ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-22191/18 от 01.03.2019 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-27707/2018

13 марта 2019 года                                                                             15АП-22191/2018

Резолютивная часть постановления объявлена марта 2019 года .

Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2019 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Ильиной М.В.,

судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,

при участии:

от открытого акционерного общества «Сочинский мясокомбинат» - ФИО1 по доверенности от 01.01.2019,

от общества с ограниченной ответственностью «Мясоптицекомбинат «Каневской» - ФИО2 по доверенности от 04.12.2018,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Сочинский мясокомбинат»

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.11.2018 по делу № А32-27707/2018 (судья Гонзус И.П.),

по заявлению открытого акционерного общества «Сочинский мясокомбинат»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю

при участии третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью «Мясоптицекомбинат «Каневской», закрытого акционерного общества «Мясокомбинат «Тихорецкий»

о признании недействительным решения,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Сочинский мясокомбинат» (далее заявитель, общество, ОАО «Сочинский мясокомбинат») обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление, Краснодарское УФАС России) о признании недействительным решения
от 06.04.2018 по делу № 240/2017.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.11.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО «Сочинский мясокомбинат» обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что претензия ОАО «Сочинский мясокомбинат» предъявлялась в отношении выпускаемой на тот момент обществом с ограниченной ответственностью «Мясоптицекомбинат «Каневской» продукции под названием «Салями Министерская» - изделие колбасное варено-копченое из мяса птицы весовое, изготовленное по ТУ 9213-001-00422020-2014 в состав, которого входит: мясо птицы кусковое, шпик, мясо птицы механической обвалки и т.д. Данную продукцию общество с ограниченной ответственностью «Мясоптицекомбинат «Каневской» начало производить с апреля 2016 года, т.е. после регистрации
ОАО «Сочинский мясокомбинат» товарного знака № 476066. При регистрации товарного знака № 476066 у ОАО «Сочинский мясокомбинат» не было цели устранить общество с ограниченной ответственностью «Мясоптицекомбинат «Каневской» как конкурента на рынке по реализации указанной выше продукции. ОАО «Сочинский мясокомбинат» задолго до регистрации товарного знака
№ 476066 начало производство своей продукции под наименованием «Салями Министерская», самая ранняя дата начала использования данного наименования, которая может быть подтверждена документально - март 2004г. (санитарно-эпидемиологическое заключение от 05.03.2004, сертификат соответствия
от 19.03.2004). Обстоятельства, подлежащие установлению при рассмотрении дела о нарушении ч.1 ст. 14.1 Федерального закона «О защите конкуренции», не доказаны: не доказано, что ОАО «Сочинский мясокомбинат» при регистрации товарного знака № 476066  преследовало цель совершать в дальнейшем действия, которые были бы направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречили бы законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности и справедливости, и причинили бы или могли причинить убытки другим конкурентам.

В дополнении к апелляционной жалобе ОАО «Сочинский мясокомбинат» указало, что регистрируя товарный знак «Салями Министерская» (дата приоритета - 27.10.2011, дата регистрации - 04.12.2012) оно не могло знать о том, что в апреле 2016 года ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» по заказу ЗАО «Мясокомбинат «Тихорецкий» начнет выпуск изделия колбасного варено-копченого из мяса птицы весовое, изготовленного по ТУ 9213-001-00422020-2014 в состав, которого входит: мясо птицы кусковое, шпик, мясо птицы механической обвалки и т.д., в отношении которого ОАО «Сочинский мясокомбинат» предъявило 07.02.2017 претензию
ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» и ЗАО «Тихорецкий». После регистрации товарного знака № 476066 ОАО «Сочинский мясокомбинат» каких-либо претензий к ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской»  отношении колбасы варено-копченой мясной «Салями Министерская» по ТУ 9213-002-17352-2460-09 в состав, которой входили: говядина, шпик, соль, перец, тмин, чеснок, мускат и т.д., и другим производителям колбасной продукции, использовавшим наименование «Салями Министерская», которые производили и реализовывали ее до регистрации товарного знака № 476066, не предъявляло. Ни в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, ни в суде первой инстанции не было предметом исследования предъявление ОАО «Сочинский мясокомбинат» претензий другим третьим лицам: ИП ФИО3; «Колбасный цех ДСК»; ООО «ДА»; ИП ФИО4; ООО Колбасный завод «ДОНСКИЕ ТРАДИЦИИ»; ООО Мясокомбинат «Олимпия», которые начали использовать уже зарегистрированный ОАО «Сочинский мясокомбинат» товарный знак № 476066 для производства своей продукции. Судом первой инстанции при рассмотрении дела не доказано, что ОАО «Сочинский мясокомбинат» при регистрации товарного знака № 476066 преследовало цель устранить
ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской», как конкурента на рынке по реализации изделия колбасного варено-копченого из мяса птицы весовое, изготовленного по ТУ 9213-001-00422020-2014, которое он начал производить и реализовывать с апреля 2016 года по заказу ЗАО «Мясокомбинат «Тихорецкий», поэтому отсутствует второе условие, необходимое для признания действий по регистрации товарного знака № 476066 актом недобросовестной конкуренции.

В отзыве на апелляционную жалобу Краснодарское УФАС России и общество с ограниченной ответственностью «Мясоптицекомбинат «Каневской»  указали на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

В судебном заседании представитель ОАО «Сочинский мясокомбинат» поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.

Представитель общества с ограниченной ответственностью «Мясоптицекомбинат «Каневской» не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 15.03.2017 в Краснодарское УФАС России поступило заявление ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» о признаках недобросовестной конкуренции в действиях ОАО «Сочинский мясокомбинат», выразившихся в приобретении и использовании исключительных прав на товарный знак по свидетельству N 476066 («салями Министерская») в отношении товаров 29 класса МКТУ (изделия колбасные, а именно: салями), сходного до степени смешения с обозначением «салями Министерская», используемого
ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» при производстве и реализации колбасных изделий ранее приобретения исключительных прав на вышеуказанный товарный знак.

Из заявления ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» следовало, что на дату подачи ОАО «Сочинский мясокомбинат» заявки на регистрацию товарного знака N 476066 27.10.2011 (дата регистрации 04.12.2012)
ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» уже производило и реализовывало колбасные изделия под наименованием «салями Министерская», сходным с товарным знаком N 476066, а также использовало указанное обозначение в документации, при этом ОАО «Сочинский мясокомбинат» после регистрации товарного знака по свидетельству на товарный знак N 476066 были предприняты действия, направленные на запрещение использования данного обозначения хозяйствующим субъектом-конкурентом. Указанные действия, по мнению
ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской», являются недобросовестной конкуренцией и нарушают требования части 1 статьи 14.4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о конкуренции).

По результатам рассмотрения заявления ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» приказом руководителя Краснодарского УФАС России N 194 в отношении ОАО «Сочинский мясокомбинат» 15.06.2017 было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации
N 240/2017 по признакам нарушения требований части 1 статьи 14.4 Закона о конкуренции.

Решением управления от 06.04.2018 действия общества, связанные с приобретением и использованием исключительных прав на товарный знак по свидетельству на товарный знак N 476066 в отношении товаров 29 класса МКТУ, признаны актом недобросовестной конкуренции, противоречащим части 1 статьи 14.4 Закона о конкуренции.

Общество, не согласившись с решением управления, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.

Согласно пункту 9 статьи 4 Закона о конкуренции недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Основанием для признания действий хозяйствующего субъекта по приобретению исключительных прав недобросовестной конкуренцией является наличие в таких действиях всех признаков недобросовестной конкуренции, указанных в пункте 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В соответствии с частью 1 статьи 14.4 Закона о конкуренции не опускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг (далее - средства индивидуализации).

В соответствии со статьей 10.bis [Недобросовестная конкуренция] Конвенции по охране промышленной собственности (заключена в Париже 20.03.1883, ред. от 02.10.1979) (2) актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

(3) В частности, подлежат запрету:

1) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента.

Согласно смыслу статьи 10.bis Парижской конвенции для квалификации регистрации товарного знака как акта недобросовестной конкуренции оценке подлежит честность такой регистрации, которая не может быть установлена без учета цели регистрации товарного знака. В связи с этим при рассмотрении вопроса о добросовестности регистрации товарного знака исследованию могут подлежать как обстоятельства, связанные с самой регистрацией, так и последующее поведение правообладателя, из которого может быть установлена цель такой регистрации.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 1512 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предоставление правовой охраны товарному знаку может быть оспорено и признано недействительным полностью или частично в течение всего срока действия правовой охраны, если действия правообладателя, связанные с предоставлением правовой охраны товарному знаку или сходному с ним до степени смешения другому товарному знаку, признаны в установленном порядке злоупотреблением правом либо недобросовестной конкуренцией.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 ГК РФ не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

При рассмотрении дела N 240/2017 управлением установлено следующее.

ОАО «Сочинский мясокомбинат» является правообладателем товарного знака по свидетельству N 476066 (дата регистрации 04.12.2012, дата подачи заявки 27.10.2011) в отношении товара 29 класса МКТУ (изделия колбасные, а именно: салями).

ОАО «Сочинский мясокомбинат» зарегистрировано в качестве юридического лица 04.11.1992. Основным видом деятельности общества является производство соленого, вареного, запеченного, копченого, вяленого и прочего мяса (ОКВЭД 10.13.1), дополнительным видом деятельности общества является производство колбасных изделий (ОКВЭД 10.13.2).

ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» зарегистрировано в качестве юридического лица 15.10.2004. Основным видом деятельности общества является производство мяса в охлажденном виде (ОКВЭД 10.11.1), дополнительным видом деятельности общества является производство колбасных изделий (ОКВЭД 10.13.2).

ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» и ОАО «Сочинский мясокомбинат» являются хозяйствующими субъектами-конкурентами, поскольку осуществляют деятельность на одном товарном рынке по производству и реализации мясной продукции (колбасных изделий, в том числе салями) на территории Российской Федерации, в том числе на территории Краснодарского края, Республики Крым, Ростовской области, Ставропольского края, Волгоградской области, что подтверждается представленными документами и выписками из ЕГРЮЛ.

По мнению ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской», ОАО «Сочинский мясокомбинат» не является лицом, которое впервые разработало рецептуру и ввело в гражданский оборот товары 29 класса МКТУ и впервые индивидуализировало этикетки продукции с таким наименованием от аналогичных товаров, выпускаемых другими производителями. ТУ на данное колбасное изделие были разработаны ранее и применялись неограниченным кругом производителей. Большое количество производителей свободно и открыто использовало словесный термин «салями Министерская» в качестве наименования производимых и реализуемых ими колбасных изделий. Словесное обозначение «салями Министерская» в настоящее время, а также на дату приоритета товарного знака вошло во всеобщее употребление среди производителей, продавцов и потребителей как наименование варено-копченых колбас, поэтому не обладало и не обладает различительной способностью. Обозначение «салями Министерская» как наименование вида колбас, производимого и реализуемого различными предприятиями на территории Российской Федерации, не может быть использовано для индивидуализации товаров какого-либо конкретного производителя. Недобросовестное поведение ОАО «Сочинский мясокомбинат», зарегистрировавшего в качестве своей интеллектуальной собственности в виде товарного знака обозначение «салями Министерская», которое ранее использовалось им наравне с иными производителями в отношении 29 класса МКТУ, содержит действия по вытеснению конкурентов с рынка мясной продукции по производству колбасных изделий под таким наименованием.

ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» полагает, что действия
ОАО «Сочинский мясокомбинат», выразившиеся в приобретении и использовании исключительных прав на товарный знак по свидетельству N 476066 в отношении товаров 29 класса МКТУ (колбасные изделия), нарушают ч. 1 ст. 14.4 Закона о конкуренции, поскольку обозначение «салями Министерская», используемое
ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» при производстве и реализации колбасных изделий (салями), сходное до степени смешения с товарным знаком по свидетельству N 476066, использовалось заявителем ранее даты приобретения ОАО «Сочинский мясокомбинат» исключительных прав на товарных знак по свидетельству N 476066 04.12.2012.

В качестве доказательств использования ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» обозначения «салями Министерская» при производстве и реализации колбасных изделий до даты регистрации ОАО «Сочинский мясокомбинат» товарного знака по свидетельству N 476066 ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» были представлены копии следующих документов: декларации о соответствии, в том числе, колбасы варено-копченой первого сорта «Салями Министерская» СанПиН и ГОСТ от 26.03.2010, диплома победителя Регионального этапа Всероссийского конкурса Программы «100 лучших товаров России 2010 года» за высокое качество производимой продукции: Колбасы полукопченые и варено-копченые «Салями Министерская», ТУ 9213-002-17352460-09 на колбасы полукопченые и варено-копченые, утвержденные ООО «Интергео» от 15.02.2010, диплома 8-й Российской агропромышленной выставки «Золотая осень» о награждении серебряной медалью, выданной ОАО «Мясокомбинат Новочеркасский» за колбасу варено-копченую «Салями Министерская» 2006 г., договора поставки мясопродуктов и колбасной продукции N 106 от 02.02.2010 г., заключенного между ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» и ООО «Станица», товарной накладной N 1925 от 10.01.2011, накладной-пропуска N 1925.0 от 10.01.2011, товарной накладной N 1924.0 от 10.01.2011, накладной-пропуска N 1924.0 от 10.01.2011, товарной накладной N 33967.0 от 14.03.2011, накладной-пропуска N 33967 от 14.03.2011, товарной накладной N 59860.0 от 29.04.2011, накладной-пропуска N 59860 от 29.04.2011, товарной накладной N 121816.0 от 16.08.2011, накладной-пропуска N 121816 от 16.08.2011, товарной накладной N 141729.0 от 17.09.2011 г., накладной-пропуска N 141729 от 17.09.2011, договора поставки мясопродуктов и колбасных изделий N 17/1 от 01.01.2008, заключенного между ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» и ИП ФИО5, товарной накладной N 66014.0 от 12.05.2011, накладной-пропуска N 66014 от 12.05.2011, приходно-кассового ордера N 16328.0 от 12.05.2011, договора поставки мясопродуктов и колбасных изделий N 11/1 от 01.01.2010, заключенного между ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» и ООО «ТД «Каневские колбасы», товарной накладной N 59854.0 от 29.04.2011 г., накладной-пропуска N 59854 от 29.04.2011, договора поставки мясопродуктов и колбасных изделий N 1769 от 26.10.2007, заключенного между ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» и ЗАО «Племзавод «Воля» товарной накладной N 25764.0 от 25.02.2011 г., накладной-пропуска N 25764 от 25.02.2011 г., товарной накладной N 84281.0 от 14.06.2011, накладной-пропуска N 84281 от 14.06.2011, товарной накладной N 84250.0 от 14.06.2011, накладной-пропуска N 84250 от 14.06.2011, товарной накладной N 25874.0 от 25.02.2011, накладной-пропуска N 25874 от 25.02.2011, приходно-кассового ордера N 7125 от 04.03.2011, фотоматериалов с изображением колбасы «Салями Министерская» Сочинского МК, писем ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» в адрес руководителей мясоперерабатывающих предприятий от 21.02.2017 и от 28.02.2017, распечатки страниц Интернет сайтов с рекламой производителей колбасных изделий под наименованием «Салями Министерская», каталоги продукции ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской», прайс-листа, утвержденного генеральным директором ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» с ценами на колбасные изделия с 09.04.2010, в том числе на «Салями Министерская» в/к 215-00, прайс-листа с ценами на колбасные изделия с 19.05.2010, с 01.06.2010, с 19.07.2010, с 01.01.2010, с 07.09.2010, с 01.12.2010 с 03.12.2010, с 25.12.2010, с 21.04.2011, с 06.05.2011, с 17.05.2011, с 13.06.2011, с 11.07.2011, распоряжения от 14.12.2010 об установлении цен на продукцию для ООО «Солнечный круг», распоряжения от 25.03.2011 об отпускных ценах, распоряжения от 20.06.2011, договора поставки мясопродуктов и колбасной продукции N 1140/0808 от 22.06.2007, платежных поручений N 681 от 28.02.2011, N 2204 от 17.08.2011, N 3324 от 03.05.2011, N 4652 от 29.07.2011, N 5134 от 01.09.2011, N 5092 от 01.09.2011, N 537 от 28.09.2011 N 6151 от 14.11.2011, договора поставки мясопродуктов и колбасной продукции N 444 от 18.03.2008, товарных накладных N 28140 от 02.03.2011, N 49258 от 11.04.2011, N 9065 от 24.01.2011, N 62188 от 04.05.2011, договора поставки мясопродуктов и колбасной продукции N 1245 от 03.09.2007, товарной накладной N 45344 от 02.04.2011,
N 5182 от 15.01.2011, N 94901 от 01.07.2011, N 75654 от 30.05.2011, N 83755 от 13.06.2011, приходно-кассового ордера от 20.01.2011, от 07.07.2011, от 02.06.2011, фотоматериалы продукции, договора поставки N 1140/08.08 от 22.06.2007, заключенного между ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» и ООО «Торговый дом ЗАО Племзавод «Воля» с приложениями, п/п N 3324 от 03.05.2011, N 4652 от 29.07.2011, N 5134 от 01.09.2011, договора поставки мясопродуктов и колбасной продукции от 18.03.2008, заключенного между ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» и ООО «Интер» с приложениями, договора поставки N 1245 от 03.09.2007, заключенного между ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» и
ООО «Арго» с приложениями, каталоги продукции ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» 2009-2016 год, этикетки колбасной продукции с обозначением «Салями министерская», копия макета упаковки колбасной продукции, сертификата соответствия РОСС RU.АЯ09.Н05037, выданную ООО «Увинский мясокомбинат» от 02.02.2011 на продукцию «салями Министерская», диплома
N 2011180100803 за 2011 год, ТУ 9213-001-00422020-2014 на колбасы полукопченые и варено-копченые, утвержденные ЗАО Мясокомбинат «Тихорецкий» от 18.08.2014, соглашения о передаче во временное пользование технических условий от 01.04.2016, заключенного между
ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» и ЗАО «Мясокомбинат «Тихорецкий» (вх. N 4103 от 22.04.2017, вх. N 26.04.2017, вх. N 5275 от 30.05.2017, вх. N 5683 от 08.06.2017).

Также ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» представлены копии аннотированного каталога нормативной документации N 4 за 2015 год (НИИ Мичуринского филиала АНООВО Центросоюза Российской Федерации (стр. 75 - ТУ 274-12, стр. 83 - ТУ 324-08), аннотированного каталога выпуск N 2 за 2011 год (стр. 26 - ТУ 324-08), аннотированного каталога выпуск N 1 за 2012 год (стр. 34), заключения о соответствии вида деятельности ОАО «Казанский мясокомбинат» (на стр. 2 указана колбаса салями «Министерская», производимая по ТУ 9213-003-45575838-98 распечатка из сети Интернет от 20.10.2017), реестр санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию (распечатка из Интернета от 25.10.2017) (вх. N 11358 от 25.10.2017 г.), из которых следует, что обозначение «Салями Министерская» использовалось разными производителями в наименовании колбасной продукции при разработке технических условий на указанную продукцию еще задолго до даты регистрации ОАО «Сочинский мясокомбинат» товарного знака по свидетельству N 476066.

По запросам управления ОАО «Сочинский мясокомбинат» в материалы дела N 240/2017 представлены копии следующих документов и материалов: свидетельства на товарный знак N 476066, свидетельства о регистрации ОАО «Сочинский мясокомбинат» от 04.11.1992, устава ОАО «Сочинский мясокомбинат», ТУ 9213-006-00422072-99 на колбасы варено-копченые, утвержденные ОАО «Мясокомбинат «Сочинский» 31.08.1999, сертификат соответствия N РОСС RU.AE15.B16142 с 15.05.2009 г. по 14.05.2012, декларации о соответствии ОАО «Сочинский мясокомбинат» от 01.02.2012, 2-х страниц стандарта организации СТО 00422072-006-2015 колбасы варено-копченые ТУ утвержденные 01.09.2015 г., декларации о соответствии от 15.09.2015, справки-заключения о проверке охраноспособности товарного знака исх. N 05997 от 08.07.2010, договора поручения N 08363-11 от 09.12.2008 о приобретении и защите исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, дополнительных соглашений к договору поручения N 13 от 24.10.2011, N 15 от 07.11.2012 о регистрации ТЗ «Салями Министерская», договора на поставку мясопродуктов N 1302/530 от 02.07.2010, заключенного между ОАО «Сочинский мясокомбинат» и ФГУП «Объединенный санаторий «Русь», спецификации к договору N 1302/530 от 02.07.2010, договора на поставку мясопродуктов от 21.10.2010, заключенного между ОАО «Сочинский мясокомбинат» и ИП ФИО6, товарной накладной N СЧ-0061739 от 01.06.2013, квитанции от 01.06.2013, договора на поставку мясопродуктов от 23.06.2010 N 1847П, товарной накладной N СЧ-0026966 от 13.03.2012, платежного поручения N 170 от 22.03.2012, договора на поставку колбасных изделий N 504 П от 01.09.2011 г., договора на поставку мясопродуктов N 2098Н от 01.11.2011, спецификации к договору N 2098Н от 01.11.2011, договора на поставку мясопродуктов N 18П от 13.01.2011, платежного поручения N 161 от 30.12.2013, товарной накладной N СЧ-0164077 от 26.12.2013, договора на поставку мясопродуктов N 50П от 25.01.2011, товарной накладной N СЧ-0011109 от 01.02.2012, квитанции N Кв-008107 от 01.02.2012, договора на поставку мясопродуктов N 277П от 06.08.2012, товарной накладной N СЧ000031176 от 25.03.2016, кассового ордера N СЧ000021318 от 25.03.2016, договора N 483П от 21.11.2012, товарной накладной N СЧ-0074575 от 11.07.2014, квитанция N Кв-0050597 от 11.07.2014, договора N 190П от 31.05.2013, товарной накладной N СЧ000000193 от 03.01.2017, платежного поручения N 172 от 10.01.2017, договора N 379Н от 25.11.2013, товарной накладной N СЧ-0137879 от 12.12.2014, платежного поручения N 304 от 26.12.2014, договора N 353н от 28.11.2013, товарной накладной СЧ000019094 от 23.02.2016, платежного поручения N 315 от 29.02.2016, договора N 121П от 16.02.2015, спецификации к договору N 121П от 16.02.2015, товарной накладной N СЧ-0016700 от 24.02.2015, платежного поручения N 134 от 26.02.2015, договора N 70н от 24.02.2015, товарной накладной N СЧ-0038786 от 01.05.2015, квитанции N Кв-0025988 от 01.05.2015, договора N 136П от 20.04.2016, кассового ордера N СЧ- 000109035 от 06.01.2017, товарной накладной N СЧ000001190 от 01.01.2017, каталог продукции 2013 года.

Для квалификации действий лица по регистрации обозначения в качестве товарного знака как акта недобросовестной конкуренции, в качестве критерия недобросовестности лица может быть принято во внимание последующее (после регистрации) поведение правообладателя, с том числе, связанное с действиями по вытеснению конкурентов с товарного рынка путем предъявления в суд требований о пресечении использования спорного обозначения.

ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» в материалы дела N 240/2017 представлены копии претензии ОАО «Мясокомбинат «Сочинский» от 07.02.2017 и письма ОАО «Сочинский мясокомбинат» от 27.02.2017 с требованием о прекращении использования товарного знака по свидетельству N 476066 при производстве и реализации колбасных изделий.

Из представленных ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» документов следует, что оно еще до даты приобретения ОАО «Сочинский мясокомбинат» исключительных прав на товарный знак по свидетельству N 476066 (04.12.2012) законно и открыто использовало в своей деятельности обозначение «салями Министерская» при производстве и реализации колбасной продукции.

После регистрации ОАО «Сочинский мясокомбинат» товарного знака по свидетельству N 476066 общество, заведомо зная об использовании
ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» обозначения «салями Министерская» при производстве и реализации колбасных изделий, направило в адрес
ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» претензию о незаконном использовании ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» указанного обозначения при производстве мясной продукции, сходного до степени смешения с товарным знаком по свидетельству N 476066, с требованием прекратить использование зарегистрированного товарного знака.

Доводы жалобы о том, что претензия ОАО «Сочинский мясокомбинат» предъявлялась в отношении выпускаемой на тот момент
ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» продукции под названием «Салями Министерская» - изделие колбасное варено-копченое из мяса птицы весовое, изготовленное по ТУ 9213-001-00422020-2014 в состав, которого входит: мясо птицы кусковое, шпик, мясо птицы механической обвалки и т.д., данную продукцию ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» начало производить с апреля 2016 года, т.е. после регистрации  ОАО «Сочинский мясокомбинат» товарного знака № 476066, обоснованно отклонены антимонопольным органом и судом первой инстанции  ввиду следующего.

ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» осуществляет производство и реализацию колбасного изделия под наименованием «Салями Министерская» в течение длительного периода времени - в материалы дела были представлены документы за период с 2007 по 2017 г.г.

07.02.2017 ОАО «Мясокомбинат «Сочинский» направило
ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» претензию с требованием о прекращении использования товарного знака по свидетельству N 476066 («салями Министерская») при производстве и реализации колбасных изделий в названии продукции.

Указанная претензия ОАО «Мясокомбинат «Сочинский» не содержит требования о прекращении использования ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» товарного знака по свидетельству N 476066 («салями Министерская») при производстве и реализации колбасных изделий в названии продукции только в отношении продукции производимой по ТУ 9213-001-00422020-2014, а содержит требование о прекращении использования товарного знака по свидетельству
N 476066 («салями Министерская») в названии продукции.

Для установления факта недобросовестной конкуренции при приобретении и использовании исключительных прав на средство индивидуализации товара не требуется доказывать факт использования спорного обозначения по каким-либо специальным критериям до момента подачи заявки на регистрацию обозначения в качестве товарного знака (например, по составу продукции).

Одним из обстоятельств, которые могут свидетельствовать о недобросовестном поведении лица, зарегистрировавшего товарный знак, может быть то, что это лицо знало или должно было знать о том, что третьи лица на момент подачи заявки на регистрацию обозначения в качестве товарного знака законно использовали соответствующее обозначение для индивидуализации производимых ими товаров или оказываемых услуг без регистрации в качестве товарного знака, а также то, что такое обозначение приобрело известность среди потребителей.

Кроме того, если до даты приоритета товарного знака спорное обозначение использовалось третьими лицами (например, конкурентном, в том числе наравне с последующим правообладателем), регистрация товарного знака могла быть произведена исключительно с целью устранения присутствия третьих лиц на рынке определенного товара. Такая регистрация не соответствует основной функции товарного знака по индивидуализации товаров правообладателя.

С целью установления наличия либо отсутствия сходства до степени смешения обозначения «салями Министерская», используемого
ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» при производстве и реализации колбасных изделий с товарным знаком по свидетельству N 476066, 30.05.2017 Краснодарским УФАС России в адрес Федеральной службы по интеллектуальной собственности было направлено письмо о даче письменной консультации о наличии сходства до степени обозначения «салями Министерская», используемого ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» при производстве/реализации продукции под наименованием «салями Министерская» на упаковке товара, в документации с товарным знаком по свидетельству на товарный знак N 476066.

13.07.2017 в управление поступило письмо ФГБУ «Федеральный институт промышленной собственности» (ФИПС) (исх. N 41-5772-12 от 03.07.2017) с приложением справки, согласно которой в результате проведенного исследования установлено, что представленные обозначения 1-3 являются сходными до степени смешения с указанным товарным знаком по свидетельству N 476066, поскольку ассоциируется с ним в целом в силу фонетического и семантического тождества и графического сходства общих словесных элементов «Салями министерская»/ «САЛЯМИ МИНИСТЕРСКАЯ» и «Салями Министерская».

Учитывая изложенное, управлением сделан обоснованный вывод о том, что обозначение, которое ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» использует при производстве/реализации колбасной продукции, сходно с товарным знаком по свидетельству N 476066.

Из материалов дела N 240/2017 следует, что ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» на момент подачи заявки на регистрацию обозначения «салями Министерская» в качестве товарного знака открыто и законно использовало указанное обозначение при производстве и реализации колбасной продукции (салями).

Обозначение «салями Министерская» приобрело известность среди потребителей не в результате деятельности ОАО «Мясокомбинат «Сочинский», поскольку указанное обозначение использовалось в наименовании колбасной продукции, в документации, а также при разработке технических условий разными производителями на протяжении длительного периода времени еще до даты подачи заявки на регистрацию товарного знака по свидетельству на товарный знак N 476066 (ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской», ООО «Увинский мясокомбинат», ОАО «Казанский мясокомбинат»).

ОАО «Сочинский мясокомбинат» не представлены документы, свидетельствующие о незаконном использовании ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» вышеуказанного обозначения.

ОАО «Сочинский мясокомбинат» не было представлено доказательств, свидетельствующих о том, что спорное обозначение разработано и введено в оборот именно ОАО «Сочинский Мясокомбинат» и ранее никем, кроме него не использовалось.

Также при рассмотрении дела N 240/2017 управлением установлено, что ОАО «Сочинский мясокомбинат» не является лицом, которое впервые ввело в оборот спорное обозначение. В материалах дела N 240/2017 имеются доказательства, подтверждающие факт регистрации обозначения сходного до степени смешения со спорным обозначением в качестве товарного знака 29.10.2002 ООО «Мясной дворъ-ВН», а именно: товарный знак по свидетельству на товарный знак N 226265 («МИНИСТЕРСКАЯ») в отношении товаров 29 класса МКТУ. Срок действия исключительного права на товарный знак по свидетельству N 226265 истек 20.04.2011.

Из материалов дела N 240/2017 следует, что после регистрации
ОАО «Сочинский мясокомбинат» товарного знака по свидетельству N 476066 общество, заведомо зная об использовании ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» обозначения «салями Министерская» при производстве и реализации колбасных изделий в течение длительного периода времени, направило в адрес ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» претензию о незаконном использовании указанного обозначения при производстве мясной продукции, сходного до степени смешения с товарным знаком по свидетельству N 476066, с требованием прекратить использование зарегистрированного товарного знака.

Указанные действия ОАО «Сочинский мясокомбинат» следует рассматривать как устранение присутствия конкурента ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» на товарном рынке по производству и реализации колбасных изделий, что свидетельствует о недобросовестности поведения ОАО «Сочинский мясокомбинат» при осуществлении предпринимательской деятельности.

В силу пункта 1 статьи 10 ГК РФ действия ОАО «Сочинский мясокомбинат» по регистрации товарного знака по свидетельству на товарный знак N 476066 от 04.12.2012 являются недобросовестными, направленными исключительно на устранение присутствия третьих лиц на рынке определенного товара и подтверждают злоупотребление правом.

Таким образом, при рассмотрении дела N 240/2017 управлением в действиях ОАО «Сочинский мясокомбинат» по приобретению и использованию исключительного права на товарный знак по свидетельству на товарный знак
N 476066 (дата регистрации 04.12.2012, дата приоритета 27.10.2011) обоснованно установлены все признаки недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 9 статьи 4 Закона о конкуренции, а именно: действия ОАО «Сочинский мясокомбинат» направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, могут причинить убытки хозяйствующему субъекту-конкуренту, нанести вред его деловой репутации, совершены ОАО «Сочинский мясокомбинат» с намерением воспользоваться репутацией конкурентов, а также с целью устранения присутствия конкурента ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской» на рынке определенного товара.

Действия ОАО «Сочинский мясокомбинат» по регистрации товарного знака по свидетельству на товарный знак N 476066 не следуют основной функции товарного знака по индивидуализации товаров правообладателя, что согласно пункту 5 Справки по вопросам недобросовестного поведения, в том числе конкуренции, по приобретению и использованию средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, утвержденной постановлением президиума Суда по интеллектуальным правам от 21.03.2014 N СП-21/2, рассматривается в правоприменительной практике как недобросовестная конкуренция, запрещенная статьей 14.4 Закона о конкуренции.

Таким образом, комиссия Краснодарского УФАС России, исследовав все обстоятельства дела и представленные доказательства, установила в действиях ОАО «Сочинский мясокомбинат» по приобретению и использованию исключительных прав на товарный знак по свидетельству N 476066 в отношении товаров 29 класса МКТУ нарушение части 1 статьи 14.4 Закона о конкуренции

Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 26.02.2019 N 308-КГ18-26287 по делу N А32-2612/2018.

Доводы жалобы о том, что ОАО «Сочинский мясокомбинат» задолго до регистрации товарного знака  № 476066 (март 2004г.) начало производство продукции под наименованием «Салями Министерская», а также о предъявлении ОАО «Сочинский мясокомбинат» претензий другим лицам: ИП ФИО3; «Колбасный цех ДСК»; ООО «ДА»; ИП ФИО4; ООО Колбасный завод «ДОНСКИЕ ТРАДИЦИИ»;
ООО Мясокомбинат «Олимпия», которые начали использовать уже зарегистрированный ОАО «Сочинский мясокомбинат» товарный знак № 476066 для производства своей продукции, не опровергают установленного антимонопольным органом факта наличия в действиях общества признаков недобросовестной конкуренции.

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.

Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.

Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.11.2018 по делу №А32-27707/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий                                                           М.В. Ильина

Судьи                                                                                             О.Ю. Ефимова

                                                                                                        С.С. Филимонова