АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Краснодар | Дело № А32-7367/2016 | 06 марта 2017 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Рыжкова Ю.В. и Чесняк Н.В., при участии в судебном заседании от истца – администрации муниципального образования Усть-Лабинский район (ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО1 (доверенность от 10.01.2017), от ответчика – Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО2 (доверенность от 20.09.2016), от третьего лица – Министерства гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края (ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО3 (доверенность от 21.12.2016), рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования Усть-Лабинский район на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.09.2016 (судья Нарышкина Н.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2016 (судьи Соловьева М.В., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А.) по делу № А32-7367/2016, установил следующее.
Администрация муниципального образования Усть-Лабинский район (далее – администрация) обратилась в арбитражный суд с иском к Кубанскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов (далее – управление) о признании незаконным бездействия управления в части непринятия мер по предотвращению негативного воздействия р. Лаба в границах Тенгинского сельского поселения муниципального образования Усть-Лабинский район, в районах ул. им. Буденного и ул. Красносельской, а также возложении обязанности на управление провести работы по берегоукреплению правого берега р. Лаба в границах Тенгинского сельского поселения муниципального образования Усть-Лабинский район на участках, подверженных размыву.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края (далее – министерство).
Решением от 23.09.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 05.12.2016, в удовлетворении иска отказано. Судебные акты мотивированы тем, что администрация не представила доказательств выделения управлению субвенций из федерального бюджета на соответствующие мероприятия.
В кассационной жалобе администрация просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. По мнению заявителя, суды не применили подлежащее применению положение об управлении, утвержденное приказом Федерального агентства водных ресурсов от 11.03.2014 № 66, согласно которому ответчик является территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов межрегионального уровня, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, возложенные на Федеральное агентство водных ресурсов на территории Российской Федерации, на территории Краснодарского края и Республики Адыгея. Судебные акты приняты о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле. Суд первой инстанции в нарушение части 5 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не истребовал доказательств выделения субвенций из федерального бюджета на соответствующие мероприятия.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит отказать в ее удовлетворении, указывая, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, в 2015 году администрация совместно с представителями управления провела обследование состояния русла р. Лаба в районе ул. им. Буденного и ул. Красносельской Тенгинского сельского поселения.
По результатам обследования составлен акт от 12.11.2015. Из акта следует, что в ходе обследования выявлены два участка, на которых обрушение берегов наиболее активно: участок № 1 находится в районе ул. им. Буденного, участок № 2 – по ул. Красносельской в районе жилого дома № 82.
По заказу департамента по чрезвычайным ситуациям и государственному экологическому контролю Краснодарского края ОАО «Кубаньводпроект» в 2006 году разработан рабочий проект «Мероприятия по предотвращению угрозы смыва части территории ст-цы Тенгинской Усть-Лабинского района». Технические решения проекта предусматривали вмешательство в динамику развития руслового процесса с целью приостановления размыва правого берега в районе ул. Буденного путем отвода (спрямления) русла р. Лаба от населенного пункта на расстояние 0,5 км, при этом 90% намечаемых работ проводились бы на левобережной низкой пойменной террасе, расположенной на территории Республики Адыгея.
В письме от 16.06.2009 № 608 Управлением лесами Республики Адыгея даны разъяснения администрации о порядке предоставления и использования лесного участка для строительства гидротехнических сооружений, а также информация о лицах, обладающих правом владения такими земельными участками.
Из акта от 12.11.2015 следует, что рабочий проект 2006 года не был реализован по причине отсутствия согласований в выделении земельного участка лесного фонда Республики Адыгея протяженностью 970 м, а также сводки леса на общей площади 11,55 га и необходимости компенсационных выплат. Гидроморфологическое обоснование развития русловых процессов р. Лаба на рассматриваемом участке на момент обследования отсутствует, режим чрезвычайной ситуации в 2006 – 2015 годах не вводился.
По результатам натурного обследования администрации Тенгинского сельского поселения во взаимодействии с администрацией муниципального образования Усть-Лабинский район рекомендовано обратиться в специализированную научно-исследовательскую организацию по русловым процессам для получения заключения о причинах разрушения береговой линии правого берега р. Лаба в границах Тенгинского сельского поселения в районе ул. им. Буденного и ул. Красносельской.
Согласно заключению по инженерно-геологическому обследованию обвально-оползневых участков и участков развития речной эрозии на правом берегу р. Лабы в ст-це Тенгинской Усть-Лабинского района Краснодарского края от 28.12.2015 № 1221/09 (далее – заключение от 28.12.2015), подготовленному ГУП Краснодарского края «Кубанская краевая научно-производственная компания минеральных ресурсов и геоэкологии», территория ст-цы Тенгинской подвержена воздействию обвально-оползневых процессов, основным фактором активизации которых является боковая эрозия р. Лаба. В качестве временных мер для защиты от разрушения площади застройки в ст-це Тенгинской рекомендуется провести укрепление правого берега отсыпкой бутовым камнем и сооружение струеотводящих шпор. Кроме того, необходима регулярная расчистка русла р. Лаба от плавника и выборка образовавшихся отмелей и кос. Для защиты территории станицы от разрушения в долгосрочном плане рекомендуется расчистить отмершие протоки р. Лаба вдоль левого берега и перенаправить в них основной водный поток.
Сопроводительным письмом от 12.01.2016 № 19 администрация направила управлению заключение от 28.12.2015.
В письме от 21.01.2016 № 145 администрация просила управление включить водохозяйственные мероприятия в план бюджетных проектировок Федерального агентства водных ресурсов в целях предотвращения негативного воздействия вод р. Лаба и предупреждения возможной чрезвычайной ситуации на территории Тенгинского сельского поселения Усть-Лабинского района.
В письме от 18.02.2016 № 02-05/1180 управление указало, что факты подтопления жилых домов в результате негативного воздействия вод р. Лаба отсутствуют, и предложило провести мероприятия по предупреждению угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с опасными геологическими явлениями, а также рассмотреть вопрос отселения жителей ул. им. Буденного и ул. Красносельской Тенгинского сельского поселения.
Администрация, ссылаясь на то, что управление не предприняло мер по предотвращению негативного воздействия р. Лаба, обратилась с иском в суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды обоснованно руководствовались следующим.
Собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 – 27 Водного кодекса Российской Федерации (часть 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).
Специальные защитные мероприятия проводятся в целях предотвращения негативного воздействия вод (затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания) и ликвидации его последствий в соответствии с названным Кодексом и другими федеральными законами (часть 1 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 Методических указаний по осуществлению государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей, утвержденными приказом Минприроды России от 08.10.2014 № 432 (далее – Методические указания № 432), определено, что Федеральное агентство водных ресурсов в целях организации и осуществления мониторинга проводит общую оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов, дна, берегов водных объектов, их морфометрических особенностей, водоохранных зон водных объектов, количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов, состояния водохозяйственных систем, в том числе гидротехнических сооружений.
Собственники водных объектов и водопользователи ведут регулярные наблюдения за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами; представляют в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов сведения, полученные в результате такого учета и наблюдений, в соответствии с установленными формой и периодичностью (пункт 4 Методических указаний № 432).
Объектами государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей являются процессы руслоформирования или изменения морфологического строения дна и берегов водных объектов, происходящие в водных объектах на участках активного взаимодействия (взаимного воздействия) русловых процессов (в речных системах) или береговых процессов (в озерах и водохранилищах) и инженерных сооружений или мероприятий (пункт 6 Методических указаний № 432).
Целями ведения государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей являются: своевременное выявление и прогнозирование негативного воздействия вод, а также развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработка и реализация мер по предотвращению негативных последствий этих процессов; своевременное выявление и прогнозирование негативного воздействия процессов руслоформирования и деформаций берегов озер и водохранилищ на инженерные объекты и условия использования водных объектов и их прибрежных территорий в пределах водоохранных зон; оценка эффективности мероприятий по охране морфологического состояния водных объектов (пункт 7 Методических указаний № 432).
Основными задачами государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов являются: оценка и прогнозирование характера и интенсивности процессов деформаций дна и берегов озер и водохранилищ, а также русловых процессов в речных руслах на участках взаимодействия, развивающихся по естественным законам или под антропогенным воздействием; оценка состояния, установление физических причин и прогноз динамики изменения конфигурации и положения береговой линии (особенно в части разрушения берегов) (пункт 8 Методических указаний № 432).
Систематизированные материалы о состоянии водных объектов и об их использовании включаются в схемы комплексного использования и охраны водных объектов (далее – схемы), являющиеся основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах речных бассейнов (часть 1 статьи 33 Водного кодекса Российской Федерации).
Схемы разрабатываются, в том числе, в целях определения основных направлений деятельности по предотвращению негативного воздействия вод, ими устанавливаются перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов (подпункт 2 части 3 статьи 33 Водного кодекса Российской Федерации); предполагаемый объем необходимых финансовых ресурсов для реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов (подпункт 7 части 3 статьи 33 Водного кодекса Российской Федерации).
Схемы разрабатываются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, рассматриваются – бассейновыми советами, и утверждаются для каждого речного бассейна уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 4 статьи 33 Водного кодекса Российской Федерации).
Порядок разработки, утверждения и реализации схем, внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 33 Водного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 постановления Правительства России от 30.12.2006 № 883 «О порядке разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы» установлено, что схемы разрабатываются Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением, методическими указаниями по разработке схем и с учетом рекомендаций бассейновых советов. Схемы утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Правилами разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 883 (далее – Правила № 883), установлено, что схемы разрабатываются для каждого речного бассейна и представляют собой совокупность систематизированных материалов в текстовой, табличной и графической форме на электронных и бумажных носителях о состоянии водных объектов и об их использовании, полученных в результате наблюдений, исследований состояния водных объектов, изысканий, предпроектных и проектных работ по планированию и реализации водохозяйственных и водоохранных мероприятий, а также осуществления мероприятий по уменьшению негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод.
Схемы разрабатываются на срок не менее 10 лет и отражают количественные и качественные показатели состояния водных ресурсов и параметры водопользования по речному бассейну, подбассейнам, водохозяйственным участкам и территориям субъектов Российской Федерации (пункт 2 Правил № 883), очередность разработки схем определяется Федеральным агентством водных ресурсов исходя из водохозяйственной обстановки в границах речных бассейнов (пункт 3 Правил № 883).
В том числе схемами устанавливается перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, направленных на сохранение и восстановление водных объектов, на обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственных систем в границах речного бассейна и достижение целевых показателей качества воды в водных объектах, разрабатываемый Федеральным агентством водных ресурсов с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации (подпункт «б» пункта 6 Правил № 883).
Федеральное агентство водных ресурсов рассматривает рекомендации бассейновых советов, при необходимости вносит изменения в проекты схем, после чего направляет проекты схем на государственную экологическую экспертизу и в 2-недельный срок после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы утверждает схемы (пункт 8 Правил № 883).
Схемы реализуются органами государственной власти и органами местного самоуправления путем планирования на их основании и осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, направленных на удовлетворение фактической потребности и потребности в перспективе в водных ресурсах, планомерное сокращение антропогенного воздействия на водные объекты, обеспечение рационального использования и охраны водных объектов, а также предотвращение негативного воздействия вод (пункт 11 Правил № 883).
Закупки работ на выполнение водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для обеспечения государственных и муниципальных нужд органами государственной власти, органами местного самоуправления осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых юридическими лицами и физическими лицами, не являющимися субъектами регулирования указанного законодательства (часть 2 статьи 7.1 Водного кодекса Российской Федерации).
Водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 – 27 Водного кодекса Российской Федерации или лицами, использующими водные объекты в соответствии с названным Кодексом (часть 1 статьи 7.1 Водного кодекса Российской Федерации).
Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находящихся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами (часть 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации).
Река Лаба находится в собственности Российской Федерации и осуществление мер по предотвращению негативного воздействия данного водного объекта и ликвидации последствий такого воздействия к полномочиям субъектов Российской Федерации – Краснодарского края и Республики Адыгея не относится.
В силу частей 1 и 2 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям, передаваемым Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, не относятся водоемы, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации. Перечень таких водоемов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Основной единицей управления в области использования и охраны водных объектов являются бассейновые округа, к числу которых подпунктом 6 части 2 статьи 28 Водного кодекса Российской Федерации отнесен Кубанский бассейновый округ, состоящие из речных бассейнов и связанных с ними подземных водных объектов и морей (часть 1 статьи 28 Водного кодекса).
Положением о создании и деятельности бассейновых советов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2006 № 727, бассейновый совет осуществляет разработку рекомендаций по: формированию перечня водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов; обеспечению безопасной эксплуатации водохозяйственных систем; определению основных целевых показателей уменьшения негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод, а также по формированию перечня мероприятий, направленных на достижение этих показателей; финансированию намеченных мероприятий за счет различных источников и формированию механизмов привлечения внебюджетных средств для осуществления водохозяйственных мероприятий; осуществлению других мероприятий, направленных на рациональное использование и охрану водных объектов (пункт 3). Рекомендации бассейновых советов учитываются при разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов (пункт 17).
В силу пункта 1 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 № 282, Федеральное агентство водных ресурсов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов. Федеральное агентство водных ресурсов находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 2), оно осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы (в том числе бассейновые) и через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
К вопросам Федерального агентства водных ресурсов, являющегося федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере водных ресурсов, находящимся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, осуществляющего свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, постановлением Правительства России от 06.04.2004 № 169 отнесены: обеспечение в пределах своей компетенции мероприятий по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов, предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод (пункт «а»); эксплуатация водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений, находящихся в ведении Агентства, обеспечение их безопасности (пункт «в»); разработка в установленном порядке схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, водохозяйственных балансов и составление прогнозов состояния водных ресурсов и перспективного использования и охраны водных объектов (пункт «г»); обеспечение разработки и осуществления противопаводковых мероприятий, мероприятий по проектированию и установлению водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос, предотвращению загрязнения вод (пункт «д»).
К полномочиям Федерального агентства водных ресурсов отнесены в том числе: организация и осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации (пункт 5.1.3 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 № 282); осуществление мероприятий по охране водоемов, полностью расположенных на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации, а также по охране морей или их отдельных частей, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, осуществление мер по ликвидации последствий указанных явлений (пункт 5.1.5); полномочий собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству (пункт 5.2); осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности (пункт 5.3); осуществление функций государственного заказчика межгосударственных, федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в сфере деятельности Агентства (пункт 5.4); осуществление в порядке и пределах, определенных законодательством Российской Федерации, владения, пользования и распоряжения водными объектами, отнесенными к федеральной собственности (пункт 5.6.1); разработка, утверждение и реализация в установленном порядке схем комплексного использования и охраны водных объектов (пункт 5.6.4); осуществление функций главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на Агентство функций (пункт 5.13).
В силу пунктов 1 – 3 части 1, части 3 статьи 26 Водного кодекса Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации следующие полномочия: 1) предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, а также решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 Водного кодекса Российской Федерации; 2) осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации; 3) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Средства на осуществление передаваемых в соответствии с частью 1 названной статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Федеральной целевой программой «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 – 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства России от 19.04.2012 № 350, установлено, что в 2012 году софинансирование строительства и реконструкции объектов капитального строительства, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Правилами предоставления субсидий за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в отношении которых главным распорядителем средств федерального бюджета является Федеральное агентство водных ресурсов, бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и (или) на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, не включенных в долгосрочные (федеральные) целевые программы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 № 522.
Софинансирование капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений, а также ликвидации бесхозяйных гидротехнических сооружений в 2012 году осуществляется в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета в 2012 году бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений, а также на ликвидацию бесхозяйных гидротехнических сооружений в рамках реализации Программы согласно приложению № 10.
С 2013 года предоставление субсидий из федерального бюджета на софинансирование региональных целевых программ в области использования и охраны водных объектов осуществляется в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование региональных целевых программ в области использования и охраны водных объектов согласно приложению № 11.
В соответствии с частью 5 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации Порядок расходования и учета указанных в части 3 указанной статьи средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 № 629 утверждены Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений (далее – Правила № 629).
Согласно пункту 2 Правил № 629 субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству водных ресурсов на соответствующий финансовый год, на финансовое обеспечение следующих полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее – переданные полномочия): осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (пункт «б»); осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (пункт «в»).
Пунктом 3 Правил № 629 установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Средства на осуществление указанных в части 1 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели (часть 6 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации).
Администрация не представила доказательств выделения управлению субвенций из федерального бюджета на соответствующие мероприятия.
Суды установили, что материалы дела не содержат доказательства того, что администрация представила документы для участия в отборе государственных программ, необходимые в силу вышеперечисленных норм; доказательства фиксации в региональном бюджете средств для софинансирования строительства (капитального ремонта) гидротехнических сооружений, направленных на защиту Тенгинского сельского поселения от вредного воздействия вод, а также направления соответствующей бюджетной заявки в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Ссылка заявителя на нарушение судами части 5 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой в случае непредставления органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами доказательств по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, арбитражный суд истребует доказательства от этих органов по своей инициативе, является несостоятельной, поскольку именно на этом органе лежит обязанность доказывания обстоятельств, положенных в обоснование оспариваемого решения (совершенного действия). Кроме того, истребование доказательств при рассмотрении дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, в порядке, указанном в части 5 статьи 66 названного Кодекса, является правом суда и не может быть истолковано как возложение на суд обязанности по сбору доказательств по делу; администрация должна была раскрыть доказательства, подтверждающие заявленные требования (часть 3 статьи 66 Кодекса).
Довод администрации о том, что судебные акты приняты о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, несостоятелен. Судебный акт может быть признан принятым о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, лишь в том случае, если им устанавливаются права или обязанности этого лица по рассматриваемым судом правоотношениям. В обжалуемых судебных актах права Федерального агентства водных ресурсов относительно предмета спора не установлены, какие-либо обязанности на него не возложены, непосредственным участником рассматриваемых по настоящему делу спорных правоотношений названное агентство не является. Таким образом, судебные акты не повлияли на права и обязанности Федерального агентства водных ресурсов.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов по существу, влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов.
Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.09.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2016 по делу № А32-7367/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий | О.В. Бабаева |
Судьи | Ю.В. Рыжков Н.В. Чесняк |