ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-19755/20 от 20.01.2021 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А53-20011/2020

26 января 2021 года 15АП-19755/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 26 января 2021 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Соловьевой М.В.,

судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,

при участии:

от ТСЖ «Атлант»: представитель ФИО1, по доверенности от 02.11.2020, паспорт;

от Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону: представитель ФИО2, по доверенности от 08.09.2020, удостоверение;

от ООО «Ростовские тепловые сети»: представитель ФИО3, по доверенности от 01.01.2019, паспорт;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону

на решение Арбитражного суда Ростовской области

от 29.10.2020 по делу № А53-20011/2020

по заявлению товарищества собственников жилья «Атлант» (ИНН <***>,

ОГРН <***>)

к Администрации города Ростова-на-Дону (ИНН <***>,

ОГРН <***>), Администрации Кировского района города Ростова-на-Дону

(ИНН <***>, ОГРН <***>), Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону (ИНН <***>,
ОГРН <***>)

о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного имущества; об обязании выполнить действия по постановке на учет бесхозяйного имущества,

УСТАНОВИЛ:

товарищество собственников жилья «Атлант» (далее – заявитель,
ТСЖ «Атлант», товарищество) обратилось в суд с заявлением к администрации города Ростова-на-Дону (далее – администрация г. Ростова-на-Дону), администрации Кировского района города Ростова-на-Дону (далее – администрация Кировского района) и Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону (далее – Департамент ЖКХ) о признании незаконным бездействие Администрации Кировского района города Ростова-на-Дону, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного имущества - участков тепловых сетей: L1 длинной 88 тр.м d - 150 мм., L2 длинной 35 тр.м d - 100 мм., L3 длинной 33 тр.м d - 100 мм., L5 длинной 1 тр.м d — 80 мм. от тепловой камеры № 2023А до внешней стороны наружной стены многоквартирного дома расположенного по адресу: <...>, а именно: не был издан правовой акт о создании комиссии по установлению собственника бесхозяйного объекта недвижимого имущества, не было проведено обследование участков тепловой сети, расположенных от тепловой камеры № 20203А до внешней стены многоквартирного дома расположенного по адресу: г. Ростов - на - Дону, ул. Максима Горького, 130, не направлены запросы в орган регистрации прав о предоставлений сведений из Единого государственного реестра недвижимости, а также в ресурсоснабжающую организацию, в средства массовой информации не было подано объявления о выявлении на территории района города Ростова - на - Дону бесхозяйного объекта недвижимого имущества, не была представлена (подготовлена) техническая документация на выявленные объекты бесхозяйного имущества, бездействие Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону, выразившееся в не определении теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями, расположенными от тепловой камеры № 2023А до внешней стены МКД № 130 расположенного в г. Ростове - на - Дону ул. Максима Горького, которая будет осуществлять содержание и обслуживание вышеуказанных бесхозяйных участков тепловых сетей; бездействие Администрации города Ростова-на-Дону, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного имущества - участка тепловых сетей L1 длинной 88 тр.м d - 150 мм.. L2 длинной 35 тр.м d - 100 мм., L3 длинной 33 тр.м d - 100 мм., L5 длинной 1 тр.м d - 80 мм. от тепловой камеры № 2023А до внешней стороны наружной стены многоквартирного дома расположенного по адресу: <...> и в не определении теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями, или единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, в которую входят бесхозяйные тепловые сети от тепловой камеры: № 2023А до внешней стороны наружной стены многоквартирного дома по адресу: <...>, которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.

В порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявитель просит обязать Администрацию Кировского района г. Ростова-на-Дону, выполнить действия по постановке на учет бесхозяйного имущества - участки тепловых сетей : L1 длинной 88 тр.м d - 150 мм., L2 длинной 35 тр.м d - 100 мм., L3 длинной 33 тр.м d - 100 мм., L5 длинной 1 тр.м d - 80 мм, расположенные от тепловой камеры № 2023А до внешней стороны наружной стены многоквартирного дома расположенного по адресу: <...>, а именно: издать правовой акт о создании комиссии по установлению собственника бесхозяйного объекта недвижимого имущества, провести обследование участков тепловой сети расположенных от тепловой камеры № 20203 А до внешней стены многоквартирного дома расположенного по адресу: г. Ростов - на - Дону, ул. Максима Горького, 130, направить запросы в орган регистрации прав о предоставлений сведений из Единого государственного реестра недвижимости, а также в ресурсоснабжающую организацию, подать в средства массовой информации объявление о выявлении на территории района города Ростова - на - Дону бесхозяйного объекта недвижимого имущества, подготовить техническую документацию на выявленные объекты бесхозяйного имущества; обязать Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики г. Ростова-на-Дону выполнить действия по определению теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят бесхозяйные тепловые сети, расположенные от ТК 2023А до внешней стены МКД № 130 в <...> обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону выполнить действия по постановке на учет бесхозяйного имущества - участки тепловых сетей от тепловой камеры № 2023А до внешней стороны наружной стены многоквартирного дома по адресу: <...>. (уточненные в порядке статьи 49 АПК РФ требования).

В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд привлек в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора общество с ограниченной ответственностью «Ростовские Тепловые Сети» (далее – ООО «РТС»).

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 29.10.2020 суд:

- признал незаконным бездействие Администрации Кировского района города Ростова-на-Дону ИНН <***>, ОГРН <***>, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного имущества - участков тепловых сетей: L1 длинной 88 тр.м d - 150 мм., L2 длинной 35 тр.м d - 100 мм., L3 длинной 33 тр.м d - 100 мм., L5 длинной 1 тр.м d - 80 мм. от тепловой камеры
№ 2023А до внешней стороны наружной стены многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>. 130.

- обязал Администрацию Кировского района города Ростова-на-Дону
ИНН <***>, ОГРН <***> принять меры по постановке на учет бесхозяйного имущества - участков тепловых сетей: L1 длинной 88 тр.м d - 150 мм., L2 длинной 35 тр.м d - 100 мм., L3 длинной 33 тр.м d - 100 мм., L5 длинной 1 тр.м d - 80 мм. от тепловой камеры № 2023А до внешней стороны наружной стены многоквартирного дома расположенного по адресу: <...> в порядке, установленном постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 25.04.2019 № 336.

- признал незаконным бездействие Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону ИНН <***>,
ОГРН <***>, выразившееся в не определении теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями, расположенными от тепловой камеры № 2023 А до внешней стены МКД, расположенного в г. Ростове - на - Дону ул. Максима Горького 130, которая будет осуществлять содержание и обслуживание вышеуказанных бесхозяйных участков тепловых сетей.

- обязал Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону ИНН <***>, ОГРН <***> в соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями.

- в удовлетворении требований к администрации города Ростова-на-Дону ИНН <***>, ОГРН <***> отказал.

- взыскал с Администрации Кировского района города Ростова-на-Дону и Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону солидарно в пользу товарищества собственников жилья «Атлант» судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 3 000 руб.

- возвратил товариществу собственников жилья «Атлант» из федерального бюджета 3 000 руб. госпошлины, уплаченной по платежному поручению №78 от 22.06.2020.

Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону обжаловал его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе департамент просит отменить решение суда в части установления бездействия Департамента и обязании определить теполосетевую организацию. Департамент считает, что применяя только норму Федерального Закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» без принятия во внимание Положения, утвержденного Постановлением Администрацией города Ростова-на-Дону от 25.04.2019 № 336, суд обязывает Департамент определить теплосетевую организацию в отношении спорных участков тепловых сетей в отсутствии на то законных оснований. Отсутствие со стороны администрации Кировского района города Ростова-на-Дону проведение мероприятий, предусмотренных Положением, а также отсутствие распоряжения о внесении имущества в реестр бесхозяйного на территории г. Ростова-на-Дону, следовательно, отсутствует у Департамента обязанность по определению теплосетевой организации, а значит - не было допущено бездействия как таковое.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В отзыве на апелляционную жалобу ТСЖ «Атлант» просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В отзыве на апелляционную жалобу ООО «РТС» просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить. Представители ТСЖ «Атлант» и ООО «Ростовские тепловые сети» возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили обжалуемое решение суда оставить без изменения.

В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

Поскольку стороны не представили возражений в отношении проверки законности и обоснованности решения в обжалуемой части, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части в силу части 5 статьи 268 АПК РФ.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 13.01.2021 объявлялся перерыв до 20.01.2021 до 10 час. 25 мин.

Информация о времени и месте продолжения судебного заседания размещена в информационном сервисе «Календарь судебных заседаний» на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции ТСЖ «Атлант» осуществляет управление многоквартирным жилым домом по адресу: <...>.

Предоставление коммунальных ресурсов на нужды отопления и горячего водоснабжения по вышеуказанному адресу на основании договора теплоснабжения от 16.11.2011 №1334 осуществляет ООО «РТС».

В акте разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон определено, что граница балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон установлена для сетей ТСЖ «Атлант» по внешней стороне наружной стены многоквартирного дома по адресу: <...>.

При этом в акте разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон установлено, что участки тепловых сетей: L1 длиной 88 тр.м d – 150 мм, L2 длиной 35 тр.м d – 100 мм, L3 длиной 33 тр.м d – 100 мм, L5 длиной 1 тр.м d – 80 мм от тепловой камеры №2023А до внешней стороны наружной стены многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, не имеют собственника (собственник не определен).

Из пункта 8 обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №4 (2016) (раздел «Судебная коллегия по экономическим спорам»), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, следует, что независимо от содержания ранее подписанных актов разграничения, если отсутствовало решение общего собрания собственников на вынос границы сетей за пределы дома, то ранее подписанные акты раздела недействительны.

Собственники помещения в многоквартирном доме по адресу: <...>, находящемся под управлением ТСЖ «Атлант», не принимали решения о принятии тепловых сетей за пределами многоквартирного дома в состав общего имущества многоквартирного дома, а также не возлагали на себя или на ТСЖ «Атлант» обязательств по их обслуживанию.

В связи с вышеизложенным участок тепловых сетей за внешней стороной наружной стены многоквартирного дома по адресу: <...>, не может являться общим имуществом собственников помещений в вышеуказанном многоквартирном доме и соответственно, обслуживаться
ТСЖ «Атлант».

Указанные обстоятельства, послужили основанием для направления
ТСЖ «Атлант» в марте 2020 года заявления в администрацию г. Ростова-на-Дону, МКУ «Управление казной города Ростова-на-Дону», ДИЗО г. Ростова-на-Дону, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики в г. Ростове-на-Дону, администрацию Кировского района г. Ростова-на-Дону, МКУ «ЖКХ» Кировского района г. Ростова-на-Дону об определении тепловой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных сетей; принять меры по постановке на учет бесхозяйных тепловых сетей, указанных в заявлении? в том числе по включению в реестр бесхозяйных вещей г. Ростова-на-Дону, дальнейшему принятию в муниципальную собственность, передаче по акту приема-передачи во временное управление до признания права муниципальной собственности в установленном порядке, подать в средства массовой информации объявления о выявлении на территории района города бесхозяйного объекта недвижимого имущества, а также совершить иные необходимые действия.

Отсутствие документа, из которого возможно будет установить, что на теплосетевую организацию возлагается обязанность по содержанию и обслуживанию участка тепловой сети, имеющего признаки бесхозяйного имущества, расположенного от ТК №2023А до внешней стены многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, послужило основанием, для обращения в суд с настоящим заявлением.

При вынесении решения суд первой инстанции руководствовался следующим.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенных норм для признания решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

Оценивая действия (бездействие) Администрации города Ростова-на-Дону, Администрации Кировского района города Ростова-на-Дону, Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону на предмет соответствия их действующему законодательству, суд первой инстанции исходил из следующего.

Согласно статье 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Таким образом, согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации статус бесхозяйной вещи возникает не из действий административного органа, а в силу фактических обстоятельств, когда собственник вещи не известен.

Однако, вопрос о принятии бесхозяйного имущества на учет и последующего признания права собственности муниципального образования на такое имущество решается органом местного самоуправления в каждом случае с учетом конкретных обстоятельств.

Принятие бесхозяйного объекта недвижимого имущества в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону производится в соответствии с Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 25.04.2019 № 336 «Об утверждении Положения порядке принятия в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону бесхозяйных вещей и выморочного имущества» (далее - Постановление № 336).

Указанным постановлением обязанность по проведению процедуры принятия бесхозяйного имущества возложена на Администрацию района
г. Ростова-на-Дону, на территории которой обнаружен бесхозяйный объект.

Так, Администрация района города Ростова-на-Дону, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества, издает правовой акт о создании комиссии по установлению собственника бесхозяйного имущества. Администрация района города Ростова-на-Дону в течение 15 рабочих дней со дня обнаружения на территории района бесхозяйного объекта недвижимого имущества на основании топографической съемки участка территории, на котором расположен бесхозяйный объект, иных имеющихся документов по такому объекту, визуального обследования при участии отраслевого (функционального) органа Администрации города Ростова-на-Дону или муниципальной организации, осуществляющей эксплуатацию данного вида объектов недвижимого имущества, иных заинтересованных юридических и (или) физических лиц, чьи объекты функционально (технологически) либо территориально связаны с бесхозяйным объектом недвижимого имущества, устанавливает вид, назначение, наименование обнаруженного бесхозяйного объекта недвижимого имущества, адрес (адресный ориентир), кадастровый номер объекта (если имеется), кадастровый номер земельного участка (земельных участков), номер кадастрового квартала (кадастровых кварталов), в пределах которого (которых) расположен объект, или иные параметры, позволяющие определить местоположение бесхозяйного объекта недвижимого имущества, а также площадь, количество этажей, материал наружных стен, материал основных конструкций (для площадных объектов в зависимости от типа (вида) площадных объектов), протяженность (длина), ширину, площадь, диаметр (сечение), материал, марку, количество (для линейных объектов в зависимости от типа (вида) линейных объектов) (п. 2.1.1.)

Администрация района города Ростова-на-Дону, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества, в течение 10 рабочих дней после установления местоположения и характеристик бесхозяйного объекта недвижимого имущества:

- направляет запросы в орган регистрации прав о предоставлении сведений из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) о бесхозяйном объекте недвижимого имущества (выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (далее - выписка из ЕГРН), в адрес юридических и (или) физических лиц, чьи объекты функционально (технологически) либо территориально связаны с бесхозяйным объектом недвижимого имущества, о правовой принадлежности такого объекта;

- в случае отсутствия зарегистрированного права собственности подает в средства массовой информации (далее - СМИ) (городская газета «Ростов официальный») объявление о выявлении на территории района города Ростова-на-Дону бесхозяйного объекта недвижимого имущества, о необходимости явки в администрацию района города, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества лица, считающего себя собственником, и предоставления документов, подтверждающих его право собственности.

В объявлении указываются вид, назначение, наименование, адрес (адресный ориентир) и иные характеристики обнаруженного бесхозяйного объекта недвижимого имущества, указанные в настоящем пункте, срок (30 календарных дней) при котором лицо, считающее себя собственником, имеет право обратиться в администрацию соответствующего района города Ростова-на-Дону, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества, с предупреждением о том, что в случае неявки вызываемого лица указанный бесхозяйный объект недвижимого имущества будет передан в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону как бесхозяйный.

В случае неявки лица, считающего себя собственником бесхозяйного объекта недвижимого имущества, по истечении одного месяца со дня публикации объявления в СМИ администрация района города, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества, обязана в течение 5 рабочих дней составить акт о невозможности установления собственника бесхозяйного объекта недвижимого имущества.

Если сведения о бесхозяйном объекте недвижимого имущества отсутствуют в ЕГРН, администрация района города, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества, в срок не более 5 месяцев с даты составления акта о невозможности установления собственника бесхозяйного объекта недвижимого имущества проводит организационные мероприятия по изготовлению специализированной организацией технического плана бесхозяйного объекта недвижимого имущества.

После выполнения указанных мероприятий администрация района города, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества, в течение 3 рабочих дней обращается в Муниципальное казенное учреждение «Управление казной города Ростова-на-Дону» (далее - МКУ «Управление казной города Ростова-на-Дону») с письменным заявлением о включении бесхозяйного объекта недвижимого имущества в реестр бесхозяйного имущества города Ростова-на-Дону.

К заявлению прилагаются следующие документы:

- объявление в СМИ о выявлении на территории района города бесхозяйного объекта недвижимого имущества (копия публикации);

- правовой акт Администрации района города Ростова-на-Дону о создании комиссии по установлению собственника бесхозяйного объекта;

- акт о невозможности установления собственника бесхозяйного объекта недвижимого имущества;

- документ, содержащий описание бесхозяйного объекта недвижимого имущества, выписка из ЕГРН или технический план;

- в случае отказа собственника от права собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества - заявление об отказе и документы, подтверждающие наличие права собственности на объект недвижимого имущества;

- топографическую съемку участка территории, на котором расположен бесхозяйный объект недвижимого имущества, с указанием бесхозяйного объекта недвижимого имущества.

По согласованию с администрацией района города, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества, заказ на изготовление технической документации на бесхозяйный объект недвижимого имущества производится отраслевым (функциональным) органом Администрации города Ростова-на-Дону или муниципальной организацией, осуществляющей эксплуатацию данного вида объектов недвижимого имущества.

В случае выявления бесхозяйных объектов теплоснабжения, не имеющих эксплуатирующей организации, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону до признания права муниципальной собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети правовым актом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону определяет теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей (п. 2.1.6).

Для осуществления временного управления бесхозяйным объектом недвижимого имущества между МКУ «Управление казной города Ростова-на-Дону» и отраслевым (функциональным) органом Администрации города Ростова-на-Дону или муниципальной организацией, осуществляющей эксплуатацию данного вида объектов недвижимого имущества, или определенной Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону теплосетевой организацией, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями, или единой теплоснабжающей организацией в системе теплоснабжения, в которую входят бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей, подписываются акты приема-передачи объекта во временное управление до включения в реестр муниципального имущества города Ростова-на-Дону на основании вынесенного решения суда о признании права муниципальной собственности города Ростова-на-Дону на бесхозяйный объект недвижимого имущества в случае невозможности подписания их в одностороннем порядке.

Акты приема-передачи объектов теплоснабжения во временное управление подписываются с теплосетевой организацией, определенной правовым актом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону.

В части 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - закон № 190-ФЗ) установлено, что в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

Для принятия вещи в муниципальную собственность как бесхозяйной необходимым условием является установление факта отсутствия собственника как такового или отказ собственника от своего права.

В силу статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственниками помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее - Правила № 491), в частности подпункта «ж» пункта 2 Правил № 491 в состав общего имущества включаются иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Отнесение определенного объекта к общему домовому имуществу многоквартирного дома не может быть поставлено в зависимость от согласования сторонами в договоре теплоснабжения разграничения границ ответственности, а устанавливается исключительно в силу закона, в частности в силу статьей 36 и 39 ЖК РФ и статьи 290 ГК РФ. Критерием для отнесения сетей к общему имуществу является их функциональное назначение, предполагающее их использование для обслуживания более одного помещения.

Суд первой инстанции указал, что в рассматриваемом случае заинтересованными лицами (администрация города Ростова-на-Дону, администрация Кировского района города Ростова-на-Дону, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону) не представили суду доказательств, подтверждающих, что участок тепловых сетей: L1 длиной 88 тр.м d – 150 мм, L2 длиной 35 тр.м d – 100 мм, L3 длиной 33 тр.м d – 100 мм, L5 длиной 1 тр.м d – 80 мм от тепловой камеры №2023А до внешней стороны наружной стены многоквартирного дома расположенного по адресу: <...>, имеет эксплуатирующую организацию или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входит указанный участок тепловых сетей и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных тепловых сетей.

В связи с этим, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорный участок тепловых сетей является бесхозным.

Судом установлено, что спорный участок тепловой сети обеспечивает теплоснабжение многоквартирного дома, расположенного по адресу <...>, между тем, спорное имущество
ТСЖ «Атлант» его учредителям не передано, на балансе не значится.

Установив, что право собственности на спорную тепловую сеть в установленном порядке ни за кем не зарегистрировано, в реестрах публичной собственности данное сооружение не значится, сведения о правопритязаниях на участок теплосети отсутствуют, следовательно, суд первой инстанции пришел к выводу, что данное имущество имеет признаки бесхозяйного.

ТСЖ «Атлант» отвечает только за содержание инженерного оборудования, которое относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, и не может отвечать за оборудование, находящееся за границами многоквартирного дома.

Судом первой инстанции установлено, что спорный участок тепловых сетей используется для поставки тепла в помещения многоквартирного дома по адресу: <...>, между тем, данный участок тепловых сетей не принят в состав общего имущества вышеуказанного многоквартирного дома.

Суд первой инстанции указал, что исходя из содержания вышеприведенных норм права, орган местного самоуправления, как орган, на котором лежит обязанность по организации теплоснабжения в границах городского округа, обязан выявлять бесхозяйные тепловые сети, принимать их на учет, и до признания права собственности на указанные объекты в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.

Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к выводу, что бездействие администрации Кировского района города Ростова-на-Дону, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного имущества - участков тепловых сетей: L1 длинной 88 тр.м d - 150 мм., L2 длинной 35 тр.м d - 100 мм., L3 длинной 33 тр.м d - 100 мм., L5 длинной 1 тр.м d - 80 мм. от тепловой камеры № 2023А до внешней стороны наружной стены многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, а также бездействие Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону ИНН <***>, ОГРН <***>, выразившееся в не определении теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями, расположенными от тепловой камеры № 2023 А до внешней стены МКД, расположенного в г. Ростове - на - Дону ул. Максима Горького 130, которая будет осуществлять содержание и обслуживание вышеуказанных бесхозяйных участков тепловых сетей, не соответствуют нормам действующего законодательства и нарушают права и законные интересы ТСЖ «Атлант» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Однако, апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции в обжалуемой части в отношении Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону в связи со следующим.

Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, в марте 2020 ТСЖ «Атлант» направлены заявления в муниципальные органы (заинтересованным лицам) о принятии мер по постановке на учет выявленных бесхозяйных тепловых сетей, указанных в настоящем заявлении, в том числе включению в реестр бесхозяйных вещей города Ростова-на-Дону, дальнейшему принятию в муниципальную собственность, передаче по акту приема-передачи во временное управление до признания права муниципальной собственности в установленном порядке, подаче в средства массовой информации объявления о выявлении на территории района города бесхозяйного объекта недвижимого имущества, а также совершить иные необходимые действия, определении теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети, и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.

Согласно части 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 01.04.2020) "О теплоснабжении" в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

Доводы товарищества о бездействии Департамента по определению теплоснабжающей организации судом апелляционной инстанции признаются ошибочными по следующим основаниям.

В материалы дела представлено письмо Департамента от 31.03.2020 № 59.62.66(11)/303 в адрес первого заместителя главы администрации Кировского района г. Ростова-на-Дону (л.д.60 т.1),из которого следует, что обращение ТСЖ «Атлант» от 18.03.2020 № АГ-3848 по вопросу возложения содержания и эксплуатации теплового ввода по ул. М.Горького ,130, относящегося ранее к общедомовому имуществу, на теплоснабжающую организацию, рассмотрено. Вопрос по возложению содержания и эксплуатации теплового ввода по ул. М.Горького,130, возможно после предоставления необходимых документов.

В материалы дела представлен также ответ Департамента Председателю ТСЖ «Атлант» от 08.04.2020 №59.30-7019/3,из которого следует, что Департамент может определить теплосетевую организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями, и которая будет осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей после проведения администрацией Кировского района города Ростова-на-Дону соответствующих мероприятий, результаты которых позволяли бы однозначно говорить о бесхозяйности спорных тепловых сетей (л.д.32-33 т.1).

В случае выявления бесхозяйных объектов теплоснабжения, не имеющих эксплуатирующей организации, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону до признания права муниципальной собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети правовым актом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону определяет теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей (п. 2.1.6 Положения).

Для осуществления временного управления бесхозяйным объектом недвижимого имущества между МКУ "Управление казной города Ростова-на-Дону" и отраслевым (функциональным) органом Администрации города Ростова-на-Дону или муниципальной организацией, осуществляющей эксплуатацию данного вида объектов недвижимого имущества, или определенной Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону теплосетевой организацией, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями, или единой теплоснабжающей организацией в системе теплоснабжения, в которую входят бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей, подписываются акты приема-передачи объекта во временное управление до включения в реестр муниципального имущества города Ростова-на-Дону на основании вынесенного решения суда о признании права муниципальной собственности города Ростова-на-Дону на бесхозяйный объект недвижимого имущества в случае невозможности подписания их в одностороннем порядке.

Акты приема-передачи объектов теплоснабжения во временное управление подписываются с теплосетевой организацией, определенной правовым актом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону.

Таким образом, Департамент ЖКХ и энергетики уполномочен определять теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями, и которая будет осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей и передавать их во временное управление организации до включения в реестр муниципального имущества города Ростова-на-Дону, и не уполномочен самостоятельно проводить мероприятия по установлению собственника бесхозяйного объекта недвижимого имущества или процедуру принятия бесхозяйного имущества в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону.

Учитывая положения пунктов 2.1.1., 2.1.2.Положения, Департамент ЖКХ и энергетики может осуществить данные полномочия только на основании акта о невозможности установления собственника бесхозяйного объекта недвижимого имущества.

Судебная коллегия приходит к выводу, что на момент обращения с заявлением в Департамент ЖКХ и энергетики (л.д.29 т.1), из которого следует, что товарищество выявило бесхозяйные тепловые сети и просит определить теплосетевую организацию, тепловые которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями, принять меры по постановке на учет бесхозяйных тепловых сетей и предпринять все необходимые меры, Департамент не мог определить теплосетевую организацию, так как администрацией Кировского района города Ростова-на-Дону не было проведено соответствующих мероприятий, результаты которых позволяли бы однозначно говорить о бесхозяйности спорных тепловых сетей.

Департамент направил ответы в адрес районной администрации и товарищества

В части 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - закон N 190-ФЗ) установлено, что в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

Для принятия вещи в муниципальную собственность как бесхозяйной необходимым условием является установление факта отсутствия собственника как такового или отказ собственника от своего права.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Департамент ЖКХ и энергетики в рамках своих полномочий не нарушил положений Постановления Администрации города Ростова-на-Дону от 25.04.2019 N 336 "Об утверждении положения о порядке принятия в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону бесхозяйных вещей и выморочного имущества", Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 N 931 "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", в частности, своевременно предоставил ответ на поступившее заявление, в котором указал заявителю на порядок проведения мероприятий по включению объекта в реестр бесхозяйного имущества города Ростова-на-Дону и определению теплосетевой организации (л.д.32-33 т.1).

Апелляционный суд приходит к выводу, что действия (бездействие) Департамента ЖКХ и энергетики не противоречат требованиям действующего законодательства. Суд апелляционной инстанции не усматривает нарушения прав (законных интересов) заявителя. Изложенное позволяет констатировать отсутствие установленной статьями 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности условий, являющихся основанием для признания незаконными бездействия Департамента ЖКХ и энергетики.

При указанных обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы, признаются апелляционным судом обоснованными, а требования заявителя в части признания незаконными бездействие Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону, выразившееся в не определении теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями, расположенными от тепловой камеры № 2023 А до внешней стены МКД, расположенного в г. Ростове - на - Дону ул. Максима Горького 130, которая будет осуществлять содержание и обслуживание вышеуказанных бесхозяйных участков тепловых сетей и обязании Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону ИНН <***>, ОГРН <***> в соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, не подлежащими удовлетворению, в силу ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.

Поскольку выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, то решение Арбитражного суда Арбитражного суда Ростовской области от 29.10.2020 по делу N А32-20011/20 подлежит отмене в обжалуемой части, в удовлетворении требований товарищества собственников жилья «Атлант» к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.10.2020 по делу
№ А53-20011/2020 в обжалуемой части отменить, в удовлетворении заявленных требований товарищества собственников жилья «Атлант» к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону отказать.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий М.В. Соловьева

Судьи О.Ю. Ефимова

С.В. Пименов