ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-2127/13 от 12.03.2013 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Газетный пер., 47б лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А32-45077/2011

22 марта 2013 года 15АП-2127/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2013 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Николаева Д.В.,

судей Т.Г. Гуденица, ФИО6

при ведении протокола судебного заседания секретарем Емельяновой А.Н.

при участии:

от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску: ФИО1, представитель по доверенности от 19.04.2012, ФИО2, представитель по доверенности от 18.01.2013,

от ООО "Транспорт и услуги": ФИО3, представитель по доверенности от 14.08.2012, ФИО4, представитель по доверенности от 14.08.2012, директор ООО "Транспорт и услуги" ФИО5: лично, по паспорту,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску
 на решение Арбитражного суда Краснодарского края
 от 17.12.2012 по делу № А32-45077/2011
 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Транспорт и услуги"
 к заинтересованному лицу –

Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску
 о признании недействительным решения,
 принятое в составе судьи Шкира Д.М.,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Транспорт и услуги»,
 г. Новороссийск ИНН <***> ОГРН <***> (далее также - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску (далее также - налоговый орган) с требованием признать недействительным и нарушающем права заявителя решение от 28.09.2011 № 52047 в части относящейся к предложению взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Транспорт и услуги» налог на добавленную стоимость в сумме 1 484 141 руб., уплатить штрафы и пени и привлечь к налоговой ответственности и внести необходимые исправления в бухгалтерский учет и налоговый учет - ввиду их несоответствия пункту 7 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации и пункту 2 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решением суда от 17.12.2012 признано недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Новороссийску Краснодарского края от 28.09.201 №52047 №05.09.2011 о привлечении ООО «Транспорт и услуги» к налоговой ответственности по статье 122 НК РФ в виде штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога в размере 70 094,50рублей, недоимку по налогу на добавленную стоимость в размере 1 484 141рублей, пени за несвоевременную уплату налога в размере 24 349,38рублей, как не соответствующие положениям Налогового кодекса Российской Федерации.

Открытое акционерное общество "Сбербанк России" Армавирское отделение (на правах управления) Краснодарское отделение №8619 обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило отменить судебный акт.

Суд огласил, что через канцелярию от ООО "Транспорт и услуги" поступил отзыв на апелляционную жалобу и письменные пояснения по делу. Отзыв на апелляционную жалобу и письменные пояснения по делу приобщены к материалам дела.

Представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску заявил ходатайство о приобщении к материалам дела копии решения ФНС России по жалобе ООО "Транспорт и услуги".

Представитель ООО "Транспорт и услуги" не возражал против удовлетворения ходатайства.

Копия решения ФНС России по жалобе ООО "Транспорт и услуги" приобщена к материалам дела.

Представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.

Представитель ООО "Транспорт и услуги" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в период с 18.05.2011 по 18.08.2011 налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка поданной обществом налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2011 года.

По результатам камеральной проверки налоговой декларации общества по НДС за 1 квартал 2011 года налоговым органом составлен акт камеральной налоговой проверки от 22.08.2011 № 38704.

Рассмотрев акт камеральной налоговой проверки от 22.08.2011 № 38704, налоговый орган вынес решение от 28.09.2011 № 52047, которым общество привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 70 094,50 руб.; установлена неуплата НДС в сумме 1 484 141 руб.; начислены пени по НДС в сумме 24 349,38 руб.

Основанием вынесения указанного решения и доначисления НДС послужил вывод налогового органа о необоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по НДС по операциям по реализации услуг в сумме 8 245 228 руб., о неправомерности применения налоговых вычетов, предъявленных к возмещению в соответствии со статьей 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 55 539 руб.

Не согласившись с указанным решением, общество обжаловало его в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю.

Управлением отказано в рассмотрении апелляционной жалобы.

Не согласившись с указанным решением Управления и решением инспекции от 28.09.2011 № 52047 общество обжаловало их в Федеральную налоговую службу.

Федеральной налоговой службой решением от 03.04.2012 № СА-4-9/5518@ отказано в удовлетворении жалобы общества.

Не согласившись с решением Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску от 28.09.2011 № 52047, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. При этом в силу пункта 1 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары одним лицом другому лицу.

Подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогообложение налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов производится, в том числе при реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. В целях настоящего подпункта к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежнофинансовых услуг, таможенного оформления грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора.

В соответствии пунктом 3.1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации услуг, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов налогоплательщиками представляются в налоговые органы следующие документы:

- контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг;

- выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных услуг на счет налогоплательщика в российском банке;

- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации).

В силу прямого указания в подпункте 2.1 пункта 1 «под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации».

Положения вышеуказанного подпункта распространяются также на услуги «по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок» и на ТЭУ, «оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки». При этом в целях указанного подпункта к ТЭУ относятся «участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, таможенного оформления грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора».

Таким образом, в подпункте 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ в спорном периоде (1 квартал 2011 года) помимо услуг по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок было закреплены еще два вида услуг в качестве основания для применения налоговой ставки 0% по НДС - это непосредственно услуги по международной перевозке товаров и ТЭУ, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. Соответственно, и в первом, и во втором случаях основанием для оказания данных услуг являются отдельные договоры — перевозки и транспортной экспедиции.

В первом случае - договор перевозки, на основании которого «перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату» (статья 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ). Однако НК РФ в статье 164 ограничивает возможность применения налоговой ставки 0 процентов только случаями международной перевозки, как указано выше.

Во втором случае - договор транспортной экспедиции, на основании которого «одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой». В соответствии с абз.3 пунктом 1 статьи 801 ГК РФ в качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции «может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором». При этом, согласно пункту 1 статьи 805 ГК РФ, если «из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц». Однако НК РФ также ограничивает возможность применения налоговой ставки 0% по НДС только к ТЭУ, оказываемым на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.

Кроме этого, в пункте 2 статьи 801 ГК РФ законодатель разделил понятия «экспедитор» и «перевозчик», указав, что правила главы 41 ГК РФ распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.

Необходимо также иметь ввиду, что ГК РФ установлен специальный вид договоров - договоры об организации перевозок (статья 798 ГК РФ). В соответствии с указанной статьей «Перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок. По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки». Заключение подобного договора подчеркивает длительные хозяйственные связи сторон, участниками договоров об организации перевозок являются перевозчик и грузовладелец - лицо, принимающее на себя обязанность систематически предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме и в обусловленные сроки.

Таким образом, предмет договора транспортной экспедиции и предмет договора организации перевозок не совпадают, но как было отмечено выше, договором транспортной экспедиции могут (а не должны) быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза (абз.2 пункта 1 статьи 801 ГК РФ).

Буквальное толкование нормы, содержащейся в абз. 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ во взаимосвязи с вышеуказанными нормами ГК РФ, позволяет суду сделать следующие выводы: (1) в пункте 1 статьи 164 НК РФ законодатель установил для налогообложения НДС по ставке 0% закрытый перечень работ (услуг) в отношении товаров, ограниченный только необходимостью наличия непосредственной связи таких работ (услуг) с перемещением указанных товаров через таможенную границу Российской Федерации; (2) в отношении ТЭУ - налогоплательщик вправе применить ставку 0% при оказании таких услуг, если они: оказываются на основании договора транспортной экспедиции и связаны с международной перевозкой товаров, по поводу которых оказывается услуга экспедитором; (3) если бы законодатель имел в виду иное, то в статье 164 НК РФ было бы указание на ТЭУ по организации международной перевозки, а в пункте 3.1 ст. 165 НК РФ среди подлежащих предоставлению в налоговый орган документов был бы упомянут договор, заключенный экспедитором «от своего имени или от имени клиентов, на перевозку товара между двумя пунктами, один из которых находится за пределами территории Российской Федерации».

Таким образом, для подтверждения правомерности применения налогоплательщиками-экспедиторами нулевой ставки по НДС до 01.01.2011 года существенное значение имел факт помещения товара, в отношении которого оказывалась услуга под таможенный режим экспорта и вывоза этого товара за пределы Российской Федерации, а после 01.01.2011 года - существенным условием для применения этими же налогоплательщиками нулевой ставки по НДС в отношении ТЭУ является оказание их на основании договора транспортной экспедиции в связи с международной перевозкой товара.

Как правильно указал суд первой инстанции, связь оказанных Заявителем услуг в отношении товаров с их международной перевозкой доказана представленными в материалы настоящего дела документами.

В подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов, обществом представлены:

- договор № 07CSL2Yd9 от 22.12.2009 сроком действия до 31.12.2010 на транспортно-экспедиторское обслуживание, заключенный ООО «Транспорт и услуги» с ТОО «Казахойл Актобе» (Республика Казахстан), дополнительным соглашением № 1 от 28.04.2010, внесены изменения по банковским реквизитам, дополнительным соглашением № 2 от 11.01.2011 срок действия договора продлен до 31.01.2011.

- договор № 04CSL2Ydll от 16.02.2011 сроком действия до 31.12.2011 (в части оплаты услуг по 28.02.2012) на транспортно-экспедиторское обслуживание, заключенный ООО «Транспорт и услуги» с ТОО «Казахойл Актобе» (Республика Казахстан).

Предметом указанных договоров являются транспортно-экспедиторские услуги и таможенное оформление, связанное с отгрузкой сырой нефти морским транспортом на морском терминале ЗАО «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р-Южная Озереевка».

Согласно договоров ООО «Транспорт и услуги» предоставляет услуги: таможенное оформление груза, своевременно извещать компанию «Казахойл Актобе» о требованиях действующего таможенного законодательства РФ, выдавать экспортное поручение на погрузку, оформлять и подписывать необходимые товарно-транспортные документы: коносамент, грузовой манифест, сертификат качества, сертификат количества, акт учета стояночного времени, сертификат происхождения, акт замера пустот в грузовых танках, сертификат осмотра грузовых танков, расписка капитана в получении проб от нефтебазы, расписка капитана в получении документов, оформление других необходимых документов.

За выполненные услуги Заказчик выплачивает Экспедитору вознаграждение 0,12$ США за каждую тонну погруженного груза в течение 10 рабочих дней.

- Выписка банка от 14.12.2010 на сумму 1200,48 Долл.США (рубл. эквивалент 37095,55руб.), от 12.01.2011 на сумму 7262,52 долл.США (рубл. эквивалент 222416,13 руб.), от 08.02.2011 на сумму 8403,12 долл.США (рубл. эквивалент 246790,39 руб.), от 10.03.2011 на сумму 7683,00 долл.США (рубл. эквивалент 217386,64 руб.).

- копии коносаментов с указанием иностранных портов разгрузки, с оттиском печатей капитанов т/х о принятии товара на борт судна и вывозе в режиме экспорта.

- ГТД, подтверждающие ввоз нефтепродуктов из Казахстана на территорию РФ и вывоз с территории РФ с отметками Центральной энергетической таможни «Выпуск разрешен», «Товар вывезен»,

- копии поручений на погрузку с отметками Центральной энергетической таможни «Погрузка разрешена».

Контракт № 746398 от 01.01.2010 сроком действия до 31.12.2011, заключенный ООО «Транспорт и услуги», г. Новороссийск с ТОО «Тенгизшевройл» (Республика Казахстан).

В соответствии с условиями договора о подрядных услугах, подрядчик ООО «Транспорт и услуги» предоставляет полный объем портовых услуг по перевалке и экспедированию, включая таможенное оформление всего объема сырой нефти и других нефтепродуктов, отправляемых на экспорт морским путем через порт Новороссийск.

По письменному запросу ТОО «Тенгизшевройл» подрядчик организует перевалку сырой нефти через ОАО «Новороссийский Морской Торговый Порт» и морской терминал

ЗАО КТК-Р, включая следующее: организацию, представление и осуществление оплаты всех необходимых портовых услуг и сборов для обеспечения перевалки груза ТОО «Тенгизшевройл» на морские суда, представленные ТОО «Тенгизшевройл.

Экспедиторское и таможенное оформление включает: выполнение таможенного оформления груза ТОО «Тенгизшевройл», своевременно оповещать ТОО «Тенгизшевройл» о требованиях действующего таможенного законодательства РФ, выдавать морскому терминалу ЗАО КТК-Р, экспортное поручение на погрузку, оформлять и подписывать необходимые товарно-транспортные документы: коносамент, грузовой манифест, сертификат качества, сертификат количества, акт учета стояночного времени, сертификат происхождения, акт замера пустот в грузовых танках, сертификат осмотра грузовых танков, расписка капитана в получении проб от нефтебазы, расписка капитана в получении документов. Оформление других необходимых документов.

Оплата производится в течение 30 банковских дней со дня получения ТОО «Тенгизшевройл» счетов-фактур, выставленных Подрядчиком. Оплата производится в течении десяти банковских дней со дня получения ТОО «Тенгизшевройл» месячного суммарного счета подрядчика.

Экспортная выручка по настоящему договору должна быть зачислена на расчетный счет продавца по реквизитам, указанным в контракте.

Подрядчику за услуги по контракту № 746398 от 01.01.2010 оплата - 0,05$ за каждую тонну (брутто) погруженного груза, согласно судового коносамента.

- Выписка банка от 14.01. 2011 на сумму 70283,55 Долл. США (руб. эквивалент 2115014,76 руб.), от 11.02.2011 на сумму 73106,35 долл. США (руб. эквивалент 2145927,24 руб.), от 10.03.2011 на сумму 59219,00 долл. США (руб. эквивалент 1675572,00 руб.).

- копии коносаментов с указанием иностранных портов разгрузки, с оттиском печатей капитанов т/х о принятии товара на борт судна и вывозе в режиме экспорта.

- ГТД, подтверждающие ввоз нефтепродуктов из Казахстана на территорию РФ и вывоз с территории РФ с отметками Центральной энергетической таможни «Выпуск разрешен», «Товар вывезен»,

- копии поручений на погрузку с отметками Центральной энергетической таможни «Погрузка разрешена».

Договор № 468-20 от 31.03.2010 сроком действия до 31.12.2010 в части взаиморасчетов до 28.02.2011 о закупках транспортно-экспедиторских услуг, заключенный ООО «Транспорт и услуги» с АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз» (Республика Казахстан).

Приложениями № 1 от 31.03.2010 АО «РД «КазМунайГаз» оплачивает 0,10$ США, за каждую тонну (брутто) погруженной нефти. Дополнительными соглашениями внесены изменения по банковским реквизитам, общей стоимости контракта.

Договор № 2745-20 от 14.12.2010 сроком действия до 31.12.2011 (в части взаиморасчетов до полного их завершения) о закупках транспортно-экспедиторских услуг, заключенный ООО «Транспорт и услуги» с АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз» (Республика Казахстан).

Приложениями № 1 от 14.12.2010 АО «РД «КазМунайГаз» оплачивает 0,10$ США, за каждую тонну (брутто) погруженной нефти.

Предметом указанных договоров являются транспортно-экспедиторские услуги и таможенное оформление, связанное с отгрузкой сырой нефти морским транспортом на морском терминале ЗАО «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р».

Согласно договору ООО «Транспорт и услуги» предоставляет услуги: таможенное оформление груза, своевременно извещать компанию АО «РД «КазМунайГаз» о требованиях действующего таможенного законодательства РФ, выдавать экспортное поручение на погрузку, оформлять и подписывать необходимые товарно-транспортные документы: коносамент, грузовой манифест, сертификат качества, сертификат количества, акт учета стояночного времени, сертификат происхождения, акт замера пустот в грузовых танках, сертификат осмотра грузовых танков, расписка капитана в получении проб от нефтебазы, расписка капитана в получении документов, оформление других необходимых документов.

Оплата услуг поставщика производится в течение 5 рабочих дней с момента получения оригинала счета-фактуры и акта оказанных услуг, подписанного и скрепленного печатями сторон. Окончательный расчет производится в дол. США в течение 30 рабочих дней со дня предоставления Поставщиком акта сверки, подписанного уполномоченными представителями сторон.

- Выписка банка от 14.12. 2010 на сумму 3446,20 долл. США (рубл. эквивалент 106489,65 руб.), от 29.12.2010 на сумму 8497,50 долл. США (рубл. эквивалент 257236,32 руб.), от 14.01.2011 на сумму 11596,60 долл. США (рубл. эквивалент 348971,85 руб.), от 09.02.2011 на сумму 24239,60 долл.США (рубл. эквивалент 709129,50 руб.), от 11.03.2011 на сумму 20090,80 долл. США (рубл. эквивалент 571293,95 руб.).

- копии коносаментов с указанием иностранных портов разгрузки, с оттиском печатей капитанов т/х о принятии товара на борт судна и вывозе в режиме экспорта.

- ГТД, подтверждающие ввоз нефтепродуктов из Казахстана на территорию РФ и вывоз с территории РФ с отметками Центральной энергетической таможни «Выпуск разрешен», «Товар вывезен»,

- копии поручений на погрузку с отметками Центральной энергетической таможни «Погрузка разрешена».

- Договор №AP/Y/07/1631 от. 15.10.2007 на транспортно-экспедиторское обслуживание, заключенный ООО «Транспорт и услуги», г.Новороссийск с компанией «Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.» (Республика Казахстан).

Предметом договора является предоставление объема портовых услуг по перевалке и экспедированию, включая таможенное оформление груза. В рамках договора ООО «Транспорт и услуги» предоставляет услуги: таможенное оформление груза, своевременно извещать компанию «Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.» о требованиях действующего таможенного законодательства РФ, выдавать экспортное поручение на погрузку, оформлять и подписывать необходимые товарно-транспортные документы: коносамент, грузовой манифест, сертификат качества, сертификат количества, акт учета стояночного времени, сертификат происхождения, акт замера пустот в грузовых танках, сертификат осмотра грузовых танков, расписка капитана в получении проб от нефтебазы. расписка капитана в получении документов. Оформление других необходимых документов.

По условиям оплаты подрядчик ООО «Транспорт и услуги» должен направить в адрес компании «Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.» счет, выставленный в валюте по контракту, за услуги, выполненные в течение предыдущего месяца в течение 15 дней после окончания каждого календарного месяца. В течение 30 календарных дней после получения ежемесячного Счета по указанному адресу, компания «Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.» оплатит в соответствии с любыми применяемыми операциями. Срок действия контракта 5 лет после даты начала предоставления услуг. Дополнением № 01, 02 предусмотрена ставка за оказанные услуги - 0,0482$ США за МТ брутто, действующая до 17.10.2010. Дополнением № 03 ставка за оказанные услуги - 0,0548$ США за МТ брутто, действующая до 17.10.2011.

- Выписка банка от 27.01.2011 на сумму 37341,17 долл. США (рубл. эквивалент 1111900,55 руб.), от 24.02.2011 на сумму 34515,39 Долл. США (рубл. эквивалент 1010814,26 руб.), от 18.03.2011 на 34832,41 долл. США (рубл. эквивалент 1001160,09 руб.).

- копии коносаментов с указанием иностранных портов разгрузки, с оттиском печатей капитанов т/х о принятии товара на борт судна и вывозе в режиме экспорта.

- ГТД, подтверждающие ввоз нефтепродуктов из Казахстана на территорию РФ и вывоз с территории РФ с отметками Центральной энергетической таможни «Выпуск разрешен», «Товар вывезен»,

- копии поручений на погрузку с отметками Центральной энергетической таможни «Погрузка разрешена».

- Договор № 44 от 29.12. 2010 на транспортно-экспедиторское обслуживание, заключенный ООО «Транспорт и услуги» с ТОО «Арнаойл» г. Атырау (Республика Казахстан) сроком действия до 31.12.2011 (в части расчетов до 28.02.2012). Предметом договора являются транспортно-экспедиторские услуги и таможенное оформление грузовых документов, связанных с отгрузкой сырой нефти морским транспортом на морском терминале ЗАО «Каспийский трубопроводный Консорциум - Р «Южная Озереевка»).

Согласно договору ООО «Транспорт и услуги» предоставляет услуги: таможенное оформление груза, своевременно извещать компанию ТОО «Арнаойл» о требованиях действующего таможенного законодательства РФ, выдавать экспортное поручение на погрузку, оформлять и подписывать необходимые товарно-транспортные документы: коносамент, грузовой манифест, сертификат качества, сертификат количества, акт учета стояночного времени, сертификат происхождения, акт замера пустот в грузовых танках, сертификат осмотра грузовых танков, расписка капитана в получении проб от нефтебазы, расписка капитана в получении грузовых документов. Оформление других необходимых документов.

При завершении отчетного месяца экспедитор передает заказчику всю необходимую документацию, предусмотренную настоящим договором, а также акты выполненных работ.

Оплату за оказанные услуги предусмотрена в размере - 0,15 долл. США за каждую тонну (брутто) погруженной нефти. Заказчик производит оплату услуг экспедитора отдельно по каждому счету в течении 10 рабочих дней с даты получения счета-фактуры и подписанного акта выполненных работ.

- Выписка банка от 27.01.2011 на сумму 4501,50 долл. США (рубл. эквивалент 134040,27 руб.), от 07.02.2011 на сумму 4501,50 Долл. США (рубл. эквивалент 132405,32,26 руб.), от 14.03.2011 на 3751,50 долл. США (рубл. эквивалент 107411,82 руб.).

- копии коносаментов с указанием иностранных портов разгрузки, с оттиском печатей капитанов т/х о принятии товара на борт судна и вывозе в режиме экспорта.

- ГТД, подтверждающие ввоз нефтепродуктов из Казахстана на территорию РФ и вывоз с территории РФ с отметками Центральной энергетической таможни «Выпуск разрешен», «Товар вывезен»,

- копии поручений на погрузку с отметками Центральной энергетической таможни «Погрузка разрешена».

Договор от 14.01.2003 на транспортно-экспедиторское обслуживание, заключенный ООО «Транспорт и услуги» с ТОО СП «Арман» (Республика Казахстан).

Предметом договора являются транспортно-экспедиторские услуги и таможенное оформление, связанное с отгрузкой сырой нефти морским транспортом на морском терминале ЗАО «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р-Южная Озереевка».

Согласно договору ООО «Транспорт и услуги» предоставляет услуги: таможенное оформление, своевременно извещать компанию «Арман» о требованиях действующего таможенного законодательства РФ, выдавать экспортное поручение на погрузку, оформлять и подписывать необходимые товарно-транспортные документы: коносамент, грузовой манифест, сертификат качества, сертификат количества, акт учета стояночного времени, сертификат происхождения, акт замера пустот в грузовых танках, сертификат осмотра грузовых танков, расписка капитана в получении проб от нефтебазы, расписка капитана в получении документов. Оформление других необходимых документов.

Заказчик производит оплату услуг Экспедитора отдельно по каждому счету в течение 5 рабочих дней (по приложению № 2 - в течение 14 рабочих дней) с даты получения счета-фактуры.

Приложением № 5 от 20.11.2007 продлен срок действия контракта до 31.12.2009, а в части услуг - по 28.02.2010. Приложением № 7 от 08.12.2009 срок действия договора продлен до 31.12.2011.

Приложением № 6 от 25.12.2009 услуги Экспедитора оплачиваются в размере 0,12 дол. США за каждую тонну погруженного груза.

- Выписка банка от 18.01.2011 на сумму 840,24 Долл. США (руб. эквивалент 25252,07 руб.), от на сумму 660,24 долл. США (руб. эквивалент - 19315,32 руб.), от 24.03.2011 на сумму 720,24 долл. США (руб. эквивалент - 20361,18 руб.), от 30.12.2010 на сумму 900,36 долл.США (руб. эквивалент - 27334,21 руб.).

- копии коносаментов с указанием иностранных портов разгрузки, с оттиском печатей капитанов т/х о принятии товара на борт судна и вывозе в режиме экспорта.

- ГТД, подтверждающие ввоз нефтепродуктов из Казахстана на территорию РФ и вывоз с территории РФ с отметками Центральной энергетической таможни «Выпуск разрешен», «Товар вывезен»,

- копии поручений на погрузку с отметками Центральной энергетической таможни «Погрузка разрешена».

Договор № 14/2008 от 11.04.2008 на транспортно-экспедиторское обслуживание, заключенный ООО «Транспорт и услуги» с ТОО СП «Матин» Казахстан, г. Атырау (Республика Казахстан) по приложению № 5 от 01.12.2009 срок действия договора продлен до 31.12.2010, в части расчетов до 28.02.2011. Приложением № 3 от 23.12.2008 за услуги Экспедитора Заказчик оплачивает - 0,12 долл. США, за каждую тонну (брутто) погруженной нефти. Приложением № 4 от 14.09.2009 изменены банковские реквизиты.

Договор № Т-7 от 01.02.2011 на транспортно-экспедиторское обслуживание, заключенный ООО «Транспорт и услуги» с ТОО СП «Матин» Казахстан, г. Атырау (Республика Казахстан) сроком действия до 31.12.2011, в части расчетов до 28.02.2011.

Приложением № 1 от 01.02.2011 за услуги Экспедитора Заказчик оплачивает -0,12 долл. США, за каждую тонну (брутто) погруженной нефти.

Предметом указанных договоров являются транспортно экспедиторские услуги и таможенное оформление грузовых документов, связанных с отгрузкой сырой нефти морским транспортом на морском терминале ЗАО «Каспийский трубопроводный Консорциум - Р «Южная Озереевка».

Согласно договоров ООО «Транспорт и услуги» предоставляет услуги: таможенное оформление, своевременно извещать компанию ТОО СП «Матин» о требованиях действующего таможенного законодательства РФ, выдавать экспортное поручение на погрузку, оформлять и подписывать необходимые товарно-транспортные документы: коносамент, грузовой манифест, сертификат качества, сертификат количества, акт учета стояночного времени, сертификат происхождения, акт замера пустот в грузовых танках, сертификат осмотра грузовых танков, расписка капитана в получение проб от нефтебазы, расписка капитана в получении грузовых документов. Оформление других необходимых документов.

Заказчик производит оплату услуг экспедитора отдельно по каждому счету в течение 10-ти рабочих дней с даты получения счета-фактуры и подписанного акта выполненных работ.

- Выписка банка от 17.01. 2011 на сумму 1560,60 долл. США (руб. эквивалент 46746,21 руб.), от 11.02.2011 на сумму 1440,48 долл. США (руб. эквивалент 42283,13 руб.), от 11.03.2011 на сумму 1440,60 Долл. США (руб. эквивалент 40964,33 руб.).

- копии коносаментов с указанием иностранных портов разгрузки, с оттиском печатей капитанов т/х о принятии товара на борт судна и вывозе в режиме экспорта.

- ГТД, подтверждающие ввоз нефтепродуктов из Казахстана на территорию РФ и вывоз с территории РФ с отметками Центральной энергетической таможни «Выпуск разрешен», «Товар вывезен»,

- копии поручений на погрузку с отметками Центральной энергетической таможни «Погрузка разрешена».

Договор № 215 от 16.08.2006 на транспортно-экспедиторское обслуживание, заключенный ООО «Транспорт и услуги» с ТОО «Саутс Ойл» (Республика Казахстан) сроком действия по приложению № 10 до 31.12.2010.

Предметом договора являются транспортно-экспедиторские услуги и таможенное оформление, связанное с отгрузкой сырой нефти морским транспортом на морском терминале ЗАО «Каспийский Трубопроводный Консорциум».

Согласно договору ООО «Транспорт и услуги» предоставляет услуги: таможенное оформление груза, своевременно извещать компанию «Саутс Ойл» о требованиях действующего таможенного законодательства РФ, выдавать экспортное поручение на погрузку, оформлять и подписывать необходимые товарно-транспортные документы: коносамент, грузовой манифест, сертификат качества, сертификат количества, акт учета стояночного времени, сертификат происхождения, акт замера пустот в грузовых танках, сертификат осмотра грузовых танков, расписка капитана в получении проб от нефтебазы, расписка капитана в получении документов. Оформление других необходимых документов.

При завершении отчетного месяца экспедитор передает заказчику всю необходимую документацию, предусмотренную настоящим договором, а так же акты выполненных работ. Заказчик обязан в 5-ти дневный срок подписать акты и один экземпляр направить экспедитору или предоставить мотивированный отказ.

Заказчик производит оплату услуг экспедитора отдельно по каждому счету в течение 10 рабочих дней с даты получения счета-фактуры и подписанного акта выполненных работ.

Приложением № 6 от 25.12.2008 предусмотрена ставка - 0,15 долл. США за каждую тонну (брутто) погруженной нефти. Приложение вступает в силу с 01.01.2009. Приложением № 10 от 03.12.2009 срок действия договора продлевается до 31.12.2010, в части оплаты услуг по 28.02.2011, приложением № 19 от 06.12.2010 - до 31.12.2011 (в части оплаты услуг до 28.02.2012).

Приложениями № 16-18 предусмотрена предоплата услуг в сумме от 3000 до 5000 дол. США.

- Выписка банка от 29.11. 2010 на сумму 5000,00 долл. США (руб. эквивалент 156769,50 руб.), от 29.03.2011 на сумму 9500,15 долл. США (руб. эквивалент 269904,50руб.),

- копии коносаментов с указанием иностранных портов разгрузки, с оттиском печатей капитанов т/х о принятии товара на борт судна и вывозе в режиме экспорта.

- ГТД, подтверждающие ввоз нефтепродуктов из Казахстана на территорию РФ и вывоз с территории РФ с отметками Центральной энергетической таможни «Выпуск разрешен», «Товар вывезен»,

- копии поручений на погрузку с отметками Центральной энергетической таможни «Погрузка разрешена».

Также обществом представлены иные документы:

- инвойсы, счета-фактуры, выставленные в адрес Заказчиков услуг.

- акты выполненных работ, с указанием количества обслуживаемого груза и стоимости услуг, заверенные двумя Сторонами.

- книга продаж за 1 квартал 2011 года.

Нормой подпункта 2.5. пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено применение НДС по ставке 0% в отношении работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими организациями в морских, речных портах по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации, в товаросопроводительных документах которых указан пункт отправления и (или) пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации.

Под перевалкой для целей указанной статьи понимается погрузка, выгрузка, слив, налив, маркировка, сортировка, упаковка, перемещение в границах морского, речного порта, технологическое накопление грузов, приведение грузов в транспортабельное состояние, их крепление и сепарация.

Таким образом, ООО «Транспорт и услуги» за период декабрь 2010 года, 1 квартал 2011 года осуществило услуги в отношении товара (сырой нефти) на сумму 12 496 938,53 руб. Представленные выписки Юго-Западный Банк Сбербанка РФ № 68 с приложениями свифт-посланий и отметками банка, подтверждают поступление денежных средств в сумме 12 510 174,65 руб. от иностранных компаний под конкретные инвойсы и договора, без участия третьих лиц. Данные выписки сверены с ведомостью валютного контроля на соответствие идентификации назначения платежа под отгруженный товар.

Из представленных документов следует, что заявитель, выступая в качестве экспедитора, осуществлял транспортно-экспедиционное обслуживание груза в морском терминале ЗАО «КТК-Р», документальное оформление организации перевалки грузов, информационное сопровождение погрузочно-разгрузочных работ и т.д.

Согласно подпункту 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2011) налогообложение производится по налоговой ставке 0 % при выполнении услуг по международной перевозке товаров.

В целях настоящей статьи под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.

Положения настоящего подпункта распространяются также на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.

При этом подпункт 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит каких-либо оговорок, ограничивающих применение его норм в случае, если договором транспортной экспедиции при организации международной перевозки предусмотрено выполнение (оказание) только отдельных видов работ (услуг), предусмотренных абзацем пятым подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.

Понятие видов услуг, относящихся к вышеуказанным транспортно-экспедиционным услугам, данной нормой Налогового кодекса не определено.

В связи с чем, с учетом положений статьи 11 Налогового кодекса, следует руководствоваться классификацией транспортно-экспедиторских услуг, установленных Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52298-2004 «Услуги транспортно-экспедиторские», утвержденным приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 № 148-ст.

Согласно названному ГОСТ в целях настоящей статьи к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.

В соответствии с подпунктом 4.1 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если: услуги по перевозке и (или) транспортировке, а также услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой и (или) транспортировкой (за исключением услуг (работ), непосредственно связанных с перевозкой и (или) транспортировкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия на территорию Российской Федерации до таможенного органа в месте убытия с территории Российской Федерации), оказываются (выполняются) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями в случае, если пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации.

Согласно статье 1 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» условия договора транспортной экспедиции, не предусмотренные данным Федеральным законом, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, определяются сторонами договора транспортной экспедиции (экспедитором и клиентом).

Согласно статье 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Следовательно, договор транспортной экспедиции может предусматривать оказание экспедитором как фактических, так и юридических значимых услуг. Содержание фактических услуг составляют, например, проверка количества и состояния груза, подготовка груза к перевозке, упаковка, пакетирование, нанесение транспортной маркировки на груз, погрузка и выгрузка груза, организация доставки груза на станцию или в порт либо со станции получателю. Наряду с фактическими экспедитору приходится выполнять также юридические действия. Таково согласование с перевозчиком условий перевозки, заключение договоров перевозки от своего имени или от имени клиента, организация перевалки груза на другие виды транспорта, оформление документов на отправление и прием груза от перевозчика, прохождение таможенных процедур, участие в составлении коммерческих актов и другое.

Таким образом, договоры транспортной экспедиции могут принципиально отличатся содержанием обязанностей экспедитора друг от друга. Так, выделяются договоры о транспортно-экспедиционном обеспечении доставки груза получателю, о транспортно-экспедиционном обеспечении завоза (вывоза) грузов со станций железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты, об отдельных транспортно-экспедиционных операциях и услугах. Общим для всех этих видов договоров является то, что действия экспедитора по выполнению или организации выполнения услуг во всех случаях связаны с перевозкой груза.

Число разновидностей договора об отдельных транспортно-экспедиционных операциях и услугах не имеет закрытого перечня. Но во всех подобных случаях договоры, заключаемые между экспедиторскими организациями и клиентами, признаются договорами транспортной экспедиции, регулирующими оказание клиенту со стороны экспедитора услуг, связанных с перевозкой груза. Тем самым на них распространяются нормы главы 41 Гражданского кодекса о транспортной экспедиции, а не общие положения о договорах возмездного оказания услуг (глава 39 Гражданского кодекса).

Суд первой инстанции правомерно отклонил довод налогового органа о том, что каждая из услуг, относящихся в соответствии с ГОСТ Р 52298-2004 к категории транспортно-экспедиционных, может образовать самостоятельный предмет договора транспортной экспедиции, лишает смысла существование в ГК РФ особой разновидности таких договоров и отдельной главы, регулирующей правоотношения сторон по таким договорам. Отдельные элементы работ и услуг экспедитора полностью укладываются в рамки других гражданско-правовых договоров. Так, погрузо-разгрузочные работы охватываются договором подряда, доставка грузов — договором перевозки, обеспечение его сохранности — договором хранения, оформление сдачи и приемки — договорами поручения или комиссии, в зависимости от того, выступает ли экспедитор от имени клиента или от собственного имени, оформление документов на экспортируемый товар — договором возмездного оказания услуг».

Суд первой инстанции обоснованно указал, что вышеизложенные выводы ошибочны противоречат главе 49 ГК РФ, Закону № 87-ФЗ, Правилам транспортно-экспедиционной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554), которыми при определении порядка осуществления транспортно-экспедиционной деятельности не устанавливается каких-либо ограничений в отношении права экспедитора указать в договоре и оказывать часть из перечисленных в ГОСТ Р 52298-2004 услуг. В ст.164 НК РФ при перечислении видов транспортно-экспедиционных услуг для целей применения данной статьи, также не установлено никаких оговорок о необходимости оказывать все из обозначенных услуг в качестве условия применения налоговой ставки по НДС 0%.

Налогоплательщик вправе претендовать на применение налоговой ставки 0% по НДС в рамках подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ и, не оказывая всех услуг из перечисленных в абз.5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, при условии оказания их в отношении товаров на основании договора транспортной экспедиции в связи с международной перевозкой таких товаров. Данный вывод подтверждается рядом писем Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ, в частности: от 20 января 2011 г. № 03-07-08/16, от 17 февраля 2011 г. № 03-07-08/54, от 18 апреля 2011 г. № 03-07-08/114, от 13 мая 2011 г. № 03-07-08/148, от 25 июля 2011 г. № 03-07-08/240, от 29 июля 2011 г. № 03-07-08/244.

Суд первой инстанции правомерно отклонил довод налогового органа о том, что «транспортно-экспедиционная деятельность заключается в оказании услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов (экспедиционные услуги) на основании договора транспортной экспедиции», «действия по организации перевозки являются определяющим критерием для отнесения услуг к транспортно-экспедиционным...» как необоснованные, допускающие вольное толкование правовых норм, нарушающие принцип формальной определенности закона, предполагающий точность и ясность законодательных предписаний.

Общеправовой критерий формальной определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы (формальной определенности закона), обусловленный природой нормативного регулирования в правовых системах, основанных на верховенстве права, непосредственно вытекает из закрепленных Конституцией Российской Федерации принципа юридического равенства (статья 19, части 1 и 2) и принципа верховенства Конституции Российской Федерации и основанных на ней федеральных законов (статья 4, часть 2; статья 15, части 1 и 2). Неопределенность содержания правовых норм влечет неоднозначное их понимание и, следовательно, неоднозначное применение, создает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу, а значит - к нарушению указанных конституционных принципов, реализация которых не может быть обеспечена без единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями. Конституционный Суд РФ неоднократно высказывался в своих постановлениях о критериях определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы, в частности, в постановлениях от 21.01.2010 № 1-П, от 25 апреля 1995 года № 3-П, от 15 июля 1999 года № 11-П и от 11 ноября 2003 года № 16-П.

Арбитражная практика также следует соблюдению принципа определенности, единства понимания и толкования правовых норм, в частности, Постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» определяет, что «В силу п. 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства РФ о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. В связи с этим при рассмотрении налоговых споров, основанных на различном толковании налоговыми органами и налогоплательщиками норм законодательства о налогах и сборах, судам необходимо оценивать определенность соответствующей нормы, а в случае ее неопределенности, неясности - все сомнения толкуются в пользу налогоплательщика».

Обосновывая довод об обязанности налогоплательщика-экспедитора в рамках договора транспортной экспедиции оказывать услуги по организации международной перевозки, в качестве условия применения налоговой ставки 0% по НДС, налоговый орган указывает на его подтверждение «Пояснительной запиской к проекту Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую НК РФ в связи с совершенствованием порядка применения налоговой ставки 0% по НДС» и Заключением на проект Комитета по бюджету и налогам».

При указанных обстоятельствах, вывод налогового органа о необоснованном применении нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость необоснован и не соответствует материалам дела.

Согласно пункту 1 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

В соответствии с пунктом 5 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

В силу пункта 1 статьи 100.1 Налогового кодекса Российской Федерации дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.

Реализация такого права обеспечивается тем, что лицо, в отношении которого проводилась проверка, заблаговременно извещается руководством налогового органа о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

В соответствии с абзацем 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, может служить основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. В частности, нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Как усматривается из материалов дела, акт проверки от 22.08.2011 № 38704 решения налогового органа от 28.09.2011 № 52047 вынесено в присутствии представителя общества по доверенности - бухгалтера ФИО4

В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.

При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в дело доказательства согласно требованиям ст. 162 АПК РФ и оценив их в совокупности и взаимосвязи с учетом положений ст. 71 АПК РФ, считает, что суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что общество неправомерно привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере в виде штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога в размере 70 094,50 руб.; установлена неуплата НДС в сумме 1 484 141 руб.; начислены пени по НДС в сумме 24 349,38 руб., в виду чего требования общества подлежат удовлетворению.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.

В целом, отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что общество документально подтвердило правомерность применения ставки «0» процентов, представило полный пакет документов, позволяющий идентифицировать конкретный перечень оказываемых услуг.

Так, из материалов дела следует, что ООО «Транспорт и услуги», действуя как экспедитор по договорам на Транспортно-экспедиторское обслуживание перевозки нефти, от имени и по поручению грузовладельцев (отправителей груза), оказало следующие услуги по договору с АО «РД «КазМунайГаз» (№ 468-20 от 31.03.2010 и № 2745-20 от 14.12.2010) - Том 5 л.д. 83-98.

Предметом договора являются транспортно-экспедиторские услуги, связанные с отгрузками сырой нефти морским транспортом на морском терминале ЗАО «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р» (далее - «КТК-Р») в п. Южная Озерейка г. Новороссийска.

В соответствии с условиями договора на основании доверенности от АО «Разведка Добыча «Казмунайгаз» № 12/88 от 22.12.2010 (Том 5 л.д. 99-100) и поручения экспедитору -документарной инструкции от 25.01.2011 (Том 5 л.д. 101-112) ООО «Транспорт и услуги» в 1-м квартале 2011 оказало заказчику услуги:

1. Ежедневно 2 раза в сутки предоставляло Заказчику оперативную информацию о подходе судна, обстановке на морском терминале, перспективах швартовки и погрузки судна, по техническим характеристикам судов (дедвейт и т.п.), погоде - п/п 1 п. 3.1.2. ГОСТ/информационные услуги/ - Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52298-2004 «Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2004 г. N 148-ст) (далее также - «ГОСТ»).

2. На основании Документарной инструкции Экспедитор готовил действия для оформления перевозки, оценивая:

характеристики груза;

размер судовой партии;

сроки погрузки;

время накопления судовой партии;

порт назначения.

3. На основании Документарной инструкции и маршрутного поручения КТК-Р, Общество выпустило Поручение (разрешение) на погрузку нефти № 44 от 26.01.2011, а затем согласовало его в таможенном органе (путем проставления штампа «погрузка разрешена») и в КТК-Р, для разрешения погрузки (Том 5 л.д. 113) - п/п 1 п. 3.1.2. ГОСТ /оформление товаросопроводительной, товаротранспортной и т.п. документации и комплекта перевозочных документов/.

4. Для оформления разрешения на погрузку в таможенном органе Общество также подало в таможенный орган пакет документов, включающий сертификат происхождения груза, транзитную декларацию № 1006031/221210/0006002 (Том 5 л.д. 114) и экспортные декларации на груз №№ 50307/28120/0001437 и 50307/28120/0001435 (Том 5 л.д. 115-116), ранее оформленные декларантом Заказчика.

5. На основании оформленного Обществом поручения на погрузку КТК-Р выпустило подтверждение на погрузку № 33/MTR от 28.01.2011 – пп. 1 п. 3.1.2. ГОСТ /оформление товаросопроводительной, товаротранспортной и т.п. документации и комплекта перевозочных документов/ - Том 5 л.д. 117.

6. Общество оформило комплект грузовых, таможенных и пограничных документов, без которых вывоз нефти за пределы РФ невозможен, осуществив следующие действия - п/п 1 п. 3.1.2. ГОСТ/оформление товаросопроводительной, товаротранспортной и т.п. документации и комплекта перевозочных документов:

7. Общество оформило в Торгово-промышленной палате Сертификаты происхождения товара по коносаментным партиям (коносамент № 185) и внесло в них информацию о каждой отгруженной партии груза с указанием количества груза и номера коносамента для предоставления грузополучателю - Том 5 л.д. 147-150.

8. По окончании погрузки Общество от имени и по поручению Заказчика подписало акт приема-сдачи нефти (груза) № 184, 185 от 01.02.2011 (Том 5 л.д. 118-119) - п/п 7 п. 3.1.4. ГОСТ/прием и выдача товаров/.

9. По окончании погрузки груза на танкер КТК-Р выпустило отчеты о погрузке (уведомления о погрузке груза на борт судна № 27, 27/2, 27/3 от 01.02.2011 (Том 5 л.д. 120-123) - п/п 8 п. 3.1.5. ГОСТ/уведомление о погрузке груза на борт судна), а также паспорт качества с пометкой «в получении» (Том 5 л.д. 124-127).

10. Общество оформило, доставило на борт и подписало у капитана судна и передало ему комплект грузовых документов по расписке от 01.02.2011 (Том 5 л.д. 128-129), включая:

- коносаменты № 184, 185 от 01.02.2011 - Том 5 л.д. 130-133,

- сертификат количества груза от 01.02.2011- п/п 7 п. 3.1.4. ГОСТ/проверка количества веса - Том 5 л.д. 134-135,

- сертификат качества груза от 01.02.2011 - Том 5 л.д. 136-139,

- пробы нефти - расписка в получении проб от 01.02.2011 - Том 5 л.д. 140-141.

11. Общество оформило и подписало у капитана судна, независимого сюрвейера и морского агента Акт учета стояночного времени судна от 01.02.2011, отражающий, все операции с судном, в том числе время начала и окончания погрузки - Том 5 л.д. 142-143.

12. Общество оформило Грузовой манифест от 01.02.2011, отражающий количество погруженного груза, грузоотправителя, грузополучателя, порт выгрузки, номер коносамента, номер поручения на погрузку; подписало у капитана и оформило в таможенном органе для разрешения отправки груза путем проставления штампов «выпуск разрешен» и «вывоз разрешен» - Том 5 л.д. 144.

13. Общество оформило совместно с независимым сюрвейером и подписало у капитана судна Акт замеров пустот в грузовых танках от 01.02.2011, отражающий количество погруженного груза, грузоотправителя, грузополучателя, порт выгрузки, номер коносамента, номер поручения на погрузку - Том 5 л.д. 145-146.

14. После отхода каждого судна Общество уведомило грузоотправителя и всех лиц, указанных в документарной инструкции, об отправке груза с указанием номера, даты коносамента, количества погруженного груза, качества, акта учета стояночного времени – п.п 6 п. 3.1.5. ГОСТ/уведомление о пересечении грузом Государственной границы.

15. Общество сформировало пакеты документов: для таможни, для Заказчика и для указанных им лиц, для ЗАО «КТК-Р»

16. Общество:

передало копии грузовых документов судовому агенту, сюрвейерской организации, КТК, а также таможенным и пограничным органам,

отправило Заказчику и грузополучателю по факсу или электронной почте копии грузовых документов,

отправило Заказчику отгрузочную информацию (в соответствии с инструкцией грузоотправителя),

отправило Заказчику и всем указанным им лицам комплекты оригиналов грузовых документов, актов приема сдачи, и других необходимых документов.

Документальным подтверждением выполнения всего комплекса услуг ТЭО нефти, приемки их Заказчиком, и оплаты являются:

коносаменты № 184, 185 от 01.02.2011, подписанные капитаном судна - Том 5 л.д. 130-133,

грузовой манифест от 01.02.2011 - Том 5 л.д. 144,

акт выполненных работ от 28.02.2011, подписанный Обществом и Заказчиком, - том 5 л.д. 155,

экспортные ГТД на товары №№ 10006031/030311/0001145, 10006031/030311/0001146 с отметкой таможенного органа «товар вывезен» - Том 5 л.д. 151-152,

счет на оплату услуг № 16 от 28.02.2011 - Том 5 л.д. 154,

счет-фактура № 31 от 28.02.2011 - Том 5 л.д. 153,

выписка банка о зачислении выручки от 11.03.2011 - Том 5 л.д. 159.

Взаимосвязь указанных выше документов оказанных услуг прослеживается в следующих документах:

В договоре на оказание услуг указаны все услуги и действия, которые необходимо совершить, чтобы совершилась международная перевозка - в доверенности указаны перечень действий, органы представления и ссылка на договор - в документарной инструкции указано название судна и перечень документов, которые необходимо оформить, а также адресаты получения грузовых документов - в поручении на погрузку указано название судна, пункт назначения, номера транзитных и экспортных ВГТД, маршрутные поручения КТК - в подтверждении на погрузку указано название судна, номер поручения на погрузку (разрешения на погрузку), номера коносаментов и маршрутных поручений - в сертификате происхождения указаны номера коносаментов и название судна - в акте приема-сдачи нефти указаны маршрутные поручения и номера ГТД - в отчетах о погрузке нефти указаны номера маршрутных поручений и коносаментов - в паспорте качества указано название судна - в расписке капитана в получении указаны все полученные им грузовые документы и название судна - в коносаменте указан грузоотправитель, название судна и порт выгрузки - в сертификате количества указан номер коносамента - в сертификате качества указан номер коносамента - в расписке капитана в получении проб указано название судна - в акте учета стояночного времени указано название судна - в грузовом манифесте указан пункт назначения и номера коносамента и поручения на погрузку - в акте замеров пустот указано название судна - в актах приема-сдачи выполненных работ указан номер и дата счета-фактуры - в счете-фактуре указано название судна, номера и даты коносаментов, номер и дата договора.

При этом налоговый орган не оспаривает полноту и достаточность подтверждающих документов; отказ в праве на применение нулевой ставки вызван неверным толкованием налоговым органом подпункта 2.1. пункта 1 статьи 164 НК РФ.

Из содержания обжалуемого обществом решения № 52047 от 28.09.2011 следует, что налоговый орган не оспаривает соответствие оказанных налогоплательщиком услуг требованиям гражданского законодательства и понятию транспортно-экспедиционных услуг, равно как и не опровергает сам факт международной перевозки груза, экспедируемого ООО «Транспорт и услуги» - Том 1 л.д. 58.

При указанных обстоятельствах, довод апелляционной жалобы налогового органа о необоснованном применении обществом нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость не обоснован и не соответствует материалам дела.

Согласно ч. 1, 6 ст. 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело, вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.

Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.

Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.

При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.

Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.12.2012 по делу № А32-45077/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий Д.В. Николаев

Судьи Т.Г. Гуденица

ФИО6