ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-19689/2021 от 24.11.2021 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-31529/2020

01 декабря 2021 года                                                                         15АП-19689/2021

Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2021 года .

Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2021 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Соловьевой М.В.,

судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,

при участии:

от ЗАО «Нива»: представитель ФИО1 по доверенности от 10.06.2021, паспорт;

от Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю: представитель ФИО2 по доверенности от 30.12.2020, паспорт;

от специалиста отдела расходов Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю ФИО3: лично ФИО3, паспорт,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 17.09.2021 по делу № А32-31529/2020

по заявлению закрытого акционерного общества «Нива» (ИНН <***>,
ОГРН <***>)

к Управлению Федерального казначейства по Краснодарскому краю
(ИНН <***>, ОГРН <***>), специалисту отдела расходов Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю ФИО3, Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконными действий (бездействия) и обязании устранить допущенные нарушения прав,

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество «Нива» (далее – заявитель, ЗАО «Нива», общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и не соответствующим Бюджетному кодексу Российской Федерации, ФЗ-59 от 02.05.2006 и ведомственным приказам и инструкциям и др. действия (бездействие) Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю, Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю, специалисту Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю ФИО3 и др., а именно:

1. действия (бездействие) Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю, выразившиеся:

-          в грубом заволокичевании на 20 дней, не перечислении долга взыскателю ЗАО «Нива» и неисполнении в установленный законом 3-х месячный срок с момента его регистрации 22.01.2020 в Управлении Федерального казначейства по Краснодарскому краю требований и/л ФС № 026040936;

-          непринятии всех мер в полном объёме по понуждению должника по и/л ФС № 026040936 - Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю перечисления всей суммы долга по и/л
ФС № 026040936 в полном объёме и в установленные законом сроки на р/сч Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю;

-          не уведомлении взыскателя ЗАО «Нива» в установленный Законом 7-дневный срок со дня регистрации обращения ЗАО «Нива» 22.01.2020 в Управлении Федерального казначейства по Краснодарскому краю о возможности самостоятельного отслеживания информации о ходе исполнения и/л
ФС № 026040936 на официальном сайте федерального казначейства в сети «Интернет»;

-          не уведомлении взыскателя ЗАО «Нива» о невозможности разрешения обращения ЗАО «Нива» в установленный законом срок и о продлении срока рассмотрения его обращения;

2.         действия (бездействие) специалиста отдела расходов Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю ФИО3, выразившиеся:

-          в грубом заволокичевании на 20 дней, неперечислении долга взыскателю ЗАО «Нива» и неисполнении в установленный законом 3х месячный срок с момента его регистрации 22.01.2020 в Управлении Федерального казначейства по Краснодарскому краю требований и/л ФС № 026040936;

-          не подготовке и не направлении в адрес взыскателя ЗАО «Нива» в установленный Законом 7-дневный срок со дня регистрации обращения
ЗАО «Нива» 22.01.2020 в Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю уведомления о возможности самостоятельного отслеживания информации о ходе исполнения и/л ФС № 026040936 на официальном сайте федерального казначейства в сети «Интернет»;

-          не подготовке и не направлении в адрес взыскателя ЗАО «Нива» уведомления о невозможности разрешения обращения ЗАО «Нива» в установленный законом срок и о продлении срока рассмотрения его обращения;

3.         действия (бездействие) Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю, выразившиеся:

-          в грубом заволокичевании и не перечислении всей суммы долга по и/л ФС № 026040936 в полном объёме и в установленные законом сроки на р/сч Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.11.2020 по делу
№ А32-31529/2020, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.07.2021 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.11.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2021 по делу № А32-31529/2020 отменены в части несвоевременного перечисления Управлением Федерального казначейства по Краснодарскому краю на расчетный счет ЗАО «Нива» денежных средств по исполнительному листу серия
ФС № 026040936. В этой части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.

Таким образом, судом первой инстанции установлено, что в рамках настоящего дела подлежат рассмотрению требования заявителя по эпизоду несвоевременного перечисления Управлением Федерального казначейства по Краснодарскому краю на расчетный счет ЗАО «Нива» денежных средств по исполнительному листу серия ФС № 026040936.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.09.2021 признано незаконным бездействие Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю, специалиста Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю ФИО3, выразившееся в несвоевременном перечислении на расчетный счет ЗАО «Нива» денежных средств по исполнительному листу серия ФС № 026040936. Решение мотивировано тем, что требование исполнительного листа серия ФС № 026040936 исполнено, денежные средства перечислены ЗАО «Нива» 12.05.2020, в связи с чем, отсутствуют основания для возложения на заинтересованное лицо обязанности по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.

Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение суда отменить, принять судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что сведения на перечисление средств от 08.05,2020 обработаны Межрегиональное операционное УФК
(г. Москва) и денежные средства перечислены на счет открытый Управлению в банке 12.05.2020, далее сформировано платежное поручение от 12.05.2020
№ 336762 на сумму 42179,00 и исполнено Банком 12.05.2020 в 09:35. Денежные средства перечислены на расчетный счет взыскателя. Уведомлением от 13.05.2020 № 18-02-32/1182 исполнительный документ ФС № 026040936 возвращен в суд как полностью исполненный. В адрес взыскателя, на основании заявления от 16.01.2020 (вх. № 82 от 22.01.2020), направлены информационное письмо от 19.05.2020 № 18-02-32/1260 и копия платежного документа от 12.05.2020 № 336762 на сумму 42179,00 рублей подтверждающего исполнение исполнительного документа ФС № 026040936.

В апелляционной жалобе управление указывает на исполнение всех требования действующего законодательства и перечисление денежных средств истцу в установленные сроки.

В отзыве на апелляционную жалобу специалист отдела расходов Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю ФИО3 просит решение суда решение суда отменить, принять судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В отзыве на апелляционную жалобу ЗАО «Нива» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В отзыве на апелляционную жалобу Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю просит апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю удовлетворить, ссылаясь на то, что судом первой инстанции при вынесении решения не исследован порядок прохождения и исполнения заявки на кассовый расход и сведений перечисления денежных средств по назначению.

В судебном заседании представитель ЗАО «Нива» уведомил суд о ведении аудиозаписи судебного заседания на собственный материальный носитель.

Судом установлено, что в приложении к жалобе Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю представлены дополнительные доказательства по делу.

Суд отказал в приобщении представленных дополнительных доказательств к материалам дела, поскольку суд апелляционной инстанции не вправе принимать во внимание новые доводы лиц, участвующих в деле, и новые доказательства в случае отсутствия оснований, предусмотренных частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представленные документы не могут быть приняты во внимание, поскольку являются новыми доказательствами, полученными после вынесения обжалуемого судебного акта, данные документы не являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Управление не обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции.

Поскольку представленные дополнительные доказательства поступили в суд не в электронном виде, суд возвратил их Управлению Федерального казначейства по Краснодарскому краю в судебном заседании.

От ЗАО «Нива» поступило ходатайство о фальсификации доказательств.

В судебном заседании представитель ЗАО «Нива» отозвал заявленное ходатайство о фальсификации доказательств, в связи с возвратом Управлению Федерального казначейства по Краснодарскому краю документов, приложенных к апелляционной жалобе.

Представитель Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю и специалист отдела расходов Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю ФИО3 доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить. Представитель ЗАО «Нива» возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.

Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 17.11.2021 объявлялся перерыв до 24.11.2021 до 09 час. 55 мин.

Информация о времени и месте продолжения судебного заседания размещена в информационном сервисе «Календарь судебных заседаний» на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

После объявленного перерыва представитель Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю и специалист отдела расходов Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю ФИО3 доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, общество по почтовой связи направило в Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю заявление об исполнении от 16.01.2020 и исполнительный лист Арбитражного суда Краснодарского края от 14.01.2020 серия ФС № 02604093 о взыскании с Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю в пользу ЗАО «Нива» судебных расходов в размере 42 179, 00 рублей. Вышеуказанное заявление и исполнительный лист получены адресатом 22.01.2020.

Платежным поручением от 12.05.2020 № 336762 на сумму 42 179, 00 руб. денежные средства перечислены на расчетный счет взыскателя.

В адрес общества, на основании заявления от 16.01.2020, направлены информационное письмо от 19.05.2020 № 18-02-32/1260 и копия платежного документа от 12.05.2020 № 336762 на сумму 42 179, 00 рублей, подтверждающего исполнение исполнительного документа ФС № 026040936.

Полагая, что ответчиками допущены нарушения требований норм Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон № 59-ФЗ) и других нормативных правовых актов, общество обратилось с заявлением об их оспаривании и обязании устранить допущенные нарушения прав заявителя.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Для признания оспариваемого решения и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий: оспариваемое решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемое решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 2 статьи 242.3 БК РФ орган федерального казначейства не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.

Из материалов дела следует, что должнику 28.01.2020 вручено уведомление о поступлении исполнительного документа от 24.01.2020 № 18-02-25/190.

В силу пункта 3 статьи 242.3 БК РФ должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган Федерального казначейства информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.

При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов о взыскании налога, сбора, страхового взноса, пеней и штрафов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее также - решения налоговых органов), а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

Должником в срок до 12.02.2020, то есть в течение 10 дней не предоставлены указанные в пункте 3 статьи 242.3 БК РФ документы, в связи с чем, операции по расходованию средств на лицевом счете должника приостановлены с 12.02.2020.

В связи с чем, должнику вручено уведомление о приостановлении операций по расходованию средств от 12.02.2020 № 18-02-32/348.

На основании пункта 5 статьи 242.3 БК РФ при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа, должник направляет органу государственной власти (государственному органу), осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган Федерального казначейства.

Должником 19.02.2020 в соответствии с пунктами 3 и 5 статьи 242.3 БК РФ предоставлены:

-          информация от 18.02.2020 №23915/20/122090 об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года (вх. от 19.02.2020 № 1664);

-          копия запроса-требования от 18.02.2020 № 23915/20/12198-МН, направленного должником в адрес распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого он находится - ФССП России, на выделение соответствующих лимитов бюджетных обязательств, в связи с их отсутствием, а также с указанием даты поступления исполнительных документов в орган Федерального казначейства.

Операции по расходованию средств на лицевом счете должника автоматически возобновлены с 19.02.2020 в связи с устранением нарушений должником.

Согласно пункту 6 статьи 242.3 БК РФ, орган государственной власти (государственный орган), осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства.

Вышеуказанные лимиты выделены и отражены на лицевом счете должника только 06.05.2020 в 16:53.

В силу пункта 8 статьи 242.3 БК РФ при неисполнении в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами) с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

Согласно Указу Президента РФ от 25.03.2020 № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» установлены с 30 марта по 3 апреля 2020 г. нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.

Указом Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID -19)» установлены с 4 по 30 апреля 2020 года включительно нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.

Как следует из Указа Президента РФ от 28.04.2020 № 294 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» установлены с 6 по 8 мая 2020 года включительно нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.

При этом, 1 мая являлся нерабочим праздничным днем, как и 9 мая. Нерабочий праздничный день 9 мая в 2020 году совпал с выходным днем (суббота), в связи с чем, в силу части 2 статьи 112 Трудового кодекса Российской Федерации, указанный день перенесен на следующий после праздничного рабочий день - 11 мая. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 о «О переносе выходных дней в 2020 году» перенесены выходные: с субботы 4 января на понедельник 4 мая, с воскресенья 5 января на вторник 5 мая.

В письме Федерального казначейства от 01.04.2020 № 07-04-05/09-6794 разъяснено, что в соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. При исчислении сроков в отношении всех должников по исполнительным документам территориальные органы Федерального казначейства должны считать нерабочими днями 30.03.2020 - 03.04.2020, а также руководствоваться статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Из письма Федерального казначейства от 30.04.2020 № 07-04-05/09-8939 следует, что должниками по исполнительным документам, поступающим в органы Федерального казначейства, являются разные типы учреждений, режим работы которых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» зависит от их деятельности.

В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020 (далее - Обзор № 1), Верховный Суд Российской Федерации разъяснил, что в ряде случаев в дни объявленными нерабочими, препятствие к исполнению обязательств могут отсутствовать, а в ряде случаев такое исполнение полностью невозможно. Принимая это во внимание, с учетом положений статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, должник представляет в орган Федерального казначейства документы, предусмотренные главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в первый рабочий день, если такой срок для него наступил. При непредставлении документов операции на лицевом счете должника приостанавливаются. При этом если в период установленных нерабочих дней должник представит платежный документ для исполнения требований исполнительного документа, оснований для отказа его оплаты у органа Федерального казначейства не имеется. При наступлении срока приостановления операций на лицевом счете должника (в том числе и нарушении трехмесячного срока исполнения исполнительного документа), в период установленных нерабочих дней, операции на лицевом счете должника приостанавливаются в первый рабочий день.

Согласно письму Федерального казначейства от 13.05.2020 № 07-004-05/09-9380 организация исполнения исполнительных документов с 12.05.2020 осуществляется в сроки, установленные главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и частью 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Вместе с тем, как следует из Обзора № 1, нерабочие дни, объявленные Указом N 206 и Указом № 239, относятся к числу мер, установленных в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и не могут считаться нерабочими днями в смысле, придаваемом этому понятию Гражданским кодексом Российской Федерации, под которым понимаются выходные и нерабочие праздничные дни, предусмотренные статьями 111 и 112 Трудового кодекса Российской Федерации.

Иное означало бы приостановление исполнения всех без исключения гражданских обязательств в течение длительного периода и существенное ограничение гражданского оборота в целом, что не соответствует целям названных Указов Президента Российской Федерации. Установление нерабочих дней в данном случае являлось не всеобщим, а зависело от различных условий (таких, как направление деятельности хозяйствующего субъекта, его местоположение и введенные в конкретном субъекте Российской Федерации ограничительные меры в связи с объявлением режима повышенной готовности).

Указами № 206, № 239, №294 постановлено Федеральным государственным органам, органам управления государственными внебюджетными фондами определить численность соответственно федеральных государственных служащих, работников, обеспечивающих в дни, объявленными нерабочими, функционирование этих органов.

Кроме того, в письме Федерального казначейства от 01.04.2020 № 07-04-05/09-6794 дополнительно обращено внимание на то, что территориальные органы Федерального казначейства осуществляют регистрацию и проведение правовой экспертизы исполнительных документов в установленные сроки, исходя из того, что указанные дни для них являются рабочими.

В письме Федерального казначейства от 09.04.2020 № 07-04-05/09-7361 указано, что территориальные органы Федерального казначейства осуществляют регистрацию, проведение правовой экспертизы, направление уведомлений о поступлении, уточнении реквизитов счета взыскателя, возврате, возобновлении операций и исполнении, в установленные сроки, исходя из того, что указанные дни для них являются рабочими.

Представители Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю поясняли суду первой инстанции, что дни с 6 мая по 8 мая 2020 года являлись для сотрудников Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю рабочими, деятельность управления осуществлялась в обычном режиме.

Аналогичная позиция заявлена специалистом Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю ФИО3, которая также поясняла суду первой инстанции, что дни 6 мая по 8 мая 2020 года являлись для нее рабочими днями, а в ее должностные обязанности входило своевременное исполнение требований исполнительного листа, соблюдение сроков по его исполнению.

Таким образом, судом первой инстанции установлено, что управление казначейства и специалист ФИО3 в период с 6 мая по 8 мая 2020 года работали в обычном режиме.

В соответствии с пунктом 7 ст. 242.3 БК РФ, должник обязан представить в орган Федерального казначейства распоряжение на сумму полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи.

Должником 07.05.2020 предоставлена заявка на кассовый расход № 00ГУ-001741 от 07.05.2020 на оплату требований исполнительного документа
ФС № 026040936.

Как указывает заявитель, заявка на кассовый расход № 00ГУ-001741 от 07.05.2020 на оплату требований исполнительного документа ФС № 026040936 поступила в 16:53.

Вместе с тем, доказательств того, что указанная заявка на кассовый расход № 00ГУ-001741 от 07.05.2020 поступила 07.05.2020 именно в 16:53 ч., а не ранее в материалах дела не имеется, суду первой инстанции не представлялось.

В соответствии с абз. 2 п. 8.5 Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утв. приказом Казначейства России от 10.10.2008 № 8н, действующего в период спорных правоотношений (далее - Порядок № 8н), прием платежных документов от получателей средств (администраторов источников финансирования дефицита) бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) и расчетных документов от финансовых органов субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на бумажном носителе для их исполнения в течение текущего рабочего дня производится в день их поступления в Федеральное казначейство (орган Федерального казначейства) до 13.00 часов местного времени.

В соответствии с абз. 3 п. 8.5 Порядка № 8н, прием заявок от получателей средств (администраторов источников финансирования дефицита) бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) и расчетных документов от финансовых органов субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в электронном виде для их исполнения в течение текущего рабочего дня производится в день их поступления в Федеральное казначейство (орган Федерального казначейства) до 16-00 часов местного времени.

В соответствии с абз. 8 п. 8.5 Порядка № 8н, документы, поступившие в Федеральное казначейство (орган Федерального казначейства) по истечении времени, указанного в настоящем пункте, исполняются в течение следующего рабочего дня. Документ действителен для представления в орган Федерального казначейства в течение 10 календарных дней со дня, следующего за днем его составления.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что документ, поступивший позднее 13:00 ч. 07.05.2020 надлежало в силу абз. 8 п. 8.5 Порядка № 8н исполнить не в день его поступления - 07.05.2020, а в течение следующего рабочего дня, то есть 08.05.2020.

При исчислении сроков в отношении всех должников по исполнительным документам территориальные органы Федерального казначейства должны руководствоваться статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Исполнительный документ от ЗАО «Нива» поступил на исполнение в Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю 22.01.2020. ГРБС обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства (пункт 6 статьи 242.3 БК РФ), то есть 22.04.2020.

Суд первой инстанции, учитывая, что трехмесячный срок для исполнения требований исполнительного документа истек 22.04.2020, а заявка на кассовый расход службы поступила в казначейство 07.05.2020, пришёл к обоснованному выводу о том, что вне зависимости от даты регистрации заявки в программе (08.05.2020 № ЗКР1800/20-7350), консолидированную заявку на перечисление средств надлежало обработать и денежные средства перечислить не позднее 08.05.2020.

Специалистом ФИО3 документально не обосновано, почему, заявка на расход, поступившая 07.05.2020, как указывает заинтересованное лицо в 16:53 ч., даже с учетом ее регистрации в программе 08.05.2020, включена в консолидированную заявку и направлена в подразделение УФК по Краснодарскому краю - Межрегиональное операционное УФК лишь в 14:14 ч., то есть во второй половине рабочего дня.

Судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что заинтересованными лицами не обосновано составление расчетного документа и перечисление денежных средств лишь 12.05.2020, учитывая, что консолидированная заявка в Межрегиональное операционное УФК поступила в 14:16 ч., то есть задолго до окончания рабочего дня 08.05.2020, при этом нарушений составления консолидированной заявки не выявлено.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о том, что Управлением Федерального казначейства по Краснодарскому краю и специалистом ФИО3 допущено незаконное бездействие, выразившееся в несвоевременном перечислении на расчетный счет ЗАО «Нива» денежных средств по исполнительному листу серия ФС № 026040936, в связи с чем, судом апелляционной инстанции отклоняются доводы апелляционной жалобы об исполнении всех требований действующего законодательства и перечисление денежных средств истцу в установленные сроки.

Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.

При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.

Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.09.2021 по делу
№ А32-31529/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                              М.В. Соловьева

Судьи                                                                                                               О.Ю. Ефимова

                                                                                                               С.В. Пименов