ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-19552/18 от 18.01.2019 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-22897/2018

24 января 2019 года                                                                           15АП-19552/2018

Резолютивная часть постановления объявлена января 2019 года .

Полный текст постановления изготовлен 24 января 2019 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Ильиной М.В.,

судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,

в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Малая Земля»

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.10.2018 по делу № А32-22897/2018 (судья Погорелов И.А.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Малая Земля»

к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края

о признании недействительным предписания,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Малая Земля» (далее – заявитель, ООО «УК «Малая Земля», общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее – заинтересованное лицо, Госжилинспекция) о признании недействительным предписания от 16.05.2018 № 992.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.10.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «УК «Малая Земля» обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило решение суда отменит, ссылаясь на то, что у ООО «УК «Малая Земля» отсутствуют обязательства предоставлять, начислять жилищно-коммунальные услуги собственникам и нанимателям помещений дома по пр-кт. Ленина 52 в г. Краснодаре по причине того, что у ООО «УК «Малая Земля» данный дом не находится в управлении и никогда не находился, следовательно, требования пункта 1 предписания № 992 от 16.05.2018 неправомерны, не соответствуют и противоречат закону, что в свою очередь нарушает права ООО «УК «Малая Земля» в сфере предпринимательской и экономической деятельности. Судом первой инстанции проигнорированы данные факты, таким образом, решение обязывает ООО «УК «Малая Земля» осуществить перерасчет для потребителей дома, который никогда не был в управлении ООО «УК «Малая Земля». Кроме того, отсутствие адреса многоквартирного дома в реестре лицензий не является прямым нарушением закона о предпринимательской деятельности, подлежащей лицензированию, при условии полученной фактически лицензии, что в свою очередь подтверждает незаконность и необоснованность требований оспариваемого предписания Государственной жилищной инспекции. Из письма
№ 346 от 14.05.2018 усматривается, что ООО «УК «Малая Земля» предоставило в ГЖИ Краснодарского края акты вводов в эксплуатацию общедомовых приборов учета электроэнергии, согласно которым объем коммунального ресурса по электроэнергии учитывается приборами учета, таким образом, отсутствуют правовые основания определять объем коммунальных ресурсов, исходя из нормативов потребления.

Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

В судебное заседание стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 04.05.2018
N 974Л с целью рассмотрения обращений (вх. N О75-6260 от 05.04.2018, О75-6261 от 05.04.2018) жилищной инспекцией была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Управляющая компания «Малая Земля».

По результатам проверки был составлен акт проверки от 16.05.2018 N 3418, согласно которому в деятельности ООО «Управляющая компания «Малая Земля» были выявлены нарушения при начислении платы за жилищно-коммунальные услуги потребителям в многоквартирном доме N 52 по ул. Ленина в городе Новороссийске (далее - МКД).

ООО «УК «Малая Земля» приступило к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД, а также производило начисление платы за жилищно-коммунальные услуги потребителям в МКД с января 2018 года, то есть ранее внесения МДК в реестр лицензий Краснодарского края в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО «УК «Малая Земля», что является нарушением статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Также ООО «УК «Малая Земля» производило начисление платы за коммунальный ресурс по электроэнергии, используемый в целях содержания общего имущества МКД, исходя из показаний общедомового прибора учета электроэнергии, установленного в МКД, что противоречит требованиям статьи 156 ЖК РФ, пункту 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).

16.05.2018 жилищной инспекцией было вынесено в отношении
ООО «Управляющая компания «Малая Земля» предписание N 992, которым в срок до 12.07.2018 обществу установлено вернуть собственникам и пользователям помещений МКД денежные средства за оплату жилищно-коммунальных услуг за январь и февраль 2018 года, а также произвести перерасчет начисления платы за коммунальный ресурс по электроэнергии, используемый в целях содержания общего имущества МКД за март 2018 всем пользователям МКД, исходя из норматива соответствующих технических характеристик МКД, согласно приказу от 18.05.2017 N 3/2017-нп РЭК-департаментом, площади мест общего пользования в МКД и тарифа, установленного РЭК-департаментом, с распределением полученного размера платы соразмерно доли собственника жилого помещения в праве общей собственности. В дальнейшем соблюдать данные требования.

Не согласившись с указанным предписанием от 16.05.2018 N 992, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.

В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно части 1.3 указанной статьи деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 данного Кодекса случая.

В рамках лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями статьи 21 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и пункта 15 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110, жилищной инспекцией обеспечено формирование и ведение реестра лицензий Краснодарского края. Реестр лицензий размещен в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://dom.gosuslugi.ru.

Внесение изменений в Реестр лицензий осуществляется в соответствии с частью 3 статьи 198 ЖК РФ и в соответствии с требованиями Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок).

ООО «УК «Малая земля» выдана лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами
N 549 от 13.09.2016. В соответствии с требованиями статьи 198 ЖК РФ сведения об указанном МКД жилищной инспекцией включены в реестр лицензий Краснодарского края с 26.02.2018 на основании решения инспекции от 22.02.2018 N 405.

Управление МКД заявитель осуществляет на основании договора управления от 25.12.2017 N л-2-52.

Согласно частью 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.

В силу требований части 7 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.

Таким образом, условием для начала осуществления деятельности по управлению МКД является включение в реестр лицензий субъекта РФ соответствующих сведений об управлении МКД соответствующей управляющей организацией.

Между тем, ООО «УК «Малая Земля» производило начисление платы за жилищно-коммунальные услуги потребителям в МКД с января 2018 года, то есть ранее внесения МКД в реестр лицензий Краснодарского края, что противоречит требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

Согласно части 9.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила).

Пунктом 29 Правил определено, что расходы за содержание жилого помещения определяется в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло, газо и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.

Приказом РЭК-департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.05.2017 N 3/2017-нп «Об установлении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» утверждены нормативы на все виды коммунальных ресурсов.

Таким образом, с июня 2017 года при начислении платы за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества многоквартирного дома должны применяться нормативы потребления коммунальных ресурсов, утвержденные данным приказом РЭК-департаментом.

Как указала Госжилинспекция, согласно представленной ООО «УК «Малая Земля» копии технического паспорта общая площадь мест общего пользования МКД равна 8250,10 кв.м с учетом технического этажа. Общая площадь жилых помещений составляет 27061,5 кв.м. Установленный приказом РЭК-департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.05.2017 N 3/2017-нп «Об установлении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» норматив потреблений коммунального ресурса по электроэнергии, используемой в целях содержания общего имущества МКД составляет 1,810 кВт.ч/м2 в месяц.

Таким образом, ежемесячный объем коммунального ресурса по электроэнергии, потребляемый при содержании общего имущества в МКД не может превышать 14932,68 кВт.ч, а размер платы за коммунальный ресурс по электроэнергии, используемый в целях подержания общего имущества в МКД, должен составлять – 1,72 руб/м2.

Так по квартире № 372 в МКД расчет размера платы за коммунальный ресурс по электроэнергии, потребляемый в целях содержания общего имущества МКД должен быть произведен следующим образом.

За март 2018 года:

1,810 кВт.ч./кв.м.*8250,10 кв.м.*3,11руб./кВт.ч./27061,60 кв.м*54,7 кв.м = 93.87 руб., где:

1,810 кВт.ч/кв.м.- норматив потребления коммунального ресурса по электроэнергии, используемой в целях содержания общего имущества МКД, утвержденный приказом РЭК - департамента от 18.05.2017 № 3/2017-нп;

8250,10 кв.м - общая площадь мест общего пользования в МКД (согласно техническому паспорту):

3,11 руб./кВт.ч.- тариф на электроэнергию, утвержденный приказом РЭК-департамента;

27061, 60 кв. м - общая площадь жилых помещений в МКД (согласно техническому паспорту);

54,7 кв. м - площадь квартиры № 372 в МКД.

Между тем, начисления за март 2018 года, выполненные ООО «УК «Малая Земля»:

7845,6 кВт.ч  27061,60 кв.м.*3,47 руб./кВт.ч.*54,7м-= 55.03 руб.,

3962,40 кВт.ч  27061,60 кв.м.*1,87 руб./кВт.ч.*54,7м2= 14.98 руб.

Итого   начислено   за   коммунальный   ресурс   по   электроэнергии, используемый в целях содержания общего имущества МКД 70,01 руб.

Таким образом, ООО «УК «Малая Земля» производило расчет размера платы за коммунальный ресурс по электроэнергии, предоставленные  в целях содержания общего имущества в МКД с нарушением требований частей 9.1, 9.2 статьи 156 ЖК РФ, пункта 29 Правил № 491.

Предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.

При вынесении предписания уполномоченное должностное лицо проверяющего органа должно указать, в том числе, положения действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающие обязательные требования, нарушение которых было выявлено при проверке; требования, предписываемые к выполнению в целях устранения нарушения обязательных требований, и срок их исполнения.

Предписание должно содержать законные требования, которым на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.

Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.

Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.

Заявитель не представил доказательства того, что оспариваемое  предписание является неисполнимым.

На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что вынесенное жилищной инспекцией предписание от 16.05.2018 N 992 является законным и исполнимым.

Доводы апелляционной жалобы о том, что у ООО «УК «Малая Земля» отсутствуют обязательства предоставлять, начислять жилищно-коммунальные услуги собственникам и нанимателям помещений дома по пр-кт. Ленина 52 в
г. Краснодаре по причине того, что у ООО «УК «Малая Земля» данный дом не находится в управлении и никогда не находился, опровергаются представленным в материалы дела договором управления многоквартирным домой № Л-2-52
от 25.12.2017 (т.д. 1 л.д. 57-69) и сведениями
государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://dom.gosuslugi.ru. На основании решения инспекции от 22.02.2018 N 405 (т.д. 1 л.д. 103) в соответствии с требованиями статьи 198 ЖК РФ сведения об указанном МКД жилищной инспекцией включены в реестр лицензий Краснодарского края.

Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.

Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.

Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.10.2018 по делу №А32-22897/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий                                                           М.В. Ильина

Судьи                                                                                             О.Ю. Ефимова

                                                                                                        М.В. Соловьева