ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-5512/2023
19 января 2024 года 15АП-20921/2023
Резолютивная часть постановления объявлена января 2024 года .
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью «Актон»
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 04.12.2023 по делу № А32-5512/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Актон»
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
при участии третьего лица: Тильгеровой Елены Семеновны
об оспаривании постановления о наложении штрафа по делу об административного
правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Актон» (далее – заявитель, общество, сетевая организация, ООО «Актон») обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее – заинтересованное лицо, управление, антимонопольный орган, УФАС по Краснодарскому краю) об оспаривании постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 023/04/9.21-5965/2021.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.12.2023
в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение суда мотивировано наличием в действиях общества состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, привлечением в пределах срока, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Актон» обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило решение суда отменить и принять новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции
и антимонопольным органом не учтено, что общество не аннулировало заявку,
а приостановило ее рассмотрение согласно письму № 28.09/21-04 от 28.09.2021.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 14.09.2021 ФИО1 подана заявка
в ООО «Актон» на технологическое присоединение к электрическим сетям (увеличение существующей мощности) ЭПУ «нежилого здания кафе «Эллада», расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, <...>
(далее - объект).
Заявка зарегистрирована в ООО «Актон» 14.09.2021 № 68ТП/ФЛ/УС/15-150/ЛК (далее - заявка).
В заявке указана максимальная мощность энергопринимающих устройств - 150 кВт (с учетом ранее присоединенных ЭПУ - 20 кВт).
Письмом от 28.09.2021 № 28.09/21-02 ООО «Актон» сообщило об аннулировании заявки ФИО1, указав на однократный характер технологического присоединения. Дополнительно заявителю сообщено о необходимости направить в ООО «Актон» заявку в связи со сменой собственника.
Краснодарское УФАС России применительно к доводам поступившей жалобы ФИО1 пришло к выводу о том, что обществом, как сетевой организацией - держателем всей информации о технологическом присоединении, допущено нарушение
п. 11, 15 Правил технологического присоединения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861; антимонопольный орган указал, что ФИО1 подана заявка на увеличение существующей мощности, а не на новое технологическое присоединение, соответственно, у сетевой организации отсутствовали основания для аннулирования заявки.
24.01.2023 антимонопольным органом в отношении общества составлен протокол по делу об административном правонарушении № 023/04/9.21-5965/2023 по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ (т. 1, л.д. 58-62).
07.02.2023 антимонопольным органом в отношении общества принято постановление о наложении административного штрафа по делу об административном правонарушении № 023/04/9.21-5965/2023, которым ООО «Актон» признано виновным
в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде наложения штрафа
в размере 100 000 руб. (т. 1, л.д. 54-56).
Несогласие с принятым постановлением антимонопольного органа послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частями 1, 2 статьи 9.21 КоАП РФ, составляет нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Субъектом правонарушения является организация-субъект естественной монополии.
ООО «Актон» включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии определены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ).
Услугой по передаче электрической энергии согласно статье 3 Федерального закона № 35-ФЗ признается комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.
В пункте 1 статьи 26 Федерального закона № 35-ФЗ определено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 26 Федерального закона № 35-ФЗ технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
В соответствии с абзацем 15 пункта 1 статьи 26 Федерального закона № 35-ФЗ по договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе по урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, в том числе порядок подачи заявки, заключения договора технологического присоединения, существенные условия договора и т.д. определяются Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004
№ 861 (далее - Правила № 861).
В соответствии с пунктом 2 Правил № 861 их действие распространяется на случаи:
1) присоединения впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств;
2) увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств;
3) изменения категории надежности электроснабжения, точек присоединения, видов производственной деятельности, не влекущих пересмотра величины максимальной мощности, но изменяющих схему внешнего электроснабжения ранее присоединенных энергопринимающих устройств;
4) присоединения ранее присоединенных энергопринимающих устройств, выведенных из эксплуатации.
На основании пункта 3 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить
в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил.
Согласно абзацу 3 пункта 15 Правил № 861 в адрес заявителей, за исключением случаев осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.
В соответствии с абзацем 13 пункта 15 Правил № 861 сетевая организация
в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие сведения и (или) документы и приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений
и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах
и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
В силу пункта 11 Правил № 861 сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами,
а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.
При этом в разделе VIII «Восстановление и переоформление документов
о технологическом присоединении» Правил № 861 процедура переоформления документов является не обязанностью, а правом заявителя.
Судом первой инстанции верно установлено, что оспариваемым постановлением
в действиях сетевой организации установлено нарушение пунктов 11, 15 Правил № 861, выразившиеся в направлении заявителю письма от 28.09.2021 № 28.09/21-02 об аннулировании заявки, с указанием на однократный характер технологического присоединения и на необходимость направления в ООО «Актон» заявки в связи со сменой собственника.
Правилами № 861 не предусмотрено аннулирование заявки на увеличение
в присоединенной мощности ввиду однократного технологического присоединения ЭПУ объекта. Сетевая организация является держателем всей информации о технологическом присоединении и заявителем подана заявка на увеличение существующей мощности, а не на новое технологическое присоединение, в связи с чем у сетевой организации отсутствовали основания для аннулирования заявки.
Суд первой инстанции верно исходил из того, что сетевая организация могла отказать в заключении договора в случае не предоставления заявителем сведений
и документов, определенных пунктами 9 и 10 Правил № 861. При этом подтверждения не предоставления заявителем сведений и документов, определенных пунктами 9 и 10 Правил № 861, материалы дела не содержат.
При подаче заявки на увеличение присоединенной мощности заявителем ФИО1 приобщены сведения, свидетельствующие о переходе права собственности на ЭПУ объекта энергопотребления, а также подтверждение наличия ранее надлежащим образом осуществленного технологического присоединения.
Таким образом, при подаче заявки на увеличение ранее присоединенной мощности, заявитель уведомил сетевую организацию о смене собственника ЭПУ и выразил желание в увеличении мощности принадлежащего ему ЭПУ объекта энергопотребления.
С учетом изложенного, вопреки аргументам апеллянта, доводы ООО «Актон»
о том, что общество не аннулировало заявку, а приостановило ее рассмотрение согласно письму № 28.09/21-04 от 28.09.2021, судом первой инстанции обоснованно отклонены.
Материалами дела подтверждается, что письмом от 28.09.2021 № 28.09/21-02
ООО «Актон» сообщило об аннулировании заявки ФИО1, указав на однократный характер технологического присоединения.
При этом Правила № 861 не предусматривают возможность приостановления рассмотрения уже аннулированной заявки.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал доказанным факт нарушения сетевой организацией требований пунктов 11, 15 Правил
№ 861.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что общество приняло своевременные и исчерпывающие меры для соблюдения требований действующего законодательства и им проявлена должная степень заботливости
и осмотрительности во избежание допущенного нарушения.
Событие, вменяемого обществу административного правонарушения, подтверждается представленными доказательствами: протоколом об административном правонарушении, другими материалами административного дела.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости
и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют
о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в этой связи вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в деянии общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности, соблюден.
С учетом характера и степени общественной опасности правонарушения, конкретных обстоятельств рассматриваемого дела апелляционный суд полагает, что оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
Оснований для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ судом также не установлено.
Административный штраф в размере 100 000 руб. назначен в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
В силу части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ правонарушениях размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела
II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).
В данном случае из материалов дела не усматривается очевидность избыточного ограничения прав общества, обстоятельства имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности апелляционным судом не установлены, назначенное обществу административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности, в связи с этим оснований для снижения штрафа ниже минимального размера, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.12.2023 по делу
№ А32-5512/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий И.Н. Глазунова
Судьи О.Ю. Ефимова
С.В. Пименов