ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-20740/18 от 22.01.2019 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-40088/2017

23 января 2019 года                                                                           15АП-20740/2018

Резолютивная часть постановления объявлена января 2019 года .

Полный текст постановления изготовлен 23 января 2019 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Илюшина Р.Р.

судей И.Н. Глазуновой, Н.В. Нарышкиной

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ламбрианиди А.А.,

при участии:

от истца: представитель не явился, извещен;

от ответчика: представитель не явился, извещен;

от третьих лиц: представители не явились, извещены,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1

на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 25.10.2018 по делу № А32-40088/2017 (судья Савин Р.Ю)

по иску индивидуального предпринимателя ФИО1

к Администрации  муниципального образования город Новороссийск

третьи лица: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю

об урегулировании разногласий, возникших при заключении договоров,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ФИО1, предприниматель, истец) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к администрации муниципального образования г. Новороссийск (далее – администрация, ответчик), в соответствии с которым просил:  изложить пункт 2.1 договора № 10495-КП купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:470304051:28 в следующей редакции: «цена выкупа участка определена на основании Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», закона Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» и решения городской думы муниципального образования г. Новороссийск от 26.11.2013 № 351 (в редакции решения от 25.11.2014 № 422) и составляет 944 689 рублей 61 копейку»; 2 - изложить пункт 2.1 договора № 10496-КП купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:470304051:29 в следующей редакции: «цена выкупа участка определена на основании Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», закона Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» и решения городской думы муниципального образования г. Новороссийск от 26.11.2013 № 351 (в редакции решения от 25.11.2014 № 422) и составляет 343 870 рублей 72 копейку».

Исковое заявление мотивировано тем, что выкупная цена земельных участков подлежит определению на момент подачи заинтересованным лицом заявления с приложением к нему необходимых документов в порядке, предусмотренным статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.10.2018 года по делу № А32-40088/2017 ФИО1 было отказано в урегулировании разногласий, возникших при заключении договора №10495-КП купли продажи земельного участка от 30.06.2017 года в отношении земельного участка площадью 3662 кв. м., с кадастровым номером   23:47:0304051:28 и договора №10496-КП купли продажи земельного участка от 30.06.2017 года в отношении земельного участка площадью 1257 кв. м., с кадастровым номером   23:47:0304051:29, расположенных по адресу: <...>.

Решение мотивировано тем, что истец необоснованно полагает о наличии у него в силу ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации права на приобретение земельных участков в собственность. Суд первой инстанции полагает, что принадлежащий истцу объект недвижимого имущества (подпорная стенка) не соответствует установленным ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации признакам недвижимости. При этом, судебные акты судов общей юрисдикции о признании незаконным отказа администрации в предоставлении в собственность земельных участков преюдиционального значения не имеют.

Не согласившись с принятым судебным актом, истец подал в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просил решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции необоснованно вышел за пределы заявленных требований, а также необоснованно устанавливал обстоятельства, связанные с оспариванием отказа в предоставлении в собственность земельного участка (в порядке оспаривания ненормативно-правового акта) в силу ст. 168 АПК РФ. Также истец указывал на наличие обязательных для всех органов и организаций судебных актов, которыми признан незаконным отказ ответчика в предоставлении в собственность земельных участков на основании ст. 36 ЗК РФ.

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.

Апелляционная жалоба рассмотрена судебной коллегией в отсутствие представителей сторон и третьих лиц,  извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 05.12.2014 года истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 23:47:0304051:28 и 23:47:0304051:29, предоставленных в аренду ФИО1 под организацию площадки по реализации строительных материалов.

Письмом от 21.01.2015 года №15-1-2-231/15, направленным ответчиком в адрес заявителя, было сообщено об отказе в предоставлении в собственность предоставленных в аренду земельных участков (для организации площадки по реализации строительных материалов) ввиду несоответствия площади принадлежащего заявителю объекта недвижимости – подпорной стенки площади испрашиваемых земельных участок.

Не согласившись с указанным отказом, заявитель обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения органа местного самоуправления.

Решением Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 25.11.2015 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано. Апелляционным определением судебной коллегии  по административным делам Краснодарского краевого суда от 16.02.2016 года решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 25.11.2015 года отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении заявленных ФИО1 требований. Постановлением президиума Краснодарского краевого суда от 22.06.2016 года апелляционное определение отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 11.08.2016 года решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 25.11.2015 года отменено, принято новое решение об удовлетворении искового заявления ФИО1 о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 23:47:0304051:28 и 23:47:0304051:29 и обязании течение 30 дней администрации муниципального образования г. Новороссийска направить договор купли-продажи земельных участков.

Ответчиком в адрес истца были направлены договор №10495-КП купли продажи земельного участка от 30.06.2017 года в отношении земельного участка площадью 3662 кв. м., с кадастровым номером   23:47:0304051:28, где цена  выкупа  составляет 40 591 512, 24 руб.; договор №10496-КП купли продажи земельного участка от 30.06.2017 года в отношении земельного участка площадью 1257 кв. м., с кадастровым номером   23:47:0304051:29, где цена выкупа составляет 13 895 607 руб.

Выкупная цена земельных участков согласно п. 2.2 направленных ответчиком договора №10495-КП и Договора №10496-КП определена в порядке, установленном на дату составления указанных договоров 30.06.2017 года - в  размере кадастровой стоимости участков.

Предприниматель направил ответчику письмо с протоколами разногласий в отношении п. 2.1. договоров. Пунктом 2.1. договора №10495-КП предусмотрено: «цена выкупа участка определена на основании Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 25.10.2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» и составляет  944 689,61 рублей». Пунктом 2.1. договора №10496-КП предусмотрено: «цена выкупа участка определена на основании Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 25.10.2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ и составляет 343 870,72 рублей».

15.09.2017 года истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском об урегулировании возникших между ним и ответчиком разногласий по поводу содержащегося в п. 2.1. договоров условия о цене выкупа спорных земельных участков.

Принимая решение по делу,  суд первой инстанции сослался на то, что на спорных земельных участках отсутствуют объекты,  отвечающие требованиям ст. 130 Гражданского кодекса РФ, один из участков находится в федеральной собственности.

Между тем,  судом не учтено следующее.

Согласно статье 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Из содержания пунктов 5, 6, 7 статьи 36 ЗК РФ следует, что правоотношения по предоставлению земельного участка в собственность собственнику расположенного на нем объекта недвижимости возникает в связи с подачей этим лицом соответствующего заявления. При этом к заявлению должны быть приложены необходимые для принятия компетентным органом решения документы, в частности кадастровая карта (план) земельного участка либо заявление о ее изготовлении. Наличие заявления и кадастровой карты (плана) земельного участка, которая позволяет индивидуализировать земельный участок как объект гражданских прав, дает основания и обязывает компетентный орган направить заинтересованному лицу проект договора купли-продажи земельного участка с определением в нем его цены.

Порядок и условия приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, определены в статье 36 ЗК РФ.

Согласно статье 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.

В пункте 5 статьи 36 ЗК РФ указано, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

 Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.

Пунктом 6 ст. 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора

В пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснено следующее: определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.

С учетом указанных положений норм действующего законодательства  выкупная цена земельного участка подлежит определению на момент подачи заинтересованным лицом заявления с приложением к нему необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 36 ЗК РФ.

Президиумом Верховного суда Российской Федерации был утвержден «Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации» №5 (2017) 27.12.2017 года, где пунктом 6 определено, что цена находящегося в государственной собственности земельного участка, выкупаемого собственником расположенных на нем строений, определяется исходя из кадастровой стоимости этого участка на момент обращения с заявлением о выкупе в уполномоченный орган.

Из материалов дела видно, что 05.12.2014 года заявитель обратился к администрации муниципального образования г. Новороссийск с заявлением о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 23:47:0304051:28 и 23:47:0304051:29, на основании ст. 36 ЗК РФ, действовавшей до 01.03.2015 года.

Как указано ранее, по смыслу ст. 36 ЗК РФ выкупная цена земельного участка подлежит определению на момент подачи заинтересованным лицом соответствующего заявления, то есть по состоянию на 05.12.2014 года, когда и возникли спорные правоотношения. Следовательно, при определении выкупной стоимости земельного участка следует исходить из его кадастровой стоимости и порядка определения выкупной цены, действовавшей на момент обращения в администрацию с соответствующим  заявлением 05.12.2014 года.

При этом, в силу п. 1.1. ст. 36 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении: земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.

При этом, ст. 10  Закона  Краснодарского края от 5 ноября 2002 г. N 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» (в ред. на 05.12.2014) устанавливает, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют право на приватизацию этих земельных участков, за исключением случаев, установленных законодательством. При продаже в соответствии с правилами, установленными статьей 36 ЗК РФ, а также Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества», находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, устанавливается следующая стоимость таких земельных участков:

в городе Краснодаре - в семнадцатикратном размере ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;

в иных населенных пунктах, а также за пределами границ населенных пунктов - в десятикратном размере ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

Установление ставки земельного налога для муниципального образования города Новороссийска  определяется Решением городской думы муниципального образования города Новороссийска от 26.11.2013 года № 351 «О земельном налоге», согласно п.  2.5. которого установлена  ставка земельного налога для «земельных участков,  предназначенных для размещения объектов оптовой и розничной торговли, бытового обслуживания, предприятий автосервиса» в размере 0,89% от кадастровой стоимости земельного участка.

Как установлено материалами дела, к поданному заявлению о предоставлении участков в собственность были приложены по состоянию на дату обращения выписки.

В  отношении земельного участка общей площадью 3 662 кв.м. с кадастровым номером 23:47:0304051:28 предоставлена кадастровая выписка № 2343/12/14-1131890 (л.д. 35-39 том 1), согласно которой кадастровая стоимость определена в размере 10 614 490 рублей. В  отношении земельного участка общей площадью 1 257 кв.м. с кадастровым номером 23:47:0304051:29 кадастровая выписка № 2343/12/14-1131833 (л.д. 40-46 том 1),  согласно которой кадастровая стоимость определена в размере 3 863 716) рублей.

Судом апелляционной инстанции признан верным осуществленный истцом расчет выкупной стоимости 

Для  Договора №10495-КП купли продажи в отношении земельного участка площадью 3662 кв. м., с кадастровым номером   23:47:0304051:28 размер выкупной цены составляет 944 689,61 рублей и определен следующим образом:

10 * (0,89%* 10 614 490 рублей)  =  944 689,61 рублей,

где:

-  10 614 490 рублей – кадастровая стоимость земельного участка,

- 0,89% - ставка земельного налога, установленная муниципального образования города Новороссийска от 26.11.2013 года № 351 «О земельном налоге»,

- 10 – десятикратный размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, согласно статье 10 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарскому крае».

Для  Договора №10496-КП купли продажи в отношении земельного участка площадью 1 257 кв. м., с кадастровым номером   23:47:0304051:29 размер выкупной цены составляет 343 870,72 рублей и определен следующим образом:

10 * (0,89%* 3 863 716 рублей)  =  343 870,72 рублей,

где:

-  3 863 716 рублей – кадастровая стоимость земельного участка,

- 0,89% - ставка земельного налога, установленная муниципального образования города Новороссийска от 26.11.2013 года № 351 «О земельном налоге»,

- 10 – десятикратный размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, согласно статье 10 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарскому крае".

Нормами ГК РФ определено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

В силу ст. ст. 421, 422 ГК РФ, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам (императивным нормам), установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.

Ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом. Такой ответ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой (ст. 443 ГК РФ).

Пунктом 2 ст. 445 ГК РФ установлено, что в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение 30 дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

В силу ст. 446 ГК РФ, при передаче разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст. 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

По смыслу действующего законодательства и п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих») в случае признания судом ненормативного правового акта незаконным, действующее законодательство предусматривает необходимость вынесения решения, которым допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя или допущенное препятствие к осуществлению его прав и свобод должны быть устранены в полном объёме.

С учётом того, что решение администрации МО г. Новороссийска об отказе в выкупе земельных участков признано незаконным вступившим в законную силу решением суда, восстановление прав и законных интересов ФИО1, в полном объёме возможно лишь путём определения выкупной цены, существовавшей на момент обращения с заявлением о выкупе, то есть 05.12.2014 года.

Суд первой инстанции необоснованно отклонил ссылку истца на судебные акты общей юрисдикции, которыми признано право приобретения в собственность истцом испрашиваемых участков и указал, что анализ данных актов не подтверждает наличие фактических обстоятельств, которые бы по правилам части 3 статьи 69 АПК РФ могут считаться преюдициально установленными, не требующими доказывания в рамках настоящего дела, правовые же выводы судов свойством преюдиции не обладают.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», частью 1 статьи 16 АПК РФ, вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, вступившим в законную силу апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 11.08.2016 года решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 25.11.2015 года отменено, принято новое решение об удовлетворении искового заявления ФИО1 о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 23:47:0304051:28 и 23:47:0304051:29 и обязании течение 30 дней администрации муниципального образования г. Новороссийска направить договор купли-продажи земельных участков (л.д. 20-27 том 2).

Судом первой инстанции в нарушение ст. 16 АПК РФ и ст. 6 ФКЗ от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» при рассмотрении судебного спора не было принято во внимание вступившее в законную силу апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 11.08.2016 года.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что на земельный участок с кадастровым номером 23:470304051:28 зарегистрировано право Российской Федерации, поскольку данный вывод опровергается материалами дела. Так, согласно выписке из ЕГРН от 24.08.2018 №77/100/374/2018-3436 (л.д.63-65 том 3) в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:470304051:28, в разделе «правообладатель» указано «Муниципальное образование город-герой Новороссийск ИНН <***>» (л.д. 64 том 3).

Материалами дела подтверждено и сторонами не оспаривалось в процессе рассмотрения, что до приведения в соответствие сведений о земельном участке с кадастровым номером 23:470304051:28, право собственности Российской Федерации было отражено исключительно ввиду наличия технической ошибки, содержащейся в базе ЕГРП на момент регистрации, о чем истец предоставил письменные пояснения и доказательства (л.д. 15-22 том 3). Истец пояснял, что земельные участки предоставлялись из земель администрации г. Новороссийска (земли городской застройки) на основании постановления от 17.04.2000 года №520 (л.д. 84 том 2). В материалах дела имеются обращения в отделения Росимущества и Росреестра для уточнения причины появления в отношении земельного участка сведений о регистрации права собственности Российской Федерации. (л.д. 85  том 2).  Согласно ответов указанных органов  установлено, что сведения о праве собственности Российской Федерации в отношении земельного участка в реестре федерального имущества отсутствуют, появление в ЕГРП информации о праве собственности Российской Федерации связано с недостатками в версии программного компьютерного продукта, который использовался УФРС по Краснодарскому краю с 2000 по 2003 годы (л.д. 86-90 том 2).

Суд апелляционной инстанции не находит в материалах дела подтверждения выводу суда первой инстанции о наличии в границах земельного участка  с кадастровым номером 23:470304051:28 территории общего пользования (тротуар). В заключении кадастрового инженера ООО «НМЦЭ», на которое ссылается суд первой инстанции указано, что в имеющемся ранее заключении была допущена ошибка при составлении заключения -  ошибочно включена территория общего пользования (пешеходная дорожка – тротуар). Последний абзац заключения указывает, что конфигурация и площадь земельного участка 23:470304051:28, описанные в схеме расположения земельного участка в кадастровом квартале и в схеме расположения земельного участка на кадастровой карте территории, соответствуют действительному расположению границы (л.д. 39 том 2).

Судом апелляционной инстанции проверен и признан не соответствующим действительности вывод суда первой инстанции о том, что границы спорного земельного участка с кадастровым номером 23:470304051:28 в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены, что также препятствует удовлетворению требований.

В силу ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям сторон, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Правоотношения сторон по реализации предоставленного статьями 28 и 36 ЗК РФ  права на выкуп в собственность земельных участков возникли в дату подачи ФИО1 заявления о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 23:47:0304051:28 и 23:47:0304051:29, предоставленных в аренду под организацию площадки по реализации строительных материалов, под объектом недвижимости – законченная строительством подпорная стенка, принадлежащим ему на праве собственности, то есть 05.12.2014 года (письмо ответчика об отказе в предоставлении в собственность ФИО1 арендуемых земельных участков №15-1-2-231/15 датировано 21.01.2015 года).

Федеральным законом от 23.06.2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ» признана утратившей силу статья 36 ЗК РФ, предоставляющая право на выкуп спорных земельных участков и введена глава V.1. предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Положения пп. 3 п. 8 ст. 39.15 ФИО2 ЗК РФ устанавливают, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, границы которого подлежат уточнению.

Требования главы V.I. ЗК РФ не подлежат применению к отношениям сторон, возникшим 05.12.2014 года, поскольку введены в действие 01.03.2015 года.

Вместе с тем, в силу пунктов 5 и 6  ст. 36 ЗК РФ  для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок. В месячный срок со дня поступления заявления уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду. В месячный срок с даты принятия такого решения уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В силу пункта 7 статьи 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Таким образом, законом предусмотрен порядок действий уполномоченных органов в случаях подачи заявления на выкуп земли при отсутствии государственного кадастрового учета земельного участка, Из пункта 7 статьи 36 ЗК РФ следует, что непредставление заявителем кадастрового паспорта земельного участка в случае, если не осуществлен его государственный кадастровый учет, не может являться основанием для отказа в реализации исключительного права, уполномоченный публичный орган обязан в месячный срок со дня подачи собственником заявления утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории для последующего осуществления заявителем государственного кадастрового учета.

Материалами дела установлено, что на момент принятия решения судом первой инстанции границы спорного земельного участка установлены в соответствии с законодательством РФ, что подтверждается представленным межевым планом, схемой геодезических построение, чертежом в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:470304051:28 (л.д. 123-131 том 3).

Суд апелляционной инстанции признает обоснованным довод апелляционной жалобы о ненадлежащем установлении судом первой инстанции в рамках рассмотрения разногласий в отношении выкупной цены земельных участков в порядке искового производства обстоятельств, связанных с оспариванием отказа в предоставлении в собственность земельного участка в порядке оспаривания ненормативно-правового акта в силу ст. 168 АПК РФ.

Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В пункте 4 Постановления от 24.03.2005 N 11 Постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснено, что если собственник недвижимости обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а уполномоченные органы не направляют заявителю проект договора или предлагают заключить договор аренды, собственник недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ. В случае признания действий (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным, суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости. Установленная пунктом 4 Постановления от 24.03.2005 N 11 обязанность уполномоченного органа принять решение о предоставлении в собственность за плату земельного участка и направить проект договора купли-продажи такого участка корреспондирует положениям пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ.

Поскольку оспариваемое заявителем решение органа местного самоуправления связано с отказом заключить договор купли-продажи земельного участка, допущенное нарушение устраняется путем возложения на администрацию обязанности подготовить проект договора и направить его в установленный срок обществу.

При этом, наличии разногласий по условиям, возникшим при заключении договора купли-продажи, заинтересованная сторона вправе обратиться в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением (статьи 445, 446 ГК РФ).

Таким образом, при рассмотрении заявления об урегулировании разногласий выкупной цены при заключении договора купли-продажи не могут устанавливаться обстоятельства, связанные с отказом в предоставлении в собственность земельных участков, поскольку такие обстоятельства подлежат рассмотрению по правилам, установленным для оспаривания действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

В соответствии со ст. 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.

При рассмотрении по правилам искового производства заявления ФИО1 в части разногласий установления размера выкупной цены при заключении договоров купли-продажи земельных участков, не могут разрешаться вопросы, выходящие за предмет заявленных требований и подлежащие установлению в рамках об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений.

Оценка незаконных действий администрации была дана в определении судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 11.08.2016. На основании постановления о возбуждении исполнительного производства от 11.04.2017 ответчиком были направлены подписанные договоры купли –продажи земельных участков, которые были подписаны предпринимателем с протоколами разногласий.

При таких обстоятельствах, апелляционный суд находит решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.10.2018 по настоящему делу  подлежащим отмене, как принятое при неправильном применении норм материального права с изложением выводов, несоответствующих обстоятельствам дела, а исковые требования – удовлетворению.

Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.10.2018 по делу №А32-40088/2017 отменить.

Урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора №10495-КП купли-продажи земельного участка от 30.06.2017 года в отношении земельного участка площадью 3662 кв. м., с кадастровым номером   23:47:0304051:28, расположенного по адресу: <...>, изложив п. 2.1. в следующей редакции:

«цена выкупа участка определена на основании Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 25.10.2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» и составляет  944689,61 рублей».

Урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора №10496-КП купли продажи земельного участка от 30.06.2017 года в отношении земельного участка площадью 1257 кв. м., с кадастровым номером   23:47:0304051:29, расположенного по адресу: <...>., изложив  п. 2.1. в следующей редакции:

«цена выкупа участка определена на основании Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 25.10.2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ и составляет 343870,72 рублей».

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                           Р.Р. Илюшин

Судьи                                                                                             И.Н. Глазунова

                                                                                                        ФИО3