ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-1942/19 от 18.03.2019 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                            дело № А32-28004/2017

24 марта 2019 года                                                                                15АП-1942/2019

Резолютивная часть постановления объявлена марта 2019 года .

Полный текст постановления изготовлен 24 марта 2019 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Филимоновой С.С.,

судей Гуденица Т.Г., Соловьевой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,

при участии представителя заявителя ФИО1 по доверенности от 09.01.2018, заинтересованного лица Мин А.И. по доверенности от 14.07.2017,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

Новороссийской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 26.12.2018 по делу № А32-28004/2017 (судья Чесноков А.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Группа "Магнезит"
к заинтересованному лицу Новороссийской таможне
о признании незаконными требований

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Группа «Магнезит» (далее – заявитель, общество, ООО «Группа «Магнезит») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Новороссийской таможне (далее – заинтересованное лицо, таможенный орган) о признании незаконными требований об уплате доначисленных таможенных платежей от 23.05.2017 №№ 867, 828, 847, 845, 903, 873, 901, 899, 897, 895, 893, 891, 889, 859, 887, 875, 885, 800, 857, 853, 855, 883, 851, 849, 906, 877, 829, 879, 830, 861, 881, 863, 865, 831, 869, 871; от 22.05.2017 № 804; от 24.05.2017 №№ 908, 909, 917.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2018 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым решением, таможенный орган обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), просил решение отменить.

В апелляционной жалобе таможня просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что применительно к технологии производства огнеупоров термины «связующие», «связка» употребляются в одинаковом значении, взаимозаменяемы; органические смолы и пеки не являются химическими связующими веществами; критерием разграничения для правильной классификации товара является именно тип связки (органический или неорганический) огнеупорного изделия; для выполнения идентификационной экспертизы был назначен эксперт, обладающий экспертной специальностью - производство экспертиз объектов (товаров) неорганического происхождении; вывод о наличии органического связующего вещества (графита С) в составе образцов сформулирован на основе анализа терминов и определений ГОСТ 28874-2004 «Огнеупоры. Классификация».

Общество с доводами жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представители сторон поддержали правовые позиции по делу.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, во исполнение международного контракта от 20.01.2014 № DTH-006-14, заключенного между компанией «DALMOND TRADE HOUSE LTD» (продавец) и ООО «Группа «Магнезит» (покупатель), на территорию Российской Федерации были ввезены огнеупорные изделия (далее – Товар), на условиях поставки CFR – порт Новороссийск (Инкотермс-2010).

В отношении ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза товаров, в Новороссийскую таможню поданы декларации на товары (далее – ДТ) № № 10317100/210414/0005437, 10317100/050514/0006058, 10317100/120514/0006358, 10317100/290514/0007163, 10317100/040614/0007497, 10317100/260614/0008650, 10317100/270614/0008667, 10317100/280714/0010268, 10317100/170914/0012437, 10317100/131014/0013638, 10317100/101214/0016706, 10317100/020914/0011711, 10317100/240914/0012742, 10317100/301014/0014617, 10317100/291214/0018080, 10317100/290115/0001178, 10317100/030315/0002894, 10317100/040315/0002928, 10317100/170415/0005634, 10317100/270415/0006018, 10317100/180615/0009201, 10317100/140715/0010853, 10317100/140715/0010859, 10317100/200815/0012563, 10317100/280514/0007108, 10317100/260614/0008644, 10317100/220714/0009955, 10317100/020914/0011686, 10317100/300914/0013030, 10317100/061114/0015013, 10317100/160115/0000416 (товар № 1), 10317100/090215/0001766, 10317100/040315/0002941, 10317100/180515/0007119, 10317100/140715/0010847, 10317100/220915/0014060,2 10317100/220915/0014053, 10317100/061115/0015951, 10317100/111115/0016093 (товары №№1,2), 10317100/081215/0017373, 10317100/101215/0017587 (товары №№1,2), 10317100/241215/0018480 (товары №№1,2), 10317100/150116/0000467 (товары №№1,2).

Согласно сведениям, заявленным в графе 31 ДТ, к таможенному декларированию предъявлен товар – «изделия огнеупорные (кирпич) безобжиговые с химическими связующими веществами для футеровки металлургических агрегатов».

В графе 33 ДТ в отношении указанного товара декларантом заявлен классификационный код по ТН ВЭД ТС – 6815 99 000 1 (изделия из огнеупорных материалов, с химическими связующими веществами). Товар помещен под заявленную таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Таможенным органом проведен таможенный контроль после выпуска товаров в форме камеральной таможенной проверки. Результаты проверки формализованы в акте камеральной таможенной проверки от 06.04.2017 № 10317000/210/060417/А000004/000, в котором, в том числе, сделаны выводы о заявлении недостоверных сведений о классификационном коде и необходимости классифицировать товар в товарной позиции 6815 99 000 9.

Данные выводы послужили основанием для принятия Новороссийской таможней решений о классификации товара по ТН ВЭД ТС в подсубпозиции 6815 99 000 9, а также для направления в адрес заявителя требований об уплате доначисленных таможенных платежей от 23.05.2017 № № 867, 828, 847, 845, 903, 873, 901, 899, 897, 895, 893, 891, 889, 859, 887, 875, 885, 800, 857, 853, 855, 883, 851, 849, 906, 877, 829, 879, 830, 861, 881, 863, 865, 831, 869, 871; от 22.05.2017 № 804; от 24.05.2017 № № 908, 909, 917.

Не согласившись с вышеуказанными требованиями таможенного органа, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.

В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 9 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее по тексту – ТК ТС, действующий в период рассматриваемых правоотношений, утратил силу с даты вступления в силу Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС от 11.04.2017 - с 01 января 2018 года), любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства – членов таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.

В соответствии со статьей 52 ТК ТС, товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза.

Подпунктом 5 пункта 2 статьи 181 ТК ТС установлено, что в декларации на товары указываются, в том числе сведения о товарах, в состав которых входит классификационный код товаров по ТН ВЭД.

В соответствии со статьей 105 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон о таможенном регулировании), для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики в Российской Федерации применяется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, утверждаемая Комиссией Таможенного союза.

В соответствии со статьей 51 ТК ТС, товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности утверждается Комиссией таможенного союза и основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств. В соответствии с положениями Международной конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983 классификация товаров по ТН ВЭД, в основу которой положена Гармонизированная система описания и кодирования товаров, осуществляется с применением Основных правил интерпретации.

Таким образом, выбор конкретного кода ТН ВЭД основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД.

Согласно пункту 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства», обоснованность классификационного решения проверяется судом исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, при этом суду надлежит руководствоваться Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, а также принятыми в соответствии с ними на основании пунктов 6, 7 статьи 52 Кодекса решениями (разъяснениями) Комиссии и (или) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, по классификации отдельных видов товаров, если такие решения и разъяснения относятся к спорному товару.

При проверке доводов участников спора о правильности классификации товаров судами могут учитываться Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД, а также рекомендации и разъяснения по классификации товаров, данные Всемирной таможенной организацией в соответствии со статьей 7 Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 года, в отношении которых Российская Федерация не заявила об отказе в их применении.

Основные правила интерпретации ТН ВЭД утверждены Решением Межгосударственного Совета ЕврАэЭС от 27.11.2009 № 18, Решением Комиссии таможенного союза от 27.11.2009 № 130 «Единый таможенный тариф таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» (далее по тексту - ОПИ ТН ВЭД).

Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 522 утверждено Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров» (далее по тексту - Положение).

Разделом 3 названного Положения определен порядок применения Основных правил интерпретации ТН ВЭД (ОПИ ТН ВЭД). Согласно названной норме Основные правила интерпретации ТН ВЭД (ОПИ) предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне (пункт 5 Положения).

В силу Правила 1 ОПИ ТН ВЭД ТС для юридических целей классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с правилами 2(а), 2(б), 3(а), 3 (б), 3 (в), 4, 5 и 6 ОПИ ТН ВЭД.

Таким образом, для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД ТС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.

Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям (правило 6 ОПИ ТН ВЭД ТС).

Согласно пункту 6 Положения ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно: ОПИ 1 применяется в первую очередь; ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2; ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3; ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ; ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции). Как следует из пункта 7 Положения, при классификации товара осуществляется следующая последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации: 7.1. Определение товарной позиции с помощью ОПИ 1 - ОПИ 5, применяемых в порядке, установленном пунктом 6 настоящего Положения; 7.2. Определение субпозиции (подсубпозиции) на основании ОПИ 6 и с помощью ОПИ 1 - ОПИ 5, применяемых в порядке, установленном пунктом 6 настоящего Положения, путем замены в текстах ОПИ I - ОПИ 4 термина «товарная позиция» термином «субпозиция» («подсубпозиция») в соответствующем числе и падеже, если товарная позиция, определенная в соответствии с подпунктом 7.1 настоящего Положения, имеет подчиненные субпозиции (подсубпозиции): определение однодефисной субпозиции (подсубпозиции) в рамках данной товарной позиции; определение двухдефисной субпозиции (подсубпозиции) в рамках данной однодефисной субпозиции (подсубпозиции); определение трехдефисной подсубпозиции в рамках данной двухдефисной субпозиции (подсубпозиции); и так далее до достижения необходимого уровня классификации.

Таким образом, при классификации товара по ТН ВЭД вначале определяется товарная позиция, затем субпозиция, исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), соответствующих примечаний к разделам и группам (ОПИ 1), а при определении субпозиции учитываются также примечания к субпозициям (ОПИ 6).

Положениями статьи 3 Гармонизированной системы описания и кодирования товаров вменена обязанность использовать все товарные позиции и субпозиции вышеназванной Гармонизированной системы, а также относящиеся к ним цифровые коды без каких-либо дополнений или изменений.

Из материалов дела следует, что товар, оформленный по ДТ № № 10317100/210414/0005437, 10317100/050514/0006058, 10317100/120514/0006358, 10317100/290514/0007163, 10317100/040614/0007497, 10317100/260614/0008650, 10317100/270614/0008667, 10317100/280714/0010268, 10317100/170914/0012437, 10317100/131014/0013638, 10317100/101214/0016706, 10317100/020914/0011711, 10317100/240914/0012742, 10317100/301014/0014617, 10317100/291214/0018080, 10317100/290115/0001178, 10317100/030315/0002894, 10317100/040315/0002928, 10317100/170415/0005634, 10317100/270415/0006018, 10317100/180615/0009201, 10317100/140715/0010853, 10317100/140715/0010859, 10317100/200815/0012563, 10317100/280514/0007108, 10317100/260614/0008644, 10317100/220714/0009955, 10317100/020914/0011686, 10317100/300914/0013030, 10317100/061114/0015013, 10317100/160115/0000416 (товар № 1), 10317100/090215/0001766, 10317100/040315/0002941, 10317100/180515/0007119, 10317100/140715/0010847, 10317100/220915/0014060,2 10317100/220915/0014053, 10317100/061115/0015951, 10317100/111115/0016093 (товары №№1,2), 10317100/081215/0017373, 10317100/101215/0017587 (товары №№1,2), 10317100/241215/0018480 (товары №№1,2), 10317100/150116/0000467 (товары №№1,2), описан в декларациях как «изделия огнеупорные (кирпич) безобжиговые с химическими связующими веществами для футеровки металлургических агрегатов», классифицирован в подсубпозиции 6815 99 000 1 ТН ВЭД ЕАЭС (ставка ввозной таможенной пошлины 13,8 %, 12,5 %, 11,3 % в зависимости от даты подачи декларации на товары).

В подсубпозиции 6815 99 000 1 ТН ВЭД ЕАЭС классифицируются изделия из огнеупорных материалов с химическими связующими веществами.

Таможенный орган в акте камеральной таможенной проверки от 06.04.2017 № 10317000/210/060417/А000004/00, идентифицировал товар как «изделия огнеупорные периклазуглеродистые (кирпич) безобжиговые на органической связке без химических связующих и классифицировал его по коду 6815 99 000 9 (ставка ввозной таможенной пошлины 14,4 %, 13,8 %, 13,2 % в зависимости от даты подачи декларации на товары).

В ходе проведения камеральной таможенной проверки в отношении ООО «Группа «Магнезит» установлен факт нарушения законодательства, в части заявления сведений о классификационном коде ТН ВЭД, повлекший занижение ставки ввозной таможенной пошлины.

В обоснование сведений о недостоверном классификационном коде были положены заключения Экспертно-криминалистической службы – региональный филиал Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Ростов-на-Дону.

При назначении экспертизы таможенный орган поставил на разрешение эксперта следующие вопросы:

1) идентифицировать товар по представленным документам на соответствие сведениям, заявленным в графе 31 ДТ;

2) определить по представленным документам тип (вид) связующего вещества (органические, неорганические, химические и т.д.) товара.

В заключениях Экспертно-криминалистической службы – региональный филиал Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Ростов-на-Дону содержатся следующие выводы таможенного эксперта:

1) по установленным показателям исследованный товар, идентифицирован как безобжиговые огнеупорные изделия на органической связке, что в части «типа связки» не соответствует сведениям, завяленным в графе 31 ДТ;

2) исследованный товар относится к категории огнеупорных изделий на органической связке.

На основании указанного заключения таможенный орган пришел к выводу о том, что присутствующая в составе исследованных образцов товара органическая связка не относится к химическим связующим веществам в соответствии с терминами и определениями по ГОСТ Р 52918-2008, в связи с чем товар «изделия огнеупорные периклазуглеродистые безобжиговые с химическими связующими веществами для футеровки металлургических агрегатов», не может быть классифицирован по товарной подсубпозиции 6815 99 000 1 ТН ВЭД ЕАЭС; в соответствии с правилами 1 и 6 Основных правил интерпретации ТН ВЭД ЕАЭС указанный товар должен классифицироваться в подсубпозиции 6815 99 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС «Изделия из камня или других минеральных веществ: прочие», отличные от изделий из огнеупорных материалов с химическими связующими веществами.

В соответствии с пунктом 5 статьи 137 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенная экспертиза - это организация и проведение исследований, осуществляемых таможенными экспертами и (или) иными экспертами с использованием специальных и (или) научных познаний для решения задач в области таможенного регулирования.

В пункте 1 указанной нормы установлено понятие «заключение таможенного эксперта (эксперта)», согласно которому это документ, содержащий результаты проведенного исследования и выводы таможенной экспертизы в виде ответов на поставленные вопросы, оформленный в порядке, установленном законодательством государств – членов Таможенного союза.

В соответствии с частью 4 статьи 138 ТК ТС, уполномоченное должностное лицо таможенного органа принимает в письменной форме решение о назначении таможенной экспертизы, в котором указываются основания для ее проведения, фамилия, имя и отчество эксперта или наименование организации либо таможенного органа, в котором должна быть проведена таможенная экспертиза, вопросы, поставленные перед таможенным экспертом (экспертом), перечень материалов и документов, предоставляемых в распоряжение таможенного эксперта (эксперта), срок проведения таможенной экспертизы и представления заключения таможенного эксперта (эксперта) в таможенный орган.

В решении также указывается о предупреждении таможенного эксперта (эксперта) об ответственности за дачу заведомо ложного заключения таможенного эксперта (эксперта).

Из заключений Экспертно-криминалистической службы – регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Ростов-на-Дону следует, что экспертизу провел таможенный эксперт ФИО2

В соответствии с приказом от 05.08.2010 № 1457 «Об утверждении Положения об аттестации экспертов Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления на право самостоятельного производства судебных экспертиз и Положения о Главной экспертно-квалификационной комиссии Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.11.2010 № 18995), специальная подготовка должностных лиц осуществляется по профилю специализации эксперта (пункт 5 настоящего приказа).

В соответствии с решением ГЭКК должностному лицу выдается свидетельство об аттестации на право самостоятельного производства судебных экспертиз (далее - свидетельство). Форма свидетельства утверждается приказом ЦЭКТУ (пункт 14 Приказа).

В силу статьи 13 Федерального закона от 31.05.2017 № 73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности», должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование и получивший дополнительное профессиональное образование по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Должность эксперта в экспертных подразделениях федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел может также занимать гражданин Российской Федерации, имеющий среднее профессиональное образование в области судебной экспертизы.

Судом установлено, что эксперт ФИО2 имеет квалификацию: образование – высшее, квалификация – физика, специальность – физик, экспертная специальность – производство таможенных экспертиз объектов (товаров) неорганического происхождения (свидетельство на право самостоятельного производства таможенных экспертиз № 000676), тогда как в рассматриваемых заключениях также исследовались вопросы наличия органической связки.

Таким образом, в нарушение предоставленных указанным свидетельством полномочий, заключение эксперта содержит исследования и выводы не только касающиеся элементного состава образцов, но и органических компонентов, органической связки.

Судом также установлено, что исходными данными для проведения экспертизы по настоящему делу послужили копии ДТ, контракта № DTH-006-14 от 20.01.2014 и Сертификатов качества.

В соответствии со ст. 137 ТК ТС 1) заключение таможенного эксперта (эксперта) - документ, содержащий результаты проведенного исследования и выводы таможенной экспертизы в виде ответов на поставленные вопросы, оформленный в порядке, установленном законодательством государств - членов таможенного союза; 2) образец - единица товара (продукции), соответствующая структуре, составу и свойствам всей партии, серии товара (продукции), либо единичный объект, представляемый в письменной и иных формах отображения, отбор которого в целях дальнейшего исследования фиксируется в установленном порядке; 3) проба - товар или часть товара, оптимально необходимая, установленная документацией по стандартизации, характеризующая состав и свойства всего объема представляемого и исследуемого товара; 4) таможенный эксперт - должностное лицо таможенного органа, уполномоченное на проведение таможенной экспертизы; 5) таможенная экспертиза - организация и проведение исследований, осуществляемых таможенными экспертами и (или) иными экспертами с использованием специальных и (или) научных познаний для решения задач в области таможенного регулирования.

Из указанной нормы следует, что обязательным условием экспертизы является проведение исследования, однако, установление компонентного состава, его элементов и содержащихся химических связующих веществ по средствам изучения исключительно документов не предоставляется возможным.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. Использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона, не допускается.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что таможенная экспертиза проведена с нарушениями требований действующего таможенного законодательства Таможенного союза, выразившимися в проведении экспертизы экспертом ФИО2 по определению органических компонентов в составе образцов, при отсутствии документов, подтверждающих право производства экспертиз объектов (товаров) органического происхождения.

Таким образом, представленные Новороссийской таможней в материалы судебного дела заключения таможенного эксперта выполнены с нарушением требований таможенного законодательства Российской Федерации и является ненадлежащим доказательством по делу.

При таких обстоятельствах, заключения эксперта, положенные таможней в основу вывода о неверной классификации обществом товара по коду 6815 99 000 1 ТН ВЭД ЕАЭС, не являются достаточным доказательством того, что товар подлежит классификации по коду 6815 99 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС.

Иные доказательства необходимости классификации товара по коду 6815 99 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС Новороссийская таможня в материалы дела не представила.

Позиция таможни сводится к тому, что указанные нарушения не повлияли на результаты экспертизы.

Вместе с тем, суд апелляционной инстанции полагает, что в данном случае наличие необходимых познаний и квалификации у эксперта имеет существенное значение именно применительно к результатам экспертизы, влияющим на классификацию товара.

Экспертом не использовались ряд обязательных при проведении подобных экспертиз ГОСТов и методик, в свою очередь, применение которых, могло оказать существенное влияние на выводы эксперта и принятое таможенным органом решение.

Пояснения к группе товаров 68 ТН ВЭД ЕАЭС не содержат понятие «химические связующие вещества», а понятия «химические связующие вещества» и «химическая связка» не тождественны как следует из Национального (ГОСТ Р 52918-2008) и Межгосударственного (ГОСТ 28874-2004) стандартов.

Как указано в ГОСТ Р 52918-2008 «Огнеупоры. Термины и определения», «неорганическая связка огнеупорного изделия» - это связка огнеупорного изделия неорганической химической природы, придающая ему прочность в результате коагуляции, рекристаллизации, гидратации и других химических реакций; «органическая связка огнеупорного изделия» - это связка огнеупорного изделия органической химической природы, придающая ему прочность в результате полимеризации, поликонденсации или коксования.

ГОСТ 28874-2004 «Огнеупоры. Классификация» содержит понятия: «неорганическая связка» - это связка неорганической химической природы, придающая прочность огнеупорам в результате коагуляции, рекристаллизации, гидратации и других химических реакций; «органическая связка огнеупорного изделия» - это связка органической химической природы, придающая прочность огнеупорам в результате полимеризации, поликонденсации или коксования.

Таким образом, «химическими связующими веществами», добавляемыми при формировании огнеупорных изделий, способствующими связыванию частиц для придания огнеупору заданных свойств, являются как органические, так и неорганические связки, и природа этих связок - химическая. Химическая связка - это процесс связывания частиц, что не тождественно понятию «химическое связующее вещество», так как химическая связка - это процесс, а химическое связующее вещество - это компонент (вещества химической природы органического или неорганического происхождения).

С учетом изложенного, судом апелляционной инстанции отклоняются доводы жалобы о том, что применительно к технологии производства огнеупоров термины «связующие», «связка» употребляются в одинаковом значении, взаимозаменяемы; органические смолы и пеки не являются химическими связующими веществами; критерием разграничения для правильной классификации товара является именно тип связки (органический или неорганический) огнеупорного изделия.

Суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм таможенного законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2018 по делу
№ А32-28004/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий                                                               С.С. Филимонова

Судьи                                                                                             Т.Г. Гуденица

М.В. Соловьева