ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-35353/2018
21 февраля 2019 года 15АП-21990/2018
Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2019 года .
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ильиной М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью «РИТМ»
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 28.11.2018 по делу № А32-35353/2018 (судья Лукки А.А.)
по заявлению Территориального органа Федеральной службы в сфере здравоохранения по Краснодарскому краю
к обществу с ограниченной ответственностью «РИТМ»(ОГРН 109547300375, ИНН 5408270524)
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Краснодарскому краю (далее – ТО Росздравнадзора по Краснодарскому краю, административный орган) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «РИТМ» (далее – ООО «РИТМ», общество) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) на основании протокола об административном правонарушении от 02.08.2018 № 261/18.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.11.2018 заявленные требования удовлетворены. Общество с ограниченной ответственностью «РИТМ» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании протокола об административном правонарушении от 02.08.2018 № 261/18, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «РИТМ» обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что ТО Росздравнадзора по Краснодарскому краю в заявлении о привлечении к административной ответственности ссылался на нарушение
ООО «РИТМ» пп. «л» п.5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, однако суд указал на нарушение ООО «РИТМ» подпунктов «а» и «б» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности. Вывод ТО Росздравнадзора о том, что сотрудник аптеки Сельвян Л.Р. в отсутствие директора аптеки осуществляет приемку товара, является ошибочными, не подтвержден доказательствами, соответственно в действиях ООО «РИТМ» отсутствует состав вменяемого правонарушения. У ООО «РИТМ» имеется достаточно работников, деятельность которых непосредственно связана с торговлей лекарственными средствами, их хранением их отпуском, которые имеют высшее или среднее фармацевтическое образование и сертификат специалиста - это директор аптечного пункта Ляховка О.И. и фармацевт Осипова К.А. Административным органом не были совершены действия по вручению предписания, с целью осуществления контроля которого проведена проверка, дальнейшая проверка исполнению предписания, которое не было получено обществом, является незаконной, не отвечает принципу добросовестности со стороны административного органа. Согласно Федеральному закону 294-ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей пои осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» результаты проверки проведенной с нарушением требований вышеуказанного закона признаются недействительными и соответственно не могут быть основанием для привлечения к ответственности.
В отзыве на апелляционную жалобу Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Краснодарскому краю указал на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебное заседание стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили.
От ООО «РИТМ» поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в период с 03.07.2018 по 30.07.2018 с целью осуществления контроля ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений от 07.05.2018 № 111/1/18, срок исполнения которого истек 20.06.2018, на основании приказа руководителя от 25.06.2018 № П-254/01/1-01/18 «О проведении внеплановой выездной проверки» была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «РИТМ».
При проведении внеплановой выездной проверки выявлено, в том числе, нарушение обязательного требования, установленного пп. «л» п.5 постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности»: отсутствие у работника лицензиата, заключившего с ним трудовой договор, и осуществляющего деятельность, непосредственно связанную с розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением, не имеющего для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения - сертификата специалиста.
Указанное нарушение зафиксировано в акте проверки № 222/18 от 30.07.2018.
По факту выявленных нарушений должностным лицом ТО Росздравнадзора по Краснодарскому краю 02.08.2018 в отношении ООО «РИТМ» составлен протокол об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении и материалы дела об административном правонарушении направлены в Арбитражный суд Краснодарского края для рассмотрения по существу.
Частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективную сторону правонарушения образует осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.
Примечанием к части 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон N 99-ФЗ).
При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицо обязано соблюдать лицензионные требования и условия, под которыми понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий (статья 2 Закона N 99-ФЗ).
Лицензионные требования для осуществления фармацевтической деятельности установлены в пункте 5 Положения N 1081.
В соответствии с пп. «л» п. 5 Положения N 1081 лицензионными требованиями является наличие у лицензиата работников, заключивших с ним трудовые договоры, деятельность которых непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением и изготовлением, имеющих:
для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения (за исключением обособленных подразделений медицинских организаций) - высшее или среднее фармацевтическое образование и сертификат специалиста;
для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения в обособленных подразделениях медицинских организаций - дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения при наличии права на осуществление медицинской деятельности;
для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения - высшее или среднее фармацевтическое либо высшее или среднее ветеринарное образование, сертификат специалиста.
Согласно п. 6 Положения N 1081 под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами «а» - «з» пункта 5 Положения.
Согласно ч. 5 ст. 69 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-Ф3 лица, не завершившие освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, и лица с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
П. 7 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 27.06.2016 № 419н «Об утверждении Порядка допуска лиц, не завершивших освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала» установлено, что лица, освоившие образовательную программу высшего фармацевтического образования по специальности «Фармация» в объеме четырех курсов и более или имеющие диплом специалиста по специальности «Фармация», могут быть допущены к осуществлению фармацевтической деятельности в должности среднего фармацевтического персонала – фармацевта.
Однако из материалов дела следует, что Сельвян Лариса Размиковна согласно приказу о приеме на работу, штатному расписанию, записи в трудовой книжке работает в аптеке ООО «РИТМ» в должности провизора-стажера.
ООО «РИТМ» представлен диплом № 102305 0399069 по специальности 06108 Фармация, квалификация Провизор. Сертификат специалиста не представлен.
Пункты 3.2 и 3.3 должностной инструкции провизора-стажера аптечного пункта ООО «РИТМ» (с которой ознакомлена Сельвян Л.Р.) относят к должностным обязанностям провизора-стажера приемку товара, оформление витрин, т.е. участие в деятельности, связанной с розничной торговлей лекарственными препаратами (п.35, п.45, п.46 приказа Минздрава России от 31.08.2016 № 647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения»).
Вышеуказанные полномочия также закреплены в доверенности № 29 от 23.05.2018, выданной ООО «РИТМ», где Сельвян Л.Р. доверено право подписания при приемке товара в аптеке ООО «РИТМ», расположенной по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, п. Лазаревское, ул. Победы, д. 110а, сопроводительной документации, товарных накладных, протоколов согласования цен поставки лекарственных средств, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
В товарной накладной, протоколе согласования цени и сопроводительных документах при приемке товара имеются подписи Сельеян Л.Р.
Таким образом, Сельеян Л.Р., осуществляя деятельность, связанную с розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением, не имеет для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращении лекарственных средств для медицинского применения сертификата специалиста.
Выявленное нарушение лицензионных требований и условий, установленное пп. «л» п. 5 «Положения о лицензировании фармацевтической деятельности», относится к грубым, соответственно материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении, подтверждено наличие в действиях ООО «РИТМ» объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
ООО «РИТМ», будучи лицом, осуществляющим с грубыми нарушениями лицензируемый вид деятельности, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ. Имея возможность для соблюдения установленных лицензионных требований, общество не приняло необходимых мер к их соблюдению.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Ссылка в жалобе на повторное привлечение к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение отклоняется судом апелляционной инстанции. Выявленные в ходе одной проверки правонарушения имеют разный состав и квалифицируются по разным нормам КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что административным органом не были совершены действия по вручению предписания, с целью осуществления контроля которого проведена проверка в рамках настоящего административного дела, не имеют правового значения для рассмотрения апелляционной жалобы по существу, поскольку являются предметом рассмотрения дела № А32-38956/2018.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек. Отсутствие у работника аптеки, деятельность которого непосредственно связана с розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском и хранением, высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста непосредственным образом посягает на жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, следовательно, в данном случае, совершенное правонарушение является нарушением законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в связи с чем срок давности привлечения общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса составляет один год.
Учитывая санкцию, предусмотренную частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, принимая во внимание характер административного правонарушения, апелляционный суд пришел к выводу о целесообразности применения к лицензиату административного наказания в виде минимального административного штрафа в размере 100 000 руб. как наиболее адекватной меры правового воздействия.
Судом апелляционной инстанции также не установлено оснований для замены назначенного административного наказания на предупреждение и признания совершенного правонарушения малозначительным с учетом важности охраняемых правоотношений - жизнь и здоровье людей.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.11.2018 по делу
№ А32-35353/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий М.В. Ильина
Судьи О.Ю. Ефимова
М.В. Соловьева