ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-20924/18 от 26.08.2019 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-30978/2018

02 сентября 2019 года                                                                       15АП-20924/2018

Резолютивная часть постановления объявлена августа 2019 года .

Полный текст постановления изготовлен 02 сентября  2019 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Филимоновой С.С.,

судей Ефимовой О.Ю., Ильиной М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,

при участии представителя заявителя ФИО1 по доверенности от 22.04.2019, заинтересованного лица ФИО2 по доверенности от 22.06.2018,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

Государственной жилищной инспекции Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 26.11.2018 по делу № А53-30978/2018, принятое судьей Чернышевой И.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Коммунальщик Дона"
к заинтересованному лицу Государственной жилищной инспекции Ростовской области
об оспаривании ненормативного акта

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Коммунальщик Дона" (далее – заявитель, ООО "Коммунальщик Дона", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее – инспекция) от 28.08.2018 № 2049 в части требования о приведении начисления размера платы за вывоз ТОПП в соответствии со ст. 156 ЖК РФ и перерасчета за проверяемый период, в многоквартирном доме № 41 по ул. Казахской.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 26.11.2018 предписание Государственной жилищной инспекции Ростовской области от 28.08.2018 № 2049 признано недействительным. С Государственной жилищной инспекции Ростовской области в пользу ООО «Коммунальщик Дона» взыскано
3 000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Не согласившись с принятым судебным актом, Государственная жилищная инспекция Ростовской области обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В составе суда произведена замена судьи Соловьевой М.В. на судью
Ефимову О.Ю. ввиду пребывания в отпуске судьи Соловьевой М.В.

В судебном заседании представители инспекции просили решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить. Представитель общества в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, общество является управляющей организацией и осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...> на основании протокола общего собрания собственников помещений и лицензии № 262 от 30.04.2015.

Между управляющей организацией и ООО «АРС» (исполнитель) был заключен договор № 8/15 от 15.01.2015 на оказание услуг по вывозу твердых отходов (далее -  Договор).

04.06.2018 обществом было получено дополнительное соглашение № 1 к Договору о повышении стоимости услуг по вывозу отходов до 3.36 руб. в месяц за квадратный метр общей площади жилых помещений.

Основанием для увеличения стоимости услуг послужило постановление Региональной службы по тарифам Ростовском области от 12.12.2017 № 72/118 (с изменениями от 17.07.2018 № 39/1) о внесении изменений в некоторые постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области в области обращения с твердыми коммунальными отходами составляет с 01.07.2018 — 643,35 руб. с НДС за 1 тонну.

Соответственно тариф на 01.07.2018 составляет 3,36 с кв.м., а именно: за сбор и транспортирование - 2,40 руб. (в т.ч. НДС), за размещение (захоронение) - 0,96 руб. (в т.ч. НДС).

Указанное дополнительное соглашение было подписано сторонами по договору 01.07.2018.

Управляющей организацией изменения подлежащего государственному регулированию тарифа были указаны в квитанциях на оплату и размещены в качестве объявлений в подъездах жилого дома и на досках объявлений, в котором провести мониторинг по городу Ростову-на-Дону и принять участие в выборе специализированной организации с меньшим тарифом по вывозу ТБО. а также рассмотреть вопрос стоимости услуги «Вывоз и утилизация ТОПП» на общем собрании собственников дома.

В ходе мониторинга обществом было установлено, что стоимость услуги «Вывоз и утилизация ТОПП» у перевозчиков составила: АО «Чистый город» - 3.36 руб. в месяц с кв.м.; у ООО «ГКС-ЮГ» 3,36 руб. в месяц с кв.м.; у ООО «Южный Город-Ростов» 3,36 руб. в месяц с кв.м.

Кроме того, между ООО «Коммунальщик Дона» (заказчик) и ОАО «Чистый город» (исполнитель) был заключен договор № УК - 6/5 от 29.12.2012 на оказание услуг по сбору, транспортировке и размещению (захоронению) твердых отходов потребления и производства. Места сбора контейнерные площадки ОАО «Чистый город» (мульда) - на несколько многоквартирных домов.

Дополнительным соглашением № 4 от 01.07.2018 стороны также изменили в сторону увеличения стоимость услуг по вывозу и утилизации до 3,36 руб.

Собственники жилого дома № 41 по ул. Казахская, в г. Ростове-на-Дону обратились в жилищную инспекцией с жалобой на действия управляющей организации.

По результатам проведения проверки обществу выдано предписание от 28.08.2018 № 2049, которым было указано на приведение начисления размера платы за вывоз ТОПП в соответствие со ст. 156 ЖК РФ и необходимость произвести перерасчет за проверяемый период в многоквартирном доме № 41 по ул. Казахской.

Не согласившись с выданным предписанием, общество оспорило его в судебном порядке.

В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Частью 2 данной нормы предусмотрено, что одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.

Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

Как следует из пункта 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

На основании части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

В случае, если собственники помещений многоквартирного дома на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, то к данному случаю применяются положения части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы устанавливается органом местного самоуправления.

Из смысла и содержания части 1 статьи 4, статьей 21 Федерального закона
№ 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации следует что обязанность по обеспечению захоронения отходов возложена на собственников (нанимателей) помещений в многоквартирном доме, реализация которой может осуществляться путем заключения договора управления многоквартирным домом.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ) право собственности на ТБО принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

Следовательно, собственниками ТБО являются граждане, в результате жизнедеятельности которых они образовались.

В соответствии со статьей 21 Закона № 89-ФЗ одним из основных принципов экономического регулирования в области обращения с отходами является платность размещения отходов, то есть за размещение отходов на объектах размещения отходов взимается плата. При этом, под понятием "размещение отходов" понимается как их хранение, так и захоронение.

Исходя из системного анализа указанных выше норм права, обязанность по обеспечению захоронения отходов лежит на собственнике отходов, то есть на собственниках и нанимателях жилых помещений.

Согласно пункту 2 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация по договору управления многоквартирным домом по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Из системного толкования приведенных норм, установление размера платы за услугу по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов и вопрос о необходимости ее возмещения управляющей организации не могут быть решены по правилам, предусмотренным частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации для определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме.

Таким образом, установление стоимости услуг по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов не относится к полномочиям общего собрания собственников помещений и не может быть предметом соглашения сторон договора управления многоквартирным домом.

Тариф на услугу по захоронению твердых бытовых отходов подлежит регулированию в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".

Установление тарифов на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для организаций коммунального комплекса производится органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок или органом местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок в соответствии с Федеральным законом.

Таким образом, учитывая отсутствие в законе каких-либо предписаний относительно цены договора на оказание услуг по сбору и транспортировке ТБО, расчеты по договору между сторонами должны производиться по согласованной в этом договоре цене.

В соответствии с информационным письмом Региональной службы по тарифам Ростовской области от 06.04.2016 № 40.5/1748 "О формировании тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами" и Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признаний утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" внесены изменения в действующее законодательство, вступившие в законную силу с 01.01.2016, согласно которым установлено следующее.

К регулируемым видам деятельности в области обращения с ТКО относятся: обработка ТКО; обезвреживание ТКО; захоронение ТКО; оказание услуги по обращению с ТКО региональным оператором.

Регулированию подлежат следующие виды предельных тарифов в области обращения с ТКО: единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО; тариф на обработку ТКО; тариф на обезвреживание ТКО; тариф на захоронение ТКО.

Единый тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается в отношении региональных операторов. Иные подлежащие регулированию тарифы устанавливаются в отношении операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, и в отношении каждого осуществляемого вида деятельности с учетом территориальной схемы обращения с отходами.

Единые тарифы на услуги региональных операторов по обращению с ТКО будут установлены РСТ РО после проведения конкурсного отбора региональных операторов по обращению с ТКО.

Доказательств выбора в Ростовской области региональных операторов суду не представлено.

В соответствии с частью 7 статьи 23 Федерального закона № 458-ФЗ до наделения юридического лица статусом регионального оператора по обращению с ТКО уполномоченным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации регулирование деятельности в области обращения с ТКО осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".

При таких обстоятельствах, расчеты по договору между сторонами должны производиться по согласованной в этом договоре цене.

Кроме того, постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от 08.02.2018 № 2 утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Ростовской области, в соответствии с  которыми норматив накопления твердых коммунальных отходов на территории г. Ростова-на-Дону для многоквартирных домов составляет 517.44 к/чел., что больше норматива в 350 кг/чел., согласованного сторонами ранее в договоре (Постановление Администрации г. Ростова-на-Дону от 09.06.2014 № 645), при котором стоимость услуг составила 3,14 руб., в месяц с 1 кв.м.

На территории г. Ростова-на-Дону размер платы установлен постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 07.08.2014 № 884 – для категории многоквартирных домов, не оборудованных лифтами и мусоропроводом, тариф составляет 11 рублей 41 копеек за кв. м общей площади жилого помещения в месяц.

Согласно подпункту «д» пункта 11 Правил № 491 к работам, входящим в состав работ, относящихся к содержанию общего имущества, относятся сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.

Как видно из материалов дела, спорный многоквартирный дом не оборудован лифтами и мусоропроводом, стоимость ТОПП по договору, заключенному обществом с ООО «АРС» составляет 3 рубля 36 копеек.

Объем обязательств управляющей организации перед ресурсоснабжающей организацией не может быть большим, нежели объем обязательств собственников и пользователей помещений управляемых многоквартирных домов, так как управляющая организация не имеет самостоятельного экономического интереса и иного источника дохода, кроме полученных платежей от собственников и пользователей помещений в спорном многоквартирном доме.

Согласно пункту 148(1) Правил № 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В силу пункта 148(8) Правил № 354, управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала вывоза твёрдых коммунальных отходов по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному управляющей организацией с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Во исполнение требований статей 39, 156 Жилищного кодекса постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2016 № 491 утверждены Правила № 491, в пункте 11 которых перечислены виды работ и услуг, выполняемых управляющей компаний при содержании общего имущества. В частности, подпунктом «д» пункта 11 Правил № 491 (в редакции, действовавшей до 14.03.2017) предусмотрено, что в состав содержания включается сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, а том числе отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 № 232 (далее – постановление № 232) подпункт «д» пункта 11 Правил № 491 изменен, а именно вывоз ТБО исключен из состава работ и услуг по содержанию имущества.

Новая редакция подпункта «д» пункта 11 Правил № 491 вступила в силу 14.03.2017.

Согласно пункту 2 постановления № 232 указанные изменения применяются со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Учитывая, что на территории Ростовской области региональный оператор деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами не определен, применительно к спорной ситуации действует прежнее регулирование и новая редакция подпункта «д» пункта 11 Правил № 491 не применяется.

В соответствии с пунктом 3.3 договора от 15.01.2015 № 8/15, ООО «АРС» имеет право изменять тариф не чаще одного раза в год. В случае изменения цен в течение одного календарного года более, чем на 20%, ООО «АРС» вправе изменять тариф общества за месяц. Пунктом 7.7 договора от 15.01.2015 № 8/15 предусмотрен срок действия договора: с 01.01.2015 по 31.12.2019. Согласно пункту 7.8 договора от 15.01.2015 № 8/15, при досрочном расторжении договора по инициативе общества, последний обязан уведомить ООО «АРС» не менее чем за 60 дней о предстоящем расторжении и уплатить штраф в пользу ООО «АРС» в размере двух месячных платежей.

Согласно предписанию от 28.08.2018 № 2049, оно подлежит исполнению до 15.10.2018.

При этом в силу договорных отношений между обществом и ООО «АРС», исполнение предписания инспекции поставлено в зависимость от действий третьего лица, на своевременность действий которого общество не имеет возможности влиять.

Таким образом, оспариваемый пункт предписания инспекции не соответствует действующему законодательству и нарушает права общества.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что предписание инспекции не соответствует положениям названных норм права и нарушает права общества, возлагая на него совершить действия по изменению договорных отношений.

При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.

Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.11.2018 по делу
№ А53-30978/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий                                                           С.С. Филимонова

Судьи                                                                                             О.Ю. Ефимова

М.В. Ильина