ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-18963/20 от 17.12.2020 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-18347/2020

25 декабря 2020 года                                                                         15АП-18963/2020

Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2020 года .

Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2020 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Филимоновой С.С.,

судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,

при участии:

от АО «Краснодаргоргаз» представителя ФИО1 по доверенности от 1.07.2020,

от УФАС по КК представителя ФИО2 от 18.05.2020,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Краснодаргоргаз»

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.10.2020 по делу № А32-18347/2020

по заявлению акционерного общества «Краснодаргоргаз»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому Краю,

при участии третьих лиц: ФИО3, министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края г. Краснодар,

об оспаривании постановления о наложении штрафа,

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Краснодаргоргаз» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее – заинтересованное лицо, управление, антимонопольный орган) об оспаривании постановления от 22.04.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 023/04/9.21-388/2020.

От заявителя поступило ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Тихая Поляна».

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.10.2020 в удовлетворении ходатайств о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ООО «Управляющая компания «Тихая поляна», г. Краснодар, о назначении экспертизы, об отложении судебного разбирательства отказано, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), просил решение отменить.

Апелляционная жалоба мотивирована необоснованным отказом в удовлетворении ходатайства общества о назначении по делу судебной экспертизы. Кроме того, апеллянт указывает на ошибочность вывода суда первой инстанции о преюдициальности для данного дела судебных актов, принятых в рамках дела № А32-883/2020. По мнению общества, технические условия № 24/1334 от 28.02.2014 в настоящее время (в том числе на дату обращения ФИО3) находятся в стадии выполнения. Апеллянт отмечает, что отсутствовала техническая возможность подключения спорного объекта к сетям, что, в свою очередь, является мотивированным отказом. Общество также ссылается на то, что ФИО3 не является заявителем первой категории и согласно п. 74 (№) Правил № 1314 вправе обратиться в органы исполнительной власти, которые утверждают региональную программу газификации. Судом первой инстанции не исследован довод относительно нарушений охранных зон.

Судебное заседание проведено с объявлением перерыва в течение дня в порядке статьи 163 АПК РФ.

В судебном заседании представители сторон поддержали правовые позиции по делу, третьи лица явку не обеспечили, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 05.11.2019 ФИО3 (Заявитель) подал в АО «Краснодаргоргаз» заявку о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения. Заявка зарегистрирована 05.11.2019 № 116252(далее - Заявка). Заявка подана в отношении объекта газопотребления, расположенного по адресу: <...> (далее - Объект).

Из обращения ФИО3, поступившего в антимонопольный орган, следовало, что по результатам рассмотрения заявки в адрес Заявителя со стороны АО «Краснодаргоргаз» письмом от 07.11.2019 № 1103/5170 предоставлен отказ от заключения договора об осуществлении технологического присоединения, ввиду выдачи собственникам земельных участков в районе жилой застройки «Тихая поляна» (г. Краснодар, почтовое отделение № 53 п. Колосистый) ТУ на строительство газопроводов низкого давления Де 315 мм по ул. им. Писателя ФИО4 и Де 225мм, Де 160мм, Де 110 мм в границах застройки. АО «Краснодаргоргаз» указало, что вопрос о подключении Объекта может быть рассмотрен после завершения строительства и ввода в эксплуатацию сетей газораспределения в жилой застройке «Тихая поляна».

По результатам рассмотрения указанной жалобы антимонопольный орган установил в действиях АО «Краснодаргоргаз», выразившихся в несоблюдении порядка рассмотрения заявки, предусмотренного п.п. 73 (1),74, 13 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства № 1314 от 30.12.2013 (далее – Правила № 1314), состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

11.03.2020 антимонопольным органом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении № 023/04/9.21-388/2020 по ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении антимонопольным органом 22.04.2020 принято оспариваемое постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 023/04/9.21-388/2020 в размере 600 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 023/04/9.21-388/2020, считая его незаконным и подлежащим отмене, заявитель обратился в суд с заявлением.

В силу положений ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

По делу об административном правонарушении подлежат выяснению такие обстоятельства как наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, причины и условия совершения административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно пункту 62 Правил № 1314, договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами. Договор о подключении заключается в письменной форме в 2 экземплярах (по одному для каждой из сторон).

Подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении (пункт 59 Правил № 1314).

Заявка о подключении (технологическом присоединении) подается заявителем в случае:

а) необходимости подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения объекта капитального строительства;

б) увеличения объема потребления газа, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 61 (1) названных Правил.

Для заключения договора о подключении заявитель направляет исполнителю заявку о подключении (технологическом присоединении) в 2 экземплярах письмом с описью вложения или иным доступным способом. Заявитель вправе представить указанную заявку исполнителю лично или через уполномоченного представителя, а исполнитель обязан принять такую заявку.

Согласно пункту 65 Правил № 1314, в заявке о подключении (технологическом присоединении), направляемой исполнителю заявителем, указываются следующие сведения:

а) реквизиты заявителя (для юридических лиц полное наименование и государственный регистрационный номер записи, вносимой в Единый государственный реестр юридических лиц, для индивидуальных предпринимателей -государственный регистрационный номер записи, вносимой в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, дата ее внесения в реестр и для физических лиц -фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, почтовый адрес и иные способы обмена информацией - телефоны, факс, адрес электронной почты);

б) наименование и местонахождение объекта капитального строительства, который необходимо подключить (технологически присоединить) к сети газораспределения;

в) характер потребления газа (вид экономической деятельности хозяйствующего субъекта - для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);

г) сроки проектирования, строительства и поэтапного введения в эксплуатацию объекта капитального строительства (в том числе по этапам и очередям);

д) планируемое распределение максимального часового расхода газа отдельно по различным точкам подключения (если их несколько) с обоснованием необходимости подключения нескольких точек;

е) номер и дата выдачи технических условий, полученных ранее заявителем (в случае если заявителю ранее предоставлялись технические условия), срок действия которых на момент подачи заявки о подключении (технологическом присоединении) не истек.

Согласно пункту 69 Правил № 1314 к заявке о подключении (технологическом присоединении), направляемой исполнителю заявителем, прилагаются следующие документы:

а) ситуационный план;

б) топографическая карта участка в масштабе 1:500 (со всеми наземными и подземными коммуникациями и сооружениями), согласованная с организациями, эксплуатирующими указанные коммуникации и сооружения (не прилагается, если заказчик-физическое лицо, осуществляющее создание (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства);

в) копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты капитального строительства заявителя. В случае если земельный участок принадлежит заявителю на ином законном основании, заявитель представляет согласие собственника земельного участка на использование этого участка на период строительства объектов сетей газораспределения. В случае отсутствия правоустанавливающих документов на земельный участок при осуществлении строительства, реконструкции в рамках реализации программы реновации жилищного фонда в городе Москве заявитель представляет копию схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы;

г) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя (в случае если заявка о подключении (технологическом присоединении) подается представителем заявителя);

е) расчет максимального часового расхода газа (не прилагается, если планируемый максимальный часовой расход газа не более 5 куб. метров);

ж) согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения и (или) газопотребления основного абонента, а также строительство газопровода на земельном участке основного абонента, если подключение осуществляется на земельном участке, правообладателем которого является основной абонент, в случаях, предусмотренных пунктом 34 названных Правил;

з) документы, предусмотренные пунктом 47 названных Правил, в случае предоставления технических условий при уступке права на использование мощности;

к) копия разработанной и утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации документации по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории), предусматривающей строительство сети газопотребления в пределах территории, подлежащей комплексному освоению, в случае осуществления подключения (технологического присоединения), предусмотренного пунктом 119 настоящих Правил.

Согласно пункту 73 (1) Правил № 1314, исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня поступления заявки о подключении (технологическом присоединении) рассматривает указанную заявку, а также приложенные к ней документы и сведения, указанные в пунктах 65-69 и 71 названных Правил.

В случае несоблюдения заявителем требований, предъявляемых к содержанию заявки о подключении (технологическом присоединении) и составу прилагаемых документов и сведений, указанных в пунктах 65 -71 названных Правил, исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения указанной заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие документы и (или) сведения и приостанавливает рассмотрение указанной заявки до получения недостающих документов и сведений.

Согласно подп. «в» п. 74 Правил № 1314 при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 65-69 и 71 настоящих Правил, в полном объёме исполнитель направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 2 экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», вручение на руки): в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении), направленной, в том числе, посредством официального сайта исполнителя, за исключением случаев, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта.

На основании п. 13 Правил № 1314 при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящих Правил, в полном объеме исполнитель в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий обязан определить и предоставить заявителю технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий.

В соответствии с пунктом 74(1) Правил № 1314 основанием для отказа от заключения договора о подключении является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя (далее -мотивированный отказ от заключения договора о подключении). В случае наличия технической возможности подключения отказ исполнителя от заключения договора о подключении не допускается. При необоснованном отказе или уклонении исполнителя от заключения договора о подключении заявитель вправе обратиться в суд или антимонопольный орган в соответствии с пунктом 80 настоящих Правил.

Исполнитель определяет техническую возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства на основании данных о загрузке сетей газораспределения, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, данных о загрузке и наличии дефицита пропускной способности газотранспортной системы, опубликованных в соответствии со стандартами раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 872 «О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам», а также данных о загрузке и наличии дефицита пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя иных сетей газораспределения.

Техническая возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства существует, если при подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства заявителя сохранятся условия газоснабжения для потребителей газа, объекты капитального строительства которых на момент подачи заявки о подключении (технологическом присоединении) подключены к сети газораспределения исполнителя, а также для заявителей, которым ранее были выданы технические условия, на указанный момент не утратившие силу, и которые на момент рассмотрения заявки о подключении (технологическом присоединении) не завершили подключение.

Техническая возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства отсутствует в случае отсутствия пропускной способности сетей газораспределения, принадлежащих исполнителю на праве собственности илина ином законном основании, отсутствия пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя сетей газораспределения и газотранспортной системы, за исключением случаев, когда устранения данных ограничений пропускной способности учтены в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году.

Согласно пункту 14 Правил № 1314 основанием для отказа в выдаче технических условий является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя, в том числе при отсутствии пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя сетей газораспределения и газотранспортной системы, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году.

На основании пункта 15 Правил № 1314 в случае предоставления мотивированного отказа в выдаче технических условий исполнитель также предоставляет имеющуюся в его распоряжении информацию о примерных сроках появления технической возможности подключения объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя в результате реализации собственных, а также финансируемых за счет сторонних источников, включая бюджетные, мероприятий либо сообщает об отсутствии такой информации.

Состав мероприятий, необходимых для обеспечения технической возможности осуществления подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя и связанных с реконструкцией существующих сетей газораспределения исполнителя в целях увеличения пропускной способности, а также строительством новых газораспределительных сетей, определяется в соответствии со схемами газоснабжения и газификации субъекта Российской Федерации и (или) поселения.

В соответствии с требованием пункта 15 Правил № 1314 отказ в предоставлении технических условий должен быть мотивирован.

В рамках рассмотрения антимонопольным органом дела об административном правонарушении МинТэк и ЖКХ Краснодарского края письмом от 24.03.2020 № 70.12-06-2909/20 представило пояснения, из которых следует, что основанием для отказа в выдаче технических условий является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя, в том числе при отсутствии пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя сетей газораспределения и газотранспортной системы, за исключением случаев когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году.

Установлено, что в действующей региональной программе «Газификация жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Краснодарского края на 2019 -2023 годы» (далее - региональная программа), утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.12.2018 № 810, в приложении № 1 указаны объекты, которые включены в инвестиционную программу ООО «Газпром межрегионгаз» «Программа развития газоснабжения и газификации Краснодарского края на 2016-2020 годы».

В рамках указанной Программы на 2019-2020 предусмотрено выделение инвестиций, в том числе на строительство следующих объектов: «Газопровод межпоселковый ГРС-4А-ГГРП-4 г. Краснодара Краснодарского края», «Газопровод межпоселковый ГРС-4А-ГГРП-5 г. Краснодара Краснодарского края» и «Газопровод межпоселковый от ГРС-5 до ГРС-6 г. Краснодара Краснодарского края», которые должны устранить ограничения в газотранспортной системе. Кроме того, в приложении 10 региональной программы также указаны объекты, соединяющие ГРС-4А с действующими газовыми сетями города Краснодара, способствующие снятию ограничений газотранспортной системы.

При этом ФИО5 в обращении указывает антимонопольному органу на наличие газопровода низкого давления на ул. им. Писателя ФИО4/Бургундская, ул. Кельтская.

Краснодарское УФАС России исходило из того, что входе рассмотрения аналогичных административных дел в управление представлены ТУ от 27.09.2019 № 11.1/4466, выданные ФИО6 на подключение Объекта, расположенного по адресу: Краснодар, ул. им. Писателя ФИО4/ пр. 5-й Писателя ФИО4, 32/2; ТУ от 10.10.2019 № 1103/4682, выданные ФИО7 на подключение Объекта, расположенного по адресу: г, Краснодар, ул. Им. Писателя ФИО4, 12.

В пункте 6 «точка подключения» вышеуказанных ТУ от 27.09.2019, от 30.10.2019 указано, что подключение осуществляется к подземному газопроводу низкого давления диаметром 315 мм, проходящему по ул. Им. Писателя ФИО4.

При этом газопровод низкого давления по ул. Им. Писателя ФИО4/Бургундская расположен на расстоянии 14 метров от Объекта ФИО5- газопровод низкого давления по ул. Кельтская расположен на расстоянии 126 метров от Объекта (антимонопольным органом произведены замеры расстояния с публичной кадастровой карты).

Письмом от 20.04.2020 АО «Краснодаргоргаз» представило антимонопольному органу пояснения, из которых следует, что 30.05.2019 между АО «Краснодаргоргаз» и ФИО8 (Даритель) заключен договор дарения, согласно которому Даритель обязалась безвозмездно передать в собственность Обществу объекты газораспределительной системы «Газификация жилой застройки «Тихая поляна». В соответствии с п. 3.3.3, 3.3.4 Договора Даритель в срок до 01.01.2020 обязался провести государственную регистрацию права собственности недвижимости в Управлении Росреестра по Краснодарскому краю и в течение10 дней подать документы на переход права собственности, однако своей обязанности не исполнил, в связи с чем, на основании п. 1 ст. 573 Гражданского кодекса РФ Договор расторгнут, АО «Краснодаргоргаз» направило соответствующее заявление в адрес Дарителя письмом от 12.02.2020 № ИП/1501-13/2020/2503.

Вместе с тем, указанные отношения между АО «Краснодаргоргаз» и ФИО8 по расторжению договора дарения возникли в 2020; в свою очередь, ФИО3 обратился в АО «Краснодаргоргаз» с заявкой (вх. № 116252) на подключение (технологическое присоединение) Объекта - 05.11.2019.

Кроме того, АО «Краснодаргоргаз» письмом от 12.02.2020 б/н представило пояснения из которых следует, что существующий подземный газопровод низкого давления Де 315 мм по ул. Им. Писателя ФИО4 построен до ул. Первой и находится на балансе АО «Краснодаргоргаз».

РЭК-ДЦиТ КК на запрос Краснодарского УФАС России письмом от 10.04.2020 № 57.09-12-2084/20 представлены пояснения, из которых следует, что согласно п. 26(22) Постановления Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021 «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации» (далее - Постановление № 1021) плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 5 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для прочих заявителей), устанавливается в размере не менее 20 тыс. рублей и не более 50 тыс. рублей (с налогом на добавленную стоимость, если заявителем выступает физическое лицо, а в иных случаях без налога на добавленную стоимость) при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов (без необходимости выполнения мероприятий по прокладке газопроводов бестраншейным способом и устройства пункта редуцирования газа) в соответствии с утвержденной в установленном порядке региональной (межрегиональной) программой газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, в том числе схемой расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.

Пунктом 26(23) Постановления № 1021 предусмотрено, что плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа свыше 500 куб. метров газа в час и (или) проектным рабочим давлением в присоединяемом газопроводе свыше 0,6 МПа, а также в случаях, если лицо, подавшее заявку на подключение, письменно подтверждает готовность компенсировать расходы газораспределительной организации, связанные с ликвидацией дефицита пропускной способности существующих газораспределительных сетей, необходимой для осуществления технологического присоединения, в случае, если такие расходы не были включены в инвестиционные программы газораспределительной организации, устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению, определенной по индивидуальному проекту после его разработки и экспертизы.

Если заявитель соответствует параметрам, указанным в п. 26(22) Постановления № 1021, но при этом мероприятия по подключению предусматривают строительство распределительных газопроводов, которые отсутствуют в Программе газификации и схеме газоснабжения, плата за подключение устанавливается исходя из установленных органом исполнительной власти (РЭК-ДЦиТ по КК) стандартизированных тарифных ставок или по индивидуальному проекту.

РЭК-ДЦиТ по КК издан Приказ от 25.04.2019 № 5/2019-газ об установлении стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину платы за техническое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения на территории Краснодарского края, в том числе и для АО «Краснодаргоргаз».

Таким образом, с учётом того, что расстояние от газоиспользующего оборудования Объекта Заявителя до сети газораспределения газораспределительной организации (газопровод по ул. им. Писателя ФИО4/Бургундская, ул. Кельтская), измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров, не установлено оснований для отказа в выдаче ТУ и Договора о подключении.

Отказ, направленный АО «Краснодаргоргаз» в адрес Заявителя письмом от 07.11.2019 № 1103/5170, не содержит информацию об отсутствии технической возможности подключения, а информирует Заявителя о необходимости строительства распределительного газопровода низкого давления.

Таким образом, выдача АО «Краснодаргоргаз» ТУ ряду собственников на строительство газопровода не является и не может являться сама по себе основанием для отказа в выдаче ТУ на подключение (технологическое присоединение) к сети газораспределения и не направления в адрес Заявителя проекта соответствующих ТУ и Договора.

На основании вышеизложенного, отказ, направленный АО «Краснодаргоргаз» в адрес Заявителя письмом от 07.11.2019 № 1103/5170, в выдаче ТУ не соответствует требованиям Правил подключения № 1314.

Кроме того, суд первой инстанции при рассмотрении заявленных требований также исходил из следующих обстоятельств.

Как установлено судом первой инстанции, по результатам рассмотрения вышеуказанной заявки о заключении договора о подключении № 11652 в адрес ФИО3 со стороны АО «Краснодаргоргаз» письмом от 07.11.2019 № 1103/5170 было указано, что собственникам земельных участков в районе жилой застройки «Тихая поляна» выданы ТУ на строительство газопроводов низкого давления Де 315 мм по ул. им. Писателя ФИО4 и Де 225мм, Де 160мм, Де 110 мм в границах застройки, в том числе и по ул. Бургундской; вопрос о подключении Объекта может быть рассмотрен после завершения строительства и ввода в эксплуатацию сетей газораспределения в границах жилой застройки «Тихая поляна».

В обоснование заявленных требований АО «Краснодаргоргаз» указывает, что на сегодняшний день согласно техническим условиям (ТУ) газификацию указанной жилой застройки осуществляет ООО «Управляющая компания «Тихая поляна»; на дату обращения ФИО3 с запросом о предоставлении технических условий на подключение Объекта ФИО3 имеются выданные и не исполненные ТУ.

При рассмотрении заявленных требований судом первой инстанции установлено, что в производстве Арбитражного суда Краснодарского края имелись дела с идентичными правовыми и фактическими обстоятельствами, в том числе дело № А32-883/2020, возбужденные по заявлениям АО «Краснодаргоргаз» об оспаривании постановлений Краснодарского УФАС России о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, в связи с несоблюдением порядка рассмотрения запросов заявителей о выдаче ТУ, о заключении договоров на технологическое присоединение; при этом объекты, в отношении которых заявители обратились в АО «Краснодаргоргаз» с соответствующими заявками на выдачу ТУ, находятся в одном жилом массиве «Тихая поляна», на смежных улицах; содержание писем АО «Краснодаргоргаз» по результатам рассмотрения указанных запросов является идентичным, тождественным.

В силу ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Как установлено судом по делу № А32-883/2020, ООО «Управляющая компания «Тихая Поляна» письмом от 19.12.2019 № 180п/2019 (вх. от 24.12.2019 № 15412) представило пояснения, из которых следует, что ООО «Управляющая компания «Тихая Поляна» не осуществляет газификацию жилой застройки «Тихая Поляна», расположенной по адресу: г. Краснодар, почтовое отделение № 53 поселка Колосистого, заявку на подключение не подавало, ТУ и проектная документация не выдавалась. Отсутствует переписка с АО «Краснодаргоргаз» по вопросу заключения договора о подключении и выдачи ТУ на подключение к газораспределительным сетям жилой застройки «Тихая Поляна». АО «Краснодаргоргаз» не представило запрошенные документы, а именно: техническую документацию по газификации жилой застройки «Тихая Поляна».

В материалы настоящего дела заявитель документов, подтверждающих газификацию жилой застройки «Тихая Поляна», также не представил.

Как преюдициально установлено в деле № А32-883/2020, факт нахождения указанного газопровода на балансе АО «Краснодаргоргаз» подтверждается также выданными АО «Краснодаргоргаз» ТУ от 27.09.2019 № 11.1/4466 на подключение Объекта ФИО6, расположенного по адресу: ул. им. Писателя ФИО4/пр. 5-й им. Писателя ФИО4, 32/2 (соседняя улица с пр. 3-м им. Писателя ФИО4), ТУ от 30.10.2019 No1103/5037 на подключение Объекта ФИО7, расположенного по адресу: ул. им. Писателя ФИО4, 12.В пункте 6 «точка подключения» вышеуказанных ТУ от 27.09.2019 No11.1/4466, от 30.10.2019 № 1103/5037 указано, что подключение осуществляется к подземному газопроводу низкого давления диаметром 315 мм, проходящему по ул. им. Писателя ФИО4.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что направленный обществом в адрес третьего лица(1) вышеуказанным письмом отказ в заключении договора о подключении, не соответствует требованиям Правил № 1314.

При указанных обстоятельствах антимонопольный орган правомерно установил, а общество не опровергло, что изложенный в письме общества отказ, со ссылкой на выданные ТУ, не мотивирован, а иных оснований для отказа общество не привело.

Суд исходил из того, что указанный отказ не может быть признан мотивированным, поскольку в письме общества от 07.11.2019 № 1103/5170,отсутствуют указания на конкретные ТУ, их номер, даты, в связи с чем проверить мотивированность отказа, в том числе отсутствие конкретной технической возможности для технологического присоединения Объекта ФИО3, не представляется возможным.

При указанных фактических обстоятельствах в данном случае указанный отказ не может быть признан мотивированным. Иных оснований для отказа в письме от 07.11.2019 № 1103/5170,общество не указало.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что АО «Краснодаргоргаз», учитывая дату регистрации Заявки от 05.11.2019 № 116252, должно было в срок до 08.11.2019, т.е. в течение 3 рабочих дней со дня получения указанной заявки направить заявителю уведомление о необходимости предоставления недостающих документов и (или) сведения и приостанавливает рассмотрение указанной заявки до получения недостающих документов и сведений (п. 73 (1) Правил № 1314), либо в срок 26.11.2019, т.е. в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки о подключении направить подписанный со своей стороны проект договора о подключении (п. 74 Правил № 1314), либо в срок до 19.11.2019, т.е. в течение 10 рабочих дней предоставить Заявителю мотивированный отказ в выдаче технических условий (п. 13 Правил № 1314).

Кроме того, в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении АО «Краснодаргоргаз» не представлены неоднократно запрошенные антимонопольным органом сведения и документы, в том числе документы, подтверждающие отсутствие технической возможности подключения Объекта Заявителя к существующей сети газораспределения, подтверждающие необходимость строительства распределительного газопровода.

С учётом совокупности изложенного, названных фактических обстоятельств, судом установлена правомерность и обоснованность выводов антимонопольного органа о не соблюдении АО «Краснодаргоргаз» порядка рассмотрения заявки, предусмотренного п. 73(1), п. 74, п. 13 Правил № 1314.

Согласно ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1) нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям -влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Повторное совершение административного правонарушения (часть 2), предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Как следует из оспариваемого постановления, антимонопольный орган при вынесении оспариваемого постановления указал на повторность совершения административного правонарушения (дело № А32-14038/2019), квалифицировав допущенное обществом правонарушение по ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судом первой инстанции установлено, что ранее АО «Краснодаргоргаз» на основании постановления УФАС по Краснодарскому краю от 13.03.2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 82А/2019 было привлечено к административной ответственности по ч. 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного, АО «Краснодаргоргаз», будучи подвергнутым административному наказанию, совершило повторное правонарушение, ответственность за которое предусмотрено частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ.

Размер назначенного обществу административного наказания определен административным органом в пределах санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, соответствует характеру совершенного правонарушения и соразмерен его тяжести.

Относительно обоснованности ходатайства общества о назначении по делу судебной экспертизы, судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, исходит из следующего.

В рамках настоящего дела, исходя из существа и предмета заявленных требований, рассматривается спор между обществом и антимонопольным органом об отмене постановления о привлечении к административной ответственности в связи с установленным антимонопольным органом неправомерным отказом общества в выдаче технических условий; суд исходит из того, что вопрос правомерности отказа определяется соответствием либо не соответствием направленного в адрес заявителя отказа общества в выдаче технических условий, требованиям Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства от 30.12.2013 № 1314. Оценка данных обстоятельств, в том числе послуживших основанием для принятия оспариваемого заявителем постановления антимонопольного органа, производится судом самостоятельно и не может быть при указанных фактических обстоятельствах передана на разрешение эксперту.

В удовлетворении заявленного в просительной части апелляционной жалобы общества ходатайства о назначении по делу судебной экспертизы надлежит отказать.

Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от  22.10.2020 по делу 
№ А32-18347/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                           С.С. Филимонова

Судьи                                                                                             О.Ю. Ефимова

М.В. Соловьева