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижных сооружениях, на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Ростова-на-Дону, или государственная собственность на которые не разграничена, площадью, не превышающей 99 кв. м включительно, размещаются на основании договоров о размещении НТО сроком до 5 лет в соответствии со схемой.
При этом, договоры о размещении нестационарных торговых объектов заключаются по результатам конкурса, проведенного в порядке, установленном вышеназванным положением, либо без проведения конкурса для размещения нестационарных торговых объектов, функционирующих во время проведения праздничных, фестивальных мероприятий, имеющих краткосрочный характер (до 10 дней), а также в случаях, предусмотренных пунктом 2.2 постановления от 18.09.2015 № 583. Предоставление права на размещение нестационарных торговых объектов по результатам конкурса устанавливается сроком до 5 лет (пункт 1.5), в конкурсе вправе принимать участие индивидуальные предприниматели и юридические лица, подавшие заявку о предоставлении права на размещение нестационарных торговых объектов по форме согласно приложению № 2 к постановлению от 18.09.2015 № 583 с приложением документов, указанных в пункте 2.3 положения и предоставившие документ (копии документа), подтверждающий перечисление задатка (пункт 2.2).
В силу пункта 2.2 Постановления Правительства Ростовской области от 18.09.2015 №583 «О некоторых вопросах, связанных с размещением нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена» (в редакции от 28.08.2019), договоры о размещении нестационарных торговых объектов могут заключаться без проведения торгов в случае размещения нестационарного торгового объекта, ранее размещенного на том же месте, предусмотренном схемой размещения нестационарных торговых объектов, хозяйствующим субъектом, надлежащим образом исполнявшим свои обязательства по договору аренды земельного участка, заключенному до 1 марта 2015 г. и действующему на день подачи хозяйствующим субъектом заявления о заключении договора о размещении нестационарного торгового объекта без проведения торгов.
Статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В порядке статьи 608 Гражданского кодекса Российской Федерации, право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование.
Статья 614 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность арендатора своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором.
В силу п. 1 статьи 622 Гражданского кодекса Российской Федерации при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Апелляционной коллегией не принимается довод предпринимателя о том, что если арендатор надлежащим образом исполняет существенные условия договора, заключенного до 1 марта 2015г., договор аренды земельного участка считается пролонгированным на неопределенный срок, по спорному договору ИП ФИО1 неоднократно обращался заявлениями о переоформлении договора без проведения конкурса, ввиду следующего.
Из материалов дела следует, что по договору аренды № 35464 от 22.07.2014 ИП ФИО1 предоставлялся земельный участок с кадастровым номером 61:44:0011122:1980, площадью 8 кв.м., по адресу: <...> 12,12а-12/1, для использования в целях эксплуатации временного размещения нестационарного объекта - павильона для реализации продовольственных товаров (цветы).
Согласно акту обследования от 30.10.2019 на спорном земельном участке был расположен павильон - телега по продаже цветов, который был закрыт, т.е. не использовался заявителем.
Аналогичный акт обследования составлен сотрудником департамента 02.03.2020, отмечено, что предпринимателем деятельность не осуществляется.
Срок аренды сторонами устанавливался до 31 декабря 2015 года.
01.11.2019 департаментом имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону в адрес заявителя направлено уведомление (исх.№ 59-30-164/14) о прекращении договора аренды.
Департаментом также представлены сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, согласно которым на расстоянии 1,91 м. от юго-западной границы спорного земельного участка проходит подземная теплотрасса.
В связи с отказом арендодателя от договора аренды земли, ранее возобновленных на неопределенный срок по правилам пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса, он прекратил свое действие, арендатор не исполнил свое обязательство по возврату участков арендодателю (статья 622 Гражданского кодекса).
Законные основания для использования участка отсутствуют, поскольку доказательства заключения договоров о размещении нестационарных торговых объектов в установленном действующим законодательством порядке в материалах дела отсутствуют.
Условия, установленные пунктом 2.2 Постановления Правительства Ростовской области от 18.09.2015 №583 «О некоторых вопросах, связанных с размещением нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена» для заключения договора на размещение НТО без конкурса, не соблюдены. На день подачи заявления о заключении договора о размещении нестационарного торгового объекта без проведения торгов договор аренды был прекращен.
На дату обследования - 30.10.2019 НТО в соответствии с условиями договора аренды не использовался заявителем.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.07.2020 по делу № А53-9092/2019.
Ссылка предпринимателя на иную судебную практику подлежит отклонению апелляционной коллегией, поскольку данные судебные акты приняты по иным фактическим обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.08.2020 по делу
№ А53-17135/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий М.В. Соловьева
Судьи О.Ю. Ефимова
С.С. Филимонова