ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А53-24923/2021
28 декабря 2021 года 15АП-21126/2021
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Нарышкиной Н.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу административной комиссии при Администрации города Каменска-Шахтинского Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 01.11.2021 по делу № А53-24923/2021
по заявлению товарищества собственников жилья «Геолог»
(ИНН <***>, ОГРН <***>)
к административной комиссии при Администрации города Каменска-Шахтинского Ростовской области
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья «Геолог» (далее – ТСЖ «Геолог», товарищество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к административной комиссии при Администрации города Каменска-Шахтинского Ростовской области (далее – комиссия) о признании незаконным и отмене постановления от 30.06.2021 N 485/479-2021 по делу об административном правонарушении, о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 01.11.2021 признано незаконным и отменить постановление административной комиссии при администрации г. Каменск-Шахтинский от 30.06.2021 N 485/479-2021 по делу об административном правонарушении. В остальной части производство по делу
N А53-24923/21 прекращено.
Комиссия обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что приказ от 29.12.2011 № 627 утратил силу в связи с изданием приказа от 28.08.2020 № 485/пр. Также комиссия ссылается на решение по делу №А53-21829/2021.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Пунктом 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве», разъяснено, что апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 335.1 ГПК РФ, статьей 272.1 АПК РФ. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила частей первой и второй статьи 232.4 ГПК РФ, абзаца 1 части 1, части 2 статьи 229 АПК РФ не применяются.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в 09 час. 57 мин. 22.06.2021 товарищество, осуществляя управление эксплуатацией многоквартирного дома по адресу: <...>, не приняло мер по оборудованию места временного хранения отходов на принадлежащем ему земельном участке, что, по мнению административного органа, нарушает требования Приложения N 2 п. 4, п. 18 Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Камеск-Шахтинский», утвержденных Решением Каменск-Шахтинской городской Думы от 27.03.2019 N 364 (далее - Правила благоустройства).
Выявленные нарушения зафиксированы в протоколе об административном правонарушении, а также в фотоматериалах дела.
30.06.2021 административным органом составлен протокол об административном правонарушении N 461 по ч. 1 ст. 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС «Об административных правонарушениях».
По итогам рассмотрения указанного протокола, административным органом вынесено постановление N 485/479-2021 от 30.06.2021 о привлечении товарищества к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС в виде штрафа в размере 25 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, товарищество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании его незаконным и отмене, о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению вследствие отсутствия события административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность (часть 3 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
На основании части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие меры по их исполнению.
В соответствии с частью 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из указанного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 5.1 Областного закона от 25.10.2002 № 273-ЗС
«Об административных правонарушениях» (далее - Областной закон № 273-ЗС) невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, установленных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов, утвержденными органами местного самоуправления поселений и городских округов, если данное деяние не содержит признаков административного правонарушения, предусмотренного статьями 4.1, 4.5, 5.4, 5.5 настоящего Областного закона, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 3000 рублей; на должностных лиц - от 8000 до 30000 рублей; на юридических лиц - от 25 000 до 70 000 рублей.
Объективную сторону указанного правонарушения составляет нарушение установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правил благоустройства территорий поселений и городских округов.
Решением Каменск-Шахтинской городской Думы от 29.05.2019 № 376 утверждено Положение о порядке образования административной комиссии в муниципальном образовании «Город Каменск-Шахтинский».
Постановлением администрации г. Каменск-Шахтинский от 15.10.2019
№ 1053 утверждено Положение о порядке деятельности административной комиссии в муниципальном образовании «Город Каменск-Шахтинский».
Постановлением администрации города от 21.08.2015 № 658 утвержден состав административной комиссии, уполномоченный рассматривать протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена Законом.
В соответствии со статьей 11.2 Областного закона № 273-ЗС, постановлением администрации города от 19.02.2021 утвержден перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.
Полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.1. Закона наделены ведущие специалисты отдела муниципальной инспекции Администрации города
Каменск-Шахтинский (пункт 12 Приложения к постановлению Администрации города от 19.02.2021 № 170).
Товариществу вменяется нарушение приложения N 2 п. 4, п. 18 Правил благоустройства.
Согласно п. 4 Приложения N 2 Правил благоустройства при контейнерной системе удаления отходов собственник отходов обязан оборудовать место временного хранения отходов на принадлежащем ему на праве собственности, аренды или ином законном основании земельном участке, а при оборудовании места на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности в соответствии со статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» и постановлением Правительства Ростовской области от 06.07.2015 N 440 «Об утверждении Порядка и условий размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установлении сервитута на территории Ростовской области» заключить разрешение на использование земель или земельного участка для размещения объекта без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Обязанность по оборудованию места временного хранения отходов и заключению разрешения на использование земель или земельных участков без предоставления земельных участков и установления сервитутов в многоквартирном доме возлагается на управляющую организацию, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, лицо, уполномоченное собственниками при непосредственном способе управления;
В соответствии с п. 18 Правил благоустройства ответственность за оборудование и содержание контейнерной площадки, а также за заключение разрешения на использование земель или земельных участков без предоставления земельных участков и установления сервитутов в соответствии со статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» и постановлением Правительства Ростовской области от 06.07.2015 N 440 «Об утверждении Порядка и условий размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установлении сервитута на территории Ростовской области» возлагаются на управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, лицо, уполномоченное собственниками в многоквартирном доме при непосредственном способе управления;
По мнению административного органа, товарищество не обеспечило и не организовало содержание объекта благоустройства, а именно не приняло мер по закреплению и обустройству точки сбора и накопления твердых коммунальных и крупногабаритных отходов для указанного многоквартирного жилого дома (далее - МКД) по адресу <...>.
В соответствии с пунктом 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641» (в ред. от 15.12.2018), контейнерная площадка представляет собой место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
В соответствии с пунктом 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом согласно копии выкопировки из плана города Каменск-Шахтинского с нанесением границ земельного участка по адресу: <...> и публичной кадастровой карты по земельному участку 61:52:0030044:136 площадь земельного участка не позволяет организовать место для временного накопления ТКО в соответствии с нормами законодательства.
В соответствии с пунктом 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что товариществом обеспечен сбор, накопление ТКО на контейнерной площадке, включенной в реестр мест накопления ТКО.
Согласно реестру контейнерных площадок (пункт 223), утвержденному заместителем главы администрации города Каменск-Шахтинский для собственников многоквартирного жилого дома ул. Красная, д. 66 «А» определена площадка для сбора ТКО, установленная по адресу ул. Красная, 68, ул. Красная, 68 б (координаты 48.306729, 40.300329) (лист дела 41).
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административным органом не доказан факт совершения товариществом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 5.1 Областного закона от 25.10.2002 N 273-ЗС «Об административных правонарушениях».
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на иную судебную практику подлежат отклонению, поскольку обстоятельства, установленные в рамках названного заявителем дела, не являются аналогичными обстоятельствам, установленным в рамках настоящего дела. Результаты рассмотрения иных дел, по каждому из которых устанавливаются фактические обстоятельства на основании конкретных доказательств, представленных сторонами, сами по себе не свидетельствуют о различном толковании и нарушении единообразного применения судами норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражного суда и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина не уплачивается, в связи с чем, суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.11.2021 по делу
№ А53-24923/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавсказского округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Н.В. Нарышкина