ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-3872/2021
02 декабря 2021 года 15АП-17598/2021
Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2021 года .
Полный текст постановления изготовлен 02 декабря 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей Д.В. Емельянова, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещённых надлежащим образом о дате и времени судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.08.2021 по делу № А32-3872/2021
по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>)
к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)
третье лицо не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация муниципального образования Крымский район (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным отказа, об обязании направлении проекта договора
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением:
- о признании незаконным отказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - Департамент) от 05.11.2020 № 52-32-16-40926/20 о предоставлении Предпринимателю в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:15:0606002:8;
- об обязании Департамента в 10-ти дневный срок направить в адрес Предпринимателя проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:15:0606002:8.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.04.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация муниципального образования Крымский район.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.08.2021 требования Предпринимателя были удовлетворены. Решение мотивировано тем, что расположение испрашиваемого земельного участка в соответствии с градостроительной документацией в зоне Ж-КСТ – садоводства и дачного хозяйства за границами населённого пункта не может служить основанием для отказа в предоставлении в собственность за плату спорного земельного участка.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований Предпринимателя.
В обоснование апелляционной жалобы Департамент указывает, что решение является необоснованным, вынесено при неправильном применении норм материального права.
Вывод суда о том, что расположение испрашиваемого земельного участка в зоне Ж-КСТ - садоводства и дачного хозяйства не может служить основанием для отказа в предоставлении его в собственность ввиду отсутствия документального подтверждения указанного основания для отказа, является необоснованным. Документально подтверждено расположение испрашиваемого земельного участка на территории названной зоны Ж-КСТ - садоводства и дачного хозяйства. Кроме этого, нераспространение действия градостроительной документации касается не всех земель сельскохозяйственного назначения, а только сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Спорный земельный участок является участком сельскохозяйственного назначения, но не относится к землям сельскохозяйственных угодий в их составе.
Департамент при вынесении оспариваемого отказа обоснованно руководствовался действующими Правилами землепользования и застройки южного сельского поселения Крымского района, утверждёнными решением Совета муниципального образования Крымский район, нормами Земельного кодекс РФ и Градостроительного кодекса РФ.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, извещённые надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Предприниматель подала ходатайство о рассмотрении дела в своё отсутствие. Апелляционный суд протокольным определением удовлетворил ходатайство Предпринимателя.
Дело рассмотрено в порядке статей 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие сторон, надлежащим способом извещённых о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Постановлением Администрации муниципального образования Крымский район от 16.12.2010 №4023 главе КФХ ФИО2 предоставлен в аренду земельный участок из фонда перераспределения земель Краснодарского края, с кадастровым номером 23:15:0606002:8, площадью 789271 кв. м. расположенный в Крымском районе, в границах колхоза имени Ленина (секция 57 контур 8, контур 11, 12, 13).
17.12.2010 Администрация Крымского района и глава КФХ ФИО2 заключили договор аренды №8845000058 земельного участка с кадастровым номером 23:15:0606002:8, сроком на 10 лет, до 15.12.2020.
По соглашению о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды №8845000058 от 17.12.2010, заключённого 27.06.2013 между главой КФХ ФИО2 и ФИО1, права и обязанности арендатора по договору аренды от 17.12.2010 №8845000058 перешли к Предпринимателю.
20.11.2020 Департамент (арендодатель) и Предприниматель (арендатор) заключили дополнительное соглашение к договору аренды от 17.12.2010 №8845000058, в соответствии с которым установили срок действия договора до 15.12.2023. Дополнительное соглашение зарегистрировано в установленном порядке 04.12.2020.
Согласно сведениям ЕГРИН основным видом деятельности Предпринимателя является выращивание однолетних культур. В качестве дополнительных видов деятельности зарегистрированы: выращивание многолетних культур; предоставление услуг в области растениеводства; торговля оптовая сельскохозяйственным сырьем и живыми животными.
29.09.2020 представитель Предпринимателя обратился в Департамент с заявлением №52-1473-У/20 о предоставлении в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:15:0606002:8 для сельскохозяйственного производства на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Письмом от 05.07.2019 №52-32-16-40926/20 Департамент отказал Предпринимателю в предоставлении государственной услуги на основании пункта 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, указав, что согласно Правилам землепользования и застройки Южного сельского поселения Крымского района, утверждённым решением Совета муниципального образования Крымский район от 30.05.2014 №221 (в редакции от 23.11.2016 №79), земельный участок с кадастровым номером 23:15:0606002:8 расположен в границах территориальной зоны – садоводства и дачного хозяйства (Ж-КСТ).
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Федеральный закон №101-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона №101-ФЗ оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом и иными федеральными законами, а приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона №101-ФЗ установлено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 4 статьи 10 Федерального закона №101-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 данного Кодекса.
Продажа земельных участков, находящихся в публичной собственности, осуществляется без проведения торгов в отношении земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трёх лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу осуществляется при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, продажа земельного участка по основаниям подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации возможна при одновременном наличии следующих условий: имеется ранее заключённый договор аренды испрашиваемого земельного участка; арендатор надлежащим образом использует земельный участок для ведения сельскохозяйственного производства; заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано арендатором в соответствующий орган до дня истечения срока действия ранее заключённого договора аренды, по истечении трёх лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации и предусматривает подачу заинтересованным лицом заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Заявление подано Предпринимателем в Департамент 29.09.2020 - до истечении срока действия договора от 17.12.2010 №8845000058, срок действия которого был установлен до 15.12.2020.
Доказательства несоблюдения Предпринимателем требований статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, в материалы дела не представлены.
Материалы дела содержат доказательства того, актами обследования земельного участка от 09.08.2018 №608, от 19.09.2019 №573, от 07.10.2020 №449, заключением от 18.02.2021 №25 подтверждается отсутствие нарушений Предпринимателем земельного законодательства, при использовании земельного участка с кадастровым номером 23:15:0606002:8.
Доказательств наличия у Предпринимателя задолженности по уплате арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером 23:15:0606002:8 в период с 01.01.019 по 02.04.2021, в материалы дела не представлены.
Согласно решению Департамента изложенному письмом 05.11.2020 №52-32-16-40926/20 основанием для отказа Предпринимателю в предоставлении государственной услуги явилось то обстоятельство, что разрешённый вид использования земельного участка не соответствует целям использования участка, указанным Предпринимателем в заявлении, а именно в соответствии с Правилами землепользования и застройки Южного сельского поселения Крымского района, утверждёнными решением Совета муниципального образования Крымский район от 30.05.2014 №221 (в редакции от 23.11.2016 №79), земельный участок с кадастровым номером 23:15:0606002:8 расположен в границах территориальной зоны – садоводства и дачного хозяйства (Ж-КСТ).
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Из содержания подпункта 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе, в случае, если разрешённое использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утверждённым проектом планировки территории.
В силу положений статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В их составе выделяются, в том числе сельскохозяйственные угодья.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 08.02.2021 №КУВИ-002/2021-9729301 земельный участок с кадастровым номером 23:15:0606002:8 имеет категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения и вид разрешённого использования - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Аналогичные сведения содержатся в кадастровой выписке о земельном участке от 01.07.2010 № 2343/12/10-503407.
В силу части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения
Согласно части 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 23:15:0606002:8 предназначен для сельскохозяйственного использования. Доказательства какого либо иного использования в материалы дела не представлены.
Довод Департамента о том, что расположение земельного участка с кадастровым номером 23:15:0606002:8 в соответствии с градостроительной документацией в зоне Ж-КСТ - садоводства и дачного хозяйства за границами населенного пункта, судом первой инстанции верно признан нормативно не обоснованным.
Доказательства изменения категории земельного участка с кадастровым номером 23:15:0606002:8, в соответствии с требованиями действующего законодательства, в материалы дела не представлены.
Доказательств оспаривания содержания градостроительной документации муниципального образования Крымский район, в материалы дела не представлены.
В соответствии с пунктом 12 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечёт за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
Распространение на спорный земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:15:0606002:8 градостроительной документации повлечёт фактическое выбытие соответствующего участка из сельскохозяйственного оборота и Предприниматель утратит возможность его приобретения в собственность, в соответствии с тем видом разрешённого использования, с которым земельный участок использовался на протяжении длительного периода времени (начиная с декабря 2010 года, то есть более 10 лет).
Вывод суда первой инстанции о том, что пока земельный участок с кадастровым номером 23:15:0606002:8 остаётся сельскохозяйственными угодьями и не выбыл из состава земель сельскохозяйственного назначения, для него не может быть установлен градостроительный регламент. Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.03.2021 по делу №А32-26344/2018.
С 15.07.2016 вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 №336-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"», которым в подпункте 9 пункте 2 статьи 39.3 Земельного кодекса и в абзаце первом пункте 4 статьи 10 Федерального закона №101-ФЗ слова «, который надлежащим образом использовал такой земельный участок» заменены словами «, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка», а абзац второй пункта 4 статьи 10 Федерального закона №101-ФЗ признан утратившим силу.
Заключение об отсутствии нарушений земельного законодательства от 18.02.2021 №25 фактически подтверждает надлежащее использование Предпринимателем земельного участка с кадастровым номером 23:15:0606002:8 для сельскохозяйственного производства.
Поскольку разрешенное использование земельного участка (с учетом актуальных сведений единого государственного реестра недвижимости, публичной кадастровой карты и государственного кадастра недвижимости) соответствовало преследуемым Предпринимателем целям использования такого участка, у Департамента не имелось оснований для отказа в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 23:15:0606002:8 со ссылкой на подпункт 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учётом изложенного апелляционный суд пришёл к выводу о том, что отказ Департамента, выраженный в письме от 05.11.2020 №52-32-16-40926/20, не соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы Предпринимателя.
В силу положений пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения о признании незаконным решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд указывает на обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом.
Уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка рассматривает его и при отсутствии оснований для отказа, предусмотренных статьёй 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи, его подписание и направляет проект для подписания заявителю (пункт 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).
С целью восстановления нарушенных прав и законных интересов Предпринимателя и в соответствии с требованиями статей 39.16 и 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, на Департамент обосновано возложена обязанность по подготовке, подписанию и направлению Предпринимателю проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:15:0606002:8.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришёл к выводу о том, что требования Предпринимателя подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы Департамента, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
Департамент в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в данном случае, освобождён от уплаты государственной пошлины, в связи с чем апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.08.2021 по делу №А32-3872/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий С.В. Пименов
Судьи Д.В. Емельянов
ФИО3