ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А53-23216/2018
18 января 2019 года 15АП-20421/2018
Резолютивная часть постановления объявлена января 2019 года .
Полный текст постановления изготовлен 18 января 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Николаева Д.В.,
судей А.Н. Стрекачёва, Н.В. Шимбаревой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пушкиной А.А.,
при участии:
от ООО "БАРС ЛОГИСТИК": представитель ФИО1 по доверенности от 26.07.2018, представитель ФИО2. по доверенности от 26.07.2018;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Ростовской области: представитель ФИО3 по доверенности от 17.08.2018, представитель ФИО4 по доверенности от 14.01.2019, представитель ФИО5 по доверенности от 04.12.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.10.2018 по делу
№ А53-23216/2018 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "БАРС ЛОГИСТИК" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Ростовской области о признании незаконными решений, принятое в составе судьи Парамоновой А.В.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «БАРС ЛОГИСТИК» (далее также общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России № 25 по Ростовской области (далее также инспекция, налоговый орган) о признании незаконными решений № 10/139 от 16.02.2018 года об отказе в привлечении к ответственности; № 10/140 от 16.02.2018 года об отказе в привлечении к ответственности; № 10/141 от 16.02.2018 года об отказ в привлечении к ответственности; № 10/341 от 19.04.2018 об отказе в привлечении к ответственности.
Решением суда от 30.10.2018 признано недействительными решения Межрайонной ИФНС России № 25 по Ростовской области № 10/139, №10/140, № 10/141 от 16.02.2018 года и № 10/341 от 19.04.2018 года как несоответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации.
Взысканы с Межрайонной ИФНС России № 25 по Ростовской области в пользу ООО «Барс Логистик» (ОГРН <***>, ИНН <***>) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 12 000 рублей.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 25 по Ростовской области обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила отменить судебный акт, принять новый.
В судебном заседании суд огласил, что от ООО "БАРС ЛОГИСТИК" через канцелярию суда поступил отзыв на апелляционную жалобу для приобщения к материалам дела.
Суд, совещаясь на месте, определил: приобщить отзыв на апелляционную жалобу к материалам дела.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Ростовской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Представитель ООО "БАРС ЛОГИСТИК" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России № 25 по Ростовской области проведены камеральные проверки деклараций по НДС представленных ООО «БАРС ЛОГИСТИК» в МИФНС России № 25 по РО за 3,4 кварталы 2016 года, а также 1,2 кварталы 2017 года.
По результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость ООО «БАРС ЛОГИСТИК» за 3 квартал 2016 года составлен акт налоговой проверки №10/7280 от 10.10.2017 г.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, а также дополнительных мероприятий налогового контроля МИФНС России №25 по Ростовской области принято решение №10/139 от 16.02.2018 г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Управления ФНС по Ростовской области от 05.06.2018 №15-15/1872 указанное решение МИФНС России №25 по Ростовской области оставлено без изменения.
По результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость ООО «БАРС ЛОГИСТИК» за 4 квартал 2016 года составлен акт налоговой проверки №10/7281 от 10.10.2017 г.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, а также дополнительных мероприятий налогового контроля МИФНС России №25 по Ростовской области принято решение №10/140 от 16.02.2018 г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Управления ФНС по Ростовской области от 05.06.2018 №15-15/1871 указанное решение МИФНС России №25 по Ростовской области оставлено без изменения.
По результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость ООО «БАРС ЛОГИСТИК» за 1 квартал 2017 года составлен акт налоговой проверки №10/6546 от 14.09.2017 г.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, а также дополнительных мероприятий налогового контроля МИФНС России №25 по Ростовской области принято решение №10/141 от 16.02.2018 г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Управления ФНС по Ростовской области от 05.06.2018 №15-15/1870 указанное решение МИФНС России №25 по Ростовской области оставлено без изменения.
По результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость ООО «БАРС ЛОГИСТИК» за 2 квартал 2017 года составлен акт налоговой проверки №10/8749 от 01.12.2017 г.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, а также дополнительных мероприятий налогового контроля МИФНС России №25 по Ростовской области принято решение №10/341 от 19.04.2018 г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Управления ФНС по Ростовской области от 04.07.2018 №15-15/2224 указанное решение МИФНС России №25 по Ростовской области оставлено без изменения.
Налоговый орган сделал вывод, что реализация комплексных услуг транспортно-экспедиционного обслуживания за 3, 4 кварталы 2016г., а также 1, 2 кварталы 2017г. подлежит налогообложению НДС по ставке 18%.
Не согласившись с вынесенными решениями, общество обжаловало их в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в арбитражный суд.
Оценив представленные доказательства в совокупности, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно книге покупок ООО «БАРС ЛОГИСТИК» в 3 квартале 2016 приняты к вычету счета-фактуры, выставленные ОАО «Ростовский порт», в общей сумме НДС 978 211,36 руб. по услугам подачи-уборки вагонов.
В 4 квартале 2016 г. согласно книги покупок ООО «БАРС ЛОГИСТИК» приняты к вычету счета-фактуры, выставленные ОАО «Ростовский порт», в общей сумме НДС 691 353, 80 рублей по услугам подачи-уборки вагонов.
В 1 квартале 2017 г. согласно книги покупок ООО «Барс Логистик» приняты к вычету счета-фактуры, выставленные ОАО «Ростовский порт», в общей сумме НДС 930 272,66 рублей по услугам подачи-уборки вагонов.
В 2 квартале 2017 г. согласно книги покупок ООО «Барс Логистик» приняты к вычету счета-фактуры, выставленные ОАО «Ростовский порт», в общей сумме НДС 2230141,28 рублей по услугам подачи-уборки вагонов.
Указанные счета-фактуры выставлены в рамках договора перевалки экспортных грузов № 4/03/16-13 от 19.02.2016, заключенного между ООО «Барс Логистик» (заказчиком) и АО «Ростовский порт» ИНН <***> (Порт).
Предметом договора являются взаимоотношения сторон по оказанию услуг Портом по перевалке грузов на грузовых районах ОАО «Ростовский порт», предоставления услуг резервирования, хранения, транспортно-экспедиционного обслуживания экспортных сухогрузов в соответствии с условиями данного договора, нормативными актами РФ действующими на морском транспорте.
Доставка груза осуществляется судами морского, внутреннего водного плавания, автомобильными и железнодорожными видами транспорта. Номенклатура грузов, нормы обработки судов, объемы, зарезервированные площади, стоимость работ и услуг определяются соответствующими приложениями к договору.
Обязательства заказчика: обеспечивает завоз и вывоз груза в заявленном объеме, а также подачу судов в сроки согласованные в декадном графике прибытия судов либо в ином порядке.
Обязательства Порта: организует выгрузку груза из транспортных средств. Обеспечивает прием, размещение, хранение груза на открытых площадках, либо по дополнительному согласованию в крытых складах, а также погрузку груза в суда. Производит зачистку вагонов после выгрузки груза, в случае необходимости - зачистку вагонов от остатков ранее перевозимых инородных грузов или после смерзшегося и слежавшегося груза - за счет заказчика. Осуществляет комплекс услуг по транспортно-экспедиционному обслуживанию экспортного груза: раскредитование железнодорожных накладных; изготовление и подписание у капитана в таможне документов (поручение на погрузку, коносамент, манифест, упаковочный лист); оформление отправки порожних вагонов по инструкциям ж/д операторов подвижного состава. Формирует один комплект документов на отправленный груз и передает его заказчику. Выставляет заказчику счета за выполненные работы и оказанные услуги.
В приложениях к договору указано следующее: Ставки указаны без НДС за исключением услуг по организации подачи, уборки, приведенных в комплексной ставке с НДС. На услуги порта применяется ставка НДС - 0%, при условии предоставления подтверждающих документов.
Таким образом, АО «Ростовский Порт» согласно договору осуществляет услуги, облагаемые по ставке НДС 0% в соответствии с пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ и услуги по подаче-уборке и зачистке вагонов, облагаемые по ставке НДС 18%.
Вместе с тем, по результатам проверки установлено, что заказчиком транспортно-экспедиционных услуг в 3 квартале 2016 г являются ООО «Русский Антрацит», VOYAGERESTSTELLP.
Так, согласно условий договоров, заключенных с ООО «Русский Антрацит» (№3/2016 от 01.03.2016г.), VOYAGERESTSTELLP (№4/2016 от 22.07.2016г.) Заказчики оплачивают комплекс работ, и услуг «полувагон-склад-судно», а именно погрузочно-разгрузочные работы, зачистка вагонов, организация подачи уборки вагонов, пятипроцентное взвешивание прибывающих вагонов, внутрипортовое транспортно-экспедиционное обслуживание (прием и учет количества груза в порту, оформление грузовых документов к отходу судна: коносамент, манифест, упаковочный лист, поручение на отгрузку).
Ставки указаны без НДС, на услуги экспедитора применяется ставка НДС - 0%, при условии предоставления подтверждающих документов.
В предоставленных счетах - фактурах, выставленных в адрес ООО «Русский Антрацит», VOYAGERESTSTELLP в графе наименование оказанных услуг, указанно следующее: «комплексные услуги по перегрузке груза по варианту вагон-склад-судно», либо «возмещение затрат за дополнительную зачистку вагона со смерзшимся грузом», налоговая ставка при этом указана 0%.
Таким образом, по результатам проверки установлено, что в счетах-фактурах, выставленных в адрес ООО «Русский Антрацит», VOYAGERESTSTELLP, не выделены услуги по организации подачи-уборке вагонов, принятые в свою очередь от АО «Ростовский порт»,
Проведенным анализом счетов-фактур, выставленных контрагентом АО «Ростовский Порт» в 3 квартале 2016 в адрес ООО «Барс Логистик» с наименованием услуг «Организация подачи - уборки вагонов, плата пользования» и счетов-фактур, выставленных за аналогичный период времени от ООО «Барс Логистик» в адрес ООО «Русский Антрацит» и VOYAGERESTSTELLP с наименованием услуг «комплексные по варианту вагон - склад - судно оказанные ООО «Барс Логистик» в адрес заказчиков ООО «Русский Антрацит» и VOYAGERESTSTELLP, налоговая ставка НДС при этом указана 0% на весь комплекс услуг, включая услуги по организации подачи -уборки вагонов.
Ввиду нарушения Обществом ст. 164, ст. 168 и ст. 169 НК РФ, Инспекцией сделан вывод о том, что сумма оказанных услуг по организации подачи - уборки вагонов в размере 5 370 061 руб. подлежит налогообложению в соответствии с п. 3 ст. 164. по ставке НДС 18% в размере - 966 611 руб.
В 4 квартале 2016 года заказчиком транспортно-экспедиционных услуг являются ООО «Русский Антрацит» ИНН <***> и VOYAGERESTSTELLP, COALTRADEANTRAHCITLLP.
Так, согласно условий договоров, заключенных с ООО «Русский Антрацит» (№3/2016 от 01.03.2016г.), VOYAGERESTSTELLP (№4/2016 от 22.07.2016г.) и COALTRADEANTRAHCITLLP.( № 2/2016 от 11.01.2016г) Заказчики оплачивают комплекс работ и услуг «полувагон-склад-судно», а именно погрузочно-разгрузочные работы, зачистка вагонов, организация подачи уборки вагонов, пятипроцентное взвешивание прибывающих вагонов, внутрипортовое транспортно - экспедиционное обслуживание (прием и учет количества груза в порту, оформление грузовых документов к отходу судна: коносамент, манифест, упаковочный лист, поручение на отгрузку).
Ставки указаны без НДС, на услуги экспедитора применяется ставка НДС - 0%, при условии предоставления подтверждающих документов.
В представленных счетах-фактурах, выставленных проверяемым налогоплательщиком в адрес ООО «Русский Антрацит», VOYAGERESTSTELLP, COALTRADEANTRAHCITLLP в графе «наименование оказанных услуг», указанно следующее: «комплексные услуги по перегрузке груза по варианту вагон-склад-судно», либо «возмещение затрат за дополнительную зачистку вагона со смерзшимся грузом», налоговая ставка при этом указана 0%.
По результатам проверки установлено, что в счетах-фактурах, выставленных в адрес ООО «Русский Антрацит», VOYAGERESTSTELLP и COALTRADEANTRAHCITLLP не выделены услуги по организации подачи-уборке вагонов, принятые в свою очередь от ОАО «Ростовский порт».
Проведенным анализом счетов-фактур, выставленных контрагентом АО «Ростовский Порт» в 4 квартале 2016 в адрес ООО «Барс Логистик» с наименованием услуг «Организация подачи - уборки вагонов, плата пользов-я» и счетов-фактур, выставленных за аналогичный период времени от ООО «Барс Логистик» в адрес ООО «Русский Антрацит», VOYAGERESTSTELLP и COALTRADEANTRAHCITLLP с наименованием услуг «комплексные услуги по перегрузке груза по варианту вагон-склад-судно» установлено, что даты, наименования судов и количество груза, указанные в счетах-фактурах, принятых ООО «Барс Логистик» от АО «Ростовский Порт» по «Организации подачи - уборки вагонов, плата пользов-я» совпадают с данными, заявленными в счетах-фактурах «комплекс услуг по перегрузке груза вагон - склад -судно», выставленных ООО «Барс Логистик» в адрес заказчиков ООО «Русский Антрацит», VOYAGERESTSTELLP и COALTRADEANTRAHCITLLP.
Ввиду нарушения обществом ст. 164, ст. 168 и ст. 169 НК РФ, инспекцией сделан вывод о том, что сумма оказанных услуг по организации подачи - уборки вагонов в размере 3 738 791 руб. подлежит налогообложению в соответствии с п. 3 ст. 164. по ставке НДС 18% в размере - 672 983 руб.
В 1 квартале 2017 г заказчиком транспортно-экспедиционных услуг являются ООО «Русский Антрацит», VOYAGERESTSTELLP, Компания «GRECOLLIMITED».
Так, согласно условий договоров, заключенных с ООО «Русский Антрацит» (№3/2016 от 01.03.2016г.),.VOYAGER ESTSTELLP (№10/2017 от 15.02.2017г.), Компания «GRECOLLIMITED)) (№10/2015 от 01.09.2015г.), Заказчики оплачивают комплекс работ и услуг «полувагон-склад-судно», а именно погрузочно-разгрузочные работы, зачистка вагонов, организация подачи уборки вагонов, пятипроцентное взвешивание прибывающих вагонов, внутрипортовое транспортно - экспедиционное обслуживание (прием и учет количества груза в порту, оформление грузовых документов к отходу судна: коносамент, манифест, упаковочный лист, поручение на отгрузку).
Ставки указаны без НДС, на услуги экспедитора применяется ставка НДС - 0%, при условии предоставления подтверждающих документов.
В предоставленных счетах - фактурах, выставленных в адрес ООО «Русский
Антрацит», VOYAGERESTSTELLP, Компания «GRECOLLIMITED» в графе наименование оказанных услуг, указанно следующее: «комплексные услуги по перегрузке груза по варианту вагон-склад-судно», либо «возмещение затрат за дополнительную зачистку вагона со смерзшимся грузом», налоговая ставка при этом указана 0%.
По результатам проверки установлено, что в счетах-фактурах, выставленных в адрес ООО «Русский Антрацит», VOYAGERESTSTELLP, Компания «GRECOL
LIMITED» не выделены услуги по организации подачи-уборке вагонов, принятые в свою очередь от ОАО «Ростовский порт».
Проведен анализ предоставленных ООО «БАРС ЛОГИСТИК» счетов-фактур, выставленных в адрес ООО «Русский Антрацит», VOYAGERESTSTELLP, Компания «GRECOLLIMITED». Установлено, что в графе наименование оказанных услуг, указано следующее: «комплексные услуги по перегрузке груза по варианту вагон-склад-судно» и пр., налоговая ставка указана 0%.
Налоговый орган пришел к выводу, что услуги организации подачи-уборки вагонов по ставке 18% входят в комплекс услуг по перегрузке груза по варианту вагон-склад-судно, перевыставленных в адрес заказчиков ООО «Русский Антрацит», VOYAGERESTSTELLP, Компания «GRECOLLIMITED)) по ставке 0%.
Во 2 квартале 2017 года заказчиками транспортно-экспедиционных услуг являются ООО «Русский Антрацит» ИНН <***>, VOYAGERESTSTELLP , Компания «GRECOLLIMITED)), LonglineInvestmentsLimitedLLP, COALTRADEANTRAHCITLLP, CARBON & NATURALRESOURCEDCORP. LIMITED , ООО «Прометей».
Так, согласно условий договоров, заключенных с ООО «Русский Антрацит» (№3/2016 от 01.03.2016г.), VOYAGERESTSTELLP (№10/2017 от 15.02.2017г.), Компания «GRECOLLIMITED)) (№13/2017 от 01.05.2017.), LonglineInvestmentsLimitedLLP( №9/2017 от 07.02.2017r), COALTRADEANTRAHCITLLP( № 2/2016от 11.01.2016r), CARBON & NATURALRESOURCEDCORP. LIMITED( 11/2017 от 06.04.2017г) , ООО «Прометей»( № 02/02/17 от 02.02.2017г .) Заказчики оплачивают комплекс работ и услуг «полувагон-склад-судно», а именно погрузочно-разгрузочные работы, зачистка вагонов, организация подачи уборки вагонов, пятипроцентное взвешивание прибывающих вагонов, внутрипортовое транспортно - экспедиционное обслуживание (прием и учет количества груза в порту, оформление грузовых документов к отходу судна: коносамент, манифест, упаковочный лист, поручение на отгрузку).
Ставки указаны без НДС, на услуги экспедитора применяется ставка НДС - 0%, при условии предоставления подтверждающих документов.
Проверкой установлено, что услуги по подаче-уборке вагонов, подлежащие налогообложению по ставке 18% включены Обществом в комплекс услуг по варианту «полувагон-склад-судно» с указанием ставки налога в размере 0%.
В представленных счетах-фактурах, выставленных проверяемым налогоплательщиком в адрес ООО «Русский Антрацит» ИНН <***>, VOYAGERESTSTELLP , Компания «GRECOLLIMITED», LonglineInvestmentsLimitedLLP, COALTRADEANTRAHCITLLP, ООО «Прометей» в графе «наименование оказанных услуг», указанно следующее: «комплексные услуги по перегрузке груза по варианту вагон-склад-судно», налоговая ставка при этом указана 0%.
По результатам проверки установлено, что в счетах-фактурах, выставленных в адрес ООО «Русский Антрацит» ИНН <***>, VOYAGERESTSTELLP , Компания «GRECOLLEVHTED», LonglineInvestmentsLimitedLLP, COALTRADEANTRAHCITLLP, ООО «Прометей» не выделены услуги по организации подачи-уборке вагонов, принятые в свою очередь от ОАО «Ростовский порт».
На основании первичных документов установлено, что услуги, оказанные АО «Ростовский Порт» в адрес ООО «БАРС ЛОГИСТИК» по организации подачи - уборки вагонов входят в комплексные услуги по перегрузке груза по варианту вагон - склад -судно оказанные ООО «БАРС ЛОГИСТИК» в адрес заказчиков ООО «Русский Антрацит» ИНН <***>, VOYAGERESTSTELLP , Компания «GRECOLLIMITED)), LonglineInvestmentsLimitedLLP, COALTRADEANTRAHCITLLP, ООО «Прометей», налоговая ставка НДС при этом указана 0% на весь комплекс услуг, включая услуги по организации подачи - уборки вагонов.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ для признания решения государственного органа, должностного лица незаконным необходимо наличие двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов организации и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления вышеназванной деятельности.
По смыслу подпункта 1 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации вынесенные решения налогового органа должны быть законными и обоснованными, основываться на нормах действующего законодательства.
Статьей 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно пункту 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьями 143 НК РФ общество является плательщиком НДС.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
Согласно статье 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела (часть 1).
В силу статей 67, 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами, арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, вступившим в силу с 01.01.2011, при реализации услуг по международной перевозке товаров, налогообложение производится по нулевой ставке.
В целях настоящей статьи под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.
Положения указанного подпункта распространяются также на услуги по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок; на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
К транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.
Согласно статье 2 Закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 17-ФЗ) перевозочным процессом является совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом; к подвижному составу относятся грузовые вагоны, пассажирские вагоны, а также иной железнодорожный подвижной состав, предназначенный для обеспечения осуществления перевозок.
В соответствии с п. 3.1 ст. 165 НК РФ при реализации услуг, предусмотренных подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов налогоплательщиками представляются в налоговые органы следующие документы:
- контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг;
- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ.
При этом, при вывозе товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза морским судном в налоговые органы представляются:
-копия поручения на отгрузку товаров с указанием порта разгрузки и отметкой "Погрузка разрешена" российского таможенного органа места убытия;
-копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт приема товара к перевозке документа, в котором в графе "Порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами таможенной территории Таможенного союза.
Судом установлено, что между сторонами не имеется спора о подтверждении международной перевозки при применении налоговой ставки 0 %. Документы предусмотренные статьей 165 НК РФ представлены обществом в налоговый орган и претензий у налогового органа к их оформлению не имеется.
Основанием для оказания услуг по международной перевозке товаров и транспортно-экспедиционных услуг, являются отдельные договоры - перевозки и транспортной экспедиции. Данным договорам посвящены специальные главы Гражданского кодекса РФ: глава 40 "Перевозка" и глава 41 "Транспортная экспедиция".
В первом случае - договор перевозки, на основании которого "перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату" (статья 785 Гражданского кодекса РФ, далее - ГК РФ).
Во втором случае - договор транспортной экспедиции, на основании которого "одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой".
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 801 ГК РФ в качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции "может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором". При этом, согласно п. 1 ст. 805 ГК РФ, если "из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц".
Буквальное толкование нормы, содержащейся в абз. 5 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ во взаимосвязи с вышеуказанными нормами ГК РФ, позволяет суду сделать следующие выводы: (1) в пункте 1 ст. 164 НК РФ законодатель установил для налогообложения НДС по ставке 0% закрытый перечень работ (услуг) в отношении товаров, ограниченный только необходимостью наличия непосредственной связи таких работ (услуг) с перемещением указанных товаров через таможенную границу РФ; (2) в отношении транспортно-экспедиционных услуг -налогоплательщик вправе применить ставку 0% при оказании таких услуг, если они: оказываются на основании договора транспортной экспедиции и связаны с международной перевозкой товаров, по поводу которых оказывается услуга экспедитором; (3) если бы законодатель имел в виду иное, то в статье 164 НК РФ было бы указание на транспортно-экспедиционные услуги по организации международной перевозки, а в пункте 3.1 ст. 165 НК РФ среди подлежащих предоставлению в налоговый орган документов, был бы упомянут договор, заключенный экспедитором "от своего имени или от имени клиентов, на перевозку товара между двумя пунктами, один из которых находится за пределами территории РФ".
Для подтверждения правомерности применения налогоплательщиками-экспедиторами нулевой ставки по НДС в отношении транспортно-экспедиционных услуг является оказание их на основании договора транспортной экспедиции в связи с международной перевозкой товара.
Связь оказанных заявителем услуг в отношении товаров с их международной перевозкой доказана представленными в материалы дела документами, налоговым органом не оспаривается, документальных доказательств обратного не представлено.
Как видно из материалов дела, основанием для начисления налога на добавленную стоимость послужил вывод инспекции о необоснованном применении обществом ставки 0% по налогу на добавленную стоимость по операциям по реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договоров транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
Вместе с тем, устанавливая ставку 0 процентов по указанным выше операциям, законодатель исходил из необходимости снижения налогового бремени российских экспортеров для установления им преференций во внешней торговле и поддержания конкурентоспособности российских товаров на внешних рынках. Налогообложение по ставке 18 процентов операций по реализации услуг, необходимых для экспорта товаров, не способствует достижению названной цели Закона.
Согласно абзацу 7 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ (в редакции от 28.07.2012) "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом, признается перевозочным процессом.
В соответствии с условиями договоров общества с его контрагентами обеспечение подачи-уборки вагонов технологически необходимо для оказания транспортно-экспедиционных услуг. Поэтому данные услуги являются непосредственно связанными с услугами по организации перевозок и транспортировкой товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а их реализация подлежит налогообложению по налоговой ставке 0 процентов на основании статьи 164 Кодекса.
Между тем, в соответствии с заключенными обществом с заказчиками договорами транспортной экспедиции при организации международной перевозки заказчик заказывает и обязуется оплатить, а Экспедитор по поручению и за счет заказчика обязуется выполнить или организовать выполнение услуг, наименование и содержание которых определяется соответствии с ГОСТ Р 52298-2004 «Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования» по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов в международном сообщении. Под транспортно-экспедиционными услугами, по настоящему договору услуги по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов в международном сообщении, а именно участие в переговорах, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, страхование груза, информационные услуги. Перечень оказываемых экспедитором услуг содержится в приложении.
Заказчик оплачивает транспортно-экспедиционные услуги согласно ставкам и установленным срокам, указанными в приложении к договору.
В приложениях к заключенным обществом с заказчиками договорам транспортной экспедиции при организации международной перевозки указано следующее:
Комплекс работ и услуг:
«полувагон-склад-судно» - погрузочно-разгрузочные работы, зачистка вагонов, организация подачи уборки вагонов, пятипроцентное взвешивание прибывающих вагонов, внутрипортовое транспортно-экспедиционное обслуживание (прием и учет количества груза в порту, оформление грузовых документов к отходу судна: коносамент, манифест, упаковочный лист, поручение на отгрузку).
Ставки указаны без НДС, на услуги экспедитора применяется ставка НДС- 0%, при условии предоставления подтверждающих документов.
При этом вопреки указаниям инспекции ни договоры транспортной экспедиции при организации международной перевозки, ни приложения к ним не содержат указания на то, что услуги по зачистке, подаче-уборке вагонов облагаемые НДС 18% включены в комплекс услуг по варианту «полувагон-склад-судно».
Соответствующими приложениями и дополнительными соглашениями к договорам транспортной экспедиции сторонами согласовывались ставки экспедитора, при этом стоимость услуг определялась из расчета ставки экспедитора, умноженной на одну тонну груза.
Обществом при рассмотрении материалов налоговой проверки даны пояснения, согласно которым общество, разъясняя порядок формирования ставки экспедитора, указало на включение в комплексную ставку экспедитора всех средневзвешенных расходов общества на осуществление экспедиторской деятельности, в том числе расходов, облагаемых по ставке НДС 18%..
Статья 801 ГК РФ имеет диспозитивный характер, содержит оговорку: "а также другие обязанности, связанные с перевозкой", то есть позволяет расширительное толкование предмета договора транспортной экспедиции. Общество в своей деятельности оказывает транспортно-экспедиционные услуги при организации международной перевозки товара третьим лицом.
Применение подп. 2.1 п. 1 ст. 164 Кодекса разъяснено Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость".
Согласно п. 18 указанного постановления налоговая ставка 0% применяется при реализации услуг по международной перевозке товаров, а также, в частности, транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
Таким образом, поскольку заявитель оказывал именно услуги по транспортной экспедиции, налогоплательщиком правомерно применена ставка 0 % по НДС, и не может быть применена ставка 18 %.
Аналогичная позиция о необходимости исчисления указанных услуг по ставке 0 % отражена в судебных актах по делам № А32-26468/2013, № А32-26180/2013, № А60-37829/2016, № А27-1682/2015 и других судебных актах.
Вместе с тем, фактически налоговый орган не принимал решения о неправомерности применения налоговых вычетов, а исчислил из сумм отраженных по ставке 0 % , часть услуг, отразив их по ставке 18%.
В соответствии с пунктом 5 статьи 173 Налогового кодекса сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:
1)лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;
2)налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.
При этом сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2014 N 17-П разъяснено, что одним из проявлений диспозитивности в регулировании налоговых правоотношений выступает право лиц, не являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость, или налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с его исчислением и уплатой, вступить в правоотношения по уплате данного налога, что в силу пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса возлагает на таких лиц обязанность выставлять покупателю счет-фактуру с выделением в нем суммы налога и, соответственно, исчислять сумму данного налога, подлежащую уплате в бюджет. Выставленный же покупателю счет-фактура, согласно пункту 1 статьи 169 Налогового кодекса, в дальнейшем служит для него основанием для принятия указанных в счете-фактуре сумм налога к вычету.
Как следует из пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса, обязанность продавца уплатить налог на добавленную стоимость в бюджет и право покупателя применить налоговый вычет связаны с одним и тем же юридическим фактом - выставлением счета-фактуры: право покупателя на такой вычет ставится в зависимость от предъявления ему продавцом сумм налога на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном данным Кодексом, то есть посредством счета-фактуры (пункт 1 статьи 169), а обязанность продавца перечислить сумму этого налога в бюджет обусловлена выставлением им счета-фактуры с выделением в нем соответствующей суммы отдельной строкой.
Соответственно, общество, приобретавшее услуги по подаче-уборке вагонов, и получившее от контрагента счета-фактуры с выделением суммы НДС, вправе использовать соответствующие вычеты, а контрагент обязан уплатить НДС в бюджет. Доказательств того, что действия общества и контрагента АО «Ростовский порт» являлись согласованными и направленными на неуплату НДС, налоговым органом не представлено. Доказательств не исчисления или неуплаты НДС в бюджет АО «Ростовский порт» не имеется и налоговым органом не установлено.
Таким образом, у суда отсутствуют правовые основания для выводов о неправомерности применения налоговых вычетов.
Указанная позиция отражена Верховным Судом РФ в Определениях от 24.10.2016 года №305-КГ16-6640, 305КГ16-8642, 305-КГ16-7096, от 15.12.2016 года № 305-ЭС16-11189, от 27.11.2017 №307-КГ17-12461 и от 18.04.2018 года № 307КГ17-3553.
Кроме того, ФНС России направило «Рекомендации по вопросу применения вычетов по НДС с учетом судебной практики» письмом от 16.06.2018 года № СА-4-7/11482 с отражением вышеназванной позиции судом и порядке ее применения при проведении проверок.
Установив фактические обстоятельства дела, дав правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, и имеющимся в деле доказательствам, правильно применив нормы материального и процессуального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности вынесенных налоговым органом и оспариваемых заявителем решений.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при вынесении обжалуемого судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Согласно ч. 1, 6 ст. 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело, вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.10.2018 по делу
№ А53-23216/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий Д.В. Николаев
Судьи Н.В. Шимбарева
А.Н. Стрекачёв