ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-21518/18 от 15.02.2019 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-20294/2018

22 февраля 2019 года                                                                        15АП-21518/2018

Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2019 года .

Полный текст постановления изготовлен 22 февраля 2019 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Ильиной М.В.,

судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,

при участии:

от заявителя - ФИО1 по доверенности от 01.09.2017,

от заинтересованного лица - ФИО2 по доверенности от 20.08.2018; ФИО3 по доверенности от 25.10.2018,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ростовской таможни

на решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.11.2018 по делу № А53-20294/2018 (судья Ширинская И.Б.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Керама Марацци» (ИНН <***> ОГРН <***>)

к Ростовской таможне (ИНН <***> ОГРН <***>)

о признании недействительным решения, об обязании,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Керама Марацци» (далее – общество, ООО «Керама Марацци») обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным решения Ростовской таможни о стране происхождения товаров и (или) предоставления тарифных преференций от 28.03.2018 № 10313000/22-12/42, обязании Ростовскую таможню предоставить преференцию по таможенной декларации
№ 10313110/280318/0000991.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 14.11.2018 решение Ростовской таможни о стране происхождения товаров и (или) предоставления тарифных преференций от 28.03.2018 №10313000/22-12/42 признано недействительным, как несоответствующее таможенному законодательству. Суд обязал Ростовскую таможню предоставить обществу с ограниченной ответственностью «Керама Марацци» (ИНН <***>, ОГРН <***>) тарифную преференцию по таможенной декларации № 10313110/280318/0000991.

Не согласившись с принятым судебным актом, Ростовская таможня обжаловала его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В апелляционной жалобе таможня просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что после отмены Южным таможенным управлением решения об отказе в предоставлении решение Ростовской таможни от 28.03.2018 № 10313000/22-12/42 об отказе в предоставлении тарифных преференций Ростовская таможня вернулась к вопросу возможности восстановления тарифных преференций на основании п. 29,30 Приказа ФТС России от 02.08.2012 № 1565 «Об утверждении порядка принятия решений о стране происхождения товаров и/или предоставления тарифных преференций» (далее - порядок), так как иной порядок предоставления льготы не предусмотрен. Ростовской таможней, с учетом наличия заключения таможенного эксперта ЭКС-филиала ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону № 12406006/0008241 от 11.04.2018 по аналогичной поставке товаров (ДТ № 10313110/210318/0000903), проведен таможенный контроль после выпуска товаров в отношении сведений о стране происхождения и предоставлении тарифных преференций в отношении товаров, задекларированных по ДТ №10313110/280318/0000991. В рамках данной проверки после выпуска товаров вынесено решение о назначении таможенной криминалистической экспертизы от 17.08.2018 № 10313000/170818/ПВ/000010 в Экспертно-криминалистической службе - региональном филиале Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Ростов-на-Дону. В экспертное учреждение для проведения технико-криминалистического исследования направлен оригинал сертификата происхождения товаров формы «А» от 13.03.2018 № С0292012, предъявленный обществом в качестве основания предоставления тарифного преференциального режима для товара, задекларированного по ДТ № 10313110/280318/0000991. Согласно выводам, содержащимся в заключении эксперта ЭКС-филиала ЦЭКТУ г.Ростова-на-Дону от 28.08.2018 № 12406006/0027855 оттиски круглой печати «AYDIN 2» уполномоченного органа Турции, расположенные в графах 11 и 4 сертификата о происхождении товара формы «А» от 13.03.2018 № С0292012, выданного уполномоченным органом Турции, выполнены не круглой печатью уполномоченного органа Турции, образец оттисков которой имеется в картотеке сравнительных образцов Российской национальной системы преференций, хранящейся в ЦЭКТУ ФТС России, а другой печатной формой. Письмом № 22-19/18388 от 03.09.2018 Ростовская таможня сообщила обществу о результатах проведенной таможенной экспертизы сертификата о происхождении товара по форме А от 13.03.2018 № С0292012 и обосновала причины невозможности принятия данного сертификата в качестве основания предоставления тарифных преференций. Судом первой инстанции указано, что данные проведенной экспертизы не могут быть приняты в качестве доказательства по настоящему делу, поскольку не относятся к предмету настоящего спора. Однако результаты исследования являются подтверждением позиции таможни о необоснованности требований общества обязать таможню предоставить тарифные преференции по сертификату, который оформлен с нарушением установленных Международным Соглашением требований. Кроме того, таможней проведена повторная экспертиза данного сертификата в связи с несогласием общества с результатами первичной экспертизы. Согласно результатам повторной таможенной экспертизы, проведенной ЦЭКТУ ЭКС г. Москва от 26.11.2018 № 12411006/0036686, два оттиска круглой печати уполномоченного органа Турецкой Республики, расположенные в графах 4 и 11 сертификатов о происхождении товаров формы «А» №С0292013 от 13.03.2018 и образец оттиска печати уполномоченного органа Турции, имеющейся в картотеке ЦЭКТУ, нанесены разными формами. С учетом результатов первичной и повторной таможенных экспертиз, проводимых различными таможенными органами, можно сделать вывод о том, что данная печать не доведена до таможенных органов и Евразийской экономической комиссией не получены сведения, предусмотренные разделом VIII Правил, что свидетельствует о невыполнении Турецкой Республикой положений административного сотрудничества, а значит, на товар, задекларированный по ДТ №10313110/280318/0000991, тарифный преференциальный режим не распространяется. Согласно действующим требованиям права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решения о предоставлении тарифных преференций таможенным органом не принимаются. Приказ ФТС России от 02.08.2012 № 1565 «Об утверждении порядка принятия решений о стране происхождения товаров и/или предоставления тарифных преференций» действует только в части не противоречащей действующему законодательству. По результатам анализа таможенного декларирования ООО «Керама Марацци» товара «полевой шпат», код ТН ВЭД 2529100000, страна происхождения Турция в 2017 - 2018 гг. было установлено, что преференции в отношении данного товара обществу не предоставлялись (а следовательно, не подтверждались надлежащими документами). При этом декларирование товара осуществлялось в регионе деятельности как Южного таможенного управления (Ростовская, Новороссийская таможни), так и Центрального таможенного управления (Курская, Брянская таможни).

В отзыве на апелляционную жалобу общество указало на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

В судебном заседании представители Ростовской таможни поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме.

Представитель общества не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «Керама Марацци» во исполнение внешнеторгового контракта от 15.11.2017 N 15-11-2017/КАКМ, заключенного с компанией KALTUN MADENCILIK SANAYI NAKLIYE VE AKARYAKIT TIC.A.S., (Турция) на таможенную территорию Евразийского экономического союза в Российскую Федерацию ввезло товар - полевой шпат для изготовления керамической плитки.

Декларирование указанного товара произведено на таможенном посту Речной порт Ростов-на-Дону Ростовской таможни по ДТ
N 10313110/280318/0000991. В графе 34 декларации на товары обществом указана страна происхождения товаров - Турция. Ввиду чего в графе 36 ДТ
N 10313110/280318/0000991обществом заявлено о применении льготы по уплате таможенной пошлины - тарифной преференции в отношении спорного товара (ОООО-ОО).

Кроме того, при расчете суммы подлежащей уплате таможенной пошлины в отношении рассматриваемого товара в графе 47 спорной ДТ общество применило ставку 3,75%.

В качестве документа для предоставления заявленных тарифных преференций при декларировании обществом был представлен сертификат формы «А» ПП Турции, г. ФИО4 N С0292012 от 13.03.2018.

В процессе таможенного оформления таможенным постом Ростовской таможни было принято решение N 10313000/22-12/42 от 28.03.2018 о стране происхождения товаров и предоставлении тарифных преференций, в котором указано, что поскольку в графе 11 представленного сертификата не указано место удостоверения сертификата, на основании пункта 4 статьи 31 Таможенного кодекса Евразийского Экономического Союза (далее - ТК ЕАЭС), обществу отказано в предоставлении тарифной преференции по указанному сертификату.

Обществу были доначислены таможенные платежи.

ООО «Керама Марацци», посчитав, что решение Ростовской таможни
N 10313000/22-12/42 от 28.03.2018 не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, так как в графе 11 сертификата N С0292012 от 13.03.2018 печатным шрифтом указано место удостоверения сертификата - AYDIN (г. ФИО4), обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.

Правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, возникших с 01.01.2018, осуществляется в соответствии с положениями Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).

Согласно пункту 1 статьи 314 ТЕ ЕАЭС при проведении таможенного контроля происхождения товаров проверяются документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащиеся в представленных таможенным органам документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения.

В соответствии со статьей 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993
N 5003-I «О таможенном тарифе» Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации.

При этом под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.

Согласно пункту 1 статьи 6 ТК ЕАЭС при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств - членов в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации.

Согласно статье 36 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29.05.2014, в целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран Евразийский экономический союз может предоставлять тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей единой системы тарифных преференций или наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций Союза.

Таким образом, субъектами единой системы тарифных преференций являются, с одной стороны государства, образующие Евразийский экономический союз, с другой стороны - страны пользователи системой тарифных преференций (развивающиеся или наименее развитые страны).

Страна пользователь системы тарифных преференций в соответствии с международными договорами Российской Федерации должна выполнить определенные действия и создать определенные условия для обеспечения возможности Российской Федерации как государству - члену Евразийского экономического союза законно и обоснованно применить тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из страны - пользователя системы тарифных преференций.

Исходя из положений пункта 2 статьи 1 ТК ЕАЭС  таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая настоящий Кодекс, и актами, составляющими право Союза (далее - международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования), а также в соответствии с договором.

В силу положений пункта 1 статьи 28 ТК ЕАЭС определение происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, осуществляется в целях и по правилам определения происхождения товаров, которые предусмотрены Договором.

Согласно пункту 3 статьи 37 Договора для целей предоставления тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза из развивающихся или из наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций Союза, применяются правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, устанавливаемые Комиссией.

Турция включена в Перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного Союза, утвержденный Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130.

В силу пункта 3 Положения об условиях и порядке применения единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза, утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 06.04.2016 N 47, тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, применяются при наличии следующих условий:

а) страна происхождения ввозимых товаров включена в перечень развивающихся стран - пользователей единой системы тарифных преференций Союза (далее - перечень развивающихся стран);

б) товар включен в перечень товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию Союза предоставляются тарифные преференции (далее - перечень преференциальных товаров);

в) обеспечено выполнение требований, предусмотренных действующими в рамках Союза правилами определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран.

В соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.01.2017 N 8 «О перечне товаров, происходящих из развивающихся стран или из наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза предоставляются тарифные преференции» группа товаров, классифицированная по коду 25 ТН ВЭД ЕАЭС (соль; сера; земли и камень; штукатурные материалы, известь и цемент) является товаром, в отношении которого при ввозе на таможенную территорию Союза предоставляются тарифные преференции (код ввезенного товара 2529100000).

Положениями пунктов 1, 5, 6 статьи 29 ТК ЕАЭС установлено, что происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Согласно пункту 1 статьи 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара - документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, - страны (группы стран, Таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара. Требования к сертификату о происхождении товара, в том числе к порядку его оформления и (или) заполнения, устанавливаются правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.

Соглашение о Правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран (далее – Правила) заключено в
г. Москве 12.12.2008 и определяет происхождение товаров из развивающихся и наименее развитых стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим.

Согласно разделу VII Правил в удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара (далее - сертификат) по форме «А» (приложение 1), принятую в рамках Общей системы преференций, которая заполняется в соответствии с Требованиями к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме «А» (приложение 2). Срок применения сертификата в целях предоставления тарифных преференций ограничен 12 месяцами с даты его выдачи.

Сертификат представляется таможенным органам на бумажном носителе в напечатанном виде на русском или английском языке.

При необходимости таможенные органы могут требовать перевода сертификата на государственный язык.

В случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности заявленных сведений о происхождении товара таможенный орган вправе потребовать предоставления сертификата о происхождении товара.

Согласно разделу VIII «Административное сотрудничество» комиссия таможенного союза получает от развивающихся или наименее развитых стран, в отношении которых предоставлены тарифные преференции, наименования, адреса, оттиски печатей компетентных органов, уполномоченных заверять сертификаты. Тарифный преференциальный режим не распространяется на товар, происходящий из развивающейся или наименее развитой страны, которая не предоставила такую информацию.

В случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности сертификата или содержащихся в нем сведений, а также относительно сведений о происхождении товара таможенные или другие уполномоченные органы Сторон могут обратиться в компетентные национальные органы развивающейся или наименее развитой страны, заверившие сертификат, с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения.

Сертификат может быть признан недействительным в случаях, если:

- не получен ответ в течение 6 месяцев относительно запрашиваемого сертификата от компетентных органов страны вывоза или страны происхождения товара;

- имеются подтвержденные сведения от компетентных органов страны вывоза о том, что сертификат не выдавался (фальсифицирован) или выдан на основании недействительных документов и (или) недостоверных сведений:

- по результатам исследований, осуществленных таможенными органами страны ввоза, и (или) на основании информации, полученной по запросам, направленным в компетентные органы страны вывоза или страны происхождения товара, выявлено, что сертификат выдан в нарушение требований, установленных настоящими Правилами.

Товар из развивающейся или наименее развитой страны не считается происходящим из этой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, до тех пор, пока не будет представлен надлежащим образом оформленный сертификат о происхождении товара или запрошенные сведения. Тарифные преференции для такого товара предоставляются лишь после получения удовлетворительного ответа компетентных национальных органов страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим.

В силу требований к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме «А», определенными Правилами, в сертификате в обязательном порядке должен быть проставлен справочный (регистрационный) номер, а также заполнена, в том числе 11 графа. Графа 11 сертификата должна содержать данные о дате и месте удостоверения сертификата, наименование и печать органа, уполномоченного в соответствии с законодательством удостоверять происхождение товаров, а также подпись должностного лица указанного органа, уполномоченного подтверждать достоверность сертификата. Печать должна иметь четкий оттиск, позволяющий при необходимости осуществить идентификацию на предмет ее подлинности.

 Из положений частей 2, 3 статьи 110 Федерального закона от 27.11.2010
N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон о таможенном регулировании) следует, что по результатам осуществления контроля правильности определения страны происхождения товаров, таможенный орган принимает решение о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Если в ходе контроля правильности определения страны происхождения товаров таможенным органом обнаружено, что не соблюдены условия предоставления тарифных преференций, установленные правом ЕАЭС, таможенный орган в установленном порядке принимает решение об отказе в предоставлении тарифных преференций.

В рассматриваемом случае обществом в ходе таможенного декларирования представлен сертификат о происхождении товара формы «А» от 13.03.2018
N С0292012.

Помимо сертификата о происхождении товара от 13.03.2018 N С 0292012 общество представило все необходимые сведения о количестве поставляемого товара, о его маркировке. В сертификате содержится ссылка на номер инвойса, по которому поставляется товар.

Графа 11 рассматриваемого сертификата о происхождении товара, а также реквизиты печати органа, уполномоченного подтверждать достоверность сертификата, и штампа органа, уполномоченного в соответствии с законодательством удостоверять происхождение товаров, содержат в себе сведения, в совокупности позволяющие сделать вывод о том, что в графе 11 данного сертификата содержатся данные о месте удостоверения сертификата о происхождении товара формы «А» от 13.03.2018 N С 0292012 - Aydin (согласно общедоступным сведениям, размещенным в сети Интернет, Aydin - город в Западной Турции, административный центр провинции ФИО4).

При указанных обстоятельствах решение Ростовской таможни о стране происхождения товаров и (или) предоставления тарифных преференций
N 10313000/22-12/42 от 28.03.2018 правомерно признано судом первой инстанции недействительным, как несоответствующее таможенному законодательству.

Более того, решением от 07.08.2018 N 10300000/070818/186-р/2018 Южного таможенного управления решение Ростовской таможни от 28.03.2018
N 10313000/22-12/42 об отказе в предоставлении тарифных преференций в отношении товара, задекларированного в ДТ N 10313110/280318/0000991, признано несоответствующим требования права ЕАЭС и законодательства РФ о таможенном деле и отменено.

Несмотря на вынесенное вышестоящим органом решение об отмене оспариваемого по настоящему делу решения, сам по себе факт того, что в процессе рассмотрения дела оспариваемый ненормативный правовой акт отменен, не препятствует рассмотрению спора по существу и принятию решения о признании оспариваемого решения о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций N 10313000/22-12/42 от 28.03.2018 недействительным.

Отмена решения таможенного органа означает прекращение действия такого решения на будущее с момента отмены, а признание решения незаконным влечет признание его незаконным с момента принятия и свидетельствует о незаконности решения с момента его вынесения.

Аналогичная позиция изложена Президиумом ВАС РФ в Информационном письме от 22.12.2005 N 99 «Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», согласно которому отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя.

Вынесенное Ростовской таможней решение о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций N 10313000/22-12/42 от 28.03.2018 нарушило права и законные интересы общества с ограниченной ответственностью «Керама Марацци», так как незаконно возложило на общество дополнительное финансовое обременение, выразившееся в том, что общество вынуждено было уплатить дополнительно денежные средства в размере 166557,04 руб., в том числе 141150,04 руб. - таможенная пошлина, НДС в размере 25407 руб.

Отменяя решение Ростовской таможни от 28.03.2018 N 10313000/22-12/42 об отказе в предоставлении тарифных преференций в отношении товара, задекларированного в ДТ N 10313110/280318/0000991, напущенные права заявителя не были восстановлены, тарифные преференции на основании предоставленного полного пакета документов и подтверждения страны происхождения не предоставлены, в решении вышестоящего органа об этом не упоминается.

Возражая против требования об обязании таможни предоставить обществу тарифную преференцию по таможенной декларации № 10313110/280318/0000991, таможенный орган указывает на то, что в связи с признанием решением Южного таможенного  управления   от  07.08.2018 N 10300000/070818/186-р/2018  решения Ростовской таможни о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций 28.03.2018 N 10313000/22-12/42, не соответствующим требованиям права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле и его отменой, таможней, с учетом наличия заключения таможенного эксперта ЭКС - филиала ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону №12406006/0008241 от 11.04.2018 по аналогичной поставке товаров
(ДТ № 10313110/210318/0000903) проведен таможенный контроль после выпуска товаров в отношении сведений о стране происхождении и предоставлении тарифных преференций в отношении товаров, задекларированных по
ДТ № 10313110/280318/0000991.

В рамках данной проверки после выпуска товаров вынесено решение о назначении таможенной криминалистической экспертизы от 17.08.2018
№ 10313000/170818/ПВ/000011 в Экспертно-криминалистической службе региональном филиале Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Ростов-на-Дону. В экспертное учреждение для проведения технико-криминалистического исследования направлен оригинал сертификата происхождения товаров формы «А» от 13.03.2018 №С0292012, предъявленный обществом в качестве основания предоставления тарифного преференциального режима для товара, задекларированного по ДТ № 10313110/280318/0000991.

Согласно выводам, содержащимся в заключении эксперта ЭКС-филиала ЦЭКТУ г. Ростова-на-Дону от 28.08.2018 № 12406006/0027855, оттиски круглой печати «AYDIN 2» уполномоченного органа Турции, расположенные в графах 11 и 4 сертификата о происхождении товара формы «А» от 13.03.2018 № С0292012, выданного уполномоченным органом Турции, выполнены не круглой печатью уполномоченного органа Турции, образец оттисков которой имеется в картотеке сравнительных образцов Российской национальной системы преференций, хранящейся в ЦЭКТУ ФТС России, а другой печатной формой.

Таможенная экспертиза проведена 17.08.2018, то есть после выпуска товара, после начала процедуры судебного обжалования ненормативного акта таможенного органа и отмены решения от 28.03.2018 об отказе в предоставлении тарифных преференций № 10313000/22-12/42.

Суду  апелляционной  инстанции также  было  представлено  заключение  экспертов  ЦЭКТУ ФТС России от 26.11.2018 при  проведении  повторной  экспертизы сертификата о происхождении товара формы «А» от 13.03.2018
№ С0292012. 

Согласно выводам, содержащимся в заключении экспертов  ЦЭКТУ ФТС России от 26.11.2018 серия АВ № 403902, два оттиска круглой печати уполномоченного органа Турецкой Республики с текстом, расположенные в графах 4 и 11 сертификата о происхождении товара формы «А» от 13.03.2018 № С0292012, и образец оттиска печати уполномоченного органа Турции, имеющийся в картотеке ЦЭКТУ, нанесены разными печатными формами. Экспертами также  установлено, что отсутствуют признаки, свидетельствующие о внесении  изменений в  первоначальное содержание  сертификата, при выполнении  подписей  в графах 4 и 11 сертификата о происхождении товара формы «А» от 13.03.2018 № С0292012,печатная  форма - факсимиле не применялось.

Представленные экспертные заключения не принимаются судом апелляционной  инстанции, поскольку на момент вынесения  решения таможенного органа в качестве основания отказа в предоставлении преференций было указано нарушение заполнения графы 11 сертификата.

Таможенный  орган  не использовал предусмотренное  пунктом 57 раздела 6 Правил право таможенных органов в случае обнаружения таможенным органом государства-члена признаков того, что представленный сертификат о происхождении товара не выдавался или документ о происхождении товара содержит недостоверные сведения, а также в целях выборочной проверки таможенный орган государства-члена вправе направить в уполномоченный орган (организацию) и (или) верифицирующий орган запрос о верификации.

В силу статьи 201 АПК РФ надлежащим способом восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя является предоставление тарифных преференций по тем документам, которые имели место на момент принятия оспариваемого решения.

Таким образом, с учетом того, что в порядке ведомственного контроля спорное решение таможенного органа отменено, то у Ростовской таможни не имеется оснований для непредставления тарифных преференций, поскольку обществом предоставлен полный пакет документов, а основание, по которыму отказано в предоставлении преференций, признано вышестоящим органом не соответствующим требованиям права ЕАЭС и законодательства РФ о таможенном деле.

Приказом ФТС России от 02.08.2012 № 1565 «Об утверждении порядка принятия решений о стране происхождения товаров и/или предоставления тарифных преференций» (далее - Порядок) устанавливается порядок действий таможенного органа при принятии решений о стране происхождения товаров и/или предоставлении тарифных преференций до и после выпуска товаров.

Письмом № 22-19/18388 от 03.09.2018 Ростовская таможня сообщила о проведении таможенной экспертизы сертификата о происхождении товара по форме А от 13.03.2018 № С0292012 на основании п. 29,30 Порядка. Эти пункты предусматривают порядок принятия решений после выпуска товаров при обращении декларанта с заявлением о восстановлении режима предоставления тарифных преференций (раздел V Порядка). Однако заявитель не обращался в таможенный орган с подобным заявлением, следовательно, оснований для проведения таможенным органом дополнительной проверки уже проверенного сертификата не имелось.

Кроме того, в указанном письме Ростовская таможня указывает, что проводит экспертизу в целях реализации решения вышестоящего органа от 07.08.2018 № 10300000/070818/186-р/201 8. Однако этим решением вышестоящий орган признал незаконным вынесенное Ростовской таможней решение от 28.03.2018 № 10313000/22-12/42 и не давал никаких указаний /поручений о проведении повторной проверки.

Более того, проведенная таможенным органом проверка на основании пункта 32 Порядка заканчивается принятием решения о восстановлении тарифных преференций либо о непредставлении тарифных преференций в порядке, предусмотренном п. 20-21 Порядка (требования к оформлению и содержанию решения).

Пунктом 21 Порядка предусмотрено, что если по результатам проведенного после выпуска товаров таможенного контроля обнаружено, что условия предоставления тарифных преференций, предусмотренные действующим таможенным законодательством ТС, не соблюдены, уполномоченное должностное лицо принимает решение по форме согласно приложению 1 Порядка.

В настоящее время принято только одно решение таможенного органа об отказе в предоставлении тарифных преференций - от 28.03.2018 № 10313000/22-12/42, которое отменено вышестоящим органом как незаконное в порядке ведомственного контроля - решением от 07.08.18 № 10300000/070818/186-р/2018.

Установив, что общество представило таможне все необходимые документы, подтверждающие страну происхождения товара, а также действительность спорного сертификата, суд  первой  инстанции  правомерно пришел к вводу о наличии оснований для удовлетворения требований общества и признания недействительным оспариваемого решения.

Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.

Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.

Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.11.2018 по делу №А53-20294/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий                                                           М.В. Ильина

Судьи                                                                                             О.Ю. Ефимова

                                                                                                        М.В. Соловьева