ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-17316/2022
14 октября 2022 года 15АП-16101/2022
Резолютивная часть постановления объявлена октября 2022 года .
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания
ФИО1,
при участии:
от АО «НЭСК-электросети» посредством информационной системы «Картотека арбитражных дел» в режиме веб-конференции: представитель ФИО2 по доверенности от 01.01.2022, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы веб-конференции апелляционную жалобу акционерного общества «НЭСК-электросети»
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 16.08.2022 по делу № А32-17316/2022
по заявлению акционерного общества «НЭСК-электросети» (ИНН: <***>,
ОГРН: <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
(ИНН <***>, ОГРН <***>)
при участии третьего лица: Яковлева Валерия Валерьевича
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество АО «НЭСК-электросети» (далее – АО «НЭСК-электросети», общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее – управление) от 14.03.2022 № 023/04/9.21- 6318/2021 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.08.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
АО «НЭСК-электросети» обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования в полном объёме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в действиях общества отсутствует и УФАС по КК не установлен. Общество предприняло все зависящие от него меры для надлежащего выполнения обязанности по переоформлению (восстановлению) документов о технологическом присоединении, в соответствии требованиями Правил
№ 861.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От АО «НЭСК-электросети» поступило ходатайство об участии представителя в судебном заседании в режиме веб-конференции.
Суд удовлетворил заявленное ходатайство об участии представителя АО «НЭСК-электросети» в судебном заседании в режиме веб-конференции.
В судебном заседании представитель АО «НЭСК-электросети» доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 05.10.2022 объявлялся перерыв до 12.10.2022 до 12 час. 05 мин.
Информация о времени и месте продолжения судебного заседания размещена в информационном сервисе «Календарь судебных заседаний» на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
После объявленного перерыва представитель АО «НЭСК-электросети» не подключился к судебному заседанию в режиме веб-конференции.
Суд не усматривает технических неполадок информационной системы «Картотека арбитражных дел» и считает возможным продолжить судебное разбирательство.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как установлено судом первой инстанции, 14.03.2022 Краснодарским УФАС России в отношении АО «НЭСК-электросети» вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 023/04/9.21-6318/2021, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.9.21 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Заявитель считает указанное постановление незаконным, необоснованным и подлежащим отмене ввиду следующего.
Поводом возбуждения дела об административном правонарушении № 023/04/9.21- 6318/2021 явилось обращение с жалобой ФИО3 в Краснодарское УФАС России по факту нарушения Сетевой организацией п. 105 Правил технологического присоединения № 861 путем нарушения срока размещения в личном кабинете заявителя проекта договора об осуществлении технологического присоединения по заявке от 04.11.2021 № 55-003752 на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, <...>.
Как указывает заявитель, 04.11.2021 в системе СИРЗ АО «НЭСК-электросети» была размещена заявка № 55-003752 на осуществление технологического присоединения индивидуального жилого дома с приусадебным участком для объектов жилой застройки по адресу: г. Новороссийск, <...>, изолированная часть жилого дома с отдельным входом 4. Запрашиваемая максимальная мощность 15 кВт, существующая мощность 0 кВт.
ФИО3 к заявке ТП прилагалась выписка из ЕГРН от 16.01.2021 на объект недвижимости, назначение «Жилое помещение», наименование «Изолированная часть жилого дома с отдельным входом № 4», расположенные на 2 этаже, мансарда б/н в жилом помещении по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, <...>, и выписка ЕГРН от 16.01.2021 на земельный участок, расположенный по данному адресу, принадлежащий Заявителю на праве общей долевой собственности в размере 1/6 доли в праве.
В ходе рассмотрения заявки установлено, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств по указанному адресу уже было осуществлено ранее в установленном законом порядке, что подтверждается Актом АРБП № 2799 от 09.12.2011, подписанным между АО «НЭСК-электросети» и гр. ФИО4
Таким образом, по результатам рассмотрения вышеуказанной заявки в адрес заявителя направлен ответ от 08.11.2021 исх. № 55.5.НС-08/5827 о невозможности рассмотрения заявки ТП (с учетом указанной в заявке существующей мощности «0 кВт») и разъяснена возможность подачи заявки на увеличение существующей мощности.
Вышеуказанное письмо от 08.11.2021 исх. № 55.5.НС-08/5827 размещено в личном кабинете ФИО3
В связи с не устранением замечаний в установленный законом срок, заявка № 55-003752 аннулирована.
В обоснование своих доводов Краснодарское УФАС России ссылается на непредставление обществом документов, подтверждающих переход права к ФИО3 на энергопринимающее устройство или объекты электроэнергетики, которые были ранее надлежащим образом присоединены к сетям АО «НЭСК-электросети».
Заявитель не согласен с указанным выводом антимонопольного органа, как противоречащий нормам действующего законодательства, и указывает, что в отношении энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: г. Новороссийск, <...>, ранее надлежащим образом выполнено технологическое присоединение, что подтверждается АРБП № 2799 от 09.12.2011, следовательно, технологическое присоединение объекта имеется и фактически спорный объект снабжается электрической энергией, следовательно, повторное проведение данной процедуры в отношении части жилого помещения не требуется.
Указанные обстоятельств, по мнению заявителя, свидетельствуют о том, что Краснодарским УФАС России при рассмотрении дела об административном правонарушении № 023/04/9.21-6318/2021 и вынесении постановления не установлены все обстоятельства и доказательства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, сделаны выводы, противоречащие имеющимся в материалах дела доказательствам, с нарушением норм материального права, что послужило основанием для обращения в суд.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие события и состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно частям 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частями 1, 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Субъектом правонарушения является организация-субъект естественной монополии.
АО «НЭСК-электросети» включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду деятельности - услуги по передачи электрической энергии.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии определены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ).
Услугой по передаче электрической энергии согласно статье 3 Федерального закона № 35-ФЗ признается комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.
В пункте 1 статьи 26 Федерального закона № 35-ФЗ определено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 26 Федерального закона № 35-ФЗ технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
В соответствии с абзацем 15 пункта 1 статьи 26 Федерального закона № 35-ФЗ по договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе по урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Как следует из материалов дела, в Краснодарское УФАС России поступило обращение ФИО3, на действия АО «НЭСК-электросети» (далее – Сетевая организация).
Согласно материалам, приложенным к обращению, 04.11.2021 ФИО3 подана заявка на технологическое присоединение к электрическим сетям АО «НЭСК-электросети» ЭПУ жилого помещения №4, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, <...> (далее - Объект).
Заявка зарегистрирована АО «НЭСК-электросети» 04.11.2021 вх. №55-003752 (далее - Заявка).
В Заявке на технологическое присоединение указана максимальная присоединяемая мощность 15 кВт (с учетом ранее присоединенной 0 кВт), класс напряжения 0,4 кВ, категория надежности III.
Таким образом, Заявитель относится к категории потребителей, указанных в пункте 14 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила технологического присоединения № 861).
Письмом от 08.11.2021 №55.5НС-08/5827 Сетевая организация сообщила заявителю о том, что по адресу Объекта уже имеется технологическое подключение на имя ФИО4, в связи с чем, дальнейшая работа по Заявке не представляется возможной.
Правилами технологического присоединения № 861 определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, регламентирована процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определены существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), установлены требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
На основании пункта 3 Правил технологического присоединения №861, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил.
Пунктом 10 Правил технологического присоединения № 861 определены документы, которые должны быть приложены к заявке.
Пунктом 14 Правил технологического присоединения №861 определен список документов, который должен быть представлен к заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
Согласно пункту 11 Правил технологического присоединения №861, сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами технологического присоединения, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные Правилами технологического присоединения.
Согласно п. 105 Правил технологического присоединения № 861 в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):
условия «типового договора» об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;
счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил;
технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктом 25(1) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом «л» пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);
инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.
В случае отсутствия у заявителя личного кабинета потребителя сетевая организация обязана его зарегистрировать и сообщить заявителю порядок доступа к личному кабинету потребителя, включая получение первоначального доступа к личному кабинету, регистрацию и авторизацию потребителя, определяемый в соответствии с едиными стандартами качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.
В рамках административного расследования по делу № 023/04/9.21-6318/2021 в обоснование отказа Сетевой организации в осуществлении технологического присоединения Объекта ФИО3 по причине наличия его технологического присоединения к электрическим сетям представлена копия акта разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности от 09.12.2011, согласно которому имеется технологическое присоединение земельного участка под ИЖС, принадлежащего ФИО5, и расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, <...> (кад. № 23:47:0119055:176).
Не принимается довод апелляционной жалобы о том, что в отношении энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: г. Новороссийск, <...>, ранее надлежащим образом выполнено технологическое присоединение, что подтверждается АРБП № 2799 от 09.12.2011, следовательно, технологическое присоединение объекта имеется и фактически спорный объект снабжается электрической энергией, следовательно, повторное проведение данной процедуры в отношении части жилого помещения не требуется, по следующим основаниям.
Из представленных Заявителем документов установлено, что согласно договору купли-продажи от 17.12.2020 №23АВ0637700 ФИО3 приобрел 1/6 земельного участка с кадастровым номером 23:47:0119055:176 и жилое помещение с кад.
№ 23:47:0119055:1655 - изолированная часть жилого дома с отдельным входом №4.
В выписке из ЕГРН на объект недвижимого имущества с кад.
№ 23:47:0119055:1655, указано, что данное жилое помещение является изолированной частью жилого дома с отдельным входом №4.
В Заявке от 04.11.2021 вх. №55-003752 ФИО3 просил осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, <...> - изолированная часть жилого дома с отдельным входом №4.
Согласно части 4 пункта 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), в случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются.
Документы, подтверждающие переход права к ФИО3 на энергопринимающее устройство или объекты электроэнергетики, которые были ранее надлежащим образом присоединены к сетям АО «НЭСК-электросети», не представлено.
Указанная позиция согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.10.2022 по делу № А32-12342/2022.
При изложенных обстоятельствах у АО «НЭСК-электросети» отсутствовали основания для отказа ФИО3 в осуществлении технологического присоединения Объекта.
Учитывая дату поступления Заявки на технологическое присоединение Объекта (04.11.2021) Сетевая организация должна была разместить в личном кабинете заявителя документы, предусмотренные п. 105 Правил № 861 не позднее 19.11.2021. АО «НЭСК-электросети» включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду деятельности - услуг по передачи электрической энергии.
Согласно ст. 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям
- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи,
- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Так как ранее АО «НЭСК-электросети» (ранее - ПАО «Кубаньэнерго») привлечено к административной ответственности по ст. 9.21 КоАП Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2021 № А32-23160/2020, за повторное совершение административного правонарушения ответственность предусмотрена ч. 2
ст. 9.21 КоАП РФ.
Таким образом, в действиях АО «НЭСК-электросети», выразившихся в нарушении требований п. 105 Правил технологического присоединения № 861, содержится нарушение ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Местом совершения правонарушения является - место расположения
АО «НЭСКэлектросети» - 350033, <...>.
Время совершения правонарушения: 19.11.2021 - дата, до которой
АО «НЭСКэлектросети» должно было разместить в личном кабинете Заявителя документы, предусмотренные п. 105 Правил технологического присоединения № 861 по результатам рассмотрения заявки от 04.11.2021 вх. №55-003752.
При возбуждении дела об административном правонарушении № 023/04/9.21-6318/2021 должностным лицом Краснодарского УФАС России, ФИО3 признан потерпевшей стороной по делу.
В соответствии со ст. 1.7 КоАП, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В адрес АО «НЭСК-электросети» направлено определение о возбуждении дела об административном правонарушении от 30.12.2021 № 37641/6, в котором указано, что в отношении АО «НЭСК-электросети» возбуждено дело об административном правонарушении № 023/04/9.21-6318/2021, в связи с чем 28.01.2022 состоится составление протокола, законному представителю либо представителю по доверенности АО «НЭСК-электросети» необходимо явиться в Краснодарское УФ АС России для дачи объяснений по факту нарушения, а также подписания и получения протокола об административном правонарушении (указанное определение направлено в адрес АО «НЭСК-электросети» и получено посредством почтовой связи).
28.01.2022 должностным лицом Краснодарского УФАС России вынесены определения об отложении составления протокола и о продлении срока проведения административного расследования по делу № 023/04/9.21-6318/2021 на 28.02.2022 (указанные определения получено АО «НЭСК-электросети» 07.02.2022 -посредством почтовой связи).
28.02.2022 должностным лицом Краснодарского УФАС России составлен протокол по делу №023/04/9.21-6318/2021 об административном правонарушении об административном правонарушении и вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела на 14.03.2022 (указанный протокол и определение получены представителем АО «НЭСКэлектросети» 28.02.2022).
При рассмотрении дела должностным лицом обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность, не установлено.
14.03.2022 заместителем руководителя Краснодарского УФАС России
ФИО6, в присутствии представителя АО «НЭСК-электросети» ФИО2 (доверенность от 01.01.2022 № 09.НС-27/22-6) и в отсутствие потерпевшей стороны - ФИО3, по результатам рассмотрения материалов дела № 023/04/9.21-6318/2021 вынесено постановление о наложении штрафа.
Суд первой инстанции правомерно не нашел оснований для применения к заявителю положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющего существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (абзац 3 пункта 21 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 приводимого постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершённого лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что не находит оснований для вывода об отсутствии угрозы охраняемым общественным отношениям. Доказательств исключительности обстоятельств совершенного правонарушения не представлено.
Судом первой инстанции также не установлено наличие оснований для замены административного штрафа предупреждением ввиду следующего.
Частью 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи.
В силу части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Судом первой инстанции установлено, что заявитель не является субъектом малого и среднего предпринимательства, в связи с чем, назначенное обществу административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, имеющихся в материалах дела, но не подтверждающих позицию заявителя жалобы, не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.08.2022 по делу
№ А32-17316/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий М.В. Соловьева
Судьи О.Ю. Ефимова
С.В. Пименов