ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-19836/15 от 21.12.2015 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А32-28444/2015

22 декабря 2015 года 15АП-19836/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2015 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Илюшина Р.Р.

судей О.Ю. Ефимовой, ФИО1

при ведении протокола судебного заседания секретарем Смородиной Ю.А.,

при участии:

от заявителя: представитель не явился, извещен;

от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственная компания "Тропик"

на решение Арбитражного суда Краснодарского края
 от 30.09.2015 по делу № А32-28444/2015

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Производственная компания "Тропик"

к заинтересованному лицу Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю

о признании недействительным и отмене решения,

принятое судьей Лесных А.В.,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Производственная компания "Тропик" (далее - заявитель, общество, ООО «ПК «Тропик») обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю о признании недействительным и отмене решения от 26.05.2015 по делу № 8-Р/2015.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Решение мотивировано тем, что управлением доказан факт уклонения общества от заключения контракта.

ООО «ПК «Тропик» обжаловало решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2015 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.

Апелляционная жалоба мотивированна отсутствием у заявителя намерения уклониться от заключения контракта. Поскольку заключение контракта было убыточно для заявителя, в адрес заказчика было направлено письмо исх.№ 235 от 15.04.2015 года об увеличении цены на 20 % в связи с подорожанием стальных строп, которое должно было расцениваться как предложение рассмотреть возможность увеличения цены, но не как уклонение от заключения контракта.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В отзыве на апелляционную жалобу управление просило решение суда оставить без изменения.

Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО «Новороссийский морской торговый порт» (далее – заказчик, ОАО «НМТП»), 04.03.2015 г. разместил на сайте. www.zakupki.gov.ru извещение о проведении открытого запроса котировок на поставку стальных стропов.

06.04.2015 года Конкурсная комиссия подвела итоги закупки на поставку стальных стропов, где признано победителем ООО «Производственная компания «Тропик» (641883, <...>), что подтверждается протоколом заседания Конкурсной комиссии № 51/к-98/23/2 от 06.04.2015 года, опубликованным 09.04.2015 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.ru.

В соответствии с п.2.12.1 Документации о закупке в адрес победителя закупки направлено уведомление о признании его победителем закупки исх. №. 2401-05/47 от 10.04.2015 года и приглашением к заключению договора до 17.04.2015 года.

15.04.2015 года заявителем в адрес ОАО «НМТП» направлено письмо исх.№ 235 от 15.04.2015 года, согласно которому общество оповещало заказчика об увеличении цены на стальные канаты на 40 % от ранее действовавшей цены.

26.05.2015 года Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю принято решение о включении ООО «Производственная компания «Тропик» в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЭ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в суд с заявлением.

Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «НМТП» разработано в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон № 223-ФЗ).

Целями регулирования Федерального закона N 223-ФЗ являются: создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции (часть 1 статьи 1 Федерального закона N 223-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 223-ФЗ заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В части 6 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ установлено, что не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В части 10 статьи 4 Федерального закона N 223-ФЗ установлен минимальный перечень информации, которая в обязательном порядке должна быть отражена в документации о закупке.

Документация о закупке должна содержать критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (пункт 12 части 10 статьи 4 Федерального закона N 223-ФЗ).

Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «НМТП», регламентирующим порядок проведения закупок, в качестве одного из способов проведения закупок обозначен запрос котировок.

Проведение запроса котировок - это способ закупки, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд заказчика сообщается неограниченному кругу лиц и победителем в проведении запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену договора. При этом заявка победителя должна отвечать всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в ней должна быть указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг.

Из материалов дела видно, что в соответствии с подпунктом 9.8.4 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «НМТП» победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наименьшую цену. Согласно извещению о закупке, размещенной на сайте. www.zakиpki.gov.ru начальная (максимальная) цена договора (лота): 720 370,65 рублей с учетом НДС. Порядок заключения и исполнения договора отражен в части 12 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «НМТП».

Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона N 223-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

Частью 3 статьи 5 Федерального закона N 223-ФЗ перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" утверждены Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков (далее - Правила направления сведений), Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (далее - Правила ведения реестра), Требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков".

Согласно п.12.1 Положения о закупках товаров, работ и услуг ОАО «НМТП», утвержденного решением Совета директоров ОАО «НМТП» от 15.12.2014 года протоколом № 06СД-НМТП от 18.12.2014 года, победитель закупки обязан подписать договор по месту нахождения организатора закупки в течение 7 рабочих дней с момента размещения на официальном сайте итогового протокола, если иной срок или иное место не предусмотрены в документации о закупке, и если победитель закупки не подписывает договор в указанный в настоящем пункте срок, он является уклонившимся от заключения договора с наступлением последствий предусмотренных законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.

15.04.2015 года победителем закупки ООО «Производственная компания «Тропик» адрес ОАО «НМТП» направлено письмо исх. № 235 от 15.04.2015, в котором сообщалось о невозможности в связи с нерентабельностью поставить стальные тросы, в связи с чем, общество отказывается от поставки, если только цена лота не будет повышена на 20 % (л.д. 84).

В соответствии с п.9.6.6 Положения о закупках товаров, работ и услуг ОАО «НМТП», участник закупки имеет возможность подать заявку на участие в закупке, изменить или отозвать поданную заявку на участие в закупке до вскрытия конвертов с заявками на участие в закупке. На основании извещения о закупке процедура вскрытия конвертов с заявками проведена в 15-00 часов 23.03.2015 года.

Довод подателя жалобы о том, что указанное письмо должно было расцениваться как предложение рассмотреть возможность увеличения цены, но не как уклонение от заключения контракта, отклоняется судом апелляционной инстанции.

ООО «ПК «Тропик» не заключен договор, порядок заключения и исполнения которого отражен в части 12 Положения о закупке товаров, работ, услуг ОАО «НМТП», что подтверждает факт уклонения от заключения договора. При этом изменение поставщиком условий договора, в том числе цены, Положением не предусмотрено.

В соответствии с пунктом 2 Правил в случае уклонения от заключения договора победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора (если документацией о закупке предусмотрена обязанность такого лица заключить договор), заказчик не позднее 30 календарных дней со дня заключения договора с участником закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора, или со дня истечения срока подписания договора, указанного в документации о закупке (если документацией о закупке не предусмотрено заключение договора с иным участником закупки при уклонении победителя закупки от заключения договора), направляет в уполномоченный орган сведения и документы, определенные указанным пунктом.

Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий (бездействия), осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник торгов создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.

При подаче соответствующей заявки и при согласии с условиями договора участник должен осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий при уклонении от заключения контракта.

Заявитель, участвуя в открытом запросе котировок, не мог не знать об императивности указанных требований Положения о закупке товаров, работ, услуг ОАО «НМТП» и необходимости их соблюдения; заявитель не мог не осознавать последствия нарушений указанных требований Положения, не мог не знать, что не подписание договора в указанный срок создаст для него последствия, регламентированные пунктом 12.1 данного Положения.

Кроме того, включение общества в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу общества, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что из совокупности представленных в материалы дела доказательств подтверждается недобросовестное поведение общества, а также его намерение уклониться от заключения контракта.

Иные доводы подателя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу или влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции.

Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2015 по делу №А32-28444/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий Р.Р. Илюшин

Судьи О.Ю. Ефимова

ФИО1