ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-22202/18 от 01.03.2019 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-35464/2018

11 марта 2019 года                                                                             15АП-22202/2018

Резолютивная часть постановления объявлена марта 2019 года .

Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2019 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Ильиной М.В.,

судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,

в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.12.2018 по делу № А32-35464/2018 (судья Погорелов И.А.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью СМУ «Гражданстрой»

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю

о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью СМУ «Гражданстрой» (далее – общество, ООО СМУ «Гражданстрой», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю, (далее – управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения, изложенного в уведомлении от 08.06.2018 № 23/001/002/835/2018-3586, об обязании управление совершить действия по государственной регистрации перехода права собственности.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.12.2018 заявленные требования удовлетворены частично. Решение Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю о возврате документов по государственной регистрации перехода права собственности к ООО СМУ «Гражданстрой» на объект недвижимости: Башня водонапорная, год постройки 1992, находящаяся по адресу
<...> изложенное в уведомлении о возврате документов без рассмотрения от 08.06.2018 № 23/001/002/835/2018- 3586, признано незаконным и полностью отменено как несоответствующее Федеральному закону Российской Федерации от 13.03.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В порядке пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю  устранить допущенное нарушение прав и законных интересов и рассмотреть заявление ООО СМУ «Гражданстрой» от 08.06.2018 № 23-0-1-237/3101/2018-1783 и № 23/001/002/835/2018-3586 на объект недвижимости Башня водонапорная, КН/УН: 23-23/001-23/001/852/2016-6957, расположенный по адресу: России, Краснодарский край, г. Краснодар, Центральный внутригородской округа, ул. Воронежская дом 116 по существу. Совершить действия, предусмотренные статьей 29 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2015 № 218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в срок установленный статьей 16 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда, ссылаясь на то,  что представленный заявителем технический план в виде XML-схемы содержит ошибку «технический план - файл с данным GUID уже был загружен № 23-0-1-236/3102/2017-2062». Данный технический план был предоставлен 25.11.2017, следовательно, для осуществления учетно-регистрационных действий необходимо было представить технический с план с уникальным набором символом, который не был ранее представлен в Управление Росреестра. В соответствии с Приказом от 01.11.2016 № 689 «О внесении изменений в форму технического плана и требования к его подготовке, состав содержащихся в нем сведений, а также форму декларации об объекте недвижимости, требования к ее подготовке, состав содержащихся в ней сведений, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. N 953», технические планы, представленные для государственного кадастрового учета, подготовленные кадастровым инженером до 1 января 2017 г., не могут быть использованы с 1 июля 2017 г. Представленный технический план подготовлен 27.12.2016.

Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

В судебное заседание стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 26.05.2018 ООО СМУ «Гражданстрой» обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимого имущества: Башня водонапорная, год постройки 1992, находящаяся по адресу г. Краснодар,
ул. Воронежская 116.

Заявителем были представлены следующие документы: заявление о государственной регистрации прав № 23/001/002/835/2018-3586 от 26.05.2018, заявление о государственном кадастровом учете № 23-001-237/3101/2018-1783 от 26.05.2018, платежное поручение от 17.08.2016, доверенность от 07.03.2017, технический план сооружения от 27.12.2016.

08.06.2018 управлением было направлено в адрес общества уведомление
N 23/001/002/835/2018-3586 о возврате документов без рассмотрения по причине того, что технический план - файл с данными GUID уже был загружен в заявлении N 23-0-1-236/3102/2017-2062 со ссылкой на пункт 1 статьи 25 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Полагая решение Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю о возврате документов без рассмотрения, изложенное в уведомлении от 08.06.2018
N 23/001/002/835/2018-3586, незаконным, ООО СМУ «Гражданстрой» обратилось в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.

Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

В соответствии со ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В соответствии со ст. 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя:

1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона;

3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

5) выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

 Статья 25 Закона N 218-ФЗ определяет, что орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если:

1) такие заявление и документы представлены в форме электронных документов, электронных образов документов в формате, не соответствующем формату, установленному органом нормативно-правового регулирования;

2) такие заявление и документы представлены в форме документов на бумажном носителе и имеют подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, в том числе документы, исполненные карандашом, имеют серьезные повреждения, которые не позволяют однозначно истолковать их содержание;

3) информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем;

4) в ЕГРН содержится отметка о невозможности государственной регистрации перехода права, ограничения права и обременения объекта недвижимости без личного участия собственника объекта недвижимости (его законного представителя) и заявление на государственную регистрацию прав представлено иным лицом, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьи 19 Закона N 218-ФЗ;

5) заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав не подписано заявителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном приказом Министерством экономического развития Российской Федерации от 26.11.2015 N 883 «Об установлении порядка представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, порядка представления заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости».

Согласно п. 9 порядка представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, направляемые в форме электронных документов, представляются в одном из следующих форматов:

- в виде файлов в формате XML-документов, созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных;

- в виде электронных образов документов в формате PDF.

Управление в уведомлении N 23/001/002/835/2018-3586 о возврате документов без рассмотрения указало, что технический план - файл с данными GUID уже был загружен в заявлении N 23-0-1-236/3102/2017-2062 со ссылкой на пункт 1 статьи 25 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Между тем, статей 25 Закона N 218-ФЗ такое основание как возврат заявления в связи с тем, что файл с данными GUID уже был загружен в заявлении N 23-0-1-236/3102/2017-2062 статьей 25 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не предусмотрено.

На основании вышеизложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования общества в части признания незаконным решения, изложенного в уведомлении от 08.06.2018 № 23/001/002/835/2018-3586.

В удовлетворении требований заявителя об обязании управление совершить действия по государственной регистрации перехода права собственности обоснованно отказано, поскольку государственная регистрация права собственности производится в установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» порядке, тогда как арбитражный суд, рассматривая споры, связанные с государственной регистрацией, не подменяет собой государственные органы, на которые возложена обязанность осуществлять регистрацию.

Доводы жалобы о том, что представленный заявителем технический план в виде XML-схемы содержит ошибку «технический план - файл с данным GUID уже был загружен № 23-0-1-236/3102/2017-2062», для осуществления учетно-регистрационных действий необходимо представить технический с план с уникальным набором символом, который не был ранее представлен в Управление Росреестра, не имеют правового значения для рассмотрения апелляционной жалобы по существу, поскольку основание для возвращения заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документов, прилагаемых к нему, без рассмотрения, изложенное в оспариваемом уведомлении, не соответствует закону.

Несоответствие формы и (или) содержания документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства Российской Федерации в силу пункта 7 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ является основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.

 Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.

Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.

Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.12.2018 по делу №А32-35464/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий                                                           М.В. Ильина

Судьи                                                                                             О.Ю. Ефимова

                                                                                                        С.С. Филимонова