ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-9892/2020
30 марта 2021 года 15АП-2111/2021
Резолютивная часть постановления объявлена марта 2021 года .
Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
при участии:
от ИП ФИО1: представитель ФИО2, по доверенности от 10.01.2020, паспорт;
рассмотрев апелляционную жалобу Администрации Кореновского городского поселения Кореновского района
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 29.12.2020 по делу № А32-9892/2020
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1
(ИНН <***>, ОГРНИП <***>)
к Администрации Кореновского городского поселения Кореновского района
(ИНН <***>, ОГРН <***>)
об оспаривании решений,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, ИП ФИО1, предприниматель,) обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения об отказе в проведении муниципальной универсальной оптово-розничной ярмарки на территории Кореновского городского поселения Кореновского района, выраженного в письме администрации Кореновского городского поселения (далее - администрация, заинтересованное лицо) от 13.11.2019 № 8858/19-02; об обязании администрацию Кореновского городского поселения на основании поданного ИП ФИО1 заявления с приложениями от 25.10.2019 выдать индивидуальному предпринимателю ФИО1 решение о проведении муниципальной универсальной оптово-розничной периодичной ярмарки с 25.11.2019 по 31.12.2019 года на земельном участке с кадастровым номером 23:12:0601030:1674 площадью 1442 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для организации ярмарки, расположенном по адресу: <...> Рынок № 2; о признании незаконным и отмене решения об отказе в проведении муниципальной универсальной оптово-розничной ярмарки на территории Кореновского городского поселения Кореновского района, выраженного в письме администрации Кореновского городского поселения от 13.11.2019 № 8857/19-02; об обязании администрацию Кореновского городского поселения на основании поданного ИП ФИО1 заявления с приложениями от 25 октября 2019 года выдать индивидуальному предпринимателю ФИО1 решение о проведении муниципальной универсальной оптово-розничной периодичной ярмарки с 1 января 2020 года по 29 февраля 2020 года на земельном участке с кадастровым номером 23:12:0601030:1674 площадью 1442 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для организации ярмарки, расположенном по адресу: <...> Рынок № 2 (требования уточнены в судебном заседании 09.11.2020 в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.12.2020 признано незаконным и отменено решение об отказе в проведении муниципальной универсальной оптово-розничной ярмарки на территории Кореновского городского поселения Кореновского района, выраженное в письме администрации Кореновского городского поселения от 13.11.2019 № 8858/19-02. Суд признал незаконным и отменил решение об отказе в проведении муниципальной универсальной оптово-розничной ярмарки на территории Кореновского городского поселения Кореновского района, выраженное в письме администрации Кореновского городского поселения от 13.11.2019 № 8857/19-02. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация Кореновского городского поселения Кореновского района подала в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить в части признания незаконным и отмены решения об отказе в проведении муниципальной универсальной оптово-розничной ярмарки на территории Кореновского городского поселения Кореновского района, выраженное в письме администрации Кореновского городского поселения от 13.11.2019
№ 8858/19-02; признания незаконным и отмены решения об отказе в проведении муниципальной универсальной оптово-розничной ярмарки на территории Кореновского городского поселения Кореновского района, выраженное в письме администрации Кореновского городского поселения от 13.11.2019 № 8857/19-02 и принять по делу в указанной части новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований индивидуального предпринимателя ФИО1 - отказать; в остальной части решение Арбитражного суда Краснодарского края оставить без изменения.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что Кореновское городское поселение Кореновского района не имело возможности выдать разрешение на проведение муниципальной универсальной оптово-розничной периодичной ярмарки с 25 ноября 2019 года по 31 декабря 2019 года, поскольку заявка подана с нарушением требований части 3 статьи 9 3акона №2195-КЗ.
ИП ФИО1 мог подать заявку на проведение сезонной ярмарки в период с 25.11.2019 по 31.12.2019, а не периодичной в установленные законом сроки. Кроме того, доказательств, нарушающих права и законные интересы предпринимателя не предоставлено.
В отзыве на апелляционную жалобу индивидуальный предприниматель ФИО1 указал на законность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
От Администрации Кореновского городского поселения Кореновского района поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Суд протокольным определением удовлетворил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации Кореновского городского поселения Кореновского района.
В судебном заседании представитель ИП ФИО1 возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Администрация Кореновского городского поселения Кореновского района, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку стороны не представили возражений в отношении проверки законности и обоснованности решения в обжалуемой части, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части в силу части 5 статьи 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за ОГРНИП <***>,
ИНН <***>, дата присвоения ОГРНИП: 18.01.2018.
Индивидуальному предпринимателю ФИО1 на праве аренды (договор от 11.10.2019 № 1211010497) принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:12:0601030:1674 площадью 1442 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для организации ярмарки, расположенный по адресу: <...> Рынок № 2.
25 октября 2019 года индивидуальный предприниматель ФИО1 направил в администрацию Кореновского городского поселения заявки об организации ярмарок на указанном земельном участке на период с 25.11.2019 по 31.12.2019 и с 01.01.2020 по 31.12.2020. К заявкам прилагались уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе от 18.01.2018, копия договора аренды от 11.10.2019 № 1211010497.
13 ноября 2019 года администрацией Кореновского городского поселения Кореновского района были приняты решения об отказе ИП ФИО1 в проведении муниципальной универсальной оптово-розничной ярмарки в период с 25 ноября 2019 года по 31 декабря 2019 года (исх. № 8858/19-02) и об отказе в проведении муниципальной универсальной оптово-розничной ярмарки с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года (исх. № 8857/19-02) на территории Кореновского городского поселения, в связи с тем, что к заявкам на проведение муниципальной универсальной оптово-розничной периодичной ярмарки не приложены документы, установленные частью 2 статьи 8 Закона № 2195 -К3 и частью 2 статьи 11 Закона №381 - Ф3, а именно: разработанный и утвержденный план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнение работ, оказание услуг) на ней, не определен режим работы, порядок организации и порядок предоставления мест на ярмарке.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд требованиями, уточненными в порядке статьи 49 АПК РФ, по настоящему делу о признании незаконным и отмене решения об отказе в проведении муниципальной универсальной оптово-розничной ярмарки на территории Кореновского городского поселения Кореновского района, выраженного в письме администрации Кореновского городского поселения (далее по тексу - администрация, заинтересованное лицо) от 13.11.2019 № 8858/19-02; об обязании администрацию Кореновского городского поселения на основании поданного ИП ФИО1 заявления с приложениями от 25 октября 2019 года выдать индивидуальному предпринимателю ФИО1 решение о проведении муниципальной универсальной оптово-розничной периодичной ярмарки с 25 ноября 2019 года по 31 декабря 2019 года на земельном участке с кадастровым номером 23:12:0601030:1674 площадью 1442 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для организации ярмарки, расположенном по адресу: <...> Рынок № 2; о признании незаконным и отмене решения об отказе в проведении муниципальной универсальной оптово-розничной ярмарки на территории Кореновского городского поселения Кореновского района, выраженного в письме администрации Кореновского городского поселения от 13.11.2019 № 8857/19-02; об обязании администрацию Кореновского городского поселения на основании поданного
ИП ФИО1 заявления с приложениями от 25 октября 2019 года выдать индивидуальному предпринимателю ФИО1 решение о проведении муниципальной универсальной оптово-розничной периодичной ярмарки с 1 января 2020 года по 29 февраля 2020 года на земельном участке с кадастровым номером 23:12:0601030:1674 площадью 1442 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для организации ярмарки, расположенном по адресу: <...> Рынок № 2.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону и иным правовым актам, и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным полностью или частично.
Согласно пункту 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличие у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса, пункта 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2009
№ 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее -организатор ярмарки). Организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются. В случае, если организатором ярмарки является федеральный орган государственной власти, порядок организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней устанавливается организатором ярмарки с учетом положений настоящей статьи.
Пунктом 2 указанной выше статьи Федерального закона от 28.12.2009
№ 381-ФЗ организатор ярмарки разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, а также определяет режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки, порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке.
Деятельность розничных рынков, ярмарок и агропромышленных выставок-ярмарок на территории Краснодарского края регламентируется Законом Краснодарского края от 01.03.2011 № 2195-КЗ «Об организации деятельности розничных рынков, ярмарок и агропромышленных выставок-ярмарок на территории Краснодарского края» (далее - Закон № 2195-КЗ).
В соответствии со статьей 2 Закона № 2195-КЗ ярмарка - форма торговли, осуществляемой в заранее установленное время и в заранее установленном месте, подавшими соответствующую заявку участниками, осуществляющими деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг).
В зависимости от специализации ярмарки могут быть специализированными (с продажей отдельных товарных групп, выполнением отдельных видов работ, оказанием отдельных видов услуг) и универсальными; в зависимости от условий торговли ярмарки могут быть розничными, оптовыми и оптово-розничными; в зависимости от периодичности проведения - сезонными, разовыми и периодичными (статья 7 Закона № 2195-КЗ).
Организаторами ярмарки в силу статьи 8 Закона № 2195-КЗ могут выступать администрации соответствующих муниципальных образований, юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Порядок подачи заявки для организации ярмарки, перечень необходимых документов и основания для отказа в проведении ярмарки установлены в статье 9 Закона № 2195-КЗ.
Заявка на проведение ярмарки, выставки-ярмарки должна содержать информацию о специализации ярмарки, выставки-ярмарки, сроке, времени и месте проведения ярмарки, выставки-ярмарки, примерном количестве участников ярмарки, выставки-ярмарки, а также:
1) для юридического лица - информацию о полном и сокращенном (в случае, если имеется) наименовании юридического лица, в том числе фирменном наименовании, об организационно-правовой форме юридического лица, месте его нахождения (юридический адрес);
2) для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество и его почтовый адрес.
К заявке на проведение ярмарки, выставки-ярмарки прилагаются: юридическим лицом - копия свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе; индивидуальным предпринимателем - копия свидетельства о постановке индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе.
Судом первой инстанции установлено, что 25 октября 2019 года индивидуальный предприниматель ФИО1 направил в администрацию Кореновского городского поселения заявки об организации ярмарок на период с 25.11.2019 по 31.12.2019 и с 01.01.2020 по 31.12.2020 с приложением документов: уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе от 18.01.2018, копия договора аренды от 11.10.2019 № 1211010497.
Администрацией Кореновского городского поселения отказано ФИО1 в проведении муниципальной универсальной оптово-розничной ярмарки в периоды с 25 ноября 2019 года по 31 декабря 2019 года и с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года. Причиной отказа послужил тот факт, что ФИО1 к заявке на проведение ярмарок не были приложены документы, установленные пунктом 2 статьи 8 Закона № 2195-КЗ и частью 2 статьи 11 Закона № 381-ФЗ, а именно: разработанный и утвержденный план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров на ней; не определен режим работы, порядок организации и порядок предоставления мест на ярмарке.
Апелляционной коллегией не принимается довод администрации о том, что заявка была подана с нарушением сроков, необходимых для определенного вида ярмарки, что и послужило основанием для отказа.
Перечень оснований для отказа установлен ч. 7 ст. 9 ЗКК № 2195-КЗ. Основаниями для отказа в проведении ярмарки, выставки-ярмарки являются:
1) непредставление либо неполное представление сведений и документов, указанных в частях 4 и 4.1 настоящей статьи;
2) проведение ярмарки, выставки-ярмарки в месте, не оборудованном подъездами для погрузочно-разгрузочных работ;
3) наличие на момент подачи заявки ранее выданного решения о проведении ярмарки, выставки-ярмарки в заявленные сроки на данной ярмарочной площадке другому организатору;
4) наличие у администрации муниципального образования, рассматривающей заявку, документов, подтверждающих сведения о привлечении к административной ответственности за три года, предшествующих дате подачи заявки, организатора ярмарки, выставки-ярмарки, осуществлявшего данную деятельность ранее, за нарушение требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области защиты прав потребителей, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, пожарной безопасности, охраны окружающей среды и законодательством Краснодарского края в области организации продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарках, выставках-ярмарках.
Судом первой инстанции установлено, что по факту нарушения прав заявителя, выраженных в отказе в проведении ярмарок, в адрес администрации Кореновского городского поселения Кореновского района Управлением Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю 05.03.2020 (исх. № 6633/9) вынесено предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства).
Из текста предупреждения следует, что отказы Кореновской городской администрации от 13.11.2019 в выдаче разрешений на проведение ярмарок, поданных ФИО1 25.10.2020, являются незаконными, в связи с необоснованностью требовании документов: разработанный и утвержденный план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, режим работы, порядок организации и порядок предоставления мест на ярмарке. В срок до 05.04.2020 администрацию Кореновского городского поселения обязали принять меры к пересмотру заявок ФИО1 от 25.10.2019 об организации ярмарок в соответствии с действующим законодательством и с учетом предупреждения, и сообщить в Краснодарское УФАС России о выполнении предупреждения с приложением подтверждающих документов.
13.05.2020 ФИО1 поданы 2 заявки на проведение ярмарок в период с 01.12.2020 по 31.12.2020 и в период с 01.01.2021 по 31.12.2021. По итогам рассмотрения заявок от 13.05.2020 администрацией Кореновского городского поселения Кореновского района вынесены постановления от 28.05.2020 № 435,
№ 436 о проведении муниципальных универсальных ярмарок, организатором ярмарок определен индивидуальный предприниматель ФИО1
При этом перечень документов, приложенных к заявкам от 13.05.2020, полностью идентичен перечню документов, приложенным к заявкам от 25.10.2019.
На основании норм законодательства и вышеизложенных обстоятельств в их совокупности, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что к заявкам на проведение ярмарок, поданным заявителем, приложены документы, установленные ч. 4 ст. 9 ЗКК № 2195 - КЗ, что свидетельствует о незаконности обжалуемых отказов.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы заинтересованного лица о пропуске заявителем срока на обращение в суд, в силу следующего.
Заявление об оспаривании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иного не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 204 ГК РФ, срок исковой давности не течет со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита нарушенного права.
Заявитель обратился в Кореновский районный суд 25 ноября 2019 года. Определением Кореновского районного суда от 23 января 2020 года административное дело по административному иску индивидуального предпринимателя ФИО1 было передано по подведомственности в Арбитражный суд Краснодарского края. Вышеизложенное свидетельствует о том, что предприниматель обратился в суд с заявлением о защите нарушенного права в установленный процессуальным законодательством срок.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.12.2020 по делу
№ А32-9892/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий М.В. Соловьева
Судьи С.В. Пименов
С.С. Филимонова