ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-18997/19 от 13.02.2020 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-32184/2018

20 февраля 2020 года                                                                        15АП-18997/2019

Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2020 года .

Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2020 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Филимоновой С.С.,

судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,

при участии представителя заявителя ФИО1 по доверенности от 01.10.2018,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

администрации муниципального образования Темрюкский район
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 05.09.2019 по делу № А32-32184/2018
по заявлению дачного некоммерческого товарищества "Кавказ"
к заинтересованному лицу администрации муниципального образования Темрюкский район
о признании незаконным отказа,

УСТАНОВИЛ:

ДНТ «Кавказ» (далее – заявитель, товарищество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным отказа администрации муниципального образования Темрюкский район (далее – заинтересованное лицо, администрация), изложенного в письме от 06.04.2018 (исх. номер 22-12/15-446) во внесении заявленных изменений в Правила землепользования и застройки Голубицкого сельского поселения Темрюкского района (действующие в редакции с изменениями, утвержденными решением XXIII сессии Совета муниципального образования Темрюкский район VI созыва от 25 ноября 2016 года №201); об обязании администрации муниципального образования Темрюкский район совершить следующие действия, направленные на реализацию права ДНТ «Кавказ» на рассмотрение поставленного вопроса в части включения в условно разрешенный вид использования земельных участков, входящих в границу ДНТ «Кавказ», «Ведение дачного хозяйства» или подзону СК-2 с условно разрешенным видом использования земельных участков – «Ведение дачного хозяйства», организовать проведение соответствующей комиссией публичных слушаний по вопросу об изменении вида разрешенного использования спорных земельных участков, после завершения публичных слушаний на основании рекомендаций комиссии о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принять решение в форме постановления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.09.2019 заявленные требования удовлетворены частично, суд признал действия администрации муниципального образования Темрюкский район по отказу во внесении заявленных изменений в Правила землепользования и застройки Голубицкого сельского поселения Темрюкского района (действующих в редакции, с изменениями утвержденными решением XXIII сессии Совета муниципального образования Темрюкский район VI созыва от 25 ноября 2016 года №201) незаконными (изложены в письме от 6 апреля 2018 года исх. номер 22-12/15- 446); обязал администрацию муниципального образования Темрюкский район, г. Темрюк (ИНН: <***> ОГРН: <***>) совершить следующие действия, направленные на реализацию права ДНТ «Кавказ», ст. ФИО2, Темрюкский район (ИНН: <***> ОГРН: <***>) в части включения в условно разрешенный вид использования земельных участков, входящих в границу ДНТ «Кавказ», или подзону СК-2 с условно разрешенным видом использования земельных участков – «Ведение садового хозяйства»: в течение одного месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу обеспечить подготовку комиссией по землепользованию и застройке заключения с рекомендацией о внесении изменений в правила землепользования и застройки путем включения в условно разрешенный вид использования земельных участков, входящих в границу ДНТ «Кавказ», или подзону СК-2 условно разрешенного вида использования земельных участков – «Ведение садового хозяйства»; администрации в течение тридцати дней с момента получения заключения принять решение о подготовке проекта о внесении соответствующих изменений в правила землепользования и застройки; не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки администрации обеспечить опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет"; после завершения публичных слушаний по проекту изменений правил землепользования и застройки администрации в течение одного месяца обеспечить с учетом результатов публичных слушаний внесение изменений в проект правил землепользования и застройки на условно разрешенный вид использования «Ведение садового хозяйства» или об отказе в предоставлении такого разрешения. В остальной части заявление оставлено без удовлетворения.

Не согласившись с принятым решением, администрация обжаловала его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), просила решение отменить.

Апелляционная жалоба мотивирована следующим:

- заявитель не доказал нарушение своих прав в предпринимательской или иной экономической деятельности; рассмотрение данного спора входит в компетенцию суда общей юрисдикции;

- суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о том, что заявление товарищества правомерно подано на имя главы МО Темрюкский район;

- материалами дела подтверждается, что товарищество проходило процедуру публичных слушаний по спорному вопросу;

- изменение вида разрешенного использования земельного участка не восстановит права членов товарищества, поскольку площадь их земельных участков менее 400 квадратных метров.

Товарищество с доводами жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в возражении, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы возражения и письменных пояснений, представил дополнительные документы для приобщения к материалам дела.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, возражений заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации Темрюкского района № 2592 от 25 ноября 1992 года ПК «Кавказ» в постоянное бессрочное пользование предоставлен земельный массив площадью 1,0 га под размещение базы отдыха.

Постановлением главы муниципального образования Темрюкский район от 27 февраля 2008 года №587 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного восточнее станицы Голубицкой Темрюкского района» вид разрешенного использования земельного участка площадью 69878 кв. м с кадастровым номером 23:30:0401001:0164 изменен с «эксплуатации и обслуживания базы отдыха «Кавказ» на «ведение дачного хозяйства».

Постановлением главы муниципального образования Темрюкский район от 20 октября 2008 года №3195 «Об уточнении площади и предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Темрюкский район, ст. ФИО2, ул. Набережная, для ведения дачного хозяйства «Кавказ» земельный участок общей площадью 144 224 кв. м, расположенный по адресу: <...> имеет вид разрешенного использования «для ведения дачного хозяйства «Кавказ».

Товарищество направило в администрацию предложение об инициировании внесения изменений в правила землепользования и застройки в части территориальной зоны, в которой расположены его земельные участки, путем внесения сведений о виде разрешенного использования «для ведения дачного хозяйства».

Администрация письмом от 06.04.2018 (исх. номер 22-12/15-446) во внесении изменений в ПЗЗ отказала, сославшись на следующее. Поскольку назначение территориальной зоны санаторно-курортного назначения (СК) не предусматривает вид использования земли – «для ведения дачного хозяйства», внести изменений не представляется возможным. Расстояние от границ земельного участка ДНТ «Кавказ» до границ смежных земельных участков, расположенных в зоне санаторно-курортного назначения «СК» не выдерживают минимальных размеров расстояния (300м), установленных п.9.10, 9.30 свода правил СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Размеры земельных участков членов ДНТ «Кавказ» менее 400 кв. м, что противоречит требованиям ст. 12 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 №532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае». Постановлением главы муниципальное образование Темрюкский район от 27.02.2008 №587 необоснованно изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401001:0164 с «эксплуатации и обслуживания базы отдыха «Кавказ» на «ведение дачного хозяйства».

Не согласившись с указанным отказом, товарищество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет доказывания по настоящему делу входят следующие обстоятельства: нарушение оспариваемым решением управления прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности; несоответствие оспариваемого решения управления закону или иному нормативному правовому акту.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ведении органов местного самоуправления находится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, по которым представительным органом местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

В силу частей 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.

В соответствии с частью 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в числе прочего в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования (пункт 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ).

На момент принятия правил землепользования и застройки поселения земельный массив, разделенный впоследствии на множество земельных участков, имел разрешенное использование – ведение дачного хозяйства.

Указанный, существующий вид разрешенного использования земельного участка, соответствующий его фактическому использованию, в градостроительной документации отражения не нашел.

Таким образом, на момент подготовки ПЗЗ Голубицкого сельского поселения, утвержденных решением X сессии Совета Голубицкого сельского поселения Темрюкского района II созыва от 19 марта 2010 года №44, уполномоченные на принятие соответствующего решения органы местного самоуправления располагали информацией о том, что в зоне, которая получала статус «СК» (санаторно-курортное назначение), имелись земельные участки, предоставленные для ведения дачного хозяйства, и в последующем, при внесении изменений (утвержденными решением XXIII сессии Совета муниципального образования Темрюкский район VI созыва от 25 ноября 2016 года №201) эти сведения также не были учтены.

На правлении ПК «Кавказ», оформленном протоколом от 29.11.2008, было принято решение об установлении границ на местности земельных участков, определенных за каждым пользователем и закреплении за каждым членом кооператива земельного участка в размере 0,01га.

Вступившим в законную силу решением Темрюкского районного суда Краснодарского края от 22.07.2011 по делу № 2-1421/2011 установлено, что протокол правления ПК «Кавказ» № 12 от 29.11.2008 и межевой план б/н от 20.12.2010, выполненный ООО «Кубаньземцентр», являются обоснованными и законными.

На основании указанного судебного акта поставлены на кадастровый учет 800 земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401001:196.

Таким образом, несоответствие вида разрешенного использования земельных участков, предоставленных ДНТ «Кавказ», документам территориального планирования Голубицкого сельского поселения Темрюкского района, возникло в силу ненадлежащего поведения органов местного самоуправления, не принявших во внимание при подготовке этих документов приведенные выше положения закона.

Довод администрации об имеющихся ограничениях, установленных п.9.10, 9.30 свода правил СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» несостоятельны ввиду утраты силы указанного документа с 01.07.2017 на основании приказа Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр (ред. от 10.02.2017) «Об утверждении СП 42.13330 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

В силу статьи 33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: 2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов; 3. предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются, в том числе 5) физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений. 4. Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации. 5. Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям. Статьей 31 Кодекса установлено, что 7. Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению. 11. Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта. 12. Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи. 15. После завершения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких общественных обсуждений или публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации.

В положении о комиссии по правилам землепользования и застройки сельских поселений муниципального образования Темрюкский район, утвержденном постановлением администрации муниципального образования Темрюкский район Краснодарского края от 15.02.2016 N 116 указано следующее: 3.1. Комиссия является постоянно действующим консультативным органом при заместителе главы муниципального образования Темрюкский район.

В положении отсутствует информация о том, что комиссия имеет статус юридического лица или структурного подразделения такого лица, в настоящем случае администрации, следовательно, вопреки доводам апеллянта, заявление товарищества в администрацию за изменением правил землепользования и застройки является обращением к надлежащему лицу.

Доводы апелляционной жалобы о том, что рассмотрение данного спора входит в компетенцию суда общей юрисдикции, отклоняются судебной коллегий как основанные на неверном толковании положений ст. 27, 29 АПК РФ. Кроме того, судом учтено, что в администрацию с заявлением обратилось товарищество (юридическое лицо), непосредственно сами члены товарищества в арбитражный суд не обращались.

Доводы администрации об участии председателя правления товарищества ФИО3 в публичных слушаниях от 23.08.2018 отклоняются судебной коллегией как не влияющие на законность и обоснованность обжалуемого отказа. В части публичных слушаний от 24.10.2018 доводы администрации не находят подтверждения в материалах дела.

Доводы апелляционной жалобы о вступлении в силу с 01.01.2019 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" отклоняются судебной коллегией как не влияющие на законность и обоснованность обжалуемого решения, а также с учетом положений п. 7 ст. 54 указанного закона.

Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.09.2019 по делу
№ А32-32184/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий                                                           С.С. Филимонова

Судьи                                                                                             О.Ю. Ефимова

М.В. Соловьева