ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-52716/2021
17 октября 2022 года 15АП-16112/2022
Резолютивная часть постановления объявлена октября 2022 года .
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания
ФИО1,
при участии:
от Министерства природных ресурсов Краснодарского края посредством информационной системы «Картотека арбитражных дел» в режиме веб-конференции: представитель ФИО2 по доверенности от 14.12.2021, паспорт; представитель ФИО3 по доверенности от 03.02.2022, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы веб-конференции апелляционную жалобу Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 28.07.2022 по делу № А32-52716/2021
по заявлению Министерства природных ресурсов Краснодарского края
(ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее - заявитель, министерство) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением признании недействительным предписания Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Южное межрегиональное управление Росприроднадзора, управление) от 26.08.2021 № 04-23-88-Н-1.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.07.2022 признано недействительным предписание от 26.08.2021 № 04-23-88-Н-1 об устранении выявленных нарушений вынесенное Южным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в отношении Министерства природных ресурсов Краснодарского края.
Не согласившись с принятым судебным актом, Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что за период 2016-2018 гг. Министерством осуществлено лишь одно мероприятие в рамках осуществления мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации в части предотвращения истощения водных объектов, ликвидации загрязнения и засорения («Расчистка устьевой части реки Гастогай (Гастогайка) в Краснодарском крае», протяженностью 6 км), что является недолжной организацией соответствующей работы Министерства в данном направлении. П.1 предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований 26.08.2021 № 04-23-88-Н-1 в срок до 16.12.2021: Министерством природных ресурсов Краснодарского края выполнен и снят с контроля. Таким образом, вынесенное решение противоречит вступившим в законную силу судебным актам по делу № А32-4706/2020.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От Министерства природных ресурсов Краснодарского края поступило ходатайство об участии представителя в судебном заседании в режиме веб-конференции.
Суд удовлетворил заявленное ходатайство об участии представителя Министерства природных ресурсов Краснодарского края в судебном заседании в режиме веб-конференции.
От Южного межрегионального управления Росприроднадзора поступило ходатайство об участии представителя в судебном заседании в режиме веб-конференции.
Суд протокольным определением удовлетворил заявленное ходатайство об участии представителя Южного межрегионального управления Росприроднадзора в судебном заседании в режиме веб-конференции.
Представитель Министерства природных ресурсов Краснодарского края возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
В назначенное время представитель Южного межрегионального управления Росприроднадзора не подключился к судебному заседанию в режиме веб-конференции.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 05.10.2022 объявлялся перерыв до 12.10.2022
до 11 час. 45 мин.
Информация о времени и месте продолжения судебного заседания размещена в информационном сервисе «Календарь судебных заседаний» на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
После объявленного перерыва представитель Министерства природных ресурсов Краснодарского края возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
После объявленного перерыва представитель Южного межрегионального управления Росприроднадзора не обеспечил явку в судебное заседание в режиме веб-конференции.
Суд не усматривает технических неполадок информационной системы «Картотека арбитражных дел» и считает возможным продолжить судебное разбирательство.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции, управлением на основании приказа от 16.04.2021 № 290 проведена внеплановая документарная проверка министерства, в ходе которой установлено, что в соответствии с приказом Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу от 19.11.2018 № 503/КНД, в период с 26.11.2018 по 21.12.2018 управлением проведена плановая выездная проверка полноты и качества исполнения Министерством природных ресурсов Краснодарского края переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, государственной экологической экспертизы, охраны и использования объектов животного мира, не отнесенных к водным биоресурсам, в том числе в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, контроля за расходованием средств, представляемых на осуществление органами государственной власти субъектов Российской в Федерации, переданных им указанных полномочий Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета, в пределах своей компетенции.
Так, в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2005 № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданы отдельные полномочия Российской Федерации в области водных отношений, в том числе:
- предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование;
- осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации;
- осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Анализируя работу Министерства в части осуществлений мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, управлением установлено, что в период 2015-2016 гг. министерством фактические работы по предотвращению истощения водных объектов, ликвидации загрязнения и засорения не осуществлялись.
За период 2017-2018 гг. министерством осуществлено одно мероприятие -«Расчистка устьевой части реки Гастогай (Гастогайка) в Краснодарском крае», протяженность 6 км., организованное в рамках поручения Администрации Президента Российской Федерации от 20.05.2010 № А26-15-399399 «О принятии мер по сохранению от пересыхания Витязевского лимана в Краснодарском крае».
21.12.2018 министерству было выдано предписание об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований № 02/2018-04 в срок до 01.10.2019: Обеспечить исполнение полномочий в рамках осуществления мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации в части предотвращения истощения водных объектов, ликвидации загрязнения и засорения, включая проектные работы.
На основании приказа от 29.09.2019 № 01.04/726 управлением в отношении министерства проведена внеплановая проверка на предмет исполнения требований ранее выданного предписания № 02/2018-03, в ходе которой установлено, что предписание
№ 02/2018-03 министерством не исполнено (зафиксировано в акте проверки от 01.11.2019 № 05-02-96-Н), в связи с чем, Министерству повторно выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 01.11.2019 № 05-02-96-Н-1.
Пунктом 2 предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 01.11.2019 № 05-02-96-Н-1 министерству предписывалось в срок до 02.06.2020 обеспечить исполнение полномочий в рамках осуществления мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации в части предотвращения истощения водных объектов, ликвидации загрязнения и засорения, включая проектные работы.
Письмами управления от 28.08.2020 № АЧ-04-14173 и от 20.11.2020 № ЕЛ-04-21464 сроки исполнения предписания продлены до 01.12.2020 и до 01.03.2021.
Согласно акту документарной проверки от 29.12.2021, 22.04.2021 Росводресурсами был утвержден перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений в 2021 году по Краснодарскому краю. Данный перечень содержит мероприятие, запланированное на 2021 год: разработка проектной и рабочей документации «Расчистка русла р. 2-я Кочеты от
ул. Крайней до трассы М4-Дон, а также р. 1 -я Кочеты в ст-це Динской, выше ж/д моста».
Во исполнение указанного мероприятия, между министерством и
ООО «Экотектор» был заключен контракт от 22.06.2021 № 20.
На основании изложенного, управлением сделан вывод о том, что министерством не обеспечено исполнение полномочий в части: Обеспечить исполнение полномочий в рамках осуществления мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации в части предотвращения истощения водных объектов, ликвидации загрязнения засорения, включая проектные работы выявленных нарушений обязательных требований (пункта 1 предписания от 26.08.2021 № 04-23-88-Н-1), о чем был составлен акт документарной проверки от 26.08.2021 №04-23-88-Н.
На момент проведения проверки в августе 2021 года, управлением сделан вывод о том, что министерством ненадлежащим образом осуществлена организация работы в указанном направлении, что послужило основанием для выдачи заявителю предписания от 26.08.2021 № 04-23-88-Н-1 с требованием устранить нарушение подпункта 2 пункта 1 Приказа Минприроды России от 22.10.2020 № 846 «Об утверждении Примерного перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации», пункта 2 предписания от 30.04.2021 № 04-23-3 9-Н-1 об устранении выявленных нарушений обязательных требований в части не обеспечения исполнения полномочий в рамках осуществления мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации в части предотвращения истощения водных объектов, ликвидации загрязнения и засорения, включая проектные работы. Срок устранения нарушений 16.12.2021.
Полагая, что выданное предписание управления является незаконным, министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса и пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Поскольку предписание - это обязательный для исполнения документ установленной формы, составленный и направленный (врученный) от имени уполномоченного по контролю органа конкретному лицу и содержащий требования об обязательном выполнении всех пунктов выданного предписания лицом, допустившим нарушения законодательства, в установленный в нем срок и сообщения об этом контролирующему органу, арбитражный суд при рассмотрении дела о его оспаривании должен установить обеспечено ли при вынесении предписания контролирующим органом соблюдение норм действующего законодательства, а также законных интересов нарушителя или иных лиц, не превышая разумно необходимые меры воздействия на них.
Предписание должно содержать законные требования, которым на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
Выданным юридическому лицу предписанием должны возлагаться только реально исполнимые обязанности. Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Заявитель в силу положений статьи 65 АПК РФ обязан доказать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих доводов.
Российской Федерацией в соответствии со статьей 26 Водного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия в области осуществления мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 2 пункта 1 Приказа Минприроды России от 22.10.2020 № 846 «Об утверждении Примерного перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации» к осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации относится предотвращение истощения водных объектов, ликвидация загрязнения и засорения, включая проектные работы.
Согласно статье 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета.
В силу части 2 статьи 7.1 Водного кодекса Российской Федерации закупки работ на выполнение водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для обеспечения государственных и муниципальных нужд органами государственной власти, органами местного самоуправления осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых юридическими лицами и физическими лицами, не являющимися субъектами регулирования указанного законодательства.
Пунктом 3 статьи 26.20 Федерального закона от 6 октября 1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации несут ответственность за осуществление переданных полномочий, в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставленных на осуществление полномочий.
Объем субвенций, предоставляемый ежегодно из федерального бюджета, является расчетной величиной, определяемой Федеральным агентством водных ресурсов самостоятельно, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2019 № 92.
Размер субвенции зависит от общего объема субвенций, предоставляемых для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также коэффициента водохозяйственной обстановки на территории субъекта Российской Федерации.
Перечень мероприятий, реализуемых министерством в рамках осуществления переданных полномочий в области водных отношений, формируется министерством в пределах доведенных лимитов бюджетных ассигнований, учитывая целесообразность, первоочередность, социальную значимость данных мероприятий.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 № 629 «Об утверждении Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений» согласовывают с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Минприроды России.
Из материалов дела следует, что органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданы отдельные полномочия Российской Федерации в области водных отношений, в том числе: осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, а также осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
22.04.2021 Росводресурсами утвержден перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений в 2021 году по Краснодарскому краю.
Указанный перечень содержит мероприятие, запланированное на 2021 год: разработка проектной и рабочей документации «Расчистка русла р. 2-я Кочеты от
ул. Крайней до трассы М4-Дон, а также р. 1 -я Кочеты в ст-це Динской, выше ж/д моста».
Во исполнение указанного мероприятия, между министерством и
ООО «Экотектор» был заключен контракт от 22.06.2021 № 20. Актом № 1 подтверждается приемка выполненных работ по контракту от 22.06.2021 № 20, что управлением не оспаривалось и отражено в акте документарной проверки от 29.12.2021года.
На основании изложенного, учитывая, что предписание является документом, содержащим требования об устранении допущенных нарушений законодательства, выдача министерству предписания с требованием исполнить подпункт 2 пункта 1 Приказа Минприроды России от 22.10.2020 № 846 «Об утверждении Примерного перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации», а также пункта 1 предписания от 26.08.2021 № 04-23-3 9-Н-1 являлась незаконной и необоснованной, поскольку на момент выдачи оспариваемого предписания со стороны министерства отсутствовали нарушения в области водных отношений.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что материалами дела подтверждается, что Министерством природных ресурсов Краснодарского края в полном объеме исполнены запланированные мероприятия на 2021 во исполнение переданных административному органу полномочий по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации в части предотвращения истощения водных объектов, ликвидации загрязнении и засорения.
Указанные проектные работы проведены в рамках доведенного финансирования и утвержденного перечня мероприятий на 2021 год.
Апелляционной коллегией не принимаются доводы Управления о том, что министерству надлежало организовать и провести какие-либо иные мероприятия, направленные на осуществление мер по охране водных объектов или их частей, как основанные на неверном понимании указанных выше положений. Решение о финансировании каждого отдельного мероприятия, запланированного в определенный период, принимается Федеральным агентством водных ресурсов самостоятельно, на основании представленных предложений субъектов Российской Федерации, в рамках доведенных лимитов, исходя из принципов эффективности расходования бюджетных средств.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что заявленные требования министерства являются законными и обоснованными, оспариваемое предписание противоречит вышеперечисленным нормативным актам, в связи с чем, у заинтересованного лица отсутствовали основания для вынесения оспариваемого предписания.
В связи с чем, судом первой инстанции предписание от 26.08.2021 №743 об устранении выявленных нарушений вынесенное Южным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Южное межрегиональное управление Росприроднадзора) в отношении Министерства природных ресурсов Краснодарского края обоснованно признано недействительным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебной коллегией рассмотрены и отклоняются, поскольку не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.07.2022 по делу
№ А32-52716/2021 с учётом определения от 24.08.2022 об исправлении опечатки оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий М.В. Соловьева
Судьи О.Ю. Ефимова
С.В. Пименов