ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-30868/2018
15 апреля 2019 года 15АП-19912/2018
Резолютивная часть постановления объявлена марта 2019 года .
Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Гуденица Т.Г., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заявителя - Евтушенко А.Л. по доверенности от 18.12.2018,
от третьего лица - Бауэр В.И. по доверенности от 15.01.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия г. Сочи «Сочиавтотранс»
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.11.2018 по делу № А32-30868/2018 (судья Шкира Д.М.),
по заявлению муниципального унитарного предприятия г. Сочи «Сочиавтотранс»
к Межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, государственному инспектору Сочинского отдела АТ и АДН Межрегионального УГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея А.Е. Ситнову,
при участии третьего лица: Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации город Сочи,
об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие г. Сочи «Сочиавтотранс» (далее – заявитель, предприятие, МУП «Сочиавтотранс») обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее – административный орган, МУГАНД по Краснодарскому краю и Республике Адыгея) от 24.07.2018 № ААА 094941 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.11.2018 постановление по делу об административном правонарушении от 24.07.2018 № ААА094941, вынесенное Межрегиональным Управлением государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, о привлечении к административной ответственности муниципального унитарного предприятия города Сочи «Сочиавтотранс» по части 4 статьи 11.33 КоАП РФ признано незаконным и изменено, сумма административного штрафа уменьшена до 150 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, МУП «Сочиавтотранс» обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована следующими доводами. Вид регулярных перевозок определяется в реестре маршрутов регулярных перевозок, он не меняется на перевозки по нерегулируемому тарифу в зависимости от фактического предоставления перевозчику субсидий в целях возмещения части затрат на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам, а также наличия условий договора о распределении проездной платы. До заключения между МУП г. Сочи «Сочиавтотранс» и департаментом транспорта и дорожного хозяйства администрации города Сочи договора от 22.05.2018 № 01/18.02-10 на право осуществления регулярных пассажирских перевозок на территории муниципального образования город-курорт Сочи на условиях временной работы по маршрутам маршрут № 124с «ж/д вокзал Сочи - ж/д вокзал Олимпийский парк - ост. КИЦ Некрасовское - село Веселое» обслуживался другим перевозчиком
ООО «Интервал», при этом свидетельство и карта маршрута ООО «Интервал» также не выдавались, что установлено решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09 июня 2018 года по делу № А32-13390/2018.
В указанном судебном акте по делу № А32-13390/2018 установлено, что маршрут № 124с «ж/д вокзал Сочи - ж/д вокзал Олимпийский парк - ост. КИЦ Некрасовское - село Веселое» относится к регулярным перевозкам пассажиров и багажа по регулируемым тарифам. В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам (часть 1 статьи 14). Государственный или муниципальный заказчик выдает на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок (часть 8 статьи 14). МУП г. Сочи «Сочиавтотранс» обслуживает маршрут № 124с «ж/д вокзал Сочи - ж/д вокзал Олимпийский парк - ост. КИЦ Некрасовское - село Веселое» на основании договора от 22.05.2018
№ 01/18.02-10 на право осуществления регулярных пассажирских перевозок на территории муниципального образования город-курорт Сочи на условиях временной работы до определения перевозчика по результатам процедур в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, т.е. в переходный период - до заключения муниципального контракта. Следовательно, наличие карты маршрута № 124с «ж/д вокзал Сочи - ж/д вокзал Олимпийский парк - ост. КИЦ Некрасовское - село Веселое» в случае обслуживания маршрута на основании именно временного договора Законом
№ 220-ФЗ не предусмотрено, не является обязательным. Статьей 29 Закона № 220-ФЗ определены основания для прекращения (приостановления) действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок. Однако Закон № 220-ФЗ не содержит положений, определяющих порядок организации транспортного обслуживания населения (допуска иных перевозчиков) в случаях досрочного расторжения государственного (муниципального) контракта, в том числе на основании вступившего в силу решения суда, одностороннего отказа перевозчика от выполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту, а также в случае прекращения действия свидетельства осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и на период приостановления действия свидетельства осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок. Также в переходных положениях (статье 39 Закона № 220-ФЗ) не содержалось положений, регламентирующих порядок действий уполномоченных органов в переходный период в случае, например, досрочного прекращения договора. Этот пробел был восполнен в конце 2017 года в отношении маршрутов по нерегулируемому тарифу. МУП г.Сочи «Сочиавтотранс» осуществляет перевозку пассажиров по маршруту 124с «ж/д вокзал Сочи - ж/д вокзал Олимпийский парк - ост. КИЦ Некрасовское - село Веселое» по регулируемому тарифу. Применительно к перевозкам по регулируемым тарифам, т.е. частично оплачиваемым из бюджета, изменения не были внесены. Законом № 220-ФЗ не предусмотрено право уполномоченного органа выдавать карты маршрутов в случае заключения временного договора на обслуживание маршрута по регулируемым тарифам, о чем неоднократно было указано департаментом транспорта и дорожного хозяйства администрации города Сочи в представленных отзывах (возражениях), приобщенных к материалам дела. В силу положений первоначальной редакции части 9 статьи 39 Закона № 220-ФЗ регулярные перевозки, частично или полностью оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, осуществляются в порядке, действовавшем до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, в течение срока, по окончании которого в соответствии с графиком, предусмотренным документом планирования регулярных перевозок, в отношении данных перевозок должен быть заключен государственный или муниципальный контракт. Указанный срок не может превышать пять лет со дня официального опубликования настоящего Федерального закона, а в отношении регулярных перевозок, осуществляемых государственными унитарными предприятиями или государственными учреждениями субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, - десять лет со дня официального опубликования настоящего Федерального закона. Федеральным законом от 29.12.2017 № 480-ФЗ часть 9 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ была дополнена предложением следующего содержания: «указанные ограничения сроков не применяются в отношении регулярных перевозок, осуществляемых на основании договоров, которые заключены до дня вступления в силу статьи 14 настоящего Федерального закона и срок действия которых истекает позднее пяти лет со дня опубликования настоящего Федерального закона.». Таким образом, частью 9 статьи 39 Закона № 220-ФЗ предусмотрена ультраактивность нормативных правовых актов, в соответствии с которыми до официального опубликования Федерального закона № 220-ФЗ осуществлялись регулярные перевозки. В данной норме речь идет именно о правовых актах, определяющих порядок организации транспортного обслуживания населения, и принятых в целях их реализации иных нормативных правовых актах, а не договоров, заключенных между уполномоченными органами власти или местного самоуправления и перевозчиками. Применительно к настоящему спору на маршруте № 124с «ж/д вокзал Сочи - ж/д вокзал Олимпийский парк - ост. КИЦ Некрасовское - село Веселое», отнесенном по виду регулярных перевозок к маршруту по регулируемому тарифу предоставляются также льготы по оплате проезда для отдельных категорий граждан (например, пенсионеры, многодетные семьи, инвалиды и т.д.). Следовательно, у перевозчика, обслуживающего маршрут, тем самым возникает возможность получения субсидий из бюджетов соответствующих уровней в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг по проезду отдельных категорий граждан на автомобильном транспорте, а также в связи регулированием тарифа. Т.о., выдача карт перевозчику в переходный период без заключения муниципального контракта в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в отношении маршрутов по регулируемым тарифам Законом № 220-ФЗ не предусмотрена (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 04 октября 2017 года по делу № А64-7114/2016, Определение Верховного Суда РФ от 17 января 2018 года № 310-ЭС17-2046 и др.). Применительно к положениям части 9 статьи 39 Закона № 220-ФЗ регулярные перевозки осуществляются в порядке, действовавшем до 14 июля 2015 г., однако в течение ограниченного времени. Срок действия установленного порядка таких регулярных перевозок соответствует сроку, по окончании которого в соответствии с графиком, предусмотренным документом планирования регулярных перевозок, в отношении данных перевозок должен быть заключен государственный или муниципальный контракт. Однако установлены ограничения на максимальную продолжительность данного срока. По общему правилу указанный срок не может превышать пять лет со дня официального опубликования Федерального закона № 220-ФЗ, т.е. крайней датой действия установленного ранее порядка регулярных перевозок является 14 июля 2020 г. Выдача карт маршрутов не является обязательной до указанного срока. Положениями Закона Краснодарского края от 07.07.1999 № 193-КЗ «О пассажирских перевозках автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Краснодарском крае» (в редакции Закона Краснодарского края от 06.02.2015 № 3105-КЗ) (совокупность взаимосвязанных норм: часть 3 статьи 4.3 и часть 3 статьи 4.4), т.е. на дату официального опубликования Федерального закона № 220-ФЗ, было предусмотрено, что допускается заключение договоров без проведения конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок на маршрутах регулярного сообщения в случае расторжения договора на право осуществления регулярных перевозок с перевозчиком, выполняющим регулярные пассажирские перевозки. При этом договор без проведения конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок на маршрутах регулярного сообщения заключается на срок не более 180 дней на условиях временной работы на маршрутах регулярного сообщения. На основании указанных норм департаментом транспорта и дорожного хозяйства администрации города Сочи в связи с расторжением договора от 27 декабря 2013 года № 7/18-22, заключенного с ООО «Интервал», на право осуществления регулярных пассажирских перевозок на территории муниципального образования город-курорт Сочи был заключен временный договор от 22.05.2018 № 01/18.02-10 на право осуществления регулярных пассажирских перевозок на территории муниципального образования город-курорт Сочи с МУП г. Сочи «Сочиавтотранс» и Законом Краснодарского края от 07.07.1999 № 193-КЗ выдача перевозчику карт маршрута в указанном случае также не предусмотрена. Таким образом, Департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации
г. Сочи отказал МУП г. Сочи «Сочиавтотранс» в выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута на маршрут № 124с «ж/д вокзал Сочи - ж/д вокзал Олимпийский парк - ост. КИЦ Некрасовское - село Веселое» ввиду отсутствия правовых оснований. Представленное заявителем письмо от 23.05.2018 № 963/08 и ответ на него являются допустимыми и относимыми доказательствами, которые суд должен был оценить в соответствии с требованиями АПК РФ (ст.71 АПК РФ). Непредставление ранее указанных письменных доказательств обращения заявителя административному органу при проведении проверки не может являться мотивом для отклонения судом данных доказательств. В рассматриваемом деле отсутствует состав вменяемого правонарушения (отсутствует вина предприятия; МУП г. Сочи «Сочиавтотранс», учитывая обстоятельства дела, не является надлежащим субъектом вменяемого правонарушения).
В отзыве на апелляционную жалобу МУГАНД по Краснодарскому краю и Республике Адыгея указало на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации города Сочи просил апелляционную жалобу удовлетворить, решение отменить.
В судебном заседании представители МУП «Сочиавтотранс» и Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации города Сочи поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просили решение отменить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 06.06.2018 должностным лицом МУГАНД по Краснодарскому краю и Республике Адыгея произведен осмотр транспортного средства МУП г. Сочи «Сочиавтотранс».
В ходе осмотра было установлено, что МУП «Сочиавтотранс» допустило 06.06.2018 регулярную перевозку пассажиров по маршруту регулярного сообщения № 124с «ж/д г. Сочи - ж/д вокзал Олимпийский парк - ост. КИЦ Некрасовское -
с.Веселое» на транспортном средстве Хюндай, г/н АА 486 23 RUS под управлением водителя Мартиросян Ф.Г. без карты маршрута регулярных перевозок (акт осмотра от 06.06.2018), чем нарушены требования ст. ст. 28, 35 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
По факту выявленных нарушений 18.07.2018 административным органом был составлен протокол об административном правонарушении № АКА 092934.
Рассмотрев материалы проверки, административный орган вынес постановление по делу об административном правонарушении от 24.07.2018
№ ААА 094941, которым предприятие привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Заявитель не согласился с указанным постановлением административного органа, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
Объектом указанного административного правонарушения являются отношения в области обеспечения безопасности регулярных перевозок, связанные с организацией регулярных перевозок, в том числе с допуском юридических лиц или индивидуальных предпринимателей к осуществлению указанного вида перевозок.
Субъектом правонарушения является лицо, допущенное в установленном законом порядке к осуществлению регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон N 220-ФЗ) карта маршрута регулярных перевозок - документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.
Согласно части 3 статьи 17 названного закона карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту.
В соответствии с частью 3 статьи 35 Закона N 220-ФЗ водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, обязан иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок.
Как следует из материалов дела, 22.05.2018 между МУП г. Сочи «Сочиавтотранс» (перевозчик) и Департаментом транспорта и дорожного хозяйства администрации города Сочи (специально уполномоченный орган) в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона № 220-ФЗ, с соблюдением требований Закона Краснодарского края от 07.07.1999 № 193-КЗ «О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Краснодарском крае, на основании распоряжения администрации города Сочи от 21.05.2018 № 176-p «О принятии мер по недопущению срыва транспортного обеспечения в муниципальном образовании город-курорт Сочи» заключен договор № 01/18.02-10 по осуществлению регулярных пассажирских перевозок по маршрутам согласно приложения № 1 к договору (в том числе по маршруту № 124с «ж/д г. Сочи - ж/д вокзал Олимпийский парк - ост. КИЦ Некрасовское - с. Веселое») по установленным тарифам, сроком до 22.11.2018 (т.д. 1 л.д. 38-44).
Приложением № 2 к данному договору сторонами согласованы 97 единиц транспортных средств для осуществления перевозок пассажиров по регулярным маршрутам согласно приложению № 1, в том числе транспортное средство Хюндай, г/н АА 486 23 RUS.
Водитель МУП г. Сочи «Сочиавтотранс» Мартиросян Ф.Г. является лицом, которое в день проверки осуществляло перевозку пассажиров по маршруту № 124с «ж/д г. Сочи - ж/д вокзал Олимпийский парк - ост. КИЦ Некрасовское - с. Веселое»), что подтверждается путевым листом № 889 от 06.06.2018 и актом осмотра транспортного средства от 06.06.2018.
Доводы предприятия о том, что при наличии временного договора на осуществление регулярных перевозок по регулируемому тарифу, выдача карты маршрута не является обязательной до 14.07.2020, так как данная ситуация носит временный характер в связи с тем, что предыдущий перевозчик (ООО «Интервал») утратил право осуществления регулярных пассажирских перевозок на территории муниципального образования город-курорт Сочи, в том числе маршруту № 124с (что подтверждено решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25 декабря 2017 года по делу №А32-42688), подлежат отклонению в связи с неправильным толкованием норм материального права.
Пунктом 16 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ установлено два вида регулярных перевозок - регулярные перевозки по регулируемым тарифам и регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам.
Согласно пунктам 17 и 18 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ регулярные перевозки по регулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке; регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.
Частью 2 статьи 14 Закона N 220-ФЗ установлено, что осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 8 статьи 14 Закона N 220-ФЗ государственный или муниципальный заказчик выдает на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок в соответствии с максимальным количеством транспортных средств, необходимых для исполнения соответствующего контракта.
Также уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (часть 1 статьи 17 Закона N 220-ФЗ).
Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок также подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок (часть 2 статьи 17 Закона N 220-ФЗ). Карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту. Количество таких карт должно соответствовать максимальному количеству транспортных средств, указанному в соответствующем реестре маршрутов регулярных перевозок в отношении этого маршрута (часть 3 статьи 17 Закона № 220-ФЗ).
Из анализа приведенных положений Закона № 220-ФЗ следует, что карта маршрута регулярных перевозок является обязательным документом, подтверждающим право соответствующего хозяйствующего субъекта на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по определенному маршруту регулярных перевозок как по регулируемому, так и по нерегулируемому тарифам.
Т.о. для разрешения данного спора не имеют правого значения доводы предприятия и департамента об осуществлении перевозки по регулярному маршруту по регулируемому тарифу.
В п. 3 ст. 19 Закона N 220-ФЗ предусмотрено, что без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются в случае, если они предназначены для осуществления регулярных перевозок: после наступления обстоятельств, предусмотренных частью 10 статьи 24 либо пунктом 1, 2 или 7 части 1 статьи 29 настоящего Федерального закона, и до начала осуществления регулярных перевозок в соответствии с новым свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданным по результатам проведения открытого конкурса. По обстоятельствам, предусмотренным частью 10 статьи 24 настоящего Федерального закона, выдача свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт данного маршрута победителю открытого конкурса, признанного несостоявшимся, не допускается; по маршруту регулярных перевозок, установленному в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации.
В силу п.6 ст.19 Закона N 220-ФЗ без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются один раз на срок, который не может превышать сто восемьдесят дней, в день наступления обстоятельств, которые явились основанием для их выдачи.
При этом, заключение временного договора на право осуществления регулярных перевозок по регулируемому тарифу без выдачи карты маршрута Законом № 220-ФЗ не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 9 статьи 39 Закона № 220-ФЗ регулярные перевозки, частично или полностью оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, осуществляются в порядке, действовавшем до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, в течение срока, по окончании которого в соответствии с графиком, предусмотренным документом планирования регулярных перевозок, в отношении данных перевозок должен быть заключен государственный или муниципальный контракт. Указанный срок не может превышать пять лет со дня официального опубликования настоящего Федерального закона, а в отношении регулярных перевозок, осуществляемых государственными унитарными предприятиями или государственными учреждениями субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, - десять лет со дня официального опубликования настоящего Федерального закона. Указанные ограничения сроков не применяются в отношении регулярных перевозок, осуществляемых на основании договоров, которые заключены до дня вступления в силу статьи 14 настоящего Федерального закона и срок действия которых истекает позднее пяти лет со дня опубликования настоящего Федерального закона.
Законодатель предоставил уполномоченному органу при условии полной или частичной оплаты перевозок за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов право в течение переходного периода (не более пяти лет со дня официального опубликования этого Федерального закона) до заключения государственного или муниципального контракта не изменять действующий порядок организации перевозок, а перевозчику - осуществлять перевозки на тех же условиях, которые действовали до вступления в силу названного Закона.
Т.е., перевозчики, осуществлявшие перевозки по регулируемым тарифам на основании муниципального контракта в целях обеспечения муниципальных нужд, обеспечивающие льготный проезд определенным категориям граждан вправе до даты, установленной документом планирования субъекта, осуществлять перевозки того же вида и на основании ранее полученных документов, дающих такое право, без оформления временных документов и без изменения вида перевозок (по регулируемым тарифам). Тем самым упрощен переходный период для перевозчиков, право которых на осуществление пассажирских перевозок возникло в связи с заключением договоров в целях обеспечения государственных муниципальных нужд до вступления в силу Закона N 220-ФЗ.
Между тем, положения пункта 9 статьи 39 Закона N 220-ФЗ распространяются исключительно на лиц, заключивших договор перевозки до принятия Закона N 220-ФЗ (аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 30.10.2017 N 306-АД17-15383 по делу N А57-27410/2016).
Таким лицом в рассматриваемом случае являлся прежний перевозчик ООО «Интервал», универсальным либо сингулярным правопреемником которого заявитель не является.
Доказательства, позволяющие отнести МУП г.Сочи «Сочиавтотранс» к таким лицам отсутствуют, т.к. договор перевозки, заключен с указанным предприятием 22.05.2018, т.е. после принятия Закона N 220-ФЗ.
Привлечение новых перевозчиков без проведения конкурсных процедур положениями Закона N 220-ФЗ не предусмотрено за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 19 Закона N 220-ФЗ.
Согласно ч. 3.1 ст. 19 Закона № 220-ФЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, участники договора простого товарищества, которым свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующих маршрутов выдаются без проведения открытого конкурса в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, определяются в порядке, установленном законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом.
Законом Краснодарского края от 7 июля 1999 года № 193-КЗ «О пассажирских перевозках автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Краснодарском крае» (далее - Закон № 193-КЗ, действовавший в спорный период) установлен порядок и условия организации и осуществления пассажирских перевозок.
Согласно части 4 статьи 4.4 Закона № 193-К3 осуществление регулярных перевозок на маршрутах по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения государственного или муниципального контракта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области контрактной системы в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, после проведения открытого конкурса.
Согласно части 5 статьи 4.4 Закона № 193-К3 регулярные перевозки на маршрутах по нерегулируемым тарифам осуществляются по результатам проведения открытого конкурса на основании свидетельств об осуществлении регулярных перевозок и карт соответствующего маршрута.
Согласно абзацу 1 части 6 статьи 4.4 Закона № 193-К3 свидетельство об осуществлении перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются без проведения конкурса в случае:
1) если потребность в пассажирских перевозках по маршрутам регулярного сообщения обусловлена обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер (вследствие действия непреодолимой силы);
2) вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии, имеющейся у юридического лица, индивидуального предпринимателя или хотя бы одного из участников договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство;
3) вступления в законную силу решения суда о прекращении действия данного свидетельства.
Согласно абзацу 2 части 6 статьи 4.4 Закона № 193-К3 без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярного сообщения и карты маршрута регулярного сообщения выдаются один раз на срок, который не может превышать сто восемьдесят дней, в день наступления обстоятельств, которые явились основанием для их выдачи.
Т.о., Законом № 193-КЗ был предусмотрен порядок проведения внеконкурсной процедуры на право осуществления регулярных перевозок на маршрутах по нерегулируемым тарифам в соответствии со свидетельством об осуществлении регулярных перевозок и картой соответствующего маршрута, а не путем заключения краткосрочного договора, как в рассматриваемом случае.
Ссылка заявителя на ранее действовавшую часть 3 статьи 4.4 Закона № 193-К3 (в ред. Закона Краснодарского края от 23.07.2015 N 3239-КЗ) о возможности заключения договора без проведения конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок на маршрутах регулярного сообщения правомерно отклонена судом первой инстанции, поскольку статья действовала в данной редакции в период с 04.08.2015 по 21.03.2016, а договор заключен предприятием 22.05.2018.
Т.о. исходя из положений ч.8 ст. 14, ч.2,3 ст.17 Закона № 220-ФЗ, абзаца 1 части 6 статьи 4.4, части 5 статьи 4.4 Закона № 193-К3 право осуществления перевозок на маршрутах регулярного сообщения должно подтверждаться картой маршрута регулярных перевозок независимо от вида применяемого перевозчиком тарифа.
Доводы предприятия и департамента о том, что все сведения о маршруте перевозки указаны в приложении к временному договору, отклоняются поскольку в силу п. 2.3 ст. 28 Закона № 220-ФЗ бланк карты маршрута регулярных перевозок является документом строгой отчетности, защищенным от подделки и не может быть заменен указанием предусмотренных п.4 ст.28 Закона № 220-ФЗ сведений в договоре перевозки.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 3 статьи 39 Закона N 220-ФЗ установлено, что до истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией выдает юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов.
Указанный закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 14.07.2015, в «Российской газете», 17.07.2015, N 156.
Переходные положения Закона N 220-ФЗ направлены на обеспечение гарантий сохранения маршрутов регулярных перевозок для лиц, осуществлявших на законных основаниях соответствующие перевозки и имеющих намерение продолжать осуществлять предпринимательскую деятельность в указанной сфере, а не на ограничение их доступа на рынок регулярных перевозок.
Договор № 01/18.02-10 по осуществлению регулярных пассажирских между МУП г. Сочи «Сочиавтотранс» и Департаментом транспорта и дорожного хозяйства администрации города Сочи заключен 22.05.2018.
23.05.2018 МУП г.Сочи «Сочиавтотранс» обратилось в Департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации города Сочи с заявлением о выдаче свидетельств и карт маршрута (т.д. 2 л.д. 150-151).
Письмом от 25.05.2018 № 1634/18.01-08 предприятию сообщено, что наличие карт маршрутов в случае обслуживания маршрута на основании временного договора не предусмотрено, не является обязательным (т.д. 2 л.д. 152-152). Обжалование бездействия государственных органов как способ защиты является правом, а не обязанностью МУП г.Сочи «Сочиавтотранс».
Т.о., предприятием принимались в разумные сроки все возможные меры для исполнения требований части 3 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ в целях получения карты маршрута, невыдача карты маршрута не связана с виновными действиями предприятия. Доказательств обратного административным органом не представлено.
В объяснениях по делу об административном правонарушении от 24.07.2018 № 1349/08 (поступивших в административный орган в день вынесения постановления о привлечении к административной ответственности) МУП г.Сочи «Сочиавтотранс» указывало на отказ Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации города Сочи в выдаче свидетельства и карты маршрута.
В данном случае ответственность Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации города Сочи за отказ в выдаче карты маршрута фактически переложена административным органом на заявителя, который не обладает соответствующими полномочиями и не обязан побуждать уполномоченный орган к выполнению последним требований закона. Обратное нарушает баланс публичных и частных интересов, влечет нарушение договорных обязательств предприятия, оказывающего социально значимые услуги по перевозке пассажиров и багажа, причинение вреда другим лицам, а также гражданско-правовую ответственность самого заявителя.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о недоказанности административным органом вины МУП «Сочиавтотранс» в совершении вмененного ему административного правонарушения и наличии в его действиях состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.11.2018 по делу №А32-30868/2018 изменить.
Признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении от 24.07.2018 № ААА094941, вынесенное Межрегиональным Управлением государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, о привлечении к административной ответственности муниципального унитарного предприятия города Сочи «Сочиавтотранс» по части 4 статьи 11.33 КоАП РФ.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий М.В. Ильина
Судьи Т.Г. Гуденица
С.С. Филимонова