ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-21357/2021 от 23.12.2021 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-28453/2021

23 декабря 2021 года                                                                         15АП-21357/2021

Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Соловьева М.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу акционерного общества «Теплокоммунэнерго»

на решение Арбитражного суда Ростовской области

от 15.10.2021 (мотивированное решение от 17.11.2021) по делу № А53-28453/2021

по заявлению акционерного общества «Теплокоммунэнерго»

(ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Межрайонному отделу № 1 Административной инспекции Ростовской области

о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Теплокоммунэнерго» (далее – заявитель,
АО «Теплокоммунэнерго», общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонного отдела № 1 Административной инспекции Ростовской области от 04.08.2021 № Р-02788-21 о привлечении к административной ответственности по
ч. 2 ст. 5.1 Закона от 25.10.2002 №273-ЗС в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.

В соответствии со статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 15.10.2021 (мотивированное решение от 17.11.2021) в удовлетворении заявления отказано. Решение мотивировано наличием в действиях общества состава административного правонарушения, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.

АО «Теплокоммунэнерго» обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение суда отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на то, что на момент составления протокола об административном правонарушении работы по договору не завершены.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что заявитель не является лицом, допустившим нарушение требований Правил благоустройства.

В отзыве на апелляционную жалобу административная инспекция просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии с пунктом 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 АПК РФ. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 26.07.2021 13 час. 50 мни. по адресу:
<...> и Ванцетти, 37, АО «Теплокоммунэнерго», являясь заказчиком по договору подряда № 207/21 от 15.03.2021, не осуществило контроль за выполнением работ по прокладке подземных инженерных сетей ООО «Альянс» на основании разрешения №277/ от 09.07.2021, выданного МКУ «УЖКХ Железнодорожного района» города Ростова-на-Дону, которое не предприняло надлежащих мер по ограждению мест разрытия зашитыми барьерами, оборудованными в соответствии с действующими нормами: не предусмотрена установка освещения на весь период работ в темное время суток, освещения ограждения сигнальными лампами красною цвета, осуществлено складирование строительных материалов (песок, щебень. ЖБИ, трубы) на территории общего пользования, что является нарушением п. 1 раздела 1. п. 15 раздела 4. п. 7 раздела 9. п. 3. п. 11 раздела 10. Правил благоустройства территории г. Ростова-на-Дону, утвержденных решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 24.10.2017
№ 398.

29.07.2021 главным специалистом межрайонного отдела № 1 Административной инспекции в рамках осуществления своих полномочий с участием представителя юридического лица составлен протокол об административном правонарушении № Р-02788-21 по статье 5.1 Областного икона Ростовской обтает от 25.10.2002 №273-ЗС «Об административных правонарушениях»

04.08.2021 и.о. начальника межрайонного отдела №1 Административной инспекции Ростовской области с участием представителя общества рассмотрено дело об административном правонарушении и вынесено постановление № Р-02788-21 о привлечении общества за выявленное правонарушение к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.1 Закона от 25.10.2002 №273-ЗС в виде штрафа в размере 70 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением.

Согласно статье 5.1. Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 №273-ЗС «Об административных правонарушениях» «Нарушение правил благоустройства территорий поселений и городских округов»:

1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, установленных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов, утвержденными органами местного самоуправления поселений и городских округов, если данное деяние не содержит признаков административного правонарушения, предусмотренного статьями 4.1, 4.5, 5.4, 5.5 настоящего Областного закона, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 3000 рублей; на должностных лиц - от 8000 до 30000 рублей; на юридических лиц - от 25000 до 70000 рублей.

2. Повторное или последующее в течение года совершение действий

(бездействия), предусмотренных частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3000 до 5000 рублей; на должностных лиц - от 30000 до 50000 рублей; на юридических лиц - от 70000 до 100000 рублей.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003
№ 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится: утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Пунктом 25 статьи 21 Устава города Ростова-на-Дону определено, что в исключительном ведении городского самоуправления находится решение вопросов местного значения, в том числе организация благоустройства и озеленения территории города.

Доводы АО «Теплокоммунэнерго» об отсутствии состава административного правонарушения, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку АО «Теплокоммунэнерго» являясь заказчиком, не осуществило должного контроля за соблюдением подрядной организацией
(ООО «Альянс») правил благоустройства г. Ростова-на-Дону.

В случае привлечения на договорной основе подрядной организации заказчики обязаны обеспечить контроль своевременности и качества выполнения работ, а при ненадлежащем выполнении работ со стороны подрядной организации предпринять меры, для устранения нарушений и ликвидации их последствий (при возникновении).

Субъектом указанного правонарушения является как заказчик, так и подрядная организация.

При осуществлении своей деятельности АО «Теплокоммунэнерго», посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере внешнего благоустройства, содержания городских территорий, который должен носить устойчивый характер, соблюдение его является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере, от его соблюдения зависит здоровье и нормальная жизнедеятельность населения.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003
№ 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.

Пунктом 25 части 1 статьи 21 Устава города Ростова-на-Дону определено, что к вопросам местного значения муниципального образования относятся: утверждение правил благоустройства территории города, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории города (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах города.

В целях обеспечения благоприятных условий жизни населения и обеспечения чистоты и порядка на территории города Ростова-на-Дону решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 24.10.2017 № 398 утверждены Правила благоустройства территории г. Ростова-на-Дону, которые устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определяют порядок уборки и содержания городских территорий, в том числе прилегающих к границам земельных участков, зданиям и сооружениям, а также внутренних производственных территорий для всех юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками и владельцами земельных участков, объектов строительства, зданий, строений и сооружений, расположенных на территории города Ростова-на-Дону, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, определяют порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий.

При этом, определено, что благоустройство территории - комплекс мероприятий по проектированию, размещению и содержанию элементов благоустройства, направленный на обеспечение безопасности, удобства и художественной выразительности среды обитания, осуществляемый с использованием средств пластической организации рельефа, покрытия поверхности земли, декоративного озеленения и обводнения, некапитальных сооружений, малых архитектурных форм, наружного освещения, визуальной информации, рекламы и иных средств (раздел 2 Правил благоустройства).

В соответствии с требованиями п.З раздела 10 Правил благоустройства: До начала и в период выполнения работ по прокладке (ремонту) подземных инженерных сетей исполнитель работ ограждает место разрытия защитными барьерами (газ - желтого цвета, водоснабжение и канализация - синего цвета, линии электроснабжения - красного цвета, теплосети - оранжевого цвета), оборудованными в соответствии с действующими нормами; выставляет информационный щит с указанием наименования лица, выполняющего работы, номеров телефонов и фамилий руководителя и ответственного лица, вида и сроков начала и окончания работ, дорожные знаки и указатели стандартного типа, обеспечивает их надлежащее содержание; предусматривает установку освещения на весь период работ, в темное время суток - освещение ограждения сигнальными лампами красного цвета.

Пунктом 11 раздела 10 Правил благоустройства предусмотрено, что при производстве всех видов земляных работ запрещается засыпать грунтом и строительным материалом деревья, кустарники, газоны, крышки колодцев подземных инженерных сетей, водосточные решетки, тротуары; повреждать существующие сооружения, зеленые насаждения и элементы внешнего благоустройства; временно складировать изъятый грунт на тротуарах без подстилающих материалов; оставлять неиспользованный грунт и строительный мусор после окончания работ.

В соответствии с требованиями п,15раздела 4 Правил благоустройства:

-          вывозить и выгружать все виды отходов в не отведенные для этой цели места, закапывать отходы в землю;

-          складировать строительные материалы на территориях общего пользования, а также вне специально отведенных мест;

В соответствии сп.7раздела 9 Правил благоустройства: при производстве строительных работ запрещается:

-          складирование мусора, грунта и отходов строительного производства вне специально отведенных мест (за пределами строительной площадки);

-          спуск строительных отходов и мусора с высоты строящегося здания без применения защитных средств (мусоропроводов);

-          загрязнение прилегающей территории к строительной площадке в процессе производства строительных работ, в том числе загрязнение подъездных путей колесами автотранспорта;

-          устройство ограждений вне территории строительной площадки;

-          складирование строительных материалов, конструкций и инвентаря, организация места для стоянки строительной техники вне территории строительной площадки;

-          транспортировка строительных смесей и растворов (цементно-песчаный раствор, известковые, бетонные смеси) без принятия мер, исключающих возможность пролития их на дорогу, тротуар, обочину или прилегающую к дороге полосу газона.

Согласно разделу 20 Правил благоустройства, физические лица, индивидуальные предприниматели, должностные и юридические лица несут ответственность за нарушение настоящих Правил в соответствии с действующим законодательством.

Пунктом 4.3 «Организационно-правового порядка прокладки и ремонта подземных инженерных сетей и благоустройства территории после выполнения работ по прокладке и ремонту подземных инженерных сетей в городе Ростове-на-Дону», утвержденного постановлением Мэра г. Ростова-на-Дону, от 04.05.2009г. №314, установлено, что:

До начала работ по прокладке, ремонту подземных инженерных сетей, исполнитель работ обязан:

-          оградить место разрытия барьерами стандартного типа, окрашенными в яркие тона;

-          в темное время суток обеспечить освещение ограждения сигнальными лампами красного цвета;

-          обеспечить установку дорожных знаков и указателей стандартного типа;

-          выставить информационный щит с указанием наименования лица, выполняющего работы, номерами телефонов и фамилиями руководителя и ответственного лица, вида и сроков начала и окончания работ;

-          предоставить план участка проведения аварийно-восстановительных работ на поземных инженерных коммуникациях и схему организации движения городского транспорта и пешеходов на период проведения работ в ГИББД.

Ответственный за производство работ обеспечивает надлежащее содержание ограждений, дорожных знаков, указателей, информационного щита и освещения на весь период работ. Ответственный за производство работ обеспечивает надлежащее содержание ограждений, дорожных знаков, указателей, информационного щита и освещения на весь период работ.

Доказательства наличия объективных препятствий, которые не позволили заявителю соблюдать соответствующие правила и нормы, за нарушение которых законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, в материалы дела не представлены.

Довод апелляционной жалобы о том, что согласно п. 3.1.7 договора подряда ООО «Альянс» приняло на себя обязательства по соблюдению договорных отношений, в том числе, требований Правил благоустройства, отклоняется судом апелляционной инстанции, так как АО «Теплокоммунэнерго» являясь заказчиком не осуществило контроль за выполнением работ подрядной организацией.

Согласно п. 3.1.3 договора подряда 207/21 от 15.03.2021 подрядчик обязан безвозмездно устранять недостатки работ в согласованный с Заказчиком срок, установленный соответствующим предписанием Заказчика. Претензионная работа со стороны АО «Теплокоммунэнерго в отношении ООО «Альянс» по несоблюдению условий договора не велась. Согласно п. 3.2.5 этого же договора заказчик обязан нести ответственность за ненадлежащее исполнение либо неисполнение своих обязательств в случае, когда таковые являются следствием его виновных действий (бездействия).

Таким образом, имея возможность для недопущения нарушения Правил благоустройства, заявитель не принял необходимых мер по соблюдению возложенной на него обязанности.

В соответствии п. 3.1.3 договора подрядчик обязан безвозмездно устранять недостатки работ в согласованный с Заказчиком срок, установленный соответствующим предписанием Заказчика, а также п. 3.1.7 осуществлять контроль за ходом выполнения работ по прокладке и ремонту подземных инженерных коммуникаций и нести ответственность, в том числе за соблюдение требований правил, регламентирующих ход выполнения работ, строительных норм и правил, правил благоустройства, правил техники безопасности, пожарной безопасности, охраны окружающей среды, охраны труда.

Судом первой инстанции установлено, что АО «Теплокоммунэнерго» ранее, в течении года, привлекалось за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 № 273-ЗС «Об административных правонарушениях» (постановление о назначении административного  наказания № Р-02774-20 от 12.08.2020), в связи с чем, административной инспекцией правомерно квалифицировано правонарушение по части 2 статьи 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 № 273-ЗС «Об административных правонарушениях».

Нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.

Правонарушение, за которое заявитель привлечен к административной ответственности, посягает на установленный администрацией города порядок общественных отношений в сфере внешнего благоустройства, содержания городских территорий, который должен носить устойчивый характер, соблюдение его является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере, от его соблюдения зависит здоровье и нормальная жизнедеятельность населения.

Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.

При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.

Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.10.2021 (мотивированное решение от 17.11.2021) по делу № А53-28453/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

В соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев, при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Кодекса.

Судья                                                                                             М.В. Соловьева