ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-18345/2021 от 09.11.2021 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                                      дело № А32-34587/2020

13 ноября 2021 года                                                                                     15АП-18345/2021

Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2021 года

Полный текст постановления изготовлен 13 ноября 2021 года

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,

судей Деминой Я.А., Сулименко Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бадаевой Е.А.,

при участии в судебном заседании:

от общества с ограниченной ответственностью "Глобалгазинвест" посредством  веб-конференции: представители по доверенности от 28.10.2021 Гущина Е.А., Калинина Н.Н.;

от Инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по городу Краснодару: представитель по доверенности от 13.01.2020 Почипова Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Глобалгазинвест" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.08.2021 по делу № А32-34587/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Глобалгазинвест" о признании незаконными действий (бездействия) налогового органа,

заинтересованное лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по городу Краснодару

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "ГлобалГазИнвест" (далее – заявитель, общество, ООО "ГГИ"), обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) Инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по городу Краснодару (далее - ИФНС России № 4 по г. Краснодару, инспекция), выразившихся в непредставлении ООО "ГГИ" ответов на следующие обращение:

1.1. Предоставлялась ли ООО "Альянс" (ИНН 2311214680) за период 2015-2016гг. бухгалтерская отчетность (по отчетным (налоговым) периодам);

1.2. Предоставлялась ли ООО "Альянс" (ИНН 2311214680) за период 2015-2016гг. и поквартально налоговая отчетность, в том числе декларации по налогу на добавленную стоимость;

1.3. Производилась ли ООО "Альянс" (ИНН 2311214680) уплата в период 2015-2017гг. обязательных налогов и сборов, в том числе налога на добавленную стоимость, если "нет", то в какой сумме установлена недоимка, какие принимались меры к ее взысканию;

1.4. Производились ли в отношении ООО "Альянс" (ИНН 2311214680) мероприятия налогового контроля в период с 2015 по 2020гг., в том числе: камеральные или выездные проверки, встречные проверки, требования о представлении пояснений (информации), уведомления о вызове налогоплательщика для дачи пояснений. А также поступали ответы (пояснения, документы) в рамках этих требований.

Обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ГГИ" (ОГРН 1075905011247, ИНН 5905257040).

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.08.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Глобалгазинвест" обжаловало решение суда первой инстанции от 26.08.2021 в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило обжалуемый судебный акт отменить.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что обжалуемый судебный акт принят с нарушением материального и процессуального права, в связи с чем, подлежит отмене. По мнению заявителя, запрашиваемые налогоплательщиком сведения в отношении контрагента ООО "Альянс" не относятся к налоговой тайне, доводы о том, что запрошенные обществом сведения о суммах уплаченных налогов и установленных недоимках до 01.01.2016 составляли налоговую тайну, являются несостоятельными и противоречат положениям статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации и нормам Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". Указанные сведения подлежали размещению в открытых источниках. Выводы суда первой инстанции в указанной части являются несостоятельными. Кроме того, судом первой инстанции не дана оценка обстоятельствам, что испрашиваемые заявителем сведения отсутствуют в открытом доступе. Помимо прочего заявитель отмечает, что в соответствии с Административным регламентом Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденным Приказом ФНС России от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343@, оставление запроса налогоплательщика без исполнения как результат оказания государственной услуги не предусмотрен, при том, что спорный запрос ООО "ГГИ" оставлен налоговым органом фактически без исполнения.

В отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали правовые позиции по спору.

Представитель общества просил решение суда первой инстанции отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель налогового органа просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворениюпо следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ООО "ГГИ" направило в адрес налогового органа запрос от 04.06.2020 № 75 о предоставлении в отношении ООО "Альянс" (ИНН 2311214680) следующей информации:

1. Предоставлялась за период 2015-2016 гг. бухгалтерская отчетность (по отчетным (налоговым) периодам);

2. Предоставлялась ли за период 2015-2016 гг. и поквартально налоговая отчетность, в том числе декларации по НДС;

3. Производилась уплата в период 2015-2017 гг. обязательных налогов и сборов, в том числе НДС, если "нет", то в какой сумме установлена недоимка, какие принимались меры к ее взысканию;

4. Производились мероприятия налогового контроля в период с 2015 по 2020 гг., в том числе: камеральные или выездные проверки, встречные проверки, требования о представлении пояснений (информации), уведомления о вызове налогоплательщика для дачи пояснений, а также поступали ответы (пояснения, документы) в рамках этих требований.

Запрос мотивирован обществом тем, что данная информация необходима в целях подготовки обоснованных возражений на акт проверки, а также в связи с отсутствием информации в общедоступных источниках по запрашиваемым периодам, либо с наличием информации только на текущую дату в разделе "электронные сервисы" подраздела "Риски бизнеса" "сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность" сайта ФНС.

Письмом от 25.06.2020 № 16-44/25 налоговый орган ответил налогоплательщику, что поскольку запрашиваемая информация в порядке пункта 1.1. статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации находится на общедоступных сайтах Федеральной налоговой службы России, информация о данных деклараций за 2015-2016 годы является налоговой тайной, и налоговый орган в силу пункта 1.1 статьи 192 Налогового кодекса Российской Федерации не вправе предоставить по запросу сведения за 2015-2017 годы о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности, о суммах уплаченных налогов и сборов, о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам, о налоговых правонарушениях.

Одновременно инспекцией разъяснено, что информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещается на официальном сайте ФНС России в сети Интернет (электронный сервис "Риски бизнеса: проверь себя и контрагента").

Не согласившись с действием (бездействием) налогового органа по непредставлению запрашиваемой информации общество обратилось с жалобой в УФНС России по Краснодарскому краю.

Решением УФНС России по Краснодарскому краю от 28.07.2020                   № 24-12-734 отказано в удовлетворении жалобы общества.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящими требованиями.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта, решения органа государственной власти незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие данного акта, решения закону или иному нормативному акту и нарушение данным актом, решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25.02.2016 № 403-О раскрыл конституционный смысл, заключающийся в том, что в налоговой сфере принятие актов информационно-разъяснительного характера предусмотрено положениями Кодекса в их системной взаимосвязи: к числу обязанностей налоговых органов относится информирование налогоплательщиков о законодательстве о налогах и сборах (подпункт 4 пункта 1 статьи 32 Кодекса), а Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, которыми налоговые органы обязаны руководствоваться (подпункт 5 пункта 1 статьи 32 и пункт 1 статьи 34.2 Кодекса).

На основании пункта 1 статьи 30 Налогового кодекса, статей 1 и 2 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, состоящую из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов.

Законодательно закрепленное единство системы налоговых органов предполагает ведомственную субординацию территориальных налоговых органов - налоговых инспекций по отношению к федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов - Федеральной налоговой службе.

В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 (пункты 1 и 2, подпункты 5.6 и 6.3), к полномочиям Федеральной налоговой службы как федерального органа исполнительной власти уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов и находящегося в ведении Министерства финансов Российской Федерации отнесено информирование налогоплательщиков о законодательстве о налогах и сборах, разъяснение вопросов, отнесенных к сфере данного органа.

Правовой статус налоговых органов Российской Федерации во взаимоотношениях с налогоплательщиками определяется Налоговым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, Административным регламентом Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.05.2020 № 343.

Из подпункта 4 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.

Подпунктом 8 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налоговых органов соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение.

Понятие налоговой тайны содержится в статье 102 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя - налогоплательщика.

Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2016 № 2673-О, одним из принципов налогового контроля является принцип соблюдения налоговой тайны, который проявляется в том, что налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение (подпункт 8 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации).

Специальный правовой статус сведений, составляющих налоговую тайну, закреплен статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации исходя из интересов налогоплательщиков и с учетом соблюдения принципа баланса публичных и частных интересов в указанной сфере, поскольку в процессе осуществления налоговыми органами Российской Федерации своих функций, установленных названным Кодексом и иными федеральными законами, в их распоряжении оказывается значительный объем информации об имущественном состоянии каждого налогоплательщика, распространение которой может причинить ущерб как интересам отдельных граждан, частная жизнь которых является неприкосновенной и охраняется законом, так и юридических лиц, чьи коммерческие и иные интересы могут быть нарушены в случае произвольного распространения в конкурентной или криминальной среде значимой для бизнеса конфиденциальной информации.

С учетом изложенного, федеральный законодатель предусмотрел ограниченный режим доступа к такой информации путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением сведений, составляющих налоговую тайну, в указанных в законе целях.

Так, в частности, в соответствии с подпунктами 3, 10, 11 пункта 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 01.05.2016 № 134-ФЗ "О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации") не является налоговой тайной информация:

о нарушениях законодательства о налогах и сборах (в том числе суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии) и мерах ответственности за эти нарушения;

об уплаченных организацией в календарном году, предшествующем году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с пунктом 1.1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации, суммах налогов и сборов (по каждому налогу и сбору) без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом, о суммах страховых взносов;

о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за год, предшествующий году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с пунктом 1.1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации.

При этом, указанная информация до 01.06.2016 (дата вступления в силу Федерального закона от 01.05.2016 № 134-ФЗ "О внесении изменений в статью 102 части 1 Налогового кодекса Российской Федерации") являлась налоговой тайной и не подлежала представлению.

Согласно пункту 2 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Специальный правовой статус сведений, составляющих налоговую тайну, закреплен в Налоговом кодексе Российской Федерации, исходя из интересов налогоплательщиков и с учетом соблюдения принципа баланса публичных и частных интересов в указанной сфере, поскольку в процессе осуществления налоговыми органами Российской Федерации своих функций, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, в их распоряжении оказывается значительный объем информации об имущественном состоянии каждого налогоплательщика, распространение которой может причинить ущерб интересам как отдельных граждан, частная жизнь которых является неприкосновенной и охраняется законом, так и юридических лиц, чьи коммерческие и иные интересы могут быть нарушены в случае произвольного распространения в конкурентной или криминальной среде значимой для бизнеса конфиденциальной информации. Поэтому федеральным законодателем предусмотрен ограниченный режим доступа к такой информации путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением сведений, составляющих налоговую тайну, в указанных в законе целях (определении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.09.2004 № 317-О).

Положения статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации являются частью публично-правового института налоговой тайны и направлены на защиту государственными органами сведений, разглашение которых может нарушить права и законные интересы налогоплательщиков.

Согласно пункту 1.1. статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации сведения об организации, указанные в подпункте 3 (в части сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам (по каждому налогу и сбору, страховому взносу), налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение) и в подпунктах 7, 9 - 11 пункта 1 названной статьи, размещаются в форме открытых данных на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", за исключением сведений об организации, составляющих государственную тайну.

Кроме того, вопреки доводам заявителя, сведения, указанные в пункте 1.1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежащие размещению на официальном сайте ФНС России в соответствии с приказом ФНС России от 29.12.2016 № ММВ-7-14/729@, по запросам иных юридических лиц не предоставляются.

Сроки и период размещения сведений, указанных в абзаце первом названного пункта, порядок их формирования и размещения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" установлено, что к общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.

Учитывая изложенное, законодательство Российской Федерации не предусматривает обязанность налоговых органов предоставлять по запросам физических и юридических лиц сведения, подлежащие размещению на сайте Федеральной налоговой службы в соответствии с пунктом 1.1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что, заявитель в запросе, направленном в налоговый орган, просил предоставить сведения, в том числе указанные в подпунктах 3, 7, 9 - 11 пункта 1 статьи 102 Кодекса, в отношении контрагента.

Однако в силу пункта 1.1 статьи 102 Кодекса запрошенные обществом сведения с 01.01.2016 подлежат размещению в форме открытых данных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обязанность предоставлять их по запросам у налогового органа, таким образом, отсутствует, что свидетельствует о законности его действий.

Вместе с тем, как следует из письма ФНС России от 13.08.2019                     № СА-4-1/16062(a), налогоплательщику при выборе контрагентов рекомендуется учитывать совокупность негативных признаков, указанных в пункте 12 общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ "Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок".

Так, при оценке взаимоотношений с контрагентами налогоплательщику следует исследовать следующие признаки, свидетельствующие о возможных налоговых рисках:

отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ, наличие сведений о недостоверности информации;

контрагент зарегистрирован по адресу "массовой" регистрации;

отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении его складских, и (или) производственных, и (или) торговых площадей и т.д.

Кроме того, на официальном сайте ФНС России размещены интернет-сервисы с целью оказания помощи налогоплательщикам "Проверьте, не рискует ли ваш бизнес", в том числе сведения, опубликованные в журнале "Вестник государственной регистрации" о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из Единого государственного реестра юридических лиц; поиск сведений в реестре дисквалифицированных лиц; юридические лица, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица; адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами.

Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрено, что к информации ограниченного доступа относятся сведения, ограничение доступа к которым устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ссылка Заявителя на положения указанного закона является несостоятельной, поскольку данный нормативный акт не регулирует вопросы о доступе заинтересованных лиц к налоговой тайне и предусматривает ограниченный режим доступа к такой информации путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения в налоговые органы за предоставлением сведений, составляющих налоговую тайну, в указанных в законе целях.

Следует так же отметить, что ООО "Глобалгазинвест" не включено законодателем в число лиц, имеющих доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну.

Кроме того, для проверки организаций на официальном сайте ФНС России предусмотрены интерактивные сервисы: "Проверь себя и контрагента", "Прозрачный бизнес", "Недействительные ИНН юридических лиц", а также информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Запрошенные же ООО "ГГИ" сведения о суммах уплаченных налогов и установленных недоимках до 01.01.2016 не подлежали представлению заявителю налоговым органом, поскольку до 01.01.2016 указанные сведения составляли налоговую тайну.

Необходимо отметить, что согласно гражданскому законодательству Российской Федерации основной целью деятельности коммерческой организации является извлечение прибыли. Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения
договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки
контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели) является одним из общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных приказом ФНС России от 30.05.2007      № ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок".

Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещается на официальном сайте ФНС России в сети Интернет www.nalog.ru. Налогоплательщику рекомендуется при оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, исследовать среди прочих следующие признаки: отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента (его представителя), копий документа, удостоверяющего его личность, отсутствие информации о фактическом месте нахождения контрагента, производственных и (или) торговых площадей, отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (официальный сайт ФНС России www.nalog.gov.ru), отсутствие очевидных свидетельств возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг.

Также на сайте ФНС России размещаются сведения об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами (так называемые адреса "массовой" регистрации, характерные, как правило, для "фирм-однодневок"), а также наименования юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.

При этом необходимо отметить, что в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган не проверяет содержащиеся в представленных документах сведения, в связи с чем наличие выписки из ЕГРЮЛ в отношении какого-либо контрагента подтверждает только факт его государственной регистрации и не исключает факт его создания не в целях осуществления реальной предпринимательской деятельности.

Следует обратить внимание на то, что непроявление должной осмотрительности в выборе контрагентов в первую очередь влечет риски для финансово-хозяйственной деятельности самой организации, которая в соответствии с гражданским законодательством осуществляет свою предпринимательскую деятельность самостоятельно и на свой риск. Такие риски могут выражаться, в частности, в непоставке или несвоевременной поставке товаров, поставке некачественных товаров, неоплаты за отгруженные товары, невозможности предъявления претензий к контрагентам и последующего взыскания с них понесенных потерь и прочее.

Учитывая, что предпринимательская деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами самостоятельно и на свой риск, налоговые органы не несут ответственности за выбор налогоплательщиком контрагентов и возможное в связи с этим наступление для него неблагоприятных последствий, в том числе налоговых.

Необходимо отметить, что даже в случае представления налоговой отчетности контрагентами ее достоверность, а также реальность осуществления ими финансово-хозяйственной деятельности можно подтвердить только после проведения выездной налоговой проверки. В этой связи сведения налогового органа о представлении контрагентом ООО "ГГИ" налоговой декларации, в том числе не "нулевой", не являются подтверждением его благонадежности.

В соответствии с пунктами 14, 15, 16 Приказа Минфина России от 23.11.2011 года № 158II "Об утверждении порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц (далее ЕГРЮЛ) и предоставления, содержащихся в нем сведений и документов", сведения из ЕГРЮЛ предоставляются в виде:

1.        Выписки из ЕГРЮЛ.

2.        Справки о соответствии или несоответствии сведений о персональных данных физического лица, изложенных в запросе, сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ.

3.        Содержащиеся в ЕГРЮЛ документы представляются в виде копии
соответствующего документа.

4.        При отсутствии в ЕГРЮЛ запрашиваемых сведений или документов либо при невозможности определить юридическое лицо, в отношении которого запрашиваются сведения или документы, заявителю выдается справка об отсутствии запрашиваемой информации.

На основании вышеизложенного интересующая ООО "ГГИ" информация по запросу может быть представлена при соблюдении вышеуказанных требований Приказа 23.11.201 1 года № 158Н.

Согласно Федерального закона от 01.05.2016 № 134-ФЗ "О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" снят режим налоговой тайны в отношении следующих сведений организаций:

о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам (по каждому налогу и сбору);

о налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение;

о специальных налоговых режимах, применяемых организацией;

об участии организации в консолидированной группе налогоплательщиков;

о среднесписочной численности работников организации;

об уплаченных организацией в предшествующем календарном году суммах налогов и сборов (по каждому налогу и сбору, по страховым взносам) без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом, о суммах страховых взносов;

о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности.

На официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных, а также в интерактивном сервисе "Прозрачный бизнес" с 01 июня 2018 года размещены сведения, указанные в пункте 1.1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации. С помощью данного Сервиса можно получить комплексную информацию о налогоплательщике, а именно:

о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам; о среднесписочной численности работников;

о суммах налогов, уплаченных организацией в календарном году;

информацию о специальных налоговых режимах, применяемых организацией;

о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности.

Кроме того, используя сервис "Прозрачный бизнес" можно оперативно получить сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП с возможностью получения выписок из реестров; из Реестра дисквалифицированных лиц; из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства с возможностью получения сведений из реестра и другую информацию (полный перечень размещен в Сервисе).

Судом отклонена ссылка общества на Административный регламент Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденным Приказом ФНС России от 08.07.2019 №ММВ-7-19/343@.

Так в соответствии с указанным регламентом предоставляются Государственная услуга по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов) (пункт 9 Административного регламента).

Информация в отношении контрагентов налогоплательщика в соответствии с административным регламентом не предоставляется. При этом указанным регламентом установлен исчерпывающий перечень приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги, в том числе: просьбы о предоставлении сведений, не подлежащих разглашению в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая сведения, составляющие государственную, налоговую или иную охраняемую законом тайну, или сведения конфиденциального характера (подпункт 1 пункта 21 регламента).

При изложенных обстоятельствах требования статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом не нарушены и соблюдены, в удовлетворении заявленных требований обществу следует отказать.

Следовательно, обжалуемые действия по отказу в предоставлении запрашиваемой информации соответствовали требованиям налогового законодательства. Доводы общества основаны на неправильном толковании норм права. Указанная позиция суда соответствует правовым выводам, изложенным в постановлении Арбитражного Суда Северо-Кавказского округа от 05.10.2017 по делу № А63-16035/2016.

При таких обстоятельствах, с учетом фактических обстоятельств установленных судом по настоящему делу судом делается вывод о том, что налоговым органом правомерно не были представлены запрошенные обществом сведения.

Учитывая изложенное, в соответствии с пунктом 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решения об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Кроме того, как установлено судом из общедоступных сведений о подтверждено налоговым органом, по состоянию на 02.11.2021 ООО "Альянс" ИНН 2311214680 исключено из единого государственного реестра юридических лиц (дата снятия с учета - 29.11.2019).

Таким образом, отказ инспекции обществу согласно письму от 25.06.2020    № 16-44/25 в предоставлении запрашиваемой информации в отношении            ООО "Альянс" не противоречит положениям налогового законодательства и не ограничивает права общества на защиту своих интересов в налоговых правоотношениях.

Аналогичная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 09.01.2020 № 302-ЭС19-24500, постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.05.2021 по делу                     № А53-10851/2020.

Суд апелляционной инстанции также отмечает, что в любом случае предоставление истребуемых сведений не может свидетельствовать о добросовестности и должной степени осмотрительности налогоплательщика при выборе контрагента, поскольку ему в любом случае эти обстоятельства на тот момент не были известны и он не мог их учесть в момент выбора контрагента, следовательно, оспариваемы отказ налоговой инспекции в любом случае не может нарушать права и законные интересы налогоплательщика, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Арбитражный суд первой инстанции полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.

Оснований для переоценки выводов суда у судебной коллегии не имеется.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, повторяют доводы, приведенные в суде первой инстанции, и свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой инстанции доказательств, но не опровергают их.

Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые бы могли повлиять на правовую оценку спорных правоотношений. Оснований для отмены или изменения обжалованного судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, у судебной коллегии не имеется.

На основании вышеизложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.

Расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на общество с ограниченной ответственностью "Глобалгазинвест".

В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда подлежит уплате государственная пошлина в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче заявления неимущественного характера, что составляет 1500 рублей при оспаривании ненормативных правовых актов юридическим лицами.

При подаче апелляционной жалобы, обществом по платежному поручению от 23.09.2021 № 1002 ошибочно уплачена государственная пошлина в размере 15000 рублей, вместо 1500 рублей.

В связи с изложенным, обществу с ограниченной ответственностью "Глобалгазинвест" надлежит возвратить из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 13500 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.08.2021 по делу №А32-34587/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Глобалгазинвест", ИНН 5905257040, из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 23.09.2021 № 1002 государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 13500 рублей.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Краснодарского края.

Председательствующий                                                                                Г.А. Сурмалян

Судьи                                                                                                                 Я.А. Демина

                                                                                                                             Н.В. Сулименко