ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-21420/2021 от 27.12.2021 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-19796/2021

30 декабря 2021 года                                                                         15АП-21420/2021

Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2021 года .

Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2021 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Пименова С.В.

судей О.Ю. Ефимовой, М.В. Соловьевой

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.

при участии:

от государственного бюджетного учреждения Ростовской области «Спортивная школа олимпийского резерва №5»: после перерыва, представитель Мацакян А.А.по доверенности от 24.03.2020, диплом от 06.07.2011, паспорт;

от Управления Федерального казначейства по Ростовской области: представитель Булаева Ж.В. по доверенности от 28.06.2019, диплом от 29.06.2002;

от Министерства по физической культуре и спорту Российской Федерации: представители Аллаева А.А. по доверенности от 29.06.2021,диплом от 03.07.2017, паспорт; Громовский Д.В. по доверенности от 16.04.2021; после перерыва представитель Аллаева А.А. по доверенности от 29.06.2021;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения Ростовской области «Спортивная школа олимпийского резерва №5»

на решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.10.2021 по делу № А53-19796/2021

по заявлению государственного бюджетного учреждения Ростовской области «Спортивная школа олимпийского резерва №5» (ИНН 6164058441, ОГРН 1026103302323)

к Управлению Федерального казначейства по Ростовской области (ИНН 6163030517, ОГРН 1026103280060)

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство по физической культуре и спорту Российской Федерации (ИНН 6164048860, ОГРН 1026103277342)

об оспаривании представления

УСТАНОВИЛ:

Государственное бюджетное учреждение Ростовской области «Спортивная школа олимпийского резерва №5» (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным пункта 2 представления Управления Федерального казначейства по Ростовской области (далее - Управление) от 13.04.2021 №58-22-10/22-4243.

Определением Арбитражного суда Ростовской области от 17.06.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Министерство по физической культуре и спорту Российской Федерации (далее - Министерство).

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 15.10.2021 в удовлетворении заявления Учреждения было отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, Учреждение обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.

В обоснование апелляционной жалобы Учреждение указывает, что суд неправильно распределил бремя доказывания между сторонами, указав в решении, что именно Учреждение не называет законы и иные нормативные правовые акты, которым не соответствует оспариваемый пункт 2 представления.

Судом полностью проигнорированы доводы Учреждения о том, почему оспариваемое представление является незаконным, а также доводы, чем нарушаются его права и законные интересы. Суд не дал им никакой правовой оценки, не мотивировал, почему не согласен с ними и их отвергает, ограничившись одним общим предложением без конкретики.

Таким образом, судом допущено неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, которое выразилось в неприменении закона, подлежащего применению и в неправильном истолковании закона.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объёме.

Представитель Управления в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве. Апелляционный суд приобщил отзыв к материалам дела.

Представители Министерства в судебном заседании просит решение отменить, а апелляционную жалобу – удовлетворить по доводам, изложенным в отзыве. Апелляционный суд приобщил отзыв к материалам дела.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.

07.02.2019 Министерством с Правительством Ростовской области заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации №777-08-2019-160 (далее - Соглашение о субсидии).

05.02.2020 между Министерством и Учреждением заключено соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели №53 (далее - Соглашение), предметом которого являлось определение условий и порядка предоставления Учреждению из областного бюджета в 2020 году/2021-2022 годах субсидии на создание или модернизацию футбольных полей с искусственным покрытием и легкоатлетическими беговыми дорожками в соответствии действующим законодательством в рамках реализации государственной программы Ростовской области «Развитие физической культуры и спорта».

С учётом дополнительного соглашения от 23.12.2020 №1, размер предоставленной Учреждению субсидии в 2020 году составил 40800600 рублей.

Платёжным поручением от 13.07.2020 № 007380 денежные средства в сумме 40800244 руб. 79 коп. были зачислены на счёт Учреждения.

29.04.2020 Учреждением заключило с ООО «Контактор» контракт №0149200002320001896-ЗАук (далее - Контракт) на поставку комплекта спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации футбольных полей с искусственным покрытием и комплектов покрытия для легкоатлетических беговых дорожек на сумму 40800244 руб. 79 копеек.

Целью осуществления закупки спортивно-технологического оборудования по Контракту является выполнение условий Соглашения в части использования средств Субсидии на обеспечение поставки комплекта спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации футбольных полей с искусственным покрытием и комплектов покрытия для легкоатлетических беговых дорожек.

Платёжным поручением от 14.07.2020 №404319 денежные средства в сумме 40800244 руб. 79 коп. были списаны со счёта Учреждения.

На основании приказа Управления от 11.02.2021 №106 в период с 15.02.2021 по 02.03.2021 проведена выездная проверка Учреждения по теме «Проверка представления и использования средств из федерального бюджета на реализацию государственной программы «Развитие физической культуры и спорта».

По результатам проверки Управление установило:

1 в нарушение пункта 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации пункта 1 Приложения №31 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части приобретения спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние» к государственной программе Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №302, пункта 2.3.1. Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели от 29.12.2019 №26, подпункта 3.4 Дополнительного соглашение от 06.03.2019 №2 к Соглашению о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели от 29.12.2019 №26, спортивное оборудование и инвентарь для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние, приобретённое Учреждением на общую сумму 3853958 руб. 50 коп., из них средства федерального бюджета - 3776820 руб. 78 коп., не используется в рамках совершенствования развития материально-технической базы Учреждения, что является нарушением цели предоставления данной субсидии;

2) в нарушение статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 Приложения №32 «Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием» к государственной программе Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №302, приобретённый Учреждением комплект спортивно-технологического оборудования для создания и модернизации футбольных полей с искусственным покрытием и комплектов покрытия для легкоатлетических беговых дорожек на общую сумму 40800244 руб. 79 коп., в том числе средства федерального бюджета 39984265 руб. 89 коп., в рамках госпрограммы Ростовской области №648 в проверяемом периоде не использовался для проведения тренировочных занятий футбольных команд, что является неэффективным использованием закупленного товара, работы (услуги).

Результаты проверки были зафиксированы в акте выездной проверки от 02.03.2021.

13.04.2021 Управление выдало Учреждению представление №58-22-10/22-4243 о нарушении бюджетного законодательства, в соответствии с которым Учреждению надлежало:

1) по нарушению, указанному в пункте 1, устранить выявленное нарушение и принять меры по устранению причин и условий его совершения в срок по 23 сентября 2021 включительно, а именно:

- обеспечить возврат приобретенного спортивно-технологического оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки - Учреждением в нормативное состояние или принять меры по обеспечению возврата средств в доход бюджета Ростовской области с последующим перечислением в доход федерального бюджета по коду бюджетной классификации 77721825229010000150 «Доходы федерального бюджета от возврата остатков субсидий на приобретение спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние из бюджетов субъектов Российской Федерации» в размере 3776820 руб. 78 коп. с указанием информации в поле «Назначение платежа: «возмещение ущерба по Представлению (указать номер, дату)» в срок до 23 сентября 2021 года (включительно);

- усилить контроль за использованием спортивного оборудования, приобретенного в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта».

2) по нарушению, указанному в пункте 2, принять меры по устранению причин и условий его совершения в срок по 23 сентября 2021 года включительно, а именно:

- усилить контроль за эффективностью использования имущества в рамках реализации государственной программы Ростовской области «Развитие физической культуры и спорта».

Учреждение обжаловало представление Управления в Федеральное казначейство России, которое приказом от 04.06.2021 №180 частично удовлетворило жалобу Учреждения, а именно: пункт 1 представления был отменён, в удовлетворении остальной части требований отказано.

Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что апелляционная жалоба Учреждения подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №302 утверждена Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» (далее - Государственная программа), в рамках которой реализуются мероприятия федерального проекта «Спорт - норма жизни» национального проекта «Демография». Одним из направлений реализации федерального проекта «Спорт - норма жизни» в рамках Подпрограммы 2 «Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва» является поставка спортивного оборудования и инвентаря в спортивные школы олимпийского резерва для их приведения в нормативное состояние (в ред. от 29.03.2019).

Одной из задач, поименованных в Паспорте федерального проекта «Спорт-норма жизни» национального проекта «Демография», является «Поставка комплектом спортивного оборудования (малые спортивные формы и футбольные поля)» (задача 1.7).

Названная Государственная программа включает подпрограмму 8 «Развитие футбола в Российской Федерации» (далее - Подпрограмма 8), одним из направлений реализации федерального проекта «Спорт - норма жизни» в рамках Подпрограммы 8 является закупка искусственных покрытий для футбольных полей (в редакции Постановления Правительства РФ от 30.11.2019 №1556).

Целевыми индикаторами и показателями Подпрограммы 8 является «Доля лиц, имеющих спортивные разряды и звания, занимающихся футболом в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, в общей численности лиц, занимающихся в организациях, осуществляющих спортивную подготовку по виду спорта «футбол».

Приложением №32 «Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием» к Государственной программе устанавливаются цели, условия и порядок предоставления субсидии по направлениям, в том числе создание или модернизация футбольных полей с искусственным покрытием.

Пунктом 7 Приложения №32 к Государственной программе установлено, что субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведённых до Министерства, как получателя средств федерального бюджета на соответствующие цели.

В приложении 11 «Ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» к Федеральному закону от 02.12.2019 №380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (далее - Федеральный закон №380-ФЗ) Министерству по коду бюджетной классификации 7771102138Р552280 на 2020 год были предусмотрены расходы «Оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием (Межбюджетные трансферты)» в сумме 1480000 тыс. рублей.

Согласно данным таблицы 59 «Распределение субсидий на реализацию мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием бюджетам субъектов Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» приложения 34 к Федеральному закону №380-ФЗ, для Ростовской области в 2020 году предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 68188,9 тыс. рублей.

07.02.2019 Министерством с Правительством Ростовской области заключено Соглашение  о субсидии (с учётом дополнительного соглашения от 18.12.2019 №777-08-2019-160/2) предметом которого является предоставление из федерального бюджета в 2019-2021 финансовых годах и плановом периоде 2022-2023 годов бюджету Ростовской области субсидии на реализацию мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству, как получателю средств федерального бюджета, в том числе по коду классификации расходов бюджета Российской Федерации код главного распорядителя средств федерального бюджета 777, раздел 11, подраздел 02, целевая статья 13 8 Р5 52280, вид расходов 521 в рамках федерального проекта «Спорт-норма жизни», подпрограммы «Развитие футбола в Российской Федерацию) Государственной программы, общий объём бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Ростовской области на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия по Соглашению о субсидии, в 2020 году составляет 69580500 рублей.

Областным законом от 16.12.2019 №256-ЗС «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» субсидия по Соглашению учтена в доходах бюджета Ростовской области по коду бюджетной классификации Российской Федерации 2 02 25228 02 0000 150 в сумме 68188,90 тыс. рублей.

В соответствии с приложением №10 к Областному закону Ростовской области от 16.12.2019 №256-ЗС «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» Министерству в 2020 году предусмотрены расходы на оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием в рамках Государственной программы Ростовской области «Развитие физической культуры и спорта» (субсидии бюджетным учреждениям) в сумме 40816,30 тыс. рублей.

Предметом Соглашения, подписанного Министерством и Учреждением является определение условий и порядка предоставления из областного бюджета в 2020 году/2021-2022 годах субсидии на создание или модернизацию футбольных полей с искусственным покрытием и легкоатлетическим беговыми дорожками в соответствии с действующим законодательством в рамках реализации государственной программы Ростовской области «Развитие физической культуры и спорта».

Целью осуществления закупки Учреждением спортивно-технологического оборудования по контракту от 29.04.2020, является выполнение условий Соглашения в части использования средств субсидии на обеспечение поставки комплекта спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации футбольных полей с искусственным покрытием и комплектов покрытия для легкоатлетических беговых дорожек.

   Согласно пункту 14 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием, оценка эффективности использования субсидии в отчетном финансовом году осуществляется Министерством России путём сравнения плановых и фактически достигнутых субъектом Российской Федерации в отчётном периоде установленных соглашением следующих значений показателей результативности (результатов) использования субсидии.

   В силу положений статей 78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации вопросы предоставления субсидий юридическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для различных групп получателей (субъектного состава получателей) и целей их предоставления регулируются самостоятельными нормами указанных статей. Единственным основанием для формирования в законе (решении) о бюджете расходов на предоставление юридическим лицам грантов в форме субсидий является наличие решения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

   Материалами дела подтверждено, что ООО «Контактор» исполнило обязательства перед Учреждением, установленные контрактом от 29.04.2020, с учётом дополнительного соглашения от 19.06.2020 №1.

   Приёмка и оплата закупленного Учреждением оборудования и инвентаря осуществлена 14.07.2020, оплата произведена Учреждением по платёжному поручению №404319.

   06.04.2020 Учреждение заключило с ООО «Земстрой» №0358200011320000003 на выполнение работ по объекту «Благоустройство территории земельного участка 61:44:0000000:174875 по адресу: г.Ростов-на-Дону, ул.Пойменная 2а» - монтаж оборудования.

   Приёмка смонтированного ООО «Земстрой» оборудования (футбольного поля и легкоатлетических беговых дорожек) подтверждается актом приёма-передачи от 03.12.2020.

   09.12.2020 Учреждение заключило с ООО «Меридиан БТИ» контракт №2020.1027384/85ед на выполнение работ по изготовлению технических паспортов на инвентаризуемые объекты и по подготовке заключений кадастрового инженера.

   Платёжным поручением 23.12.2020 Учреждение осуществило оплату работ по изготовлению технических паспортов.

   Распоряжением Министерство имущества и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области от 25.01.2021 №19-р/47 футбольное поле с легкоатлетическими беговыми дорожками включено в реестр государственного имущества Ростовской области.

   При проведении осмотра Управление установило фактическое наличие комплекта спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации футбольных полей с искусственным покрытием для легкоатлетических беговых дорожек, произведена его установка.   

   Согласно статье 33 Федерального закона от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (в редакции от 23.07.2007) в Российской Федерации по каждому виду спорта (за исключением военно-прикладных, служебно-прикладных и национальных видов спорта), внесённому во Всероссийский реестр видов спорта, устанавливаются федеральные стандарты спортивной подготовки, обязательные при разработке и реализации программ спортивной подготовки.   Аналогичная норма действует и с 01.09.2021.

Пунктом 19 Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «футбол», утверждённого Приказом Минспорта РФ от 25.10.2019 №880 (Зарегистрировано в Минюсте России 06.11.2019 №56429) установлены требования к материально-технической базе и инфраструктуре организаций, осуществляющих спортивную подготовку, и иным условиям, в частности: обеспечение (в том числе на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, существенным условием которых является право пользования соответствующей материально-технической базой и/или объектом инфраструктуры) наличия: футбольного поля;  игрового зала; тренировочного спортивного зала; тренажерного зала; раздевалок и душевых; медицинского пункта; обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для осуществления спортивной подготовки (Приложение №11 к названному стандарту. Оборудование должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 55664-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование для спортивных игр. Ворота футбольные. Требования и методы испытаний с учетом безопасности», утверждённому приказом Росстандарта от 28.10.2013 №1269-ст и ГОСТ Р 55665-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование для спортивных игр. Ворота для мини-футбола и гандбола. Требования и методы испытаний с учётом безопасности», утверждённому приказом Росстандарта от 28.10.2013 №1270-ст).

В материалы дела представлен приказ Учреждения от 04.12.2020 №103 о запрете тренировочных занятий в зимний период при ухудшении погодных условий (дождливые, ветреные и грозовые дни) на футбольном поле с беговыми дорожками, расположенном по адресу: г.Ростов-на-Дону, ул.Пойменная, 2а. 

30.12.2020 Учреждение заключило с ГБОУ Ростовской области «Ростовская школа-интернат спортивного профиля» договор о совместной деятельности №1, действующий с момента подписания и до 31.12.2021. Согласно договору стороны определили проведение учебно-тренировочных занятий осуществляется на объектах, принадлежащих Учреждению (футбольное поле с легкоатлетическими дорожками), утверждено расписание занятий (т.2 л.д. 23-28).

09.02.2021 министром Министерства утверждено предложение по открытию Учреждением отделения футбола (т.2 л.д. 31).

Таким образом, материалами дела подтверждается, что Учреждением в рамках выполнения Соглашения приобретён и смонтировано футбольное поле с искусственным покрытием и легкоатлетическими беговыми дорожками в рамках реализации государственной программы Ростовской области «Развитие физической культуры и спорта».

Согласно акту выездной проверки от 02.03.2021 в качестве нарушения Управления указало, что Учреждение допустило неэффективное использование закупленного товара:

- футбольное поле и комплект оборудования для легкоатлетических дорожек были смонтированы и установлены;

- на момент проведения осмотра (18.02.2021) на территории футбольного поля и легкоатлетических дорожек не проводились тренировочные занятия;

- в 2020 году в Учреждении отделения футбола и лёгкой атлетики не были предусмотрены (приказ Министерства от 27.12.2019 №418 «Об итогах комплектования подведомственных Минспорта Ростовской области учреждений на 2020 год», План комплектования на 2020 год, утверждённый директором Учреждением);

- согласно Плану расписания тренировочных занятий Учреждения на футбольном поле и легкоатлетических дорожках с 15.11.2020 запланировано проведение тренировочных занятий по направлениям триатлон, регби и бейсбол;

- 03.12.2020 земельный участок, на котором расположено футбольное поле, был передан Учредителю;

- Учреждением не велись журналы посещения футбольного поля в 2020 году.

Согласно материалам дела, выездная проверка Учреждения проводилась в период с 15.02.2021 по 02.03.2021, осмотр футбольного поля и легкоатлетических дорожек произведён 18.02.2021.

Доказательства того, что в силу приказа Учреждения от 04.12.2020 №103, погодные условия позволяли проводить занятия на указанных объектах, в материалы дела не представлены.

Учреждение обжаловало (письмо от 30.04.2021 №25/2-5/370) представление Управления в порядке подчинённости - в Федеральное казначейство Российской Федерации, которой приказом 04.06.2021 №180 признало незаконным пункт 1 представления Управления от 13.04.2021 №58-22-10/22-4243, в удовлетворении остальной части жалобы было отказано.

Пунктом 1 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно­-технологическим оборудованием,  установлены цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием по следующим направлениям: а) создание малых спортивных площадок, монтируемых на открытых площадках или в закрытых помещениях, на которых возможно проводить тестирование населения в соответствии со Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом «Готов к труду и обороне» (ГТО); б) создание или модернизация физкультурно-оздоровительных комплексов открытого типа и (или) физкультурно-оздоровительных комплексов для центров развития внешкольного спорта; в) создание или модернизация футбольных полей с искусственным покрытием».

Как следует из материалов дела и не оспаривается Управлением, полученная Учреждением субсидия на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием, фактически была израсходована на создание футбольного поля с искусственным покрытием.

   Согласно части 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации при осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю органами внутреннего государственного финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования, по результатам которых объектам контроля направляются акты, заключения, представления и (или) предписания.

   Частью 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации дано понятие представления - документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных бюджетных нарушениях, и одно из следующих обязательных для исполнения (в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан) требований по каждому бюджетному нарушению: требование об устранении бюджетного нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; требование о принятии мер по устранению причин и условий бюджетного нарушения в случае невозможности его устранения.

   Понятие бюджетного правонарушения определено в статье 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации - бюджетным нарушением признаётся совершённое высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком: 1) нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; 2) нарушение положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, формирование доходов и осуществление расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при управлении и распоряжении государственным (муниципальным) имуществом и (или) его использовании, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию; 3) нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета; 5) нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов.

С учётом изложенного, доказательств нарушения Учреждением требований статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части приобретения спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние» к государственной программе Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №302, пункта 2.3.1. Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели от 29.12.2019 №26, по факту не использования Учреждением на установленные в рамках совершенствования развития материально-технической базы, не подтверждается материалами дела.

Пунктом 2 оспариваемого представления Учреждению вменяется нарушение статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 Приложения №32 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием» к государственной программе Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», выразившееся в неиспользовании приобретённого комплекта спортивно-технологического оборудования для создания и модернизации футбольных полей с искусственным покрытием и комплектов покрытия для легкоатлетических беговых дорожек в проверяемом Управлением периоде не использовался для проведения тренировочных занятий футбольных команд, что является неэффективным использованием закупленного товара, работы (услуги).

Согласно акту проверки Управления, проверяемый период определён, как 01.01.2019 по 31.12.2020.

В пункте 23 постановления Пленума от 22.06.2006 №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» ВАС РФ разъяснил, что в силу положений статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации,  участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции. Конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объёма средств или что, используя определённый бюджетом объём средств, участник бюджетного процесса мог бы достичь лучшего результата.

Доказательства того, в какой именно период Учреждение не обеспечило эффективное использование закупленного товара, исходя из сроков монтажа, оформления правовых документов и утверждения режима тренировок, представление Управления не содержит.

Доказательства того, что Учреждением имело альтернативный более эффективного способ использования названного закупленного товара, Управление в материалы дела не представило.

Довод Управления о том, что в ставшейся части - пункт 2 оспариваемого представления, направлено на принятие Учреждением акта об открытии отделения «Футбол», апелляционный суд находит не соответствует содержанию, как мотивировочной, так и резолютивной части представления.

 Кроме этого, указанную позиция поддерживает Министерство спорта Российской Федерации в письме от 11.06.2021 №АК-07-10/4866.

На основании изложенного суд первой инстанции не учитывал отсутствие в действиях Учреждения состава бюджетного правонарушения и, соответственно, обязанности устранения нарушений бюджетного законодательства.  

            Согласно пункту 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции.

            В силу пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, в данном случае, является неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.

   На основании изложенного, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.10.2021 по делу №А53-19796/2021 подлежит отмене, пункт 2 представления Управления от 13.04.2021 №58-22-10/22-4243 признанию недействительным.

   Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.

   В силу части 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьёй.

   Статьёй подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, размер государственной пошлины, подлежащий уплате Учреждением за рассмотрение заявления судом первой инстанции и  апелляционной жалобы, составляет 3000 руб. и 1500 руб. соответственно.     

   Учреждение платёжным поручением от 25.05.2021 №320807 произвело уплату государственной пошлины в размере 6000 руб. за рассмотрение заявления Арбитражным судом Ростовской области и принятии обеспечительных мер (т.1 л.д. 18). Платёжным поручением от 10.11.2021 №760524 Учреждение уплатило государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1500 рублей.

   С учётом изложенного расходы Учреждения по уплате государственной пошлины в сумме 4500 руб., подлежат отнесению на Управление.

            В пункте 29 Постановления от 11.07.2014 №46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что действующее законодательство не предусматривает обязанности по уплате государственной пошлины при подаче ходатайств о приостановлении исполнения решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица (часть 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), ходатайств о приостановлении исполнения оспариваемого решения административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 3 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), ходатайств о приостановлении исполнения обжалуемого судебного акта (статьи 265.1, 283, 298 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), заявлений о приостановлении исполнительного производства (статья 39 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

            Согласно части 1 статьи 3 Федерального конституционного закона от 04.06.2014 №8-ФКЗ, разъяснения по вопросам судебной практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами, данные Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сохраняют свою силу до принятия соответствующих решений Пленумом Верховного Суда Российской Федерации.

            Судом первой инстанции было отказано в удовлетворении заявления Учреждения о принятии обеспечительных мер  по делу.

Таким образом, государственная пошлина, уплаченная Учреждением по платёжному поручению от 25.05.2021 №320807 в сумме 3000 руб., является излишне уплаченной и подлежит возврату из федерального бюджета.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 258, 269-271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.10.2021 по делу №А53-19796/2021 отменить.

Признать недействительным пункт 2 представления Управления Федерального казначейства по Ростовской области от 13.04.2021 №58-22-10/22-4243, как не соответствующее Бюджетному кодексу Российской Федерации.

            В порядке распределения судебных расходов взыскать с Управления Федерального казначейства по Ростовской области (ИНН 6163030517, ОГРН 1026103280060) в пользу государственного бюджетного учреждения Ростовской области «Спортивная школа олимпийского резерва №5» (ИНН 6164058441, ОГРН 1026103302323) 4500 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины. 

            Вернуть государственному бюджетному учреждению Ростовской области «Спортивная школа олимпийского резерва №5» (ИНН 6164058441, ОГРН 1026103302323) из федерального бюджета излишне уплаченные по платёжному поручению от 25.05.2021 №320807 государственную пошлину в сумме 3000 рублей.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий                                                С.В. Пименов

Судьи                                                                                 О.Ю. Ефимова

М.В. Соловьева