ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-18421/2019
26 мая 2020 года 15АП-2185/2020
Резолютивная часть постановления объявлена мая 2020 года .
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии представителя заявителя ФИО1 по доверенности от 09.01.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 19.12.2019 по делу № А32-18421/2019
по заявлению администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю,
при участии третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Направление поиска",
о признании недействительным решения
УСТАНОВИЛ:
администрация Темрюкского городского поселения Темрюкского района (далее – заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее – заинтересованное лицо, управление) о признании недействительным решения от 24.01.2019 № РНП-23-32/2019.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.12.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), просил решение отменить.
Апеллянт настаивает на недобросовестности действий общества, необоснованности решения управления.
Третье лицо с доводами жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В составе суда произведена замена судьи Емельянова Д.В. на судью
Ефимову О.Ю. ввиду пребывания в отпуске судьи Емельянова Д.В.
22.05.2020 в суд апелляционной инстанции поступило ходатайство третьего лица об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференцсвязи.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, заинтересованное и третье лицо явку не обеспечили, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
В силу части 4 статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайство об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи с указанием арбитражного суда, при содействии которого заявитель может участвовать в судебном заседании, подается в суд, рассматривающий дело, до назначения дела к судебному разбирательству и рассматривается судьей, рассматривающим дело, единолично в пятидневный срок после дня поступления ходатайства в арбитражный суд без извещения сторон.
Согласно пункту 1 части 5 статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, рассматривающий дело, отказывает в удовлетворении ходатайства об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в случае, если отсутствует техническая возможность для такого участия.
При разрешении вопроса о том, в какой срок может быть подано ходатайство об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, судам следует исходить из того, что на основании части 4 статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации такое ходатайство подается в суд первой инстанции до назначения дела к судебному разбирательству, в том числе одновременно с подачей искового заявления или направлением отзыва на исковое заявление.
Согласно части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания размещается на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет не позднее чем за 15 дней до начала судебного заседания, если иное не предусмотрено Кодексом.
Если ходатайство об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи подано после размещения на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет определения о назначении дела к судебному разбирательству (статья 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суд рассматривает это ходатайство по правилам части 5 статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая график судебных заседаний на 22.05.2020, время, необходимое для проведения каждого заседания, и время, затрачиваемое на сеанс видеоконференц-связи, а также то, что ходатайство о проведении видеоконференц-связи было подано в день судебного заседания, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии возможности проведения заседания путем использования системы видеоконференц-связи в указанный день.
Перенос судебного заседания на иную дату в связи с заявленным ходатайством процессуальным законом не предусмотрен.
Позиция третьего лица изложена в отзыве, который приобщен судом к материалам дела.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва третьего лица, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в управление поступили сведения администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО «Направление поиска» по результатам проведения электронного аукциона: «Изготовление проектно-сметной документации по объектам электроснабжения Темрюкского городского поселения Темрюкского района» (извещение: №0118300011418000097).
Согласно протоколу подведения итогов от 14.08.2018
№ 0118300011418000097-3 победителем признано ООО «Направление поиска» (предложение о цене контракта: 777 753,55 рублей).
27.08.2018 между администрацией Темрюкского городского поселения Темрюкского района и ООО «Направление поиска» заключен муниципальный контракт на сумму 777 753,55 рублей.
В соответствии с п. 1.1-1.3 контракта, исполнитель обязуется, в соответствии с условиями настоящего контракта и техническим заданием (приложение № 1 к настоящему контракту) выполнить инженерно-изыскательские работы и разработку проектно-сметной документации по объекту «Изготовление проектно-сметной документации по объектам электроснабжения Темрюкского городского поселения Темрюкского района»:
1) Реконструкция воздушной линии 0,4кВ фидер 5 от ТП-Т5-9 г. ФИО2, ул. К. Маркса.
2) Реконструкция кабельной линии 10кВ от ТП-Т7-Т8 к ТП-Т7--84 РУС, ул. Октябрьская.
3) Строительство КТПН-250 кВА, ул. Привольная, строительство ВЛЗ-10кВ от фидера Т-7, ул. Бувина-Семеноводческий (инв№160) опора №181/10 до проектируемой КТПН, г. ФИО2.
4) Реконструкция трансформаторной подстанции 10/0,4кВ КТП-Т3-43сн, ул. Красных Партизан, г. ФИО2 (инв№524).
5) Реконструкция трансформаторной подстанции 10/0,4кВ ГКТП-Т-3-22 <...> (дачи Ветеран) (инв№63).
6) Реконструкция трансформаторной подстанций 10/0,4кВ ГКТП-Т-7-4 <...> (инв№70), а также сопровождение результатов работ в ГАУ КК «Краснодаркрайгосэкспертиза», до получения положительного заключения экспертизы, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы, в соответствии с условиями настоящего Контракта.
Проектно-сметная документация должна быть сброшюрована в альбомы, с подлинными согласованиями.
По окончании работ, исполнитель обязан передать заказчику весь комплект документации, с внесенными изменениями по замечаниям, в 4-х экземплярах на бумажном носителе и на электронном носителе.
Сметную документацию Исполнитель обязуется сброшюровать и выдать на бумажном носителе в 4-х экземплярах и на электронном носителе, в том числе: один вариант выдать на электронном носителе в виде отсканированных образцов документов, с подписями разработчиков, в формате «pdf»; второй вариант на электронном носителе - в программном комплексе «Гранд-Смета».
Формат предоставления документации на электронном носителе уточняется исполнителем у заказчика в ходе производства работ. Состав и структура электронной версии должна быть идентична бумажному экземпляру.
Результат работ должен соответствовать требованиям законодательства в области проектирования:
- Федеральному закону от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в редакции актуальной на момент проектирования).
- Федеральному закону от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (в редакции, актуальной на момент проектирования).
- Постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1221 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в редакции актуальной на момент проектирования).
- Постановлению Правительства Российской Федерации № 87 от 16.02.2008 «О составе разделов проектной документации и требованиями к ним».
- Национальному стандарту РФ ГОСТ Р 21.1101-2013 «Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации», утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.06.2013 № 156-ст).
- Иной, действующей на территории Российской Федерации, нормативной документации.
Срок выполнения работ - с момента заключения контракта в течение 90 дней. Данный срок включает в себя:
1) выполнение инженерно-изыскательских работ и разработку проектно-сметной документации, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», рабочих чертежей, получение необходимых заключений и согласований, предоставление Заказчику проектно-сметной документации, согласованной со всеми заинтересованными организациями.
2) сопровождение проектно-сметной документации в ГАУ КК «Краснодаркрайгосэкспертиза», до получения положительного заключения экспертизы. Выдача документации заказчику, с положительным заключением экспертизы, с учетом устранения замечаний и недостатков в документации, выявленных при проведении экспертизы.
Таким образом, крайний срок исполнения обязанностей 25.11.2018.
Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (п. 10.2 контракта).
21.11.2018 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 10.2 контракта.
Комиссией управления в отношении ООО «Направление поиска» принято решение не включать общество в реестр недобросовестных поставщиков.
Не согласившись с указанным решением, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконным ненормативного акта, действий органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта, решения и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение ими гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе или Закон № 44-ФЗ), настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:
1) планирования закупок товаров, работ, услуг;
2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт);
4) особенностей исполнения контрактов;
5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;
7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Согласно ч.2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч.1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Из материалов дела видно, что в регламентированные Законом о контрактной системе сроки решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено заказным письмом с уведомлением, по электронной почте указанной в контракте.
В решении об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик ссылается на отсутствие признаков исполнения контракта. Вместе с тем администрацией Темрюкского городского поселения Темрюкского района в решении об одностороннем отказе от исполнения контракта не указаны существенные условия нарушения контракта, послужившие основанием для принятия данного решения. Срок выполнения всего комплекса работ: с момента заключения Контракта в течение 90 дней, то есть до 25.11.2018.
Таким образом, у исполнителя отсутствует возможность устранить нарушения, указанные в решении об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Письмом от 21.11.2018 общество обратилось к заказчику с возражениями на решение администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района об одностороннем отказе от исполнения контракта, в котором указывает, что по результатам обследования обществом выработаны основные технические решения по всем объектам, входящим в состав ТЗ и представлены на согласование заказчику.
Так же общество неоднократно обращалось к заказчику о согласовании предложений ООО «Направление поиска» по контракту.
Таким образом, общество предпринимало меры для исполнения контракта, о чем свидетельствует своевременное предоставление заказчику исправленных документов.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что комиссия управления, учитывая, что исполнитель делал все возможное для надлежащего исполнения условий контракта, а также его действия были направлены на исполнения контракта, обоснованно не усмотрела факт намеренного уклонения ООО «Направление поиска» от исполнения контракта.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции. Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы. Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Отказ общества от заявления о признании недействительным решения администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района Краснодарского края от 21.11.2018 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта № 0118300011418000097 от 27.08.2018 в рамках дела
№ А32-15985/2019 сам по себе не свидетельствует о законности и обоснованности такого решения.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.12.2019 по делу
№ А32-18421/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий С.С. Филимонова
Судьи О.Ю. Ефимова
М.В. Соловьева