ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-16437/19 от 21.10.2019 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-23488/2019

24 октября 2019 года                                                                         15АП-16437/2019

Резолютивная часть постановления объявлена октября 2019 года .

Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2019 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Филимоновой С.С.,

судей Ильиной М.В., Соловьевой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,

при участии представителя заявителя ФИО1 по доверенности от 18.10.2019, заинтересованного лица ФИО2 по доверенности от 19.12.2018,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

общества с ограниченной ответственностью фирма "Кубаньалкоопт"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 31.07.2019 по делу № А32-23488/2019 (судья Пристяжнюк А.Г.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью фирма "Кубаньалкоопт"
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью фирма "Кубаньалкоопт" (далее – заявитель, общество, ООО фирма "Кубаньалкоопт") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее – заинтересованное лицо, управление) о признании незаконным постановления от 30.04.2019 № 09-16-19/149 о привлечении к административной ответственности и изменении его в части назначения наказания на административный штраф в размере 75 000 рублей (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 31.07.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), просил решение отменить.

Апелляционная жалоба мотивирована истечением срока давности привлечения к административной ответственности, нарушением порядка проведения административного расследования, возможностью снижения назначенного штрафа ниже низшего предела.

Управление с доводами жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представители сторон поддержали правовые позиции по делу.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва управления, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, согласно проведенному анализу информации о деятельности юридических лиц посредством использования федеральных государственных информационных систем должностным лицом МРУ Росалкогольрегулирования по ЮФО было установлено, что ООО "Кубаньалкоопт" (ИНН <***>) при осуществлении деятельности по закупке, хранению и поставке алкогольной продукции на основании лицензии 233АП0006150, сроком действия до 23.11.2021, допущены факты нарушения установленного порядка учета объемов оборота алкогольной продукции в Единой государственной автоматизированной информационной системе (далее - ЕГАИС), а именно: - нарушение сроков фиксации в ЕГАИС информации о закупках (возврат) алкогольной продукции по ТТН-0261613328 № РХ43 от 25.01.2019г. (дата фиксации в ЕГАИС - 18.02.2019г.) и ТТН - 0257220579 № 2Б-0000001 (дата фиксации в ЕГАИС - 20.02.2019г.).

Согласно сведениям ЕГАИС «Отчет об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (возврат) за период с 21.02.2019 по 21.02.2019», а также сведениям с официального сайта https://checkl.fsrar.ru ООО «Кубаньалкоопт» (ИНН <***>) 21.02.2019 в ЕГАИС зафиксирован Акт подтверждения по следующим ТТН: ТТН-0262928311 № 43/00026 от 31.01.2019г. (дата фиксации в ЕГАИС - 21.02.2019г.), ТТН - 0262983746 № 43/00036 от 31.01.2019г. (дата фиксации в ЕГАИС - 21.02.2019г.) и ТТН - 0262962692 № 43/00047 от 31.01.2019г. (дата фиксации в ЕГАИС - 21.02.2019г.).

В ходе административного расследования ООО «Кубаньалкоопт» (ИНН <***>) были представлены письма исх. от 04.03.2019 № 36 и № 37 от 04.03.2019, согласно которым обществом алкогольная продукция по ТТН № 43/00026, № 43/00036 и № 43/00047 от 31.01.2019г. фактически на склад не поступала, что является нарушением положений части 4 статьи 14, пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ, подпункта 18 пункта 6 Правил, пункта 5.2.1 Приложения № 5 к Приказу Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 № 149, поскольку общество зафиксировало в ЕГАИС информацию о закупках (возврат) алкогольной продукции без фактического получения.

Таким образом, административный орган пришел к выводу о том, что ООО «Кубаньалкоопт» (ИНН <***>) осуществляло деятельность по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции с нарушением требований, установленных пунктом 4 статьи 14, пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ, подпунктом 18 пункта 6 Правил, пунктом 5.1.1., 5.2.1. Приложения № 5 к Приказу Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 № 149, а именно: Общество в период с 04.01.2019 по 31.01.2019, т.е. в период действия лицензии на осуществление деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции от 24.11.2016 № 233АП0006150, выданную Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, срок действия лицензии до 23.11.2021, осуществляло фиксацию в ЕГАИС несвоевременно, а также фиксацию недостоверной информации о закупках (возврат) алкогольной продукции.

В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом МРУ Росалкогольрегулирования по ЮФО в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 18.04.2019 № 09-16-19/149 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении руководителем Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 30.04.2019 № 09-16-19/149 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 рублей.

Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности в части назначения наказания, общество оспорило его в судебном порядке.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Полномочия государства по обеспечению государственного учета и отчетности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон № 171-ФЗ), постановлениями Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815 "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда", от 19.06.2006 N 380 "Об учете объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учете использования производственных мощностей, объема собранного винограда и винограда, использованного для производства винодельческой продукции", от 29.12.2015 № 1459 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", от 08.01.2009 № 2 "Об оптимизации функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", от 09.03.2010 № 136 "О некоторых мерах по ведению единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и о внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации"; приказами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 30.04.2010 № 31н "О порядке хранения федеральных специальных марок в организациях", от 01.07.2010 № 43н "Об утверждении перечня информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предоставляемой организациям, осуществляющим производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

Статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксацию информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Согласно пункту 5.1.1 Приложения № 5 о формах, порядке заполнения и сроках представления заявок о фиксации в ЕГАИС учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об объеме производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных приказом Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 № 149 заявка о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции (в том числе на экспорт и возврат) представляется организациями, осуществляющими поставку продукции (далее - организации - поставщики продукции), по месту" их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 1 и пунктом 2.1 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ, до выезда транспортного средства с продукцией с территории организации - поставщика продукции.

В соответствии с пунктом 5.2.1. Приложения № 5 к Приказу Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 № 149 «Об утверждении форм заявок о фиксации в Единой государственной автоматизированной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации уведомлений об отказе в фиксации указанной информации, а также формы и порядка заполнения запросов организаций о предоставлении информации, содержащейся в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и справок, предоставляемых территориальными органами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на основании этих запросов» (далее - Приложение № 5 к Приказу Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 № 149), заявка о фиксации в ЕГАИС информации о получении продукции (в том числе импорт) представляется организациями, в адрес которых осуществляется поставка и (или) возврат продукции (далее - организации-покупатели (получатели) продукции), по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 1 и пунктом 2.1 статьи 8 Федерального закона № 171-ФЗ, в день фактического получения продукции.

В соответствии с пунктом 5.2.1. Приложения № 5 к Приказу Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 № 149 заявка о фиксации в ЕГАИС информации о получении продукции (в том числе импорт) представляется организациями, в адрес которых осуществляется поставка и (или) возврат продукции (далее - организации-покупатели (получатели) продукции), по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 1 и пунктом 2.1 статьи 8 Федерального закона № 171-ФЗ, в день фактического получения продукции. Не допускается представление заявки о фиксации в ЕГАИС информации о получении продукции (в том числе импорт) до момента фактического получения продукции в полном объеме в соответствии с сопроводительными документами.

Из материалов дела следует, что ООО «Кубаньалкоопт» (ИНН <***>) осуществляло деятельность по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции с нарушением требований, установленных пунктом 4 статьи 14, пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ, подпунктом 18 пункта 6 Правил, пунктом 5.1.1., 5.2.1. Приложения № 5 к Приказу Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 № 149, а именно: общество в период с 04.01.2019 по 31.01.2019, т.е. в период действия лицензии на осуществление деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции от 24.11.2016 № 233АП0006150, выданную Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, срок действия лицензии до 23.11.2021, осуществляло фиксацию в ЕГАИС несвоевременно, а также фиксацию недостоверной информации о закупках (возврат) алкогольной продукции.

Из материалов дела усматривается, что общество, являясь профессиональным участником алкогольного рынка, соответственно знало и допускало, что несвоевременная фиксация в ЕГАИС сведений об отгрузке алкогольной продукции, а также фиксация недостоверных сведений может повлечь за собой неблагоприятные последствия в виде мер административного воздействия.

Таким образом, материалами дела подтверждено виновное совершение обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.19 КоАП РФ.

Управлением не было допущено нарушений рассмотрения дела об административном правонарушении, влекущих незаконность и отмену постановления о привлечении к административной ответственности.

Доводы общества об обратном были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия согласна.

Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы жалобы о том, что на момент составления протокола об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности истек.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Общество полагает, что в протоколе об административном правонарушении  не указана дата совершения правонарушения.

Вместе с тем, в протоколе дата совершения правонарушения указана в виде периода с 26.04.2018 по 31.01.2019, проверенного управлением.

В протоколе также указаны конкретные ТТН и даты отгрузки, свидетельствующие о датах отдельных действий, образующих объективную сторону правонарушения.

Таким образом, с учетом приведенных дат постановление от 30.04.2019 вынесено в пределах годичного срока давности привлечения к административной ответственности.

Судом апелляционной инстанции также не установлено оснований для снижения размера назначенного штрафа ниже низшего предела.

В апелляционной жалобе заявитель указал, что в настоящее время общество находится в тяжелом экономическом положении, о чем свидетельствуют низкие финансовые показатели и высокая кредиторская задолженность, и просил снизить размер назначенного штрафа до 75 000 рублей.

Административное наказание назначено обществу в размере 150 000 рублей, что соответствует минимальной санкции ст. 14.19 КоАП РФ.

Судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о том, что наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах - 150 000 рублей - не отвечает целям административной ответственности и влечет необоснованное ограничение прав юридического лица.

Учитывая характер совершенного правонарушения, а также степень вины правонарушителя, повышенную опасность правонарушения, суд считает, что назначенное административным органом наказание в виде штрафа в размере
150 000 рублей соответствует цели предупреждения совершения новых правонарушений.

Невозможность единовременной уплаты штрафа является основанием для обращения в суд с заявлением о предоставлении рассрочки уплаты штрафа в порядке статьи 31.5 КоАП РФ.

Судом апелляционной инстанции также не установлено оснований для замены назначенного обществу наказания в виде административного штрафа на предупреждение или признание его малозначительным.

Допущенное обществом правонарушение представляет угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 09.04.2001 № 74-0, от 24.04.2002 № 99-0, правонарушения, связанные с несоблюдением специальных условий производства и оборота алкогольной продукции обладают повышенной опасностью.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.07.2019 по делу
№ А32-23488/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий                                                           С.С. Филимонова

Судьи                                                                                             М.В. Ильина

М.В. Соловьева